ТОП 10:

Преимущества и недостатки рыночной системы



КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Рекомендовано Сибирским региональным
учебно-методическим центром

высшего профессионального образования
для межвузовского использования в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся по специальности
080502 – «Экономика и управление

на предприятии (промышленности)»

 

 

Новокузнецк 2013

 
 
 

УДК 339.137.2

ББК 65.290я73

С 16

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики
и управления горным производством Сибирского государственного
индустриального университета Т. В. Петрова;

кафедра экономических дисциплин, филиала Кузбасского
государственного технического университета, г. Новокузнецк

(зав. кафедрой кандидат экономических наук Е. Н. Мельникова)

 

С 16 Салихов В. А. Конкурентоспособность предприятий [Текст] : учеб. пособие / В. А. Салихов; НФИ КемГУ. – Новокузнецк, 2013. – 162 с.

ISBN 978-5-8353-0786-9

В учебном пособии рассмотрены следующие темы: рынок и конкуренция; методы измерения концентрации рынка и определения конкурентоспособности предприятий; факторы, влияющие на конкурентоспособность; основные тенденции развития мирового хозяйства и перспективы инновационного развития экономики России; особенности конкуренции в топливно-энергетическом и горно-металлургическом комплексах РФ. Приведены наиболее применяемые в настоящее время методы определения конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, а также отраслей производства и стран.

Предназначено для студентов специальности 080502 – «Экономика и управление на предприятии (промышленности)», а также для студентов бакалавров по направлению подготовки – экономика, профилю подготовки – экономика предприятий и организаций.

 

УДК 339.137.2

ББК 65.290я73

 

© Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет», 2013

ISBN 978-5-8353-0786-9

 

СОДЕРЖАНИЕ

 


Предисловие ................................................................................................ 5

Введение ...................................................................................................... 7

1 Рынок и конкуренция ............................................................................ 10

1.1 Рынок и его структура ........................................................................ 10

1.1.1 Краткая характеристика рыночного способа хозяйствования .... 10

1.1.2 Структура рынка .............................................................................. 15

1.1.3 Преимущества и недостатки рыночной системы ........................ 17

1.2 Конкуренция ....................................................................................... 18

1.2.1 Виды, методы и типы проведения конкурентной борьбы ........... 18

1.2.2 Виды недобросовестной конкуренции .......................................... 22

1.2.3 Конкурентная разведка ................................................................... 23

1.2.4 Измерение концентрации рынка ................................................... 25

1.2.5 Анализ конкурентной среды в сфере коксующихся углей ......... 27

1.3 Конкурентоспособность .................................................................... 33

1.3.1 Методы исследования конкурентоспособности .......................... 33

1.3.2 Определение уровня конкурентоспособности угледобывающего предприятия …………………………………………………………….. 39

1.3.3 Оценка конкурентоспособности новой техники и выпускаемой
металлопродукции .................................................................................... 45

1.3.4 Определение коэффициента конкурентоспособности
предприятия .............................................................................................. 46

1.3.5 Рейтинговая оценка конкурентоспособности
угледобывающего предприятия .............................................................. 48

1.3.6 Конкурентоспособность России и перспективы ее роста ........... 55

1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
и выпускаемой им продукции ................................................................. 57

Контрольные вопросы .............................................................................. 67

2 Проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности
экономики России .................................................................................... 68

2.1 Структура и тенденции развития мирового хозяйства ................... 68

2.2 Перспективы инновационного развития экономики России ......... 71

2.2.1 Основные тенденции развития экономики России ..................... 71

2.2.2 Формирование структурно-инновационной экономики ............ 76

2.2.3 Условия и факторы реализации инновационного процесса ....... 77

2.2.4 Классификация инновационных процессов ................................. 79

2.2.5 Формирование инновационной среды страны (региона) ............ 81

2.2.6 Основные тенденции и перспективы развития
Кемеровской области …………………………………………………... 84

Контрольные вопросы .............................................................................. 88

3 Особенности конкуренции в топливно-энергетическом
и горно-металлургическом комплексах Российской Федерации ....... 89

3.1 Структура топливно-энергетических ресурсов мира ..................... 89

3.1.1 Развитие мирового топливно-энергетического комплекса ......... 89

3.1.2 Потребление топливно-энергетических ресурсов в мире ........... 92

3.2 Топливно-энергетический комплекс России .................................. 96

3.2.1 Основные проблемы развития современного топливно-энергетического комплекса РФ и Сибири ................................................................................. 96

3.2.2 Исследование конкурентоспособности первичных
энергоносителей .................................................................................... 107

3.2.3 Основные сегменты угольного рынка России ............................ 112

3.2.4 Конкуренция углей Кузбасса на внутреннем и мировом

рынках ...................................................................................................... 114

3.3 Горно-металлургический комплекс России .................................. 117

3.3.1 Конкурентные особенности горного производства ................... 117

3.3.2 Рынки минерального сырья .......................................................... 119

3.3.3 Минерально-сырьевая база металлических полезных

ископаемых ............................................................................................. 122

3.3.4 Конкурентоспособность предприятий металлургической промышленности России …………………………......................................125

Контрольные вопросы ............................................................................ 139

Заключение .............................................................................................. 141

Библиографический список .................................................................. 143

Приложение А Варианты контрольных работ .................................... 146

Приложение Б Терминологический словарь ...................................... 148

Приложение В Анализ резервов конкурентоспособности

предприятия ……………….................................................................... 154


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Конкурентоспособность предприятий» входит в цикл специальных дисциплин (федеральный компонент) ДС Ф.09. Цель дисциплины заключается в том, чтобы дать будущим экономистам-менеджерам теоретические основы в области конкурентоспособности предприятий промышленности и практические рекомендации по оценке показателей конкурентоспособности, производимой на этих предприятиях, продукции.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080502 – «Экономика и управление на предприятии (промышленности)», а также для студентов бакалавров по направлению подготовки – экономика, профилю подготовки – экономика предприятий и организаций Б3ДВ7 (дисциплина по выбору).

Данная работа является вторым изданием учебного пособия автора «Конкурентоспособность предприятий», которое было издано в НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) в 2011 г. В него добавлены статистические данные по объему ВВП, добыче угля, нефти и природного газа в РФ в 2012 г., уточнены данные по экспорту и импорту цветных металлов в России за 2000-е гг. Дана более подробная классификация рисков, влияющих на конкурентоспособность предприятий, внесены отдельные стилистические уточнения в текст.

В данном учебном пособии, в отличие от таких учебников как «Конкуренция» М. Портера, такие понятия, как рынок и конкуренция охарактеризованы кратко. Более подробно с учетом социально-экономических и экологических параметров охарактеризованы методики оценки конкурентоспособности товара, фирмы, отраслей производства и отдельных стран.

Учебное пособие состоит из трех основных частей. В первой части – рынок и конкуренция – рассмотрены темы: характеристика рыночной системы и классификация рынков; методы измерения концентрации рынка и определения конкурентоспособности предприятий; факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленных предприятий и выпускаемой ими продукции.

Во второй части – проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности экономики России – характеризуются особенности и перспективы развития мирового хозяйства, а также проблемы и перспективы развития экономики России и экономики ее регионов (на примере Кемеровской области) на основе инновационных процессов.

В третьей части – особенности конкуренции в топливно-энергетическом комплексе и горно-металлургическом комплексе РФ – характеризуются основные тенденции развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и горно-металлургического комплекса (ГМК) России.

Для промежуточного контроля знаний после каждой из частей учебного пособия приведены контрольные вопросы, а для самостоятельного изучения материалов по дисциплине студентами заочной формы обучения даны варианты контрольных заданий (приложение А). Наиболее употребляемые в учебной дисциплине «Конкурентоспособность предприятий» термины кратко охарактеризованы в терминологическом словаре (приложение Б).


 

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономике большое значение имеют такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность, которые могут применяться по отношению к товару, производителю товара (физическому или юридическому лицу), отрасли производства, государствам. Термин «конкуренция» происходит от лат. concurentia – состязание, столкновение. В данном случае речь идет о состязании на внутреннем и мировом рынках производителей различных товаров и услуг. Победу в этом состязании может принести производство товара с меньшими издержками и тем же или более высоким уровнем качества, чем у конкурентов. В качестве дополнительных условий успеха применяются различные сервисные услуги. Большое значение имеют и рекламные акции. При этом базовым условием успешной конкуренции является получение большей, в сравнении с конкурентами, прибыли (за счет проведения более грамотной товарной и ценовой политики).

Для того чтобы минимизировать затраты, улучшить качество товара, увеличить выручку, и, следовательно, повысить прибыль, проводится модернизация производства. В этом случае затраты на внедрение научно-технических достижений окупаются через определенный период времени, что вполне обоснованно, так как главной задачей любой фирмы в условиях рыночной экономики является наибольшее время пребывания на конкурентных рынках с получением максимальной прибыли. Кроме того, проводятся мероприятия по оздоровлению финансовой ситуации, что также позволяет сократить (и в ряде случаев значительно) затраты, относимые на выпускаемую продукцию.
В целом подобные мероприятия проводятся комплексно, но при этом выбирается наиболее оптимальный комплексный проектный вариант развития производства.

Во многих отраслях производства большое значение для успешной конкурентоспособности продукции имеет качество исходного сырья. Этот параметр является одним из главных для определения конкурентоспособности минеральной продукции и, следовательно, предприятий топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов. Поэтому в учебном пособии рассмотрены характеристики минерального сырья, а также приведены требования к качеству товарной продукции, согласно рекомендациям международных стандартов ИСО серии 9000.

Материалы, изложенные в учебном пособии, позволяют ознакомить будущих специалистов в области экономики с особенностями конкуренции на рынках минерального сырья. Проанализированы методики оценки конкурентоспособности промышленных предприятий. Отдельно рассмотрены методики, применяемые для оценки уровня конкурентоспособности угледобывающих предприятий.

Кроме того, в учебном пособии анализируются основные тенденции развития мирового хозяйства, а также рассмотрены основные тенденции и перспективы инновационного развития экономики России и экономики ее регионов (на примере Кемеровской области).

В учебном пособии детально анализируются особенности конкуренции в базовых отраслях промышленности – топливно-энергетическом и горно-металлургическом комплексах. Дана оценка рынков первичных энергоносителей, металлов и металлопродукции, а также рассмотрены перспективы развития ТЭК и ГМК в мире и России.

Дисциплина «Конкурентоспособность предприятий» для исследования проблем конкурентоспособности товара, фирмы, отрасли и государства использует знания таких дисциплин, как «Мировая экономика», «Маркетинг», «Экономика предприятия». В целом актуальность изучения дисциплины «Конкурентоспособность предприятий» обусловлена возможностью получения теоретических знаний и практических навыков, необходимых для совершенствования методов хозяйствования. Это позволяет производить и поставлять промышленную продукцию, конкурентоспособную как на внутренних, так и на внешних рынках.

Данное пособие в большей мере предназначено для подготовки экономистов-менеджеров, чья будущая деятельность будет связана с предприятиями топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов, расположенных на территории Кемеровской области. Эти предприятия выпускают продукцию, поставляемую и в другие регионы России, а также экспортируемую в страны СНГ и дальнего зарубежья. Экспорт энергоресурсов и металлопродукции является источником значительных валютных поступлений и в бюджет Российской Федерации, и в бюджет Кемеровской области.

Поэтому теоретические рекомендации и практические методики по оценке конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции, изложенные в данном учебном пособии, могут оказать существенную помощь специалистам для успешной работы на предприятиях, поставляющих свою продукцию на внутренние рынки и на мировой рынок.


РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ

Рынок и его структура

1.1.1 Краткая характеристика рыночного способа
хозяйствования

В процессе хозяйственной деятельности в обществе создаются различные производственные системы. На первый взгляд, эти хозяйственные связи и образования носят случайный или спонтанный характер. На самом деле этот хаос часто организуется, тем или иным способом, участниками хозяйственных отношений.

Для того чтобы организовать производство и осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, производитель, руководство фирмы должны ответить на три основных вопроса:

- что производить (какие блага, их качество и количество);

- как производить (ресурсы, технологии);

- для кого производить (кому достанутся блага)?

Эти вопросы могут решаться стихийно или организованно, т. е. с помощью двух различных способов (порядков) – спонтанного (стихийного) порядка и иерархии. При спонтанном способе информация, необходимая производителям и потребителям, передается с помощью ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении необходимо действовать, т. е. что, как и для кого производить. Экономический выбор осуществляется с помощью механизма колебания цен, или альтернативных издержек. Таким образом, понятия «рынок» и «спонтанный порядок» тождественны.

Другой порядок – иерархия – является, по существу, системой приказов и поручений, идущих сверху вниз, от центра к производителю. Он зародился в первобытно-общинном обществе. По мере развития человеческого общества в нем стали развиваться рыночные отношения. В настоящее время в большинстве стран мира преобладает так называемый смешанный тип экономики, т. е. чисто рыночный или иерархический порядок хозяйствования встречается крайне редко. Существует множество критериев сравнения эффективности двух хозяйственных способов (рыночного и иерархического), но в любом случае главным критерием является величина трансакционных издержек или информации о производстве, продаже товаров, услуг, контрагентах, издержках заключения договоров и т. д. В случае стихийного способа хозяйствования агенты получают наиболее достоверную информацию о ценах, товарах и издержках на их производство, но сама информация может стать объектом различных злоупотреблений и даже преступлений. При плановом способе хозяйствования возможность злоупотребления значительно снижается, но информация может искажаться из-за неполного учета затрат и необъективного назначения цен, что приводит к ошибкам при планировании и дефициту товаров и услуг.

В целом оба способа хозяйствования сочетаются при разной степени государственного влияния на экономику (планирование макроэкономических показателей и т. д.). В настоящее время в экономике большинства стран, с учетом культурно-исторических, религиозных и ряда других факторов, применяется смешанный подход. Это государственное регулирование и определенная свобода действий производителей на рынке, а также внутрифирменное планирование.

Одно из определений рынка гласит, что – это спонтанный порядок. Другое определение обозначает рынок как способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном механизме ценовых сигналов.

Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят производители и потребители товаров, услуг; работники, продающие свой труд; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг и т. д. На рынке много агентов, видов товаров и услуг, и разная доля государственного вмешательства, но основные субъекты рынка делятся на 3 группы [25]:

- домашнее хозяйство;

- бизнес;

- правительство.

Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, состоящая из одного или нескольких человек. В рамках домашнего хозяйства потребляется конечная продукция сферы материального производства и сферы услуг. Полученные деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей.

Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли (дохода). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не только на личное потребление, но и для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство – эта структурная единица представлена, главным образом, различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Таким образом, каждый человек, находящийся в активной возрастной категории, может быть субъектом всех трех групп, но совмещение этим человеком деятельности в бизнесе и в правительстве запрещено законодательством. Это является обязательным правилом для рыночной экономики.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Специализация определяется принципом сравнительных преимуществ, т. е. способностью производить товары или услуги с наименьшими издержками. Таким образом, выбирается наиболее эффективный альтернативный вариант производства.

Важными условиями рыночных отношений, кроме того, являются:

- спецификация (исключительное право доступа, например, к ограниченным природным ресурсам);

- экономическая обособленность – самостоятельность (производитель решает сам: что, как и для кого производить);

- величина трансакционных издержек, т. е. издержек по получению информации для будущего производства товаров и услуг;

- свободный обмен ресурсами.

Рынок, на котором соблюдаются все вышеперечисленные условия, называется совершенным. Кроме того, совершенным называется рынок, если на нем на один и тот же продукт одновременно назначается одна и та же цена, что возможно при большом спросе, неограниченном количестве участников рынка, свободной конкуренции, мобильности факторов производства и полной информации. Поскольку выполнение одновременно всех этих условий невозможно, в реальной жизни мы имеем дело с конкурирующими рынками. Поэтому свободный рынок является теоретическим понятием, которое необходимо для характеристики различных типов реальных рынков.

Функционирование каждого рынка требует реализации различных форм собственности (частной, кооперативной, государственной, акционерной и т. д.), кроме этого требуется создание рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура включает следующие основные элементы:

- рынок товаров и услуг;

- рынок факторов производства;

- финансовый рынок.

Рынок товаров и услуг требует создания товарных бирж, маркетинговых организаций, предприятий оптовой и розничной торговли.

Рынок факторов производства в рыночной экономике представляет куплю и продажу:

- земли, при этом предлагается два вида продуктов – снимаемые с земли и извлекаемые из недр;

- труда (услуг всех работающих);

- капитала (средств производства: зданий, сооружений, оборудования, станков и денежных средств, необходимых для их приобретения).

Финансовый рынок предполагает создание и функционирование валютных и фондовых бирж и отражает спрос и предложение финансовых средств. На данном рынке учреждения и индивиды предоставляют взаем деньги.

Все вышеуказанные типы рынков взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. В экономической теории используется понятие макроэкономического общего равновесия, которое предполагает равновесие на всех типах этих рынков.

Такое состояние наступает, когда в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров и услуг устанавливается равновесие уровня цен и объемов продукции; на рынке факторов производства – равновесие использования факторов производства и издержек на них; на финансовом рынке – равновесный уровень ссудного процента.

Таким образом, решающее значение для всех элементов рыночной инфраструктуры, т. е. для характеристики всех трех типов рынка, имеют такие понятия, как спрос и предложение. Кроме того, для характеристики инфраструктуры рынка применяются понятия – товара и товарной единицы.

Спрос – это способность и желание людей покупать товары, а также их суммы денег, которые они (потребители) согласны заплатить за товар при соблюдении определенных условий.

Предложение– желание и способности (возможности) продавцов представлять товары на рынке.

Товар – все, что может удовлетворить нужду и потребность и предлагается на рынке с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Товарная единица –обособленная целостность, характеризующаяся показателями внешнего вида, величины, цены и другими данными.

К основным принципам функционирования рыночной экономики относятся:

- равенство производителей и потребителей перед внешними факторами;

- равновесие цен (процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения;

- экономическое регулирование самостоятельных действий субъектов рыночных отношений (покупатели, продавцы);

- разработка и применение юридических законов для регулирования экономических отношений;

- наличие конкуренции.

Важным условием функционирования рынка является общепринятое правило о «рынке потребителя», в соответствии с которым потребитель всегда прав. Поэтому производитель, желающий добиться успеха должен выпускать продукцию, которая удовлетворяет запросы покупателей.

В условиях рынка каждая сторона или каждый субъект являются конкурирующими по отношению друг к другу.

Признаком современного рынка является стабилизация отношений между субъектами на основе интеграции, т. е. субъекты заинтересованы не в монополии, а в интеграции в виде различных систем (вертикальных и горизонтальных).

Структура рынка

Структура может быть разнообразной. В экономике чаще всего используется следующая классификация рынка:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок товаров, услуг и т. д.);

2) по масштабу (мировой, национальный, региональный, местный);

3) по географическому признаку, т. е. по привязке рынка к конкретной территории;

4) по степени ограничения конкуренции (монополия, олигополия, несовершенная конкуренция и совершенная конкуренция);

5) по отраслям промышленности (угольная, автомобильная);

6) по характеру продаж (крупно и мелко оптовый, розничный).

В классификациях применяется также термин «сегмент рынка».

Сегмент рынка – это часть рынка, выделенная по критерию потребительских ожиданий.

В экономической теории сегментирование рынков производится, в первую очередь, с помощью следующих переменных параметров: географических, демографических, психографических, поведенческих.

По географическому параметру рынок может разбиваться на отдельные территории, государства, регионы.

По демографическому параметру рынок разбивается по возрасту, по этапу жизненного цикла семьи, по полу, уровню доходов или нескольким параметрам одновременно.

По психографическому параметру рынок разбивают на сегменты на основе классифицированного деления общества по образу жизни или по типу личности.

По поведенческому параметру деление осуществляется на основе поведенческих особенностей покупателя: повод для покупок, выгода для покупателя, степень приверженности покупателя к определенному товару, потребительские вкусы покупателя, степень восприятия новизны товаров, интенсивность потребления.

Рынки классифицируют также по различным направлениям использования в народном хозяйстве.

Существует также и более дробные составляющие рынка:

Рыночная ниша– сегмент рынка, не освоенный предпринимателями. Целью конкурирующих субъектов на этом сегменте рынка является заполнение его своими товарами.

Конъюнктура рынка – экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени, характеризующаяся соотношением спроса и предложения, объемом товарных запасов и размером портфеля заказа, уровнем цен, коммерческими условиями реализации продукции.

Изменение конъюнктуры рынка может происходить из-за особенностей развития экономики, а также может объясняться сезонным характером производства определенных товаров и услуг, стихийными бедствиями, социальными и политическими конфликтами.

Задачей анализа конъюнктуры рынка является установление значимости и воздействия отдельных факторов на изменение конъюнктуры.

Конъюнктуру рынка изучают с помощью количественных показателей, позволяющих определить тенденции его развития. Эти показатели подразделяются на несколько групп:

1) динамика производства, основные фирмы-продуценты, количество новых товаров, потенциал производственных мощностей;

2) динамика и структура спроса и предложения. Здесь рассматриваются факторы, влияющие на спрос и предложение;

3) состояние международной торговли. Рассматривается экономическая деятельность стран, а также транснациональных корпораций, экспортирующих и импортирующих товары на мировой рынок в динамике;

4) динамика национальных и мировых цен на определенные товары в ведущих странах-производителях.

Постоянные исследования и анализ конъюнктуры рынка необходимы для выработки маркетинговой стратегии на внутреннем и мировом рынках. Рыночный механизм обеспечивает взаимодействие экономических субъектов через систему цен и конкуренцию. В рыночной экономике критерии «цена» и «ценообразование» считаются одним из главных факторов существования рынков, а конкуренция – основой рыночной экономики, позволяющей эффективно использовать ограниченные ресурсы.

Конкуренция

1.2.1 Виды, методы и типы проведения конкурентной борьбы

Конкуренция – это состязание экономических агентов на рынке с целью привлечения наибольшего числа покупателей и получения наибольшей прибыли. При этом предполагается наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов и возможность свободы входа на рынок и выхода с рынка [18]. Конкуренция является формой взаимного соперничества экономических субъектов рынка. Субъекты наделяются правом реализации своего экономического потенциала за счет ущемления интересов других экономических субъектов. Отсюда следует, что конкуренция может приобретать разнообразные формы, но по видам ее можно разделить, в первую очередь, на две группы:

- внутриотраслевая (межфирменная);

- межотраслевая.

При внутриотраслевой конкуренции производители ведут борьбу за спрос покупателей на аналогичные группы товаров, а при межотраслевой – предприниматели из разных отраслей промышленности ведут борьбу за платежеспособный спрос покупателей. Для успешного сбыта товаров при отраслевой конкуренции применяются две группы методов конкуренции – это ценовые и неценовые методы.

При ценовой конкуренции предприниматели соперничают за извлечение дополнительной прибыли на основе, главным образом, уменьшения издержек производства и продажи продукции по более низким ценам, чем у конкурентов. Поэтому этот метод выгоден для монополий и олигополий, так как они легко компенсируют возможные убытки.

Неценовая конкуренция предполагает:

- предложение продукции более высокого качества, с лучшими показателями надежности и более длительными сроками службы;

- расширение ассортимента продукции;

- повышение экологических параметров продукции;

- создание новой продукции для удовлетворения новых потребностей, не существовавших ранее;

- создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;

- обновление свойств товара, являющегося образцом престижа или моды;

- престижность фирмы (например, франчайзинг – лицензирование и сдача в аренду марки товара или логотипа фирмы);

- совершенствование сервисных услуг.

Ценовой метод конкуренции преобладает в период становления рынка, т. е. при свободной конкуренции. Неценовой метод применяется в основном на уже сложившихся рынках с использованием требований международных стандартов ИСО.

Кроме того, при ведении конкурентной борьбы применяется три типа конкурентного поведения:

1) креативный тип поведения предполагает создание новых технологий, внедрение достижений научно-технического прогресса (НТП), т. е. действий, кардинально меняющих облик производства;

2) приспособленческий тип поведения применяется в том случае, когда производитель не имеет возможности коренным образом изменить производство и тогда он проводит типовую модернизацию, зато в более короткие сроки;

3) обеспечивающий или гарантирующий тип поведения применяется в том случае, когда производитель обладает слабыми инновационными возможностями. В этом случае он ведет борьбу за конкуренцию за счет изменения ассортимента товара и улучшения сервиса.

В целом необходимо отметить, что каждая фирма ведет свою конкурентную политику. Выбирается вид, метод и тип конкуренции. Кроме того, часто используется так называемый метод СВОТ. При этом фирма оценивает свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, т. е. подробно анализируются внутренняя и внешняя среда (рисунок 1). Это позволяет фирме успешно конкурировать на рынках.

По результатам конкурентной борьбы американский экономист Ф. Котлер предложил следующую классификацию фирм [12]:

- лидеры – 40 % доли поставок или продаж на рынках;

- претенденты на лидерство – 30 %;

- ведомые – 20 %;

- новички – не более 10 %.

В экономической теории выделяют 4 основных типа конкурирующих рынков:

· монополия;

· олигополия;

· монополистическая или несовершенная конкуренция;

· совершенная конкуренция.

Поскольку рынок совершенной конкуренции существует, как правило, только в теории, практически исследуются 3 типа рынков.

Рынки монополистической конкуренции – это, чаще всего, мелкие рынки хозяйственных товаров, а также рынки промышленных товаров с большим числом продавцов. Конкурентная борьба на них выражена, как правило, незначительно. Легко меняется ценовая и товарная политика.

 

а)

Фактор, влияющий на предприятие Возможности 1 Вертикальная интеграция 2 Выход на новые рынки и сегменты рынка 3 Разнообразие взаимосвязанных и сопутствующих продуктов Угрозы 1 Возможность появления новых конкурентов 2 Возрастание конкурентного давления 3 Замедление роста рынка
Сильные стороны 1 Инновационные способности 2 Подходящие технологии 3 Меньшие издержки Поле СиВ Стратегия Выход на новые рынки за счет широ-кого ряда извлекаемых металлов, реа-лизация инновационных способностей за счет вертикальной интеграции Поле СиУ Стратегия Проведение гибкой ценовой и товарной политики за счет использования инновационных технологий
Слабые стороны 1 Уязвимость к давлению конкурентов 2 Слабое представление о рынке 3 Недостаток квалифи-кации и компетенции Поле СЛВ Стратегия Использование благоприятных ситуаций для закрепления на новых рынках за счет высокой рентабельности производства металлов Поле СЛУ Стратегия Работа в составе крупной горно-металлургической компании (использование вертикально интегрированных связей)

б)

Вероятность использования возможности, доли ед. Влияние, доли ед.
сильное умеренное слабое
Высокая Поле ВС Вертикальная интеграция Поле ВУ Разнообразие извлекаемых металлов Поле ВМ Добавление сопутствующих продуктов (строительные материалы)
Средняя Поле СС Расширение производственной линии Поле СУ Выход на новые рынки металлов и сегменты рынка Поле СМ Ускорение роста рынка
Низкая Поле НС Лидерство среди конкурирующих фирм Поле НУ Переход в группу с лучшей стратегией Поле НС Спекулятивный рост цен на металлы
Жирный курсив – наиболее значимые возможности; курсив – малозначимые возможности

в)

Вероятность реализации угрозы, доли ед. Возможные последствия, доли ед.
критическое состояние тяжелое состояние «легкие ушибы»
Высокая ВК Усиление давления конкурентов ВТ Появление новых конкурентов ВЛ Возрастание силы торга
Средняя СК Неблагоприятная политика правительства СТ Затухание делового цикла СЛ Замедление роста рынка
Низкая НК Появление продуктов- заменителей НТ Изменение потребносей потребителей металлов НЛ Неблагоприятные демографические изменения
Жирный курсив – угрозы, требующие немедленного устранения; курсив – угрозы, требующие внимания

 

а) матрица СВОТ для малого наукоемкого производства по извлечению цветных и редких
металлов из золо-шлаковых отходов углей; б) матрица возможностей; в) матрица угроз

Рисунок 1 – Пример СВОТ-анализа фирмы

Олигополия – это несколько производителей однотипных и разнотипных товаров. На таких рынках продавцы придерживаются определенного диапазона цен, поэтому резкие манипуляции ценами или новыми то







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.126 (0.051 с.)