Понятие, виды и роль в механизме государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды и роль в механизме государства



По мнению Б.Т. Базылев государственное принуждение есть свойство социалистической государственной власти, ибо принуждение – это неоспоримый факт всякой социальной организации и качество всякой власти.[15] Также, по его мнению, и по теории Ф.Энгельса множество организованных коллективов (например, родовая община, религиозный культ, политическое или иное гражданское объединение, государство в целом) обладают властью, которую нельзя на данный момент представить без способности заставить своих членов к повиновению своих действий в соответствии с правовыми предписаниями и в интересах общества.

Государственное принуждение – это осуществляемое на основе закона государственными органами, уполномоченными лицами, а так же наделенными общественными правами организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.[16]

Общим утверждением всегда было мнение, что принуждение - есть один из необходимых инструментов государственной власти. Исходя из этого мнения единственным легитимным субъектом применения правового принуждения (по Э.Фромму – законного насилия) может быть только государство.

Сущность принуждения заключается в его принудительности, в принудительном свойстве акций, связанных с воздействием психического, физического и иного характера на конкретного субъекта с целью заставить (принудить его) поступить согласно воле принуждающего. С точки зрения внешне выраженных форм принуждение как социально-правовое явление приобретает характер правоприменительного процесса, конкретной правовой деятельности по применению принудительных мер строго очерченной законом процедурно-процессуальными нормами. В этом смысле принуждение может приобретать свойства и форму правосудия, административной, дисциплинарной и иной ответственности. В принуждение следует включать и результат принудительного воздействия, которое характеризуется специфическими признаками и особенностями, которые отличают принуждение от убеждения, поощрения и стимулирования.[17]

В общесоциологическом плане принуждение представляет собой метод воздействия, который обеспечивает совершение действий людьми вопреки их воле, в интересах принуждающего. Надобность в нем возникает при противоречивости стремлений двух субъектов, из которых один предписывает выполнение своего требования другому. С помощью принуждения подавляются, тормозятся антисоциальные, противостоящие общественной или иной воле мотивы поступков человека, ограничивается свобода его действий, стимулируется желательное поведение.[18] Как социальное явление оно присуще любому обществу, любой организованной группе людей. Социальное принуждение возникло вместе с человеческим обществом. Правовое принуждение - это часть социального принуждения. Оно базируется на праве, связано с осуществлением политических и иных задач государственной власти. Социальное же принуждение регулируется определенными социальными нормами.

Принуждение как один из методов воздействия на поведение людей становится необходимым элементом общественной жизни. Принуждение - объективно-субъективное явление: с точки зрения позиции государства состоит в применении санкций, а с точки зрения соответствующих субъектов оно заключается в ограничении их свободы воли. Это объясняется тем, что принуждение «исключает решение человека из цепи детерминации».[19]

Д.Н. Бахрах считает, что классификация мер принуждения может быть проведена по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие:

1) характер воздействия (личное, организационное, имущественное);

2) правовое значение воздействия (санкционные меры, дающие итоговую оценку правонарушению, и несамостоятельные, обеспечительные, несанкционные средства воздействия);

3) способ охраны (обеспечения) правопорядка (меры карательные, восстановительные, пресекательные);

4) субъект принуждения (суд и несудебные органы);

5) основание принуждения (уголовное, административное, дисциплинарное, гражданско- правовое).[20]

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно есть в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия.

В зависимости от характера воздействия на субъекта, принуждение выступает как:

- физическое, (обеспечивает надлежащее поведение субъекта права путем непосредственного воздействия на него);

- имущественное, (обеспечивает надлежащее поведение субъекта права посредством воздействия на его имущество);

- психологическое, обеспечивающее надлежащее поведение субъекта права под угрозой наступления для него неблагоприятных последствий.

В зависимости от целей применения:

- предупредительное принуждение; оно направлено на недопущение неправомерного поведения субъектов либо каких-либо неблагоприятных последствий. В этом качестве выступает принудительный досмотр пассажиров в аэропортах, досмотр их багажа; запрет на посещение карантинных зон и т.д. В этом случае применение принуждения не связано с совершением правонарушения и применяется в рамках регулирования общественных отношений;

- пресекательное принуждение направлено на прекращение уже начавшегося неправомерного поведения. Основная цель применения принуждения – заставить субъекта отказаться от дальнейшего нарушения закона. Например, задержание лица, совершающего правонарушение; приостановление деятельности предприятия, нарушающего санитарное, противопожарное законодательство; запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов и т.д. Меры пресекательного принуждения могут применяться как отдельно, самостоятельно, так и предшествовать применению мер юридической ответственности.

- юридическая ответственность применяется в целях наказания лица, за совершенное им правонарушение. В зависимости от вида правонарушения, применяется соответствующий вид юридической ответственности. Например, совершение преступления вызывает применение уголовной ответственности; административного правонарушения – административную ответственность; дисциплинарного проступка – дисциплинарную ответственность; деликта – гражданско-правовую ответственность; причинение материального ущерба – материальную ответственность.

Значение государственного принуждения сложно переоценить хотя бы потому, что оно обеспечивает относительный порядок в обществе и в процессе функционирования государственного аппарата, довольно влиятельного института общества, а также препятствует возникновению хаоса и анархии, двух особенно актуальных предметах внимания в свете настоящих событий в мире. Однако основополагающим моментом будет грамотное и своевременное применение мер принуждения (чрезмерное их применение ведет к своеволию и злоупотреблению, недостаточность и нерешительность в применении тех или иных мер принуждения – к низкой эффективности и аккумуляции новых трудностей при нерешении существующих).

Вывод:

Видов государственной власти, а так же государственных мер воздействий очень много. Все они направлены на поддержания порядка в обществе и защиту интересов своих граждан. Пусть не всегда меры воздействия справедливы, но без них государство не могло бы поддерживать в обществе порядок. Каждый из мер воздействия контролируется отдельным органом власти и данные органы отдельны и подчиняются только государству (королю или президенту).

Самое главное и справедливое, что данные органы строго соблюдают нормы закона и стараются в интересах людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.01 с.)