Конкурентоспособность России и перспективы ее роста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность России и перспективы ее роста



Повышение конкурентоспособности – одна из главнейших задач экономики нашей страны. Для её решения при Правительстве РФ в 2004 году создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству. В мае 2005 года был опубликован доклад экспертной группы комитета по промышленной политике и конкурентоспособности этого Совета под названием «Оценка конкурентоспособности экономики РФ, отраслевой и кластерный анализ». Были проанализированы факторы, определяющие конкурентоспособность разных отраслей экономики. При этом использовалась методика Всемирного экономического форума (ВЭФ).

Этим Форумом был разработан индекс конкурентоспособности экономического роста. Россия, по итогам 2004 года, занимает в рейтинге конкурентоспособности стран 70 место среди 104 оцениваемых государств [1]. Перед ней находятся Индонезия (69 место), а после неё – Алжир и Доминиканская Республика (71 и 72 места соответственно). Лидируют: Финляндия, США, Швеция. В 2003 году РФ также была на 70 месте, в 2000 году – на 55 (из 59 государств) [1].

Очевидно, что в настоящее время конкурентоспособность Российской Федерации находится на недостойном для нашей страны уровне, что делает проблему повышения конкурентоспособности отраслей производства и отдельных предприятий еще более актуальной.

В докладе экспертов даны прогнозные оценки роста отдельных отраслей промышленности за период 2004–2012 гг., %: тяжелая промышленность – 10, строительство – 8, связь – 15, торговля и общепит – 7.

Количественной оценкой конкурентоспособности стран занимаются в настоящее время ВЭФ и Международный институт развития управления, издающий всемирный ежегодник конкурентоспособности «ВЕК». Определение конкурентоспособности, предложенное ВЭФ: это способность страны добиваться высоких темпов увеличения среднедушевого внутреннего валового продукта (ВВП). Поэтому ВЭФ считает рост ВВП ключевой задачей экономики.

Данные статистики показывают значительный прирост ВВП РФ за период 2002–2006 гг., а также перспективы значительного увеличения ВВП на ближайшие 5 лет. Эти результаты не соответствуют фактическому состоянию экономики РФ. Возможно, объем ВВП указывают в абсолютных величинах без учета инфляции, а процент роста – с учетом инфляции [1].

Таким образом, используя эту методику подсчета, можно получить любые желаемые результаты. В то же время известно, что рост ВВП не исчерпывает проблем конкурентоспособности, а методика ВЭФ не рассматривает множество социальных проблем.

Ежегодник «ВЕК» публикуется с 1989 г. и основывается на оценке среды, обеспечивающей конкурентоспособность предприятий в любой стране. Его отличие от методики ВЭФ в том, что сборник «ВЕК» проводит оценку конкурентоспособности не только по ВВП. На динамику развития предприятий влияют экономические, а также политические, социальные и экологические факторы.

Для оценки «ВЕК» использует 323 критерия: 83 касаются экономических показателей, 77 оценивают эффективность власти, 69 – эффективность бизнеса, 94 – относятся к качеству инфраструктуры. Также проводится дополнительное анкетирование, что позволяет уточнить картину конкурентоспособности.

Конкурентоспособность экономики предлагается рассматривать как интегральный показатель качества экономики, который в свою очередь характеризуется конкурентными единичными и комплексными показателями. Показатели конкурентоспособности условно подразделяются на четыре группы:

I. Показатели, характеризующие уровень жизни населения: продолжительность жизни, рождаемость, смертность, в том числе детская, качество и доступность лечения и образования, детская беспризорность, уровень преступности, заработная плата, стоимость потребительской корзины, степень социального расслоения населения, пенсионное обеспечение, качество питания, обеспеченность жильем.

II. Показатели, характеризующие эффективность экономики: ВВП на душу населения, темпы роста ВВП, структура производства, динамика развития промышленности и сельского хозяйства, объем и структура экспорта, зарубежные инвестиции, налоговое бремя, инфляция.

III. Показатели роста экономики: индекс экономической свободы, индекс развития коррупции, надежность прав собственности, стабильность валюты и цен, наличие конкурентных рынков, открытость экономики, политическая стабильность, уровень корпоративного управления, прозрачность компаний, внедрение международных стандартов финансовой отчетности, развитость финансовых и банковских систем, удовлетворяющих спрос на кредиты и инвестиции.

IV. Показатели, характеризующие наличие ресурсов: природные и трудовые ресурсы, человеческий капитал.

Часть показателей можно выразить в конкретных цифрах, часть – в экспертных баллах.

1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность
предприятия и выпускаемой им продукции

В рыночной экономике условия функционирования промышленных предприятий (организаций) и характер отношений между производителями и потребителями резко отличаются от таковых при планово-директивной системе управления. Для последней характерно производство централизованно запланированной продукции, устойчивая специализация, кооперирование и практически плановое распределение всей продукции промышленности.

В планово-директивной экономике конкурентоспособность продукции, спрос и предложение не оценивались, и данные понятия сводились к тому, чтобы обеспечить производство запланированного объема продукции в утверждённой номенклатуре и с заданными в проектном задании технико-экономическими характеристиками.

В первоначальный период перехода к рыночной экономике особенно тяжёлые условия сложились в сфере промышленного производства. Нарушение кооперированных поставок, возникновение дефицита сырья и материалов, а для отдельных регионов – электроэнергии и топлива, а также повышение требований к качеству, проблемы с реализацией готовой продукции привели к серьезным осложнениям в хозяйственной деятельности промышленных предприятий.

Резкое сокращение финансирования со стороны основного потребителя – государства, заставило товаропроизводителей перестраивать свою экономическую политику и ориентироваться не на бюджетные заказы и централизованное снабжение материальными ресурсами, а на внутрипроизводственные возможности предприятий, расширение прямых связей с поставщиками сырья и материалов при значительной доле бартерных сделок (которая в последнее время стала резко сокращаться), и на усиление коммерческой деятельности по завершенным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР).

Иными словами, нормальная хозяйственная деятельность промышленных организаций и предприятий стала зависеть от возможности обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, технического оснащения производства, конкурентоспособности продукции и эффективности завершенных НИОКР, технические проекты которых превратились в товар. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в тех отраслях промышленности, где используется большая номенклатура изделий с частой сменой выпускаемой продукции.

Становление рыночных отношений в Российской Федерации предопределяет стратегию нового подхода к развитию материально-технической базы отечественной промышленности с учетом восстановления нарушенных межотраслевых и внутриотраслевых связей при обеспечении высокого уровня организации труда и производства. В условиях рыночных отношений для успешного развития многономенклатурного промышленного производства особую актуальность приобретает проблема создания конкурентоспособного предприятия и выпускаемой им продукции. Высококачественная продукция способствует росту спроса и увеличению объема реализации, что при прочих равных условиях обеспечивает эффективность производства.

Анализ конкурентоспособности предприятия предусматривает оценку возможностей конкурирующих организаций в производстве и поставке на товарный рынок продукции, которая может повлиять на снижение интереса со стороны покупателя к анализируемому предприятию и к его продукции.

К факторы конкурентоспособности предприятия, увязанным с производством продукции и определяющим конкурентные преимущества предприятия, относятся [15]:

- количество, квалификация и стоимость рабочей силы (людские ресурсы);

- количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, а также климатические условия, географическое положение страны, региона и предприятия (физические ресурсы);

- сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг (ресурс знаний);

- количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как обеспеченный активами долг предприятия, акции и так далее. У каждой из форм свои условия функционирования (денежные ресурсы);

- тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование этой инфраструктурой, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, системы связи и др. (инфраструктура).

Опыт промышленно развитых стран показывает, что на макроуровне меры по совершенствованию этих факторов не всегда объективны, а возможность учесть их на уровне предприятия весьма проблематична.

По отношению к предприятию факторы конкурентоспособности можно классифицировать на внешние и внутренние.

К внешним факторам следует отнести меры воздействия, которые позволяют товаропроизводителю сориентироваться на товарном рынке и определить дальнейшую стратегию развития предприятия. К этим факторам относятся:

- экономические и административно-хозяйственные факторы, применяемые со стороны государства;

- основные характеристики действующих рынков, где реализуется продукция (сегментация, емкость, возможности соперников и т. д.);

- деятельность политических партий, общественных и негосударственных организаций.

Внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, включают:

· маркетинг и эффективность рекламы;

· научный, технологический, финансовый, кадровый потенциалы;

· материально-техническое обеспечение и движение товара;

· сервисное обслуживание.

На основании этих факторов предприятиям необходимо учитывать определенные риски, основными рисками являются [12, 15]:

– коммерческие риски, связанные со снижением цен, объемов продаж, противодействием конкурентов;

– финансовые риски, связанные с неплатежами, неоптимальным распределением финансов, большими объемами инвестиций в проект;

– технологические риски, связанные с ошибками в проектировании, недостатками используемых технологий и оборудования, недостатками в управлении, недостатками в квалификации работников, срывами поставок сырья и повышением цен на него;

– политические риски, связанные с изменением законодательства;

– юридические риски, связанные с несовершенством законодательства;

– экологические риски, связанные с изменением требований законодательства по охране окружающей природной среды, авариями, изменением отношений к проекту властей и общественности.

Резервы конкурентоспособности – это специфические потенциальные возможности предприятия. Такой подход позволил классифицировать резервы конкурентоспособности предприятия по пяти основным группам (приложение В).

Первая группа. Резервы использования рыночной ситуации:

- использование налоговых льгот;

- использование государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций;

- повышение эффективности использования государственной системы образовательной деятельности;

- улучшение использования возможностей государственных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия;

- использование законодательной, нормативной базы хозяйствования;

- выбор целевого рынка и его сегмента, определение условий деятельности на целевом рынке с учетом налогового законодательства.

Вторая группа. Резервы использования организационного потенциала предприятия:

- повышение эффективности рекламы;

- использование научно-технического потенциала предприятия;

- повышение уровня патентной работы;

- обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке;

- изменение качества изделий и его технико-экономических параметров в соответствии требованиям потребителя и его конкурентных запросов, повышение внимания к надежности продукции;

- выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, учет этих результатов на своем предприятии;

- изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке; разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

- определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик (долговечность, надежность, экономичность эксплуатации, улучшение внешнего оформления);

- нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой;

- обеспечение сертификации продукции и систем управления;

- улучшение предпроизводственного обслуживания продукции;

- развитие сервисного обслуживания;

- повышение эффективности гарантийного обслуживания;

- использование маркетингового потенциала предприятия.

Третья группа. Резервы использования производственного и технологического потенциала предприятия:

- улучшение использования основных фондов;

- эффективное использование производственных площадей;

- повышение сменности работы оборудования;

- улучшение использования инструментов и приспособлений;

- ускоренное обновление структуры основных фондов;

- совершенствование технологий производства;

- улучшение технологической преемственности;

- интенсификация технологических процессов;

- сокращение временных затрат на технологическую подготовку производства;

- улучшение материально-технического обеспечения;

- повышение качества монтажных и пусконаладочных работ;

- повышение уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

Четвертая группа. Резервы использования финансово-экономи-ческого потенциала предприятия:

- повышение финансовой устойчивости предприятия;

- улучшения использования собственного капитала;

- повышение эффективности использования заемного капитала;

- усиление инвестиционной привлекательности предприятия;

- использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности предприятия, в том числе применяемое фирмами-конкурентами снижение цены на аналогичные товары.

Пятая группа. Резервы использования кадрового потенциала:

- сокращение потерь рабочего времени;

- повышение квалификации кадров и рост их заработной платы;

- развитие творческой активности кадров.

Все резервы предприятия тесно взаимосвязаны. При этом каждая группа имеет свои особенности.

Анализ уровня конкурентоспособности предприятия обеспечит его реальную оценку только в том случае, если он связан с показателями хозяйственной устойчивости предприятия.

В начале 70-х гг. ХХ в. японские ученые разработали метод обеспечения конкурентоспособности, известный как «применение систем качества» и включающий четыре этапа [15]:

Проектирование изделия проводится на основе результатов анализа рыночной ситуации и выявления количественных значений основных характеристик нового изделия.

Проектирование детали осуществляется с помощью матрицы тестирования качества, которая позволяет выявить параметры деталей, предопределяющих качество изделия в целом.

Проектирование технологического процесса предусматривает определение практических этапов и разработку режимов технологии, обеспечивающих достижение заданного качества изделия.

Проектирование производственного процесса и разработка должностных инструкций, выполнение которых обеспечивает поддержание высокой технологической дисциплины.

Другой вариант данного метода предусматривает параллельное выполнение следующих операций:

- разработку качественных показателей, его узлов и деталей с учетом требований потребителей;

- разработку технологии, обеспечивающей изготовление изделий с требуемыми качественными параметрами;

- стоимостный анализ, включающий разработку мероприятий по снижению издержек;

- анализ надежности, позволяющий на основе обработки данных об отказах в процессе эксплуатации вносить соответствующие изменения в конструкцию и технологию производства изделия.

Метод обеспечения конкурентоспособности, внедренный японской фирмой «Toyota Autobody», позволил за период 1977–1984 гг. снизить текущие издержки производства более чем на 50 %.

Европейскими исследователями конкурентоспособности разработан метод «конкурентного маркетинга» (Франция). Суть этого метода сводится к следующему [15]:

· выявление требований потребителя к товару;

· установление ранжира параметров в зависимости от их значимости для покупателя;

· измерение технико-экономических параметров данного изделия и сравнение его с конкурирующими изделиями.

Оценка осуществляется в три этапа.

Первый – установление рынка изучаемого товара и анализ его особенностей, в том числе определение соответствия предлагаемых на нем товаров представлениям покупателей об идеальном товаре;

Второй – определение параметров, которыми должен обладать новый товар, чтобы при реализации обеспечивался максимальный доход;

Третий – анализ деятельности подразделения, осуществляющего реализацию в сравнении с деятельностью аналогичных подразделений предприятий-конкурентов.

В условиях рыночных отношений величина реализации продукции во многом зависит от ее конкурентоспособности. Действующая на рынке конкуренция требует постоянной оценки товара с позиции ее соответствия требованиям рынка и экономической обоснованности производства. Выполнение всех требований отражается в товарной политике промышленной организации и предприятия.

Товарная политика – это составная часть перспективного плана развития производства (бизнес-плана), включающая предварительный выбор номенклатуры продукции или услуг, некоторые из которых в дальнейшем будут включены в производственный портфель. Разработка товарной политики предусматривает:

- комплексный анализ возможностей действующих рынков с позиции обеспечения успешной реализации планируемой номенклатуры продукции, т. е. оценку рынков сбыта;

- оценку уровня конкурентоспособности собственного товара и аналогичного товара, производимого конкурентами;

- выбор наиболее благоприятных рынков и установление для каждого из этих рынков соответствующей номенклатуры продукции, объема реализации и цены;

- анализ выручки и разработку плана перспективной номенклатуры продукции с учетом ее конкурентоспособности;

- изучение возможности неценовой конкуренции.

Оценка уровня конкурентоспособности не всегда дает положительный результат, поэтому на рынке могут использоваться различные стратегии. Стратегия, предусматривающая производство товаров с минимальными издержками в результате использования более дешевого сырья, материалов, рабочей силы, отрицательно отражается на их качестве и цене. Однако эти товары могут пользоваться повышенным спросом и приносить высокую прибыль производителю, например, товары широкого потребления китайского производства (обувь, одежда). Стратегия, ориентированная на дешевую продукцию с пониженными качественными параметрами имеет негативные последствия: нестабильность и высокую степень риска, так как платежи, способность спроса и возможность приобретения дешевых предметов труда и рабочей силы не прогнозируются во времени.

Стратегия товаропроизводителя, направленная на повышение «имиджа» его предприятия (фирмы), позволяет формировать положительное общественное мнение о своей организации даже при некотором снижении ее доходности, а также устанавливать более высокую цену на товары.

Стратегия, направленная на внедрение усовершенствованного оборудования, прогрессивных технологических процессов и повышение доли высококвалифицированных специалистов позволяет обеспечить наибольший успех. Для разработки аналогичных товаров с соответствующими технико-экономическими показателями производителю-конкуренту потребуется привлечь значительные инвестиции, окупаемость которых в пределах экономически оправданного периода связана с определенным риском. Для более высокой достоверности оценки уровня конкурентоспособности академиком Д. С. Львовым промышленная продукция классифицирована на пять групп [14].

Первая группа – изделия, самостоятельно участвующие в процессе производственной эксплуатации (готовые изделия), например, автомобили, тепловозы, металлорежущие станки и т. п.

Вторая группа – изделия, самостоятельно не участвующие в процессе эксплуатации и предназначенные для комплектования готовых изделий (комплектующие изделия) и для замены узлов и деталей, вышедших из строя в процессе эксплуатации готовых изделий (сменные изделия).

Третья группа – продукция, используемая в качестве конструкционных материалов для изготовления готовых, комплектующих и сменных изделий (основные материалы), например, черные, цветные металлы, пластмасса и т. п.

Четвертая группа – продукция, обеспечивающая нормальное функционирование готовых изделий (эксплуатационные материалы), например, смазочные материалы и масла, топливо с различным октановым числом и т. п.

Пятая группа – продукция, используемая для производства основных и вспомогательных материалов (сырье), повышения качества промышленной продукции.

Каждая из перечисленных выше групп промышленной продукции характеризуется определенными технико-экономическими показателями и организационно-технологическим уровнем производства. Товары собственного производства и конкурирующих организаций оцениваются по уровню их конкурентоспособности. Индивидуально каждый из параметров, входящих в соответствующую группу технических, экономических или технико-экономических показателей, оценивается по уровню доверия (УД), который устанавливается в пределах 0,7÷0,99. Интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара определяется как произведение индивидуальных показателей доверия, входящих в соответствующую группу, т. е.

КОТН = УД1 × УД2 × УД i = , (32)

где КОТН – относительная конкурентоспособность i-гo товара;

k – количество параметров, включенных в соответствующую группу j – l, 2, 3...k;

УД ji – уровень доверия j-го параметра товара.

Аналогично рассчитывают относительный уровень конкурентоспособности по всем группам: экономическим, технико-экономическим и т. д. Интегральный показатель конкурентоспособности i-го товара собственного производства должен быть выше, чем у конкурентов.

Контрольные вопросы

1 В чем заключаются основные отличия рыночной и плановой систем?

2 По каким параметрам производится сегментирование рынка?

3 Что означают термины «рыночная ниша» и «конъюнктура рынка»?

4 Назовите положительные и отрицательные стороны рыночной деятельности.

5 Каковы методы осуществления конкуренции?

6 Какие типы поведения выделяются в конкурентной борьбе?

7 Перечислите методы недобросовестной конкуренции.

8 Охарактеризуйте показатели, измеряющие концентрацию рынка.

9 Дайте определение понятий конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия, в чем их различие?

10 На каких экономических теориях основаны методы определения конкурентоспособности предприятия?

11 В чем заключаются особенности определения уровня конкурентоспособности угледобывающих предприятий?

12 Что означает «принцип матрешки» при рейтинговой оценке конкурентоспособности?

13 Какие групповые показатели используются при оценке конкурентоспособности по методике «ВЕК»?

14 Каким образом проводится оценка конкурентоспособности по методике ВЭФ?

15 Назовите внутренние и внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции.

16 В чем различие между коммерческими и финансовыми рисками?

17 На каких принципах основан метод обеспечения конкурентоспособности?

18 Каковы особенности метода «конкурентного маркетинга»?

19 Какие мероприятия предусматриваются при разработке товарной политики?

20 Как определяется относительный уровень конкурентоспособности?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.065 с.)