Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос № 35. Государство и церковь во второй четверти 19 века
К царствованию Николая I (1825-1855) приходское духовенство подошло со многими проблемами = следствие господства синодальной системы: бедность, бесправие, зависимость на селе, как от помещиков и прихожан, так и от духовного начальства, недостаточность казенного содержания: А) необходимость постоянно трудиться на земле для пропитания, с одной стороны, сближала духовенство с крестьянством по образу жизни, с другой стороны, вредно сказывалась на его пастырских возможностях, отрывая время и силы. Б) формировалось пренебрежительное отношение к духовентсву со стороны значительной части паствы, как к паразитическому сословию, живущему за счет народа (плат за требы и приношений). В) бедность лишала священноцерковнослужителей возможности дать своим детям духовное образование, необходимое для дальнейшего служения = российское духовенство исторически сложилось как кастовое, дети заступали на места своих отцов, духовное звание было наследственным. В итоге многие оставались недоучившимися, шли в священники = понижался культурный уровень духовного сословия. Император Николай I = лично вникал во все сферы управления государством: внимание на положение православного духовенства, в котором он видел опору самодержавного строя. 17 июня 1826 г. (вскоре после завершения процесса над декабристами) = повеление Николая I Синоду = предполагалось: – найти способы принимать в священники людей «испытанных в доброй нравственности», которые обладали бы «достаточными познаниями» и были бы «предпочтительно из семинаристов», «дабы надежнее могли бы руководить ввереную им паству и назидать оную в христианских добродетелях». – для этого признавалось необходимым «всех обучающихся в духовных училищах определять непременно в духовное звание», так как для приготовления к светским должностям существуют светские учебные заведения. – на места священников определять только окончивших полный курс учения, притом «с хорошими понятиями и нравами». – предлагалось строже наказывать тех, кто порочит духовной сан. Главную проблему император, как и его брат, видел в недостаточном просвещении духовенства, что увязывалось с поддержанием его кастовости, в затруднении выхода из духовного сословия.
Обстоятельства появления распоряжения императора изложил статс-секретарь Н. Н. Муравьев в особой сопроводительной записке обер-прокурору Синода князю П. С. Мещерскому = указ был вызван политическими соображениями: – в последние годы усилилось неповиновение крестьян своим помещикам + «с сожалением» усматривал, что во многих областях священники «одобряли» и даже руководили крестьянами в этих «неповиновениях» и «тем более» удивлялся, что такое «встречается за распространением и улучшением в России духовных училищ...» – сказывается «недостаток достойных сельских духовных пастырей». Император отметил «достойный поступок» священника Гдовского уезда Федора Филимонова, «который своим пастырским увещеванием и даже духовным взысканием с более строптивых его паствы способствовал водворению спокойствия, порядка и послушания крестьян их помещикам». За усилия Филимонову был пожалован орден Владимира 4 ст. Синод же должен был эту монаршую награду «поставить в пример всем прочим священнослужителям». Вывод: в представлении Николая духовенство есть необходимый государственный механизм посредничества между правительством и помещиками. С точки зрения императора, это средство держания подданных в узде работало плохо. Представления императора о социальной роли духовенства в помещичье-крестьянской среде близки консервативной утопии Н. В. Гоголя = «Выбранные места из переписки с друзьями». – Гоголь в письме к своему другу, будущему обер-прокурору Синода графу А. П. Толстому = духовенство, будучи неактивным в смысле полемического печатного слова, «не бездействует». – пастыри не должны даже внешне сближаться со светским миром = духовенство не должно нести на себе печати «светскости», как неверные римско-католические священники. – двумя законными поприщами, через которые у русских духовных должна осуществляться связь с народом являются исповедь и проповедь. Здесь «можно сделать очень много»: говориться проповедь должна «с возвышенного места», поэтому «даже хорошо, что духовенство наше находится в некотором отдалении от нас». Необходимость же обычных духовных бесед между пастырем и прихожанами классиком отрицалась.
– Гоголь, рассматривая священноцерковнослужителей как особую касту, наделенную сверхзадачей посредничества между человеком и Богом, настаивал на соблюдении дистанции не только между духовенством и образованной элитой общества («светским миром»), но и духовенством и простым народом (утопично = бытовые реалии жизни сельских пастырей, по своему образу жизни и по общему бесправному положению, весьма близко стоявшим к основному податному сословию империи – к крестьянам). «Нет, покамест священник молод и жизнь ему неизвестна, он не должен встречаться с людьми иначе, как на исповеди и на проповеди. Если же и можно ему входить в беседу, то разве только с мудрейшими и опытнейшими из них, которые могли бы познакомить его с душою и сердцем человека, изобразить ему жизнь в истинном виде и свете, а не в том, в каком она является неопытному человеку». Гоголь не заметил противоречия = Спаситель снисходил до духовных бесед с обычными, простыми и неопытными людьми. – писатель отводил приходскому духовенству важнейшую функцию в государстве и обществе. В письме «Русский помещик», рисуя образ идеального крепостника, Гоголь дает радужную картину сотрудничества священника и помещика в общем благом деле духовного просвещения народа = просвещенный помещик не гнушался бы наставнической роли по отношению к дурному или недоучившемуся священнику, не бросал бы его, молодого и неопытного, среди мужиков, «когда он еще не знает, что такое мужик», чтобы побороть такое, по Гоголю, нежелательное явление, когда священники «имеют мужицкие ухватки и ничем не отличаются от простых мужиков». Помещик мог бы оказывать священнику помощь в сочинении проповедей, и, при необходимости, брать его на содержание. Священник в ответ способствовал бы помещичьему господству над крестьянами. Из наставлений Гоголя: «Заведи чтоб священник обедал с тобой всякий день. Читай вместе с ним духовные книги... А самое главное – бери с собою священника повсюду, где ни бываешь на работах, чтобы сначала он был при тебе в качестве помощника, чтобы он видел самочинно всю проделку твою с мужиками. Тут он увидит ясно, что такое помещик, что такое мужик и каковы должны быть их отношения между собою... Сделай так, чтобы он не нуждался в доме своем, чтобы был обеспечен относительно собственного своего хозяйства, и через то имел возможность быть с тобою беспрестанно». Вывод: у Гоголя = ставка на кастовую, культурную, психологическую, бытовую обособленность духовенства от простого народа. Позиция писателя вызвала гнев В. Г. Белинского в «Письме к Гоголю». – российское православное духовенство он назвал «гнусным», оно «никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти». «Большинство нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством». – духовенство и церковь = орудие угнетения народных масс, «прислуга неправых властей», иерархия, отступившая от заветов Христа, которые оставались для Белинского высокими нравственными идеалами. «Вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки погасивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно, более сын Христа... нежели все наши попы, архиереи, митрополиты, патриархи».
– критик отметил общее неуважительное отношение народа к духовному сословию: поп «для всех русских представитель скупости, низкопоклонства, бесстыдства». – отрицал религиозность народа как таковую, считая его «глубоко атеистическим», который «произносит имя Божие, почесывая зад»; религия – лишь форма суеверия; мистическая экзальтация вообще не в натуре русского народа. Религиозность проявлялась в России «только в раскольнических сектах». – Белинский ссылался на большое количество похабных сказок о духовенстве, бытующих в народе. Данные корреспондентов Этнографического бюро В. Н. Тенишева, фиксировавших многочисленные случаи недружелюбного отношения крестьян к священникам, которых ругают (за глаза и открыто) как вымогателей, стяжателей, попрошаек, обжор, тунеядцев, прячутся от обходящих дворы священников. Распространенными были случаи и циничного осмеяния духовных. Характерные строки из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» = поп сетует на народное отношение: «Теперь посмотрим, братия, Каков попу почет? Скажите, православные, Кого вы называете Породой жеребячьею?» «С кем встречи вы боитеся, Идя путем-дорогою?» «О ком слагаете Вы сказки балагурные, И песни непристойные, И всякую хулу? Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, – Семинариста всякого – Как чествуете вы? Кому вдогон, злорадствуя, Кричите: го-го-го?..». В ответ на повеление царя от 17 июня 1826 г. митрополит московский Филарет (Дроздов) в 1827 г. подал записку в Синод: – главным злом в жизни приходского духовенства являются бедность и стесненное положение, которые не позволяют дать священноцерковнослужительским детям надлежащее для будущего служения образование: «В селах священники нередко могут прокормить себя от земли, но нередко терпят недостаток в деньгах, необходимых на содержание детей в училищах». Необходимость каждодневно заниматься хозяйственным трудом для поддержания жизни изматывает силы священника, что создает также преграду и для его самообразования, для книжного просвещения. «Если по обстоятельствам места возложит он руки на рало, то редко будет брать в руки книгу». – предлагалось средство к исправлению положения = облегчение приобретения духовенством недвижимых имений, земли + строительство домов для причта. Земля – самый надежный источник существования сельского духовенства (там, где священники ее не обрабатывают, они сдают ее за небольшую плату): «Приобретение церковью недвижимых имений не только служит надежному обеспечению церковной службы, но может послужить и облегчению государственного хозяйства».
– масштабность и многолюдность епархий не дает возможности епископам осуществлять деятельный надзор за состоянием пастырей. – Филарет считал необходимым расширить казенное содержание детей бедных священников (общее число казеннокоштных вообще увеличить и удвоить отправляемые на них из казны суммы), поощряя пособиями тех, кто оказывает наибольшую ревность к учебе, расположенность к духовной службе. – возражая царю, Филарет заметил: нельзя принудительно записывать в духовное сословие всех воспитанников учебных заведений – против их убеждения, так как священнослужение требует расположения к этому духа, неотделимо от свободного выбора человека. И в светской службе не может быть успеха против воли человека, а в духовной – тем более. – должны быть сделаны исключения для целых категорий людей: а) для лиц с физическими недостатками, б) для лиц без склонности к духовному званию, последним следовало разрешить вступать в светскую службу по их усмотрению. – надо избегать назначения священников ранее 25-летнего возраста, а в возрасте от 25 до 30 лет назначать только по уважительным причинам, соблюдая, таким образом, 14 правило VI Вселенского собора = отсекать от священнослужения людей молодых и неопытных. – система духовного образования будущих пастырей должна быть изменена = меньше должно уделяться внимания латинскому языку + более глубоким должно стать изучение богословских предметов, которые должны преподаваться на русском языке + отказаться от такой формы испытаний, как диспуты, (ведут к ненужным словопрениям), главный упор в оценке знаний сделать на экзамены. – Филарет выступил против популярной в правительстве идеи обучения духовенства сельскому хозяйству и медицине = это отвлечет их от пастырских обязанностей. – в зависимости от качества и объема полученного образования будут замещаться местные священнические вакансии = предпочтения в назначениях более образованным и лучше воспитанным. – епархиальное начальство должно постоянно анализировать «кадровый состав» причтов; тем епархиям, где недоставало образованных кандидатов в священники, следовало брать таковых из епархий, испытывавших избыток. Мнение Филарета подчеркивало связь между системой духовного просвещения и порядком назначения на священнослужитепъские места. В дальнейших мерах в церковно-религиозной политике правительство пользовалось консультациями иерарха. 8 декабря 1827 г. Председатель Государственного Совета В. П. Кочубей в отношении Филарету сформулировал цель правительства по отношению к духовенству: «извлечение их из того неимущего состояния, которое лишает их нередко предметов первых надобностей, порождает в них пороки или презрение прихожан, к ним обращающихся».
По высочайшему повелению, было выделено два направления мер: а) по усилению образования духовного звания, б) изыскание средств по обеспечению содержания приходского духовенства, особенно сельского, как наиболее бедного и нуждающегося = духовная и материальная стороны вопроса увязывались. НО: предлагалось отменить плату духовенству за требы с заменой ее казенным жалованием = подробное и аргументированное возражение Филарета в особой записке: со ссылками на св. Писание (1 Кор. 9. 13,14), церковное Предание и каноны архиерей доказывал, что принятие плат за требы не противоречит древним установлениям христианской Церкви, что это было и остается основным доходом духовенства, который не покрыть в обозримом будущем никакими другими, что это обычай, освященный многовековой историей церковного народа. Никто, даже правительство и царь, не может запретить добровольные пожертвования прихожан при совершении треб. Если даже такое запрещение последует, оно не осуществится на практике. Филарет также выразил опасение: с введением таких мер многие приходы могут отказаться от помощи причтам, они будут просто отсылать их к казне. Выступления Филарета и других иерархов сыграли свою роль в срыве этой и последующих правительственных попыток при Николае I отменить плату за требы: – еще указом Екатерины II от 18 апреля 1765 г. была установлена фиксированная плата за требы – за молитву родительницы – 2 копейки, за крещение – 3, за свадьбу – 10, за погребение взрослого – 10, младенца – 3. За исповедь же и причастие полагалось «давать каждому по стремлению и возможности». – указом Александра I от 3 апреля 1801 г. платы за требы были увеличены вдвое, доход от плат за требы распределялся в среднем по причтам в такой пропорции: священнику – 50 копеек с рубля, диакону – 25, двум причетникам – по 25. – Митрополит Санкт-Петербургский Серафим 24 июля 1828 г. в ответ на запрос князя А. Б. Куракина написал свои «соображения, почему трудно заменить чем-либо плату за требы в настоящем положении». По общим подсчетам размер суммы фиксированной платы за требы в целом в империи достигал 3 724 500 рублей в год: «Духовенство не сможет не только дать воспитание своим детям, но не в состоянии будет пропитать само себя», особенно по городам, где немалое число священноцерковнослужителей получает «бедное жалование» + это плата за нелегкий труд священнослужителя по духовному окормлению паствы, которая избавляет казну от важных расходов, «кои без новых налогов она производить не может» + она не отягощает людей зажиточных и не обременительна для бедных, налог же падет равным образом на всех + платы за требы являются средством побуждения священнослужителей к своевременному исполнению своих обязанностей + платы за требы вошли в народный обычай, как выражение признательности народа священнослужителям. В итоге обер-прокурор Мещерский в докладе царю «О плате за требы» высказался за необходимость ее сохранения. – Митрополит московский Филарет (Дроздов) возражал против возможного дополнительного налога на народ (на содержание духовенства) = приведет к массовому народному недовольству духовенством: «Обеспечить содержание духовенства налогом на народ значило бы положить на народ чуждое иго». – не прошло предложение Лифляндского генерал-губернатора маркиза Палуччи возродить, отмененный Александром I в 1801 г. «за неудобством исполнения», указ Павла I от 11 января 1798 г. об обработке священнической земли самими прихожанами, своего рода «церковной барщины». Указ этот почти не исполнялся. А. Х. Бенкендорф = ввести его положения «в виде опыта для западных губерний». – Паллучи предложил удвоить фиксированные платы за требы. Обер-прокурор Синода П.С. Мещерский в докладе Николаю I от 5 ноября 1827 г. отверг предложения губернатора из-за боязни умножения конфликтов между духовенством и народом, крепостная часть которого была отягощена барщиной, и, видимо, император с ним согласился, павловский указ возрожден не был. – П. С. Мещерский в докладе царю от 7 января 1828 г. предложил следующие меры по поднятию уровня духовенства: А) Синод должен регулярно собирать сведения о состоянии нравственности и образованности духовенства, чтобы одобрять добрых пастырей и устранять негодных, заменять их лучшими воспитанниками духовных училищ. Б) внести изменения в Духовно-училищный устав, обследовать духовные училища по епархиям, чтобы выявить недостатки в их деятельности. Указом Синода обязать архиереев предоставить в трехмесячный срок сведения о состоянии причтов в приходах и приходских церквях. В) создать особый Комитет из нескольких лиц, назначенных по усмотрению императора, для сбора сведений о состоянии сельских церквей. Николай I указом 11 января 1828 г. Синоду распорядился о скорейшей выработке мер по поднятию положения и улучшению образования духовного сословия, чтобы духовенство могло хорошо исполнять свои обязанности, «не принимаясь заботами жизни и безбедного содержания», «дабы лица, духовному званию себя посвятившие были в средствах содержания их везде и особенно в приходах бедных». Итогом усилий стал императорский указ от 6 декабря 1829 г. «Об усилении вящных способов к образованию духовного юношества и к обеспечению церковных причтов в безбедном содержании» ( его окончательный текст, обобщив синодальные разработки, готовил М. М. Сперанский). – Указ повысил требования к духовному образованию детей и юношества духовенства. Всех способных к обучению следовало содержать за счет казны, снабжать жильем, пищей, одеждой, духовными книгами, неспособные же оставлялись без казенного пособия (в этом смысле должны были быть составлены новые штаты и сметы духовных семинарий). – Назначение на священнические места должно было находиться в прямой зависимости от образовательного ценза юношей (главное требование – их познания в богословских науках). Имеющие академическую степень могли определяться «по их желанию, преимущественно перед окончившими семинарский курс учениками». Но, по недостатку кандидатов в священники, набор на места из недоучившихся был по-прежнему разрешен, начальства же должны были следить, чтоб эти люди были «доброго разумения, хорошего поведения» и проч. В конечном итоге исполнение указа в этой части попадало в зависимость от местных условий. – указ установил одно важное правило = все окончившие духовные училища обязаны были, если того потребует духовное начальство, «в благодарность за свое воспитание» отслужить по духовному ведомству не менее 4 лет (многие выпускники поступали не в духовное звание «и таким образом без пользы для сего звания истощаются принадлежащие духовному ведомству способы воспитания»). Первоначальная идея Николая I о запрете вообще поступать выпускникам духовных училищ в светское звание трансформировалась в этот более смягченный пункт. – Не была обойдена вниманием указа и часть детей духовенства, оказавшихся по бедности или невнимательности родителей вне духовных училищ, или исключенные из училищ из-за недостатка способностей = иерархам было вменено в обязанность следить за домашним воспитанием таких детей со стороны родителей и родственников (чтение, пение, Катехизис, Церковный устав), не наставляемых отсылать в уездные приходские училища, совсем неспособных отчислять из этих училищ, по желанию увольнять из духовного звания или отсылать в губернские правления для избрания «другого рода жизни». – указ расширил право духовенства на владение землей: должны быть увеличены наделы для приходов, продолжен отвод церквям незаселенных земель, «ближайших к жительству духовенства», в частности, путем нарезок от «излишних» земель, была объявлена неприкосновенность угодий при церквах. – должен быть введен в полное действие закон 26 июня 1808 г., по которому земля и угодья упраздняемой или приписываемой церкви должны принадлежать к той церкви, к которой она приписывается с прихожанами. Прихожан же следовало побуждать заводить и поддерживать дома для священноцерковнослужителей. Положения указа в значительной мере обесценивались сохранившейся в законах архаичной нормой о необходимости для духовенства испрашивания для приобретения земли, как и на все операции с недвижимой собственностью, высочайшего соизволения. Эта мера фигурировала во всех Сводах законов Российской империи, и иерархи боролись за ее отмену, но положение так и оставалось неизменным. – указом предусматривалось, что с 1830 г. должна осуществляться ежегодная выплата из казны в 500000 рублей в пользу беднейших приходов. – мера, предусмотренная указом, = упразднение малолюдных и бедных приходов путем их укрупнения – получила практическую реализацию только в царствование Александра II. Поскольку указ 1829 г. не решил основных проблем духовного сословия, правительство десять лет спустя, в 1839 г. создало секретный Комитет об обеспечении сельского духовенства во главе с председателем Государственного совета князем Васильчиковым. В Комитет входили также Венедикт, епископ Ревельский, обер-прокурор Синода гр. Н. А. Протасов, гр. Ф. Елагин, управляющий V Отделением ЕИВ Канцелярии А. Корнеев и пр. Комитет в начале мая 1840 г. в особом Журнале, поднесенном Николаю, предложил свои меры. В Журнале имеются редкие рукописные пометы самого императора: – В журнале зафиксирована зависимость духовной стороны положения духовенства от материальной – «бедность сельских причтов ведет за собой упадок благонравия». В итоге комитет поставил цель = проанализировать содержание духовенства в ведущих европейских державах (Англии, Франции, Германии, Швеции...), в древней церковной истории, на протяжении русской истории (особо уделялось внимание мерам Петра I, Екатерины II и Александра I), собрать информацию с епархий о современном состоянии причтов и выработать на этой основе лучший способ содержания приходского духовенства. – Вывод аналитической работы комитета о положении сельского духовенства в России был неутешительным: «В настоящее время нет причтов, которых состояние можно назвать обеспеченным, и главным образом сельское духовенство и теперь находится в том же виде, как было за 100 лет перед сим, также подчинено влиянию паствы и случайным обстоятельствам, и также лишено свободы благодеять бескорыстно и тем успешнее действовать на сердца и умы россиян». И потому так важно «определить отношения духовенства к прихожанам правилами, толико возможно, положительными и вместе удобными и сообразно с понятиями и состоянием народа». Важно уравнивать приходы, сокращать лишние путем их укрупнения, посчитать количество церковных земель и т.д. – Обобщив данные с мест, Комитет подсчитал, сколько в общей сложности в год должно получать сельское духовенство от казны, чтобы жить безбедно, – получилась астрономическая сумма в 14 миллионов рублей ассигнациями (или 4 миллиона серебром). В журнале также повторялись известные ранее меры об отводе земель, строительстве домов, обработке земель прихожанами и проч. – Всему сельскому духовенству следовало назначить постоянное от государства жалование и разложить его в соответствии с составом причтов «и для того составить им штаты». Притом больший оклад положить священно-церковнослужителям, окормляющим большее количество прихожан и имеющим больший объем территории в приходе. Обложение предполагалось поставить в зависимость от разных факторов: расстояний в приходе, образовательного уровня жителей, их расположения к вере. Однако учета имущественной дифференциации прихожан при обложении не предусматривалось. Часть средств для выплаты жалования духовенству (меньшую) предполагалось выделить и из духовно-училищных капиталов (772510 руб.), на что выделялись все свечные доходы церквей. – предлагалось усилить наделение церквей землей, где это возможно + возложить на прихожан вознаграждение причта деньгами за недостаток положенной для церквей тридцатитрехдесятинной пропорции земли + прихожане должны заботиться о строительстве домов для причта и обрабатывать церковную землю = участие прихожан в сельском хозяйстве священника скрепит союз священника с прихожанами (Здесь реалистическая помета царя: «лучше нанимать работников»; принуждение прихожан к работе на священника, как на своего помещика, то есть наложение на них новой барщины, Николай I считал необоснованным). Наем людей по взаимному соглашению – совершенно другое дело. – после рукоположения священников Комитет предлагал возложить на прихожан обязанность делать им приношения продуктами и прочим «на обзаведение». Николай написал на полях по поводу этой меры: «Я полагал бы возложить сию обязанность на помещиков». Из царских помет видно: государь реалистично понимал, что рядовые крестьяне просто не «потянут» новые повинности. Предложениям Комитета воспротивился министр финансов Е. Ф. Канкрин. Николай I отказался утвердить журнал Комитета без его заключения – «сам же разделяю мнение комитета, но утвердить сие не могу без предварительного удостоверения от министра финансов, что расход сей он покрыть может». Он подал две записки (14 мая 1840 г.) – одну с общими соображениями по мерам, предложенным Комитетом, другую – с детальными расчетами источников возможного содержания духовенства: – несправедливость предложенного комитетом налога, который предлагалось сделать равным и для богатых и для бедных прихожан. – возложение на них обязанности вознаграждения деньгами за недостаток в церковной земле могло привести только к недовольству + строительство домов для причтов во многих случаях для них непосильно + наделение церквей землями должно происходить постепенно, соразмерно с действительными потребностями. – вслед за митрополитом Филаретом Канкрин высказался за сохранение древней практики платы за требы = «буквально дозволено в Библии». Отмена плат за требы приведет к негативным последствиям для священников, эти копейки часто выражают реальную признательность прихожан за пастырский труд, с их прекращением связь между паствой и священством ослабнет: «Неестественно, чтобы столь привычное и дозволенное дело могло прекратиться, оно едва ли не останется вовсе в народных обычаях». Надо установить, что этого «нельзя требовать», но нельзя и запрещать. Невозможно и возложить на помещиков надзор за запрещением платить платы за требы. Их запрещения просто не будут действовать. Во второй записке Канкрин, взамен предложенного Комитетом единого налога, предложил собрать запрашиваемую сумму путем повышения уже существующих многочисленных налогов и сборов с населения (расчеты прилагались): – подушную подать (главный налог империи) предлагалось повысить на копейки (с разных категорий людей по-разному); – также на копейки повышались сборы питейный, земский, налог на соль. – платы за требы тоже предлагалось повысить вдвое. – предлагалось учредить особый сбор за выписки из метрических свидетельств, чем, по традиции, занималось духовенство. – министр отметил, что у самого министерства финансов нет возможности для организации нового налога, предложенного комитетом + отметил неудобство введения нового налога в связи с тем, что с 1841 г. во многих губерниях повышаются цены на хлеб. В связи с этим провозглашение государством нового большого налога могло привести к усилению массового народного недовольства. Комитет отверг первую записку Канкрина и принял в целом расчеты второй. Окончательное решение оставалось за императором. Николай I в итоге распорядился: «дело сие нужно оставить до благоприятных обстоятельств», похоронив этим и работу Комитета, и соображения Е. Ф. Канкрина. Император бдительно следил за нравственностью духовного сословия: – по рапорту обер-прокурора Св. Синода о церковных происшествиях за первую треть 1827 года, Николай I обратил внимание на тот факт, что священник Лука Шуйский села Великой Вели Черниговской епархии, отправлявший богослужение в пьяном виде, упал в алтарь, и уже не смог подняться. Позднее обнаружилось, что этот священник умер от апоплексического удара, «как следствие нетрезвой его жизни», которая была хорошо известна сельчанам. Воля Николая: Синод должен обратить пристальное внимание на этот случай, когда епархиальное начальство по существу попустительствовало поведению священника. Государь указал: «люди, видящие в пастыре вместо благочестия пример порока, теряют уважение к его сану и впадают в раскол и в своевольство понятий, столь вредному к благоустройству государства». Архиереям и консисториям он приказал «иметь деятельный надзор за священниками и тех из них, кои уже замечены дурными, ныне же удалять от должностей, а тех, которые представляются сомнительного поведения, переместить под личный надзор архиерея для исправления». Было приказано изготовить соответствующее определение Синода. – В ответ на распоряжение царя последовала записка митрополита московского Филарета (1828 г.) под названием «Мнение о том, какие нужны распоряжения для исполнения высочайшей резолюции о деятельном надзоре за священниками». Иерарх замечал: архиерею сложно осуществлять такой надзор и руководство ввиду обширности и многолюдности епархий, по слабости исправительных мер, предусмотренных церковным судом, а также судебной волокиты. Священников сомнительного поведения трудно привлечь к какой-то серьезной ответственности. Филарет предложил активнее использовать благочинных для надзора, тщательнее их отбирать, обязывать их регулярно докладывать архиерею о поведении священноцерковнослужителей, церковный суд предлагалось сделать более строгим и более оперативным = немедленно увольнять недостойных священников, поскольку они вносят в приход соблазн, «сомнительных» помещать в монастыри для испытания и раскаяния на разные сроки с возможным возвращением потом в приходы. Также следовало уважать волю прихожан, «когда они объявляют, что они не желают иметь более» такого-то священника при своей церкви. В определении Синода от 13 февраля 1828 г. записка Филарета воспроизведена почти дословно. Однако этот акт оказался бесполезным = новое аналогичное дело о нравственности духовенства возникло десятилетие спустя, в 1839 г. – Доклад обер-прокурора Св. Синода Н.А. Протасова о безобразиях в церквах за 1838 год возмутил императора: прогневало его содержание той записки, где рассказывалось о зверском избиении церковного старосты одним пьяным священником, как он «бесчеловечно бил его руками по голове и другим членам тела до окровавления». В ответ на вопли несчастного о помощи прибежали дьячок и пономарь той же церкви, но, вместо заступничества, они... стали помогать священнику дальше избивать старосту. Кроме того, отличившийся в избиении «священник Восторгов, за необходимости в пьянстве, при многочисленных просьбах прихожан об исправлении треб, не исправляет в свое время их». Опустившийся священник до рукоположения в сан служил в войну 1812 г. полковым урядником и участвовал в заграничных походах русской армии. Николай I написал резолюцию: «содержание записки настолько постыдно, что я вновь обращаю внимание Св.Синода, сколь пагубное действие должны производить подобные случаи на прихожан, из каких многие окружены раскольниками, пора найти меры, исключающие подобные случаи». Другие записки, с которыми ознакомился император, содержали еще множество фактов о недостойном поведении лиц духовного звания. Так, в донесении Сибирской Духовной консистории: священник церкви села Куроедова, вместо ожидаемой проповеди, вдруг «начал бывших в церкви прихожан ругать «дураками» и стращал пересечь всех плетьми». На две свадьбы уделил всего по три минуты, только обменивал жениха с невестой кольцами и провел три раза по кругу, при этом нецензурно поругивал окружающих. Священник Илья Игнатов в церкви с. Чумлинкина, служа в нетрезвом виде, пропустил ектинью. Когда присутствовавший возле пономарь сделал ему замечание, священник разъярился, обругал его скверными словами и ткнул ему в бороду зажженной свечой, «отчего загорелись на бороде волоса». Одному священнику в селе Карпове Ранненбургского уезда принесли крестить больного младенца. Однако священник спал «по нетрезвости», разбудить его не смогли. «Восприемники и жена его неоднократно и в течение немалого времени будили его, но он, священник, встать не мог, отчего младенец по слабости своей на руках у восприемницы некрещеный помер». Екатеринославская Духовная Консистория поведала о таком случае: некая вдова, коллежская регистраторша, с неизлечимым калекой-сыном часто приходила в церковь или бродила с ним в церковной ограде, собирая милостыню. Больной сын, не контролируя себя, часто громко разговаривал, мешал службе. Потеряв терпение, дьякон Федор Бузков бросился на ее сына, выволок его из церкви и уже в ограде стал избивать его по щекам, рвал за волосы «без всякой пощады и человечества». Тогда вдова побежала в церковь с мольбою о заступничестве к священнику Михаилу Самборскому. «Самборский же, придя в азартность, схватил ее за руки, будучи во всем облачении, с крестом в руках, тащил ее из церкви, произнося громогласно: «пошла вон и более чтобы ты и сын твой в церковь не ходили!"» Донесения других консисторий похожи – «о бесчинстве и пьянстве», «о бесчинстве и буйных поступках», о вымогательстве священником денег у церковного старосты с бранью и угрозами, о краже дьяконом денег из церковной ризницы и т.п. печальными примерами нехристианского поведения. Николай I продолжал линию брата Александра I на расширение сословных прав духовенства. Свод законов Российской империи 1832 г. в т. 9 «Законы о состояниях» закрепил важные права и привилегии духовенства: – освобождение от подушной подати и личных податей, обязательной военной службы (рекрутчины), военных постоев, телесных наказаний. – духовенству запрещалось брать на себя судебные обязательства и поручительства, ходатайствовать за других лиц по гражданским делам, заниматься торговлей и винокурением. – дети духовенства по своему рождению уже причислялись вслед за родителями к духовному ведомству, но, в случае оказанной в дальнейшем при учении неспособности, могли быть из духовного звания уволены и отосланы «в гражданское общество для избрания рода жизни». – в Своде были четко очерчены функции епископата, белого и черного духовенства. – Сводом было подтверждено право приобретения церквами незаселенных земель, «но ненаселенными недвижимыми имениями они могут владеть и приобретать их вновь не иначе, однако же, как по особому на то каждый раз Высочайшему разрешению». Представители духовенства – выходцы из дворян или получившие дворянство через сопричислен
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.048 с.) |