Социально-личностное развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-личностное развитие



Предлагаемые методики организации воспитательных ситуаций для детей 5-7 лет направлены на приобретение и обогащение опыта социальных отношений, становление личностных ценностей и пози-ций. Они отличаются от методик обучения какому-нибудь конкретно-му умению, к которым уже нет смысла обращаться после того как умение приобретено. Зачем упражнять ребенка в счете, научившего-ся считать? К предлагаемым же методикам можно и нужно возвра-щаться не раз. Они опробованы и проверены многими воспитателя-ми1.

Педагогическая работа в этом направлении относится к сфере воспитания, которая существенно отличается от сферы обучения. Это, прежде всего, касается результатов работы педагога. Результа-том обучения должно стать приобретение знаний, овладение умения-ми, появление навыков. Результат воспитания - обретение ценнос-тей, возникновение отношения к другим людям, миру и себе, станов-ление моральной регуляции поведения. Этому различию результатов обучения и воспитания соответствует и различие в их содержании.

Обучение направлено на передачу детям различных практичес-ких и теоретических знаний, на формирование у них действий с ору-диями и знаками (числа, буквы и др.). Воспитание направлено на приобщение к сфере этических ценностей, формирование отноше-ний, появление способности управлять собой.

Эти различия в содержании и результатах определяют различия в путях и способах их достижения, т.е. в методах обучения и воспита-ния. Принципы и приемы современного обучения создавались и на-капливались в течение нескольких веков. В настоящее время это чрезвычайно обширная, разветвленная и достаточно эффективная система, позволяющая получать предсказуемые результаты. В отно-шении воспитания дело обстоит несравнимо хуже, ибо методы, га-рантирующие получение определенного результата, практически от-сутствуют.

Автором методики является С.Г Якобсон. В разработке методики так-же принимали участие педагоги из разных регионов России: В.А. Гейм, Л.Г. Кичигина, Ю.В.Суханова, Е.И. Вакина, М.Л. Митрофанова (Свердловская область), А.Д. Зенченко (Московская область), И.С. Царькова, В.М. Комарова (Москва), О.Н. Харина (Забайкальский край), Е.А Хворос-ти^ Магнитогорск).


Причина, на наш взгляд, кроется в психологическом различии между обучением и воспитанием: в итоге обучения ребенок должен уметь действовать определенным образом в тех или иных условиях; в итоге воспитания он должен хотеть жить и поступать в соответствии с моральными принципами и социальными требованиями. Чтобы построить башню из кубиков, надо уметь это делать. А чтобы усту-пить часть своих кубиков сверстнику, ничего уметь не надо. Надо за-хотеть так поступить.

Что же представляет собой такая готовность и как ее воспитать? Это куда менее очевидно, чем формирование умения строить из ку-биков. Однако современная психология располагает вполне убеди-тельными данными относительно условий, способствующих дости-жению некоторых воспитательных целей.

В 1936 году американский психолог М. Шериф доказал: на взаи-моотношения детей как в позитивном, так и в негативном направле-нии можно влиять, создавая определенные объективные ситуации.

С двумя группами мальчиков 11-12 лет, до того незнако-мых друг с другом и встретившихся в летнем лагере, были ор-ганизованы достаточно азартные групповые состязательные игры. В разнообразных играх побеждали разные команды, и после нескольких состязаний обе группы начали всерьез гото-виться к драке. Трудно сказать, чем бы закончилась возникшая вражда, если бы в лагере не «испортился» наземный трубопро-вод, по которому поступала вода. Трубопровод был длиной в несколько километров, и для обнаружения аварии были призва-ны обе группы. Затем в лагерь привезли кинофильм. Детям предложили самим решить, будут ли они смотреть и оплачи-вать привезенный для показа фильм порознь или посмотрят его вместе, оплатив сообща нужную сумму. Обе группы пред-почли сэкономить карманные деньги. После этого все на авто-бусе отправились на пикник. Из-за плохой дороги на последнем участке пути тележку с провиантом надо было втаскивать на канате, с чем ни одна группа справиться физически не мог-ла. И пока их лидеры решали, как поделить завтрак, рядовые члены обеих групп сообща готовили бутерброды и разливали напитки. На обратном пути все вместе весело распевали пес-ни, и оставшиеся до окончания смены дни мальчики провели в самых дружеских отношениях.

Вывод из этого исследования прост и очевиден. Ситуация, при которой к цели, привлекательной для нескольких претендентов, при-


ходит только один из них, не способствует установлению дружелюб-ных отношений. Если цель достигается объединением усилий всех участников, это становится реальной основой для возникновения взаимной доброжелательности. Опыты показали и еще одну, более обшую зависимость. Для достижения воспитательных целей можно создавать такие ситуации деятельности и общения, которые:

- порождают у детей определенные отношения, намерения,
чувства;

- обеспечивают опыт соответствующего реального поведения.

Разумеется, созданием таких ситуаций все воспитательные зада-чи не решишь, однако применительно к ограниченному кругу задач они достаточно эффективны. Такие ситуации, организуемые педаго-гом, имеют сходство с традиционными занятиями и ряд существен-ных отличий от них.

Общим является то, что создание каждой ситуации требует по-становки конкретной цели, использования методических приемов и необходимого материала, ведения рабочих конспектов. Отличие состоит главным образом в том, что эти ситуации не являются для ребенка обязательными. Он участвует в них исключительно по соб-ственному желанию. Это обстоятельство принуждает педагога при-давать им привлекательность. Отсутствие подлинной заинтересован-ности лишает эти ситуации воспитательного эффекта. Задачи, кото-рые педагог ставит перед детьми, иные, чем те цели, к которым стремится сам ребенок.

Содействие социально-личностному развитию предполагает ра-боту по двум взаимосвязанным, но не совпадающим направлениям. Становление личности - это приобщение к ценностям, возникнове-ние ценностного отношения к миру, другим людям и себе, формиро-вание сложной системы соподчиненных мотивов. Социальное разви-тие - это также в значительной мере практическое овладение разнообразным социальным опытом общения и взаимодействия с другими людьми. Для этого необходимы не только знания о социаль-ных отношениях, но и способность адекватно и продуктивно вступать и участвовать в них. Становление такой способности предполагает приобретение практического социального опыта, в ходе которого ре-бенок принимает участие в доступных ему социальных отношениях и осваивает их.

В последнее время в дошкольной педагогике все большее внима-ние уделяется такому аспекту социального опыта, как умение догова-риваться в конфликтных ситуациях. Однако подобные попытки иног-


да наталкиваются на некоторые трудности. Ведь не всегда следует договариваться, иногда необходимо твердо придерживаться своей позиции. В зависимости от характера самого конфликта, действий обеих сторон результаты «договоренности» должны - и могут -быть различными.

Вместе с тем, способность договариваться не может быть отне-сена к числу базовых и наиболее значимых социальных способнос-тей. Какие же взаимоотношения между людьми можно рассматри-вать как базовые, лежащие в основе социума? Нам представляется, что это отношения «ведущий - ведомый». Кстати, тестирование, которое проходят космонавты перед стартом, заранее выявляет, спо-собен ли человек принимать, в зависимости от ситуации, обе роли и без конфликта воспринимать их смену. Работы Ф.Д. Горбова о пси-хологических требованиях к формированию космических экипажей показали, что это является оптимальным вариантом.

С разными формами таких взаимоотношений люди сталкиваются постоянно. Один ставит цели и задачи - другие участвуют в их до-стижении; один принимает решение - другие его реализуют; один отдает распоряжения - другие их выполняют. Еще древние спар-танцы, объясняя свое пренебрежение к наукам, говорили: каждый спартанец владеет главной из них - умением повелевать и подчи-няться. Эти отношения могут быть формально закреплены в стату-се начальника и подчиненного, а могут существовать фактически при наличии неформального лидера, главы семьи, признанного ав-торитета или эксперта и т.д. Функции ведущего может осущест-влять один и тот же человек, а могут, в зависимости от условий и обстоятельств, и разные люди. Наконец, эти отношения могут при-знаваться обеими сторонами, а могут служить постоянным источ-ником внутренних или внешних конфликтов, эмоционально воздействовать на самочувствие, отношение к себе и другим, само-оценку и формы поведения.

Дошкольник в отношениях с воспитателем находится в роли ве-домого, хотя в отношениях со сверстниками может - постоянно или временно - принимать любую из ролей. Воспитатель может обес-печить смену ролей путем создания соответствующих ситуаций:

- ребенок становится ведущим, когда руководит действиями взрослого в совместной с ним игре (о чем подробно говорится ниже); а также когда объясняет взрослому то, чем он сам уже овладел;

- в игре с выполнением словесной инструкции дети поочередно выполняют функции то руководителя игры, то исполнителей.


Прежде чем перейти к описанию методик, обращаем ваше вни-мание на следующее существенное обстоятельство. В настоящее время наряду с привычным словом «методика» все чаще употребля-ется слово «технология», заимствованное из сферы промышленного производства. Что это? Игра новым словом или стремление повы-сить эффективность педагогических методик, перенеся в них принци-пы и требования промышленных технологий? Какие принципы? Не-укоснительное соблюдение всех необходимых условий, выполнение всех требований и предписаний, одинаковость определенного техно-логического процесса всегда и везде. И в итоге, гарантированное по-лучение запланированного результата. Именно последнее выгодно отличает такие технологии от педагогических методик.

Возможен ли такой перенос? Для ответа мы должны проанализи-ровать и сравнить особенности технологий и педагогических мето-дик. Промышленная технология представляет собой организацию взаимодействия одних вещей с другими с целью их изменения и полу-чения новых вещей (технология выплавки стали или производства серной кислоты) и предполагает широкое использование машин и механизмов. Чем меньшую роль играет так называемый человечес-кий фактор, чем выше уровень механизации и автоматизации, тем технология надежнее. Определенная технология должна быть всегда и везде одинаковой, ее произвольные вариации запрещены техникой безопасности. Соблюдение жестких правил гарантирует получение отличного результата.

Рассмотрим с этих точек зрения методики дошкольного образо-вания. Педагогическая методика - это в первую очередь общение и взаимоотношения взрослого и ребенка, в ходе которых взрослый пе-редает разнообразное содержание культуры, приобщает к мораль-ным ценностям, что приводит к последующему развитию ребенка. Такое развитие всегда индивидуально хотя бы потому, что дальней-шее место этих культурных приобретений в жизни ребенка зависит от множества обстоятельств. Все дети освоили некоторые математи-ческие операции или узнали, как важно и ценно помогать другим. Но для одних это осталось малозначимым эпизодом, а у других стало центром их психической жизни. Поэтому сходство результатов мето-дики относительно и ограниченно, и они не столь одинаковы, как разные партии серной кислоты или аспирина.

Далее, сам процесс реализации методики не может быть всегда автоматически одинаков. Педагог должен учитывать множество меняющихся обстоятельств. Ждут ли дети с нетерпением рассказа


о жарких странах или переполнены впечатлениями от просмотра мультфильма, а может быть со страхом и напряжением ожидают прививку?

Поэтому, в отличие от классической технологии, педагогическая методика обычно не столь жестко регламентирована, подробна, она не исключает возможность некоторых вариаций. Опасность состоит в том, что педагог зачастую чрезвычайно преувеличивает реальную необходимость вносить коррективы. Нередко изменения, вносимые под флагом творческого подхода, превращают разумную и полезную методику в бессмысленное, а подчас и вредное для детей времяпреп-ровождение.

В настоящий момент мы видим единственный выход из этой объ-ективной проблемы, порождаемой самой сутью педагогического про-цесса. Он состоит в том, чтобы выделить в методике неизменяемую часть, которую ни один педагог не имеет право ни в чем и ни при ка-ких условиях менять, и рекомендательную часть, от которой педагог имеет право в некоторой степени отступать.

Некоторые из предложенных методик разработаны воспитателя-ми, и это неслучайно. Создание эффективных и доступных любому воспитателю методик в такой сложной области доступно только кол-лективу заинтересованных участников, каждый из которых вносит свой вклад.

В методику включены только те материалы, которые может повторить любой воспитатель в любом детском саду, и не включены те, которые будучи исключительно ценными и значимыми, отражают ре-гиональные особенности или требуют от детского сада больших ма-териальных возможностей (предоставление помещения или участка, специального оборудования).

1. Организация межвозрастного общения

Наряду с продолжением работы по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками 5-7 лет, детей следует учить строить такие же отношения с младшими детьми.

Отношение к младшим отличается от отношения к сверстникам: на первый план выступают забота и ответственность, тогда как вза-имное уважение и признание равных прав, столь значимые в отноше-ниях со сверстниками, отходят на второй план.


Позиция старшего, который больше знает, умеет и который бла-годаря своим знаниям, умениям может помочь другим, обогащает представление детей о себе. «Я - тот, кто помогает маленьким и слабым, кто доставляет им радость, кто может защитить их» - так начинают думать про себя старшие дети. Организуя межвозрастное общение, мы можем решить две задачи:

- формировать у всех участников новый опыт доброжелатель-ных отношений;

- обогатить образ «Я» старших детей представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых.

Цель межвозрастного общения - формирование положитель-ных эмоций у детей обеих возрастных групп и создание отношения к подобному общению как к интересному и приятному событию.

Неизменяемая часть методики

. Общение старших и младших должно быть эпизодическим, а такжеограниченным по частоте (не более трех–четырех раз в месяц) и по продолжительности (около 20-30 минут).

. Старшие общаются с младшими исключительно добровольно. Их действия одобряют воспитатели, заведующая детским садом, о них сообщают родителям. Младшие при желании могут уклониться от общения.

. Общение должно быть связано с конкретным делом, понятным и интересным всем детям.

. В ходе общения степень зависимости старших и младших парт-неров друг от друга должна усложняться.

Межвозрастное общение начинается с возникновения взаимного расположения, доверия и интереса, проходит этап легкого и прият-ного взаимодействия и только на фоне сложившейся взаимной доб-рожелательности постепенно переходит к психологически более сложным формам. Эта последовательность в становлении взаимоот-ношений имеет большое значение, ибо рождает чувство удовлетво-ренности от общения. Конкретные дела, в рамках которых происхо-дит общение, различаются по характеру и тесноте контакта между его участниками. Совместная игра, прогулка или помощь в режим-ных моментах требуют более интенсивного взаимодействия, чем участие в концерте или вручение друг другу подарков. Наиболее зна-чимыми моментами межвозрастного взаимодействия являются не-посредственные личные контакты и степень зависимости младших от старших.


Таблица 1

Последовательность работы при налаживании межвозрастного взаимодействия

 

Форма работы Личные контакты Зависимость от старших
Концерт отсутствуют отсутствует
Подарки кратковременные (вру-чение подарков, показ их использования) минимальная
Совместные хороводные и подвижные игры кратковременные; с разными детьми соответствует прави-лам игры
Совместная прогулка (парами) длительные, индивиду-ализированные весьма значительная
Помощь в выполнении режимных моментов различные по времени, индивидуализирован-ные значительная,чревата диктатом старших, не-согласием младших

Необходимо четко различать следующие формы работы:

- основанные на взаимодействии детей. Хороший пример то-му - совместная пешая прогулка, в ходе которой старший не отпус-кает руку малыша;

- подразумевающие одностороннюю активность старших (на-пример, помощь воспитателю в украшении веранды для младших и т.п.). Эта сама по себе полезная и нужная работа направлена на ре-шение других задач, ее не следует смешивать с общением и прямым взаимодействием между детьми.

Чрезвычайно осторожно нужно относиться к помощи старших и показу ими бытовых и гигиенических умений детям 3-4 лет. Это возраст, когда у детей появляется ценное стремление пусть медленно и несовершенно, но сделать все самому: «Я сам!»

Необходимо до минимума свести подготовительную работу со старшими. Никаких репетиций быть не должно. Почему? Каждый ребенок на что-нибудь да способен и наверняка будет очень старать-ся. Для подарков следует максимально использовать работы старших (лепка, конструирование, художественный труд). Овладение соот-ветствующими умениями можно успешно мотивировать тем, что плоды этой работы пригодятся малышам.


Подготовительная работа нужна только при проведении совмест-ных игр, ибо старшие, если перед ними поставить задачу самим орга-низовать игру, могут растеряться. При этом следует ограничиться хо-роводными и подвижными играми. Для укрепления взаимной симпа-тии их вполне достаточно, тогда как совместные сюжетные и сюжетно-ролевые игры, в силу различия в уровне развития старших и младших, как правило, чреваты недоразумениями.

Интересующий многих организационный вопрос (с кем воспита-тель старшей группы оставит детей, которые не идут к малышам) можно решить следующим образом. Если воспитатель старшей груп-пы не может идти к младшим детям, за старшими приходит воспита-тель младшей группы или их провожает помощник воспитателя.

1.1. Методика «Концерты»

Первым шагом к знакомству детей и возникновению положи-тельных эмоций является концерт старших детей для младших. Дети старшей группы, разбившись на две подгруппы, могут дать два кон-церта - для детей ясельного и младшего возраста. Это нужно для того, чтобы как можно больше старших детей почувствовали удов-летворение от демонстрации своих возможностей.

Повторим! Воспитатель старшей группы идет с «артистами», ес-ли может оставить свою группу. Если у него такой возможности нет, за «артистами» приходит воспитатель младшей группы и ведет их к себе. Он же объявляет программу концерта.

Важно! Старшие общаются с малышами исключительно добро-вольно. Репетиций под руководством воспитателя не должно быть.

Неизменяемая часть методики

Перед тем как идти к малышам, воспитатель объявляет, что дол-жен составить список выступающих и передать его воспитателю младшей группы, чтобы тот мог объявить исполнителей.

Записка для воспитателя младшей группы может выглядеть так:

1.«Песня о Лягушонке» (Алеша Колесников).

2.Загадки (ВикаКириллова).

3. Инсценировка песни «Львенок и черепаха» (Вероника
Амосова и Алеша Машков).

4. Танец «Золотая рыбка» (Ульяна Когырина).

5. Показ фокуса — закрашивание воды в четыре основных
цвета (
Ира Петышна).


Обычно на концерте дети поют песни, танцуют, загадывают за-гадки, читают стихи, рассказывают сказки, показывают фокусы. Ес-ли у старших детей есть опыт и желание работать с разными видами театра (настольный, бибабо, плоскостной и др.), они могут показать малышам спектакль, предварительно договорившись, кто какую роль исполнит. Для показа берутся простые сказки, не требующие дополнительных репетиций, содержание которых знают все дети («Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и т.п.).

В конце года можно провести концерт силами обеих групп: стар-шие дети показали прекрасный образец, и малыши теперь могут са-ми участвовать в концерте.

1.1.1. Типовые конспекты концертов и спектаклей, подготовленных старшими детьми

Общие цели: познакомить детей друг с другом; создать условия для возникновения взаимного расположения.

Задачи, поставленные перед старшими детьми: самостоятельно наметить программу концерта.

Ожидаемые переживания детей: удовлетворение от показа сво-их возможностей (старшие), от нового интересного события (млад-шие). Возникновение взаимного расположения, доверия и интереса.

Время проведения: любое удобное время по согласованию меж-ду воспитателями обеих групп. Не чаще одного раза в месяц.

Конспект 1. Концерт для младшей группы1

Воспитатель старшей группы. Сегодня плохая погода, на улицу не выйдешь. Маленькие дети без прогулки скучают. Как бы их разве-селить?

Дети. Пригласим их к нам в гости и поиграем вместе.

Воспитатель старшей группы. Хорошее предложение! Но я хо-тела предложить пойти к ним и дать концерт. Кто что умеет, кто что захочет, тот с тем и выступит. Согласны?

Дети (хором). Согласны!

Воспитатель старшей группы. Тогда подходите ко мне. Я буду записывать всех желающих.

1 Конспект составлен педагогом Л.Д. Зенченко. 148


Люба. Я загадки загадаю.

Кристина и Алина. Мы будем танцевать.

Оля.ЯспоюпеснюоЛунтике.

Олеся. А я -частушки.

Алина. Я сказку расскажу.

Ваня подошел ближе, но молчит.

Катя и Аня (обращаясь к Ване). Мы вместе будем петь. Хо-чешь с нами?

Воспитатель старшей группы. Очень хороший у нас получится концерт! Малышам понравится.

«Артисты» с воспитателем идут во вторую младшую группу.

Воспитатель второй младшей группы. К нам в гости пришли де-ти старшей группы. Они хотят показать концерт. Садитесь удобнее! Будем смотреть и слушать.

Малыши садятся на ковер. Очень внимательно и заинтере-сованно наблюдают за гостями.

Воспитатель старшей группы. Сейчас Люба загадает вам загад-ку. Постарайтесь ее отгадать!

Загадку про морковку и зайца отгадывает Даша. Все дети радуются.

Воспитатель старшей группы. Кристина исполнит для вас танец «Куколка».

Девочка начинает танцевать, к ней присоединяется Али-на. После каждого номера взрослые и дети аплодируют.

Воспитатель старшей группы. Оля споет интересную песенку о Лунтике.

Оля старательно поет.

Воспитатель старшей группы. Олеся знает смешные частушки. Послушайте ее!

Олеся, волнуясь, поет. Некоторые малыши подпевают без слов, смеются.

Воспитатель старшей группы. Алина расскажет вам сказку о Курочке Рябе.

Девочка очень выразительно рассказывает сказку. Дети внимательно слушают. Ваня, Катя и Аня поют песню из ве-черней детской передачи «Спокойной ночи, малыши!». Зрители подпевают.

Воспитатели. Концерт окончен.

Все хлопают. «Артисты» уходят.


Конспект 2. Концерт для младшей группы1

Воспитатель старшей группы. Сегодня на улице очень холодно и скользко. Поэтому гулять мы не пойдем. Предлагаю сходить в гости к малышам и показать им концерт.

Дети. Ура! Пойдем к малышам с концертом!

Маша. Я знаю много загадок. Можно я пойду и загадаю их малы-шам?

Ваня. А я хочу рассказать стихотворение о поросятах.

Лера. Я песенку о весне хорошо пою.

Анжелика. Я тоже хорошо пою эту песенку.

Воспитатель старшей группы. Замечательно! Тогда Маша зага-дает ребятам загадки, Ванечка расскажет стихотворение, а Лера с Анжеликой споют песенку о весне. Дети идут в младшую группу.

Воспитатель старшей группы. Здравствуйте, дети группы «Зво-ночек»! Мы пришли к вам в гости с концертом.

Воспитатель младшей группы. Здравствуйте, проходите, пожа-луйста!

Дети младшей и старшей групп садятся на стульчики.

Воспитатель старшей группы. Маша хочет вам загадать загадки. Слушайте внимательно! А теперь перед вами выступит заслуженный артист группы «Чебурашка» Ваня Калинич со стихотворением «По-росята». (Выступает.) Громкими аплодисментами встретим ар-тистов детского сада «Солнышко» Анжелику и Леру. Они споют вам песню о весне. И т.д.

После концерта малыши долго не хотели отпускать детей старшей группы, а на следующий день сами устроили концерт. При его обсуждении в старшей группе воспитатель отметил, что «артисты» выступали замечательно, представляли свои номера и с благодарностью принимали овации зрителей, выхо-дили на поклон.

Конспект 3. Концерт - драматизация сказки «Репка» 2

Общая цель: способствовать возникновению у детей положи-тельных эмоций.

1 Конспект составлен педагогами Л.Г. Кичигиной, Ю.В. Сухановой,
Е.И. Вакиной, М.Л. Митрофановой.

2 Конспект составлен воспитателем О.Н. Хариной.


Задачи, поставленные перед старшими детьми: заинтересовы-вать малышей, подарить им радость.

План проведения: 1. Мотивация к совместной деятельности че-рез положительную оценку драматических способностей детей. 2. Выбор сказки. 3. Распределение ролей. 4. Драматизация сказки «Репка» для малышей. 5. Привлечение малышей к совместной де-ятельности.

Содержание

После прочтения сказки «Снегурочка» дети старшей груп-пы представили концерт-драматизацию своим сверстникам. Выступление прошло блестяще, всем понравилось. На следую-щий день половина группы играла в сказки.

Воспитатель старшей группы. Как хорошо вы исполняете роли сказочных героев! Какжаль, что вас никто, кроме меня, не видит!

Дети. Давайте покажем сказку другим ребятам!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.081 с.)