Вклад Саши Черного в формирование русской детской литературы первой волны эмиграции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад Саши Черного в формирование русской детской литературы первой волны эмиграции.



Саша Черный (1880-1932)

Основная часть его творчества для детей приходится на годы эмиграции. Среди многих бед эмиграции поэт особо выделял проблемы детей, которые могли совсем выйти из "круга бесценной русской Красоты". Для детей эмигрантов он составил двухтомную хрестоматию "Радуга.Русские поэты для детей" (Берлин,1922). Самый большой из стихотвореных сборников Саши Черного "Детский остров" (Данциг,1921) был предназначен для семейного чтения.

Саша Черный выступал на детских утренниках,устраивал сирот в русские приюты. Будучи замкнутым,желчным,печальным среди взрослых,но с детьми он расцветал.

Поэт не брал на себя роль воспитателя, предпочитая сам учиться у "человечков" непосредственности. В его стихах место поучения занимает открытое признание в любви.

Повести Саши Черного: "Кошачья санатория" 1924; "Дневник Фокса Микки" 1927.

22. Авангардная поэзия для детей (обэриуты в детских журналах 1920-1930-х годов).Пропагандистские стихи В.В. Маяковского для детей. Авангардная Сказка Ю.К.Олеши "три толстяка".

20-е годы - новый этап в развитии детской литературы. Дискуссии о путях развития литературы для детей. Полемика о сказке, фантастике и юморе в детской литературе. Развитие периодики для детей. Общая характеристика журналов «Воробей» («Новый Робинзон»), «Мурзилка», «Пионер», «Ёж» и др.

ОБЭРИУ - так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати (отсюда и Обэриуты)

Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов (Введенский, Хармс, Владимиров и др.) переместиться в сферу детской литературы. По предложению С. Маршака они начали сотрудничать с детской редакцией ленинградского Госиздата, где с конца 1928 г. стал выходить забавный журнал для школьников «Еж» (Ежемесячный журнал), а несколько позже — «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал), для младшего возраста. Здесь большую роль сыграл Н. Олейников, который, формально не являясь членом группы, творчески был близок ей. Будучи главным редактором «Ежа», он привлек обэриутов к работе в журнале. В 1930-е годы, с началом идеологической травли, тексты для детей были единственными публикуемыми произведениями обэриутов.

 

Первые попытки ввести в поэзию для малышей современную тему были большей частью неудачны. Причины срывов обнаружить нетрудно, перелистав детские журналы начала 20-х годов. Чаще всего авторы стихов пытались новое содержание втиснуть в примитивные формы, в нищенски бедный круг образов, ритмов, рифм, привычных для дореволюционной детской поэзии.

Неудивительно, что появление подобных виршей заставило многих деятелей детской литературы и педагогов задуматься, следует ли давать детям стихи, насыщенные социальным и политическим содержанием. Беда была в том, что противопоставить явно негодным, вульгарным произведениям можно было в начале 20-х годов только стихи художественно и политически более доброкачественные, но недоступные детям. Даже некоторые поэты, активно участвовавшие в становлении советской поэзии, не всегда понимали, каким языком, какими образами, в каких ритмах можно вести поэтический разговор с детьми на сложные темы.

Почему Маяковский стал писать для детей? Разумеется, ответ на этот вопрос всегда будет неполным и приблизительным, так как творческий импульс — производное от множества мыслей, эмоций и внешних обстоятельств, всю сумму которых вряд ли осознавал и сам поэт. Но некоторые побуждения можно определить с большой долей вероятности.В автобиографии «Я сам», где Маяковский говорит только о самых важных событиях своей жизни, он упоминает первую книгу, которую прочёл: «Какая-то «Птичница Агафья». Если б мне в то время попалось несколько таких книг — бросил бы читать совсем».

В завершении все пропагандистские стихи Маяковского были под огромным вопросом в отношении чтения для детей. Большинство склонялос к тому, что данные произведения и журналы, где публиковались стихи Маяковского не есть лучшее прочтение для детей.

 

Юрий Олеша. "Три толстяка". (книга была переведена на 17 языков, по ней ставили спектакли и снимали фильмы. Любимая сказка советских детей)

Вывод сказки + краткое содержание + основная мысль.

В сказке Ю.Олеши «Три толстяка» действует множество персонажей. Наиболее представительным из них является доктор Гаспар, которого вполне можно отнести к главным героям сказки. Это очень умный человек, знающий множество наук. Его ценят и любят жители города. Доктор Гаспар и другие персонажи сказки живут в стране, которой управляют Три Толстяка, самые богатые люди этой страны. Один из них владеет всем хлебом, другой – углем, а третий – железом. У них так много денег, что они могут покупать не только вещи, но и людей, и власть над людьми.

 

Но Три Толстяка жадны. Они нещадно обирают народ, держа его в нищете. Возмущенные жители устраивают восстание против богачей. Это восстание возглавили оружейник Просперо и гимнаст Тибул. Но восставшие терпят поражение. Оружейник Просперо схвачен и ждет казни. А гимнасту Тибулу удается бежать, и он находит убежище в доме доктора Гаспара.

 

Недовольство народа разделяет часть гвардейцев, охраняющих Трех Толстяков. Однажды гвардейцы увидели в дворцовом парке наследника Трех Толстяков по имени Тутти. Мальчик играл с механической куклой, похожей на живую девочку. Гвардейцы, возмущенные тем, что ребенку запрещают играть с живыми детьми, испортили игрушку своими саблями.

 

Наследник Тутти был очень расстроен. И тогда сломанную куклу отвезли доктору Гаспару, приказав ему за одну ночь починить ее. Доктор быстро понял, что он не сможет починить сложный механизм куклы и повез ее обратно во дворец. По дороге кукла была утеряна. Доктор в поисках ценной игрушки встречает артистку Суок из бродячего цирка гимнаста Тибула, очень похожую на утерянную куклу. По просьбе Тибула Суок под видом куклы попадает во дворец Трех Толстяков. У наследника Тутти она находит ключ от темницы, в которой держат оружейника Просперо. Просперо обретает свободу, но Суок схвачена и ей грозит смерть. В последний момент она получает чудесное спасение, потому что гвардейцы переходят на сторону народа и помогают восставшим свергнуть Трех Толстяков.

 

Главный смысл сказки «Три Толстяка» состоит в том, что добро сильнее зла, а жадность и чрезмерное властолюбие до добра не доводят. Сказка учит нас быть сплоченными и помогать друг другу в правильных делах.

 

В сказке мне понравилась циркачка Суок, которая, не задумываясь, отправилась в опасное место помогать друзьям, рискуя собственной жизнью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.006 с.)