Вопрос. Деятельность II Отделения собственного его императорского величества канцелярии. Судебное дело николая I. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Деятельность II Отделения собственного его императорского величества канцелярии. Судебное дело николая I.



Вопрос № 34

Вопрос. Восточный кризис 20-х гг. XIX в.: дипломатическая история.

IV. Россия и Восточный кризис 1820ых гг.

20ые гг. в Европейской политике характеризуются: 1. Время это было периодом европейских революций и борьбы с ними Священного союза (Конгресса Священного союза, принцип интервенции). 2. Обострение Восточного вопроса, связанное с тем, что в Османской империи, в ее европейских и азиатских владениях развернулась национально-освободительная война, приобрела новый импульс. Причина обострения Восточного вопроса – начало весной 1821 года Греческой революции, прологом кот послужило восстание под руководством Александра Ипсиланти в зависимом от Порты княжестве Молдавии. Ведущие европейские державы стремились взять Балканы под свой политический контроль. Перспектива политики – экономическое проникновение в этот регион. Содержание Восточного вопроса в начале 20ых гг. XIX века заключается в следующем – 1) Это Греко-турецкий конфликт и поиск европейскими державами путей его ликвидации. 2) Собственно русско-турецкие отношения, кот обострились из-за нежелания Порты выполнять свои обязательства по Бухарестскому миру 1812 года.

Присоединение Средней Азии

Во второй половине XIX в. Средняя Азия включала обширные территории Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств, а также Киргизию. В первой половине XIX в. политика России в Средней Азии рассматривалась как продолжение кавказской политики. Проникновение России в Среднюю Азию считалось возможным через Кавказ и Каспийское море. Еще в 1819 и 1821 гг. были предприняты первые морские экспедиции в Хиву, подтвердившие возможность закрепления России на восточном побережье Каспия.

На протяжении 50-х гг. были осуществлены новые экспедиции в Среднюю Азию.

Весной 1864 г. началось наступление русских войск на Коканадское ханство. К осени они овладели городами Туркестан и Чимкент.

Завоеванный край от Аральского моря до озера Иссык-Куль был объединен в Туркестанскую область. Военным губернатором назначается генерал М.Г. Черняев, который, воспользовавшись борьбой между Кокандом и Бухарой, двинул войска на Ташкент. Практически без потерь русская армия заняла крупнейший город Средней Азии.

В 1867 г. было создано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте.

Превращая Среднюю Азию в источник сырья, царская администрация стимулировала развитие хлопководства. К началу ХХ в. Средняя Азия стала основным поставщиком хлопка для российской промышленности.

Присоединение Средней Азии сопровождалось колонизацией земель. В среднем ежегодно сюда переселялось около 50 тыс. чел.

вопрос. Деятельность II Отделения Собственного Его императорского Величества Канцелярии. Судебное дело Николая I.

Эпоха Николая не исторический провал, а этап общего поступательного движения Российской истории, предваряющий реформы 60ых гг: были внесены некоторые изменения в правовое положение крестьянского сословия и апробированы некоторые институты, кот реформой 1861 года введены. Была проведена реорганизация управления гос удельными крестьянами, появились первые законы о труде, утверждено новое городовое положение и введен в действие новый рекрутский устав. Была завершена почти полутора вековая работа по систематизации отечественного законодательства, создана система права, просуществовавшая в России до 1917 года. В эту эпоху были оформлены как самостоятельная отрасль права уголовная и гражданская правовые нормы. Нормы гражданского права, включенные в 10 том свода законов Российской империи, отразили некоторые элементы буржуазного права, в тоже время, сохранив характеристики феодального права: 1. Гражданская правоспособность и дееспособность определялись сословными и национальными признаками (помещичьи крестьяне вообще исключались из сферы гражданских правоотношений, а права на крепостных причислялись к правам на движимое имущество). 2. Поляки не могли приобретать, брать в залог и в аренду земли. 3. Были ограничены право и дееспособность евреев, замужних женщин, лиц духовного звания (пример, православному духовенству запрещалось заключать договоры доставки и подряда, нехристианам запрещалось вступать с христианами). 4. Значительная часть земли не была объектом поземельной собственности и имущественных отношений (с землей надельной казенных и удельных крестьян). 5. Отчуждение дворянских имений тоже было ограничено учреждением майоратов, т.е. земельных владений, совершенно изъятых из гражданского оборота и передававшихся по наследству старшему в роде. 6. В наследственном праве дочерям полагалось меньшая часть наследства, чем сыновьям. 7. В сфере семейного права правовую регламентацию осуществляла церковь. Сфере гражданских правоотношений был посвящен 10 том законодательства.

Уголовное право – посвящен том 15 свода законов. Были теоретические достижения. Впервые были даны понятия «преступления», «виды соучастия», но были недостаточно сформулированы составы преступлений и санкции (пример, «поступить по закону, наказать по всей строгости законов, наказать по мере вины, судить как ослушника»). Многие институты уголовной отрасли права не получили четкого определения => именно по этой причине вопрос о модернизации уголовного законодательства остался актуальным. Новая систематизация уголовного права была принята по личному наказанию Николая и по след причинам: 1. Реформы гос аппарата. 2. Развитие системы политического сыска. 3. Точное обозначение правового статуса сословий в томе 9. 4. Столкновение властей империи с новой формой социального протеста (декабристское восстание, студенческие кружки, польское восстание). 5. Освободительное движение и революционная ситуация в Европе. Вывод Николая, что организованное им следствие не смогли остановить процессов внутри => усиление карательной составляющей в политике = потребность в четком определении состава преступления, прежде всего, государственных и против порядка управления.

Уголовное Уложение, кот должно было разрабатываться, должно было объединить всё уголовное законодательство, учитывая опыт разработки свода законов. В 1834-1839 гг. при мин Юстиции работал комитет, кот занимался негласной проверкой свода. Чиновникам комитета дано было указание параллельно вести работу по разработке уголовного уложения, когда в 1839 году комитет был закрыт, вся его документация и чиновники, работающие там, перешли во II отделение СЕИВК. Составление нового уложения о наказаниях. Главой II отделения стал вместо Дашкова Дмитрий Николаевич Блудов. В течение 1839 года была создана первая редакция уголовного уложения, о ходе уложения ведал сам император. В течение 2ух лет вносились поправки. К средине 1841 года император одобрил план УУ. Помимо этого источника (тома 15) к составлению УУ была привлечены судебная и административная практика, прежде всего Российская. А также уголовное законодательство 16 европейских стран. В ноябре 1844 года готовый проект и объяснительная записка к нему были изданы для ознакомления социумом и осуждения в социуме (проект рассматривался помимо II отделения особым комитетом, входили в комитет министра Юстиции, 9 сенаторов и обер-прокурор Синода): всего состоялось 51 заседание Гос Совета. Особой комиссией руководил барон Модест Корф, и сохранились делопроизводственные документы комиссии. Самыми интересными вопросами были: 1. Вопрос о смертной казни. 2. Об орудиях телесных наказаний. Что касается 1ого вопроса, то комиссия оставила в действии манифест 26 апреля 1826 года, в кот провозглашалось: смертный приговор выносится, если «целью преступления является нарушение общего существования спокойствия государственного, безопасности престола и святости Его императорского величества» (тезис этот был перенесен в свод законов, а потом и в уложение о наказаниях). Что касается 2ого вопроса: вопрос о кнуте, о мерах и границах его использования. Решено: при Александре вопрос об использовании кнута дважды выносился на обсуждение Гос Совета, но отменить кнут тогда не решились. Комиссия запросила о последствиях применения кнута в телесных наказаниях мнения губернских прокуроров и врачей (губернские прокуроры высказались за пользу применения, а врачи, что любое орудие вредно для здоровья). За сохранение кнута, как устрашающего средства выступил мин Юстиции Панин, а большинство членов приняли решение просить императора заменить кнут «лозами в пуках». В 1844 году кнут был отменен Высочайшим указом императора. В целом комиссия, действующая в составе Гос Совета. В течение работы комиссии было принято 400 поправок к проекту, кот был разработан во II отделении СЕИВК: 1. Были уменьшены наказания за преступления против веры, за преступления, совершенные в нетрезвом состоянии или в состоянии аффекта, отменялась смертная казнь за отцеубийство, отменялось одиночное заключение за преступление в сфере семейного права, были увеличены наказания за преступления против высочайших особо и за дуэльные поединки; были освобождены от телесных наказаний в принципе (в 1863 году отменены телесные наказания, но вернули. Окончательно отменили в 1903 году) литераторы, их жены и вдовы, вдовы потомственных дворян, вышедшие замуж за лица, не изъятых от телесных наказаний, лица, окончившие курс ВУЗов, нижние чины, имеющие знаки воинского отличия, станционных смотрителей, ливрейные лакеи императорского двора.

Вывод: проект уложения в мае 1845 года был рассмотрен на общем собрании Гос Совета, утвержден императорским указом в августе 1845 года, введен в действие 1 мая 1847 года.

Структура УУ: первые шесть частей были общетеоретическими, в кот содержались уголовно-наказуемые деяния. Первый раздел Уложения «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще». Преступлением признается самое противозаконное деяние и исполнение того, что под страхом указания уголовного или исправительного законом предписано. Этот 1ый раздел провозгласил важнейший принцип для буржуазного законодательства – наказание должно определяться не иначе, как на точном основании закона (типичным для европейского права средины 19 века было положение о доказанности и виновности преступного деяния, как необходимых оснований наступления уголовной ответственности). Единственным объектом преступления объявлялся закон, защищавший права императора, государства и частных граждан. В 1ом разделе была предпринята попытка систематизации наказаний, кот выстроились в лестницу, включавшую 11 родов наказания: 4е уголовных и 7мь исправительных. 1). В основе деления на уголовные исправительные наказания была положена идея, что первые удаляют преступника из общества навсегда, а вторые временно. 2). Все 4е рода уголовных наказаний предусматривали лишение всех прав состояния, т.е. полное поражение прав политических, гражданских, семейных и имущественных. Лишение чина, чести, доброго имени, знаков отличия с отобрание всех грамот и аттестатов. Для первого рода уголовного наказания дополнялись смертной казнью, для 2ого рода – ссылка каторжной работы, для 3его и 4ого – поражения в правах дополнялись ссылкой в Сибирь и на Кавказ. Лица непривилегированных сословий дополнительно публично поролись плетьми. Исправительные: Для привилегированных сословий потеря всех преимуществ – запрещение гос службы вообще или запрещение гос службы на определенных должностях; отдача имения под опеку. Лица непривилегированных сословия – отдача в исправительные арестантские рота. Для второго привилегированных – ссылка на жительство в отдаленные губернии кроме сибирских; для непривилегированных – заключение в работном доме. 3ий род для всех сословий – заключение в крепости. 4ый род для всех сословий – заключение в смирительном доме. 5ый род для привилегированных – ссылка, для остальных заключение в тюрьму. 6ой для всех – кратковременный арест. 7ой для всех – выговор, внушение или денежное взыскание.

По Уложению о наказаниях 45 года смертная казнь была отменена по общему имперскому законодательству за воинское преступление, однако, если выходили за рамки, могли передаваться на рассмотрение воинских судов, кот осуществляли судопроизводство по законам военного времени и могли применять смертную казнь.

В особенной части уложения были подробнейшим образом разработаны вопросы о преступлениях, направленных против святынь РИ: гос власть, верховный носитель, православная религия и церковь. (Уложение о наказаниях разделило религиозное верование на 4е класса: православие, другие христианские исповедания, ереси и расколы, нехристианские религии). Запрещался переход из одной веры в другую, за исключением перехода в православие, а обратное движение влекло за собой различные меры наказания – от ссылки в Сибирь до каторги. Общее количество преступлений против православной веры составляло 1% от общего числа уголовных дел. Религиозные преступления рассматривались не как объект посягательства, а на устои государства.

Объекты богохульного поведения – православные святыни (за такие преступления предусматривалось лишение прав состояния и ссылка в каторжные работы на 20 лет в рудниках), богохуление – в церкви, на производстве, в иных общественных местах. Поношение Аллаха квалифицировалось не как преступление, а как обычное нарушение порядка.

3ий раздел – «О государственных преступлениях». На такие преступления приходилось в 30-40ые г. не более 5% всех уголовных дел. В кач наказания – самые тяжкие меры: наказывались все участвовавшие в злоумышлении без учеты степени соучастия «кто знав и имея возможность донести о злоумышлении и злоумышленниках, не сделали этого».

4ый раздел – против порядка управления: от нарушения порядка в общественных местах, срывание объявлений местных властей до создания тайных обществ, имеющих вредную для спокойствия гос-ва цель. Самым типичным наказанием за массовые беспорядки были лишение всех прав состояний и каторга. Проявление антиправительственных настроения считалось – неповиновение требованиям чиновником и полицейских. Статьи о наказаниях за недозволенное оставление отечества. Вопросы въезда и выезда из страны решались третьим отделением и министерством внутренних дел.

5ый раздел – рассматривался спектр преступлений – совершенные должностными лицами, преступления, сводящиеся к невыполнению гос и земских повинностей, преступления против имущества и доходов казны, против общественного благоустройства и благочиния.

 

Вопрос № 34



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.009 с.)