Факторный анализ финансовых результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторный анализ финансовых результатов



Одной из важнейших составных частей анализа финансового состояния предприятия является анализ финансовых результатов его деятельности.

В качестве обязательного элемента, анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает выявление факторов, повлиявших на их величину.

Конечные финансовые результаты деятельности предприятия чаще всего оцениваются показателями прибыли и рентабельности.

Основными показателями прибыли являются:

1. Общая прибыль (убыток) отчетного периода – балансовая прибыль (убыток).

1. Прибыль (убыток) от реализации продукции.

2. Налогооблагаемая прибыль.

3. Чистая прибыль.

Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции.

Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, отчислений в централизованные фонды государства и затратами на производство и реализацию продукции.

В целом по предприятию прибыль от реализации продукции зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Методика формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции состоит в следующем:

1. В первую очередь осуществляется расчет общего изменения прибыли от реализации продукции (ΔП):

ΔП = П1 - П0,

где П1 – прибыль отчетного года.

где П0 – прибыль базисного года.

2. Далее рассчитывается влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (ΔП1)

ΔП1 = Р1- Р0,

где Р1 – выручка от реализации в отчетном году в ценах отчетного года

Р0 – выручка от реализации в отчетном году в ценах базисного года

3. Следующим этапом осуществляется расчет влияния на прибыль изменения объема реализации продукции по базисной себестоимости (ΔП2)

ΔП2 = П0 х К1 – П0 = П0 х (К1 – 1),

где К1 - коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости.

К1 = С1,0 / С0,

где С1,0 – себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и условиях базисного года.

С0 – себестоимость базисного года.

4. Далее делается расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (ΔП3):

ΔП3 = П0 х (К2 - К1)

где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам

К2 = Р1,0 / Р,

где Р1,0 –выручка от реализации продукции в отчетном году по ценам базисного года.

Р0 – выручка от реализации в базисном году.

5. Далее оценивается влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (ΔП4):

ΔП4 = С1,0 – С1 ,

где С1,0 - себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года

С1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

6. На последнем этапе осуществляется расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔП5):

ΔП5 = С0 х К2 – С1,0

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

ΔП = П1 – П0 = ΔП1 + ΔП2 + ΔП3 + ΔП4 + ΔП5

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли коэффициенты рентабельности можно объединить в несколько групп: показатели, характеризующие окупаемость издержек; показатели, характеризующие прибыльность продаж; показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели рентабельности могут рассчитываться на основе балансовой, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

В отношении коэффициентов рентабельности продаж, которые показывают, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции, и рассчитываются делением выбранного показателя прибыли на сумму полученной выручки несложным, но весьма эффективным является вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках. Один из вариантов такого анализа представлен в таблице 1.

Кроме анализа динамики коэффициентов рентабельности продаж, назначение аналитической таблицы – характеристика динамики удельного веса основных элементов валового дохода предприятия, уровня совокупных расходов в общей сумме доходов и поступлений, структуры затрат, доли прибыли, перечисленной в бюджет в виде налога на прибыль и обязательных платежей.

Для анализа коэффициентов рентабельности капитала широкое распространение получила модифицированная факторная модель фирмы «Du Pont». Поскольку существует несколько показателей рентабельности капитала, выбран один, по мнению аналитиков наиболее значимый – рентабельность собственного капитала (Рск).

Схематическое представление модифицированной факторной модели фирмы «Du Pont» приведено на рисунке 1. В основу приведенной схемы анализа заложена следующая зависимость.

Рск = Роб х КОА х Кфин.зав. ,

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: чистой рентабельности реализованной продукции (Роб), ресурсоотдачи (КОА) и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие (Кфин.зав).

Чистая рентабельность реализованной продукции рассчитывается посредством деления чистой прибыли (Пч) на объем реализованной продукции – выручки от реализации (ВР)

Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица, реализованной продукции.

Ресурсоотдача (КОА) определяется как отношение выручки от реализации продукции (ВР) к средней стоимости совокупных активов предприятия (Аср)

Данный коэффициент характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т.е. показывает сколько раз за отчетный период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции, принесла каждая денежная единица активов. Этот коэффициент варьирует в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса. Рост коэффициента в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.

Коэффициент финансовой зависимости (К фин.зав. ) определяется по формуле:

где Кс – средняя величина собственного капитала.

Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость предприятия от внешних источников. Чем он выше, тем больше займов у предприятия. Величина займов, приходящаяся на сумму вложений в активы определяется как разница между коэффициентом финансовой зависимости и единицей.

Считается, что коэффициент финансовой зависимости в условиях рыночной экономики не должен превышать единицу. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении предприятием вопроса о выборе источников финансирования.

Таким образом, схему анализа рентабельности собственного капитала можно представить следующим образом:

Назначение модели – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении.

Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности бухгалтерскую отчетность: отчет о прибылях и убытках, актив баланса, пассив баланса.

 

 

ЗАДАНИЕ №5

использование операционного анализа для оценки

Финансовых результатов

 

Операционный анализ является одним из самых простых и эффективных методов финансового анализа, позволяющий в ходе оперативного и стратегического планирования отслеживать зависимость финансовых результатов от издержек производства и объемов продаж.

Ключевыми показателями операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение объема продаж (выручка от реализации) порождает более сильное изменение прибыли в ту или иную сторону. Это является результатом разной степени влияния постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия;

Количественно воздействие операционного рычага на прибыль можно выразить следующей формулой.

где СОР – сила воздействия операционного рычага;

В – объем продаж в денежном выражении(выручка от реализации), руб.;

3 пер. – переменные затраты, руб.;

П – прибыль, руб.

Одной из основных задач финансового менеджмента является максимизация разницы между объемом продаж (В) и переменными затратами (Зпер.), поскольку она служит источником покрытия постоянных (3 пост.) и прибыли (П):

Показатель операционного рычага имеет важное практическое значение. При изменении физического объема продаж, пользуясь показателем операционного рычага, можно заранее определить на сколько процентов (увеличится, уменьшится) прибыль:

где -- изменение прибыли, %;

-- изменение объема продаж, %;

Для прогнозирования безубыточной деятельности предприятия, весьма актуальными являются расчеты порога рентабельности.

Порог рентабельности соответствует такому объему продаж, при котором предприятие выручкой от реализации покрывает все переменные и постоянные затраты, не имея прибыли.

Объем продаж, соответствующий порогу рентабельности, или выручка от реализации, при которой предприятие не имеет ни убытков, ни прибыли (ПРВ), определяется как отношение постоянных затрат (3 пост.) к разности между единицей и частным от деления переменных затрат (3 пер.) на объем продаж в денежном выражении (В):

В натуральном выражении объем продаж, соответствующий порогу рентабельности, или пороговое количество товара, ниже которого предприятию продавать невыгодно определяется по формуле:

где ПРТ – пороговое количество товара, шт.;

Цед. – цена реализации единицы товара, руб.

Не представляет трудностей и графический способ определения порога рентабельности (рис.1).

Порядок работы следующий:

  1. Прямая выручки от реализации (1) строится с помощью точки А:

где Ко – общий объем продаж.

  1. Прямая постоянных затрат(2) представляет собой горизонталь, параллельную оси абсцисс.
  2. Прямая суммарных затрат (3) строится с помощью точки Б:

где 3сум. – суммарные затраты, руб;

3пер.ед. – переменные затраты на единицу товара, руб.


 

руб. В А

 

1 -- прибыль

 
 


3сум. Б

       
   


-- 3

 
 


ПРВ

       
   
 
   


3пост. 2

                   
     
 
     


-- убытки

           
   
 
   
 
 


ПРТ Ко шт.

Рис.1

Порогу рентабельности соответствуют значения объема продаж ПРТ и выручки от реализации ПРВ. Именно при таком объеме продаж выручка в точности покрывает переменные и постоянные затраты и прибыль равна нулю.

Нижний левый треугольник соответствует зоне убытков предприятия до достижения порога рентабельности, верхний правый треугольник – зоне прибылей.

Пройдя порог рентабельности предприятие получает дополнительную прибыль на каждую единицу проданного товара.

Масса прибыли после прохождения порога рентабельности определяется по формуле:

где Пр – масса прибыли после прохождения порога рентабельности, руб.;

Кр – количество товара, проданного после прохождения порога рентабельности, шт.

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности измеряется –

1. в денежном выражении:

где ЗФП – запас финансовой прочности, руб.

2. в процентах к выручке от реализации:

где ЗФП(%) – запас финансовой прочности, %

Запас финансовой прочности – это уровень безопасности предприятия. Расчет этого показателя, при определении стратегии предприятия, позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализации в границах порога рентабельности.

ЗАДАНИЕ № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.055 с.)