В силу критичности мышления шизоид с трудом поддается внушениям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В силу критичности мышления шизоид с трудом поддается внушениям.



Поэтому при гипнотизации у него чаще всего лишь наблюдается легкаясомноленция, а глубже в гипноз уходят истероиды. Этим объясняется и то, чтошизоид скорее нерелигиозен. В религиозных построениях для него слишком многоот мистики, а не от научной логики. Но если он все-таки с детства уверовал внекие догматы, то пытается и идеи свои разрабатывать в рамках этих догматов,в итоге путается и запутывает всех. Один шизоидный подросток в ответ на вопрос, что он сейчас читает изхудожественной литературы, заявил, что ничего не читает, потому что причтении художественной литературы он не чувствует сопротивления материала. Ну а сензитивы, истероиды, гипертимы, напротив, смотрят сериалы именнопотому, что там нет "сопротивления материала".

Философия

Философия и шизоид - "близнецы-братья", почти как в свое время "Ленин ипартия". Это паранойяльного человека не очень интересует, материя порождаетдух или дух материю... А шизоиду важно именно это. Для них неприемлем"четвертый тезис Маркса о Фейербахе": до сих пор философы объясняли мир, анадо его переделывать. Они не хотят ничего переделывать, но они пытаются всеобъяснить. Одни названия философских произведений чего стоят! "Мир как воляи представление" (Шопенгауэр), "Феноменология духа" (Гегель) и т. п. Ихфилософские произведения трудно понимать, они написаны запутанным, темнымязыком, с массой недоговоренностей и иносказаний. В них, как и везде ушизоида, длинные словесные построения, состоящие из множествасложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сдобренных многочисленнымипричастными и деепричастными оборотами, бесконечными вводными словами,пояснениями в скобках, тире, двоеточиями, многоточиями... У паранойяльного,напомним, наблюдается нечто сходное, но там иная мотивация. Паранойяльныйнастолько ценит свою мысль, что боится чего-то не донести до читателя. Ашизоиду просто интересно самому разобраться в деталях и противоречиях. Он впадает в эйфорию от мыслительной казуистики, любуется ею. "Небытие- инобытие бытия", "Бытия нет, есть небытие". В шизоидных философскихпроизведениях трактуются самые общие категории: мир, бытие, дух, материя,развитие, причины, следствия... Иногда философские произведения пишутся в литературно-художественнойформе. Это романы, повести, рассказы. Но чаще это притчи, напичканные идеяминачала и конца мира, бесконечности и вечности, нравственно-философскимипроблемами. Вот новелла Борхеса "Бессмертный": все искали реку бессмертия, а когданаходили и становились бессмертными, то делали все, чтобы найти реку смерти.Или роман "Восстание ангелов" Франса: Люцифер, низвергнутый когда-то Богом впреисподнюю, готовит новое восстание падших ангелов, но видит вещий сон, вкотором он, победивший, становится тем косным самодовольным Богом, противкоторого и замыслил новое восстание, - и решает навсегда остаться впреисподней. Для истероида важна не сама философия, а все, что вокруг нее, общениепо ее поводу. Для паранойяльного философия - основа и оправдание его опаснойили полезной для общества деятельности. А сама по себе философия, сложная,непонятная, трудоемкая и для обывательского большинства "никчемная тень",эпифеномен, по-настоящему овладевает лишь умами шизоидов.

Творчество

Творчество шизоида не предусматривает сиюсекундного и даже просторассчитанного на ближайшее время результата. Вот и Герон сотни лет назадувидел, что висящий над огнем чайник отклоняется в сторону, противоположнуюструе пара. Повернул носик чайника из вертикального (по отношению к стенкечайника) в горизонтальное положение - чайник над огнем завертелся. Намтеперь-то понятно, что это реактивное движение. И Королев идею Герона использовал для ракет - прагматичнее непридумаешь. Но придумалось это через многие сотни лет. Так что шизоиды творят впрок. Из банка их вечных идей черпаются сегоднязаводские технологии. Творчество шизоидов как бы находится в свободном полете. Оно свободновитает от темы к теме, от ассоциации к ассоциации. Процесс творческогомышления непрерывен... Их озарения не столь ярки, шизоиды не придают имтакого значения, как паранойяльные. Но этих догадок много, они мерцают, какзвезды, далекие от нас, и когда-нибудь, пусть даже и очень не скоро, будутиспользованы прагматиками. Шизоид творит не для человечества, а для себя и для таких же умников.Поэтому он часто творит "в стол", никому не показывает: ему интересно, ивсе. Ему не требуется сдвигать горы не надо сталкивать друг с другом классы,массы, сословия, не надо завоевывать страны и даже не надо "завоевыватьдрузей". В крайнем случае, считает шизоид, дотошный историк науки вытащит насвет божий фолианты и отыщет там алмазы его шизоида, идей. Это истероидуневыносимо творить в стол. В то же время творчество шизоида часто безответственно. Его интересуетидея в чистом виде, и он не только утоляет собственную жажду познания итворит за счет народа и государства, но и может натворить дел. Возьмем такое порождение шизоидных гениев, как трансплантология,предназначенная вроде бы для спасения людей. Но кто же не знает, чтотрансплантология - это пересадка органов от бедных к богатым? А шизоиды -как дети в песне Вадима Егорова: "Есть такой порошок, с ним взлетать хорошо,называется порох". Вот они и изобретают чертовы колеса, а потом все из-заних взлетают, и не на воздух, а и вовсе в безвоздушное пространство.(Вспомним также про вымышленного Булгаковым профессора Персикова в "Роковыхяйцах" и про невымышленных Теллера и Оппенгей-мера с разработками атомнойбомбы.) Мы уже говорили, что результаты творчества гениальных шизоидов могутпопасть в руки психопатических политиков. Что было бы, если бы Гейзенберг"вовремя" изготовил атомную бомбу для Гитлера? Но Гейзенберг только сделалвид, что создает ее. Ему мы обязаны относительно благополучным исходомвойны. Он-то хорошо понимал, что "Чингисхан с телеграфом страшнее Чингисханабез телеграфа". Эта фраза принадлежит Герцену, который еще не подозревал оделении людей на шизоидов, паранойяльных и прочих... Главное в творчестве шизоида - парадоксальность. "И гений - парадоксовдруг". Что такое парадокс? "Казалось так, а оказалось так!" Причем казалосьбольшинству, почти всем, а то и просто всем. • Ведь некогда всем было ясно, что Солнце вертится вокруг Земли.Ведь так просто: Солнце встает на востоке, а заходит на западе. Как же можнобыло иначе думать, если Солнце одно (предположить, что их много, ещетруднее). А шизоидному Копернику вопреки всеподавляющему большинству сталоясно, что Земля вертится вокруг Солнца. • Всем вроде понятно, что счастье в том, чтобы обладать. А Фроммпонял: счастье в том, чтобы быть (и он показывает, что это действительнотак). • Всем казалось, что нашей психикой управляет сознание; а Фрейддоказал, что очень часто сознанием правит бессознательное. • Все считают, что цивилизация - благо, а Руссо звал назад кприроде. Все считали, что знание - сила, а Екклесиаст полагал, что "вомногой мудрости - много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь". Вэтом ключе я переиначил процитированную фразу Екклесиаста так: во многойпечали - много мудрости (получился как бы парадокс на основе парадокса). • Все считали, что страдание - плохо, а Франкл убеждает, что встрадании рождается глубинное понимание жизни. В этой книге, как убеждается читатель, мелькают и мои парадоксальныевысказывания, например о паранойяльном: "новый друг лучше старых двух"; илио психастеноиде: "семь раз отмерит и ни разу не отрежет"; об истероиде:"грешит, чтобы каяться". Парадоксальность шизоида проявляется далеко не только вабстрактно-научном и философском творчестве, но и в техническом. Он,конечно, не забивает гвозди микроскопом, но использовать что-то не понезначению очень даже может. Помните, в "Таинственном острове" профессор издвух часовых стекол сделал линзу и разжег костер. И в художественном творчестве то же. Проведите такой эксперимент.Попросите найти эпитеты к слову "кости". Вам набросают множество вариантов.Тут будут и "белые", и "черные", и "игральные", и "рыбьи", и "трубчатые", идаже "гнилые". Но только гениальный поэт нашел словосочетание "благородныекости" ("И видит: на холме, у брега Днепра, лежат благородные кости"). Шизоидное творчество в литературе иногда поражает своей мрачнойфантастичностью. Это вам не наивный Жюль Верн с приключениями капитана Немоили поисками капитана Гранта. Это холодный и пугающий мир романов Уэллса сего морлоками и элоями, с мучениями человека-невидимки. Это тяжеловеснаяматематика рассказов Борхеса. Читайте его "Алеф" и опять-таки "Бессмертный".

Эрудиция

У шизоида она очень глубока и обширна (то есть охватывает очень разныесферы), потому что он обожает рыться в книгах. Он сидит подолгу вбиблиотеках, читает, делает выписки, полностью конспектирует книги. Сейчас,когда книги малодоступны из-за дороговизны, а в библиотеку попасть трудно, ячасто вижу шизоидов в книжных магазинах, сидящих по углам и конспектирующихс разрешения продавцов. Дома книги у шизоида в пыли, многие открыты напрорабатываемых страницах. Они валяются в разных, иногда малоподходящих,местах квартиры. Шизоид роется в книгах, когда нечего делать. А ему всегдаделать нечего, так что он в книгах роется постоянно. Эрудиция шизоида касается сфер, далеких от житейских проблем. Он нерасскажет вам, где что купить и сколько что стоит. Из этого и избеллетристики складываются познания истероида. Впрочем, если шизоид -литературовед или теоретик стихосложения, то он может знать и подробностироманических текстов или поправить ошибки, обычные при небрежномцитировании: не "тем больше нравимся мы ей", а "тем легче...", не "он,мятежный, ищет бури...", а "он, мятежный, просит бури...". И все же дляшизоида гораздо важнее не сколько жен было у Генриха VIII и не как миледи из"Трех мушкетеров" устранила Бэкингема, а, как уже говорилось выше,метафизика Аристотеля, метапсихология Фрейда, сюрреализм Кафки,гештальтпсихология Коффки, агностицизм Канта, позитивизм Конта...

Память

Мы уже отмечали, что у шизоида цепкая механическая память. Он помнитпро каждую бумажку, над которой когда-то работал, помнит, что положил ее втакую-то папку с такими-то материалами. Но в особенности хороша у шизоида смысловая память (у гипертима,напомним, смысловая память посредственная). У психастеноида, напротив, оченьплохо с механической памятью. Но шизоид свою механическую память еще иразвивает различными мнемотехническими приемами. Он быстрее, чем другие психотипы, построит фразы типа "каждый охотникжелает знать, где сидит фазан" для запоминания цветов спектра (красный,оранжевый... синий, фиолетовый). Чтобы запомнить, например, телефон354-70-61, он построит целую систему: 354 - это 3, 4, 5; только 4 поменялосьместами с 5; а 6 и 1 - в середине между 7 и 0, причем 6 рядом с 7, а 1 рядомс 0. Он может для запоминания анатомического строения сочинить специальныестихи, "опоэтизировав" толстую и прямую кишку. Он вообще склонен развивать свою память, устраивает ей проверки,тренирует. Разбивает материал на мелкие фрагменты, в каждом из которых неболее 7 единиц (запоминается 7 плюс-минус 2), делает карточки по каждому изфрагментов и проверяет себя по этим карточкам. Старается использовать феномен Б. В. Зейгарник, который заключается втом, что незавершенное действие запоминается лучше. Закладывает значимыйматериал в края ряда, чтобы использовать "эффект края" Эббингауза (лучшезапоминается начало и конец ряда). Он отыскивает закономерности своей"личной" памяти - от нечего делать рефлексирует, развлекается.

Рефлексия

Шизоидный человек вообще живет не рефлекторно, а рефлексивно. Онрассуждает по поводу того, почему и как он мыслит, как рождаются и затухаютего чувства, как у него складываются отношения с людьми. Он не можетпостроить эти отношения просто, не задумываясь, он обязательно задумывается.Один шизоидный интеллектуал показал мне кривые его взаимоотношений ссотрудниками, родственниками и друзьями. Эта рефлексия в глазах окружающихвыглядит как занудствование. Ведь тот же гипертим плывет себе по течению ини о чем не думает, живет рефлекторно, реагируя лишь на ситуации.Паранойяльный и эпилептоид деловито отбрасывают всякие размышления какинтеллигентское слюнтяйство. А у шизоида само по себе размышление омышлении, о смысле жизни самоценно.

Комплекс неполноценности

У шизоида выражен, но не сильно. Так, чтобы испытывать гнетущийкомплекс неполноценности и стремиться гиперкомпенсировать его, как мы видимэто у паранойяльного или хотя бы у истероида, - этого нет. Можно дажесказать, что у шизоидов часто наблюдается неполноценность без комплексов. Онне очень-то переживает свои недостатки, он их не осознает. Но комплекс всеже существует. Шизоид бывает стеснителен и уединяется. Уединяясь, занимаетсяинтересным для него делом и часто преуспевает в нем. Но это не носитсоревновательного характера. Просто делает что-то для него интересное идостигает в этом успеха. Нет собственно гиперкомпенсации, скорее простокомпенсация. Психическая защита у шизоида развита слабо, он легкораним. И если нанего кто-то "наезжает", то он переживает. Некоторые любят распекать,высмеивать. Такой начальник скорее всего добьется того, что шизоид не тольконе сможет участвовать в мозговых штурмах, но и вообще утратит дар речивместе с творческим даром. С шизоидами стоит быть деликатными из гуманности,так как у них все же может возникнуть комплекс неполноценности. Но не только поэтому. У психиатров по отношению к шизофренному дефектуесть выражение "феномен дерева и стекла". Это означает эмоциональнуюнечувствительность и в то же время ранимость. Нечто подобное отмечается и ушизоидов. Шизоидный человек, будучи эмоционально не слишком отзывчивым, нопри этом ранимым, может язвительно защищаться, и это уже для неделикатногочеловека опасно, поскольку шизоид умен и остроумен.

Отношения с людьми

У шизоидов складываются непросто. Им трудно так выражать мысли, чтобыих легко поняли. Еще труднее быть понятыми в их психологическихпереживаниях, прежде всего потому, что они косноязычны, говорят с паузами,невыразительно или даже с неадекватными интонациями, сопровождая речьнеадекватной же мимикой. Поэтому общаются они избирательно - с теми, кто понимает их духовныезапросы, кто может поддержать интеллектуальный разговор. Шизоид рад общатьсяи с человеком более эрудированным, чем он сам, и с людьми менееэрудированными. Обычно он не высокомерен, склонен принять чужую точку зренияи спокойно разъясняет свою. Ему интересно содержание поднятой темы. Но онможет быть и высокомерен, если это касается его творчества ипрофессиональной состоятельности. Шизоиды предпочитают одиночество и не хотят никого пускать в свойвнутренний мир. Шизоидка ведет себя по принципу: пусть на меня не обращаютвнимания, и я не обращаю внимания. Шизоид ходит в одиночку в туристскиепоходы, чтобы уйти от общения с обыденным окружением. В одиночестве частоонанирует, переживая само одиночество и устрашаясь тем "вредом",.которыйврачи прошлого приписывали онанизму. Впрочем, в результате чтения разныхкниг, в том числе на сексуальные темы, переживания относительно приписанноговреда сейчас все реже. Но онанизм заставляет как бы обращать лишний развнимание на сексуальное одиночество и страдать от него сильнее. Когда я написал "предпочитают одиночество", я не имел в виду "любятодиночество". Шизоид стремится к уединению, если ему трудно с определеннымилюдьми, а не вообще стремится быть один. Шизоиды рады бы общению, но недоверяют многим, боятся ударов по психике. Поэтому сближаются они далеко несразу. А значит, и не набирают большого круга общения. Все же как-то они общаются. Больше с такими, как они сами, одиночками ибольше по интеллектуальным интересам. Делятся своими идеями, ходят друг кдругу в гости, засиживаясь допоздна, обсуждая отвлеченные проблемы,прокуривая воздух, квартиру, дом. Сигаретный дым в их доме - это своего родапсихологическое сопровождение их дружбы. Для шизоида старый друг лучше новых двух, не то что для истероида ипаранойяльного. Дружат они годами, расширяя круг общения по воле судьбы. Шизоиды при определенных обстоятельствах могут быть даже откровенны,"подставлять живот". Но тому, кто проявил уже известную надежность,интеллектуальное сродство. В школе шизоиды иногда дружат с хулиганьем, которому дают списывать,точнее, хулиганье "дружит" с ними. Шизоид в своей жизни редко прибегает к вранью. Это не истероид и непаранойяльный, которые используют ложь в манипулятивных целях, и негипертим, который врет просто потому, что надо о чем-то болтать, а настоящейтемы для разговора нет. А шизоиду зачем врать? Он ничего не выгадывает.Удовольствие его - в размышлениях, поэтому, чтобы получить удовольствие, емуюлить не надо. Шизоиды не как эпилептоиды и психастеноиды, но достаточно надежны.Вовремя отдают долги, выполняют обещанное, слов на ветер не бросают. Онидоговариваются, а не манипулируют. Договоры выполняют. Запишут - выполнят.Шизоид более или менее дисциплинирован, редко опаздывает. Он формалист.Доверять ему в целом можно, он не вероломен. Но он может забыть об обещании,не совсем как гипертим, но уж и не как эпилептоид. Шизоид может простозаработаться и забыть. Спохватывается: неудобно, но обещание не выполнено. Шизоиду небезразлично его доброе имя, но и благодарности особой от негоне стоит ждать, он суховат. Шизоид не будет жертвовать собой ради идеалов, но и жертвоприношенийтоже не потребует, так как не ставит перед собой особых целей, для него нетсверхценностей. Справедливость шизоидная - тоже некая безэмоциональная формальнаяабстракция. Этакая справедливость судьи из романа Агаты Кристи "Десять негритят". Там, правда, он и суд творит, и приговор приводит в исполнение. Я имеюв виду ту безэмоциональность, с которой он творит этот суд. И добро шизоид творит абстрактное, это некое служение какому-тоабстрактному идеалу. Шизоид не чувствует благодеяний и по отношению к себе.Если он не просил, а ему что-то сделали хорошее, он и не поймет, что этоблагодеяние. В отношениях с людьми шизоид в целом, можно сказать, формалистичен,схож в этом с эпилептоидом. Но для эпилептоида важно, что он блюдетобщественный интерес, а для шизоида важна именно форма, формула.

Субъект-объектность

Шизоид не то чтобы считает себя центром общества, а других объектами,но он как бы фихтеанский солипсист. Немецкий философ Фихте довел идеюсубъективного идеализма до абсурда: если все, что вокруг меня, существуеттолько в моих ощущениях, значит, реален только я один (solus по-латыни"единственный"). Так вот вокруг него вообще как бы нет людей. И в этомсмысле он ведет себя субъект-объектно. Он не заботится о семье. Семья заботится о нем. Он как бы в семье иодновременно вне ее. Он в рабочей группе - и вне ее. Он "вечностипринадлежит". Один художник и поэт (в одном лице) так написал о себе. Я вечности принадлежу. По ее заказу линолеум я режу по ночам И складываю столбиками строчки. А людям, не всем, конечно, это невдомек. То форму на меня они наденут солдатскую. То выльют на меня своих суждений теплые помои. То оштрафуют за проезд свободный в троллейбусе. Это не бред величия, это просто видение себя рядом с миром людей.

Эмпатия

С этим у шизоида плохо. С рефлексией хорошо, а с эмпатией - никуда. Нечувствует он другого человека, не улавливает чужого настроения, не ощущаетявно неприязненного отношения к себе. Он не вполне понимает, что в нем может вызвать юмористическое к немуотношение, не чувствует, насколько сам задевает человека своими замечаниями,не понимает, что уже надоел. Будучи часто остроумным, шизоид направляет юморна собеседника, не задумываясь, насколько его шутки безобидны. Все это можно назвать аутическим эгоцентризмом, в противовесистероидному демонстрационному эгоцентризму. Вот яркий пример такогоаутического эгоцентризма. Шизоид Гегель в свое время читал лекции одному записавшемуся к немустуденту. Это был Людвиг Фейербах, который, как нас учили "классикимарксизма-ленинизма", и положил конец немецкой классической философии и"материализм которого Маркс соединил с диалектикой Гегеля". Испытывая необходимость какого-то общения, шизоиды идут в библиотеки,сидят радом с другими людьми в читальнях, заходят в книжные магазины. Дажезанимаются зимним подледным ловом (поодаль такой же сидит у проруби, и науровне бессознательного в голове крутится: все же не один сижу).

Отношение к животным

При недостаточности эмпатии шизоиду проще общаться с животными. И вотмы видим шизоидов с непородистыми собаками. Шизоид скорее пригреет дворняжкуи даже несколько, чем возьмет щенка ротвейлера, требующего серьезной заботы.Любит кошек. Животные не обманывают, с ними не надо юлить, накормил - и всеинтриги. А все - тварь живая, можно и поговорить. С животными ему легче, чемс людьми. Он разводит аквариумных рыбок, черепах, змей, крокодильчиков. Сэтими еще меньше хлопот. Или вот ловит удочкой рыбу: рыбка клюет или неклюет - вроде бы общение. Часто мы видим на улицах людей, которые кормятптиц, бродячих животных. Скорее это шизоиды. Гипертим, если у него лишняябулка в кармане, тоже отдаст ее на улице собачке-бродяжке. Но это прислучае. А шизоид делает это систематически. Истероидка будет лелеять своюболонку, эпилептоид - своего сторожевого пса, паранойяльный вообще никого непригреет.

Нонконформизм

Свойствен шизоиду, но он иной, чем у паранойяльного, не бунтарский, аинтеллектуальный. Что-то, например, придумал в оргтехнике. Удобно,интересно, не как у всех. При этом "я не внедряю это; я только самиспользую". И делается это без демонстративности, без противопоставленияобщественному вкусу. Истероид - тот рядом с народом: "Я не хочу сливаться смассой. Превыше всех житейских благ я бы ценил возможность красный носить наулице колпак". Паранойяльный над народом. Шизоид не сливается с народом, онвне его и далек от него, именно "вне", на расстоянии. Шизоид не следит за модой - это тоже своего рода нонконформизм. Он нервется к богатству и не делает карьеру - и это проявление нонконформизма,как и многое другое из того, что читатель обнаружит о шизоиде впредшествующих и последующих главках. Шизоид пренебрегает и этикетом. Этикет для него - лишнее. Развевозможно мыслить об устройстве мира и одновременно думать об этикете?

Самолюбие

У шизоида оно не такое обостренное, как у паранойяльного, истероида иэпилептоида, - в силу достаточной самокритичности, рефлексии,отстраненности. Он может психозащитно сказать себе, что он действительночто-то недостаточно хорошо умеет, но ничего плохого в этом нет. Ты меня,мол, критикуешь, но ты менее развит в другом отношении, что же мне на тебяобижаться, зато что-то другое я умею лучше. И в результате он не так остропереживает критику. Он следует совету Пушкина внимать равнодушно добру и злуи не "оспоривать глупца". Личное авторство не так значимо для шизоида. Он не слишком сердится поповоду плагиата. Он еще придумает множество идей, стоит ли переживать, чтокто-то украл какую-то одну... Значит, мысль хороша. Но казуистическоешизоидное мышление может и еще кое-что изобрести. Один шизоид послалплагиаторам письмо с просьбой выдать справку о внедрении, "иначе -судиться". Выдали справку.

Юмор

У шизоидного человека он смысловой, а не буффонадный (чего больше можнождать от истероида и гипертима). Часто, увы, черный. Шизоид не будетговорить своему ребенку, что его "пальцем делали". Это скажет своему ребенкугипертим. Его черный юмор изощреннее: "Вот, оказывается, в сырости-то чтозаводится..." И это "любя", потому что подразумевается, что, мол, какая тыпрелесть. И ведь не откажешь этой фразе, несмотря на ее мрачноватость, вдобротности. Или юной милой жене муж говорит: "Поцелуемся перед смертью!" Аведь и в самом деле: не после же смерти. Когда я старался отучить себя отмясоедства, то придумал фразу: "Прихожу домой, открываю холодильник, а тамтруп курицы, торчит когтистая лапа, на ней остатки недощипанных перьев, кожа- в пупырышках, а на ней синюшные трупные пятна". Прекрасный пример гуманистического черного юмора (и так бывает) в"Чуде, сотворенном сорокой" Анатоля Франса. Гильом, как обычно, заснулголодный на своей колокольне, продуваемой всеми ветрами. "Ему приснилось,что некая жена совершеннейшей красоты целует его. Но, пожелав вернутьпоцелуй и протянув к ней губы, он тут же проглотил двух или трех мокриц,ползавших по его лицу. Их легкое прикосновение и принял за поцелуи егопогруженный в дремоту разум". Часто юмор шизоидов носит обличительный характер. "Богатство священново всех государствах, в демократических государствах священно только оно" -это опять Анатоль Франс. А в условиях нашей действительности я видоизменилэту фразу: "Богатство священно для всех слоев общества, для российскойинтеллигенции священно только оно". Не удержусь процитировать и словавеликого шизоида Хорхе Луиса Борхеса: "В 1515 году отцу Бартоломе... сталожалко индейцев, изнемогавших от непосильного труда в аду антильских золотыхкопей, и он предложил императору Карлу Пятому ввозить негров, чтобы в адуантильских золотых копей изнемогали негры". Юморотворчество шизоида напрямую связано с его нестандартным мышлением.Чтобы увидеть смешное, надо таким мышлением обладать. Шизоид увидит сходствооттопыренных ушей с крыльями и выдаст это в виде оригинальной язвительнойшутки. Я уже писал, что с юмором надо быть осторожнее, в особенности поотношению к паранойяльному и к эпилептоиду. Даю такой совет в первую очередьшизоидным людям, которые могут быть талантливыми сатириками. Следует этоучитывать и гипертимным людям, у которых шутки неглубокие, но тоже могутзадевать. Если же истероид начнет соревноваться с шизоидом на ниве юмора, тораздразнит его, и тот уж высмеет по полной программе, поскольку шизоидпродуцирует юмор, а истероид обычно только цитирует. Впрочем, иногда шизоид вынужденно принимает на себя роль шута, и тогдаему становится тяжко. Это не гипертим, который "шут, он и есть шут", этовсе-таки хрупкий, ломкий шизоид. А берет он на себя личину шута поневоле.Кстати, и шуты при дворах королей - того же короля Лира - были именношизоиды, которые чаще всего умнее королей. Они умничали и язвили, потому чтоу королей было модно дозволять такую меру свободы слова... Но если шизоидыстановятся неуправляемыми, язвят не по статусу, их одергивают. Да и королиодергивали шутов, когда те переходили меру дозволенного.

Оценки

Другим людям шизоид оценки чаще дает отрицательные. Поскольку он многознает в науке, следит за специальной литературой и периодикой, то может ипоймать кого-то на незнании неких фактов или интерпретаций, теорий илиавторов. И все же шизоид оценивает людей более беспристрастно, чем другиепсихотипы: ему важна истина. А эпилептоид больше блюдет букву закона. Дляистероида важнее себя показать, чем отстоять истину. О паранойяльном иговорить нечего - все подгоняет под свою доктрину. Даже психастеноид норовитбольше себя обвинить. А шизоид - этакая умственная беспристрастнаятелекамера.

Бессребреничество

Для шизоида важны интеллектуальные ценности. Ему несвойственнонакопительство. Он не ставит цель нажить имущество. Он не "зарабатывает", негонится за деньгами, тем более за большими: для этого надо ловчить, врать,воровать, убивать. Ему несравненно лучше посидеть-поразмышлять за книгой, закомпьютером. Если ему платят за его творчество, то он рад. Не платят - будетзаниматься бесплатно своими разработками или (бесплатно же) с людьми,которые ему внимают. Зарабатывает он обычно мало, и деньги у него не держатся. Он тратит их на книги, наканцелярские принадлежности. Из-за этого бывают трудности в семье, если женаего "не понимает".

Страдания

Это чувство для шизоида - некое инобытие радости. Это для него тожепроявление жизни. Все надо испробовать, в том числе и страдания. Сократ,когда умирал, приняв яд, спокойно рассказывал, что он испытывает. Врачи XIXвека прививали себе заболевания, чтобы найти ответы на научные вопросы.Гюнтер ввел себе "материал" от венерического больного с целью понять, разныели заболевания сифилис и гонорея. И на 50 лет утвердил ошибочное мнение, чтоэто одно и то же: по иронии судьбы, у больного было и то, и другое. У шизоидов к страданию философское отношение, как и к смерти: "Я житьхочу, чтоб мыслить и страдать". Страдание, по В. Франклу, имеет большойсмысл: оно позволяет острее чувствовать счастье, оно очищает душу. Вряд лимы заподозрим в таком отношении к страданию паранойяльного, гипертима,истероида и эпилептоида.

Суицид

У шизоидного человека это не крик о помощи, как у истероида. Дляшизоида это значит, что "не сложилась картина мира", "мне не подходит такоечеловечество" или просто "надоело обуваться и разуваться". "Расстанься сжизнью, Евкрит, подобно тому как зрелая оливка срывается с ветки, воздаваяхвалу дереву, на котором она росла, и благословляя вскормившую ее землю".Тут он вынул из складок хитона обнаженный кинжал и вонзил его себе в грудь".Так описывает великий Франс добровольный уход из жизни шизоида-стоика.

Учение

Шизоид в отличие от эпилептоида учится неровно. Он может пренебречькакими-то занятиями. Правда, это происходит не из лености, а ради другихпредметов. Так что в какой-то области он религий, но и на то, насколько пластично он поднимает с пола уроненныйпредмет. Я отдам предпочтение абитуриенту, который напишет "сноведение"(научим, это несложно), но расплачется в ответ на саркастический выпад поповоду такой вот грубой орфографической ошибки. В то же время нельзя и слишком облегчать психологию. Нельзя, чтобывместо серьезных тренингов проводилась только гипертимная развлекательнаякультмассовая работа. Глубина проработки проблем тоже не помешает. Итак, даздравствуют шизоиды!

Работа, карьера

Шизоиды - формалисты, на работу обычно не опаздывают. Но это обычно. Всвязи с их общей неординарностью с ними может по дороге что-то случиться,поэтому иногда и опаздывают, Рабочее место у шизоида не обустроено, кругомбеспорядок, мг бель расшатана, он еще ее и сам расшатает. Шизоид может работать на низкооплачиваемых должностях. Для него главнеебыть в обойме людей, утоляющих свою любознательность за счет государства.Это вечный МНС (младший научный сотрудник). Организация труда у него слабенькая. Записи о делах - на листочках,которые вечно теряются в карманах, записи труню разобрать - стираются. Шизоид не в состоянии сам построить свою карьеру. Ему нужен импресарио.И если этот импресарио окажется проходимцем или даже преступником, шизоид неоткажется ради карьеры от беспринципного проекта. Он скорее зауважает своего"толкача" за нестандартность маркетингового мышления. Но чаще шизоид просто работает, становится Мастером, и его повышают.

Политика

Власть и шизоид чаще "несовместны". Он не стремится к власти истарается не подчиняться власти. Это паранойяльный - вождь. Это эпилептоидберет под козырек. А шизоид - пассивный оппозиционер. Не лезет в лидеры игипертим, но тот считает себя народом, а шизоид опять-таки отщепенец. Шизоид может на некоторое время включиться в политику. И все же егодело скорее наука. Он предлагает концепции, но не навязывает идеологию. Ноесли шизоид в сфере общественных наук выдает только абстрактные построения,то паранойяльный почти всегда мысль асоциального шизоида переводит всоциально значимую плоскость, а это уже может привести к каким-то социальнымпеременам (как и с формулами, которые могут сдвинуть горы). Впрочем, иногда шизоиды участвуют в общественной сфере и в болеепрактическом аспекте: пишут тексты малограмотным политикам, а то идиссертации. Но от прямого участия в политике шизоиды уходят. Им неприятнаподковерная возня, PR-технологии, неприятны далекие от науки и искусстваличности политиков, а интересны создаваемые "в башне из слоновой кости"научные концепции и высокое искусство. Но именно это и чревато трагедиями для народа. Наплодив утопическихсоциальных идей и отнюдь не утопических естественно-научных технологий,шизоидная интеллигенция под благовидными мотивами уходит от политики. То есть, прямо скажем, передает в руки паранойяльных политиков и ихэпилептоидной гвардии средства, которыми те не могут разумно распорядиться. Безответственность шизоидов-ученых не только в том, что они выпускаютджинна из бутылки, но и в том, что выпускают ее из своих рук, отдавая ее вруки паранойяльных политиков. А спохватываются поздно, да и что, дажеспохватившись, мог поделать Сахаров с Хрущевым и Брежневым... ДрамаОппенгеймера и Теллера, которые разработали Трумэну атомную бомбу,обыгрывается уже в кинофильмах. Но никакие психоаналитики не смогутоблегчить муки их совести, связанные с устроенной ими японской трагедией. Эти шизоидно-паранойяльные отношения дают повод гетевскому Мефистофелюзло ехидничать над "смешным божком Земли", то есть человеком: Ему немножко лучше бы жилось Когда б ему владеть не довелось Тем отблеском божественного света, Что разумом зовет он: свойство это Он на одно лишь смог употребить, - Чтоб из скотов скотиной быть!

Роли в религии

В религии шизоид - теолог, то есть он философ и в религии: ФомаАквинский, Тертуллиан. Чаще он разрабатывает просто философские идеиидеалистического толка, а их уже берут на вооружение паранойяльныерелигиозные деятели. Они делают шизоидного автора идей своим предтечей, взяву него, как мы уже говорили, ту или иную умную или безумную идею. Расширяют,углубляют, видоизменяют, систематизируют и абсолютизируют ее, иногда выдаютза свою. Так, христианские вероучители многое взяли у Платона. Русские иконописцы были шизоидами - судя по иконам, а не покинофильмам, пусть и хорошим. Хотя Рублев у Тарковского в определенной мереможет служить иллюстрацией к сказанному. А вот Феофан Грек - этот скореепаранойяльный. Ангелы его - с дьявольскими ликами.

Наука



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.023 с.)