В.39. Основные методы доходной оценки, используемые в сфере купли-продажи нематериальных активов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.39. Основные методы доходной оценки, используемые в сфере купли-продажи нематериальных активов



Всю совокупность доходных методов можно разделить на две группы в зависимости от характера трансакций, которым они соответствуют: группа методов, используемых для оценки НМА при операциях их купли-продажи и группа методов оценки НМА для обеспечения внутрикорпоративных трансакций.

Первая группа представлена следующими базовыми методами:

c) метод оценки стоимости НМА как цены отказа от конкуренции;

d) метод освобождения от роялти.

Во вторую группу входят:

d) метод избыточных прибылей;

e) метод дисконтирования денежных потоков, генерируемых объектом НМА;

f) метод «большого котла».

 

Метод оценки стоимости НМА как цены отказа от конкуренции применяется для оценки стоимости патентов и лицензий в сфере их купли-продажи и фактически базируется (как и все остальные методы доходного подхода) на понимании полезности оцениваемого объекта НМА как его способности генерировать определенный доход. В этой связи, в основу расчета стоимости соответствующего объекта положена оценка величина ренты от его использования. Оценка данным методом фактически представляет собой двухшаговую процедуру с решением на каждом шаге качественно различных задач.

Первым шагом в расчете выступает выявление всех технико-технологических преимуществ, которые получает патентообладатель благодаря монопольному владению соответствующим НМА. Этот шаг принято называть идентификацией области технической исключительности.

Следующим шагом является определение диапазона возможных рыночных оценок, соответствующих выделенной технической области. Нижняя граница диапазона рассчитывается как минимально приемлемая для патентообладателя оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Опытным путем установлено, что наиболее приемлемые оценки этой нижней границы при анализе нового или растущего рынка обеспечиваются при использовании достаточно простого метода, основанного на анализе ожидаемого прироста прибыли. Разность между рассчитанными величинами прибыли (потенциальным уровнем, который может быть обеспечен в будущем за счет использования патентной исключительности и потенциальным уровнем, который можно достичь без использования соответствующего ОИС) представляет собой дополнительную прибыль, достигаемую благодаря исключительности и в определенной мере уступаемую вместе с ней. Далее определяется максимально приемлемая для потенциального лицензиата оценку платежа за доступ к запатентованному ОИС (т.е. верхняя возможная граница диапазона оценок). В качестве такой верхней границы в большинстве случаев принято рассматривать стоимость привлекаемого лицензиатом инвестиционную капитала.

Рассчитанные границы диапазона возможных оценок стоимости объекта НМА могут быть скорректированы на величину трансакционных издержек (потери вследствие риска, стоимость возможных судебных разбирательств и т.д.). Полученный интервал возможных оценок выступает в качестве базы переговоров, в ходе которых фиксируется конкретная стоимостная оценка соответствующего объекта НМА.

 

Метод освобождения от роялти также используется для оценки патентов и лицензий, однако в отличие от метода оценки НМА как цены отказа от конкуренции, принимает во внимание лишь цели одной из сторон возможной трансакции – текущего патентообладателя. Последовательность применения этого метода такова:

1. составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти;

2. определяется ожидаемая величина ставки роялти;

3. определяется экономический срок службы анализируемого НМА;

4. рассчитываются ожидаемые выплаты по роялти путем расчета процентных отчислений от прогнозируемого объема продаж;

5. из величин ожидаемых выплат по роялти вычитают все расходы, связанные с текущим обеспечением охраноспособности оцениваемого НМА;

6. рассчитываются дисконтированные потоки прибыли от выплат по роялти;

7. определяется общая сумма приведенных потоков прибыли от выплат по роялти.

Т.о., стоимость (цена реализации) соответствующего НМА (например - лицензии) при использовании данного метода определяется по формуле:

 

(6.2.7)

 

где Vi – планируемый объем выпуска продукции на базе оцениваемого НМА в i-м году, в натуральных единицах;

Рi – планируемый уровень цен на соответствующую продукцию в i-м году;

Ri – планируемый уровень платежей по роялти в i-м году, в %;

Si – планируемая величина расходов по обслуживанию оцениваемого НМА в i-м году;

Kid – коэффициент дисконтирования для i-го года;

T – ориентировочный срок действия лицензионного договора, лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.004 с.)