Типовой Конспект «помощь в одевании на прогулку» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовой Конспект «помощь в одевании на прогулку»



Воспитатель старшей группы. Вы уже большие, многое умеете делать, например, застегивать пуговицы. А в соседней группе малы-ши, им только 3 года, и они не умеют самостоятельно одеваться. Хо-тите научить их?

Дети. Хотим!

Три ребенка с удовольствием идут помогать одеваться ма-лышам, по пути вспоминая, как они сами когда-то ходили в «малышовую группу».


Дети. Здравствуйте! Мы из старшей группы. Пришли помочь вам одеться.

Дети старшей группы выбирают малышей, которым будут помо-гать: показывают, как правильно надеть колготки, кофту. Помогают застегнуть пуговицы, молнии.

Егор (подходит к Саше). Ты, Саша, неправильно надеваешь колготки. Нужно вот так! Пока Саша надевает колготки, Егор помогает Жене застегнуть кофту. Анжелика подходит к Ане, помогает ей справиться с завязками на шапочке.

Анжелика. Бери сапожки, и пойдем вместе в коридор. Я помогу тебе надеть их и застегнуть замочек.

1.4. Методика «Совместные подвижные игры» 1

После трех-пяти встреч старших и младших детей, сопровождаю-щихся концертными выступлениями и раздачей подарков, можно пе-реходить к совместным подвижным играм. В отличие от сюжетно-ро-левых игр, в которых успешному взаимодействию детей мешает различие в уровне развития их игровых возможностей, в подвижных играх это различие не является препятствием. Старшие с успехом могут объяснить правила, организовать игры, выступить в роли веду-щих. В эти игры можно играть как на участке во время прогулки, так и в групповом помещении.

Время проведения и место. В часы, удобные для обеих групп, по договоренности между воспитателями; на прогулке, в группе, музы-кальном или физкультурном зале.

Число старших участников. От одного до шести человек.

Рекомендации. Любой приход старших к младшим для проведе-ния подвижных игр лучше начинать с игры «Давайте познакомимся!» Дети старшего возраста встают в круг. Ведущий (ребенок) держит мяч (игрушку, волшебную палочку) и говорит: «Давайте познако-мимся!» Называет свое имя, передавая мяч рядом стоящему ребен-ку, чтобы малыш понял, как надо действовать. Далее ребенок пере-дает мяч следующему игроку, называя свое имя. Так малыши быст-рее запоминают имена гостей, а старшие дети - имена малышей.

Начинать играть с детьми младшего возраста лучше с хоровод-ных игр, которые малыши уже знают и любят. После двух-трех встреч, в ходе которых проводятся хороводные игры («Раздувайся, пузырь!», «Желтые сапожки», «Карусель», «Аленький цветочек»,

1 Методика предложена педагогом И.С. Царьковой. 160


«Пальчик о пальчик», «Теремок», «Мы на луг ходили», «Зайка бе-ленький сидит»), можно переходить к подвижным играм.

Сначала старшие включаются в те подвижные игры, которые ма-лыши уже знают: «Солнышко и дождик», «Догонялки», «Самолеты», «Воробушки и автомобиль». После этого старшие дети могут на-учить детей 3-4 лет правилам новой подвижной игры и ее проведению.

«Мой веселый звонкий мяч». Старшие (пятеро) произносят слова, как бы отбивая мячики (это дети младшей группы, которые подпрыгивают под руками ведущих):

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь,

Синий, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

(С.Я. Маршак)

«Мячики» (малыши) разбегаются, а старшие дети их догоняют.

«Цветные автомобили». Каждый малыш получает от старшего (ведущего) руль одного из основных цветов (красный, синий, жел-тый, зеленый). По сигналу «Машины едут в город» малыши изобра-жают движущиеся автомобили. По сигналу «Машины едут в гараж» каждый отправляется в «гараж» такого же цвета, что и его руль. Чтобы облегчить малышам понимание этой игры, предлагаем дать рули нескольким старшим детям, которые становятся «головными автомобилями». За ними младшие дети едут в свой гараж. После то-го как малыши поймут, что цвет руля и цвет гаража должны совпа-дать, старшие могут стать заведующими гаражами. Они предлагают малышам приехать в гараж для покраски автомобиля и меняют цвет руля. Игра продолжается.

Перечень подвижных игр, в которые можно играть с детьми 3-4 лет:

«Наседка и цыплята», «Зайцы и волк», «Береги предмет!», «Найди свой цвет!», «Такси», «Лошадки», «Птички в гнездышках», «Лови-лови!», «Цветные автомобили», «Мой веселый звонкий мяч», «У медведя во бору», «Беги к тому, что я назову!», «Гуси-гуси».

Педагоги могут дополнить и изменить перечень игр в соответс-твии со своим опытом и желаниями детей.

Важно! Есть старшие дошкольники, которые хотят общаться с малышами, но которым трудно организовывать подвижные игры. Воспитателю необходимо помочь им в этом: выбрать простую под-вижную игру, вспомнить с ребенком правила игры. Самое главное -воспитатель должен взять на себя роль малыша, а ребенок становит-ся организатором игры.


Типовой конспект организации межвозрастного общения в совместных подвижных играх1

Общие цели. Налаживать общение в ходе организации и прове-дения игры; формировать ответственность старших за ее успешное проведение; создавать условия для развития взаимного расположе-ния.

Задачи, поставленные перед старшими. Подобрать доступную и интересную младшим игру, организовать их, объяснить правила иг-ры, руководить действиями участников по ее ходу.

Ожидаемые переживания детей. Чувство ответственности за результат общего дела, удовольствие от игры и общения.

Время проведения. Любое удобное время.

Число старших участников. Не более трех–шести. Каждый старший ребенок участвует в таких играх примерно раз в месяц.

Содержание

Воспитатель старшей группы. Сегодня на улице вьюга и силь-ный мороз. Гулять мы не идем. Предлагаю сходить в гости к малы-шам, поиграть с ними. Они очень будут рады.

Дети. Да! Да! Пойдем!

Воспитатель старшей группы. Давайте обсудим и решим, какую игру выберем. Вы уже большие, знаете много игр и умеете в них иг-рать, а малышей надо учить, надо рассказать им, как играть, показать ход игры.

Никита. Давайте поиграем с ними в «Совушку-сову».

Слава. Нет, в нее можно играть только на улице. Надо в другую.

Лиза. Давайте в прятки!

Артем. Нет, в жмурки!

Слава. В жмурках надо завязывать глаза, а у нас платка нет. Ма-лыши могут удариться, они же маленькие.

Кристина. Можно поиграть в прятки.

Слава. Малыши не догадаются, куда прятаться. А если мы пока-жем куда, сами станем заглядывать в эти места, нам будет неинте-ресно.

Ярослав. Под диваном хорошо прятаться, но голова может за-стрять - они испугаются или ударятся.

Воспитатель старшей группы. Верно, ребята, это не совсем под-ходящие для маленьких игры. Подумайте еще.

Слава. Да, есть много препятствий для малышей, много опаснос-тей. Не будем в прятки играть, подождем, пока они подрастут.

1 Конспект составлен педагогом Л.Д. Зенченко. 162


Аня. Мы знаем игру «Раздайся, пузырь!». Можно в нее поиг-рать?

Воспитатель старшей группы. Да, эта игра, пожалуй, подойдет.

Шестеро детей принимают решение идти к малышам.

Воспитатель младшей группы. К нам в гости пришли дети стар-шей группы. Они хотят поиграть. Они большие, знают много игр и научат вас.

Слава, чуть растерявшись, смотрит на малышей, не зная, как начать.

Воспитатель старшей группы. Слава, ты сначала, пожалуйста, объясни детям, что надо делать, а потом вы вместе поиграете.

Слава. Игра «Раздувайся, пузырь!». Становитесь в круг, будем играть.

Малыши смотрят на него с интересом, но не очень спешат начинать игру. Никита берет за руки малышей, собирает их в круг. Сережа уходит — играть не хочет. Остальные (восемь детей) встают в круг.

Старшие дети (держа малышей за руки). Раздувайся, пузырь! Раздувайся большой! Оставайся таким, да не лопайся!

Сначала игра идет вяло, малыши неактивны: они еще не поняли ее смысл. Потом, при повторах, дело идет веселее. Дети с большим удовольствием, весело, радостно играют; кто-то из малышей даже пытается проговаривать слова игры. После ее окончания воспитатель младшей группы и малыши благода-рят старших детей, приглашают приходить еще.

2. Формирование способности находить достоинства в каждом члене группы

2.1. Методика «Волшебная труба»

Одним из психологических условий доброжелательного отноше-ния к людям является готовность увидеть в каждом человеке что-то положительное. В самых простых формах это доступно уже старшим дошкольникам. Но, по собственной инициативе они такой активнос-ти, естественно, не проявляют, и ее формирование требует специ-альных педагогических усилий.

Считаем, что в детском саду работа педагога в этом направлении весьма желательна, потому что симпатии и, что важнее, антипатии детей к тем или иным сверстникам часто возникают по несуществен-ным поводам.


Мы располагаем данными о том, что дети «плохими» называют тех, кому взрослые часто делают замечания из-за их медлительности за столом или неспособности быстро засыпать. Медлительность, за-стенчивость и подобные этим особенности часто обрекают детей на попадание в разряд «непопулярных». Явление это носит поверхност-ный характер. Как показали опыты Т.И. Счастной, достаточно в те-чение недели показывать таким детям знаки одобрения, чтобы отно-шение к ним принципиально улучшилось.

Несмотря на поверхностный характер, недоброжелательность в отношениях неблагоприятно воздействует как на самочувствие конк-ретного ребенка, так и на общий психологический климат в группе. Осознавая это обстоятельство, педагоги организуют игры, в которых участники, передавая мяч или палочку, должны сказать друг другу что-то приятное.

Мы исходим из следующего: задачи предлагаемой методики не в том, чтобы дети научились быстро и бойко говорить друг другу комп-лименты, а в том, чтобы они открыли для себя сверстников с новой стороны. Ребенок должен обнаружить некоторую черту, заслужива-ющую одобрение, у того, о ком он или никогда не задумывался, или был невысокого мнения.

Мы предлагаем использовать для этой цели «волшебную трубу». Здесь возможна аналогия с телескопом, с помощью которого смот-рят на звезды, с микроскопом, в который видны микробы, с подзор-ной трубой и биноклем. Волшебная труба помогает увидеть хорошие черты своего сверстника, незаметные с первого взгляда. Мы стреми-лись к тому, чтобы ребенок задумался, проявил наблюдательность, т.е. проделал непростую душевную работу, которая и представляет собой важный психологический результат.

В ходе апробации нашей методики воспитатели накопили очень ценный и содержательный материал. Первое, что хотелось бы отме-тить: положение так называемых «непопулярных» детей в группе принципиально изменилось к лучшему. Вот примеры тому:

«Отношение к отдельным детям у сверстников и даже у воспита-телей изменилось. Оказалось, что тихая, незаметная, малообщи-тельная девочка Алина на самом деле трудолюбива, добра, легко идет на контакт со взрослыми. Шумные задиры и драчуны Никита и Але-ша показали себя ответственными и сдержанными мальчиками. Изменилось отношение к Елисею, очень скромному, малоподвижному мальчику, который ранее никак не мог найти свое место в группе. Те-перь дети разглядели в нем больше достоинств, помогают ему, когда он не успевает, объясняют то, что ему непонятно, перестали над ним


смеяться. Положительные отзывы друг о друге настраивают Ангели-ну, Лауру и Леру на дружеские, добросердечные отношения в тече-ние всего дня. До работы с волшебной трубой девочки часто ссори-лись, ябедничали друг на друга, а Вадима в группе как будто не заме-чали. После того как Вадим «увидел» Сережу и рассказал, за что он уважает его как товарища, Сережа стал звать Вадима в совместные игры» (воспитатели ИМ. Купцова, А.В. Щаева, В.М. Щербо, де-тский сад № 179 «Планета детства Лада», Тольятти).

«Когда взрослый предложил посмотреть в волшебную трубу на «трудного» ребенка - Хасана, и после этого все охарактеризовали его только с положительной стороны, тот закрыл лицо руками и за-плакал. Со временем он стал незаменимым партнером в совместных играх для тех, кто раньше часто жаловался на него. Расширилось взаимодействие со сверстниками у застенчивых, некоммуникабель-ных детей, а также у новеньких» (воспитатель КС Макеева, де-тский сад № 10, село Октябрьское, РСО Алания).

Воспитатели МДОУ «Солнышко» (городской округ Верхне-Нейвинский, Свердловская область) Е.И. Вакина, Л.Г. Кичигина, М.Л. Митрофанова, Ю.В. Суханова отмечают, что отношение изме-нилось и к драчуну Илье, который, как оказалось, всегда готов по-мочь, защищает девочек и слабых, но, если его обидеть, дерется. Когда его стали меньше обижать, оказалось, что он хорошо ладит с детьми. Другой пример - незаметная девочка Аня. Обнаружив, что она прекрасно читает стихи, хорошо поет и с увлечением играет в одиночку с куклой, ее стали чаще приглашать в игры и подражать ее умениям.

Воспитатели А.М. Нехорошева и Г.А Коровина (детский сад № 207, г. Тольятти) отмечают рост уверенности в себе у застенчивых и малообщительныхдетей - Иры, Славы, Кирилла, и снижение агрес-сивности у других. Воспитатели сообщают также, что дети неболь-шими группами подходили к волшебной трубе, рассматривали друг друга, говорили добрые слова. Воспитатели увидели в этих действиях потребность детей в доброжелательном отношении друг с другом.

Воспитателями детского сада № 66 АЛО ДО «Планета детства Лада» (г. Тольятти) обнаружен такой показательный факт: некото-рые «непопулярные» дети, с мнением которым ранее ничто не счи-тался, становились вдруг лидерами.

Начиная работу по данной методике, следует иметь в виду, что старшим дошкольникам достаточно трудно отметить действительно значимые положительные качества сверстников. Обычно они огра-ничиваются описанием внешнего вида.


Люда. Я смотрю на Аню. Аня красивая, умная, у нее красивые глаза, она улыбается, она добрая.

Марина. Я смотрю на Люду. У Люды красивая кофта, сережки золотые, голубые глаза. Они очень добрые. Волосы красивого цвета.

Артем. Костя красивый, умный, хороший.

Некоторые дети вначале вообще не знают, что сказать. Мы пола-гаем, что существует некоторый алгоритм работы с волшебной тру-бой. Рассказав детям о ее волшебных свойствах, взрослый первым смотрит через нее на некоторых детей. Он говорит не о том, какие они, а что хорошего они сделали (сегодня дружно играли; вчера по-могли убрать игрушки; объясняли что-то сверстнику и т.п.). Тем са-мым задается образец, который побуждает внимательно наблюдать за сверстниками и фиксировать их хорошие поступки. Дети смотрят в трубу в такой последовательности:

- только желающие и только на тех, на кого хотят смотреть.

- те, кому предложит воспитатель, на тех, на кого хотят посмот-реть.

- Только желающие, но смотрят на того, на кого укажет воспи-татель.

- Любой ребенок и на того, на кого укажет воспитатель.

Когда дети достаточно освоятся с ситуацией, можно переходить к разговору о более общих личных качествах.

Мы советуем использовать прием, рекомендуемый воспитателя-ми СОШ № 4 города Тихвин (Ленинградская область). Общаясь с детьми, они упоминают в разговоре такие качества, как искренность, трудолюбие, отзывчивость, а дети спустя некоторое время начинают использовать эти слова, разглядывая сверстника в волшебную трубу.

Мы поддерживаем еще одно предложение воспитателей - де-ржать трубу в таком месте, откуда дети по желанию могут взять ее самостоятельно. Они, как правило, охотно пользуются такой возможностью.

Протоколе

Дети под руководством воспитателя сами изготовляют волшебную трубу из бумажного цилиндра и украшают ее.

Воспитатель (показывая детям трубу из плотной бумаги). Если посмотреть в эту трубу, можно увидеть людей, природу и все то, что нас окружает. Чтобы труба стала волшебной, ее надо украсить.

1 Этот протокол и два последующих составили воспитатели МОУ прогимназии №181 (Краснодар).


Будем брать по одному кружочку, смазывать его клеем и приклеи-вать к трубе. Все кружочки разного цвета.

По ходу работы воспитатель рассказывает детям о том, что с каждым приклеенным кружочком труба не только становится краси-вее, но и приобретает волшебную силу, так как каждый ребенок вы-полняет это задание с добрым сердцем.

Воспитатель (хвалит детей за выполненную работу). Ваше доброе отношение друг к другу помогло превратить обычную трубу в волшебную. И теперь каждый, кто посмотрит в нее, будет видеть только добрые дела и поступки. Вы хорошо вместе потрудились. Те-перь проверим волшебные свойства трубы. (Берет трубу и смотрит в нее на Сережу.) Сегодня Сережа пришел в детский сад по-раньше и помог Марии Ивановне (помощник воспитателя — прим. авт.) повесить все полотенца. Сережа - хороший помощник.

Максим просит разрешения посмотреть в трубу. Бережно взяв ее в руки, смотрит на Даниила.

Максим. Даниил сегодня помогал сестре выполнять задание. А еще он занимается хоккеем, он сильный и ловкий.

Воспитатель (обращаясь к Даниилу). Возьми трубу. Кого ты в ней видишь?

Даниил (берет трубу). Вижу Вику. Она всегда хорошо себя ве-дет, помогает маме.

Работа возобновляется через несколько дней.

Воспитатель (берет трубу и обращается ко всем детям). Спасибо! Вы из простой трубы сделали волшебную трубу. А главное, доставили радость товарищам, ведь очень важно увидеть то хорошее, что есть в каждом человеке! Теперь, если направить волшебную тру-бу на ребенка, то увидишь в нем только хорошее. Сейчас я посмотрю в трубу на Сашу. Он хороший друг, не бросает товарища в беде.

Повторяет упражнение, посмотрев на Алю. Дает возможность детям сказать что-то приятное друг другу.

Рома (о Вове). Он делится игрушками, хорошо занимается на за-нятиях по акробатике.

Вероника (о Вите). Хорошо колесо делает, делится с девочками, жалеет их.

Андрей (о Глебе). Делится игрушками, жалеет всех.

Протокол 2

Воспитатель. На прошлом занятии вы узнали, что есть волшеб-ная труба, в которую видно только хорошее, что есть в человеке. Кто хочет посмотреть в нее?

Дети поднимают руки.


Воспитатель. Давайте для начала я посмотрю. Я смотрю на Со-ню, она помогает всем детям, добрая, внимательная, трудолюбивая девочка. Кто еще хочет посмотреть?

ТемаКате). Она трудолюбивая, убирает игрушки, внима-тельная.

Женя (о Лере). Лера добрая, веселая, внимательная, со мной играет.

Соня (о Неле). Делится игрушками, я с ней играю, честная, тру-долюбивая.

Воспитатель. Это действительно волшебная труба. Продолжим смотреть на детей?

Дети. Да.

Воспитатель. Кто хочет посмотреть?

Максим (о Теме). Он хороший мальчик, уступает девочкам, хо-рошо плавает, хорошо бегает.

Лиза (о Марине). Она хорошая, со мной играет.

Катя (о Марине). Хорошо рисует кошек, красивая девочка, ум-ная, сообразительная.

Настя (о Лизе). Хорошо делает колесо на акробатике, хорошо рисует принцесс, никогда не плачет, всегда веселая, умная.

Воспитатель. На сегодня достаточно. Те, кто не успел, посмотрят в трубу завтра. Ведь все дети хорошие, нужно только успеть вовремя заметить это.

ПротоколЗ (выдержки)

Воспитатель. Итак, у нас опять волшебная труба. Кто еще не смотрел?

Андрей (о Вове). Он хороший мальчик, делится игрушками, не обижает девочек, хорошо себя ведет.

Глеб (о Жене). Надежный друг, на него можно положиться, вежливый.

Арина (о Веронике). Хорошая подруга, делится со всеми, хва-лит меня.

Воспитатель. Замечательно! На следующем занятии в трубу пос-мотрят те, кто сегодня не успел этого сделать.

3. Формирование положительного отношения к себе

Важными сторонами положительного отношения к себе являют-ся чувство самоуважения, собственного достоинства. Оно возникает не столько из прямых положительных оценок взрослого («Ты хоро-


ший!», «Ты молодец!» и т.п.), сколько из реальных взаимоотноше-ний с другими, благодаря той позиции, которую занимает сам ребе-нок, и отношению к нему партнеров.

Одно из средств, способствующее появлению самоуважения, -это возможность руководить действиями другого, занять позицию ру-ководителя совместной деятельности. Организация воспитания в де-тском саду не обеспечивает условий для приобретения всеми детьми этого ценного социального опыта. В силу естественного авторитета взрослого, дошкольник подчиняется его требованиям, выполняет его решения, действует в соответствии с его указаниями. А это значит, что ребенок занимает позицию подчиненного. Руководящая позиция взрослого оптимальна для передачи детям поистине колоссального объема информации разного содержания - от гигиенических навы-ков до азов научных знаний. Подчеркнем, доминирование взрослого естественно и необходимо.

В детских группах нередко стихийно складываются отношения подчинения одних детей другим, что порождает у «лидеров» само-мнение, нежелание считаться с другими, уважать их права и интересы.

Мы считаем, что ситуации, в которых ребенок выполняет функ-цию руководителя, должны создаваться воспитателем, а не склады-ваться стихийно. Например, в совместной игре взрослый может взять на себя роль, предлагаемую ребенком, и выполнять все указа-ния последнего. Подчеркнем, только в игре, где все «как бы» и «по-нарошку», ребенок, не ущемляя авторитета взрослого, может руко-водить его действиями, приобретая тем самым новый социальный опыт.

Такая игра противоречит распространенной в детских садах практике. Многие воспитатели, включаясь в игру детей, предпочита-ют сами руководить ее ходом. Это способствует развитию сюжета иг-ры, но отнюдь не развитию самих детей. Руководство же действиями взрослого в игре рождает у детей самоуважение, а также побуждает их самих ставить и решать разнообразные творческие задачи. Это вовсе не лишает взрослого возможности развивать игру детей. Но делать это он должен не прямо, а исходя из своего «подчиненного» положения, и не слишком увлекаясь этой возможностью.

Для некоторых воспитателей психологически неприемлемы отде-льные роли и игровые действия, которые им предлагают дети. На-пример, роли животных, роли, связанные с выполнением сложных физических упражнений, роли, в которых необходимо лежать на по-лу, и т.д. Мы предлагаем воспитателю включаться только в те игры, роль в которых представляется ему приемлемой. Если игра не вызы-


вает у воспитателя отторжения, он просит у ребенка дать ему роль, при этом, соглашаясь на любую, даже второстепенную, подчинен-ную, и выполняет указания ребенка по ходу игры.

Таблица 2

Список игр и ролей, которые могут принять на себя воспитатели

 

Название игры Роль ребенка Роль взрослого
«Семья» мама, папа, бабушка, дедушка ребенок
«Школа» учитель ученик
«Детский сад» заведующая, воспита-тель ребенок
«Магазин» продавец покупатель
«Гости» хозяин гость
«Стройка» бригадир рабочий
«Фотоателье» фотограф посетитель
«Путешествие на корабле (самолете, поезде)» командир, стюардес-са, машинист, провод-ник пассажир, помощник командира или маши-ниста
«Кафе»,«Столовая»,«Ресторан» повар, администра-тор, официант, посе-титель помощник повара, официант, посетитель
«Библиотека» библиотекарь читатель
«Ателье» портной, приемщица заказчик
«Гараж» водитель пассажир
«Театр»,«Цирк» артист, костюмер, гри-мер зритель, помощник костюмера, гримера
«ГИБДД» инспектор ГИБДД водитель
«Флот»,«Корабль» капитан моряк, пассажир

Воспитателям, у которых нет внутреннего барьера и которые мо-гут взять на себя любую роль, к предложенному списку можно доба-вить и другие роли.


Таблица 3 Дополнительный список игр и ролей

 

Название игры Роль ребенка Роль взрослого
«Парикмахерская» парикмахер посетитель
«Разведчики», «Военные» командир солдат
«Цирк» дрессировщик животное
«Зоопарк» проводник, ветеринар животное
«Рыбалка» рыбак рыба, кит
«Больница», «Поликлиника» врач, медсестра пациент
«Любимый домашний питомец» хозяин собаки собака
«Спорт» тренер спортсмен

Чтобы ребенок встал в позицию руководителя действиями взрос-лого, можно использовать игры по литературным сюжетам («Крас-ная Шапочка» Ш. Перро; «Кошкин дом» С. Маршака; «Дюймовоч-ка» Г.Х. Андерсена; «Дядя Степа» С. Михалкова); игры по русским народным сказкам («Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса») и игры по сюжетам из реаль-ной жизни, например, в «службу спасения». «Пострадавший» обра-щается за помощью - в квартире захлопнулась дверь (пожар, беда с ребенком или животным), он заблудился (получил травму), в городе началось наводнение. «Спасатель» начинает действовать. В таких играх воспитатель сам может предложить разыграть какой-либо эпизод из сказки или реальной жизни.

3.1. Методика «Руководство взрослым в игре»

Неизменяемая часть методики

. Выбор сюжета игры, распределение ролей, развитие сюжета осуществляются согласно желанию ребенка, который предла-гает собственные варианты или выбирает из предлагаемых взрослым.

. К игре «Служба спасения» следует переходить только после того, как у детей уже появится опыт и умение руководить взрослым в игре.


3.1.1. Типовые конспекты игр 1

Общие цели: поставить ребенка в позицию руководителя дейс-твиями взрослого в совместной игре.

Задачи, встающие переддетьми: выбрать совместную игру, опре-делить роли, наметить эпизоды игры и активно действовать по ее ходу.

Ожидаемые переживания и поведение ребенка: ощущение сво-ей значимости, гордость от того, что уважаем взрослым, активизация игрового поведения.

Время проведения: игра может проводиться с одним или не-сколькими детьми в любое удобное время, на прогулке, после дневного сна, вечером (с оставшимися детьми).

Конспект 1

Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская».

Даша. Парикмахерская открыта. Кто хочет причесаться?

Воспитатель. Можно мне к вам?

Дети. Заходи!

Воспитатель. Здравствуйте! Я сегодня вечером иду в гости, сделайте мне, пожалуйста, красивую прическу. Вот только не знаю, какую именно прическу сделать. Посоветуйте, пожалуйста! (Настя и Даша думают.)

Саша (из другого угла группы). Сделайте ей каре, а потом хвостики.

Девочки берут инструменты, начинают понарошку стричь воспитателя ножницами.

Даша. Будешь у нас как дама!

Настя. Давай будем накручивать.

Даша. Только чубчик не накручивай, видишь, он такой пышный, как зонтик-кудряшка получился.

(Девочки накручивают бигуди с двух сторон.)

Воспитатель. Ой-ой-ой! Больно!

Настя. Потерпи, красота хочет жертв.

доставлены педагогами Г.В. Прокофьевой (детский сад № 18, г.Одинцово, Московская область); Е.Г Пахомовой (детский сад № 17, пос.Кубинка, Московская область); И.С. Мачкеевой (МДОУ № 10, г. Беслан, Республика Алания); Т.Н. Серовой, Н.Ю. Мамаевой (детский сад № 18, пос. Вохтога, Грязовецкий район, Вологодская область); Е.И.Вакиной, Л.Г.Кичигиной, М.Л. Митрофановой, Ю.В. Сухановой (МДОУ «Солнышко», городской округ Верхне-Нейвинский, Свердловская область); ГА. Коровиной, Г.И. Купцовой, A.M. Нехорошевой, НА. Огурцовой, АВ. Щаевой, В.М. Щербо (детские сады №№ 66, 179, 207, г. Тольятти).


Даша. Давай снимать!

Насгя. Подожди. Они еще не накрутились.

Немного погодя снимают бигуди, расчесывают волосы.

Дети. Все, готово, с вас пять рублей.

Воспитатель. Спасибо. Вот вам деньги за работу.

Дети. Приходи еще.

Конспект 2

Дима (обращаясь к воспитателю). Давай поиграем в Красную Шапочку.

Воспитатель. Хорошо! А кем я буду?

Дима. Я охотник, а ты Красная Шапочка.

Воспитатель. Кто же будет волком?

Дима. А волк нам не нужен. Ты просто заблудилась и кричишь: «Помогите! Спасите!», а я приду и спасу тебя.

Воспитатель (идет и поет песенку, теряет дорогу и начинает звать на помощь). Помогите, спасите!

Дима. Не бойся, Красная Шапочка, я тебя спасу.

Воспитатель. Ой, боюсь! Там кусты трещат.

Дима. Не бойся. (Стреляет по сторонам, потом берет воспитателя за руку, ведет к стульчику.) Ура! Я тебя спас!

Дети. Мы тоже хотим быть охотниками.

Дима (воспитателю). Ты в следующий раз громче кричи.

Конспект 3

Воспитатель. Кристина, давай с тобой поиграем!

Кристина. Давай.

Воспитатель. Ты кем хочешь быть?

Кристина. Я хочу быть мамой, а ты будешь моей дочкой, и мы с тобой пойдем в кафе.

Вова. Можно я буду папой?

Кристина. Можно.

Дети ставят стол, стулья - это кафе. Воспитатель садится.

Кристина и Вова ставят на стол пустые баночки - это йогурты и творожок.

Кристина. Вот, доченька Женечка (воспитателя зовут Евгения Геннадьевна - прим. авт.), ешь йогурт.

Вова. И творожок тоже.

Воспитатель. Не хочу йогурта и творожка. Хочу мороженого.

Дети несут мороженое.

Кристина. Возьми мороженое.

Воспитатель. Спасибо. (Понарошку ест мороженое.)

Дети складывают игрушки в корзину, несут ее воспитателю.


Вова. Вот, Женя, мы тебе дарим игрушки. С днем рождения! Воспитатель. Спасибо. (Играет с игрушками). Все уходят из кафе.

Конспект 4

Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Больница».

Катя. Больница открылась. Жду всех больных к себе на прием.

Воспитатель. Здравствуйте! Вы не заняты? Можно войти?

Катя. Проходите. Марина (медсестра - прим. авт.), найди кар-точку этой больной. Что у вас болит?

Воспитатель. У меня болит горло, мне больно глотать, я даже го-ворить не могу громко.

Катя. Все понятно. (Берет шпатель и фонендоскоп). Откройте рот широко и не закрывайте. Марина, запиши, горло красное, больное, надо лечить. Теперь я вас буду слушать. Встаньте. Дышите тоже плохо.

Воспитатель. Что же мне теперь делать? Дела мои плохи, а я за-втра на концерте должна петь.

Марина. Придется сегодня молчать, чтобы завтра петь.

Катя. А еще я вам выпишу лекарство. Будете горло полоскать и таблетки принимать.

Марина. Но за один день горло не пройдет. Надо сделать укол, он вам быстрее поможет.

Воспитатель. Но я боюсь делать уколы.

Карина (дождавшись своей очереди). Не бойтесь, я вас за руку подержу и поглажу по головке, и вам будет не больно и не страшно.

Воспитатель. Тогда я согласна.

Катя. Укол будем делать в руку, приготовьте ее.

Марина (берет шприц, набирает лекарство). Сейчас вас уку-сит комарик.

Карина. Не бойтесь, я с вами!

Воспитатель. И, правда, не больно. Спасибо вам! А где мне взять лекарства, чтобы горло полоскать?

Катя. Я вам уже выписала рецепт, купите лекарства в аптеке, а завтра приходите снова к нам на прием, посмотрим, можно вам петь или нет.

Марина. Всего вам хорошего, поправляйтесь.

Воспитатель. До свидания. Пойду лечиться.

Конспект 5

Воспитатель. Дима, куда ты так торопишься? Дима. Дом на улице Колхозной горит. Воспитатель. Можно мне с тобой?


Дима. Можно. Только тебе нужно обязательно каску надеть и костюм, а то еще обожжешься. Костюмы в машине лежат.

(Идут одеваться.)

Воспитатель. Я готова. Что мне делать?

Дима. Бери шланг и поливай. Крепко держи шланг, а то он мо-жет выскочить из рук.

Воспитатель. Слышишь, на втором этаже кто-то плачет.

Дима. Держи лестницу, я залезу туда и посмотрю. (Начинает кашлять). Как тут дымно и ничего не видно! Дай мне фонарь. (Воспи-татель подает фонарь.) Да тут ребенок. Я его брошу, а ты лови.

Воспитатель. Слушаюсь, командир! (Ловит «ребенка», куклу.)

Дима. Вот и пожар потушили, и ребенка спасли. Осталось толь-ко его маму найти, и можно ехать на выходной.

Конспект 6

Таня (обращаясь к воспитателю). Возьмите трубку, я вам звоню.

Воспитатель (берет трубку телефона). Алло! Здравствуйте! Я вас слушаю.

Таня. Здравствуйте!

Воспитатель. А это кто?

Таня. Это я, Таня, я вам звоню. Приходите к нам в гости, у моей дочки сегодня день рождения.

Воспитатель. Хорошо. Я приду. Ачто вашей дочке подарить?

Таня. Да я и не знаю. Подарите ей игрушку, слона.

Воспитатель (покупает в магазине игрушку и приходит в гости. Стучит в дверь). Здравствуйте! К вам можно?

Таня. Проходите, проходите! Садитесь вот сюда. Сейчас моя доч-ка придет, и вы сможете ее поздравить.

Приходит Ксюша.

Таня. А вот и дочка моя пришла.

Воспитатель. Поздравляю тебя, Ксюшенька, с днем рождения. (Вручает подарок.)

Таня. Сейчас будем пить чай, садитесь за стол.

Воспитатель. А торт будет со свечками?

Таня. Да! Да! Помогите мне свечки поставить.

Пьют чай.

Воспитатель. А я на своем дне рождения еще и танцевала.

Ксюша. Мы тоже будем танцевать. Только у нас музыки нет.

Таня. А может быть, мы тогда песни будем петь? Давайте про солнышко споем!

Все вместе поют песни и танцуют.


Ксюша. Какой у меня веселый праздник! Давайте завтра сделаем днем рождения Тани? Все соглашаются.

Конспект 7

Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Поликлиника».

Лаура. Я врач, это мой кабинет.

Воспитатель. Добрый день! Можно к вам?

Лаура. Можно.

Воспитатель. Я вчера промочила ноги, а сегодня у меня болит го-лова, горло и поднялась температура.

Лаура. Садитесь, я вас осмотрю. (Меряет температуру, слушает дыхание и осматривает горло.) А теперь сдайте кровь на анализ у медсестры.

Ирина. Дайте руку, я возьму кровь на анализ.

Воспитатель. Ой, как больно!

Ирина. Потерпите немножко. Я уже закончила.

Лаура. Я назначу вам лекарство. (Выписывает рецепт.) Обяза-тельно пейте лекарство с медом, малиной и поставьте горчичники.

Воспитатель. Большое спасибо, до свидания.

Лаура. Через неделю придете на прием.

Конспект 8

Девочки играют в сюжетно-ролевую игру «Дом». Подходит вос-питатель.

Воспитатель. Девочки, во что вы играете?

Девочки. В дом.

Воспитатель. А мне можно с вами?

Девочки. Ага! Приходите к нам в гости. Сейчас мы пироги будем стряпать.

Воспитатель. Тук, тук! К вам можно?

Ганшина. Можно. Заходите. Здравствуйте!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.236.44 (0.18 с.)