Методы исследования конкурентоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования конкурентоспособности



Одним из важнейших показателей экономического развития страны и благосостояния ее граждан и, следовательно, места страны в современном мире является конкурентоспособность. В экономической литературе и международной практике понятие конкурентоспособности трактуется многообразно. Термин «конкурентоспособность» применяется как по отношению к характеристике товара, так и к сравнительным характеристикам фирм отраслей и стран на внутреннем и мировом рынках.

Таким образом, различают конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, страны. В плане конкурентоспособности можно сравнивать и транснациональные корпорации. В любом случае речь идет о преимуществах, позволяющих победить в конкурентной борьбе. Для товара это, прежде всего, показатели цены и качества. Для фирмы – качество продукции, технико-экономические показатели ее производства, финансовые показатели фирмы. Конкурентоспособность отрасли оценивается, в первую очередь, по структуре и динамике производства продукции в сравнении с другими отраслями народного хозяйства страны. Конкурентоспособность государства рассматривается по экономическим, социальным, экологическим показателям (комплексным и единичным).

Под конкурентоспособностью товара подразумевается всё, что обеспечивает ему преимущество при успешном сбыте на рынке в условиях конкуренции. В первую очередь, это совокупность характеристик, которая отличает данный товар от товара конкурентов как по степени соответствия одной и той же общественной потребности, так и по затратам на удовлетворение этой потребности [27]. Для противостояния и превосходства в конкуренции других товаров исходный товар должен иметь улучшенные главные составляющие своей конкурентоспособности (потребительские свойства, цена, послепродажный сервис). Следовательно, управление конкурентоспособностью включает в себя решение следующих задач:

- снижение себестоимости производства;

- повышение качества;

- повышение оперативности и качества послепродажного обслуживания.

Для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности, особенно для нового товара, необходимо иметь точные сведения о потребностях покупателей и ориентировать на них производственную и сбытовую деятельность фирмы.

Существенным элементом конкурентоспособности является ценовая характеристика товара. С целью увеличения разницы между рыночной стоимостью товара и индивидуальными издержками на его производство монополии широко используют достижения научно-технического прогресса, что также позволяет уменьшить затраты на оплату труда и увеличить производительность труда. Согласно публикациям Международного валютного фонда, большое внимание уделяется индексу стоимости рабочей силы, он принимается как обратный показатель динамики конкурентоспособности. Этот индекс рассчитывается как отношение показателя стоимости рабочей силы на единицу произведенной продукции к средней величине этого показателя в других странах с поправкой на колебания валютного курса [18].

В теории и практике зарубежного бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности производителя и методов оценки её уровня. Разнообразие трактовок объясняется различным определением конкурентоспособности производителей на рынках различного масштаба (местном, региональном, национальном, мировом), а также тем, какой субъект рассматривается в качестве производителя – фирма, отрасль или экономика государства в целом. Например, конкурентоспособность компаний и стран в мировом хозяйстве – это комплекс сравнительных экономических характеристик, определяющих успех продукции фирмы или страны на мировом рынке. Он включает характеристику товара, определяемую сферой производства, а также факторы, формирующие экономический климат, экономические возможности производства и сбыта товаров [27].

В то же время конкурентоспособность предприятия – это его способность противостоять на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [18, 27].

Международная организация «Европейский форум по проблемам управления» (с центром в городе Женеве) определяет конкурентоспособность как реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов [27].

Согласно теории Майкла Портера [18], на мировом и внутреннем рынках конкурируют между собой не страны, а фирмы. Основной единицей конкуренции является отрасль, в которой группы конкурентов соперничают между собой. Суть конкуренции в отрасли определяется:

- угрозой появления новых конкурентов;

- угрозой появления товаров или услуг заменителей;

- способностью поставщиков торговаться;

- способностью покупателей торговаться;

- соперничеством между имеющимися конкурентами.

Перечисленные факторы, воздействующие на конкурентоспособность, влияют на затраты и цены товаров фирм, размеры выделяемых капиталовложений и на размеры получаемой прибыли. Конкурентного преимущества фирмы добиваются за счет новых, более прогрессивных технологий, позволяющих выпускать более качественные типовые и новые товары, а также за счет совершенствования системы менеджмента и маркетинга.

Достигнутое конкурентное преимущество можно удержать посредством следующих факторов, к которым относятся:

- дешевая рабочая сила и дешевое сырьё, широко используемые технологии, репутация фирмы, наличие патентованных технологий, за счет техническое переоснащение фирмы, наличие высококвалифицированных кадров и т. д.;

- количество имеющихся у фирмы явных преимуществ (т. е. конкуренты могут превзойти фирму по некоторым показателям, но если у фирмы много ведущих показателей, то она может удержать лидерство);

- постоянная модернизация производства, а также других видов деятельности и, следовательно, наиболее эффективное использование производственных мощностей, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, экономический потенциал фирмы определяет уровень ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность экономического потенциала предприятия представляет собой сравнительную оценку состояния его важнейших параметров относительно выбранных стандартов (мировых, отраслевых, другого предприятия).

Конкурентоспособность стран на мировом рынке представляет собой совокупность большего количества факторов и показателей, но определение уровня их конкурентоспособности осуществляется схожими методами.

В целом в экономической теории применяется шесть методов исследования конкурентоспособности.

1 Метод сравнительных преимуществ. Исходя из методологии сравнительных преимуществ, страны специализируются в производстве и экспорте тех товаров, которые им обходятся дешевле. Для определения степени конкурентоспособности производителя по принятому критерию сравнивают показатели предприятий-конкурентов, например, по объему прибыли, уровню продаж, процентной доли на рынках и т. д. В комплексе множества показателей измерить сравнительные преимущества предприятия невозможно. Так, если останавливаться только на издержках производства, то не будут учтены качество продукции и множество других факторов, определяющих уровень конкурентоспособности потенциала предприятия.

2 Теория равновесия фирмы и отрасли А. Маршалла была разработана для исследования процессов развития отрасли в условиях совершенной конкуренции. Эта теория предполагает, что отрасли (в условиях совершенной конкуренции) в результате своего развития должны прийти к состоянию равновесия. Однако в практической деятельности этого не наблюдается вследствие влияния, в первую очередь, научно-технического прогресса.

3 Исходя из теории эффективной конкуренции, методы определения конкурентоспособности основаны на предположении того, что отрасль считается более конкурентоспособной в том случае, если входящие в нее фирмы занимают прочные рыночные позиции. Основным методом анализа конкурентоспособности отрасли является сопоставление показателей компаний, входящих в отрасль, с показателями конкурирующих фирм.

Для разработки критерия уровня конкурентоспособности (эффективной конкуренции) анализируются показатели компании на рынке по сравнению с конкурентами, при этом отдельно рассматривается структурная часть (процентная доля) и функциональная эффективность производства.

Оценка конкурентоспособности на основе структурного подхода осуществляется исходя из анализа уровня монополизации отрасли на рынке (концентрации производства и капитала, барьеров для вхождения на рынок новых компаний).

Функциональная эффективность включает следующие показатели:

- отражающие эффективность производственной деятельности (например, отношение чистой прибыли к чистой стоимости материальных активов);

- отражающие производственную сторону деятельности (интенсивность использования основного и оборотного капитала: отношение чистых продаж к чистой стоимости материальных активов);

- характеризующие финансовую деятельность (например, отношение оборотного капитала к текущему долгу).

Сопоставляются также показатели производительности труда, рентабельности инвестиций, нормы прибыли. Данные методы, основанные на теории эффективной конкуренции, широко применяются в странах Западной Европы и США.

4 На основе теории качества товара разработаны методы оценки конкурентоспособности производителя путем сравнения параметров качества товара с аналогичными товарами по тем же параметрам качества. При субъективной оценке параметры качества продукции сравниваются исходя из собственных требований, предъявляемых к качеству товара. Если предприятие выпускает разнородные товары, то судить о его конкурентоспособности в обобщенном виде только на основе качественных характеристик товара не представляется возможным и требуется сопоставление системы показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия.

5 Матричные методы основаны на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической основой этих методов является концепция жизненного цикла товара, которая трактует следующие стадии жизненного цикла товара с момента его появления на рынке и до исчезновения с него – внедрение, рост, насыщение и спад (например, метод БКГ – Бостонской консалтинговой группы). Показатели деятельности фирмы рассматриваются в табличной форме, в которой отражается их динамика в сравнении с показателями фирм-конкурентов.

6 В индикаторных методах используется система индикаторов. Индикатор – групповой показатель, с помощью которого определяется конкурентоспособность фирмы или страны. Каждый индикатор включает в себя ряд показателей, отражающих состояние отдельных элементов объекта.

На практике объединяют пятый и шестой методы, т. е. в таблицу заносят индикаторы (таблица 7), сопоставленные с аналогичными показателями конкурентов, и выявляются пути повышения конкурентоспособности с помощью тактических и стратегических действий.


Таблица 7 – Применение матричных и индикаторных методов

Показатель Место
I II III IV V
Производство          
Менеджмент          
Маркетинг          
Финансы          
Кадровый состав          
Технологии          

 

Каждой графе в таблице присваивается значимость.

I. Лучше, чем когда-либо. Явный лидер.

II. Выше среднего. Хорошие и стабильные показатели производственной деятельности.

III. Средний уровень. Устойчивые позиции на рынке.

IV. Следует позаботиться об улучшении позиций на рынке.

V. Положение тревожное. Предприятие в кризисной ситуации. Требуются экстренные меры.

1.3.2 Определение уровня конкурентоспособности
угледобывающего предприятия

Уровень конкурентоспособности производимого товара, в первую очередь, зависит от потребностей рынка, потребительских предпочтений, технических и технологических параметров товара и его новизны.

Большое значение для конкурентоспособности товара имеют его качественные и стоимостные показатели, способность эффективно удовлетворять имеющиеся и предполагаемые потребности покупателей, а также степень насыщенности рынка (чем насыщенней рынок, тем менее конкурентоспособны товары). Товар сравнивается с аналогичными товарами конкурентов, со стандартами и эталонами. Конкурентоспособность товара разрабатывается на всех стадиях жизненного цикла товара (ЖЦТ) и повышается за счет маркетинговых мероприятий (например, реклама).

Определение уровня конкурентоспособности предприятия можно производить двумя путями. Во-первых, с помощью экспертных оценок. Во-вторых, с помощью определения уровня или коэффициента конкурентоспособности. Причем этот показатель определяется как для товара, так и для фирмы и отрасли. В принципе с помощью такого показателя можно определять уровни конкурентоспособности отдельных государств. Но в этом случае формулы и расчеты будут очень трудоемки и громоздки. Поэтому эффективнее всего использовать расчетный метод уровня конкурентоспособности для товара и, особенно, для фирмы, поскольку можно рассчитать и оценить одновременно несколько параметров.

Методика определения уровня конкурентоспособности угледобывающих предприятий, разработанная профессором Г. С. Трушиной, содержит следующий порядок расчетов. В первую очередь определяется коэффициент конкурентоспособности [25]:

КК = КТ / КТЭ, (6)

где КТ – оцениваемый параметр товара или фирмы;

КТЭ – эталонный параметр товара или фирмы.

При КК ³ 1 товар или фирма отличаются высоким уровнем конкурентоспособности, а при КК < 1 товар или фирма обладают меньшей степенью конкурентоспособности.

Общий показатель уровня конкурентоспособности производителя определяется по формуле

К = JТ ´ JЭ, (7)

где JТ – индекс конкурентоспособности по товарной массе;

JЭ – индекс относительной эффективности по технико-экономи-ческим показателям.

Если К < 1, то анализируемая фирма уступает другой по уровню конкурентоспособности, если К > 1, то превосходит, если К = 1, то анализируемые фирмы равнозначны по конкурентоспособности.

Уровень конкурентоспособности продукции и отдельных параметров продукции определяется по формуле [25]

К = S Кi ´ аi, (8)

где Кi – анализируемый i-й параметр продукции;

ai – удельный вес или значимость i-го параметра продукции (принимает значения от 0 до 1).

Тогда общий уровень конкурентоспособности шахт можно определить (исходя из формулы 6) по формуле

JПП = JКАЧ ´ JТ/Э ´ JФ, (9)

где JПП – общий уровень конкурентоспособности предприятия;

JКАЧ – групповой показатель качества продукции предприятия;

JТ/Э – групповой показатель технико-экономической деятельности предприятия;

JФ – групповой показатель финансовой деятельности предприятия.

Каждый групповой показатель состоит из отдельных параметров. Например, качественными показателями угольной продукции могут быть: общее количество добываемых углей или углей определенной марки, зольность, влажность, сернистость (содержание серы) углей. Групповой технико-экономический показатель может состоять из значения себестоимости, среднесуточной добычи из забоя, длины подготовительных или очистных выработок и т. д. Групповой финансовый показатель может включать количество реализованной продукции (в тыс. руб.), цену одной тонны товарного угля, среднемесячной заработной платы персонала и прочее. Значение групповых показателей определяется с использованием формул (6) и (7) следующим образом (например, качество) [25]:

JКАЧ = S (qi / qi э) ´ ai, (10)

где JКАЧ – групповой показатель качества угольной продукции;

qi – отдельный i-й параметр качества угольной продукции;

qi э – эталонный i-й параметр качества угольной продукции;

ai – удельный вес или значимость i-го параметра угольной продукции.

Групповые показатели технико-экономической и финансовой деятельности предприятия рассчитываются аналогично. При расчете каждого отдельного параметра необходимо учитывать абсолютное значение эталонного показателя. Точнее говоря, для параметра объема добычи углей эталонное значение всегда будет стремиться к наибольшему количеству, а для параметра сернистости углей эталонное значение должно стремиться к наименьшему значению. В последнем случае в дроби в формуле (10) нужно менять местами знаменатель и числитель.

При оценке уровня конкурентоспособности предприятия рекомендуется сравнивать его с лидирующим предприятием отрасли или региона или с эталонными показателями отрасли. В этом случае мы получим наиболее устойчивую последовательность всех показателей. При сравнении похожих предприятий лучшие показатели будут то у первого предприятия, то у второго. Для лучшего понимания методики определения уровня конкурентоспособности угледобывающего предприятия можно рассмотреть следующий пример.

Групповой показатель качества угольной продукции анализируемой шахты выглядит следующим образом (таблица 8).

Таблица 8 – Основные показатели работы шахты и шахты-лидера

Показатель Предприятие
шахта шахта-лидер
1 Добыча угля, всего, тыс. т 1 500 2 000
2 Добыча угля для коксования, тыс. т 1 000 2 000
3 Зольность угля, %    
4 Среднесуточная добыча угля, т 2 500 5 000
5 Среднедействующая длина очистных забоев, м    
6 Себестоимость 1 т товарного угля, руб./т    
7 Выручка от реализации угольной продукции, тыс. руб. 2 250 000 5 000 000
8 Цена 1 т товарного угля, руб. 1 500 2 500
9 Прибыль балансовая, тыс. руб. 825 000 3 400 000

 

Значимость общего объема добычи углей оценим как 0,5; значимость объема добычи коксующихся углей – 0,3; зольности – 0,2 %. Тогда JКАЧ = (1 500 / 2 000) ´ 0,5 + (1 000 / 2000) ´ 0,3 + (15 / 18) × 0,2 =
= 0,38 + 0,15 + 0,17 = 0,70.

При оценке группового технико-экономического показателя следует учесть, что длина очистного забоя должна быть меньше, так как это может свидетельствовать о более эффективной системе отработки пластов. Себестоимость также должна быть минимальной. Значимость 4-го показателя – 0,3; 5-го – 0,2; 6-го – 0,5. Тогда JТ/Э = (2500 / 5000) ´ × 0,3 + (450 / 650) ´ 0,2 + (800 / 950) ´ 0,5 = 0,15 + 0,14 + 0,42 = 0,71.

Групповой финансовый показатель анализируемого предприятия рассчитывается следующим образом. Значимость 7-го показателя – 0,2; 8-го – 0,3; 9-го – 0,5. Тогда JФ = (2 250 000 / 5 000 000) ´ 0,2 +
+ (1 500 / 2 500) ´ 0,3 + (825 000 / 3 400 000) ´ 0,5 = 0,09 + 0,18 + 0,12 = = 0,39.

Значение уровня конкурентоспособности всей шахты согласно формуле (8) составит: JПП = 0,70 ´ 0,71 ´ 0,12 = 0,06.

Данная методика определения уровня конкурентоспособности предприятия удобна тем, что позволяет точно определить причины неэффективной работы предприятия. На это могут указывать невысокие значения групповых индексов или отдельных параметров. Таким образом, можно оперативно принять решения по исправлению недостатков и, следовательно, по повышению уровня конкурентоспособности. Она также удобна тем, что может быть в целом применима к другим горно-добывающим предприятиям. Тогда, например, при добыче металлических руд практически полностью изменятся качественные показатели, а при оценке карьеров и разрезов в большей степени изменятся технико-экономические показатели с учетом специфики технологий (например, коэффициент вскрыши) [21].

Аналогично данная методика используется при оценке конкурентоспособности месторождений полезных ископаемых (например, угольных). Комплексная оценка промышленных запасов, разрабатываемых угледобывающими предприятиями, производится с помощью интегрального показателя степени благоприятности разработки запасов (JБ), рассчитываемого по следующей формуле [25]:

JБ = JКЗ ´ JЗАП, (11)

где JКЗ – индекс, отражающий общую оценку качества угля (зольности, влажности, выхода летучих, пластометрии и др.) относительно лучших показателей качества угля по бассейнам;

JЗАП – индекс, отражающий степень благоприятности разработки промышленных запасов.

Последний индекс определяется по формуле

i = 5

JЗАП = å Ji ´ g i, (12)

i = 1

где J1 – индивидуальный индекс благоприятности промышленных запасов угля по общему объему, тыс. т;

J2 – индивидуальный индекс благоприятности промышленных запасов углей по мощности пластов, м;

J3 – индивидуальный индекс благоприятности промышленных запасов углей по углу падения пластов;

J4 – индивидуальный индекс благоприятности промышленных запасов по газоносности, м3 / т;

J5 – индивидуальный индекс благоприятности промышленных запасов по глубине залегания, м;

g i – значимость показателей J1 ÷ J5 , измеряемая в долях единицы.

Индивидуальные индексы благоприятности угольных запасов по анализируемым показателям Ji определяются по формуле

Ji = Кi / Kiэ, (13)

где Кi – величина индивидуального показателя исследуемого предприятия;

Kiэ – величина лучшего показателя, принятого за эталон.

Вообще говоря, месторождения полезных ископаемых можно также рассматривать как товар, но учитывать индивидуальные особенности каждого объекта. Поэтому данная методика оценки уровня конкурентоспособности может быть применима при оценке однотипных конкурирующих месторождений любого вида. При этом следует учесть, что, например, для нефтегазовых месторождений важными специфическими показателями являются критическая температура и давление в коллекторах; а для месторождений поделочных камней – размеры отделяемых монолитов и т. д.

1.3.3 Оценка конкурентоспособности новой техники
и выпускаемой металлопродукции

При оценке уровня конкурентоспособности промышленной продукции необходим системный подход, позволяющий оценить конкурентоспособность товаров по цепочке оборудование – полуфабрикат – изделие.

В настоящее время общепринятый подход к оценке конкурентоспособности товара основан на отношении

К = ПК / Ц, (14)

где ПК – показатель качества товара;

Ц – цена товара.

Поэтому при оценке конкурентоспособности товаров производственного назначения используется формула [9]

ПО = ∑ ПЧ × ФГ, (15)

где ПО – полезный эффект объекта, т. е. его конкурентоспособность;

ПЧ – часовая паспортная производительность объекта;

ФГ – годовой плановый фонд работы объекта.

Тогда критерий конкурентоспособности выразится формулой

К = (∑ ПЧ × ФГ) / (ЦВ + ЗЭ), (16)

где ЦВ – валовая цена оборудования;

ЗЭ – эксплуатационные затраты при работе на этом оборудовании.

Применительно к выпуску металлопродукции на технологической линии, например на литейно-прокатном агрегате, включающем плавильную печь, машину непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) и прокатный стан, величина ∑ Пч × Фг выражает суммарный выпуск В, т продукции за нормативный срок эксплуатации линии. Тогда оценка конкурентоспособности равна [9]

К = В / (ЦВ + ЗЭ). (17)

Путем деления числителя и знаменателя на величину выпуска продукции (В) конкурентоспособность определяют как

К = 1 / [(ЦВ / В) + (ЗЭ / В)]. (18)

Таким образом, конкурентоспособность определяется через удельную цену оборудования и удельные эксплуатационные затраты, что уточняет этот показатель. Конкурентоспособность самого технологического оборудования по выпуску металлоизделий определяется из отношения

К = 1 / С, (19)

где С (себестоимость) складывается из величин амортизации оборудования (А) и переменных производственных затрат ЗПЕР:

С = А + ЗПЕР. (20)

Кроме того, для более точной оценки конкурентоспособности в числителе (17) вместо В используют коэффициент извлечения металла у потребителя КИ как отношение массы изделия к массе заготовки, или срок службы изделия ТИ. Удельные значения получаются аналогично (18).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.059 с.)