Измерение концентрации рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Измерение концентрации рынка



Концентрация рынка – это степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм. При измерении степени концентрации рынков чаще всего используются следующие показатели – коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля – Хиршмана [21].

1. Измерение коэффициента концентрации.

Коэффициент концентрации измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке (обычно трех-четырех крупнейших фирм, т. е. С3, 4):

Сk = SYi, i = 1, 2, 3 … k, (1)

где Yi – размер (доля поставок и продаж фирмы на рынке, %);

k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Коэффициент концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше коэффициент концентрации, тем рынок более монополизирован. Например, суммарная доля 3-х фирм (в %) может составлять 20 + 20 + 15 = 55 или 20 +30 + 25 = 75. Необходимо отметить, что коэффициент концентрации не отражает долевое участие всего спектра фирм, участвующих на рынке. Следовательно, он не дает полную информацию о тенденциях развития рынка и не может быть полностью объективен.

2. Индекс Герфиндаля – Хиршмана.

Этот показатель определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

HHI = S Yi 2, i = 1, 2, 3 … n. (2)

Величина индекса Герфиндаля – Хиршмана варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия). Таким образом, этот показатель полностью отражает долевое участие всех фирм, представленных на рынке. Кроме того, он более наглядно говорит о степени монополизации рынка и тенденциях его развития. При нормальной концентрации (С3, 4 < 45 %; HHI < 1000) рынок неконцентрированный, при средней степени концентрации (45 % < С3, 4 < 70 %; 1000 < HHI < 2000) рынок умеренно концентрированный, при высокой степени концентрации (С3, 4 > 70 %; HHI > 2000) на рынке слабая конкурентная среда.

3. Показатель дисперсии долей фирм на рынке.

Значение индекса Герфиндаля – Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке:

HHI = nd2 + 10 000/n, (3)

где d2 – показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный:

d2 = S (Yi – Yср)2 / n. (4)

При этом Yср – средняя доля фирмы на рынке, определяемая как:

Y = 1 / n, (5)

где n – число фирм на рынке.

Показатель дисперсии также характеризует степень концентрации и уровень конкуренции на рынке. Он = 0, если все фирмы контролируют одинаковые доли на рынке, и достигает максимального значения при наибольшем различии долей фирм.

С помощью коэффициентов концентрации фирмы подразделяются на монопольные – 100 % продаж на рынке, доминирующие – 50–90 %, ограниченные олигополии (3 – 4 фирмы) – 60 %, эффективной конкуренции (3 – 4 фирмы) – менее 40 %. Например, в экономике США в 1980 г. доля монополий составила 2,5 %, доля доминирующих фирм – 2,8 %, олигополий – 18 %, фирм эффективной конкуренции – 76,7 % [12]. К такому результату привели введение антимонопольного законодательства и также международная конкуренция.

1.2.5 Анализ конкурентной среды в сфере коксующихся углей

Анализ состояния конкурентной среды на рынках угольной продукции, как и на рынках любой другой продукции, проводится поэтапно [5].

1 Продуктовые границы товарного рынка (использования продукта).

В зависимости от сочетания технологических свойств угли объединяются в технологические марки (17 марок), группы и подгруппы. Рынок угля подразделяется, в первую очередь, на коксующиеся и энергетические угли. Коксующиеся угли являются сырьем для производства в металлургической промышленности, энергетические угли являются топливом для энергетических предприятий (ТЭС, ГРЭС и т. д.). Коксующиеся марки углей относятся к виду каменных углей, а энергетические – к виду бурых углей и виду каменных углей. Третий вид углей – антрациты (таблица 1). Они обладают специфическими свойствами, объясняющимися особенностями внутреннего строения, и имеют широкий спектр использования, помимо энергетического (производство карбида кальция, получение водяного газа, изготовление термоэлектродов, производство электрокорунда, агломерация руд).

Таблица 1 – Марки углей

Индекс Марка угля Индекс Марка угля
Б Бурый КО Коксовый отощенный
Д Длиннопламенный КСН Коксовый спекающийся низкометаморфизованный
ДГ Длиннопламенный газовый КС Коксовый спекающийся
Г Газовый ОС Отощенный спекающийся
ГЖО Газово-жирный отощенный ТС Тощий спекающийся
ГЖ Газово-жирный СС Слабо спекающийся
Ж Жирный Т Тощий
КЖ Коксовый жирный А Антрацит
К Коксовый    

 

Основным направлением использования коксующегося угля является его переработка в металлургический кокс – твердый продукт высокотемпературного (> 900 0С) разложения каменноугольного угля без доступа воздуха, обладающий определенными свойствами. Угли марок Г, Ж, К, ОС способны спекаться, т. е. переходить при нагревании в пластическое состояние с последующим образованием связанного нелетучего остатка. Металлургический кокс можно получить из углей марки К или из смеси углей (шихты), близкой по свойствам. При их переработке выпускается концентрат угля, поставляемый потребителям (пример – таблица 2) [5].


Таблица 2 – Основные потребители концентрата коксующегося угля

Предприятие Доля в объеме потребления, %
2004 г. 2005 г.
ОАО «Алтай-Кокс» 4,8 4,8
ОАО «НЛМК» (Новолипецк) 9,7 8,7
ОАО «Кокс» 6,2 4,7
ОАО «Губахинский кокс» 1,2 1,4
ОАО «ЗСМК» (Новокузнецк) 14,2 18,7
ОАО «НКМК» (Новокузнецк) 2,4 2,8
ОАО «ММК» (Магнитогорск) 8,2 7,6
ОАО «Московский КГЗ» 2,0 1,3
ОАО «НТМК» (Нижний Тагил) 7,8 8,5
Челябинский МК (Мечел) 8,5 8,9
Череповецкий МК (Северсталь) 15,0 15,7
ОАО «Уральская сталь» (ОХМК) 3,8 3,3
Прочие 16,2 13,6
Всего    

 

2 Состав продавцов товара (коксующихся углей).

В настоящее время на рынке коксующегося угля действует более 10 крупных участников (таблица 3), большинство из которых представляют собой угледобывающие предприятия, входящие в структуру металлургических холдингов. Основными поставщиками коксующегося угля и концентрата являются торговые дома, входящие в структуру вертикально-интегрированных компаний, которые объединяют в себе мощности по добыче и переработке (обогатительные фабрики) коксующихся углей.

Таблица 3 – Основные продавцы рынка коксующихся углей

Предприятие География добычи
ОАО УК «Кузбассразрезуголь» Кемеровская область, Красноярский край – Кузнецкий угольный бассейн
ОАО УК «Южный Кузбасс» Кемеровская область – Кузнецкий угольный бассейн
ОАО «Распадская» Кемеровская область – Кузнецкий угольный бассейн
ОАО «ОУК “ЮжКузбассуголь”» Кемеровская область – Кузнецкий угольный бассейн
ОАО ПО «Сибирь-Уголь» Кемеровская область – Кузнецкий угольный бассейн
ООО «Холдинг “Сибуглемет”» Кемеровская область – Кузнецкий угольный бассейн
ОАО «Воркутауголь» Печорский угольный бассейн, республика Коми
ОАО «СУЭК-Кузбасс» Кемеровская область – Кузнецкий угольный бассейн
Объединение «Прокопьевскуголь» Кемеровская область – Кузнецкий угольный бассейн
ОАО ХК «Якутуголь» Южно-Якутский угольный бассейн, Республика Саха Якутия

 

3 Географические границы товарного рынка.

Регионы добычи угля для коксования находятся на территории трех угленосных бассейнов: Печорского, Южно-Якутского и Кузнецкого. Эти угольные бассейны находятся, соответственно, в Северном, Дальневосточном и Западно-Сибирском районах. Географические границы рынков коксующихся углей могут определяться близостью поставок углей потребителю (например, поставки углей из Печорского бассейна в Северо-Западный экономический район) или марочным составом угольной продукции (необходимостью ее поставки в другие регионы).

4 Объем добычи угля.

Объемы добычи угля за 2009 г. представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Доля в добыче коксующихся углей по основным угледобывающим предприятиям Российской Федерации в 2009 г.

Предприятие Добыча, тыс. т Добыча, %
ОАО УК «Кузбассразрезуголь» 2 689 4,6
ОАО УК «Южный Кузбасс» 4 949 8,5
ОАО «Распадская» 10 548 18,1
ОАО «ОУК “ЮжКузбассуголь”» 10 005 17,1
ОАО ПО «Сибирь-Уголь» 3 371 5,8
ООО «Холдинг “Сибуглемет”» 7 092 12,1
ОАО «Воркутауголь» 6 033 10,3
ОАО «СУЭК-Кузбасс» 3 016 5,2
ООО «Прокопьевскуголь» 2 160 3,7
ОАО ХК «Якутуголь» 3 020 5,2
Прочие 5 509 9,4
Всего 58 392  

Таким образом, объемы добычи угля крупнейшими угледобывающими предприятиями в 2009 г. составили, тыс. т: ОАО «Распадская» – 10 548, ОАО «ОУК “ЮжКузбассуголь”» – 10 005, ОАО «Воркутауголь» – 6 033.

5 Расчет показателей рыночной концентрации.

Расчет показателей рыночной концентрации представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Расчет коэффициентов рыночной концентрации CR-3 по данным за 2009 год

Показатель CR-3 Добыча
Объем трех крупнейших участников, тыс. т 27 645
Объем товара, тыс. руб. (цена 1 т коксовых углей ≈ 1950 руб.) 53 908
CR-3 47,3

 

6 Обоснование наличия (отсутствия) доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке.

Обоснованием наличия доминирующего положения на рынке коксующихся углей является:

- наличие собственной транспортной инфраструктуры;

- наличие собственной сырьевой базы;

- наличие перерабатывающих мощностей.

Доминирующее положение поставщиков может быть также обусловлено качественными характеристиками марок углей [5].

7 Масштабы ввоза-вывоза (экспорта-импорта) товара.

Объемы экспорта концентрата коксующихся углей представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Объем экспортных поставок концентрата коксующегося угля российскими предприятиями в 2009 г.

Предприятие Объемы поставок
тыс. т %
ОАО «СУЭК-Кузбасс» 27 897 29,5
ОАО УК «Кузбассразрезуголь» 25 584 27,1
ОАО ХК «СДС Уголь» 11 193 11,8
ОАО УК «Южный Кузбасс» 3 976 4,2
ОАО ХК «Якутуголь» 2 130 2,3
ООО УК «Заречная» 4 251 4,5
ОАО «Кузбасская ТК» 2 680 2,8
ОАО «Междуречье» 2 318 2,4
ОАО «Распадская» 2 179 2,3
ОАО «Шахта “Колмогоровская”» 1 776 1,9
Прочие 10 548 11,2
Всего 94 532  

 

8 Низкая степень открытости товарного рынка.

Низкая степень открытости рынка обусловлена достаточными объемами добычи коксующихся углей и производством концентрата.

9 Оценка состояния конкурентной среды рынка.

Рынок коксующихся углей умеренно концентрирован (добыча и реализация) с развитой конкуренцией.

10 Барьеры входа для предприятия на рынок и основные проблемы его деятельности на рынке обусловлены:

- емкостью рынка;

- небольшими запасами углей;

- большим объемом капитальных вложений;

- большими сроками окупаемости проекта;

- сложностью доступа к ресурсам (получение лицензии).

Конкурентоспособность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.014 с.)