Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальная культура России второй половины XIX векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
П.И. Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор-классик. Сложность отражения в искусстве П.И. Чайковского социальных и этических проблем эпохи как первооснова драматической сущности музыки; смысловая емкость, философская обобщающая значимость музыкальных образов. Экспрессия музыкальной речи. П.И. Чайковский – лирик-психолог, воплощение в его произведениях разных состояний человеческого духа; острота противоречий и трагических конфликтов. Широта жанрового диапазона творчества. П.И. Чайковский – основоположник конфликтной драматической русской симфонии и квартета, создатель нового типа оперы; достижения во всех областях музыкального творчества, в том числе балета и концерта. Симфоническая природа мышления; высокое искусство музыкального преобразования; динамическое понимание процессов формы, тяготение к традиционным структурам и их обновление. Национальная основа музыки композитора; отношение к народной песне; песенно-романсовая основа музыкального языка. Культурная общность с музыкальным искусством Западной Европы. Новаторство П.И. Чайковского. Мелодическое богатство музыки. Характерные группы тем, связанные с основной идеей творчества («темы любви», «темы рока»). Национальные черты гармонии при ее классической функциональной основе. П.И. Чайковский – глава композиторской школы, педагог (автор первого русского учебника гармонии), общественный деятель. Историческое значение творчества П.И. Чайковского, его традиции в музыке русских композиторов. Симфоническое творчество. Его первостепенное положение в творчестве П.И. Чайковского. Связи с симфонизмом М.И. Глинки, Л. Бетховена и романтиков. Симфоничность как первооснова музыкальной речи. Основные симфонические произведения, их хронология, важнейшие жанры; отбор сюжетов, программность, проблематика. Ведущая роль драматического симфонизма; понятие о лирико-жанровом симфонизме П.И. Чайковского. Основные характерные особенности построения циклов. Важнейшие особенности сонатной формы. Новаторство П.И. Чайковского-симфониста. Значение симфонического творчества. «Ромео и Джульетта». Увертюра-фантазия – образец раннего симфонизма. Особенности прочтения «Ромео и Джульетты»; трактовка основных тем и разделов формы как воплощение образов и этапов развития трагедии. Выразительные особенности и развитие тем; особое положение темы вступления; строение увертюры-фантазии. Формирование в «Ромео и Джульетте» типичных черт симфонической концепции. Симфония № 1 «Зимние грезы» (соль минор, 1866) – образец раннего лирико-драматического симфонизма на жанровой основе. Трактовка образов природы и народной жизни в духе классической русской поэзии. Строение цикла; образное, тематическое, темповое, оркестровое соотношение частей. Симфония № 4 (фа минор, 1877) – образец драматического симфонизма. Время создания. Содержание; авторское программное истолкование; отражение демократических традиций искусства 60-70-х годов XIX века. Особенности строения цикла; значение лейтмотива; образные и тематические связи между частями цикла. Влияние оперных приемов на характер тем и пути их развития. Симфония № 5 (ми минор, 1888). Обобщенность музыкально-философского замысла; типичный круг образов симфонической музыки П.И. Чайковского: известная близость к концепции четвертой симфонии. Значение лейтмотива, характер его преобразований. Характерные черты строения цикла; особое значение медленной части симфонии. Симфония № 6 «Патетическая» (си минор, 1893) – вершина трагедийного симфонизма П.И. Чайковского. Обобщающее значение симфонии в эволюции симфонического творчества композитора. Философская концепция симфонии; сила воздействия музыки. Время и история создания. Особенности строения цикла. Тембровая драматургия шестой симфонии; выразительное противопоставление оркестровых групп, характер использования групп и инструментов. Обобщенная трактовка жанровых элементов. Значение шестой симфонии в истории русской музыкальной культуры. Оперное творчество. Оперы как важнейшая (наряду с симфоническими произведениями) часть наследия П.И. Чайковского. Разнообразие жанровых черт при ведущей роли лирико-драматического жанра. Значение пушкинских сюжетов. Соотношение драматического и музыкального начал; вокальных и оркестровой партий. Ведущая роль мелодического и вокального начал. Симфонизм в операх композитора: симфоническое развитие тематизма как средство воплощения драмы; единство оперного и симфонического стилей композитора. Роль оркестра и развития лейтмотивов; оперные формы; интенсивность развития образов при ясной расчлененности музыкальной формы. Новаторство П.И. Чайковского как оперного композитора. Хронология оперного творчества. Многообразие жанров. Значение опер П.И. Чайковского в истории русской музыки. «Евгений Онегин» – один из лучших образцов лирико-психологической оперы. Предшествующие образцы этого жанра в русской и европейской музыке; «лирические сцены» – авторское жанровое определение. История создания и постановки. Сравнение с романом А.С. Пушкина. Причины популярности оперы. Мелодический стиль оперы, связанный с ним проникновенный лиризм; русский бытовой романс – интонационная основа лирических сцен. Проявление характерных черт лирико-психологической оперы: внутреннее развитие образов небольших сольных эпизодов, «вписанных» в большие сцены, большая роль ариозо как наиболее гибкой оперной формы в сольных и ансамблевых сценах. «Портретные» арии в партиях второстепенных героев. Фоновая роль хоров, танцев и других бытовых эпизодов. Роль лейтмотивов и характеристик героев; своеобразие лейтмотивов – развернутых тем-характеристик. Роль оркестра (в частности, в кульминационных моментах развития действия). Характерное для оперной драматургии П.И. Чайковского соединение классических традиций (ведущая роль вокального начала, разнообразие оперных форм, относительная законченность номеров) с новыми приемами симфонического развития. «Пиковая дама» – психологическая музыкальная драма, высшее достижение П.И. Чайковского в области оперного творчества. История создания. Либретто, отличия от повести А.С. Пушкина; социальная, этическая, философская глубина концепции. Обостренный психологизм и трагедийность – существенные черты «Пиковой дамы». Новаторская музыкальная драматургия. Симфонизация оперы: интенсивность непрерывного развития образов, тембровая драматургия, значительность развитых оркестровых эпизодов. Характер трех основных лейтмотивов и их сложные изменения на протяжении всей оперы. Сохранение в «Пиковой даме» многих классических приемов; разнообразие оперных сцен; конкретный реальный фон действия. Романтический образ главного героя, его противоречивость. Участие Германа во всех картинах в разных ситуациях; трансформация образа. Приемы характеристики; разносторонний показ образа уже в первой картине; ариозо – преобладающая форма характеристики Германа в сольных эпизодах и драматических сценах; роль симфонических средств в раскрытии образа героя. Характеристики других героев оперы; их драматургическое положение; различные жанры и формы. Принципы композиции картин, многообразие приемов. Значение «Пиковой дамы» в истории русской музыки. Камерное вокальное творчество. Развитие П.И. Чайковским традиции русской камерной вокальной музыки. Лирика как основная образная сфера, второстепенная роль жанрово-характеристических и изобразительных элементов. Характерная для композитора динамизация образа по мере его развития, вызывающая соответствующую трактовку формы. Сложность и значительность образного содержания романсов, отражение в романсах основной проблематики творчества и эволюции стиля П.И. Чайковского, проникновение романсного стиля в произведения других жанров. Характер поэтических текстов; обобщенное выражение содержания текста в музыке. Стремление композитора к обобщенному воплощению поэтического образа при значительной в ряде случаев детализации музыкальной ткани в зависимости от словесного текста. Синтез кантиленности и декламационности в вокальной мелодии. Значительная роль фортепианной партии (в некоторых случаях равная роли вокальной); индивидуализация фортепианной фактуры. Мелодика романсов, ее истоки; экспрессивность и певучесть мелодий, «открытость» выражения чувств и динамика развития. Разнообразие тематики и приемов письма. Ведущая роль лирической тематики с трагической окраской («Ни слова, о друг мой», «Отчего», «Нет, только тот, кто знал», «На нивы желтые»); традиции жанра элегии в этих и подобных романсах. Романсы более светлых настроений («То было раннею весною», «Средь шумного бала», «Растворил я окно», «День ли царит», «Закатилось солнце»). Произведения философского плана («Благословляю вас, леса»); сравнение с аналогичными сочинениями С.И. Танеева, Н.А. Римского-Корсакова. Трагическая тема одиночества («Снова, как прежде, один»). Традиции песенно-бытовых жанров («Кабы знала я», «Я ли в поле да не травушка была»). Песни для детей. Балетное творчество. Балеты П.И. Чайковского – первые классические балеты в истории русской музыки; традиции балетной музыки М.И. Глинки; хронология балетного творчества П.И. Чайковского. Отражение в балетах основной проблематики творчества композитора; романтические сюжеты, их трактовка. Симфонизация балета, роль лейтмотивов, богатство и разнообразие оркестровой палитры. Значение лирических эпизодов как узловых моментов в драматургии; значение жанровых, бытовых, характерных сцен. Разнообразие жанровой тематики: «Лебединое озеро» – лирический балет с элементами психологической драмы; «Спящая красавица» – лирический балет со значительной ролью картинно-изобразительных симфонических эпизодов; сочетание лирических, драматических и гротескно-фантастических элементов в балете «Щелкунчик». Исключительное значение балетной реформы П.И. Чайковского, традиции балетной музыки М.И. Глинки и П.И. Чайковского в творчестве А.К. Глазунова, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, К. Караева и других. Концерты. Концертный жанр в творчестве П.И. Чайковского; классические и романтические традиции. Симфонизация концерта; близость к симфониям и отличия от них. Характеристика виртуозного исполнительского стиля. Сочетание блестящей виртуозности, глубины содержания, симфонической широты развития. Национальная определенность тематизма. Значение концертов П.И. Чайковского в истории русского концерта. Камерное инструментальное творчество. А.П. Бородин и П.И. Чайковский – создатели классического русского квартета; многочисленность и разнообразие камерных инструментальных произведений П.И. Чайковского. Лирико-жанровый характер квартетов. Концертность крупных фортепианных произведений, камерность миниатюр. Сравнение квартетов А.П. Бородина и П.И. Чайковского (отличия в лирической образности; характер соотношения частей; конкретные черты мелодического, гармонического, инструментального стиля; трактовка формы). Традиции камерного стиля П.И. Чайковского в творчестве С.И. Танеева, Н.Я. Мясковского, Д.Д. Шостаковича, А. Бабаджаняна и других композиторов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.006 с.) |