Горизонтальное и вертикальное движение пии. Модель знаний капитала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горизонтальное и вертикальное движение пии. Модель знаний капитала



Последние исследования в области ПИИ направлены на обеспечение нахождения общего равновесия и микроэкономической основы для ПИИ, а также направлена на оценку общего уровня благосостояния [11].

Маркусен [11] использует модель общего равновесия для объяснения горизонтально интегрированных фирм, которые одновременно осуществляют деятельность в нескольких странах. Он определяет международные корпорации, как фиксированную стоимость фирмы и стоимость торговых издержек, либо же как фиксированная стоимость конкретного производственного центра и постоянная переменная стоимость производства. Это подразумевает что международные корпорации, которые производят один тот же продукт в двух странах -осуществляют горизонтальные ПИИ; их существование обусловлено, тем, что торговые издержки достаточно высоки, что снижает стимулы к экспорту, когда в то же время возможности внешнего рынка велики, что компенсирует фиксированные затраты завода.

Бреньярд [10] также утверждает, что более высокие торговые барьеры стимулируют компании осуществлять горизонтальные ПИИ. Горизонтальные ПИИ имеют тенденцию доминировать над экспортом в тех отраслях, где логистические издержки высоки и эффект масштаба экономии конкретного производственного центра горазда ниже чем эффект фирмы в целом. Маркусен и Венейблс подтверждают, что возможность осуществления горизонтальных инвестиций ничтожно мала между двумя странами, когда размер дотаций в этих странах различен.

В то же время, когда страны имеют схожие экономические условия, то возможность осуществления горизонтальных ПИИ велика, поскольку международные корпорации считают целесообразным разместить производство и штаб-квартиры в обеих странах.

Хелпман [12] использует модель общего равновесия с монополистической конкуренцией среди вертикально интегрированных фирм, которые производят дифференцированные товары, чтобы пролить свет на международные корпорации как равновесное явление. Он утверждает, что фирмы склонны осуществлять ПИИ и менять место жительства за границей, поскольку существует фактор различий природно-ресурсного потенциала и различие цен на факторы производства. ПИИ должны поступать в страны, которые могут предложить альтернативу развития и более выгодные условия для тех аспектов производства, которые используются интенсивно в данной отрасли.

Кроме того, деятельность международных корпорации все более расширяется и в то же время вертикальные ПИИ будут преобладать над горизонтальными ПИИ, тем самым порождая большую разницу в обеспеченности факторами производства.

Гроссман и Хелпман [12] исследовали сравнительные затраты на создание и управление вертикальной интеграцией в совокупности с долгосрочными контрактами с поставщиками.

Они используют общую модель равновесия для объяснения решения о покупке или производстве товара с микроэкономической точки зрения с акцентом на дифференциацию продукции, которая имеет фиксированную стоимость производства на оригинальном рынке-производителе. Главная проблема в том, чтобы получить разнообразные материалы и сырье, который наилучшим образом соответствуют дизайну продукта. В результате чего фирма с умеренной производительностью будет выбирать собственное производство полуфабрикатов, в то время как производители либо с очень высокой или с очень низкой производительностью предпочтут аутсорсинг (покупку) извне.

Более того, Маркусен и Венейблс [13], применяют подход общего экономического равновесия и модель олигополии Курно для того, чтобы насколько деятельность международных корпораций, их бизнес-модель, аффилированные компании соответствуют характеристикам конкретной страны; например размер рынка, асимметричность в размерах рынка, экономия от масштаба на уровне предприятия и торговые издержки. В итоге, они приходят к тому же выводу что и Хелман в свое время, вертикально интегрированные международные корпорации ведущие международную торговлю полуфабрикатами будут расти до тех пор пока фактор международных различий стран будет все более дифференцироваться.

Модель знаний капитала сочетает в себе мотивацию для осуществления горизонтальных ПИИ (желание разместить производство как можно ближе к рынку и тем самым избежать высоких торговых издержек) в комплексе с мотивами для осуществления вертикальных ПИИ (желание снизить затраты на рабочую силу и обилие низкоквалифицированной рабочей силы), это сочетание составляет основу для дальнейшего исследования ПИИ.

Маркусен, Венейблс, Конана, и Чжан и Маркусен изначально создали двухфакторную модель знаний капитала для двух стран, а также двух товаров (один - с постоянной отдачей от масштаба, еще один -с возвратом инвестицией на уровне фирм). Затем, они сравнили стимулы для трех различных типов фирм: (1) национальные фирмы с производством и штаб-квартира в родной стране; (2) горизонтальные фирмы с производством в разных странах и штаб-квартирой в родной стране, а также; (3) вертикальные фирмы с производством в принимающей стране и штаб-квартирой в родной стране. Только тогда, когда торговые издержки и ПИИ были запрещены одновременно, национальные фирмы существовали в обеих странах [14].

Существует разница в прогнозах горизонтальной модели ПИИ и модели теорий знания капитала относительно влияния различий стран в отношении ПИИ. Горизонтальная модель ПИИ предполагает, что ПИИ будут осуществлять меньше, когда разница в технологиях между двумя странами становится больше. С другой стороны, модель знаний капитала предсказывает больший объем ПИИ между ними, так как он учитывает как горизонтальные ПИИ, так и вертикальные ПИИ.

Согласно модели вертикальных ПИИ, разница в относительной обеспеченности факторами производства как раз определяет размер вертикальных ПИИ. Поскольку обеспеченность факторами производства становится все более различной от стране к стране, вертикальные ПИИ будет расти.

Модель знаний капитала предсказывает тот же результат, но в то же время, различие в технической оснащенности стран будет сокращаться, так как модель капитала знаний учитывает много переменных, таких как торговые издержки, размер рынка и географическую удаленность.

Карр, Маркусен эмпирически оценили модель знаний капитала с использованием панельных внутренних и внешних данных зарубежных филиалов продаж для США и 36 других стран и тестировали различные факторы, таких как размер рынка, факторы производства и транспортные расходы. Их результаты, с ожидаемыми значениями и достаточной статистической значимостью для большинства переменных, подтверждают модель знаний капитала [15].

Их результаты показывают, что торговые издержки имеют положительное воздействие ПИИ, когда существует небольшая разница факторов производства между страной происхождения и принимающими странами.


3. Сравнительный анализ применимости различных теорий ПИИ

Проведем сравнительный анализ основных преимуществ и недостатков, рассмотренных во второй главе теорий ПИИ (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Сравнительный анализ основных теорий ПИИ

Теория «+» «-» Возможности использования
теория монополистических преимуществ -отличный инструмент для сглаживания несовершенств рынка и стратегического планирования. -отсутствие условий совершенной конкуренции; - дефекты на рынках товаров, связанные с дифференциацией продукта; - распространение бизнес-рисков, поскольку международные подразделения не имеют очевидной горизонтальной или вертикальной связи -экономия от масштаба; - возможность использовать свои разнообразные разработки и открытия на новых рынках, тем самым быстрее окупить стоимость исследований; - стратегическое планирование  
Теория стоимости транзакции и интернализа-ции -децентрализация принятия решений за счет использования ценового механизма -интернализации рынков - необходимо определять стоимость сделки для каждой транзакции - распространение знаний и технологий

Продолжение таблица 3.1 Сравнительный анализ основных теорий ПИИ

Теория преимущества, основанная на форме собственнос-ти, расположении и интернализа-ции -преимущества по форме собственности -преимущество интернализации - те недостатки, которые несет в себе локация априори; - выбор изначальной локации для производства;
Теория жизненного цикла продукта -ускорение процесса обмена технологиями -торговые и неторговые барьеры принимающей стороны; - продукт рассматривается только лишь в рамках олигополии - поиск новых рынков и рабочей силы; -уменьшение издержек
Модель знаний капитала - нахождение возможностей для частичной компенсации фиксированных затрат; - модель капитала знаний учитывает много переменных, таких как торговые издержки, размер рынка и географическую удаленность   - зависимость от субсидий и дотаций; - возникает все большая разница в обеспеченности факторами производства обеспечение нахождения общего равновесия и микроэкономической основы; - возможности для дальнейшего научного исследования

 

Как показывает практика, для определенного исследования чаще всего используется не одна, а несколько теорий. Исходя из преимуществ, приведенных в табл.3.1, наблюдается большое пространство для дальнейших исследований данного вопроса, а также дальнейших возможностей применения различных теорий.

Таким образом, разработчики теорий, а дальнейшем и политики должны в первую очередь ориентироваться на правовую и экономическую среду, пригодную для управления стратегических внутренних факторов соответствии с изменением внешних условий, в связи с развивающейся экономической среды.

Например, в конечном итоге, они должны получить такую систему, которая могла бы управлять экономикой в соответствии с некоторыми мировыми институтами, такими как ВТО, основу которой составляет принцип свободной торговли и привлечении иностранного капитала.

На втором этапе, они должны заботиться о различных социальных, экономических и политических проблемах, стоящих перед страной, включая цели и потребности, например, как решение таких проблем, как неравные условия торговли и отрицательное сальдо счета текущих операций, неудовлетворительный уровень сбережений, низкий уровень инвестиций, связанные с низкой скоростью экономического роста, а также стремление к достижению более высокого уровня занятости и более равное распределение доходов. Кроме того, дополнительные ресурсы, которые могут потребоваться для достижения целей экспорта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных рыночных условиях определяющими факторами, влияющими на приток иностранных инвестиций являются динамика и размер потребительского рынка, доступ к технологиям, географическое положение страны в целом.

Были рассмотрены основные теории ПИИ, а также возможные варианты применения данных и исследований с научной точки зрения, а также проанализирована применимость каждой конкретной теории в отдельности.

Таким образом, основная цель исследования была достигнута, но в то же время были выявлены насущные проблемы, присущие экономикам различных стран. Особо пристально внимание было уделено странам с переходной экономикой, таким, как Россия.

Повышение интереса к иностранным инвестициям должно стать важнейшей задачей для различных государств, особенно остро такая необходимость стоит перед переходными экономиками как Россия. Некоторые особенности стиля ведения бизнеса российскими партнерами негативно влияют на уровень доверия со стороны иностранных инвесторов. К таким особенностям относятся ориентация российских партнеров на краткосрочный результат, сложность внутреннего процесса согласования решений (отсутствие внутренней координации), непоследовательность и непрозрачность процесса принятия решений. Половина респондентов обращают внимание на недостаточную ответственность за свои обязательства перед иностранными партнерами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.009 с.)