Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как ставить личностный диагноз. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Не боги горшки обжигают. То есть не только психолог должен уметьставить личностный диагноз, в том числе при зашкаливании в акцентуацию ипсихопатию. Каждый "человек общающийся" может в своих отношениях с другимилюдьми учитывать психотип и его выраженность. Так что психологи не должны вести себя как жрецы, которым, дескать,единственным дано психологическое прозрение. Часто психологи, увы, относятсяс презрением к так просто людям, к непсихологам. Психологу, наоборот,следует поделиться своим умением ставить личностный диагноз -- как Прометейподелился с людьми огнем. Конечно, надо предостеречь и от игр с огнем. Ставить личностный диагноздругому человеку -- это ответственное дело. Если вы хотите просто для себяучесть его, то Бог вам в помощь (ошиблись -- сами же и повели себянеправильно). А вот если вы начнете направо-налево выдавать свои диагнозы вкачестве самодеятельного психолога, то можно и беду накликать. Это вопросэтики. Не делитесь с человеком своими диагностическими впечатлениями о нем.Для этого все-таки требуется профессиональная квалификация. Но учитывать психотипные особенности человека для себя -- это оченьважно и очень много. Уже по ходу чтения книги вы обратили внимание, чтоначали обращать внимание на те черты в людях, о которых уже узнали. Онипоневоле бросаются в глаза. На это я и надеялся. Диагностика -- это инепроизвольная деятельность. И в ярко выраженных случаях человека невольнотянет сразу к диагностике психотипа, а не только отдельных черт. Хочу предупредить: поспешность в этом вряд ли будет способствоватьуспеху, так что советую сначала собирать все по крохам. Для начала наблюдаем человека в разных его проявлениях, не задаваяникаких специальных вопросов, просто наблюдаем и про себя что-то отмечаем.Это уже дает очень много опорных моментов для диагностики. Можно вступить и в разговор. Но здесь требуется дополнительныйкомментарий. Если вы психолог и человек у вас консультируется, то можноспециально задать нужные для диагностики вопросы. Но если вы делаете выводытолько для себя, то назойливые расспросы могут раздражать. Тут уж старайтесьпросто разговаривать на разные темы, как собеседник с собеседником. И изэтого свободно парящего разговора о том о сем можно делать диагностическиевыводы. Этот разговор может быть спокойным и неназойливым. Ведь мы частопросто общаемся по делу и без дела со множеством разных людей. Но он можетбыть и несколько более углубленно-направленным, если мы ставим перед собойдиагностическую задачу. Ну, ставим или не ставим, впечатления все равнобудут накапливаться. А если ставим такую задачу, то все же следует этоделать не демонстративно, а в рамках приличий. То есть не стоитрасспрашивать человека сразу о его секретах, а для начала лучше рассказатьему о каких-то своих -- в духе главки "Вдохновляй на разговор" в моей книге"Лабиринты общения". Просто ли мы наблюдаем, просто разговариваем или "пристрастно"расспрашиваем, материал дальше "обрабатывается". То, что сразу бросилось вглаза, фиксируем про себя и квалифицируем как симптом. Например, отметили, что человек картавит, что голос у него глухой, речьскороговоркой, слова не договариваются до конца, нам приходится егопереспрашивать, -- и квалифицируем: речь смазанная. Или увидели, что ногтидлинные, ухоженные, стрижка под мальчика, с мелированием -- квалифицируем:уделяется особое внимание внешности. Когда такая работа проведена достаточно кропотливо и мы чувствуем, чтоисчерпали весь материал, переходим к его диагностическому переосмыслению. Ноне надо торопиться с выводами. Поступаем так. Отбираем явные черты (например, мелодичное чтениестихов) и те черты, которые можно трактовать по-разному. Вот это вродевыглядит как шизоидная черта, но если чуть с другой стороны посмотреть, топохожа и на истероидную. Помните про пуговицу на двух нитках? Истероид можеттаким образом вводить новую моду или красоваться своим нонконформизмом. Когда собрано и обдумано все, составляем "диагностический баланс". Наэтом этапе целесообразно использовать метод исключения. Задаем себе вопросы"от обратного". Это истероид? Не демонстративен, не красив, хорошийматематик, не манипулятор и т. п. -- ну явно не истероид. И так по отношениюк каждому психотипу. Когда исключим все неподходящее, останется два-трипсихотипа для дифференциального диагноза. И вот здесь придется трудно. Конечно, для тренинга диагностических навыков будущимпсихологам-профессионалам и пользователям одного лишь прочтения этой книги,безусловно, недостаточно. Книга пусть будет началом в постижении психотипныхособенностей. Что касается наших студентов, то они проходят солиднуюдиагностическую практику. Но и тем из читателей, которые хотели бы для своихжитейских целей пройти живой тренинг диагностики, мы предлагаем такиезанятия в рамках наших психологически ориентированных клубов. Во введении я предупредил, что издаю эту книгу незаконченной. Здесьописаны лишь основные личностные психотипы: паранойяльный, эпилептоид,истероид, гипертим, шизоид -- потому что я считаю их действительноосновными, то есть наиболее частыми, наиболее значимыми и наиболееинтересными.
X x x Я благодарю мою жену Елену за нашу любовь, за сотворчество и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.004 с.) |