Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зеленая свеща княжны марфы сицкой
Исполнилось 175 лет со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского - величайшего композитора, поэта и мыслителя - подчеркиваем, именно так, хотя об этих сторонах его деятельности царит глубокое молча-ние - или, быть может, их просто не понимают. Не знают, кто перед ними. Именно не знают, хотя, казалось бы, все крайне просто и лежит почти на поверхности. Наверное, потому, что Мусоргский более, чем кто-либо был - и являет-ся - частью не столько своего века, но вечной Руси - в самом буквальном смысле этого слова. Это самое простое в нем и в то же время самое загадочное. Формально не принадлежа ни к Единоверию, ни к Старообрядчеству, Модест Петрович Мусоргский всей душой своей и всем трудом своим в искусстве был обращен к старой, дораскольной Руси. В то же время как композитор он открыл такие средства музыкального выражения, которые принадлежат уже к трагической по своему существу музыке ХХ столетия, в ее самых неожиданных проявлениях. Это соединение глубинной архаики и устремленности к будущему только и может свидетельствовать о принадлежности к традиции - в самом изначальном ее смысле. В Мусоргском - в самой крови его - живет то, что позднее поэт ХХ века Александр Введенский назвал «двуперстным временем». * * * О крови Мусоргского мы сказали не случайно. Все, что с ним связано, вообще следует понимать буквально. В «Российской родословной книге» указывается на проис-хождение рода Мусоргских по отцовской линии от князя Юрия Феодоровича Смоленского, потомка Рюрика в XV поколении. Внук Юрия Феодоровича, Роман Васильевич Монастырев по прозвищу «Мусорга», живший в XV столетии, и был родоначальником Мусоргских. Мать Модеста Петровича, Юлия Ива-новна Чирикова, в свою очередь происходила от князей Костровых, тоже прямых потомков Рюрика. В то же время как Мусоргские, так и Костровы еще в начале XVII века ушли в нети и не находились при дворе. Это крайне важно для понимания положения и сущности рода. По древнему арийскому праву отпрыск царского (королевского) рода, поступая на службу, терял свое перво-начальное достоинство. В знаменитом «Круге Земном» Снор-ри Стурлусона сохранился такой рассказ: «А Хроллауг конунг взошел на курган, на котором конунги обычно сидели. Он ве-лел поставить на нем престол конунга и сел на этот престол. Затем он велел положить подушку на скамейку, на которой обычно сидели ярлы, скатился с сиденья конунга на сиденье ярла и назвался ярлом». Ссылаясь на этот древнейший обычай, современный исследователь Юрий Соловьев высказывает предположение: «Это, возможно, объясняет, почему в России столь многочис-ленные, но уже служилые Рюриковичи так и не смогли утвер-диться на троне после пресечения первой Династии».
* * * О том, что будущий автор «Царя Саула», «Бориса Годуно-ва» и «Хованщины» от юности осознавал, какое наследство нес он в самом себе, свидетельствует его запись, сделанная, когда ему было всего двадцать лет. Побывав в Московском Кремле - сам он родился в Псковской области, а жил в Пе-тербурге - двадцатилетний Мусоргский записал: «В Архан-гельском соборе я с уважением осматривал гробницы, между которыми находились такие, перед которыми я стоял с благо-говением, такова Иоанна III, Дмитрия Донского и даже Рома-новых...» А в 1874 году, как вспоминает певица Мариинской оперы Ю.Ф.Платонова, в антракте «Бориса Годунова» к ней подо-шел Великий Князь Константин Николаевич и спросил ее: «И вам нравится эта музыка так, что вы взяли эту оперу в свой бенефис?» - «Нравится, ваше высочество», - отвечала я. - «Так я вам скажу, что это позор на всю Россию, а не опера!» - крик-нул он чуть ли не с пеной у рта, отвернулся и отошел от меня». Перед нами совершенно очевидное противостояние Руси старой, дораскольной, и России петербургской, «новой». Особенно поражают терпимость, спокойствие Мусоргского и яростная ревность Великого Князя. Увы, все подтвердилось. В годину Смуты из всего Дома Романовых только сам Царь-мученик и его семья сохранили верность Святой Руси. Обо всем этом говорить в связи с Модестом Петровичем Мусоргским отнюдь не неуместно. Тема Русского Престола - одна из главных в его оперном творчестве. Этого не понима-ли и не могли понять в большинстве своем находившиеся под сильным влиянием народничества сподвижники композитора, в частности, знаменитый критик В.В.Стасов. В 1873 году, в разгар работы над «Хованщиной», он писал Мусоргскому о желании последнего, наряду со старообрядческим вождем иноком Досифеем - князем Мышецким (не случайно Модест Петрович избрал родовое имя братьев Денисовых, авторов «Поморских ответов»), сделать также и любимую свою герои-ню - «Марфу-раскольницу» - княжной Сицкой:
«Ведь, нако-нец, вся опера будет состоять из князей и княгинь, это будет летопись княжеских отродий!! Да что это, наконец, за княже-ская опера такая, между тем как мы именно все собирались делать оперу народную». * * * Кто такой в этом случае Мусоргский? Композитор? Поэт? Драматург? Или «философ слова», за несколько десятилетий предваривший Мартина Хайдеггера и Алексея Федоровича Лосева? Скорее всего, речь идет о древней «триединой хо-рее» искусств, сохраненной в «старой памяти» композитора-сотворца, ставшего, по промыслу Божию, выразителем рус-ского национального мифа (как Рихард Вагнер - германско-го). Не следует понимать миф на «бытовом» уровне, как некий вымысел. «Миф есть бытие личностное, или, точнее, образ бытия личностного, личностная формула, лик личности», - писал А.Ф. Лосев. И далее: миф «не есть догмат, но история». Применительно к тому пониманию народа, которое мы встречаем у Мусоргского, сказанное нами получает объясне-ние. В его музыке - особенно в «Хованщине» - «лик лично-сти» Руси явлен наиболее очевидно - и в то же время сокры-то (как и у Вагнера в «Кольце Нибелунгов» «лик личности» Германии). Очевидно, однако, что в случае Мусоргского (как и Вагне-ра) опера теряет характер простого зрелища и из позорища превращается в воззрение. Таков «Борис Годунов». Такова «Хованщина». Обе великие оперы Мусоргского ориентированы эсхато-логически, как и весь «русский миф» (в лосевском понимании этого слова). Не в том, конечно, смысле, что в них присутству-ют некие «эсхатологические толкования», а в том, что драма истории предстает в перспективе конца истории. Конец ста-рой Святой Руси - в «Борисе Годунове» это начало конца, а в «Хованщине» сам конец, четко обозначенный стихией огня, - выступает в этих двух «операх-мифах» как про- и праобраз конца всего. И там, и там в средоточии мифа фигура Царя. Если в «Борисе Годунове» это «царь - не царь» (Борис) и са-мозванец (лжецарь), то в «Хованщине» на самом деле Царь - это уже просто «фигура отсутствия». Имеющие право царст-вовать - инок Досифей (князь Мышецкий) и Марфа Сицкая (женщина, что исключало наследование престола как по салическому, так и по русскому закону) - царствовать не могут и никогда не будут. Появляющийся в конце на коне Петр - по-сле огня, а точнее, вместе с огнем - безбородая и стриженая пародия на царский лик - заставляет вспомнить об умозре-ниях бегунского старца Евфимия и в то же время с характер-ным для Мусоргского «смехом стихий» водит за нос цензуру... Цензура, однако, неожиданно, как это часто бывает, не ухудшила, а улучшила создание Мусоргского. Дело в том, что цензоры долгое время не пропускали оперу на сцену под предлогом того, что духовное лицо не может быть «сыграно» (что в принципе совершенно правильно, поскольку грех лице-действа в этом случае усугубляется грехом святотатства), а на все замечания друзей и покровителей Мусоргского, да и его самого, что Досифей, дескать, «раскольник», разводили руками. Что, кстати, прекрасно характеризует «консисторскую ситуацию» до снятия клятв - так раскольник все-таки или не раскольник? Тогда Мусоргский дал этому персонажу другое прозвание - Ко-рень. Действительно, среди первых старообрядцев некий Иван Корень был. Но дело, конечно, не в этом. Старовер князь Мышецкий - потомок Рюрика - и есть Корень Руси. Ко-гда дерево срублено, корень остается. А поскольку Корень теперь уже не священноинок, а просто князь и одновременно наставник, то не сберегается ли на час огня тайный «отрок от-роком»?
В таком виде опера шла до 1905 года, когда была отмене-на цензура. Так не благо ли она вообще для истинного искус-ства? * * * «Хованщина» целиком написана самим Мусоргским. Историософские умозрения композитора - несшие на себе печать подлинного, непосредственного знания, веде-ния - настолько глубоки, что многие из них, причем, далеко не все, становятся понятны только сейчас. Он видел, точнее, слышал трагический ход русской истории, и это проявлялось даже в мелких, вроде бы чисто житейских, эпизодах. Так, где-то в конце шестидесятых годов Модест Петрович в гостях у известного поэта Якова Полонского вдруг начал импровизи-ровать «фортепианную пьесу, изображающую душевное со-стояние умирающего политического заключенного в Петро-павловской крепости на фоне курантов, фальшиво играющих «Коль славен». В этой - увы, не сохранившейся импровиза-ции - образ всей петербургско-синодальной истории России XVIII-XIX веков! «Коль славен наш Господь в Сионе» - знаме-нитый масонский гимн на слова М.Хераскова, написанный при Екатерине II специально для употребления при «работах» лож, затем ставший «вторым» - «параллельным» - государ-ственным гимном Империи. Часы на башнях не только Петро-павловской крепости, но и Московского Кремля играли не «Боже, Царя храни!», но именно «Коль славен». Но и идеи, за которые умирали политические заключенные, были рождены той же самой масонско-просвещенческой идеологией фран-цузской и американской революций, вдохновлявших авторов знаменитого гимна абстрактному «Единому Богу». Дух апостасии, отступления одновременно витал и над Империей, и над революцией, рождал качественное изменение самого че-ловеческого типа. Композитор предвидел - через век и бо-лее - появление современного «общества спектакля», «об-щества постмодерна». * * * «Хованщина» посвящена, прежде всего, судьбам «царевичей, лишенных наследства». Лишенных его окончательно и навсегда как раз во времена действия оперы: заметим, что «стрелецкие бунты» имели место уже после зло-счастного собора 1666-1667 годов, когда Царская власть сама отреклась от возложенной на нее миссии «удерживаю-щего», «катехона», а вместе со всей дораскольной русской святостью клятвы и прещения были наложены и на саму идею Третьего Рима, последнего Православного Царства. Все обессмыслилось. Начался скорбный путь, над которым куран-ты Петропавловской крепости и, что самое страшное, - Крем-ля, механически «дорезывая время» (Федор Глинка), играют «Коль славен наш Господь в Сионе». Не случайно Мусоргский отказался от первоначальной мысли сделать участ-никами действия Петра I и Царевну Софью Алексе-евну. «А Петра и Софью за сцену - это решено - без них лучше», - пишет композитор в письме к П.С.Стасо-вой.
Это «без них лучше» на самом деле тоже оказалось про-роческим. Однако «лучше» не стало: в феврале 1917 года Россия начала распадаться по частям. Только Божий Промы-сел в его непосредственном проявлении возвел правителей, скрепивших ее «мертвой водой». Впрочем, и эти правители оказались на короткое время: распад начался вновь. Корни его - в середине XVII века, как раз во времена «Хованщины» * * * В центре всего действия «Хованщины» - «Марфа-раскольница». Сам композитор говорил, что именно она - со-кровенный, тайный образ его души. Вспомним, по первона-чальному замыслу, Марфа - из княжеского рода Сицких (Рю-риковичей), хотя в дальнейшем под воздействием «демокра-тической» критики Стасова Мусоргский вроде бы от этого от-казался. Тем не менее, молчание Марфы о ее происхождении в окончательном варианте оперы, равно как и миссия ее в са-мосожжении «раскольников» в деревянных срубах, как и странное, загадочное «отпевание», которое она тогда устраивает любимому ею князю Андрею Хованскому (хождение Марфы с зеленой свещой), как и знание ею «языка птиц» - в сцене «гадания» князю Голицыну - все это еще более подчеркивает вопрошание - кто же она на самом деле? «Марфа-раскольница» удивительным образом напомина-ет центральный персонаж из цикла романсов «Песни и пляски смерти» Мусоргского на слова Арсения Голенищева-Кутузо-ва, где перед нами чередой проходят смерть ребенка, смерть рыцаря, смерть мужика. Смерть-мать, смерть-невеста, смерть-сестра, но это и Марфа из «Хованщины» - одновре-менно «младешенька» и «окаянная, злая раскольница», как поет она сама о себе. Но она же несет и очистительный огонь в конце всего действия, сопровождая уходящую Русь в пламя «нового эона». Марфа ли имя ее? Или у нее иное, новое имя? Вспомним, кого сопровождает «Марфа-раскольница» в ссыл-ку, гадая ему о будущем? Конечно же, князя Голицына. Но кто такой князь Василий Васильевич Голицын в реальной исто-рии? «Фаворит» царевны Софьи и некоторое время даже ее «соправитель». Иными словами, Марфа выступает как своего рода «Софья наоборот». Вспомним, саму Софью он на сцену не выводит: «так лучше». Но при этом решительно отвергает очередной «добрый совет» В.В.Стасова: тот, ради «оживле-ния действия», советовал «превратить Марфу в любовницу Голицына». Трудно себе представить степень непонимания, просто умственной отсталости вождя «демократической кри-тики». Ведь Марфа вообще «не отсюда». Но если Софья, как и Петр, принадлежит к узурпаторам, к тем, кого нет, а, следова-тельно, и имя ее - София - узурпировано, и Софья - не Со-фья, то кто такая Марфа? Какая истинная реальность стоит за образом «раскольницы с зеленой свещей»?
Не случайна духовная ее связь с «Досифеем»-Коренем. В отношении этого последнего Модесту Петровичу уда-лось отстоять свой замысел от «властителя дум» Стасова. Досифей-Корень - князь Мышецкий. Мышецкие - прямые по-томки Рюрика, причем, ушедшие «в нети», а потому имеющие священное право вернуть себе престол. «Царевичи, лишен-ные наследства». Но «Корень» этот духовный - Мышецкий - инок, отказывающий себе в праве иметь потомство, кроме ду-ховного. Потому что все кончено. Впрочем, если все-таки, как мы уже писали, не Досифей, а Корень, то кто же может сказать наверняка о «тайном царевиче»? Тем не менее, мы знаем, кто был реальным прото-типом Досифея-Кореня: знаменитый Андрей Дионисиевич (Андрей Денисов), князь Мышецкий, автор «Поморских отве-тов». Но не все помнят, что Андрей Денисов был также и авто-ром многочисленных силлабических виршей (вопреки рас-пространенному мнению, будто бы русская силлабика прису-ща только «польско-никонианской школе»), а главное - перевода Ars Magna Раймунда Луллия, герметического трак-тата, ходившего в старообрядческой среде под названием «Книга Раймондулиева». Ars Magna, как и другие средневеко-вые натурфилософские тексты, содержит описание «зеленой земли» или «зеленых лугов», где обитает «недозрелое золо-то». Одновременно это и «земля Премудрости». Основатель поморского согласия князь Андрей Дионисиевич Мышецкий был таким же «рачителем Премудрости», как и Константин Философ (святой Кирил), «учитель Словенский», каковому, согласно его житию, в юности явилась его истинная невес-та - Дева София Премудрость Божия. Зеленый цвет символизирует также и Святой Дух (отсюда символика Пятидесятницы, сопряженная с огнем), и Марфа, появляющаяся перед «огненным крещением» с зеленой свещой, указывает на истинный эсхатологический смысл «Хован-щины». Музыкально в сцене «любовного отпевания», как ее назы-вали, а затем и гари, использован унисонный старообрядче-ский духовный стих («раскольничья песня», как называет его Мусоргский). Об этой «песне» в письме к Л.И. Кармалиной, приславшей ему ее с Северного Кавказа, от терских казаков-старообрядцев, Модест Петрович пишет: «Сколько в ней страды, сколько безоговорочной готовности на Все невзгодное, что без малейшего страха я дам ее унисоном в Конце «Хованщины», в сцене самосожигания». «Любовное отпевание», безусловно, одно из величайших прозрений Мусоргского в область невидимого. «Кому ни по-казывал отпевание любовное, глаза пучат, до такой степени это небывалая штука!» - пишет Модест Петрович в своей ха-рактерной, скрывающей подлинную суть, грубовато-шутли-вой манере к В.В. Стасову. Но именно этот дар подлинного тайнопознания и оказывался тем, что разлучало «царевича, лишенного наследства», с «человеческими оболоч-ками»: А.А. ГоленищевКутузов вспоминал, что, ко-гда Мусоргский пошел в искусстве своим путем «и даже внешним образом совершенно отдалился - тогда огор-чение перешло в гнев, на Мусоргского махнули рукой и при-знали его «погибшим». С кем они имеют дело, на самом деле понимали очень немногие - сам Голенищев-Кутузов, Тертий Иванович Филиппов. В частности, именно Филиппов, когда «Хованщина» была закончена, в 1879 году предложил Мусоргскому организовать его турне по России вместе с пе-вицей Дарьей Леоновой, чем «друзья» композитора из «стасовского кружка» были совершенно искренне возмущены, - такая поездка очевидным образом роняла в глазах общества Модеста Петровича, а организовывал ее именно Филиппов - человек, приверженный Церкви, отец семейства... М.А. Бала-кирев писал Стасову: «Как ужасно то, что происходит с Моде-стом. Если бы Вы могли разрушить эту постыдную поездку с Леоновой, то сделали бы доброе дело». Но разгадка всего происшедшего очень проста: между Мусоргским и Леоновой ничего «постыдного» не было, о чем позже свидетельствовал и сам Стасов. Как и вообще не известно ничего об отноше-ниях Модеста Петровича с женщинами. Разгадка же такого откровенно «вызывающего» поведения очень проста, но знать ее мог только очень хорошо понимавший природу искусства Мусоргского Тертий Иванович: Мусоргский и Леонова испол-няли отрывки из «Хованщины» в авторском варианте (голос + клавир). Мусоргский был уже очень болен и вряд ли способен был сам создать полную оркестровку оперы. За дело взялся Н.А.Римский-Корсаков: именно ему принадлежит оркестров-ка, в большинстве случаев исполняемая в оперных театрах; однако гармоническое и «цветное» музыкальное мировос-приятие другого музыкального классика почти ни в чем не совпадает с «запредельным трагизмом» Мусоргского, его устремленностью к концу истории и за ее пределы. При всем внешнем совершенстве «Хованщина» в редакции Римского-Корсакова очень сильно отличается от оригинала, и ее следо-вало бы слушать в варианте клавираусцуга в сопровождении фортепиано и цимбалы - инструментов, за которыми рабо-тал сам композитор. Партия Марфы в исполнении Леоновой, аккомпаниатором которой был сам Модест Петрович, в наибольшей - пожалуй, единственной, - степени сохраняла именно автор-ский замысел, который стремился запечатлеть действительно его понимавший Тертий Филиппов. Но вернемся к «Хованщине». В ней действуют еще два князя. Один из них - прямо претендующий на престол Рома-новых «стрелецкий батька», «большой» - князь Иван Хован-ский. Это ему, именно ему поют хор-славу: «Слава лебедю, слава белому!» Его, именно его вызывают, выкликают как «на-родного царя» стрельцы и их жены, когда начинается на них нападение «петровцев»: «Батя, батя, выйди к нам!» Хор этот можно сравнить с хорами греческих трагедий. Народ ждет ис-тинного царя, «батю». Ждет, ибо знает - считать таковым Петра невозможно. Но этот страшный, слезный вопль повиса-ет в истории без ответа. Ибо «батя» больше не выйдет. Нико-гда. Да и сам Иван Хованский - такой же «не царь», как и сам Петр. Но, в отличие и от Петра - «не царя» по причине отступ-ления рода от правой веры и похуления предков (собор 1666-1667 гг.), Иван Хованский, хранящий веру, «не царь», хотя и князь. Не природный Царь, не от Рюрика, а от литовского «конюха Гедиминки». Гедиминовичи взошли на литовский престол вслед за удачливым, а позднее, когда многие из них перешли на службу Великим князьям, а затем и Царям московским, они стояли на местнической лестнице ниже не только собственно Руси - Рюриковичей, но и служилых ор-дынских царевичей - потомков Чингисхана («Морского Царя» в переводе с тюркских языков). «Батя» - не «батя», и народ взывает в пустоту. В этом подлинная «народная драма» «Хо-ванщины», как определил ее сам Мусоргский и как он это по-нимал. Второй Гедиминович, о котором мы уже упоминали, - князь Василий Васильевич Голицын. В истории он - один из первых в России либералов-западников, сторонник англий-ской ограниченной монархии и английской же системы посте-пенного преобразования «тяглового государства» в государ-ство собственников (чем обернулось подобное развитие в са-мой Англии, где так называемые «огораживания» привели к физическому вымиранию едва ли не трети населения, князь Голицын, как и все русские либералы, не задумывается - им важна «идея»). Голицын народом тяготится, «старая» или «но-вая» вера ему, в общем-то, безразлична, хотя сам он предпо-читает скорее доверять языческому гаданию: литовские земли были и крещены позже, и язычества в них сохранилось больше (до сего дня), - но в желании как-то ограничить «деспотизм» Петра он, скорее, го-тов - очень осторожно - поддержать староверов и стрель-цов, Хованского и Досифея. Заметим, чем-то подобным было заигрывание кадетов со старообрядцами накануне Февраля, да и сегодня мы часто встречаемся с тем же самым. В подав-ляющем большинстве своем люди древлего благочестия от-вергали и отвергают эту игру. Голицын - чужой наро-ду, он живет в мире своих выдумок и фантазий. Но когда кня-зя везут из Москвы в ссылку, народный хор разражается мо-литвенным плачем. «Спаси тебя Господь! Помоги тебе Господь!» - на эти слова звучит народное рыдание, столь же запредельно «засмертное», что и в «выкликании» Хованско-го - «батя, батя...». Как бы то ни было, «Хованщина» - действительно народ-ная драма. Ее хоровые сцены по-настоящему выявляют то на-родное «сверхсознание», каковое живет сквозь века, не меня-ясь, хотя меняются правители и внешние оболочки историче-ских форм. Еще одна величайшая народная сцена - хор «стрелецких женок», обращенный к Петру и его наместникам. Когда участники стрелецкого бунта побеждены, их жены про-сят не о помиловании мужей, не плачут о них (как это пред-ставлялось в других художественных изображениях эпохи, от Сурикова до Ахматовой). Нет - женщины умоляют «без жало-сти» казнить их всех - «окаянных пьяниц». Пожалуй, кроме Мусоргского никто не создал столь страшного образа: жены, умоляющие правителя казнить их мужей. Не одна, не две - все жены стрелецкой слободы, множество их... Было ли та-кое? Скорее, Мусоргский опять слышал на столетие вперед - ведь перед нами образ советской женщины, в 30-е «спроваживавших» мужей в ГУЛАГ, а в 70-е (все мельчает….) - в ЛТП… Это не «похуление» «советской женщины», это просто констатация судьбы и креста. Виновны все и никто. Мусоргский еще в девятнадцатом столетии это услышал. Ибо, как всякий «царевич, лишенный наследства», слы-шал музыку своего утраченного Царства, Музыку Вечной Руси. P.S. В начале девяностых годов мне довелось участвовать в предполагавшейся постановке фильма-оперы «Хованщина». Постановка должна была отличаться от обычного оперного зрелища: мы предполагали своего рода возобновление концертов Мусоргского и Леоновой. Это означало отказ от оркестровок и исполнение всей оперы под оригинальный клавир. Партию фортепиано и цимбалы должен был восстановить и исполнить композитор и пианист Иван Соколов, в ролях Марфы и Кореня (мы думали оставить именно так) - Лина Мкртчян и Алексей Петренко. Сбыться этому замыслу было не суждено - грянули финансовые реформы, а затем произошли события, типологически в точности повторившие стрелецкий бунт, - московское восстание октября 1993 г. После этого к замыслу «Хованщины» ни автор этих строк, ни кто-нибудь из его участников не возвращались.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.032 с.) |