Причины и ход присоединения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и ход присоединения.



В середине XV в. Золотая Орда распалась. На ее террито-
рии возникли более мелкие государства: Ногайская Орда, Ка-
занское, Сибирское и Астраханское ханства. Башкиры оказа-
лись под их господством. В этих государствах не было устой-
чивой центральной власти. Различные феодалы боролись меж-
ду собой, вовлекая в эту борьбу и башкир. Кродае того, часто
велись войны между ханствами за обладание всем Башкорто-
станом. Все это еще более ухудшило положение башкир, по-
этому они выступили против гнета ногайских, казанских,
сибирских и астраханских ханов и феодалов. Но башкиры ока-
зались не в состоянии своими силами избавиться от власти чу-
жеземных ханств и создать самостоятельное государство.

В середине XVI в. произошли серьезные изменения в Сред-
нем Поволжье. Русское государство начало войну против Ка-
занского ханства. 2 октября 1552 г. русские войска взяли
г. Казань. Казанское ханство перестало существовать. Ногай-
ская Орда ослабла из-за внутренних распрей. Она оказалась в
определенной зависимости от Русского государства. Однако
ногайский хан и феодалы не собирались отказываться от сво-
ей власти над башкирами. Кроме того, положение осложни-
лось тем, что сибирский хан стал претендовать на казанских и
ногайских башкир.

В этой сложной обстановке башкиры должны были войти в
состав какого-либо сильного государства и попытаться с его

помощью освооодиться от власти ненавистных ногайских и си-
бирских ханов и феодалов.

Выбор пал на Русское государство. Большое значение в
этом выборе имело то, что именно оно, Русское государство,
разгромило казанского хана, ослабило ногайского хана и фео-
далов — вековых угнетателей башкир. Сильное впечатление
произвела и спокойная внешняя политика русского царя после
падения Казани: вместо организации военного похода для под-
чинения окрестных народов он обратился к ним с призывом
добровольно войти в состав Русского государства и обещал им
мирную жизнь.

Сведения об этих шагах русского царя Ивана Грозного со-
хранились в русских летописях и башкирских шежере. Шеже-
ре северо-западных башкир-гайнинцев (часть потомков их
сейчас живет на территории Янаульского района РБ и Бар-
дымского района Пермской области), например, повествует
о том, что они обратились к русскому царю с просьбой о при-
нятии в подданство после того, как «пришли послы и ознако-
мили их с грамотой». В шежере башкир племени Юрматы (по-
томки юрматынцев в настоящее время живут в основном в
Ишимбайском и Стерлитамакском районах) говорится о при-
езде царских послов с грамотой о льготах за добровольное
принятие русского подданства, «...когда во все земли были на-
правлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто
не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюда-
ет свои обычаи». О приезде царских послов в Башкирию с
приглашением ее населения войти в состав Русского государ-
ства рассказывается также в шежере племен Бурзян, Кипчак,
Усерган и Тамъян. Перечисленные племена занимали террито-
рии нынешних Баймакского, Бурзянского, Кумертауского, Ме-
леузовского, Абзелиловского, Белорецкого, Зилаирского, Ку-
гарчинского, Зианчуринского и Хайбуллинского районов Баш-
кортостана, Саракташского и Кувандыкского районов Орен-
бургской области. Таким образом, представители русского
правительства побывали не только в западной, но и в цент-
ральной и южной Башкирии.

Содержание грамот русского царя было достаточно широ-
ко известно среди башкирского населения. Не случайно, не
только верхи, но и народные массы высказывались за вхожде-
ние в состав Русского государства.

Башкирские племена входили в состав Русского государст-
ва неодновременно. Первыми зимой 1554 г. приняли русское
подданство западные и северо-западные башкиры, подвласт-
ные ранее Казанскому ханству. На этой части Башкирии в то
время проживали башкиры племен Байляр, Еней, Гирей, Уран


Прием башкирских послов царем Иваном IV в Москве в 1556 г.

и Гайна. Земли Байляр и Еней в настоящее время входят в
состав Татарстана (районы окрестностей, а также западнее и
севернее г. Мензелинска). Территория Гирей составляет в ос-
новной части Краснокамский район Башкортостана. Уран и
Гайна частично находятся в составе Янаульского района, час-
тично — в составе южных районов Пермской об/тсти.

О том, как перечисленные выше башкиры устанавливали
связи с царскими властями, повествует одно из шежере:
«...4 племени, занимавшие земли к востоку от Казани, сгово-
рившись, послали к этому царю Ивану своих знатных людей.
Их прихода он (царь — И. А) и сам ждал». В одном из преда-
ний башкир Янаульского района Башкортостана говорится о
том, что «...от башкирского племени Гайна в Казань, к наме-
стнику русского царя, ездил послом Айсуак бей — один из ро-
доплеменных вождей гайнинцев».

В 1554—1556 гг. движение за присоединение к Русскому
государству развертывается среди племен, живших в цент-
ральной, южной и юго-восточной Башкирии. Они подчинялись
тогда Ногайской Орде. Башкиры многочисленного и сильного
племени Мин направили к царскому наместнику в Казань
4 послов с просьбой о подданстве (потомки минцев в настоя-
щее время проживают в основном в Уфимском, Чишминском,
Давлекановском, Аургазинском, Альшеевском, Бижбулякском
и Миякинском районах. Город Уфа основан на их земле).

Примерно в это же время в Казань ездили башкиры боль-
шого племени Юрматы. В их шежере говорится: «...я, Татигач
бий... взял с собой три человека от трех тюб народа, сначала
Азна-баба, второго Илчекай Тимер-баба, третьего Кармыш-
баба, и вчетвером, забрав с собой нескольких друзей-спутни-
ков, придя в город Казань, согласились быть подданными Бе-
лого-бия падишаха. Получили ярлык, в подарок снедь, атлас-
ные материи...»

Не менее ярко шежере описывает поездку посланцев пле-
мен Бурзян, Кипчак, Усерган и Тамъян к царскому наместни-
ку для переговоров о русском подданстве: «...послы четырех
башкирских племен... из них от племени Усерган князь Бик-
бау, от племени Бурзян князь Иске-бий, от племен Кипчак
князь Мешавли Каракузяк, из Тамъяна князь Шагали Шак-
ман. Эти четыре бия, прибыв в город Казань, стали известны-
ми Ивану Грозному. Башкир приняли в русское подданство с
условием верной службы царю; после принятия в подданство
царь, оказав милость, наградил их самих тарханским зва-
нием».

Послы башкир племен Табын побывали в Казани в 1556 г.
(их потомки в настоящее время проживают в основном в Кар-
маскалинском, Гафурийском, отчасти в Архангельском райо-
нах). Некоторые племена направили своих послов к царскому
наместнику в Казань в 1557 г.

Заключительным этапом процесса вхождения Башкортос-
тана в состав Русского государства явилась поездка башкир-
ских представителей в 1556—1557 гг. в Москву, где происхо-
дило официальное оформление этого акта. Башкирские послы
были приняты царем Иваном Грозным, получили от него жа-
лованные грамоты с изложением условий присоединения. Та-
ким образом, основная масса башкир вошла в состав Русского
государства в 1554—1557 гг.

Зауральские башкиры приняли русское подданство в 80—
90-х годах XVI в. в результате разгрома русскими войсками
Сибирского ханства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какие последствия для башкир имел распад Золотой Орды в середине
XV века?

2. Почему башкирские племена решили войти в состав именно Русского
государства?

3. Выделите этапы вхождения башкирских племен в состав Русского го-
сударства.


§ 2. Условия принятия подданства
и историческое значение присоединения.

На каких же условиях башкиры вошли в состав Русского
государства? Башкирские представители вели переговоры об
этом вначале с царским наместником в Казани. Переговоры
затем продолжались в Москве, куда с этой целью приезжали
башкирские послы. Грамоты, полученные ими от царя Ивана
Грозного, представляли собой соглашение об условиях присо-
единения.

Исторические материалы показывают, что Русское госу-
дарство гарантировало башкирам прежде всего мирную жизнь,
защиту как от притязаний их бывших властителей, так и от
вторжения внешних врагов. Очень важной была уступка по зе-
мельному вопросу. В шежере племен Бурзян, Кипчак, Усерган
и Тамъян говорится о том, что башкирские послы «...обрати-
лись с нижайшей просьбой отмерить башкирам ихние земли,
воды и выдать им на владение этими землями грамоту. По их
просьбе, он, великий царь Иван Грозный, своим указом пове-
лел эти земли отмерить». В шежере племени Юрматы сказано:
«Земли, оставшиеся от бежавших ногайцев, нижайше попро-
сив, взяли себе. Царь пожаловал земли».

Таким образом, правительство сохранило за башкирами
все их земли и признало за башкирами вотчинное право на
землю.

В те времена в жизни людей большую роль играла рели-
гия. Башкирские послы просили царя не трогать их религию.
Последний удовлетворил эту просьбу. Например, шежере пле-
мен Бурзян, Кипчак, Усерган и Тамъян по этому поводу пове-
ствует: «Составили указную (в смысле: договорную) грамоту,
в которой особо написали о наших землях и религии, дали сло-
во и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не на-
силовать в другую религию...»

Большое значение имело и то, что правительство сохраня-
ло власть на местах в руках башкирских феодалов — биев и
князей, оно дало слово не вмешиваться во внутреннюю жизнь
местного населения.

Таким образом, Русское государство пошло на серьезную
уступку башкирам. Оно удовлетворило все просьбы послов.
Такая политика отвечала интересам и феодальной верхушки,
и рядовых башкир. Поэтому весь народ был за присоединение
_к_России.]Это нашло отражение в шежере башкир. Когда по-
слы племени Юрматы во главе с Татигач бием, возвратившись
из Казани, ознакомили народ на йыйыне — съезде с условия-
ми присоединения и спросили его мнение, то получили следу-

ющий ответ: «Весь народ сказал, хорошо, каждый из нас всей
душой согласен». Лишний раз настроение народных масс пе-
редает следующий отрывок шежере: «Народ сказал, теперь на
этой земле есть места для зимнего жилища, реки есть; есть
беркуты с гнездами и перелетные птицы, в реках есть бобры,
в лесу быстроногие лисицы, есть и куницы, есть и выдры; го-
воря об этом, мы очень рады».

' Однако обещанные уступки Русского государства не носи-
лй~~одностороннего характера. Башкиры, в свою очередь, при-
няли на себя некоторые обязательства. Прежде всего, они со-
гласились за свой счет нести военную службу. В шежере пле-
мен Бурзян, Кипчак, Усерган и Тамъян говорится, что башкир
«...приняли в русское подданство с условием верной службы».
В другом варианте шежере этих же племен сказано, что пред-
ставители башкир поклялись,.чтобы «...башкирские роды ста-
ли нести искреннюю службу»|_3атем башкиры обязались каз-
не платить ясак — поземельную подат^. В шежере юрматын-
цев есть такие строки: «...Дали обещание платить ясак куни-
цей». Далее говорится, что в следующем году «...сто куниц...
доставили в Москву и заплатили царю». В шежере перечисля-
ется состав ясака. Затем в нем ясно определяется, что ясак
платится за землю: «От имеющихся на нашей земле богатств,
а именно мед, шкуры куницы, и некоторые — выдры и бобра,
доставили царю ясак». Эта же мысль выражается в шежере
бурзян.

/ Очень важным было и то, что вхождение Башкортостана
значительно расширило территорию Русского государства. Те-
перь его границы на юго-востоке простирались до рек Яик и
Тобол. Как видно, условия присоединения отвечали интересам
и Русского государства.

Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русско-
го государства имело глубоко прогрессивное значение. С это-
го времени начинается новая историческая эпоха в истории
башкирского народа.

В Башкортостане прекращается феодальная междоусобица.
Башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься
хозяйством.

Вхождение в состав Русского государства покончило с по-
литической и территориальной раздробленностью башкир, что
способствовало дальнейшему укреплению их как народа.

Башкиры стали перенимать у русских крестьян земледель-
ческие и ремесленные навыки, а русские у башкир — некото-
рые приемы скотоводства и бортничества. Все это положитель-
но влияло на развитие хозяйства края. Башкиры, русские и
другие народы совместно осваивали природные богатства края.


Присоединение Башкортостана к Русскому государству от-
вечало также интересам русского и других народов. Спасаясь
от феодально-крепостнического гнета, тысячи русских и не-
русских крестьян центральных районов России бежали в Баш-
кортостан, где получили возможность жить и заниматься хо-
зяйством, нашли здесь вторую родину. Сильно расширилась
территория страны, увеличивалось ее население.

Но присоединение к Русскому государству не избавило
простых людей от феодального гнета. Рядовые башкиры наря-
ду с эксплуатацией со стороны местных биев и тарханов ста-
ли терпеть феодальный и национально-колониальный гнет го-
сударства и русского дворянства. Поэтому они систематически
боролись против гнета и насилия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Каковы были условия присоединения Башкортостана к Русскому госу-
дарству?

2. В чем значение присоединения башкир к Русскому государству?

3. Отвечал ли этот факт интересам Русского государства?

№ 1.

ДОКУМЕНТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.012 с.)