Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурная практика: продуктивная деятельность.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма представления цели: работа по образцу. Культурно-смысловой контекст: изготовление предметов для игры. Комментарии: занятие целесообразно проводить в рамках тематического комплекса «Птицы». Материалы и оборудование: стеки, доска для раскатывания, тряпочки, разнообразные фотографии, рисунки с изображени-ем воробьев в различных ракурсах. Ход занятия: воспитатель приносит в группу и отдает в сво-бодное пользование детям разнообразные фотографии и рисун-ки с изображением воробьев. Он предлагает вспомнить, как на-зывается эта птица, затем предлагает детям вылепить воробья из пластилина. Воспитатель участвует в работе вместе с детьми (лепит воро-бья), выступая в качестве партнера-модели. Он работает в тем-пе детей, комментирует последовательные стадии лепки, назы-вает части тела птицы, помогает тем детям, которые испытыва-ют затруднения в работе. Возможное продолжение занятия: - сюжетная игра в режиссерской форме с использованием - экспозиция «Орнитологический музей»; - изготовление гнезда для воробья из природного и бросо- Занятие «Зачем кораблю парус?» Культурная практика: познавательно-исследовательская де-ятельность. Тип исследования: опыты/экспериментирование. Материалы и оборудование: бумажные парусники, сделанные детьми совместно с родителями дома; бумажные или деревян-ные кораблики с минимальной парусностью, таз с водой (уро-вень воды — 3-5 см). Ход занятия: воспитатель загодя объявляет о теме занятия и просит принести в группу модели парусников, сделанных детьми совместно с родителями по инструкции «ДК» от 26 апреля. Па-русники могут быть изготовлены и любым другим доступным способом. В начале занятия воспитатель показывает лодочки без парусов и предлагает детям хорошенько дунуть сначала на лодочки, а потом на корабли, и проверить, что плавает быстрее. В беседе с детьми он обобщает полученное эмпирическое зна-ние: при движении воздуха корабли с парусами плавают быст-рее, чем лодочки. Возможное продолжение занятия: занятие развивает у ребен-ка обобщенные представления о вещности окружающего мира. Оно может быть продолжено рядом других опытов (почему ко-мок бумаги падает на пол быстрее, чем бумажный лист такой же массы; почему бумажный самолет с большими крыльями летает дольше, но медленнее, чем с маленькими и т.д.). Парусные ко-рабли оставили неизгладимый след в человеческой культуре. Те-ма путешествий является неисчерпаемым содержательным кон-текстом для сюжетной игры. Форма и содержание предложенных конспектов существенно от-личаются от традиционных, в которых изначально прописаны роли всех участников. Занятие должно начинаться непринужденно (с предложения или вопроса воспитателя, показа им предметного материала) и не должно ограничиваться временными рамками. Лишь при такой организации занятия можно реализовать требование Стандарта - учесть интересы каждого ребенка. В календарный план можно включать музыкальные произведе-ния. Стоит отметить, что игры - сюжетные и с правилами, на разви-тие физических компетенций, музыкальные занятия не должны быть непременно связаны общими смысловыми контекстами с другими за-нятиями. Педагог, организуя игры (сюжетные и с правилами)1, руководс-твуется наличной ситуацией. Если он считает, что у ребенка «запада-ет» та или иная проекция сюжетной игры, он в совместной игре по-казывает ему разнообразные способы игры. Хорошим подспорьем в работе служат личные записи, которые педагог делает в ходе наблю-дений за деятельностью детей. Записи педагога могут выглядеть сле-дующим образом: «Миша Б. бегает по группе с игрушечным ав-томобилем и ни во что больше не играет. Надо предложить ему построить для машины автосервис (дополнить функцио-нальную проекцию пространственной). КатяХ. и Лиза Д. на-ряжаются в яркие цветные накидки и смотрят на себя в зер-кало. Надо поиграть с ними в фей. Найти для игры волшебные палочки (дополнить ролевую проекцию функциональной). Ни-на Л. и Петя М. играли в «гусек», но игру не доводили до конца, не называли победителя. Надо с ними поиграть». Подобных ежедневных заметок, на наш взгляд, вполне достаточ-но для полновесной образовательной деятельности в данных направ-лениях. Воспитатель может, конечно, обратиться к сюжетной игре с рассмотренным выше тематическим содержанием, но особой нужды в этом нет. 3.4. Организация развивающей предметно - пространственной среды В Программе образовательная деятельность делится на два ос-новных образовательных блока: совместную партнерскую деятель-ность взрослого с детьми и самостоятельную деятельность детей. Ес-ли в первом блоке основную роль закономерно выполняет взрослый, то во втором большое значение приобретает предметная среда. Ра-зумно спроектированная среда облегчает работу воспитателя, позво- 1 Для лучшего понимания сути планирования работы по развитию сюжетной игры мы настоятельно рекомещуем ознакомиться с серией статей НАКоротковой[12-17]. ляет сделать образовательный процесс более эффективным, жизнь детей - интересней. Общие принципы, рассмотренные в данном разделе, относятся к проектированию материальной среды в целом, и могут использо-ваться при создании предметно-пространственной среды любых про-странств, где ребенок осуществляет свою жизнедеятельность. Но на-иболее важным, на наш взгляд, является вопрос создания целесооб-разной предметной среды именно в групповом помещении. Оно обычно достаточно ограниченно, но именно в нем дети проводят больше всего времени. В Стандарте присутствуют следующие конкретные требования к предметно-пространственной среде: - насыщенность; -трансформируемость; - полифункциональность; - вариативность; -доступность; - безопасность. Под насыщенностью среды подразумевается ее соответствие требованиям образовательной программы. Таким образом, предмет-но-пространственная среда в программе «Миры детства» должна со-держать материалы, позволяющие детям осуществлять основные культурные практики, доступные им в самостоятельной деятельнос-ти: игру (сюжетную и с правилами), продуктивную и познавательно-исследовательскую деятельность. С примерным списком материалов и оборудования можно озна-комиться в Приложении. Приведенный список не является обяза-тельным и может варьироваться в значительных пределах в зависи-мости от интересов конкретной группы детей и взрослых, материаль-ных возможностей детского сада и региональной специфики. Принципиально важным для соблюдения такого требования, как на-сыщенность среды, является следование научно обоснованным кри-териям классификации и подбора материала, которые и лежат в ос-нове данного перечня. Как показывает практика, особенно много сложностей возникает при подборе материалов, поддерживающих и активизирующих сю-жетную игру. Чтобы сформировать предметную среду для сюжетной игры, предлагается разделить игровые предметы на три категории: ролевые атрибуты (игрушки-персонажи), предметы оперирования и маркеры игрового пространства [11]. Эти категории выделены со- гласно трем типам проекции события в игре. По мере взросления де-тей и усложнения их игры, каждый тип предметов претерпевает изменения в следующих показателях: - степень условности (реалистическая, прототипическая и ус- - размер (крупная, средняя, мелкая); - степень готовности (готовая к использованию, трансформер, Научно обоснованный подбор игрушек осуществляется на основе приведенной выше типологии и посредством приложения общих тре-бований, таких как полифункциональность, трансформируемость, вариативность, по отношению к каждому из предметов. Так, для де-тей раннего возраста игрушки должны быть крупными, прототипи-ческими и готовыми к использованию. Напротив, в среде, предназна-ченной для старших дошкольников, должны преобладать условные (или реалистические) игрушки небольшого размера и низкой степе-ни готовности. Трансформируемость, полифункциональность и вариативность -таковы общие принципы проектирования функциональной матери-альной среды, отмеченные в Стандарте. Применительно к предмет-ной среде детского сада, указанные принципы сформулированы сле-дующим образом: «Принцип полифункциональности среды: предметно-про-странственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Принцип трансформируемости среды связан с ее полифунк-циональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространс-тва (в отличие от монофункционального зонирования, жестко за-крепляющего функции за определенным пространством). Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкрети-зирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вари-антов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками. Эстетический аспект среды должен присутствовать не как статичное внешнее дополнение (оформление интерьера), отдельное от функциональной составляющей, а как момент «красоты», от-крывающейся субъекту, в основном, при изменении, трансформа-ции привычной среды (Я. Мукаржовский, Ю.М. Лотман и др.)» [11,с. 41]. Указанным критериям должен соответствовать любой предмет, например, игрушка или предмет мебели, а также их совокупность, образующая среду в целом. Например, игровой предмет должен да-вать ребенку возможность разыгрывать разнообразные сюжеты, а стол должен быть таким, чтобы его без чрезмерных физических уси-лий могли в случае надобности перенести двое детей. Проблема заключается в том, как раскрыть заложенные потен-ции предметной среды в ограниченном пространстве группового по-мещения. Как мы уже говорили, традиционное зонирование по конкретным видам материалов уступает место новым подходам. Причин этому не-сколько: - в пространстве группы типового детского сада вряд ли возможно разместить такое количество зон, которое рекомендуется в методической литературе; - из-за свободного перемещения детей по групповому помеще-нию, самостоятельного выбора интересующей их деятельности, от-дельные зоны могут переполняться; - следствием отказа выполнять учебную модель является то, что возникает несоответствие материала конкретному образователь-ному разделу. Так, например, вряд ли имеет смысл создавать отде-льно «зону сюжетных игр» и «зону конструирования». Ведь ребенок, начиная выстраивать сюжет игры, может для детального обозначе-ния пространства использовать детали конструктора. Пространство группового помещения должно стать полифункци-ональным в каждой своей части. По мнению Н.А. Коротковой, его достаточно разделить на три зоны: 1) зона для спокойной деятельнос-ти, 2) зона для деятельности, связанной с экстенсивным использова-нием пространства (активным движением, возведением крупных иг-ровых построек и т.п.), 3) рабочая зона. Все зоны, в зависимости от конкретной ситуации, должны обла-дать возможностью изменяться по объему - сжиматься и расши-ряться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. Доступность и безопасность среды регулируются соответствую-щими нормативными документами. При проектировании среды необходимо соблюдать актуальные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее -СанПиН), а также государственные стандарты (далее - ГОСТ) [35-38]. Несмотря на то, что ГОСТы в настоящее время утратили императивное значение для производителей и перешли в категорию нормативных неправовых актов, их содержание по-прежнему акту-ально, особенно при подборе мебели для групповых помещений. Для правильного подбора детской мебели, ее функциональных размеров руководствоваться лишь СанПиН недостаточно. 3.5. Педагогическая диагностика Воспитатель, работающий с детьми, так или иначе их оценивает. Для целенаправленной и продуктивной работы важно, чтобы эта оценка затрагивала все стороны личности ребенка: его интеллекту-альную и мотивационной сферу (умственные способности к осущест-влению каких-либо действий и желание их осуществлять). Для практической работы важно знание формальных нормативных характеристик детей. Несмотря на различия в темпах их разви-тия, своеобразие их психологических качеств, необходимо представлять в общем виде норму, что позволит своевременно устранять пе-рекосы в развитии. Для этого в Программе предлагается использовать нормативные карты развития, разработанные Н.А. Коротковой и П.Г. Не-жновым [21]. В основу нормативных карт положены два критерия оценки. Первый критерий - это интегральные показатели развития ре-бенка в дошкольном возрасте, а именно - интеллектуальные и мо-тивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства - в 3 года и в 6-7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка - меж-ду 4-5 годами. Интеллектуально-мотивационная структура деятельности ребен-ка дошкольного возраста развивается, последовательно проходя сле-дующие стадии: - ситуативная связанность наличным предметным полем, про-цессуальная мотивация; - появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определен-ного результата);- четко оформленный замысел (цель), воплощающийся (реали- Второй критерии оценки, положенный в основу нормативной карты развития, - это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах. Наблюдения за тем, что собственно делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы. С одной стороны, эти сферы обеспечивают развитие наиболее важных психических про-цессов (психических новообразований возраста), а с другой стороны, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореали-зацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника. Существует четыре основные сферы инициативы: - творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются вооб-ражение, образное мышление); - инициатива как целеполагание и волевое усилие (включен-ность в разные виды продуктивной деятельности - рисование, леп-ку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротив-ления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); - коммуникативная инициатива (включенность ребенка во вза-имодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуника-тивная функция речи); - познавательная инициатива - любознательность (включен-ность в экспериментирование, простую познавательно-исследова-тельскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видо-вые отношения). Очевидно, что каждый вид деятельности по преимуществу спо-собствует развитию и проявлению определенной сферы инициати-вы. Однако верно и то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы. Напри-мер, творческая инициатива может проявляться как в игровой, так и в продуктивной, и в познавательно-исследовательской деятель-ности. С детальным описанием сфер инициативы на различных этапах развития дошкольника можно ознакомиться ниже. 3.5.1. Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой Уровень Ребенок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-за-местители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значе-ниями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой об-становки активно развертывает несколько связанных по смыслу иг-ровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении. Уровень Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычной последовательности событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, внося разнообразие в ролевые диа-логи; в процессе игры может переходить от одного отдельного сю-жетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко ме-няющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет услов-ные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками). Уровень Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает пред-метную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в про-цессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел воплощается преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого мира (с использованием мелких игрушек-персонажей), а также мо-жет фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании). Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует разверну-тое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок). 3.5.2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью Уровень Ребенок обнаруживает стремление включиться в процесс де-ятельности («Хочу лепить», «...рисовать». «...строить») без отчетли-вой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисо-вывает много листов бумаги и т.п.); завершает деятельность по мере исчерпания материала или времени; на вопрос «что ты делаешь?» отвечает, обозначая процесс («рисую», «строю»); называние про-дукта деятельности может появиться после ее окончания (предвари-тельно конкретная цель не формулируется). Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. Уровень Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать», «...построить», «...слепить домик»); работает с конкретным материа-лом, трансформирует его; фиксирует результат, но удовлетворен лю-бым продуктом деятельности (в процессе работы цель может ме-няться в зависимости от того, что получается в ходе деятельности). Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конеч-ный результат («Получилась машина»). Уровень Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстри-руется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворя-ет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование). Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится до-стичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, дово-дит ее до конца. 3.5.3. Коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной деятельностью - игровой и продуктивной Уровень Ребенок привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял его наверняка; выступает также как активный наблюдатель, пристраи-вается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправля-ет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, доволен общением со сверстни-ками, рад вниманию любого из них. Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интере-сующие его самого действия («Смотри...»), комментирует их в речи, но не предпринимает специальных усилий чтобы быть понятым; до-вольствуется обществом любого. Уровень Намеренно привлекает конкретного сверстника к совместной де-ятельности с опорой на предмет и одновременно кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать...»); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение-побуждение партнера к конкретным действиям («Ты говори...», «Ты делай...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичные или дополняющие игровые предметы, материа-лы, роли, не вступая в конфликт со сверстником. Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Да-вай играть, делать...»); поддерживает диалог в конкретной деятель-ности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера. Уровень Инициирует и организует действия двух-трех сверстников, сло-весно рисуя исходный замысел, ставя цели, планируя начальные действия («Давайте так играть», «...рисовать»); использует простой договор («Я буду.., а вы будете...»), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может иницииро-вать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, поддержа-нию слаженного взаимодействия с партнерами. Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлага-ет партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распреде-лении действий, не ущемляя интересы других участников; избирате-лен в выборе партнеров, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия. 3.5.4. Познавательная инициатива - любознательность: наблюдение за познавательно - исследовательской и продуктивной деятельностью Уровень Ребенок замечает новые предметы в окружении и проявляет ин-терес к ним; активно обследует вещи, обнаруживая их возможности опытным путем (манипулирует ими, разбирает - собирает их, не пытаясь достичь точного исходного состояния); многократно повто-ряет действия, поглощен процессом. Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практическим путем обнаруживая их возможнос-ти; многократно воспроизводит действия. Уровень Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое ис-следование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то новое о конкретных вещах и яв-лениях («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о том, к какому ре-зультату приводит то или иное действие при исследовании незнако-мых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так.., или так...»), не ограничиваясь простым манипулирова-нием; сообразуясь с приобретенными опытным путем знаниями, вы-бирает сюжеты игр, темы для рисования, конструирования. Ключевые признаки: задает вопросы о конкретных вещах и явле-ниях (что? как? зачем?); высказывает простые гипотезы, осущест-вляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту с целью добиться нужного результата. Уровень Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаружи-вает стремление объяснить связь фактов, использует простое при-чинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); прояв-ляет интерес к познавательной литературе, к символическим язы-кам; самостоятельно выполняет задание по графическим схемам (в лепке, конструировании), составляет карты, схемы, пиктограммы, записывает свои наблюдения, истории (осваивает письмо как средс-тво систематизации и коммуникации). Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; об-наруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символичес-кому языку (графические схемы, письмо). Учитывая целевые ориентиры, содержащиеся в Стандарте, авто-ры Программы предлагают к рассмотрению еще один тип инициати-вы, а именно двигательную инициативу. 3.5.5 Двигательная инициатива: наблюдение за различными формами двигательной активности Уровень Ребенок регулярно перемещается в пространстве, совершая различные типы движений и действий с предметами. Его движения энер-гичны, но носят процессуальный характер (то есть движение совер-шается ради движения). Ребенок не придает значения правильности выполнения движений, но низкую двигательную эффективность он компенсирует энергичностью. Ключевые признаки: с удовольствием участвует в играх, органи-зованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограни-чивается его созерцанием, а перемещается ближе к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.) Уровень Совершает осознанные, дифференцированные относительно объектов и целей движения. Проявляет интерес к определенным ти-пам движений и физических упражнений (бегу, прыжкам, метанию). Следуя рекомендациям взрослого, совершенствует свои движения (например, выполняет согласованные движения рук при беге, ловит мяч кистями рук и т.д.), но через некоторое время может вернуться к первоначальному способу их выполнения. С удовольствием пробует свои силы в новых типах двигательной активности. Ключевые признаки: интересуется у взрослого, почему у него не получаются те или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому. Уровень Ребенка привлекает физическая активность, он стремится улуч-шить ее показатели (прыгнуть дальше, пробежать быстрее). Он при-слушивается к советам взрослого относительно того, как добиться лучших результатов, и усвоив тот или иной двигательный навык, пос-тоянно использует его. Проявляет интерес к различным формам двигательной активнос-ти (езде на велосипеде, плаванию), стремится овладеть ими. Не жа-луется на физическую усталость, связывает ее со спортивными до-стижениями. Ключевые признаки: интересуется у взрослого, как выполнить те или иные физические упражнения наиболее эффективно, охотно выполняет различную деятельность, сопряженную с физи-ческой нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта. Ниже в таблице можно увидеть, как согласуется развитие разных типов инициативы с целевыми ориентирами Стандарта. Таблица 16 Соотнесение мотивационно - содержательных характеристик деятельности ребенка с целевыми ориентирами Стандарта
Продолжение табл.
Окончание табл.
3.6. Режим дня Режим дня, организующий жизнь детей и взрослых в семье и в детском саду, оказывает значительное влияние на развитие ребенка и на успешность образовательной работы взрослых. В отличие от распорядка дня школьников, и тем более взрослых людей, осущест-вляющих трудовую деятельность, распорядок дня детского сада не представляет собой нечто незыблемое. Он во многом зависит от ин-дивидуальных особенностей детей и воспитателя, климатических ус-ловий, культурных традиций данной местности и много другого. В то же время, распорядок дня имеет инвариантную часть, определяемую соответствующими законодательными актами1 и основньши событи- 1 В настоящее время это «Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». ями, происходящими в течение дня. Это вставание и отход ко сну, принятие пищи, медицинского осмотра, занятий, связанных с прихо-дом специалиста и отчасти прогулки. Единственная причина, по ко-торой прогулка не может состоятся - это неподходящие погодные условия1. В таблице 17 приведены именно инвариантные события, которые непременно должны произойти в определенное время. Что касается образовательной деятельности детей, то она сформулирована в виде двух форм: самостоятельной деятельности детей и совместной де-ятельности детей со взрослым. Подчеркнем, что даже это деление является условным, учитывая то, что основополагающей идеей Про-граммы являются партнерские отношения взрослого и детей и осо-бое внимание к индивидуальности каждого ребенка. Выбор конкретного содержания совместной деятельности с де-тьми (мы) остается за воспитателем. При её выборе ему следует ру-ководствоваться разделом 3.3 «Алгоритм тематического планирова-ния». Напомним лишь, что при выборе содержания деятельности нужно учитывать ближайшие перспективы. Общеизвестно, что пос-ле плавания в бассейне надо повременить с прогулкой, а после еды и перед сном не следует играть в игры подвижного характера. Также, необходимо корректировать план в зависимости от кли-матических региональныхусловий и времени года. Если уличная тем-пература близка к комнатной, то, с одной стороны, уменьшается вре-мя на одевание и раздевание детей, а с другой - различные формы образовательной деятельности можно успешно осуществлять и на улице. Для некоторых из них, например, опытов с водой, лепки и конструирования из природных материалов, игр подвижного харак-тера осуществление на улице предпочтительней. В приведенной ниже таблице, мы по мере возможности стара-лись учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, которые особенно проявляются в темпе употребления пищи и практической деятельности. Поэтому, такие события, как прием пищи и раздева-ние с прогулки мы продолжаем самостоятельной деятельностью де-тей, чтобы дать возможность более медлительным детям без спешки закончить начатое. 1 Мы намерено не приводим конкретных данных, описывающих температуру, силу и направление ветра, относительную влажность воздуха и прочие метеорологические показатели. Более адекватным мы считаем принятие решения на основании индивидуального опыта и наблюдений руководителей детского сада и воспитателей. Таблица 17 Режим дня
В семье Подъем, утрен-ний туалет 06.30(07.00)-07.30 06.30(07.00)-07.30 06.30(07.00)-07.30 06.30(07.00)-07.30 В детском саду
|