Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Измерение концентрации рынка
Концентрация рынка – это степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм. При измерении степени концентрации рынков чаще всего используются следующие показатели – коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля – Хиршмана [21]. 1. Измерение коэффициента концентрации. Коэффициент концентрации измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке (обычно трех-четырех крупнейших фирм, т. е. С3, 4): Сk = SYi, i = 1, 2, 3 … k, (1) где Yi – размер (доля поставок и продаж фирмы на рынке, %); k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель. Коэффициент концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше коэффициент концентрации, тем рынок более монополизирован. Например, суммарная доля 3-х фирм (в %) может составлять 20 + 20 + 15 = 55 или 20 +30 + 25 = 75. Необходимо отметить, что коэффициент концентрации не отражает долевое участие всего спектра фирм, участвующих на рынке. Следовательно, он не дает полную информацию о тенденциях развития рынка и не может быть полностью объективен. 2. Индекс Герфиндаля – Хиршмана. Этот показатель определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: HHI = S Yi 2, i = 1, 2, 3 … n. (2) Величина индекса Герфиндаля – Хиршмана варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия). Таким образом, этот показатель полностью отражает долевое участие всех фирм, представленных на рынке. Кроме того, он более наглядно говорит о степени монополизации рынка и тенденциях его развития. При нормальной концентрации (С3, 4 < 45 %; HHI < 1000) рынок неконцентрированный, при средней степени концентрации (45 % < С3, 4 < 70 %; 1000 < HHI < 2000) рынок умеренно концентрированный, при высокой степени концентрации (С3, 4 > 70 %; HHI > 2000) на рынке слабая конкурентная среда. 3. Показатель дисперсии долей фирм на рынке. Значение индекса Герфиндаля – Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке: HHI = nd2 + 10 000/n, (3) где d2 – показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный: d2 = S (Yi – Yср)2 / n. (4) При этом Yср – средняя доля фирмы на рынке, определяемая как: Y = 1 / n, (5) где n – число фирм на рынке. Показатель дисперсии также характеризует степень концентрации и уровень конкуренции на рынке. Он = 0, если все фирмы контролируют одинаковые доли на рынке, и достигает максимального значения при наибольшем различии долей фирм.
С помощью коэффициентов концентрации фирмы подразделяются на монопольные – 100 % продаж на рынке, доминирующие – 50–90 %, ограниченные олигополии (3 – 4 фирмы) – 60 %, эффективной конкуренции (3 – 4 фирмы) – менее 40 %. Например, в экономике США в 1980 г. доля монополий составила 2,5 %, доля доминирующих фирм – 2,8 %, олигополий – 18 %, фирм эффективной конкуренции – 76,7 % [12]. К такому результату привели введение антимонопольного законодательства и также международная конкуренция. 1.2.5 Анализ конкурентной среды в сфере коксующихся углей Анализ состояния конкурентной среды на рынках угольной продукции, как и на рынках любой другой продукции, проводится поэтапно [5]. 1 Продуктовые границы товарного рынка (использования продукта). В зависимости от сочетания технологических свойств угли объединяются в технологические марки (17 марок), группы и подгруппы. Рынок угля подразделяется, в первую очередь, на коксующиеся и энергетические угли. Коксующиеся угли являются сырьем для производства в металлургической промышленности, энергетические угли являются топливом для энергетических предприятий (ТЭС, ГРЭС и т. д.). Коксующиеся марки углей относятся к виду каменных углей, а энергетические – к виду бурых углей и виду каменных углей. Третий вид углей – антрациты (таблица 1). Они обладают специфическими свойствами, объясняющимися особенностями внутреннего строения, и имеют широкий спектр использования, помимо энергетического (производство карбида кальция, получение водяного газа, изготовление термоэлектродов, производство электрокорунда, агломерация руд). Таблица 1 – Марки углей
Основным направлением использования коксующегося угля является его переработка в металлургический кокс – твердый продукт высокотемпературного (> 900 0С) разложения каменноугольного угля без доступа воздуха, обладающий определенными свойствами. Угли марок Г, Ж, К, ОС способны спекаться, т. е. переходить при нагревании в пластическое состояние с последующим образованием связанного нелетучего остатка. Металлургический кокс можно получить из углей марки К или из смеси углей (шихты), близкой по свойствам. При их переработке выпускается концентрат угля, поставляемый потребителям (пример – таблица 2) [5]. Таблица 2 – Основные потребители концентрата коксующегося угля
2 Состав продавцов товара (коксующихся углей). В настоящее время на рынке коксующегося угля действует более 10 крупных участников (таблица 3), большинство из которых представляют собой угледобывающие предприятия, входящие в структуру металлургических холдингов. Основными поставщиками коксующегося угля и концентрата являются торговые дома, входящие в структуру вертикально-интегрированных компаний, которые объединяют в себе мощности по добыче и переработке (обогатительные фабрики) коксующихся углей. Таблица 3 – Основные продавцы рынка коксующихся углей
3 Географические границы товарного рынка. Регионы добычи угля для коксования находятся на территории трех угленосных бассейнов: Печорского, Южно-Якутского и Кузнецкого. Эти угольные бассейны находятся, соответственно, в Северном, Дальневосточном и Западно-Сибирском районах. Географические границы рынков коксующихся углей могут определяться близостью поставок углей потребителю (например, поставки углей из Печорского бассейна в Северо-Западный экономический район) или марочным составом угольной продукции (необходимостью ее поставки в другие регионы).
4 Объем добычи угля. Объемы добычи угля за 2009 г. представлены в таблице 4. Таблица 4 – Доля в добыче коксующихся углей по основным угледобывающим предприятиям Российской Федерации в 2009 г.
Таким образом, объемы добычи угля крупнейшими угледобывающими предприятиями в 2009 г. составили, тыс. т: ОАО «Распадская» – 10 548, ОАО «ОУК “ЮжКузбассуголь”» – 10 005, ОАО «Воркутауголь» – 6 033. 5 Расчет показателей рыночной концентрации. Расчет показателей рыночной концентрации представлен в таблице 5. Таблица 5 – Расчет коэффициентов рыночной концентрации CR-3 по данным за 2009 год
6 Обоснование наличия (отсутствия) доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке. Обоснованием наличия доминирующего положения на рынке коксующихся углей является: - наличие собственной транспортной инфраструктуры; - наличие собственной сырьевой базы; - наличие перерабатывающих мощностей. Доминирующее положение поставщиков может быть также обусловлено качественными характеристиками марок углей [5]. 7 Масштабы ввоза-вывоза (экспорта-импорта) товара. Объемы экспорта концентрата коксующихся углей представлены в таблице 6. Таблица 6 – Объем экспортных поставок концентрата коксующегося угля российскими предприятиями в 2009 г.
8 Низкая степень открытости товарного рынка. Низкая степень открытости рынка обусловлена достаточными объемами добычи коксующихся углей и производством концентрата.
9 Оценка состояния конкурентной среды рынка. Рынок коксующихся углей умеренно концентрирован (добыча и реализация) с развитой конкуренцией. 10 Барьеры входа для предприятия на рынок и основные проблемы его деятельности на рынке обусловлены: - емкостью рынка; - небольшими запасами углей; - большим объемом капитальных вложений; - большими сроками окупаемости проекта; - сложностью доступа к ресурсам (получение лицензии). Конкурентоспособность
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.014 с.) |