Вопрос. А. С. Грибоедов. Горе от ума: текст в контексте мировоззренческих исканий эпохи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. А. С. Грибоедов. Горе от ума: текст в контексте мировоззренческих исканий эпохи.



1. «Коль надобно - на смерть идут; / Не нужно - праздники дают».

В этой цитате Грибоедов показал читателю образ тогдашнего дворянства: готового в любой момент идти на смерть, но в то же время давать вечера, праздники. Именно на таких вечерах автор и заостряет свое внимание. Грибоедов с иронией относится к фамусовскому обществу, представляя нам таких персонажей, как княгиня Тугоуховская, Алексей Степанович Молчалин, старуха Хлёстова и другие. Автор «Горе от ума» вложил свою главную мысль по поводу светского общества в уста молодого Чацкого, который в своем последнем монологе сформулировал отношение к Фамусову и иже с ними:

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором…

2. Об А. П. Ермолове в «Путевых заметках» от 29 января 1819 г.: «Кстати об нем, — что это за славный человек! мало того, что умен, нынче все умны, но совершено по-русски, на все годен, не на одни великие дела, не на одни мелочи...»

При создании комедии Грибоедов специально использовал прообразы людей, заменяя их на карикатурных героев. Так Ермолов – генерал, храбрый и умнейший человек, на бумаге Александра Сергеевича превратился в Скалозуба – настоящего труса, который знает только что хвастаться и продвигаться по службе за счет своих товарищей. Свою карьеру он сделал очень быстро и даже получил медаль, но и тут Грибоедов не упустил возможности подчеркнуть, за что она была дана Скалозубу эта медаль:

В тринадцатом году мы отличались с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

Таким образом, создавая своих героев, Грибоедов брал выдающихся людей, но изменял так, что сходство с настоящим человеком становилось едва заметным. Однако такие персонажи быстро стали любимцами у читателей, которые с восторгом читали данное произведение, растаскивая текст на цитаты.

3. «...хвала чиновнику, точному исполнителю своих должностей, радеющему о благе общем, заслуживающему признательность соотечественников и милость государя! Хвала мудрому государю, умеющему избирать и ценить достойных чиновников!» (из статьи «О кавалерийских резервах»).

Данная цитата относится к генералу Кологривову, человеку, радеющему за свое дело, исполнительному и благородному. В комедии «Горе от ума» Грибоедов тоже сделал чиновника – это Фамусов. Естественно нельзя говорить о том, что Кологривов прототип Фамусова, скорее наоборот – полная его противоположность. Павел Афанасьевич совершенно не заботился об управлении в казенном месте, в то время как Кологривов покупал за свой счет конюшни, заготавливал провиант – в общем, делал все, чтобы снизить расходы государства. Фамусов же находил свое призвание на светских вечерах, где мог бы показать себя во всей красе: отпустить шуточки или колкости, посплетничать. Естественно Фамусову не нравился Чацкий, который явно с презрением относился к такому образу жизни.

4. Из Поучения Владимира Мономаха: «Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет».

Эта цитата относится к людям, чей долг – служить государству, то есть, если все переводить на «Горе от ума», то свой служебный долг должны были исполнять Фамусов и Скалозуб. Однако этим людям чуждо такое слово. Они пойдут на бой, если только их заставят. Не совершив никакого особенного подвига, они еще и требуют награды, чтобы похвастаться на одном из званых вечеров. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - вот такое мнение было у Чацкого, не желавшего ничего взамен за свои дела в пользу государства и общества.

5. Святой Антоний Великий: «Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучают изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душеиредиого убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни поистине должны именоваться умными людьми».

С этой цитатой можно провести параллель с Английским клубом, о котором мы узнаем от Репетилова:

Поздравь меня, теперь с людьми я знаюсь

С умнейшими!! – всю ночь не рыщу напролет.

Да, в этом заведении очень много умных и образованных людей, однако рассудительных и умных душой в клубе вряд ли можно было найти. Эти люди гордятся своим вхождением в Английский клуб. Однако что они сделали полезного для общества? Один поет, другой пишет простенькие сочинения, третий всех веселит. Разве у таких людей может быть умение мыслить сердцем? Нет. Вот и Чацкий негодует против слепого преклонения перед всем иностранным. Английский клуб, изображенный Грибоедовым, тоже можно назвать «слепым подражанием». Молодой и способный ясно мыслить Александр Андреевич является примером для подражания, однако в обществе Фамусова его, увы, не принимают.

6. Святитель Тихон Задонский: «Вы, которые заседаете на месте суда и судите и рассуждаете между правым и виноватым, между обиженным и обидевшим, слышите: «Господь близ»... Сам Он здесь невидимо присутствует, и видит ваши дела, начинания и помышления, и слышит ваши слова, и смотрит на вас, како вы судите людей Его, како и кого оправдаете, и кого обвиняете, и за что».

Не судите, да не судимы будете. Общество Фамусова, к сожалению, не знает такой простой истины. Все, кому не лень, осуждали Чацкого за его идеи в преобразованиях России. Даже Софья не осталась в стороне – молодая женщина пожелала быть со «старой Россией» в лице ее отца и других. Именно она пустила слух о сумасшествии Чацкого, делая героя социальным безумцем и обрекая его на изгнание.

7. Н. В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени(1834):-«Век-наш так мелок, желания так разбросаны по всему, знания наши так энциклопедически, что мы никак не можем усредоточить на одном каком-нибудь предмете наших помыслов и оттого поневоле раздробляем все наши произведения на мелочи и на прелестные игрушки».

Гоголь в своей цитате описывает узость интересов светского общества. Их знания и желания ограничиваются примитивными вещами. Вся их жизнь состоит из мелочей, на которые они привыкли обращать внимание и придавать им огромное значение. Вот, например, молодую даму Наталью Дмитриевну волнует только ее наряд: «Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!» А молодые люди считают, что нельзя в ранние годы иметь собственное мнение, нужно преклоняться и заискиваться перед старшим и более влиятельным человеком. Так думал Молчалин.

8. В 1821-1822 гг. на Кавказе Грибоедов вместе с Кюхельбекером изучал Священное Писание и любимыми стихами драматурга были первые пять глав Книги пророка Исайи. В 111 главе, содержащей пророчество против израильтян и обличающей их отступление от Господа, Исайя описывает признаки падения дома Израилева: «... 12 Людие мои, приставницы ваши пожинают вас и истязающий обладают вами: людие мои, блажащий вас льстят вы и стези ног ваших возмущают. 16 Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и ступанием ног, купно ризы влекущия (по долу) и ногама купно играющия 17 и смирит Господь началныя дщери Сиони, и Господь открыет срамоту их. 18 В день он, и отымет Господь славу риз их и красоты их...» (из черновых записей Грибоедова).

Цитату из книги пророка Исайи несомненно можно перенести и на комедию «Горе от ума». Гордость, которая присуща «веку минувшему», не позволяет им смотреть на вещи под другим углом, потому что образование это зло, по мнению фамусовского общества. Например, двоюродный брат Скалозуба осуждается обществом за то, что «чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Он упустил возможность получить чин, а это недопустимо с точки зрения фамусовского общества, к тому же для них «ученье – вот чума». Многие из героев комедии считают образование уделом более низких сословий или вообще бездельников.

9. «Светлый путь странничества, когда, порвав с уютом и семьей, становятся странники во имя Христа на дорогу для того, чтобы уйти с нее в могилу - это путь подвига, исключительно русского... в котором Русь выявила свой лик»...

Здесь речь идет о Чацком, который много лет путешествовал, учился. Однако, когда он приехал на Родину, то понял, что многое здесь ему чуждо, многого он не может признать и принять. Однако он до последнего отстаивал свою точку зрения, хотя в доме, где он воспитывался после смерти родителей, его считали сумасшедшим.

10. Пустыня - результат наказания Господня Вавилону в Книге пророка Исайи: «Се бо, день Господень грядет неизцельный, ярости и гнева, положити вселенную (всю) пусту и грешники погубит от нея» (Гл. XIII, ст. 9) (из черновых записей Грибоедова)

Пустыня – это место, где нет человека, нет ничего живого. Пустыня напоминает нам о пропасти, в которую неминуемо падают люди века минувшего. Это общее состояние умов и душ. За ними не осталось ничего нового и ясного. Каждый герой в комедии оказывается в этой пустыне наедине с собой. Больше всего это видно на примере Чацкого, которого силой «вытолкнули» из светского общества, не приняв его идей и умозаключений.

11. А. С. Грибоедов - в 1824 г. в письме П. А. Вяземскому: «Какое благо дала мысль Вольтера?... Колебание умов ни в чем не твердых?»

На самом деле мысль Вольтера побудила таких людей, как Чацкий, шевелиться, высказывать свои мысли. Общество Фамусова не смогло примириться с трактовкой Чацкого в вопросах о переустройстве современно России, однако в спор никто не вступил. Люди предпочли действовать за спиной. Они оговорили Александра Андреевича, не дав ему как-то доказать свою позицию. Чацкий был послан в дом Фамусова, чтобы взбудоражить сознание спящего общества. Он мог бы и достигнуть своих целей, однако наткнулся на равнодушие невежественных умов.

12. Святитель Тихон Задонский: «Иные тщатся знать, что делается в Америке. Африке, Азии и прочих дальних странах, а близ себе и внутрь себе не хотят знать, что с душою их делается, в каком состоянии она находится, из слова Божия ведать не стараются. Иные натуру трав, зелий, древес и прочих вещей испытывать стараются; но своего естества, грехом растленного, из слова Божия рассматривать не хотят. Иные звезды считать, землю размерять учатся; но кратких Жития своего дней и бесчисленных грехопадений, которыми во вся дни перед Богом виноватыми являемся, - "грехопадения бо кто разумеет?" (Пс., 18, 13) - из Писания рассматривать не хотят».

Данная цитата вполне могла бы стать главной в определении основной идеи комедии «Горе от ума». Действительно, дворянство 19 века ничего не видело, что происходило у них под носом. Но вот знать, что происходит у других, для них было делом чести. Они обсуждают только повседневные и бытовые вопросы, речи о философии, о государственном устройстве, об обществе у них никогда не заходило. А зачем? Они богаты, им нет нужды философствовать, когда все есть. Поэтому они никогда не поймут, что твориться у них в душе и никогда не посмотрят на себя со стороны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.009 с.)