Человек в философии Древнего Востока и античности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек в философии Древнего Востока и античности.



Антропологическая проблематика складывается еще в философии древнегоВостока и античной философии. Основными вопросами, занимавшими философов того времени были: природа (происхождение), сущность человека и этика поведения. Проблема внутреннего духовного мира человека интересовала мыслителей в меньшей степени, нежели вопросы отношений с внешним природным и социальным миром.

В вопросе природы и сущности человека восточные и античные авторы приходят к идее о наличии у человека души – идеального начала человеческой сущности. У древнегреческих авторов все в мире (космосе) имеет душу, и благодаря ей обладает разумностью и чувствительностью – пантеизм. Душа это то, что связывает человека с космосом, делает его гармоничным элементом миропорядка (микрокосмосом).

Особенностью античной философии является материалистическая традиция трактовки идеи души. У Демокрита душа состоит из сверхлегких «огненных» атомов - неделимых единичных элементов материи. Жизнь есть соединение и разобщение атомов. Душа смертна и вместе с ней погибает и тело. Демокрит так же выдвигал идею о звероподобном происхождении людей.

Платон и Аристотель обратили внимание на социальную сущность человека. Человек – «политическое животное» т.е. существо, стремящееся к общению, жизни в сообществе с другими людьми (Аристотель). Платон рассматривал вопросы взаимоотношения человека и государства, создал социальные типы личности (воин, мудрец и др.)

Вопросы философской этики в восточной и античной философии связаны с проблемами смысла жизни, его счастья и свободы. Человеческую жизнь философы древности определяли как извечное страдание. Поэтому смысл жизни заключается в гармоничном сосуществовании с миром и постижении истин, которые помогут преодолеть страдания, достигнуть счастья и свободы.

В буддизме мыслиться, что страдания человека следуют из его желаний. Поэтому чтобы избежать страданий надо отказаться или обуздать свои желания. Из античных авторов к проблеме отдельного человека впервые обратился Сократ. Подлинный смысл человеческого существования он видел в познании самого себя, определении своей нравственной позиции. Цель человеческой жизни – стремиться к благу, заключающемуся в стремлении постижения истины, что есть добро, а что зло. Нестяжательство и стремление к истине сделали пример Сократа идеалом жизни философа. Идея познания себя и духовного самосовершенствования содержится также в буддизме и конфуцианстве. Последователи Сократа организовали философскую школу киников. Одним из самых ярких ее представителей являлся Диоген. Он, как и восточные авторы, видел главную проблему человека в его непомерных потребностях и желаниях. Поэтому философ приказал к аскетическому образу жизни, в соответствие со своим естеством и доказывал это личным примером.

В эллинистический период этическая проблематика становится доминирующей в философии Древней Греции и Рима. Эпикур и его последователи (эпикурейцы) считали, что если невозможно избежать страданий, нужно стремиться к духовному и физическому наслаждению. Данное учение являлось «культом жизни», имело гедонистическую направленность. Эпикурейцы считали, что человек творец своей судьбы. Обратной точки зрения придерживались представители философской школы стоиков (Зенон, Сенека, Марк Аврелий и др.). Человек подчинен судьбе (фатализм) и все, что он может сделать, это стойко, смиренно и мужественно воспринимать все невзгоды жизни. Школа скептиков (Пирон, Секст Эмпирик и др.) так же предлагала свой вариант избавиться от страданий – стараться избегать категоричных суждений и связанных с ними поступков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.023 с.)