I. Территория. Население. Хозяйство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Территория. Население. Хозяйство.



В середине XVI в. башкиры занимали обширную террито-
рию от среднего течения Волги в районе Самары и Саратова
до р. Тобол в среднем течении, от рек Илек и Яик до средне-
го течения рек Камы и Сылвы. Другими словами, Башкортос-
тан представлял собой обширный край, куда входили полно-
стью современные территории РБ, Оренбургской и Челябин-
ской областей, частично — Самарской, Курганской, Свердлов-
ской, Пермской и Саратовской областей и Татарстана. Неда-


Условные оБозндчения

БлшкиРские,.ддроги"(оьм
1 ногайская 2 СивирскАЯ
3 казанская 4 осинская
города

Примерные гранины
влшкирских^дорог"
)0шйг.тю коренного нлсеяения

РАЙОНЫ С ЯРеоБПАДАМИелЛ

полукочевого скотоводства

Карта Башкортостана в XVII — первой половине XVIII в.

ром первым впечатлением царских чиновников, приезжающих
в Башкортостан, была обширность края.

Население в то время состояло из одних башкир. "В конце
XVI — начале XVII вв. в Башкортостане появляются первые
переселенцы из центральных районов и Среднего Поволжья.
Численность пришлого населения заметно увеличивается в
30-х гг. XVIII в., когда здесь началось массовое строительство
крепостей и заводов и правительство разрешило всем желаю-
щим, кроме крепостных крестьян, переселиться в Башкортос-
тан. С этого времени он превращается в многонациональный
край, где наряду с башкирами проживали русские, татары, ма-
ри, чуваши, мишари, отчасти — удмурты, мордва, украинцы.

Материалов о численности башкир в XVI—XVII вв. нет.
Конкретные цифры относятся к 20-м годам XVIII в. Башкир
было около 380—400 тыс. обоего пола. Пришлого населения в
30-х годах XVIII в. насчитывалось 117 тыс. обоего пола, в т. ч.
русских — 75 тыс., татар, мари, чувашей, мишарей*, удмур-
тов, мордвы и украинцев — 42 тыс.

Мишари — один из небольших тюркских народов.

В конце XVI в. основная территория края составила Уфим-
ский уезд. Северо-восточная часть входила в состав Верхотур-
ского уезда, зауральская часть — Тобольского. Башкортоста-
ном управляли находившиеся в Москве Казанский и Сибир-
ский приказы, опираясь на уфимского, верхотурского и то-
больского воевод. Когда в 1708 г. в стране были созданы гу-
бернии, то край вошел в состав Казанской и Сибирской губер-
ний. В 1744 г. вся территория нашего края составила Орен-
бургскую губернию. Башкортостаном стал управлять орен-
бургский губернатор.

Наряду с этим административным устройством в Башкор-
тостане существовало старое его деление на «дороги» (облас-
ти), которых было четыре. Ногайская дорога, самая большая,
занимала центральную, юго-западную, южную и юго-восточ-
ную части края. Следующая по величине дорога — Сибир-
ская — включала северо-восточную и восточную части Баш-
кортостана. Казанская дорога занимала западную и северо-за-
падную, Осинская дорога — северную часть края. «Дороги»
делились на волости. В первой половине XVIII в. на террито-
рии Ногайской дороги насчитывалось около 30, Сибирской —
23—25, Казанской — 15—17, Осинской — 4—5 волостей, все-
го около 70—75 волостей.

В XVI—XVIII вв. башкиры вели полукочевой образ жизни.
Они с конца апреля до октября передвигались со своими ста-
дами по территории волости, а остальное время года жили в
постоянных аулах, разводили лошадей, коров, овец, коз, отча-
сти верблюдов. Скот круглый год пасся на пастбищах, сам се-
бе добывал корм. Все земли делились на весенние, летние,
осенние и зимние пастбища. Сено готовили только для мало-
летнего скота и лошадей, используемых для поездок. Башки-
ры под влиянием пришлого земледельческого населения посте-
пенно расширяли свои занятия земледелием, но оно в XVII—
XVIII вв. имело для них вспомогательное значение. Во второй
половине XVIII в. только у башкир Осинской дороги земледе-
лие стало основным занятием, ибо в этом районе в связи с уве-
личением численности переселенцев наступила земельная тес-
нота и стало невозможно вести прежнее хозяйство. Важными
видами хозяйства являлись бортничество, охота, рыболовство,
собирательство, добыча соли.

Башкиры обрабатывали кожу, шерсть, дерево, коноплю,
крапиву, изготовляли одежду, обувь, посуду и другие изделия.
Они издавна были знакомы с металлами, изготовляли из них
оружие, орудия производства, украшения. Царское правитель-
ство в 1675 г. запретило башкирам заниматься кузнечным де-
лом, производить и покупать огнестрельное оружие, порох.


Такая политика отрицательно влияла на развитие всего ремес-
ленного производства, и башкиры скрытно от властей продол-
жали заниматься кузнечным делом.

У башкир в это время господствовало натуральное хозяй-
ство. Все необходимые для труда и жизни вещи производились
в каждом хозяйстве. Но существовала и торговля. Башкиры
торговали между собой медом, пушниной, скотом, солью,
одеждой, обувью и т.д. Оживленно торговали они со своими
русскими, татарскими, марийскими соседями, продавая им
мед, воск, скот, соль, покупая ткани, украшения из серебра,
золота, а также запрещенные властями товары — ружье, по-
рох, свинец. В Уфу и башкирские волости с конца XVI в. ста-
ли приезжать с товарами купцы из соседних русских городов,
Казани, а также из среднеазиатских городов. Постепенно по-
являются и башкирские купцы. О приезде башкирских купцов
со своими товарами в соседние русские города известно со вто-
рой половины XVII в.

Основным занятием русского, татарского, марийского и
другого пришлого населения было земледелие и скотоводство.
Они сеяли рожь, овес, ячмень, отчасти — пшеницу и просо.
Землю обрабатывали сохой. Из скота держали лошадей, коров,
овец, коз, редко — свиней. Важное значение имели бортниче-
ство, охота, рыбная ловля, собирательство. Пришлое населе-

Табун лошадей в степи.

ние перенимало у башкир некоторые приемы скотоводства,
бортничества и охоты. Башкиры же учились у него земледе-
лию и некоторым ремеслам.

Башкиры и переселенцы знакомились друг с другом, обме-
нивались хозяйственным опытом, занимали друг у друга скот,
продукты, деньги. Все это вело к установлению между ними
мирных и добрососедских отношений. Совместная сторожевая
служба и дальние военные походы сближали башкирский и
русский народы, создавали прочную основу для дружеских от-
ношений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Какую территорию занимали башкиры в середине XVI века? Опреде-
лите ее на карте Нанесите границы условным обозначением на ранее нари-
сованную карту «Исторического Башкортостана в XIII — XIV вв» в тетради.

2. Каков был национальный состав и численное соотношение населения
края7 Как менялись эти данные на протяжении XVII — XVIII вв ">

3. Назовите виды хозяйственной деятельности башкир и пришлого насе-
ления.

4. Почему царское правительство запрещало башкирам заниматься куз-
нечным делом, производить и покупать оружие и порох?

§ 2. Общественный строй.

В середине XVI — XVIII вв. башкиры жили в условиях фе-
одального строя.

БГаццшрские_феодалы состояли из различных групп. Их на-
зывали биямИд_князьями, тарханами, старостами и старшина-
ми. Часто всех их обозначали общим"сло~вом — «лучшие
люди». Бии и князья — это потомки родо^леменной знати, ко-
торые отличались от простых людей свои\Г7югатством, боль-

шим~ксшйчеством лошадей и другого скота. Они распоряжа^__

лись землями общины. НсГбии и князья не имели официаль-
ных грамот, пбдтверждавшйхТга:"высокое положение. Бии и
князья возглавили переход башкирских родов и племен в со-
став Русского государства. Бии и князья, участники посольств
башкир к царскому наместнику в Казань, а затем в Москву
для переговоров о вхождении в состав Русского государства,
были награждены тарханскими званиями и получили соответ-
ствующие грамоты. Далее, в течение XVII — первой полови-
ны XVIII вв. многие бии и князья жаловались тарханскими
званиями царским правительством за верную службу.

Основную группу башкирских феодалов составляли тарха-
ны. Их привилегии закреплялись тарханскими грамотами.

~ 59


Тарханы у башкир известны еще со времен Золотой Орды. По-
сле присоединения к России царское правительство подтверди-
ло права прежних тарханов; в последующее время оно жало-
вало это звание знатным башкирам за верную военную и дип-
ломатическую службу. Документы XVII — XVIII вв. показы-
вают, что ^н^в^^о^_^)бя^ш^ж)стью^а^цки^^с^кжx тарханов- была
военная служба: «тархан разумеется служилый башкирец, а не
ясашный...» Они были освобождены от налогов, которые несли
рядовые общинники. Основное их преимущество заключалось
в привилегиях во владении землей.

Феодалами_являлись также старостьш~старшины. Старо-
сты "возглавляли волости до ЗО-х^шдов^КУЛП в. Затем их на
этом посту сменили старшины Многие старостьГбьцпГ потом-
ками биев и_князей. Но дэеди них был{ци_дазб_огатевд1ие об-

щинники. К феодалам птнпг^Т-^у^^^муддь! — ттррдгтяви-

тели мусульманского^ духовенства

Феодально^задисщдё^насёление состояло из ясачных^лю-
дей и туснаков. Ясачные люди^-^это рядовые общинники,Тсо-
торые 6ь1лй~Лично свободными, трудились в своем хозяйстве,
отчасти — в хозяйстве феодалов. Они одновременно несли ос-
новные повинности в пользу феодального государства.

Туснаки представляли собой бывших ясачных людей, ко-
торые, лишившись хозяйства, закладывали себя феодалам и
работали в их хозяйстве.

ЬПэашкирском обществе имелось и незначительное число
рабов, которые были в основном из военнопленных. Они ока-
зались в руках башкир в ходе пограничных столкновений с ка-
захами, калмыками, сибирскими татарами.

Рядовые башкиры находились под двойным гнетом. Их уг-
нетало, в первую очередь, феодальное государство. Они пла-
тили в царскую казну поземельный налог — ясак, выполняли
военную службу и подводную повинность" Простых башкир не
менее жестоко эксплуатировали «свои» башкирские феода-
лы — бии, князья, тарханы, старосты, старшины, духовенство.

У башкир не было частной собственности на землю, что и
предопределило некоторые особенности феодальных отноше-
ний в крае. Земля считалась собственностью всей общины. Но
землей общины фактически распоряжались феодалы, что и
позволяло им держать в подчинении рядовых общинников, за-
ставлять их работать на себя. Башкирские феодалы владели
тысячами голов скота. Они наделяли бедных людей небольшим
количеством скота, за что последние работали в хозяйстве фе-
одала, ухаживали за его скотом. Кроме того, рядовые общин-
ники выполняли различные феодальные повинности за долг.

Башкирские феодалы умело использовали родовые пережитки
для подчинения бедных людей.

Мало сохранилось материалов, характеризующих взаимо-
отношения рядовых общинников с феодалами. Многие доку-
менты погибли в ходе частых пожаров в XVII—XVIII вв.,
уничтоживших архивы Уфы и Москвы. Но случайно дошедшие
до нас документы говорят о существовании сильного недоволь-
ства простых людей своим положением. Из них видно, что ря-
довые общинники возмущались привилегиями тарханов в зем-
левладении, распоряжениями биев, князей, тарханов, старост
землей, их действиями при раскладке налогов, самовольными
поборами и т. д. Гнев простых башкир против своих феодалов
прорывался наружу во время восстаний, когда они разоряли
ненавистных феодалов, расправлялись с ними.

В общественном строе башкир в XVII—XVIII вв. сохраня-
лись остатки родовых взаимоотношений (общинная собствен-
ность на землю, созывались народные собрания и т. д.). Дру-
гими словами, у башкир в эти века одновременно существова-
ли и новые (феодальные), и остатки старых (родовых) отноше-
ний. Такой строй называется феодально-патриархальным.

Сохранение в крае некоторых пережитков родовых отно-
шений и проводимая царским правительством политика наци-
онального угнетения башкир внешне несколько сглаживала ос-
троту классовых противоречий среди коренного населения.

Пришлое население такж^^остояло__из__ову_х-^_основных_
классов. Русские феодалы представлены офицерами^дворяна-
ми и^хр^^стаанс^йм^^отастыря^и. Офицеры йГдворяне на-
правлялись в ^ашкартостан для_несения военной и админист-
ративной службы в Уфе и других крепостях, ^1аделялисьзем-
лями з^счед^баттткиргких дптчды. Земли башкирских^эбщин
захватывались и самим царем. Эти земли стали называться
дворцовыми землями. Власти раздавали земли и монастырям.

Численность русских дворян и размеры их поместий осо-
бенно быстро росли после принятия указа правительства от 11
февраля 1736 г., разрешившего офицерам и дворянам за очень
низкую цену покупать земли у башкир.

Русское трудовое население состояло_из_крепостных_крес-
ть^ян^даорцовыхттосударственных и монастырских крестьян, а
также из посадских людей„Эти крестьяне самовольно пересе-
лялисБгиз~центральнь1х районов в наш край, спасаясь от фео-
далъно^епост1шчёского_ гнета. Однако и в~*Башкортостане~
ойй вновь оказались под властью дворян, монастырей и фео-
дального государства. Дворяне, монастыри и государство угне-
тали крестьян так же, как и в центральных районах. Крестья-


не_вьшрлняли баршину и оброк, платили в государственную
казну налоги, служили в армии.

Феодальная верхушка пришлого нерусского населения со-
стояла из татарских и мишарских мурз, мусульманских мулл,
марийских, чувашских, удмуртских и мордовских «лучших»
людей. В середине XVII в. 100 семей мишарских и 100 семей
татарских феодалов были переведены из Среднего Поволжья и
поселены в районе Мензелинска, Заинска, Новошешминска,
Кичуевска и Тиинска, которые назывались тогда старыми за-
камскими крепостями. Ныне все эти крепости находятся в со-
ставе Татарстана. Царские власти пожаловали им небольшие
поместья за счет башкирских вотчин. Остальные мишарские,
татарские мурзы и муллы, а также марийские, чувашские, уд-
муртские и мордовские «лучшие» люди переселялись в Баш-
кортостан самовольно и почти за бесценок арендовали и поль-
зовались башкирскими землями.

За активное участие в подавлении восстания 1735—
1740 гг. правительство пожаловало мишарям арендованные
ими башкирские земли.

Основная масса пришлого нерусского населения состояла
из рядовых татарских, марийских, чувашских, мишарских, уд-
муртских и мордовских общинников. Они бежали в наш край
из Среднего Поволжья, не вытерпев гнета «своих» и русских
феодалов, а также тяжести государственных налогов и насиль-
ственной христианизации. Царское правительство строго за-
прещало им переселяться в Башкортостан.

Оно требовало от башкир, чтобы те ловили и передавали
беглецов в руки властей для наказания и возвращения в преж-
нее место. Но башкиры, вопреки этим приказам, принимали и
укрывали беглых людей, давали им кров и пищу, разрешали
им почти бесплатно пользоваться своими землями. Таким об-
разом, бежавшие из Среднего Поволжья татары, марийцы, чу-
ваши, мишари, удмурты и мордва благодаря гостеприимству
башкир получали возможность обосноваться здесь, жить, зани-
маться хозяйством, сохранять и развивать свой быт, язык и
культуру.

Все это население пользовалось башкирскими землями,
оно как бы пускалось на эти земли, отсюда его называли при-
пущенниками. Среди_ припущенников_2§зличали тептярей и
бобылей. Тептяри — это те, которые оформляли письменно
услоШ5Г^Ш1ьзован:ш^ашкирс^^т^зШШш^~Бо5ь1ли же~не
имели таких договорЫРсПшнкирами, они устно договарива-
лись об этом^

Тептяри и бобыли, в первое время живя в Башкортостане,
не несли повинностей в пользу феодалов и государства. Они

62

лишь помогали земельным собственникам-башкирам в уплате
налогов казне за землю. Но постепенно они попадали в опре-
деленную зависимость от татарских, марийских, чувашских,
мордовских, мишарских, удмуртских феодалов. Феодальная
верхушка этих народов до 30-х годов XVIII в. не имела своей
земли, а пользовалась башкирской. Поэтому она подчиняла
своей власти рядовых общинников, давая им в долг скот, хлеб,
одежду, деньги. Царское правительство, оказавшись не в со-
стоянии вернуть беглых нерусских в прежние места жительст-
ва, вынуждено было их оставить в Башкортостане и обложить
налогами.

Итак, через некоторое время беглое нерусское население
вновь оказалось под властью «своих» феодалов и царского
правительства и стало нести феодальные и государственные
повинности. Но, несмотря на это, их положение в Башкортос-
тане было несколько лучше, чем на старой родине.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Определите состав «лучших людей» башкирского общества, а также
феодально-зависимого населения.

2. Чем туснаки отличались от ясачных людей и от рабов?

3. Назовите особенности феодальных отношений в башкирском обществе.
Расскажите о классовых противоречиях в нем.

4. Как развивались феодальные отношения в среде пришлого населения?

5. Каким образом пришлое население закрепило и расширило свои зе-
мельные владения в крае?

№ 1.

ДОКУМЕНТЫ
О территории и занятиях башкир в XVII в.

« А усть реки Белыя Воложки вверх и по реке по Уфе, по обеим сторо-
нам и до Оральтовы горы и далее, все живут башкирцы, а кормля их мед и
зверь, рыба, а пашни не имеют, скоту держат много».

(Книга Большому Чертежу. М.-Л.,
1950. С. 139, 182.)

2.

Из челобитной башкир в конце XVII в.

«...а у них де в Уфимском уезде диких поль и порозших земель нег, а в
летнее время у них в тех своих вотчинах и угодьях на полянках кочуют с же-
нами и с детьми и с конскими стадами, и из тех кочевьев они де пришлые лю-
ди их теснят и изобижают и кочевать не дают, а у них де в тех вотчинах на
полянках и около угодьев конские стада ходят и в зимнее время...»

(Материалы по истории Башкирской АССР.
Ч. I. М.-Л., 1936. С. 82—83.)


№ 3.

«Башкирский народ к пашне не склонен. И хотя некоторые из них и се-
ют, то токмо про свою нужду, и то малое число. Пропитание свое имеют они
по большей части от содержания лошадей и бортных угодьев. Главная эконо-
мия уездных обывателей, особливо у башкирцев, состоит в конских заводах, в
содержании скота и бортевых пчел».

(П. Рычков. Топография Оренбургская, то есть

обстоятельное описание Оренбургской губернии.

СПб. Ч. I. 1762. С. 201.; Ч. 2. С. 216)

№ 4. Из записи уфимского вице-губернатора П. Д. Аксакова

о состоянии башкирского народа от 1743 г.

«Хлеба пахать не охотники, а большая часть довольствуетца мясом и кру-
пою, молоком, а в дороги делают из молока маленькие сыры, называемые
крут, которые кладут в воду и тем питаются без хлеба и мяса и пьют ис ко-
былья и коровья (молока) квашеной, называемой кумыз... Деревни у них есть
большие и малые, а не больши ста дворов, которые по изобилию мест все при
хороших водах и лесах, паче к степи для лошадей, которые у них во всю зи-
му ходят по степи. А нажива их лутчая или промысел во пчелах, хмелю и лов-
ле зверей, лисиц, волков и бобров. Земель имели великое довольство».

(Материалы по истории Башкирской АССР.
Т. 3. М.-Л., 1949. С. 527)

№ 5.

О башкирских тарханах. ^

«Тарханы исстари были у башкирцев наподобие дворян, имели они перед
другими разныя преимущества».

(П. Рычков. О способах к умножению земледелия
в Оренбургской губернии. //Труды Вольного Эко-
номического общества. Ч. VII. СПб., 1767. С. 8)

№6.

«Тарханы имели вольность перед ясашниками в том, что они где бы хо-
тели землею владеть, сена косить и рыбу ловить, в том ясашники спорить не
могли, токмо до бортных угодей и бобровых гон не касались».

(В. В. Вельяминов-Зернов. Источники для изуче-
ния тарханства, жалованного башкирам русски-
ми государями. //Записки Имп. Академии наук.
Т. 4. Кн. 2. СПб., 1864. С. 39)

Глава VI
БАШКИРСКИЕ ВОССТАНИЯ В XVII в.

§ 1. Политика царского правительства в Башкортостане
и причины восстаний.

Во второй половине XVI в. политика правительства _в крае
соответствовала условиям присоединения. Не нарушались зе-
мельные и другие права башкир^ Не случайно Уфа — первый
царский город вТЗашкортостане — была основана лишь после
получения согласия коренных жителей.

Возникновение города Уфы стало очень заметным событи-
ем. Появление города отвечало интересам и правительства, и
башкир. Правительству город был нужен для организации уп-
равления * краем, укрепления там своих позиций. Башкиры
нуждались в нем прежде всего как в месте уплаты ясака, ибо
они вынуждены были ездить платить ясак в далекую Казань.
Кроме того, башкиры надеялись получить военную помощь от
гарнизона нового города для отражения нападений ногайцев и
калмыков.

Поводом для основания Уфы стало обращение башкир к
Ивану Грозному в 1573 г. с просьбой о строительстве на их
землях города. Жители Минской волости указали удобное ме-
сто на правом берегу Белой у устья Уфимки. В 1574 г. отряд

Уфа в первой половине XVIII в. Рисунок П. И. Рычкова.

3-206


русских служилых людей и башкиры основали здесь неболь-
шую крепость. С 1586 г. Уфимская крепость превращается в
город. Новый город стал местопребыванием воеводы. Он уп-
равлял Башкортостаном, опираясь на гарнизон. Гарнизон со-
стоял из 5 — 6 дворян, 15 — 18 мелких служилых людей (во-
ротники, пушкари, переводчики, сторожа, кузнецы) и 150
стрельцов.

В XVII в. политика царизма в Башкортостане меняется.
Официально, на словах, власти заверяли башкир в своей вер-
ности условиям присоединения. Об этом свидетельствуют гра-
моты и указы, направленные башкирам в 1664, 1682 и 1694 гг.
На самом деле в начале XVII в. правительство встало на путь
нарушения этих условий.

В первую очередь стали нарушаться земельные права баш-
кир. В Башкортостане по решению правительства начали
строить крепости и другие пункты. В самом конце XVI в. на
северо-западе края, на земле башкир Тайнинской волости по-
является крепость Оса. В середине и во второй половине
XVII в: во владениях башкир Казанской дороги строятся кре-
пости Мензелинск, Новошешминск, Кичуевск, Заинек и
Бирск, несколько позже — Алексеевск и Сергиевск. На терри-
тории Табынской волости Ногайской дороги возникает Соло-
варный городок. Во второй половине XVII в. на землях баш-
кир Сибирской дороги основываются Исетский, Катайский,
Колчеданский и другие остроги, Шадринская, Терсютская,
Арамильская, Усть-Миасская, Окуневская, Чумлякская, Те-
ченская и другие слободы. Всего к началу XVIII в. в различ-
ных районах Башкортостана имелся 31 укрепленный пункт.
При их основании власти не только не спрашивали согласия
башкир, но даже не ставили их в известность об этом. Крепо-
сти строились несмотря на недовольство и сопротивление хо-
зяев земли — башкир. Земли вокруг крепостей раздавались
офицерам, дворянам, чиновникам, стрельцам и казакам.

В Башкортостане появляются христианские монастыри.
В конце XVI в. на левом берегу р. Камы вблизи с. Никольско-
го основывается Преображенский, около г. Осы — Спасо-Пре-
ображенский монастыри. В первой половине XVII в. возника-
ют вблизи с. Челны — Богородицкий, в Уфе — Успенский
мужской и Христорождественский женский, около Соловарно-
го городка — Вознесенский монастыри. В 1664 г. на р. Исеть
строится Долматовский монастырь. Все перечисленные монас-
тыри имели земельные владения. Они вначале захватывали
башкирские земли, затем от властей получали документы о за-
креплении их за собой.

Земельные владения в Башкортостане имели и крупные
монастыри центральных районов и Среднего Поволжья.

Оружие башкирского воина.

На рубеже XVII—XVIII вв. началось изъятие башкирских
земель под заводы. В это время на территории Салжиутской
волости Сибирской дороги были основаны казной Каменский и
Уктусский заводы. Каждый из них занял земли и леса 20—30
верст кругом..^

Наряду со служилыми людьми-в Башкортостан переселя-
лись и русские крестьяне. В описываемоё~~Врема_царское пра-
вительство к самовольным крестьянским переселенцам в це-
лом относилось отрицательно. Но, стремясь использовать рус-
ское население для укрепления своих позиций в крае, оно не
всегда преследовало беглых русских крестьян. Крестьяне пре-
вращались в жителей дворцовых и государственных сел и де-
ревень. Они занимали башкирские земли частично самоволь-
но, частично — по договоренности с коренными жителями.
В конце XVI в. на территории Казанской и Осинской дорог
возникли села Рождественское, Николо-Березовка и Ново-Ни-
кольское. В первой половине XVII в. появляются села Челны,
Пьяный Бор, Каракулино на берегу р. Камы, Красный Яр, Бо-
городское, Дуванеи, Енгалыш, Покровское (Сорвиха), Возне-
сенское (Чесноковка), Токмак и Архангельское вблизи г. Уфы.
Во второй половине XVII в. села и деревни стали возникать в
Зауралье около крепостей и слобод.

Таким образом, из-за строительства крепостей, острогов,
монастырей, заводов, сел и деревень башкиры потеряли часть

з* 67


своих земель. Это привело к уменьшению пастбищ, бортных
лесов, охотничьих угодий, мешало нормальному ведению ско-
товодческого хозяйства, сокращалось поголовье скота, ухуд-
шалась жизнь башкир.

После вхождения Башкортостана в состав Российского го-
сударства башкиры, за исключением тарханов, были обложе-
ны налогами. Они платили в казну 2 вида поземельных пода-
тей: первый, основной налог, ясак, _который являлся податью с
земельных владений; второй, дополнительный, который пла-
тился с особо выгодных угодий — с бортных лесов, с бобровых
гонов, с рыбных ловель. Ясак платился в первое время шкура-
ми куниц и лисиц, позже, с конца XVII в., постепенно заме-
нялся деньгами. Вторая подать, которую условно можно на-
звать оброком, вносилась за бортные угодья медом, за бобро-
вые гоны — мехами бобров, за рыбные ловли — деньгами.

В среднем ясака на одного плательщика приходилось
25 коп. в год. Для того времени эти деньги представляли зна-
чительную сумму. Например, чтобы заработать 25 копеек,
взрослому мужчине надо было трудиться в течение трех ме-
сяцев.

Таким образом, ясак был тяжелой повинностью для баш-
кир.

В начале XVIII в. произошло очередное увеличение нало-
гов. В 1704 г. направленные из Москвы в Уфу специальные
чиновники, так называемые прибыльщики*, обязали населе-
ние платить оброк с кожи каждой битой или погибшей лоша-
ди, с домовых ульев, с бань, с мельниц, с дуг и хомутов, пе-
чей, мостов, прорубей, ворот, окон, погребов и т. д. Рыбные
ловли и бортные леса подлежали переоброчке. Но начавшееся
восстание вынудило царизм отменить новые налоги.

Башкиры выполняли в пользу государства некоторые по-
винности. Самой тяжелой из них была военная служба.

По условиям договора о присоединении к Русскому госу-
дарству башкиры должны были охранять юго-восточные гра-
ницы края. Из-за частых нападений южных и восточных сосе-'
дей — казахов, калмыков, сибирских татар — башкирские от-
ряды почти круглый год несли здесь сторожевую службу. Кро-
ме того, башкиры участвовали во всех войнах России на за-
падных рубежах. Известно участие башкирской конницы в Ли-
вонской войне при царе Иване Грозном в последней четверти
XVI в. Башкирские воины в составе Второго ополчения уча-
ствовали в освобождении Москвы от польско-литовских заво-

* Прибыльщики - чиновники, которые придумывали новые налоги и об-
лагали ими население.

Башкирские воины в походе (литография начала XIX в.)

евателей в 1612 г. Затем башкиры приняли участие во всех по-
следующих войнах России в XVII—XVIII вв.: в войне с Тур-
цией, в Крымских и Азовских походах конца XVII в., в Север-
ной войне, в войнах с Речью Посполитой и Пруссией в 60—
90-х годах, русско-турецких войнах второй половины XVIII в.
Военную службу башкиры несли ^полностью за свой счет.
Каждый воин должен был иметь несколько боевых лошадей^
оружие, обмундирование. Ежегодно многие башкиры, находясь


на сторожевой службе, в случае войны — на войне, отрыва-
лись от своих хозяйств, а некоторые вовсе не возвращались.
Все это делало военную службу тяжелой и разорительной обя-
занностью. Часты были жалобы на непосильность военной
службы. Иногда рядовые общинники отказывались участво-
вать в военных походах.

Нелегкой была и подводная гоньба. Башкиры возили на
своих лошадях сборщиков ясака, целовальников, приставов и
других представителей местной администрации, отвечали за
состояние дорог!

Русские крестьяне несли такие же налоги и повинности,
что и население центральных районов.

Основной повинностью бобылей и тептярей являлся ясак,
размер которого соответствовал примерно башкирскому ясаку.

В первое время после- присоединения правительство и цер-
ковь не вмешивались в религиозные дел»~башкйрг»Но с сере-
дины XVII в. делались некоторые попытки христианизации
башкир. В 1681 г. царские власти и церковники приступили к
их насильственной христианизации. В ответ башкиры взялись
за оружие. Правительство вынуждено было отказаться от сво-
их планов. В начале XVIII в. власти вновь вернулись к этой
политике. В 1704 г. было предложено башкирам строить мече-
ти по образцу христианских церквей, а религиозные обряды
приблизить к христианским и т. д. Башкиры восприняли по-
добное требование как шаг к христианизации, были сильно
обеспокоены. Начавшееся восстание вновь заставило прави-
тельство временно отказаться от своих намерений. Итак, ца-
ризм не добился заметных успехов в христианизации, но его
неоднократные попытки в этом направлении настораживали
башкир, вызывали их недовольство.

Добровольное присоединение к России в известной мере
влияло на: формы и~методы управления краем. Было сохране-
но старое деление Башкортостана на 4 крупные области —
«дороги», а также на племена и роды, которые стали называть-
ся волостями. Волостями управляли башкирские феодалы.
Продолжали функционировать йыйыны (народные собрания),
на которых представители волостей решали важные вопросы.
Но уфимские воеводы допускали произвол и насилие в отно-
шении коренного населения, особенно при решении земельных
споров с дворянами и мелкими служилыми людьми, при сборе
налогов. В течение второй половины XVI—XVII вв. с башкир
брали заложников в знак обеспечения их верности. Управле-
ние и суд вели только на русском языке, что также вызывало
„недовольство башкир. Итак, царское правительство в Башкор-
тостане проводило двойственную политику. На словах заверяя

башкир в своей верности условиям присоединения, оно факти-
чески с конца XVI — начала XVII вв. встало на путь их нару--
шения. В крае проводилась политика феодального и~нацжР
нального угнетения. Восстания XVII — начала XVIII вв. явля-
лись ответом народных масс на такую политику.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

\. Как возникла Уфа? Ответить на этот вопрос вам поможет материал па-
раграфа, документы №№ 1, 2 к этой главе.

2. Какими путями происходил захват башкирских земель правительством,
монастырями и переселенцами в XVI—XVII вв.?

3. Какими налогами и повинностями были обложены башкиры?

4. Какие попытки насильственной христианизации башкир были предпри-
няты правительством в XVII — начале XVIII вв.? К чему они привели?

5. Способствовали ли формы и методы управления мирному процветанию
края?

§ 2. Восстание 1662 — 1664 гг.

Западные и северо-западные башкиры, которые раньше
всех испытали тяжелую руку правительства, начали поддер-
живать движения соседних народов, направленные против
властей. В 1581 г. башкиры Казанской и Осинской дорог сов-
местно с татарами, манси и удмуртами разоряли новые посе-
ления Строгановых на р. Кама. Известно также их участие в
восстании в Среднем Поволжье в 1616 г. Восставшие осадили
Казань и недавно построенные крепости — Сарапул и Осу.
В 1645 г. восстали башкиры Казанской дороги, недовольные
строительством на их земле Мензелинской крепости. Они на-
пали на крепость, хотели уничтожить ее, но были разбиты.

Массовое народное движение в Башкортостане началось в
1662 г. Основной его причиной является захват земель под го-
родки (основание Закамской линии крепостей в 50-х годах) и
содействие правительства калмыцким феодалам в захвате ко-
чевий в юго-западном Башкортостане. Население было недо-
вольно также ростом налогов и произволом уфимских воевод.

Восстание началось почти одновременно на территории
Сибирской и Осинской дорог. Во второй половине июля 1662 г.
крупный отряд сибирских башкир под предводительством Са-
ры Мергена подошел к Катайскому острогу и Долматовскому
монастырю. Повстанцы совершили несколько приступов, но
взять эти пункты не сумели. Разорив окрестные деревни, они
вернулись к о. Иртяш, где находились их семьи. В августе-сен-
тябре восставшие действовали на обширной территории бас-


МАИЦЫ САИКЯРС

район МЕИроетинения
восстания №62-1464 г.г
РАЙОН ГАСЛПКТММНИЯ
ВОССТАНИЯ Г661-168ЧГ.Г.

Район РАспрострАнения

ВОССТАНИЯ 1'0^ 1711 г г.

Основные СРАжепия

Башкирские восстания XVII — начала XVIII вв.

сейнов рек Исеть, Чусовая и Пышма, захватили Мурзинскую,
Белослудскую и Усть-Ирбитскую слободы. Крупное сражение
повстанцев с правительственной командой состоялось под
Ирбитской слободой.

Другим районом борьбы являлся Кунгурский уезд. Во вто-
рой половине июля отряды башкир Сибирской и Осинской до-
рог нападали на местные крепости, монастыри и села. В кон-
це месяца они заняли г. Кунгур, Степановский острог, Воздви-
женский и Рождественский монастыри, села и деревни на
р. Сылва. Уцелел только Спасский монастырь, где и укрылось
население. Башкир в их борьбе поддерживали кунгурские,
вятские и уржумские татары. Источники свидетельствуют
о наличии пушек у восставших этого района.

О ходе борьбы на территории Казанской и Ногайской до-
рог в 1662 г. сохранились лишь общие сведения. Но известно,
что она развернулась в центре и в западной части европейско-
го Башкортостана. Восставшие активно действовали под
г. Уфой, заняли и разорили дворцовое село Архангельское на
р. Бирь. Предводителями являлись башкиры Гаур Акбулатов
и Улекей, по прозвищу Кривой.

Правительство приняло спешные меры для подавления
восстания. Из Тюмени против восставших были направлены

пешие и конные отряды. Из Тобольска выступили пехотный и
драгунские полки во главе с полковником Полуэктовым. Око-
ло о. Иртяш состоялось крупное сражение. Каратели после
этого стали разорять башкирские деревни. В этой обстановке
среди восставших Зауралья произошел раскол. Часть из них
во главе с Сары Мергеном стояла за продолжение борьбы. Они
обратились за помощью к калмыцкому тайше (хану) Дайчину.
Но последний не поддержал башкир. Другая часть повстанцев
стала склоняться к соглашению с властями. Они направили
своих послов в Тобольск для переговоров. Но переговоры не
привели к соглашению.

Подавлением восстания в европейской части края руково-
дил казанский воевода князь Ф. Ф. Волконский. Он во главе
карательных войск прибыл в Уфу и обратился к башкирам с
призывом принести повинную. В этом ему помогали некоторые
башкирские феодалы, например, тархан Ногайской дороги
Ишмухамет Давлетбаев. В итоге часть восставших Казанской
и Ногайской дорог принесла повинную. Князь Волконский
казнил нескольких предводителей восстания, в частности, Га-
ура и Улекея. Башкиры вынуждены были дать в Уфу в залож-
ники 40 человек влиятельных людей из числа восставших.
Своего помощника А. М. Волконского князь поставил уфим-
ским воеводой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.087 с.)