Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главная черта - целеустремленность

Поиск
Итак, повторяем, этому психотипу свойственна повышенная, следовательно,более выраженная, чем у других людей, целеустремленность... Это понятиеможет быть определено как удержи вание выработанной программы действий в "памяти воли". Надо как бы отделить от других "отсеков" памяти то, что в нейсвязано именно с волевым актом. То есть я помню то, что наметил выполнить, я держу эту цель подприцелом своей памяти, все время заставляю себя работать на эту цель. Паранойяльные удерживают программу действий в "памяти воли" лучше, чемдругие психотипы. Гипертимы и неустойчивые программу действий практически неудерживают в памяти. Психастеноиды мучительно колеблются и долго не могутвыработать программу действий. Шизоиды ее вообще не вырабатывают, а творятсебе свободно, как бог на душу положит. Истероиды и эпилептоиды обычнопридерживаются программ, выработанных другими людьми, причем истероидымечутся от программы к программе, а эпилептоиды консервативно придерживаютсяраз и навсегда выработанной программы. Ну а паранойяльный вырабатываетпрограмму сам, хорошо удерживает ее в "памяти воли" и навязывает другим. Паранойяльный человек может выдерживать большие программные напряжения, он склонен к ним, он их любит. В этом отношении он похож на эпилептоида, ноотличается от гипертима, истероида, шизоида. Вообще-то говоря, любой человек ставит себе цели, более отдаленные вовремени, чем это может сделать любое животное. Но тактика "работы с целью"может быть двоякая. Можно поставить цель и подбирать средства для еедостижения. А можно видеть средства и под них "подобрать" цель. В жизнивстречается смешение обеих тактик. К примеру, мы наметили покупку, зарабатываем или одалживаем деньги,идем и покупаем или же, напротив, заработали деньги -- идем на рынок исмотрим, что бы на них купить.
Паранойяльный человек почти всегда предпочитает первую тактику: ставит цель и под нее изыскивает средства.
Повторимся: какие-то цели, конечно, ставит перед собой и достигает ихдаже самый что ни на есть безвольный человек, даже неустойчивый психотип. Ноцелеустремленность паранойяльного съедает на своем пути буквально все.Прежде всего, в своем движении к цели паранойяльный, как уже говорилось, какбы наступает "на горло собственной песне", то есть он склонен подавитьдругие свои потребности. И здесь надо отдать должное его воле. Например,будучи достаточно сексуальным, паранойяльный мало занимается сексом, емунекогда. Но если бы только это... Нет, раз он сам отдает всего себя делу,которому служит, которому посвятил жизнь, то можно, по его мнению, заставитьработать на это дело и других, можно пренебречь их интересами, судьбами идаже жизнями. Печально знаменитый тезис циничного политика Возрождения Макиавелли"цель оправдывает средства" как нельзя более точно характеризует этотпсихотип. А если в качестве противовеса этому тезису выдвигаются простые нормынравственности, то у паранойяльного находятся психозащитные оправдания: яслужу всему человечеству, и интересами отдельного человека можно и нужнопренебречь. В этом смысле наиболее яркая иллюстрация -- "отец народов" Сталин. Онне спал ночами, работал, и, пока он не спал, не спали члены правительства, стревогой ожидая звонка. Причем должны не спать ночами не только подчиненные,но и родственники. Жена у него, как правило, машинистка, дети -- курьеры.

Энергетичность

Паранойяльный очень энергетичен, работоспособен, работает практическибез отдыха. Он может, как говорилось, выдерживать большие программныенапряжения, неуклонно проводить в жизнь намеченное. Спит урывками,хронически недосыпает от перегрузок, бывает, что отсыпается, но редко.Встанет по первому же сигналу. Держит телефон около постели и хватает трубкупосле первого звонка. Но сон у паранойяльного глубокий, совесть его по ночамне мучит (хотя на этот счет мнение других людей может быть иным). Засыпаетон так же мгновенно, как и пробуждается. Кошмарных сновидений нет, но иприятных тоже. Вся его радость -- в его деятельности "на благо отечества",которое всегда, по его мнению, в опасности. Я специально не сказал "энергичен". Энергичность может бытькратковременной, а у паранойяльных запас энергии огромный. Они именноэнергетичны, неутомимы.
Паранойяльный психотип -- это вечный двигатель, perpetuum mobile, человек, приводящий в движение множество людей вокруг себя.

Логика психотипа

Итак, базовой чертой паранойяльного человека является ярко выраженнаяцелеустремленность. И теперь из нее будем выводить (уже кое-что вывели),следуя логике психотипа, другие черты. Эта логика прочитывается во всемповедении паранойяльного человека. Мы покажем, как эти черты определяют егоповедение в тех или иных ситуациях. Он ведет себя именно так, а не иначе;чтобы вести себя иначе, он должен приложить серьезные усилия, скорее всего,после занятий с психологом-коррек-ционистом. В дальнейшем мы и разберемся втом, как проявляются эти черты в разных сферах жизни паранойяльного человекаи в множественных уголках его души. И мы увидим, как они, эти черты,переливаются всеми оттенками палитры великого художника -- Природы. В изложении мы не будем слишком обременять вас анализом того, какосновной чертой определяются конкретные качества паранойяльного. Мы будемраскрывать черту за чертой, которые можно легко обнаружить в паранойяльномчеловеке, а вы будете сами прослеживать логику психотипа.

Порядок

Паранойяльный в своей целеустремленности создает свой нетрадиционныйпорядок в вещах. Если эпилептоид, соблюдая традиционный порядок, ставиткниги "по росту", то у паранойяльного они расставлены по содержанию, так чторяды нужных для работы книг могут выглядеть неаккуратно. И если этот рабочийпорядок в кабинете или на рабочем столе в общей комнате кто-то нарушает,паранойяльный резко реагирует. Сам же он может ради своего порядка нарушитьпорядок, введенный кем-то до него. Например, жена и теща моют посуду обычно так: тарелка в тарелку, затемстопка тарелок ставится в раковину, а уж потом все моется. А паранойяльныймуж, допустим, пришел к выводу, что это нерационально, потому что при этомкаждую тарелку надо более тщательно мыть и снизу, так как она дополнительнопачкается остатками пищи на нижней тарелке; а кроме того, мытью каждойтарелки мешает вся стопка тарелок, и все это приводит к непроизводительнымтратам времени. Он навязывает свой порядок мытья посуды; сооружает над кухонным столомэтажерочку с множеством полочек для использованных тарелок, теперь каждаятарелка не испачкана снизу. Надо сказать, что паранойяльный очень настойчив в своих стремленияхвнедрить порядок, который предложил именно он. Может статься, чтопридуманный им новый порядок действительно лучше и что есть все основанияего ввести, как в только что приведенном случае. Но людям несвойственнобыстро менять свои привычки, и настойчивость паранойяльного раздражает их, апаранойяльного человека бесит их консерватизм. Вот и возникает конфликт. Итак, если вы паранойяльный, сдержите свою революционную мысль: ведьотношения с людьми могут быть дороже, чем рационализм в вещном мире. А есливы относитесь к другому психотипу, но живете или работаете рядом спаранойяльным, подумайте: может быть, он прав в своих нововведениях. И вам легче будет жить иработать. Так, двигаясь навстречу друг другу с пониманием тонкостейпсихотипа, мы сможем предотвратить или смягчить конфликты. Паранойяльный человек вводит новый порядок не только в вещах, но и вотношениях людей. Николай Чернышевский со своими последователями пробилстену женской зависимости от мужчин. А в начале нашей эры именнопаранойяльные вводили религиозные запреты на языческие вольности всексуальной жизни. Я специально начал с тарелок: хотел показать, что паранойяльныйпроявляется и в мелочах. Но все же основное, что его интересует, -- этомакросоциум. И цель паранойяльной личности состоит в глобальном измененииобщественного порядка, установленного ранее кем-то из предшествующихпаранойяльных деятелей и поддерживаемого ревностными эпилептоидами.Паранойяльный считает этот порядок вещей плохим, отношения, сложившиеся вмире людей и поддерживаемые традицией, признает негодными и подлежащимизамене на лучшие, им придуманные. И если кто-то не хочет признавать порядок, за который ратуетпаранойяльный (в мире вещей, в микросоциальных отношениях или в социальноммакромире) хорошим, то он, паранойяльный, считает этого человека плохим.
Итак, паранойяльный человек -- принципиальный революционер. И в то же время -- беспринципный. Его принцип -- ниспровергать что угодно. Другие принципы он не признает: "Мы свой, мы новый мир построим".
И все, казалось бы, неплохо. Но вот ведь глупость какая. Часто, слишкомчасто воплощается еще один тезис знаменитого "Интернационала": "кто былничем, тот станет всем". Если песня становится гимном, и не только гимном,но и программой, то может получиться и смешно, и страшно: ничто(ничтожество!) становится всем. Так было не только в семнадцатом. Вот и теперь так называемыедемократы, сменив так называемых коммунистов, дали возможность развернутьсяинтеллектуальным и моральным ничтожествам, которые не только не могутизобретать, но даже и воровать как следует не могут (тут тоже надо умение),а могут только нагло попирать права других людей и нравственные принципы,используя лишь одну силу -- силу взятки и не имея ни совести, ни даже боязнипотерять репутацию.

Цели - в социуме

Цели у паранойяльной личности -- обычно в социуме. Когда гоголевскийБашмачкин, воспрянув духом благодаря новой шинели, дал объявление опереписке текстов, у него появился первый клиент, который принес ему прожекто переустройстве общества. Вот это и был паранойяльный.
Паранойяльные люди -- творцы новой общественной идеологии, новых экономических макросоциальных систем, новой религии, новых течений в старых религиях.
Страшно то, что они требуют от других людей безоговорочной веры в своиидеологические построения. И даже если их идеи не выдержалиэкспериментальной проверки, то, по их мнению, тем хуже для экспериментальнойпроверки, значит, она была неправильно проведена, а их идеи всегдаправильные. Они подновляют идеологию. Как было с коммунизмом? Почему неполучилось? Оказывается, плоха не идея уравнительного коммунизма, а еевоплощение, считает паранойяльный коммунист. Плохие люди воплощали эту идею.И он будет подбирать себе новые кадры, новых адептов, новых апостолов, новыхвоителей. Но не стоит упрощать. Фромм критикует, но не отвергает напрочькоммунизм Маркса. А я сейчас не идею коммунизма обсуждаю, а паранойяльныхкоммунистов. Вы, вероятно, обратили внимание на то, что, говоря о паранойяльных, ячасто говорю о политике. Паранойяльный хочет заниматься и организациейпроизводства. Но это эпилептоид бывает хорошим организатором производства, апаранойяльный здесь скорее все завалит. Конечно, и паранойяльный может какисключение организовать производство, но и шизоид может на некоторое времявключиться в политику. И все же дело шизоида -- скорее наука, дело истероида-- скорее искусство, а паранойяльный -- скорее политик. В то же время нельзясказать, что все паранойяльные -- политики и что все политики --паранойяльные. Но характер и род деятельности тут все же очень связаны.Политика более близка паранойяльному, она дает ему сразу выход намакросоциальные дела. Но паранойяльный может искать и другие выходы. Вотпсихолог вроде бы разрабатывает какие-то алгоритмы общения в микрогруппах,но это -- методика, которая может быть распространена на множествомикросоциальных миров. Паранойяльный человек целеустремленно овладевает наукой для достиженияцелей в рамках своей парадигмы (основного направления мысли). В основном онработает в прикладных науках, а фундаментальную науку продвигает, можетбыть, в должности директора института или работая в составе депутатскихкомиссий. Его можно видеть в роли организатора работы по достижениюопять-таки какой-то большой социальной цели. Например, он стараетсяразработать новые принципы организации науки или наладить новое, значимоедля страны производство. Организует защиту пенсионеров, детей, животных,окружающей среды. При этом и там, и там он сам ставит себе задачи, ставит ихи другим ученым. Он формирует социальный заказ. Он рвется к рычагам власти внауке, к посту ректора вуза, к должности директора НИИ. И в случае удачиосуществляет свою власть: проводит новую кадровую политику, разыскиваетспециалистов, принимает на работу своих адептов, заменяет ими тех, кто, поего мнению, мешает продвижению его дела.

В других сферах

А возможно ли, чтобы паранойяльный человек был врачом или технарем? Да.Но и в этом случае он свое творчество посвящает только социально значимымпроблемам: либо создает вакцину от спида, либо ищет источники экологическичистой энергии. Главное для него -- облагодетельствовать род людской,страну, этнос, на худой конец -- город. Ниже паранойяльный спускается редко. Некоторые паранойяльные занимаются, казалось бы, вовсе бессмысленнымделом: переплыть океан на каноэ, достичь на лыжах Северного полюса, водиночку совершить на лодке кругосветное путешествие... И как результатпопасть в книгу рекордов Гиннеса. Если это не истероидное желание сорватьаплодисменты и раздавать автографы, то и здесь имеется в виду социальнаязадача -- продемонстрировать миру возможности Человека. Ну а если уж паранойяльный решил заняться предпринимательством, то врамках дела или чтобы заработать на развитие своего направления. Здесь онможет быть не вполне честен в сделках, даже и преступные дела может творить-- "цель оправдывает средства". Он весь в риске, рискнет -- проиграет, сноварискнет -- выиграет. Но в силу своей активности паранойяльные чаще успешны.

Роли в религии

Мы не раз будем обсуждать тему "психотип и религия". Паранойяльныйпсихотип в религиях играет ведущие роли. Паранойяльный в религии -- пророк. Если отвлечься от собственно теологической проблематики, а братьчеловеческое, то и Магомет, и Моисей, и Будда, и Заратустра, и сам Христос-- личности паранойяльные. Во всех евангелиях, во всех фильмах об ИисусеХристе это хорошо проиллюстрировано. Паранойяльный пророк берет ту или иную умную-безумную идею у шизоида,расширяет-углубляет-видоизменяет-систематизирует-абсолютизирует. Выдает засвою. Или провозглашает автора облюбованной идеи предтечей. Объявляет себяпророком, обрастает апостолами, кликушами... А они уже при нем, живом илипогибшем (чаще, чем усопшем), ставят храмы, воца-ряют церковь. Обычноцерковь так или иначе искажает идеи пророка, перерождается. Появляютсяреформаторы церкви, появляются секты на основе той же религии: протестантизмс паранойяльным Мартином Лютером, баптисты и т. п. Поэтому как вариант:паранойяльный -- не основатель новой религии, а реформатор старой. Но это впринципе то же самое.

Роли в политике и в науке

Приблизительно такой же процесс происходит и в политике. И тутпаранойяльный человек берет ту или иную (или две-три) идею все у того жешизоида, оттачивает ее, объявляет его предтечей. Потом обрастает адептами.Сначала, как мы говорили, это истероиды, склонные безоговорочно приниматьпозицию новоявленного паранойяльного пророка в политике ("кликуши"). Позжеприсоединяются эпилептоиды. Именно эпилептоиды становятся основнымисерьезными пропагандистами идей паранойяльного. Повторим тезис, что паранойяльный -- это пророк, а эпилептоиды -- апостолы. Эпилептоиды -- его"гвардия". Но это потом, а поначалу паранойяльный может работать один, онпишет "в стол", выходит к людям без поддержки, в начале процесса он сам себевождь и сам себе партия. И сражается в поединках с другими вождями, а иногда-- и с целыми партиями во главе с их лидерами. Приблизительно такой же процесс происходит и в науке. Повторяться нестоит.

Профессии

Каковы же профессии, которые предпочитают паранойяльные и которые"предпочитают" паранойяльных. Это уже понятно из вышесказанного: политики,партийные вожди, губернаторы, директора НИИ, директора экспериментальныхпроизводств, депутатский корпус, родоначальники сект, пророки... В овладении профессиональными навыками паранойяльные проявляют немалоервение, учатся всему, что облегчит их работу, продвижение и успех, особенноинтероргтехнике и языкам. Здесь они склонны доучиться и даже переучиться,усвоить нововведения. Но идеи, которые противоречат их первоначально взятомунаправлению, они воспринимают в штыки.

Катализатор

Обобщим сейчас отдельно то, что ранее уже проскальзывало. Паранойяльныйчеловек -- как бы устроитель и катализатор процессов в обществе. Онперерабатывает идеи шизоидов. К нему присоединяются и греются в лучах егохаризмы истероиды; ведь в религии истероиды -- кликуши, бесноватые, изкоторых можно легко "выгнать беса", в политике и науке -- восторженныепочитатели, легковерные и легко разуверяющиеся, но их много, они создаютореол, и, когда масса истероидов вокруг паранойяльного становитсякритической, к ней по нарастающей начинают присоединяться и эпилептоиды. Ичем больше эпилептоидов уже присоединилось, тем больше их присоединяется.Эпилептоид, как мы подробнее покажем ниже, любит наводить справедливость всоответствии с уже существующими законами. А паранойяльный любит вводить справедливость, то есть другие, более совершенные, с его точки зрения,законы. А что может быть более животрепещущей проблемой в обществе, чемпроблема справедливости? Так что катализатор!

Философия

Паранойяльного человека не очень интересует философия как таковая, емувсе равно -- материя ли порождает дух, или дух материю... Ему важнееразличные социальные аспекты. Но если для решения социальных вопросовтребуется пофилософствовать, он может углубиться и в эту область, став вкакой-то мере профессионалом и здесь. Так, у Ленина были "Философскиететради", он написал философско-публицистическое эссе "Материализм иэмпириокритицизм". Многие философы сейчас скептически оценивают этотфилософско-партийный экзерсис, но нельзя не признать, что на ту пору впроблемы философии он вник достаточно глубоко. Характерен один из тезисов Маркса о Фейербахе: до сих пор философы объясняли мир, а надо его переделывать. Он великолепно иллюстрируетпаранойяльную личность -- тут и добавить нечего.

Субъект-объектностъ

Творя в макросоциуме, паранойяльный считает себя личностью, субъектом,а других так или иначе превращает в объекты. Это именно у него ярковыраженное субъект-объектное отношение к людям, против которого возражаетгуманистическая психология. Это он считает всех "винтиками", "массами","тестом истории". Себя он считает творцом, а человеком из массы, винтиком,быть не хочет. Впрочем, нередко он заявляет, что народ, массы превыше всего,и тогда (тут уж деваться некуда) считает себя плоть от плоти героем изнарода. Вспомним: "вышли мы все из народа..." Но и в этом случае декларируется лишь "генетическая" связь нашего героя с народом, на деле онвыделяет себя из народа, он учит народ, ведет за собой, покоряет его,подчиняет, подавляет...

Суггестия

Суггестия -- внушение. Паранойяльный и суггестия очень связаны. Сампаранойяльный в целом плохо поддается внушению. В том числе и гипнотическаявнушаемость, в противовес истероидам, сензитивам и неустойчивым, у негонезначительна, так себе, легкая сонливость, расслабленность. Это он внушает.Он вождь. Он ведет массы, толпу, и она ему верит, даже верует. Он можетпризвать умереть за его идею и даже за него самого, который эту идеювоплощает и без которого умрет его дело. Иногда он выступает в роли мага, гипнотизера, этакого "Калиостро", ноэто больше на провинциальном уровне.

Эмпатия

Эмпатия -- это вчувствование в психику другого человека. Это можетсопровождаться сопереживанием и сочувствием. (А бывает и "отрицательная"эмпатия -- с подчинением человека.) Паранойяльные неэмпатичны, плохо чувствуют другого человека, не чутки кчужому горю. У них все подчинено только делу. Когда паранойяльныйпроповедует, он сам впадает в транс, сознание сужено, глаза горят, рукиэнергично жестикулируют, в эти минуты он совершенно недоступен другим людям,он их любит-ненавидит в зависимости от того, как они воспринимают его речь.Он может и в другое время совершенно не думать о потребностях и состоянииблизких людей, об их больших и тем более маленьких бедах, мелких заморочках:подумаешь -- слезы, "что слезы женские? -- вода". Он должен постояннозадавать себе вопрос, стоит ли его дело больше человека. Может быть,конечно, и стоит. И не обязательно умиляться довольно сомнительной в смыслеистинности фразе Достоевского о слезинке ребенка. Но паранойяльному все же имеет смысл остановиться в беге, оглянуться вогневе и все-таки задать себе этот сакраментальный вопрос, стоит ли его делобольше человека.

Благодеяния

Паранойяльные склонны творить добро, но только тогда, когда это служитинтересам их основного дела: для рекламы, во время избирательной кампании,для завоевания человека, который важен как приверженец. И это делается вущерб другим людям, которые имеют, может быть, больше моральных оснований наего внимание.

Грех

Паранойяльный, как следует из логики психотипа, грешит и не кается! Тутодин из наших образных "узлов". Сравним все психотипы. Так вот, эпилептоидобыкновенно не грешит и не кается. Или мало грешит и мало кается. Кгипертиму приложимо стандартное словосочетание: грешит и кается. Истероид грешит, чтобы каяться. А психастеноид (о, психастеноид!), запомним: он негрешит, но кается. Итак, паранойяльный грешит и не кается. По его мнению, все, что онделает, все, чего он требует, необходимо для высшего блага Человека и, чтобы он ни сделал, это не грех, а добродетель. Даже если и для себя кое-чтовзято, это малость, а отдается много, считает он. Может быть, и так, и всеже не грех паранойяльному человеку задуматься над этим и поточнее взвешиватьсвои грехи. Если вспомнить истово верующего и боящегося Бога Ивана Грозного(объединил Русь -- куда уж больше), то тот не каялся, а боялся, покаяние его было вызваноне раскаянием, а страхом перед наказанием.

Вероломность

В отличие от эпилептоида, паранойяльный может быть вероломным. И всегданайдет массу оправданий, почему он нарушил договор. Прежде всего потому, чтоего поведение обусловлено обстоятельствами общего дела. А если даже имеютсякакие-то личные причины, то он для этого общего дела сам по себе большезначит, чем другие, и так далее в этом духе.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.196 (0.011 с.)