Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа с дощкольниками и младшими школьниками.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Дошкольник, страдающий энурезом, тоже может осознавать свою проблему и переживать. Но если ребенок, к примеру, застенчив, то часто он это вроде бы и не хочет преодолевать и даже пользуется этим, отказываясь общаться со сверстниками. Другое дело, когда он преодолевает эту застенчивость и оказывается, что он с удовольствием общается.
Показаниями для проведения арттерапий являются: · - трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций; · - эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; · - наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворительность внутрисемейной ситуацией, ревность к другим детям в семье; · - повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; · - негативная «Я» концепция, низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самоприятия; · - некоординированное подергивание различных мышц (нервный тик); · - асимметричные, некоординированные, резкие движения; · - тремор (дрожание) пальцев рук; · -дисгармоничная, адиалогичная, красноязычная речь, в том числе различные дисартрические нарушения (заикание и др.) · Сочетание на занятиях методов арттерапии с игровыми моментами является наиболее оптимальным вариантом в коррекционной работе с детьми. · При этом каждый педагог должен учитывать, что в данной работе лежит целая система побуждений ребенка: · - стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме; · - потребность вступить в коммуникацию с другими детьми, используя продукты своей деятельности; · - потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе; · - стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй, различных поделок и т.п. При использовании арттерапии необходимо учитывать возраст ребенка. Поскольку в возрасте от 3 до 5 лет дети еще только овладевают способами изобразительного искусства, а символическая деятельность у них находится в начале своего развития, применение арттерапевтических методов оказывается недостаточно эффективным. Здесь должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а изобразительное и другие виды искусства - органически включаться в контекст игровых заданий. Е.Крамер (1975) определяет следующую последовательность в становлении личности ребенка во время проведения коррекционных мероприятий: - деструктивное поведение с потерей ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу, бросает карандаши, разбрасывает краски, ломает карандаши и т.д.): - стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, предметов, действий; - создание графических пиктограмм, рисунков предметов, не отражающих в полной мере создаваемого образа; - создание художественных образов, в полной мере отражающих содержание реальных предметов. Последовательность этих способов художественного творчества отражает последовательность позитивного развития коррекционной работы в случае ее успешности. Успешность арттерапии можно оценить по применению ребенком цветовой гаммы. Цвета в художественно-прикладной деятельности необходимо рассматривать как психофизиологический фактор. Различные цвета по разному влияют на психоэмоциональный фон ребенка. Педагогу необходимо знать, что голубой, салатный, зеленый, желтый и розовый цвета благоприятно влияют на психоэмоциональное сознание детей. Наряду с этим занятие прикладной деятельностью способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности, вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения. У детей исчезает резкость, угловатость движений. Вместе с тем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию интеллекта и речевой активности. Поэтому очень опасно переутомление нервных центров мелкой моторики, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которым через 15-20 минут письма, рисования, бисеронизания, занятия музыкой и т.д. необходимо делать перерыв и вводить в само занятие элементы здоровьесберегающей педагогики (упражнения для пальцев рук, сохранения осанки, зрения и т.д.). Сущность арттерапии проявляется в реконструировании психо-травмирующей ситуации с помощью художественно творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения. Терапия творческим самовыражением не лечебна, а целебна: она направлена не на ликвидацию тех или иных симптомов и состояний, а на развитие человеком своих отношений с самим собой и миром. ДЛЯ ПОДРОСТКОВ. В среднем школьном и подростковом возрасте потребность в самовыражении, а затем потребность в самопознании и утверждении своей личности приобретают особую значимость. В этом возрасте арттерапия представляет благоприятные возможности для реализации этих потребностей, и которая является оптимальной формой проведения коррекционной работы. Например, при организации занятий рисуночной терапией, лепкой, вязанием, моделированием одежды и т.д. с гиперактивными и расторможенными детьми, особенно с детьми с проявлением агрессивности в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, лаки, глина, пластилин, вязальные крючки, иглы и др. Эти материалы стимулируют ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение, а также привести к травматизму ребенка. Вместе с тем нужно знать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага может рваться и т.д. Поэтому для таких детей нужно предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие осуществить эмоциональное отреагирование и снять излишнюю напряженность. Детям эмоционально зажатым, фруструированным, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин, рисование мелом. ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. Существуют разные техники работы с глиной, которые можно использовать в арт-терапии, начиная с элементарных манипуляций и заканчивая более сложными видами деятельности, связанными с созданием образов. Они требуют высокого уровня развития не только технических навыков, но и психических процессов — внимания, восприятия, мышления, эмоций, воли. Техники работы с глиной для преодоления нозогенных (психогенные расстройства, обусловленные влиянием психотравмирующих событий) реакций, связанных с соматическими заболеваниями и травмами. · Фигуративная скульптура · Образ себя · Маски · Своего обидчика · Настроение · «Картина мира», · «Прокладывая путь», · «Автопортрет до и после болезни (операции, травмы)», · «Сеть поддержки.» · «Пейзажи эмоциональных состояний», · «Уровень функционирования», · «История болезни и ее преодоления в картинах». · Лепим метафорический образ своей проблемы в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим. · Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами. · Создаем и разрисовываем фигуры из глины. · Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов. · Создаем глиняные амулеты и обереги. · За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию. · Скульптурный проект «Семья» (Кейс). Самое главное трансформация: болезнь- в здоровье, тревожность – в спокойствие. Энли отмечает, что «одной из наиболее сложных, но терапевтически полезных техник работы с глиной является фигуративная скульптура. Дети и взрослые часто испытывают желание создать изображение членов своей семьи, себя, домашних питомцев, предметов интерьера и других объектов. Однако создание скульптурных образов человека или других существ является сложным даже для профессионального художника». Энли полагает, что эта сложность определяется трехмерным характером образов. Возможны следующие варианты создания скульптурного портрета и автопортрета в процессе арт-терапии: · пациент создает скульптурный портрет самого себя (автопортрет), глядя на себя в зеркало или по представлению, в том числе работая с закрытыми глазам и настраиваясь на ощущения собственного тела; · арт-терапевт создает основу скульптурного портрета пациента, но затем передает ему образ для развития и доработки; · члены группы создают портреты друг друга, при этом также возможна передача полузаконченных или законченных портретов друг другу для возможных изменений. В процессе лепки фигуры происходит проективная идентификация, когда художник неосознанно идентифицируется с изображаемым объектом. Если у пациента в силу физических или психологических причин, нарушено восприятие собственного тела, в процессе лепки он неизбежно искажает воспринимаемый образ (себя или модели). Может иметь место как негативное, так и положительное искажение, предполагающее создание либо обезображивающего, либо идеализированного образа, не соответствующего реальности. При создании скульптурного образа человека, пациенты должны иметь достаточную свободу, позволяющую им формировать и проявлять собственный выразительный стиль». В целом, анатомическая точность вовсе не обязательна для создания выразительных и психологически ярких скульптурных изображений человека. Можно дифференцировать техники создания скульптурного образа человека с учетом возможностей пациентов. Более простой задачей, например, может быть создание упрощенного, схематизированного образа, и это не обязательно приведет к утрате эстетической выразительности. Одним из доступных приемов для создания скульптурного изображения человека является «метод заготовок». Арт-терапевт подготавливает для пациента из куска глины обобщенную форму человеческой головы или фигуры, чтобы тот сформировал из нее образ (в том числе вылепил свой портрет). Поскольку голова и все основные части тела уже в целом представлены пациенту, не составляет труда завершить образ. Другой изобразительный прием, которым можно пользоваться для создания относительно небольших по величине скульптур, предполагает создание нескольких частей тела по отдельности, после чего они могут собираться в целостный образ. Техники создания скульптурного портрета и автопортрета в арт-терапевтической работе имеют много общего и в то же время ряд существенных отличий. Так, если при создании своего скульптурного портрета человек сам контролирует весь процесс и вкладывает в образ собственные представления о самом себе, то при создании его портрета другими людьми (арт-терапевтом, членами арт-терапевтической группы) создаваемый образ может в той или иной мере отражать их отношение к модели. При этом портрет может в большей или меньшей степени расходиться с его ожиданиями. Создание портрета другим человеком (терапевтом, другим участником группы) связано с межличностным взаимодействием, часто затрагивающим прошлые или текущие отношения модели с другими людьми (в частности, родителями). Как отмечает А.И. Копытин, создание портрета и автопортрета пациента имеет широкий спектр арт- терапевтических показаний. «Данные техники могут быть особенно полезны в критические моменты развития, когда происходит формирование или изменение идентичности человека, его физического, психологического и духовного «Я». Эти техники имеют большое значение при работе с детьми, страдающими от недостаточного родительского внимания, а также с подростками, пожилыми людьми, лицами, переживающими «культурный шок» или психологический кризис. И во многих других случаях. Вместе с тем, данные техники являются сложными, требующими от специалиста не только глубокого знания материала и технологии работы, но их «подводных камней», сложной межличностной и внутриличностной динамики, проявляющейся при их использовании». Важной частью арт-терапевтического сеанса при создании скульптурного портрета и автопортрета является последующее обсуждение созданного образа. Оно может быть направлено, прежде всего, на прояснение отношения пациента к самому себе и его чувств, связанных с самовосприятием и самоотношением. Пациенту могут быть заданы разные вопросы, в том числе:
ПРАКТИКА. 1. Вступление. Цель семинара- тренинга. Лечение глиной. Глина в арт- терапии 2. Лепим куб, шар и плоскость. 3. Глиняные каракули. Закройте глаза. Что вы ощущаете? Опишите свое состояние. Лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию Энергия сформирована, а теперь превращаем куб в шар. Подержите его в руке, чтобы руки не касались друг друга. Лепка шара формирует энергию удержания.Закрыть глаза. Шар- удерживает ВАШУ энергию. Пустить шар по кругу, найти отличие своего шара. Сделайте из шара плоскую фигуру. Лепка плоскости позволяет расслабиться. Можете ударять, вытягивать, растягивать и тд. Положите руки на эту плоскость, закройте глаза, что Вы чувствуете? Плоскость-это расслабление. Данное упражнение помогает сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.
Техника «глиняные каракули» (Р.Френкель) Техника используется для установления тесного контакта между ведущим и участником сессии, особенно эффективна в работе с детьми, испытывающими затруднения и страх перед рисованием, изображением чего-либо. Описание техники: Ведущий предлагает участникам по куску мягкой глины. Каждый участник должен попытаться вылепить 4 или 5 любых фигур разной формы, ведущий сам делает то же самое (можно пользоваться разными инструментами). Затем участники меняются фигурками, для того чтобы объединить их каким-либо образом и создать композицию (можно добавлять еще глины). Получив готовые фигуры, участники чувствует себя более уверенно в создании образа. По завершении работы участники рассматривают то, что получилось, и обсуждают свои изделия. После того, как они высохнут, можно продолжить работу на этапе раскрашивания фигур.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.007 с.) |