Теория монополистических преимуществ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория монополистических преимуществ



Первые отсылки к современной теории ПИИ можно найти в работах Стивена Хаймера (Stephen Hymer). В своей диссертации, написанной в 1960-х гг. (опубликована в 1976г. посмертно) он использует промышленную организацию и теорию несовершенной конкуренции, чтобы объяснить мотивацию фирм в вопросе прямых иностранных инвестиций. Хаймер начал разработку своей теории с анализа особенностей многонациональных корпораций (МНК), которыми не обладали их отечественные аналоги. Данные особенности, а именно преимущества включали в себя не только название бренда, торговые марки, выстроенные бизнес-процессы, доступ к технологиям более высокого уровня, но и эффект от масштаба, а также возможность финансирования по более низкой процентной ставке. Обладание данными преимуществами является необходимым для таких фирм, поскольку изначально они находятся в более невыгодном положении по сравнению с локальным бизнесом. Местные фирмы имеют преимущества по сравнению с иностранными, потому что они знают местные условия лучше. Они обладают полнотой знаний о рыночных условиях, правовых и институциональных основ ведения бизнеса, а также обычаев. Конечно, иностранные компании могут получить все те знания и информацию, которыми обладают локальные фирмы, но только стоимость данного процесса может быть весьма значительной.

Кроме того, иностранные фирмы несут высокие издержки в связи с децентрализацией, поскольку им необходимо адаптироваться к незнакомой бизнес среде, что не всегда легко.

Таким образом, прямые иностранные инвестиции должны приносить не только прибыль компаниям-инвесторам, но и давать определенные преимущества по сравнению с локальным бизнесом.

Иными словами, данный шаг может рассматриваться как отличный инструмент для сглаживания несовершенств рынка и стратегического планирования.

В своем исследовании Хаймер также различает два вида частного международного движения капитала с точки зрения долгосрочной перспективы: прямые инвестиции и портфельные инвестиции. Главная разница этих двух видов заключается в процессе контроля над инвестициями.

Таким образом, если инвестор владеет более чем двадцатью пятью процентами капитала иностранной фирмы [1] и напрямую контролирует данное предприятие, то это может считаться прямыми инвестициями. С другой стороны, если он владеет долей менее четверти собственности и не может повлиять на принятие решений данного предприятия - это портфельные инвестиции.

В основной массе портфельные инвестиции направлены на получение дохода от выгоды от разницы процентных ставок, доходы от прироста капитала и диверсификации, рыночного риска путем покупки облигаций и акций.

Хаймер [1] утверждает, что обстоятельства, побудившие фирмы контролировать производства в зарубежных странах были вызваны двумя главными причинами и одним следствием.

Как следствие, он рассматривает диверсификацию. Он считал влияние диверсификации незначительным, поскольку это необязательное условие для установления контроля. Путем диверсификации своих портфелей, фирмы могут получать доход от собственного капитала, но и потоки доходов от капитала иностранных фирм.

С другой стороны, основные причины для установления контроля могут быть следующими[3]:

1. Более выгодно контролировать фирмы сразу в нескольких странах, с тем, чтобы устранить конкуренция между ними.

2. Некоторые фирмы имеют конкурентные преимущества в определенных видах деятельности, и путем создания зарубежных операций можно успешно внедрить данный опыт на зарубежные рынки.

Киндлбергер [4] также утверждает, что ПИИ происходят в отсутствие условий совершенной конкуренции, потому что, когда существуют идеальные условия конкуренции, местные фирмы будут иметь преимущества по сравнению с иностранными фирмами из-за возможности более оперативно принимать решения. Так, факт выживания иностранных фирм функционирующих на локальных рынках ставится под сомнение.

Киндлбергер (1969) представляет характеристики монопольных преимуществ, которые индуцируют ПИИ следующим образом:

1. Дефекты на рынках товаров, связанные с дифференциацией продукта.

2. Дефекты на рынках факторов производства из-за запатентованной технологии, льготный доступ к заемному капиталу и управленческим и инженерным навыкам.

3. Внутренняя и внешняя экономия от масштаба, которые не оставляют других альтернатив для развития, кроме как расширения производства и сбыта на внешние рынки.

4. Рыночные барьеры, создаваемые правительством, которые влияют на монопольные преимущества, тарифы, квоты, субсидии для промышленности или другие нетарифные барьеров.

Чем более существенны преимущества из-за вышеупомянутых несовершенств рынка, тем больше вероятность того, что так называемая "монопольная" прибыль будет получена, и тем больше фирмы мотивированы осуществлять прямые иностранные инвестиции.

В условиях идеального рынка нет необходимости осуществлять ПИИ. Международная производство будет осуществляться на основе некоторых рыночных механизмов, например, экспорта и импорта, лицензирования, проектов под ключ, маркетинговых контрактов, франчайзинга и создания оффшоров.

Кейвс рассматривает дифференциацию продукта на внутреннем рынке, как элемент порождающий ПИИ. Владение международными компаниями нематериальными активами позволяет дифференцировать продукты на различных рынках и секьюритизировать денежные потоки капитала. Данные нематериальные активы получили название "уникальных активов". Более того подтверждена связь между уникальными активами фирмы, ее технологиями, а также уровня иностранного участия [5].

Фирмы, которые активно стремятся инвестировать средства в зарубежное производство, как правило, ведущие фирмы в своей отрасли. Они инвестируют огромные суммы в научные исследования и разработки, прикладывают огромные усилия в области маркетинга и рекламы, на них работают целый штат ученых, инженеров и профессионалов. Более того, у них более развитые сети дистрибуции товаров, чем у конкурентов.

Кейвс также разделяет горизонтальные ПИИ, вертикальные ПИИ и конгломерат. Горизонтальные ПИИ - это вложения примерно в ту же производственную деятельность, но в различных странах. Вертикальные ПИИ - вложение средств в различные производства. С другой стороны, в основе конгломерата лежит производство множества продуктов во многих странах. Для горизонтального ПИИ, он подчеркивает важность дифференциации продукта. По его словам, это горизонтально интегрированная фирма, это та компания, которая обладает уникальными активами по сравнению с местными коллегами. Когда продукт защищен патентами или товарными знаками, становится достаточно трудно и почти невыполнимо для местных конкурентов произвести точно такой же продукт. Когда продукт создан с использованием комбинации высоких управленческих и производственных навыков, инновационных производственных процессов, с использованием некоторых финансовых преимуществ и доступом к производственным факторам, то для местных конкурентов, используя только свои ресурсы становится фактически невозможным имитировать данный продукт.

Для вертикально интегрированных компаний, обладание уникальными активами не является обязательным условием ПИИ. Главная мотивация для начала иностранного производства - это возможность избежать неопределенности относительно наличия производственных ресурсов и цен на них. Предполагается, что производственные подразделения вертикально интегрированной фирмы рассредоточены в разных странах из-за обычного выбора местоположения. Вертикально интегрированные фирмы также размещают производство в различных странах с целью создания барьеров для входа на рынок новых конкурентов.

Распространение бизнес-рисков является основным объяснением возникновения конгломерата, в котором международные подразделения не имеют очевидной горизонтальной или вертикальной связи. Международное производство в любой форме приносит некоторые выгоды в виде диверсификации. Доходы компании растут в том случае, если имеется возможность диверсифицировать продуктовую линейку, а также географию распространения бренда. Многоотраслевые иностранные инвестиции также частично мотивированы усилиями материнской компании использовать свои разнообразные разработки и открытия на новых рынках, тем самым быстрее окупить стоимость исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.006 с.)