Медицинское использование глины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинское использование глины.



Введение.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины». Символичная притча о том, что все в этой жизни зависит от нас. А еще символично, что глина — именно тот материал, который Бог подарил человеку. Это действительно дар, ведь этот материал испокон веков приносят нам только пользу и большие блага. Глина использовалась в магических ритуалах, смачиваясь кровью, а не водой, в случаях особого употребления.

Медицинское использование глины.

Глину в качестве лекарственного вещества упоминал Авиценна в труде «О способах лечения вообще», разделяя красную «печатную» глину с определенного холма в местности, издавна пользующегося славой священного, и белую глину. Гален использовал глину как целебное средство, о том же писал Плиний Старший. Особенное предпочтение местных, известных своими особенными свойствами, глин привело к увлечению лечением глинами на европейских курортах в середине XX века.
Мудрые лекари не оставили без внимания удивительно полезный и благотворный для человека состав микроэлементов, находящихся в глине, в результате появилась такая наука как глинолечение:

· этот материал впитывает в себя токсины, а после выводит их из наших уставших организмов;

· глина способна даже выравнивать биополе человека;

· благотворно воздействует на организм;

· лечит простудные заболевания;

· прекрасно растут ногти;

· глина применяется для лечения хронических заболеваний суставов, позвоночника, мышц;

· периферической нервной системы;

травмах (ушибах растяжениях связок, гематомах);

· при гинекологических заболеваниях, цистите.

Риски.

1. При этом работа с глиной таит в себе определенные риски. Она может фрустрировать пациентов, если им не удается создать нужную форму, поэтому может потребоваться техническая под­держка со стороны специалиста.

2. Не сформированные технические навыки вызывают разочаровании при невозможности реализации замысла.

4. Для кого:

Работа с глиной подходит как взрослым людям, так и детям, позволяя решать как общие, так и частные задачи.

· С дошкольниками 6-7 лет;

Henley (2002) подчеркивает, что для эффективной работы с глиной ребенок уже должен иметь определенную способность к абстрактному мышлению. Он считает, что глина подходит для детей от 6 лет. Дети более младшего возраста также получат удовольствие от взаимодействия с этим материалом, но могут не получить необходимого терапевтического воздействия.

· Младшими школьниками;

· Подростками;

· Взрослыми людьми;

· В работе со слабовидящими и слепыми;

· С пожилыми людьми.

 

Глина дает очень много:

· компенсирует такие вещи, как недостаток любви, внимания и ласки;

· помогает людям пережить критические моменты развития;

· облегчает формирование или изменение идентичности человека, его физического, психологи­ческого и духовного «Я»;

  • способствует снижению агрессивности, страхов, тревожности у человека;
  • оказывает психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;
  • психотерапевтическая помощь людям, пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;
  • при работе с детьми, страдающими от недо­статочного родительского внимания
  • развивать творческое воображение, фантазию;

· развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;

· помогает достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;

· развивает мелкую моторику, сенсорные ощущения;

· способствует становлению произвольной регуляции поведения;

· помогает осознанию своих чувств, переживаний, побуждает к размышлениям, самоисследованию, личностному росту;

· при сома­тических и психосоматических заболеваниях.

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.

В среднем школьном и подростковом возрасте потребность в самовыражении, а затем потребность в самопознании и утверждении своей личности приобретают особую значимость. В этом возрасте арттерапия представляет благоприятные возможности для реализации этих потребностей, и которая является оптимальной формой проведения коррекционной работы.

Например, при организации занятий рисуночной терапией, лепкой, вязанием, моделированием одежды и т.д. с гиперактивными и расторможенными детьми, особенно с детьми с проявлением агрессивности в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, лаки, глина, пластилин, вязальные крючки, иглы и др. Эти материалы стимулируют ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение, а также привести к травматизму ребенка.

Вместе с тем нужно знать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага может рваться и т.д. Поэтому для таких детей нужно предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие осуществить эмоциональное отреагирование и снять излишнюю напряженность.

Детям эмоционально зажатым, фруструированным, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин, рисование мелом.

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

Существуют разные техники работы с глиной, которые можно использовать в арт-терапии, начиная с элементар­ных манипуляций и заканчивая более сложными видами деятельности, связанными с созданием образов. Они требу­ют высокого уровня развития не только технических навы­ков, но и психических процессов — внимания, восприятия, мышления, эмоций, воли. Техники работы с глиной для преодоления нозогенных (психогенные расстройства, обусловленные влиянием психотравмирующих событий) реакций, связанных с соматическими заболеваниями и травмами.

· Фигуративная скульптура

· Образ себя

· Маски

· Своего обидчика

· Настроение

· «Картина мира»,

· «Прокладывая путь»,

· «Автопортрет до и после болезни (операции, травмы)»,

· «Сеть поддержки.»

· «Пейзажи эмоциональных состояний»,

· «Уровень функционирования»,

· «История болезни и ее преодоления в картинах».

· Лепим метафорический образ своей проблемы в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.

· Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.

· Создаем и разрисовываем фигуры из глины.

· Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.

· Создаем глиняные амулеты и обереги.

· За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.

· Скульптурный проект «Семья» (Кейс).

Самое главное трансформация: болезнь- в здоровье, тревожность – в спокойствие.

Энли отмечает, что «одной из наиболее сложных, но терапевтически полезных техник работы с глиной явля­ется фигуративная скульптура. Дети и взрослые часто испытывают желание создать изображение членов своей семьи, себя, домашних питомцев, предметов интерьера и других объектов. Однако создание скульптурных обра­зов человека или других существ является сложным даже для профессионального художника».

Энли полагает, что эта сложность определяется трех­мерным характером образов. Возможны следующие варианты создания скульптур­ного портрета и автопортрета в процессе арт-терапии:

· пациент создает скульптурный портрет самого себя (автопортрет), глядя на себя в зеркало или по пред­ставлению, в том числе работая с закрытыми глазам и настраиваясь на ощущения собственного тела;

· арт-терапевт создает основу скульптурного портрета пациента, но затем передает ему образ для развития и доработки;

· члены группы создают портреты друг друга, при этом также возможна передача полузаконченных или законченных портретов друг другу для возможных изменений.

В процессе лепки фигуры происходит проективная идентификация, когда художник неосознанно идентифицируется с изображаемым объектом. Если у пациента в силу физических или психологических причин, нарушено восприятие собственного тела, в процессе лепки он неизбежно искажает воспринимаемый образ (себя или модели). Может иметь место как негативное, так и положительное искажение, предполагающее создание либо обезображивающего, либо идеализированного образа, не соответствующего реальности.

При создании скульптурного образа человека, пациенты должны иметь достаточную свободу, позволяющую им формировать и проявлять собственный выразительный стиль». В целом, анатомическая точность вовсе не обязательна для создания выразительных и психологически ярких скульптурных изображений человека. Можно диффе­ренцировать техники создания скульптурного образа человека с учетом возможностей пациентов. Более про­стой задачей, например, может быть создание упрощенного, схематизированного образа, и это не обязательно приведет к утрате эстетической выразительности.

Одним из доступных приемов для создания скульптурного изображения человека является «метод заготовок». Арт-терапевт подготавливает для пациента из куска глины обобщенную форму человеческой головы или фигуры, чтобы тот сформировал из нее образ (в том числе вылепил свой портрет). Поскольку голова и все основные части тела уже в целом представлены пациенту, не составляет труда завершить образ. Другой изобразительный прием, которым можно пользоваться для создания относительно небольших по величине скульптур, предполагает создание нескольких частей тела по отдельности, после чего они могут собираться в целостный образ.

Техники создания скульптурного портрета и автопортрета в арт-терапевтической работе имеют много общего и в то же время ряд существенных отличий. Так, если при создании своего скульптурного портрета человек сам контролирует весь процесс и вкладывает в образ собственные представления о самом себе, то при создании его портрета другими людьми (арт-терапевтом, членами арт-терапевтической группы) создаваемый образ может в той или иной мере отражать их отношение к модели. При этом портрет может в большей или меньшей степени расходиться с его ожидания­ми. Создание портрета другим человеком (терапевтом, другим участником группы) связано с межличностным взаимодействием, часто затрагивающим прошлые или текущие отношения модели с другими людьми (в част­ности, родителями).

Как отмечает А.И. Копытин, создание портрета и автопортрета пациента имеет широкий спектр арт- терапевтических показаний. «Данные техники могут быть особенно полезны в критические моменты раз­вития, когда происходит формирование или изменение идентичности человека, его физического, психологи­ческого и духовного «Я». Эти техники имеют большое значение при работе с детьми, страдающими от недо­статочного родительского внимания, а также с под­ростками, пожилыми людьми, лицами, переживаю­щими «культурный шок» или психологический кризис. И во многих других случаях. Вместе с тем, данные техни­ки являются сложными, требующими от специалиста не только глубокого знания материала и технологии рабо­ты, но их «подводных камней», сложной межличностной и внутриличностной динамики, проявляющейся при их использовании».

Важной частью арт-терапевтического сеанса при создании скульптурного портрета и автопортрета явля­ется последующее обсуждение созданного образа. Оно может быть направлено, прежде всего, на прояснение отношения пациента к самому себе и его чувств, связан­ных с самовосприятием и самоотношением. Пациенту могут быть заданы разные вопросы, в том числе:

  1. Какие три вещи тебе больше всего нравятся на пор­трете (автопортрете)?
  2. Какие твои личностные черты наиболее ярко про­являются на портрете (автопортрете)?
  3. Какое название можно было бы дать этому образу или какую цитату можно было бы к нему подобрать?
  4. Если бы изображенный человек мог заговорить что он мог бы сказать?
  5. Чего не хватает данному образу? Что можно было бы сделать, чтобы он был более выразительным, целостным?
  6. Что бы Вы могли сказать изображенному человеку?

 

ПРАКТИКА.

1. Вступление. Цель семинара- тренинга. Лечение глиной. Глина в арт- терапии

2. Лепим куб, шар и плоскость.

3. Глиняные каракули.

Закройте глаза. Что вы ощущаете? Опишите свое состояние. Лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию

Энергия сформирована, а теперь превращаем куб в шар. Подержите его в руке, чтобы руки не касались друг друга. Лепка шара формирует энергию удержания.Закрыть глаза. Шар- удерживает ВАШУ энергию. Пустить шар по кругу, найти отличие своего шара.

Сделайте из шара плоскую фигуру. Лепка плоскости позволяет расслабиться. Можете ударять, вытягивать, растягивать и тд. Положите руки на эту плоскость, закройте глаза, что Вы чувствуете? Плоскость-это расслабление.

Данное упражнение помогает сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.

 

Техника «глиняные каракули» (Р.Френкель)

Техника используется для установления тесного контакта между ведущим и участником сессии, особенно эффективна в работе с детьми, испытывающими затруднения и страх перед рисованием, изображением чего-либо.

Описание техники:

Ведущий предлагает участникам по куску мягкой глины. Каждый участник должен попытаться вылепить 4 или 5 любых фигур разной формы, ведущий сам делает то же самое (можно пользоваться разными инструментами). Затем участники меняются фигурками, для того чтобы объединить их каким-либо образом и создать композицию (можно добавлять еще глины). Получив готовые фигуры, участники чувствует себя более уверенно в создании образа. По завершении работы участники рассматривают то, что получилось, и обсуждают свои изделия. После того, как они высохнут, можно продолжить работу на этапе раскрашивания фигур.

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Введение.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины». Символичная притча о том, что все в этой жизни зависит от нас. А еще символично, что глина — именно тот материал, который Бог подарил человеку. Это действительно дар, ведь этот материал испокон веков приносят нам только пользу и большие блага. Глина использовалась в магических ритуалах, смачиваясь кровью, а не водой, в случаях особого употребления.

Медицинское использование глины.

Глину в качестве лекарственного вещества упоминал Авиценна в труде «О способах лечения вообще», разделяя красную «печатную» глину с определенного холма в местности, издавна пользующегося славой священного, и белую глину. Гален использовал глину как целебное средство, о том же писал Плиний Старший. Особенное предпочтение местных, известных своими особенными свойствами, глин привело к увлечению лечением глинами на европейских курортах в середине XX века.
Мудрые лекари не оставили без внимания удивительно полезный и благотворный для человека состав микроэлементов, находящихся в глине, в результате появилась такая наука как глинолечение:

· этот материал впитывает в себя токсины, а после выводит их из наших уставших организмов;

· глина способна даже выравнивать биополе человека;

· благотворно воздействует на организм;

· лечит простудные заболевания;

· прекрасно растут ногти;

· глина применяется для лечения хронических заболеваний суставов, позвоночника, мышц;

· периферической нервной системы;

травмах (ушибах растяжениях связок, гематомах);

· при гинекологических заболеваниях, цистите.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.035 с.)