Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование свойств глины в психотерапии. Арт-терапевтическое значение.

Поиск

 

Известный британский арт-терапевт Д. Энли, автор книги «Работа с глиной в арт-терапии», отмечает, что «глина обладает динамическими, даже поэтическими свойствами. Она является средством терапии, образования и самовыражения, затрагивая историю, психологию, технику и эстетику».

В арт-терапии глина ценится как естественный, неструктурированный, пластичный трехмерный материал. Ценным оказывается также то, что ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов и требует определенных физических усилий и затрат времени. Глина считается идеальным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам процесс – исцеляющим.
С точки зрения классического психоанализа, работа с глиной воспринимается как естественное и бессознательное влечение человека к запечатленному с раннего детства образа материнской утробы и мягкого тела матери. Аналитическая психология К. Г. Юнга видит в использовании глины тягу к архетипическому единению стихий воды и земли, алхимическую метафору нового творения.
Союз глины и человека дает удивительные результаты. Это обнаружение своего темпа и своей внутренней гармонии пропорций; бессознательное научение управлению своим временем и своими действиями. Это воплощение своих эмоций и идей в материи и акт истинного творения. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину в эстетической форме. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и тем самым "исправлять’’ эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.
Использование глины в терапии особенно важно для тех клиентов, которым трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях. В ситуациях неопределенности: «мятье» глины, «вылепливание» снижает или убирает сопротивление и дает возможность «увидеть» решение. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Она эффективна в терапии с высокой степенью агрессии, с социальной дезадаптацией клиента, девиантным поведением, с постстрессовым расстройством, навязчивыми состояниями, а также экзистенциальными кризисами и проблемами. В работе с глиной нет противопоказаний и возрастных ограничений. Это и позволяет нам с оптимизмом предполагать ее более широкое использование и психологической практике.
Процесс работы с глиной в арт-терапии имеет общую структуру, связанную с материальной данностью, а также и различные вариации оформления работы и взаимодействия со свидетелем (психотерапевтом, ведущим или другим участником группы).

Риски.

1. При этом работа с глиной таит в себе определенные риски. Она может фрустрировать пациентов, если им не удается создать нужную форму, поэтому может потребоваться техническая под­держка со стороны специалиста.

2. Не сформированные технические навыки вызывают разочаровании при невозможности реализации замысла.

4. Для кого:

Работа с глиной подходит как взрослым людям, так и детям, позволяя решать как общие, так и частные задачи.

· С дошкольниками 6-7 лет;

Henley (2002) подчеркивает, что для эффективной работы с глиной ребенок уже должен иметь определенную способность к абстрактному мышлению. Он считает, что глина подходит для детей от 6 лет. Дети более младшего возраста также получат удовольствие от взаимодействия с этим материалом, но могут не получить необходимого терапевтического воздействия.

· Младшими школьниками;

· Подростками;

· Взрослыми людьми;

· В работе со слабовидящими и слепыми;

· С пожилыми людьми.

 

Глина дает очень много:

· компенсирует такие вещи, как недостаток любви, внимания и ласки;

· помогает людям пережить критические моменты развития;

· облегчает формирование или изменение идентичности человека, его физического, психологи­ческого и духовного «Я»;

  • способствует снижению агрессивности, страхов, тревожности у человека;
  • оказывает психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;
  • психотерапевтическая помощь людям, пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;
  • при работе с детьми, страдающими от недо­статочного родительского внимания
  • развивать творческое воображение, фантазию;

· развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;

· помогает достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;

· развивает мелкую моторику, сенсорные ощущения;

· способствует становлению произвольной регуляции поведения;

· помогает осознанию своих чувств, переживаний, побуждает к размышлениям, самоисследованию, личностному росту;

· при сома­тических и психосоматических заболеваниях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.008 с.)