Глоссарий проблемы и система безопасности строительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глоссарий проблемы и система безопасности строительства



Каждая проблема имеет право оперировать собственной терминологией. В рассматриваемой проблеме ключевые термины – это «строительный объект», «конструкционная безопасность» и «риск аварии»», совокупно образующие название книги. По мнению ее автора наиболее корректное их описание следующее:

Строительный объект – это геометрически неизменяемая система несущих и ограждающих конструкций, образующих единое замкнутое пространство для жизнедеятельности людей и в которой всякое изменение физического состояния конструктивных элементов изменяет ее реакцию на внешнее воздействие, повышая или понижая величину риска аварии.

Примечание. На «строительном языке» этот термин имеет ряд синонимов: здание, строение, сооружение. Они часто используются в директивных документах по строительной отрасли; в этой книги они тоже применяются.

Конструкционная безопасность – свойство строительного объекта, отвечающее за прочность, жёсткость и устойчивость системы «основание - несущий каркас», и за способность объекта противостоять воздействиям, не предусмотренным в проекте; ее фундамент – физическое состояние основания и несущих конструкций объекта.

Примечание. В Федеральном Законе «О техническом регулировании» использован другой термин, а именно – «механическая безопасность», но для строительной отрасли он неверный. Видимо, авторы закона при его введении исходили из термина «строительная механика», дисциплины, связанной с расчетом строительных систем на прочность, жесткость и устойчивость,но ошиблись, так как предмет интересов строительной механики – это объекты, не находящиеся в движении.

Риск (risk) аварии строительного объекта –интегральнаямеранеопределенностифизического состояния строительного объекта; мера – это число, равное отношению фактической вероятности аварии объекта к вероятности теоретической, обусловленной строительными нормами (СНиП) и вносимой по умолчанию в строительный объект при его проектировании.

Примечание. Неопределенностьфизического состояния строительного объекта измеряется величиной информационной энтропии, как одного из показателей закона распределения плотности вероятностей для риска аварии строительного объекта.

Учитывая специфику книги, невозможно обойтись без использования в глоссарии термина «менеджмент риска», содержащегося в национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 31000 – 2010 [82].

Менеджмент риска (risk management) – скоординированные действия поуправлению риском аварии строительного объекта и его контролю. Примечание. Менеджмент рискавключает в себя идентификацию риска аварии, его оценивание и регулирование. Если проще, то этот термин следует понимать как контроль конструкционной безопасности объекта.

Другие, используемые в книге, термины:

Аварийное состояние – состояние объекта, когда в его несущих конструкциях уже есть дефекты и повреждения; в этом состоянии объект еще сохраняет свои основные функции, но его способность противостоять непроектным воздействиям уже утрачена.

Авария – полная потеря работоспособности объекта из-за разрушения и/или потери устойчивости его несущих конструкций.

Надежность – соответствие требованиям норм (проекта); для системы «основание - несущий каркас» объекта в целом и для ее конструкций в отдельности надежность – это способность: а) противостоять разрушению (прочность); б) сохранять под нагрузкой свою форму с допустимыми деформациями (жесткость); в) возвращаться в исходное положение при снятии внешних воздействий (устойчивость).

Максимально допустимый риск аварии – ограничение на величину риска аварии для завершенного строительством объекта.

Критический риск аварии – инварианта риска аварии для объекта, находящегося в эксплуатации; при его достижении объект начинает переход в аварийное состояние.

Безопасный остаточный ресурс – интервал времени эксплуатации объекта от текущего момента времени до момента достижения им критического значения риска аварии.

Диагностика – исследование физического состояния основания и конструктивных элементов несущего каркаса строительного объекта; применяется как при возведении, так и при эксплуатации зданий и сооружений.

Глоссарий – неотъемлемая часть системы безопасности строительства. В представлении автора книги система безопасности – это набор технологий по контролю и гарантированию конструкционной безопасности как строящихся, так и находящихся в эксплуатации зданий и сооружений. Действительно, чтобы защитить строительный объект от аварийного обрушения необходимо, прежде всего, обеспечить его конструкционную безопасность. Ее показателем является риск аварии объекта, величина которого зависит от количества и степени опасности человеческих ошибок, допущенных при его проектировании, возведении и эксплуатации. При этом действующие строительные нормы (СНиП) человеческий фактор опасности не учитывают, а коэффициенты надежности, закладываемые в объект при его проектировании, опасность, исходящую от людей, не компенсируют. Страхование же объекта на случай аварии применения в строительной практике пока еще не нашло.

Объективная необходимость разработки и введения в практику системы безопасности строительства (далее «Система») обоснована в следующих документах:

1. Постановление специальной коллегии Госстроя СССР от 1988г. о создании Системы, вышедшее вслед случившейся на территории Армении строительной катастрофы.

2. Обращение экспертного совета Государственной Думы РФ к губернаторам регионов Уральского Федерального Округа (письмо за № ВЕ–468 от 16 ноября 2007г.) по вопросу развертывания Системы на ее территории.

Ключевыми этапами при создании Системы являются:

1. Разработка технологий контроля, обеспечения и подержания требуемого уровня конструкционной безопасности строительных объектов и апробация этих технологий на экспериментальном перечне строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений.

2. Создание территориальных Школ конструкционной безопасности, предназначенных для формирования у их слушателей позитивного отношения к Системе и закрепления новых функциональных связей между государственным строительным надзором и всеми участниками инвестиционного процесса.

3. Подготовка и проведение научно-практической конференции по внедрению Системы в строительную практику страны.

4. Анализ результатов конференции и разработка на основе их анализа проекта Федерального Закона «О безопасности строительства» и нового технического регламента «Безопасность строительного объекта и застраиваемой территории»

К научно-техническому обеспечению Системы относятся:

1. Свод правил по обеспечению конструкционной безопасности объектов и прилегающих к ним территорий в виде дополнения к действующим строительным нормам

2. Набор методических пособий для обучения слушателей Школы. Набор в библиографическом списке книги представлен работами [4,6,15,37,41,46,69,71] и этой книгой (Конструкционная безопасность строительного объекта).

Технический регламент «Безопасность строительного объекта и застраиваемой территории» должен содержать:

–требования на величину риска аварии строительных объектов и на показатели безопасности прилегающих к ним территорий;

–технологию идентификации фактического риска аварии объекта;

–технологии подтверждения соответствия объекта и прилегающей к нему территории требованиям регламента;

–механизмы воздействия на производителей и собственников конечной строительной продукции для обеспечения требований регламента.

Примерное содержание учебного курса вводного семинара для руководителей строительной отрасли:

· Градостроительная безопасность территорий. Влияние природных и техногенных факторов риска на выбор территории для застройки.

· Показатели конструкционной безопасности зданий и сооружений. Сценарий наступления аварии. Зависимость тяжести последствий аварии от величины риска аварии объекта строительства.

· Инварианты риска аварии (пороговые значения).Безопасный ресурс и его зависимость от величины фактического риска аварии после завершения строительства объекта.

· Подтверждение соответствия объектов строительства и прилегающих к ним территорий требованиям регламента. Механизмы регулирования риска аварии строительных объектов и прилегающих к ним территорий.

· Страхование объектов строительства на случай аварии. Мотивация страхования. Баланс интересов страхователей и страховщиков. Страховой тариф как отражение реальной угрозы аварии.

· Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в условиях действия технического регламента. Уроки строительных аварий и их влияние на общественное сознание.

В заключении к разделу следует отметить, что разработка Системы должна начинаться с пилотного проекта по ее созданию. В обязательном порядке пилотный проект должен содержать экспериментальную часть. Это связано с необходимостью апробации на экспериментальном перечне строительных объектов новых подходов и технологий по обеспечению их конструкционной безопасности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.01 с.)