ТОП 10:

СТАЛИНУ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ ТО, О ЧЕМ МЕЧТАЛ ДАНИЛЕВСКИЙ



(Интервью проф. И.Я. Фроянова

Журналу «Полярная звезда»

Дек. 2004 г.)

Корр.Сегодня отмечается 125-я годовщина со дня рождения И.В. Сталина. Что эта дата значит для ныне живущих? Как, на ваш взгляд, эпоха Сталина будет вос­приниматься будущими поколениями русских людей?

Игорь Фроянов. Сам Сталин предполагал, что с его уходом из жизни отношение к его памяти будет разное. В беседе с одним военным деятелем он говорил о том, что после его смерти на его могилу вывалят кучу мусора, но ветер истории развеет его. Если говорить об отношении к Сталину людей на­шего времени, то оно неоднозначно. Немало людей отрицают позитивное историческое значение Ста­лина, причем отметая с порога его положительную роль. Есть другая категория людей, которые отдают должное заслугам Сталина перед историей России. Я думаю, здесь должен быть спокойный, исследова­тельский анализ, чуждый эмоциональным всплес­кам. Если рассуждать с точки зрения спокойного, беспристрастного исторического анализа, то нельзя не признать выдающуюся роль Сталина и в отечест­венной, и в мировой истории, потому что Россия по своим масштабам, по своему значению в мире ока­зывала и до сих пор оказывает существенное влия­ние на ход мировых событий.

Чтобы точнее обозначить роль Сталина в судь­бе России, необходимо, на мой взгляд, вспомнить, какая перспектива планировалась внешними сила­ми в отношении России в самом начале XX века. Известно, например, что в масонских кругах Фран­ции все настойчивее выдвигалась идея расчленения России, «этого колосса», как они тогда выражались. Мы знаем, что Парвус, известный деятель мировой закулисы, в 1915 году предложил немцам свой план расчленения России, который был принят. Но са­мое существенное заключается в том, что вопрос о расчленении Российской Империи стал предметом Версальского мирного соглашения. В Версальском мирном договоре, подписанном 28 июня 1919 года, есть раздел 14, который имеет весьма характерное название — «Россия и русские государства». Пункт 16 данного раздела гласит:

«Германия признает и обязуется уважать как постоянную и неотчуждаемую независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российс­кой Империи к 1 августа 1914 года».

Таким образом, в 1919 году западные страны считали Россию уже бывшей империей. Они были полностью уверены, что с Российской Империей покончено, что она ушла в прошлое. Сам факт трак­товки этого вопроса в весьма важном документе международного значения говорит об этой уверенности. Мы находим в данном отношении подтверж­дение и со стороны деятелей Временного прави­тельства. Я, в частности, имею в виду Керенского.

Он значительно позже беседовал с французским журналистом Ретинью и, отвечая на его вопросы, говорил о планах Временного правительства, свя­занных с предоставлением независимости не только Финляндии и Польше, но также Украине, народам Кавказа и Средней Азии. По существу, Керенский говорил о ликвидации Российской Империи.

Временное правительство ликвидировало рус­ское самодержавие, которое являлось неотъемле­мым свойством Российской Империи, и планиро­вало территориальное расчленение, которое, безусловно, означало уничтожение Российской Импе­рии как таковой.

В этих условиях свершились две революции — Февральская и Октябрьская. Февральская револю­ция для судеб исторической России имела явно от­рицательный знак. Октябрьская революция повер­нула события в другую сторону. В очень короткое время, на протяжении всего нескольких лет, была в основном восстановлена территориальная целос­тность Российской Империи. Я сейчас не вдаюсь в детали того, какие цели преследовали большевики при этом, но факт должен быть признан — террито­риально историческая Россия была восстановлена.

Дальнейшее развитие шло в двух направлениях. Одно направление этой линии представлял Троцкий и его единомышленники. Другое направление возглавлял Сталин.

По планам Троцкого и его единомышленников Россия должна была послужить горючим материалом для того, чтобы разжечь мировой революцион­ный пожар. В этом пожаре, конечно, сгорела бы и сама Россия.

Сталин поступил по-другому. Он национали­зировал Октябрьскую революцию, провозгласив лозунг «Построение социализма в отдельной стра­не». Победил Сталин и его соратники. Это, на мой взгляд, было благом для исторической России. Я даже склонен утверждать, что, выдвинув план пос­троения социализма в отдельной стране, в России, Сталин тем самым спас Россию от уничтожения. В этом его крупная историческая роль в судьбах Рос­сии и русского народа.

Конечно, Сталин не мог в этом случае игнори­ровать национальные традиции России и русского народа. Мы видим, как на протяжении 30-х годов происходит поворот руководства, его политики к национальным истокам. Это прежде всего коллек­тивизм и общинность, умение жертвовать собой. Все это русский народ доказал на протяжении мно­гих веков.

Перед Сталиным в 30-е годы стояла задача пос­троения мобилизационного общества. Иначе устоять было невозможно. Удержаться во враждебном окружении иначе было нельзя. Необходимо было все сосредоточить в одних руках.

Сталин с этой задачей справился, но построе­ние мобилизационного общества, конечно, было связано с большими издержками. Прежде всего, я имею в виду репрессии.

С точки зрения жизни отдельного человека, репрессии были страшной и безобразной практикой. Но есть еще один аспект измерения. Этот ас­пект связан, прежде всего, с нуждами и потребнос­тями общества в целом, страны в целом. Если при­нимать тезис о том, что мобилизационное общество не могло быть создано без потерь, без жертв, кото­рые приняли форму репрессий, то мы, тем самым, должны будем признать в определенной степени ис­торическую обусловленность этих репрессий.

Говоря о репрессиях, нельзя не затронуть дру­гой вопрос. Репрессии, как известно, в значитель­ной степени коснулись партийной, советской и хозяйственной номенклатуры. Особенность номенклатуры состоит в том, что она близко поставлена к собственности и располагает огромной властью. Такова природа человека — взять и освоить то, что влечет и представляет его конкретные, непосредс­твенные интересы. Иными словами, номенклатура, имея огромную власть и будучи поставлена близко к собственности, стремится овладеть этой собствен­ностью. В этом стремлении, в этих ее порывах она должна быть сдерживаема. С этой точки зрения ста­новятся понятны репрессивные меры в отношении номенклатуры.

Позднее, когда репрессии были прекращены, оставлены, получилось то, что мы имели в 80-е и 90-е годы. Номенклатура быстро поглотила собственность, пользуясь огромной властью, которая ей была дана.

Сталин в победе над Троцким и его сторонника­ми удержал историческую Россию. Ему удалось это и в другом случае, связанном с Великой Отечествен­ной войной. Нужно и здесь отдать должное Сталину. Он сумел сосредоточиться, собрать свои силы, и в конечном счете много сделал для победы над вра­гом. А враг был страшный. Он стремился не просто к победе и возобладанию, а к победе, связанной с уничтожением России и русского народа.

Победа СССР, России над Германией означала второе спасение России, в котором выдающуюся роль сыграл Иосиф Сталин.

Сталину в результате победы над Германией удалось вернуть утраченные территории, принадлежавшие некогда России. На мой взгляд, особенно любопытно, что Сталину удалось сделать то, о чем в свое время мечтал Данилевский. Данилевский, как известно, мечтал о создании всеславянского союза во главе с Россией. Он полагал, что создание такого союза сделает Россию непобедимой. Сталин создал этот союз в своеобразной форме стран социалисти­ческого содружества. Это сразу резко изменило гео­политическое положение России, СССР и сделало Россию более неуязвимой, если говорить о внешней опасности. Таким образом, по итогам Великой Оте­чественной войны Сталин снова спас Россию.

Кроме того, именно при Сталине была создана мощная научно-техническая база, связанная с раз­работкой новых видов оружия, ядерного оружия. Я говорю о ядерном щите. До сих пор в этом смыс­ле наследие Сталина не исчерпано. Фундамент этой мощной обороны, сделавшей Россию неприступной, еще цел, и до настоящего дня он служит России.

Я имею основания говорить о том, что Сталин в третий раз в значительной мере способствовал спа­сению России перед лицом внешних угроз.

К сожалению, события последующих десяти­летий пошли в таком направлении, которое он, конечно, не мог предугадать и предвидеть. Мы сейчас находимся в состоянии, близком к гибели. Но все это было сделано не Сталиным и даже не его наслед­никами, а людьми другой политической генерации. Было сделано вопреки тому, на что положил свою жизнь Сталин.

Корр. Чем была обусловлена победа Сталина над Троцким и троцкистским движением в целом?

Игорь Фроянов. В значительной степени это было обусловлено настроем масс в России. То, что предлагал Троцкий, шло против национального те­чения. Истинные причины происходящего коренятся именно здесь. Троцкий навязывал неестест­венный для России путь развития, неестественную для России роль. Россия никогда на протяжении многих веков не делала то, что хотел заставить ее де­лать Троцкий — завоевывать мир, разжигать вселен­ский пожар. Это противно существу русского наро­да и той религии, которую он исповедовал. Конечно же, нельзя не учитывать частные обстоятельства, связанные с тем, что Сталин оказался как политик на голову выше Троцкого и, если говорить прямо, то, надо сказать, хитрее и ловчее Троцкого.

Корр. Имеет ли в России будущее национально-ориентированный русский социализм?

Игорь Фроянов. Теоретически — да. Несмотря на перемены последнего времени, несмотря на очень усиленную обработку русского народа, коллектив­ные начала еще в нем сохранились. Но здесь все упирается в вопрос о власти. Россия — страна, ко­торая всегда управлялась сверху. Так сложилось на протяжении веков, и у русских людей, у русского на- рода большое доверие к тем, кто находится на верху управления, кто олицетворяет верховную власть.

Творческие импульсы всегда исходили с само­го верха. Поэтому вопрос о власти сейчас для нас не то что важнейший, а вопрос жизни и смерти. Если русский народ не сумеет поставить у власти наци­онально-ориентированных деятелей, мы погибнем. К этому пока все и идет.

Русский народ более других европейских на­родов предрасположен к социалистической форме бытия, но его надо вести. А вела всегда в русской истории власть. Высшая власть, которой русские люди на протяжении своей истории доверяли. Рус­ский человек не мог представить, что генеральный секретарь может оказаться предателем.

Корр. Готовил ли Сталин себе преемника на пос­ту генерального секретаря?

Игорь Фроянов. Похоже, нет. Поскольку этот преемник даже никак не обнаружил себя. В этом нет ничего необычного. В истории очень часто великие деятели умирают, не оставив наследника себе в вер­сту, как говорили в старину. В версту, то есть сораз­мерного. Таких не было среди людей окружавших Сталина. Люди такого масштаба как Сталин — очень редкое явление. В XX столетии таких людей можно по пальцам одной руки пересчитать. Поэтому нет вины Сталина в том, что у него не осталось достой­ного наследника. Он это понимал. Ведь определить кого-то в качестве своего наследника значит выде­лить человека и дать ему весьма высокую оценку. Сталин, вероятно, не хотел это делать, потому что не хотел сам себе врать.

Приложение

ВЕРХОВНЫЙ ВОЖДЬ СТРАНЫ

И КРАСНОЙ АРМИИ

Митрополит Николай

(Ярушевич)

Русский народ еще на заре своей истории со­здал свой идеал богатыря, отображенный в былин­ном эпосе. Илья Муромец — это синтез беззаветной любви к Родине, мужества, волевого пафоса, мудрости, беспощадного отношения к врагам и сердеч­ной мягкости к своим.

Прошлое России богато историческими личнос­тями — вождями и полководцами своего народа, — воп­лощавшими в себе эти качества и в трудные годины русской истории в своих блестящих боевых подвигах подымавшими на высоту славу русского государства. Таковы вечною славою овеянные Александр Невский, Дмитрий Донской, князь Пожарский, генералиссимус Суворов, фельдмаршал Кутузов.

В минуты опасности для Родины эти русские богатыри становились во главе русского воинства. Имена этих военных вождей для русских людей были символом несомненных побед. Эти патриоты Роди­ны объединяли вокруг своего имени русских людей без различия положения, возраста, убеждений. И Россия не падала на колени перед врагом. Россия побеждала!

В неувядаемую, бессмертную славу облекались имена победоносного русского воинства.

Вся страна, как один человек, до предела напрягает усилия для скорейшего разгрома фашист­ских разбойничьих орд, а наша доблестная Красная Армия мощными ударами — одним за другим — бьет гитлеровскую военную машину и уничтожает жи­вую силу и технику врага. Блестящими победами под Москвой, под Сталинградом, на Северном Кав­казе, у Орла, Белгорода, Харькова, Полтавы, Таган­рога, Смоленска, под Ленинградом обессмертили себя русские воины. И наш народ, с неистощимым мужеством вынося все тяготы, связанные с войной, вместе с нашими воинами-богатырями ни на мину­ту не ослабевал и не ослабеет в своей крепчайшей уверенности в конечной победе, потому что армию ведет в бой на врага Иосиф Виссарионович Ста­лин — любимейший вождь нашего народа, гениаль­ный Верховный Главнокомандующий нашего воинс­тва, Богом поставленный на подвиг служения нашей Родине в эту годину испытаний. Все наши победы организованы и осуществлены его военным гением.

Вся напряженная работа страны в тылу для дела скорейшей победы имеет источником своего воодушевления дорогое каждому советскому человеку имя вождя страны и армии.

Глава русской Православной Церкви митропо­лит Сергий в телеграмме на имя И.В. Сталина ко дню 25-летия советского государства (7.11.1942) был вы­разителем чувств всех православных русских людей, когда сказал: «Сердечно и молитвенно приветствую в Вашем лице богоизбранного вождя наших воинских и культурных сил, ведущего нас к победе над варварским нашествием, к мирному процветанию нашей страны и к светлому будущему ее народов».

Русские верующие видят в лице верховного вождя нашей страны Богом ей данного отца свое­го народа, и горячи их молитвы Господу Богу о его здравии на долгие годы.

В нашем вожде верующие вместе со всей стра­ной знают величайшего из людей, каких рождала наша страна, соединившего в своем лице все качес­тва упомянутых выше наших русских богатырей и великих полководцев прошлого; видят воплощение всего лучшего и светлого, что составляет священное духовное наследство русского народа, завещанное предками: в нем неразрывно сочетались в единый образ пламенная любовь к Родине и народу, глубо­чайшая мудрость, сила мужественного, непоколе­бимого духа и отеческое сердце. Как в военном вож­де, в нем слилось гениальное военное мастерство с крепчайшей волей к победе.

С начала войны во всех своих обращениях к народу Иосиф Виссарионович не перестает звать к твердой уверенности к победе. Вся страна, как один, верует его верой, а русская Православная Церковь молитвенно благословляет подвиг, какой он несет во имя блага и счастья нашей Родины, и молит Бога о помощи нашему вождю в его великом историчес­ком призвании — отстоять честь, свободу и славу родной страны.

В дни всенародного патриотического подъема в нашей стране, в конце 1942 года и в начале 1943-го, когда могучим потоком лились пожертвования советских людей на дело разгрома фашистского зверя, в этот поток с энтузиазмом вливали свои лепты ду­ховенство и верующие русской Церкви. И, посылая свою жертву в фонд обороны, верующие патриоты спешили выразить в своих телеграммах верховному вождю нашего воинства чувства своей ему предан­ности, своего благоговения перед его подвигами, веру в его гений.

Митрополит Сергий писал: «Молитвенно же­лаю Вам испытать радость полной победы над вра­гом и видеть возрождение истерзанной Родины».

В другом приветствии он же пожелал Иоси­фу Виссарионовичу: «Да завершится победой над темными силами фашизма общенародный подвиг, Вами возглавляемый».

«Вам, Иосиф Виссарионович, главному полко­водцу и вождю наших победоносных армий, желаем здоровья и успеха в Ваших тяжелых трудах», — по­сылал свои пожелания архиепископ Куйбышевский Алексий от лица всех верующих города Куйбышева.

«Живите долгие годы, наш мудрый вождь Ио­сиф Виссарионович», — вылилось из глубины души у протоиерея Пензы Алексея Ивановича Виноградского.

«Дорогой наш отец», - такими словами на­чинал свое сообщение Иосифу Виссарионовичу о пожертвованиях священник Молотовской области Александр Александрович Троицкий.

И отеческие ответы Иосифа Виссарионовича на все эти обращения, с выражением «искреннего привета и благодарности» духовенству и верующим, подымали еще на большую ступень одушевление верующих русских людей, составляющих со всеми народами, населяющими нашу страну, одну братс­кую семью с одним общим отцом во главе.

Чувства преклонения перед личностью Ио­сифа Виссарионовича, перед его мудрой проница­тельностью, его отеческой сердечностью и изуми­тельным вниманием к нуждам всех без исключения граждан достигли у верующих наивысшего подъема в сентябрьские дни, когда вся страна узнала о со­стоявшемся в Кремле приеме главой правительства митрополита Сергия совместно с митрополитами Алексием и Николаем.

Во время беседы на этом приеме Иосиф Висса­рионович высказал свое одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих Православ­ной Церкви в дни Великой Отечественной войны. А когда патриарший местоблюститель сообщил вож­дю страны о том, что среди деятелей Православной Церкви имеется намерение созвать собор епископов для избрания патриарха на вдовствующую патриар­шую кафедру, Иосиф Виссарионович ответил, что он сочувственно относится к этому предположе­нию. С таким же сочувствием и с исключительным вниманием глава правительства отнесся и ко всем другим нуждам нашей Церкви, изложенным нами в этой исторической беседе.

Об этом покоряющем сердце, чутком, отечес­ком подходе вождя нашего отечества ко всем желаниям и чаяниям церковных людей рассказал митро­полит Сергий на соборе епископов, состоявшемся вскоре после посещения Кремля высшими предста­вителями русской Православной Церкви. Об этом сразу же узнали и вся верующая Москва и все веру­ющие нашей страны. Получая отовсюду восторжен­ные отклики, мы видим, мы знаем, каким энтузиаз­мом наполнили сердца верующих вести об этом, и не сходит в эти дни с их уст имя Иосифа Виссарио­новича Сталина, овеянное любовью всей страны.

Мы, участники приема у Иосифа Виссарио­новича, живем и будем жить под обаянием тех впе­чатлений, какие охватили нас в часы этой встречи и беседы с любимым вождем своего народа. Мы были поражены сердечной простотой приема и самой личности главы правительства; но под этой вне­шней обаятельной простотой — в его словах, в его обращении с людьми — мы видели истинное вели­чие вождя, которого вся страна по праву зовет ве­ликим Сталиным. Взволнованные и потрясенные радостью встречи с Иосифом Виссарионовичем, мы были до глубины души тронуты не только его вни­манием к нуждам Церкви, но и теплой его заботой о бытовых нуждах каждого из нас.

Внимание и заботы о нуждах Церкви со сторо­ны Иосифа Виссарионовича окрыляют нас, и наша Церковь с утроенной энергией отдаст все свои силы на служение дорогой Родине в переживаемые тяже­лые дни.

Имя Иосифа Виссарионовича Сталина, окру­женное величайшей любовью всех народов нашей страны, — знамя славы, процветания, величия на­шей Родины.

Русская Православная Церковь молитвенно благословляет жизнь и труды великого вождя стра­ны и Красной Армии.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Некоторое время назад на телевидении состо­ялся проект «Имя России», когда выбирали наибо­лее значимую фигуру российской истории за весь период нашей государственности. За три дня до под­ведения итогов голосования с большим отрывом ли­дировал И. Сталин. Потом что-то произошло, были изменены условия голосования, и Сталин на финише оказался на третьем месте. Организаторам показалось неприличным, с учетом оголтелой антисталинской пропаганды за последние двадцать лет, отдавать ему победу. Но на уровне генетического народного созна­ния он был и остается именно руководителем победы нашей страны, лидером страны-победительницы. В этом суть. Потому-то Сталину и отдают голоса пред­ставители как старшего, так и молодого поколения, которые осознают, с каких высот было наше падение в сегодняшнюю Россию, несопоставимую с той стра­ной, которой руководил Сталин.

Воссоздать великую державу без Русской Церк­ви, которая есть носитель основ нашей духовности и цивилизационного корня России — Православия, невозможно. И. Сталин это хорошо понимал. Поэ­тому, пройдя свой путь преображения, он вернулся к Богу, к Церкви и направил развитие государства и народа по двуединому пути сильной центральной власти с опорой на моральные ценности русского Православия. Это то, с чего начиналась Московское Царство времен Ивана Грозного и трансформировалось в Российскую Империю.

Характерно, что Святейший Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом, несколько лет назад на Всемирном Русском Соборе сказал, что моральный кодекс советского человека, одобренный в сталин­ский период, в своей сути совпадает с заповедями Христианства. Именно поэтому наши святейшие Патриархи - сначала Сергий, а затем и Алексий I -по достоинству оценили поворот государства и его лидера Сталина к Церкви и духовности и вознесли ему благодарственные молитвы. Они сплотили наш народ в годину тяжких испытаний во время войны и сделали нас тогда подлинными победителями, вы­вели в космос, заложили основы сильной экономи­ки. Кстати, за счет нее мы до сих пор и живем.

Есть некоторые параллели между Сталиным и Святым Царем Константином, который дал свободу Христианству в Римской империи, а затем стал ос­нователем Византии, этой духовной предтечи Рос­сийской Империи.

В 313 году император Константин подписывает Миланский эдикт, по которому запрещается преследовать христиан. Таким образом из официаль­ного гонителя сторонников Веры Христовой он ста­новится покровителем христианства, а затем объяв­ляет его официальной религией Римской империи. Затем именно по инициативе Константина прово­дится первый Вселенский Никейский собор, где он и председательствует над собранием епископов. Из-за противоречий между архиереями сна­чала трудно их собрать вместе, а потом на соборе выработать общие положения Веры. Но благодаря воле императора состоялось и то, и другое. В итоге были преодолены ереси, положены основы Симво­ла Веры, и учение Христа Спасителя охватило всю империю и распространялось на прилегающие зем­ли. Видно, на то была воля Божия и воплотил ее из­бранный Им Царь Константин.

Кстати, тогда он не был даже крещеным и крес­тился потом, незадолго до смерти. Не то ли сделал для Русской Церкви Сталин, начав новый этап в ис­тории Церкви и государства, созвав Архиерейский собор и избрав патриарха в 1943 году?

А вот еще одна параллель. Многие исследова­тели отмечали, что император Константин Великий объявил Христианство официальной религией им­перии, так как ему нужна была Вера Христова для сохранения единства страны, укрепления своей власти. Те же упреки идут и в отношении Сталина.

Возможно. Но что же здесь плохого? Когда есть духовность, нравственная база в обществе, это самое общество имеет будущее, здоровое развитие. Оно не разделится само в себе. Но главное, это — подлинная духовность, за которой стоит Божественная сила, сам Господь. А Он говорил: «Без меня не соделаете ничего, напрасно трудится жиждущий».

И то, что обе империи достигли подъема при жизни их руководителей, говорит о многом. С ними был Бог, они сами были богоизбранными. И кроме преследования государственных интересов, этой внешней стороны, в их душу вошел Дух Святой, и они сделались верующими. Яркое подтверждение этому выводу - корот­кое благодарственное письмо трех митрополитов И. Сталину после сенсационной их встречи с ним 4 сентября 1943 года.

«Дорогой Иосиф Виссарионович!

Исторический день свидания нашего с вели­ким для всей Русской земли Вождем нашего народа, ведущим Родину к славе и процветанию, навсегда останется в глубине сердца нас, служителей церкви. Мы чувствовали в каждом слове, в каждом обраще­нии в каждом предложении сердце, горящее отечес­кой любовью ко всем своим детям. Русской Право­славной Церкви особенно дорого то, что Вы своим сердцем почувствовали, что она действительно жи­вет вместе со всем русским народом общей волей к победе и священной готовностью ко всякой жертве ради спасения Родины.

Русская Церковь никогда не забудет того, что признанный всем миром Вождь — не только Сталин­ской Конституцией, но и личным участием в судьбах Церкви поднял дух всех церковных людей к еще бо­лее успешной работе на благо дорогого отечества.

От лица Русской Церкви приносим Вам вели­кую благодарность.

Да сохранит Вас Бог на многие лета, дорогой Иосиф Виссарионович!

 

Сергий, Патриарший Местоблюститель,

Митрополит Московский и Коломенский;

Алексий, Митрополит Ленинградский;

Николай, Митрополит Киевский и Галицкий

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие Преображение Сталина,

или Святой Дух дышит там, где хочет.......................................................................6

 

Сталин — богодарованный вождь России................................................................8

 

Приложение 1.

Записка о приеме И. Сталиным

иерархов РПЦ 4 сентября 1943 г. .....................................................................11

 

Приложение 2.

Указания о работе Совета по делам РПЦ

при СНК СССР....................................................................................................15

 

Да исправится молитва моя.........................................................................................15

 

Приложение

Речь Святейшего Патриарха Московского

и Всея Руси Алексия перед панихидой

по И.В. Сталину, сказанная в Патриаршем соборе

в день его похорон (9.03.1953 г.) ....................................................................................19

 

Он был верующим...

(Из интервью настоятеля Церкви Петра и Павла

с. Знаменка Ленинградской области

иеромонаха Евстафия (Жакова)

газете «Завтра», 2009 г.) ...................................................................................................20

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.015 с.)