Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»



1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» − [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/

2.Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/

3. http://www. bti.secna.ru/total/lan/shtml – Электронно-библиотечная система «Лань»

4.http://www. bti.secna.ru/total/ubonline.shtml – Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека ONLINE

5.Consultant.ru.online/http://www.consultant.ru/online/ −Консультант Плюс онлайн (бесплатные некоммерческие интернет-версии системы)

6. http://www.edu.ru – Федеральный образовательный портал

5.8 Условия освоения и реализации дисциплины

5.8.1 Методические рекомендации обучающимся по изучению дисциплины

В системе профессиональной подготовки студентов по направлению «Торговое дело» важное место занимают вопросы организации финансов, денежного обращения и кредита. Предметом изучения в данной дисциплине являются содержание денежных и финансово-кредитных категорий, система денежных, финансовых и кредитных отношений между основными субъектами экономической деятельности.

В современной рыночной экономике экономические отношения между людьми, хозяйствующими субъектами неизбежно опосредуются деньгами. Поэтому очень важно понимать, что представляют собой деньги, какие функции они выполняют, какую природу приобретают, что обеспечивает их стабильную покупательную способность. Финансовая и кредитная система являются важнейшими элементами рыночной инфраструктуры. Их состояние, с одной стороны зависит от эффективной деятельности предприятий и организаций, а с другой стороны, эффективная деятельность последних не может осуществляться без хорошо отлаженной и эффективно функционирующей системы финансовых и кредитных отношений. Эту диалектическую взаимосвязь будущие бакалавры должны хорошо понимать.

При изучении курса «Финансы, денежное обращение и кредит» в современных условиях студентам следует иметь в виду, что современная рыночная экономика не отрицает, а предполагает ее регулирование государством, которое осуществляется преимущественно посредством проводимой им финансовой и денежно-кредитной политики. Более того, многие отношения в финансовой и денежно-кредитной сфере достаточно жестко регламентируются законодательными и нормативными актами. Особое место среди них занимают Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, законы о Банке России, банках и банковской деятельности, Положения Банка России. Поэтому будущие бакалавры торгового дела должны хорошо в них ориентироваться.

Темы дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» сгруппированы в четыре модуля:

− модуль 1 «Деньги и денежный оборот»;

− модуль 2«Кредит и кредитная система»;

− модуль 3«Система государственных (централизованных) финансов»;

− модуль 4. «Система негосударственных (децентрализованных) финансов».

При изучении тем, определяющих содержание модуля 1, студентам следует обратить внимание на то, что в современных условиях экономическая природа денег меняется, они приобретают кредитную природу; увеличивается доля безналичных расчетов, в том числе между физическими лицами, физическими и юридическими лицами, широко используются электронные платежи. Уделить внимание основным формам безналичных расчетов, инфляционным процессам, снижающим покупательную способность денег.

Темы, включенные в модуль 2, позволяют расширить знания студентов о сущности кредита и банковского процента, современной кредитной системе в российской экономике, роли каждого из ее элементов в создании условий для деятельности предприятий всех форм собственности в различных отраслях народного хозяйства.

Содержание модуля 3 посвящено финансовым отношениям и системе государственных финансов, оказывающих существенное влияние на условия расширенного воспроизводства общественного продукта и экономическое поведение производителей и покупателей.

Темы, определяющие содержания модуля 4, раскрывают сущность негосударственных финансов. При их изучении особое внимание студентам следует уделить финансам предприятий, домашних хозяйств, сущности и функциям финансового рынка.

Основу подготовки студентов составляет основная и дополнительная литература, материалы электронных ресурсов и публикаций в периодических изданиях. Студенты к началу сессии должны в основном усвоить учебный курс с тем, чтобы во время сессии при небольшом количестве аудиторных занятий обзорно вспомнить основные положения курса.

Курс «Финансы, денежное обращение и кредит» изучается студентами в течение одного семестра. По его окончании студенты представляют выполненную контрольную работу, содержание которой заключается в рассмотрении одной из теоретических тем, и решении трех задач.

Залогом хорошего усвоения изучаемого материала должно стать овладение студентами базовым категориальным аппаратом, методами оценки влияния денежно-кредитной и финансовой политики государства на деятельность предприятий, их финансовое положение, состояние потребительского спроса, анализа денежных, кредитных и финансовых отношений, денежно-кредитной и финансовой политики, правилами соблюдения действующего законодательства и требований нормативных документов в своей профессиональной деятельности.

Распределение времени самостоятельного изучения курса по темам представлено в тематическом плане учебной дисциплины. Важно помнить, что хорошее образование обязательно предполагает самообразование.

Методические советы студентам по конспектированию лекций и самостоятельно изучаемого материала.

Особенность получения образования по заочной форме обучения состоит в большом объеме самостоятельной работы, направленной на усвоение учебного материала.

Для эффективной организации самостоятельной работы студентов по изучению учебного материала студентам рекомендуется составлять конспекты.

При составлении конспектов по самостоятельно изучаемому учебному материалу необходимо иметь в виду, что конспект – это краткое связное изложение содержания произведения или его части, без подробностей и второстепенных деталей. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану изучаемой темы или ее части. Поэтому важно, сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответа на вопросы плана. Основные требования для написания конспекта: краткость, сжатость, целесообразность каждого записываемого слова, содержательность записи. Объем конспекта, как правило, меньше объема изучаемого текста в 7-15 раз. При конспектировании студенты должны отдавать себе отчет, что конспекты составляются для себя, и представляют важнейшую форму усвоения материала курса, подготовки к контрольным точкам и формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа (изучение теоретических вопросов, выполнение контрольной работы, конспектирование) студентов обеспечивается Центром экономических компьютерных технологий (аудитория 330А). Законодательные и нормативные документы, необходимые при самостоятельном изучении дисциплины и выполнении контрольных работ, студенты получают, используя справочно-правовую систему Консультант Плюс и Гарант, фонды библиотеки, возможности Интернет.

Текущий семестровый контроль знаний студентов проводится в виде контрольного опроса (текущего тестирования). В качестве промежуточного контроля знаний студентов предусмотрен экзамен.

 

5.8.2 Организация самостоятельной работы обучающихсяпо дисциплине

Успешное усвоение курса «Финансы, денежное обращение и кредит», возможность использовать полученные теоретические знания для решения практических задач во многом зависят от самостоятельной работы студентов (СРС), которая является важнейшей составной частью процесса подготовки бакалавров и ее организации.

СРС – это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая преподавателем учебная деятельность студентов по достижению конкретных результатов, выполняемая ими самостоятельно.

Самостоятельная работа студентов – это средство вовлечения их в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у них потребность в систематическом самообразовании, а собственные усилия по овладению знаниями, навыками, умениями способствуют их интеллектуальному развитию и профессиональному росту.

Самостоятельная работа по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» способствует:

− формированию у студентов навыков работы с законодательной, нормативной и научной литературой, влияющими на состояние внешней среды деятельности предприятий, статистическими данными, характеризующими результаты воздействия денежно-кредитной и финансовой политики государства на деятельность предприятий;

− совершенствованию знаний и умений, расширению кругозора;

− развитию культуры умственного труда, формированию культуры экономического мышления;

− приобретению опыта планирования и организации рабочего времени.

СРС охватывает все формы организации учебного процесса и включает те вопросы дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит», которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала и без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую подготовку невозможно.

В зависимости от времени и места проведения СРС, характера руководства со стороны преподавателя и способов контроля её результатов самостоятельная работа студентов по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» подразделяется:

1. СРС во время аудиторных занятий (на лекциях и практических занятиях), которая осуществляется под непосредственным руководством и контролем преподавателя:

− текущий опрос по отдельным темам и вопросам;

− решение задач, выполнение упражнений, обсуждение проблемных и конкретных экономических ситуаций;

− выполнение самостоятельных и контрольных работ;

− подготовка докладов и их презентация на занятиях;

− деловые игры, дискуссии;

− тестирование и т.д.

Внеаудиторная СРС делится на базовую и дополнительную. Базовая СРС в семестре призвана обеспечить эффективную аудиторную работу студента. К базовой СРС относятся:

– проработка теоретического материала учебной дисциплины;

– подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т. ч. к контрольным работам, контрольным опросам, терминологическим диктантам;

– подготовка и сдача зачётов.

Базовая СРС в сессию включает подготовку и сдачу экзаменов.

Дополнительная СРС включает все остальные формы планируемой СРС.

– проработка лекционного материала, работу с дополнительно литературой при изучении разделов лекционного курса, вынесенных на самостоятельную проработку;

– конспектирование обязательной литературы по отдельным темам, работа с первоисточниками;

– подготовка к семинарским и практическим занятиям, к контрольным работам;

– выполнение индивидуальных заданий, предусмотренных планами практических занятий;

– выполнение контрольной работы, предусмотренной учебным планом.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Для выполнения всех видов самостоятельной работы студенты могут заниматься в читальном зале библиотеки, в котором имеются в достаточном количестве основная и дополнительная учебная литература, сборники задач, упражнений и тестов по всем разделам дисциплины, периодические издания, энциклопедии и экономические словари.

Библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной формах.

Кроме того, студенты могут заниматься дома, так как библиотечные фонды позволяют обеспечить студентов, как минимум, одним из рекомендованных учебников, а на соответствующих порталах в интернете студенты могут найти достаточное количество электронных учебников, учебно-методических материалов по всем темам курса.

Часть учебно-методической литературы, раздаточный материал (тесты, задачи, вопросы, методические указания по решению задач), студенты могут получить на кафедре ЭКО. По всем вопросам, возникающим в процессе выполнения всех видов самостоятельной работы, студенты могут получить консультацию на кафедре у преподавателя. Консультации проводятся еженедельно.

5.8.3 Методические рекомендации преподавателю дисциплины

 

При организации изучения дисциплины преподавателю необходимо оптимально сочетать традиционные и современные образовательные технологии. При чтении лекций целесообразно широко использовать современные интерактивные технологии, предполагающие применение компьютерных технологий, мультимедийной техники, проблемное изложение материала. При проведении семинарских и практических занятий использовать активные формы обучения. Курс «Финансы, денежное обращение и кредит» содержит как фундаментальные теоретические положения, которые не теряют актуальности со временем, так и прикладные знания, подвергающиеся частым изменениям в результате принятия новых законов или внесения поправок в уже принятые законы. Поэтому необходимо постоянно отслеживать изменения в действующей законодательно-нормативной базе и формировать эти навыки у студентов.

Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» направлена на формирование общекультурных и общепрофессиональной компетенций, позволяющих сформировать у студентов современное представление о роли денег, финансов и кредита в рыночной экономике; выработать у студентов целостное представление о функционировании финансово-кредитной системы страны, закономерностях развития финансово-кредитных отношений, значении финансов предприятий и домашних хозяйств в создании условий, обеспечивающих индивидуальное и общественное воспроизводство; приобрести студентами умений и навыков анализировать влияние финансовой и денежно-кредитной политики государства на деятельность предприятий; овладеть приемами финансовых вычислений; сформировать компетенции, необходимые в профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Торговое дело».

Курс «Финансы, денежное обращение и кредит» состоит из четырех модулей, в процессе изучения каждого модуля предусмотрены лекционные и практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа студентов.

Планируя и организуя учебный процесс, преподавателю следует иметь в виду, что часть времени, отведенного учебным планом на изучение дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» у студентов заочной формы обучения занимает самостоятельная работа. Самостоятельная работа предполагает, прежде всего, изучение учебного материала, терминов, нормативных и законодательных актов.

 

5.8.4 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

 

При изучении дисциплины используются следующие образовательные технологии, способствующие формированию общекультурных и будущих общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предусмотренных ООП кафедры ЭКО

№ п/п Образовательные инновационные технологии Название Тема семинарского занятия
Модуль 2. Кредит и кредитная система.
  Кейс-метод ─ метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) ─ техника обучения, использующая описание реальных экономических ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Анализ кредитной политики коммерческих банков     Коммерческие банки и их роль в экономике.  
Модуль 4. Система негосударственных (децентрализованных) финансов
  Деловая игра ‒ метод имитации (подражания) принятия решения студентами в искусственно созданной ситуации с помощью консультации преподавателя. Формирование курса ценных бумаг на бирже Рынок ценных бумаг

 

5.8.5 Особенности преподавания дисциплины

 

Особенность преподавания дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» состоит в том, что она занимает промежуточное положение между фундаментальной наукой – экономической теорией, и прикладными экономическими дисциплинами, и должна подготовить студентов к выполнению практических видов работ, связанных с денежно-кредитными и финансовыми отношениями. Преподавание дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит», с одной стороны, должно быть направлено на расширение и углубление знаний фундаментального характера о денежно-кредитной и финансовых сферах, а, с другой стороны.на формирование у студентов навыков работы с достаточно часто меняющейся законодательной и нормативной базой, регулирующей отношения в них.

Специфической особенностью преподавания дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является необходимость учета, с одной стороны, устойчивость и незыблемость проверенных финансовой и кредитной практикой теоретических положений, а с другой, неоднозначность мер денежно-кредитной и финансовой политики, принимаемых государством, не всегда соответствующих социально-экономической ситуации в стране;

5.8.6 Материально-техническое обеспечение дисциплины

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» используются аудитории 326-А, 330-А, оснащенные мультимедийным оборудованием, позволяющим излагать лекционный материал с использованием лекций-презентаций. Аудитория 330-А одновременно является компьютерным классом, позволяющим для проведения практических занятий применять компьютерное тестирование, программные продукты для сегментирования рынка, в режиме онлайн получать актуальную социально-экономическую информацию, проверять знания студентов в процессе электронного тестирования.

В процессе обучения используются электронные учебники ЭБС БТИ АлтГТУ, учебные видеоролики, материалы вебинаров.

Во время лекций используются разработанные автором данного СТО мультимедийные лекции-презентации.

Электронные ресурсы локального и удаленного доступа для подготовки к семинарским и практическим занятиям по финансам, денежному обращению и кредиту (п. 5.7.4).

 

№ п/п Вид аудиторного фонда Требования
  Лекционная аудитория. Оснащение специализированной учебной мебелью. Оснащение техническими средствами обучения: настенный экран с дистанционным управлением, мультимедийное оборудование.
  Кабинет для практических (семинарских) занятий. Оснащение специализированной учебной мебелью. Оснащение техническими средствами обучения: подвижная маркерная доска, считывающее устройство для передачи информации в компьютер; настенный экран с дистанционным управлением, мультимедийное оборудование.
  Компьютерные классы. Оснащение специализированной учебной мебелью. Оснащение техническими средствами обучения: ПК с возможностью подключения к локальным сетям и Интернету. Наличие ВТ из расчёта один ПК на два студента.

Перечень материально-технического обеспечения дисциплины:

№ п/п Вид и наименование оборудования Вид занятий Краткая характеристика
  IBMPC-совместимые персональные компьютеры. Практические и лабораторные занятия. Процессор серии не ниже Pentium IV. Оперативная память не менее 512 Мбайт. ПК должны быть объединены локальной сетью с выходом в Интернет.
  Мультимедийные средства. Лекционные, практические и лабораторные занятия. Демонстрация с ПК электронных презентаций, документов Word, электронных таблиц, графических изображений.

Информационные ресурсы используются при реализации следующих видов занятий:

№ п/п Наименование информационных ресурсов Вид занятий Краткая характеристика
  Программное обеспечение: операционная система ОС Windows XP; пакет MS Office (cо стандартным приложением); программное обеспечение для создания и редактирования мультимедийных презентаций; Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа. Изложение теоретического материала, выполнение аудиторных тестовых и домашних заданий,.
  Базы данных Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа. Выполнение аудиторных заданий, подготовка презентационных материалов..
  Интернет-ресурсы Лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Самостоятельное обучение, выполнение аудиторных заданий.

 

 


6 Лист согласования рабочей программы дисциплины

Предложения об изменении рабочей программы Подпись руководителя ОПОП
   
   
   

7 Лист изменений к стандарту дисциплины

ИЗМЕНЕНИЕ (ДОПОЛНЕНИЕ) № _____

 

Утверждено и введено в действие ________________________________________

(наименование документа)

от ________________________________ № ___________

(дата (цифрой), месяц (прописью), год)

Дата введения

 

ИЗМЕНЕНИЕ (ДОПОЛНЕНИЕ) № _____

 

Утверждено и введено в действие ________________________________________

(наименование документа)

от ________________________________ № ___________

(дата (цифрой), месяц (прописью), год)

Дата введения

 

ИЗМЕНЕНИЕ (ДОПОЛНЕНИЕ) № _____

 

Утверждено и введено в действие ________________________________________

(наименование документа)

от ________________________________ № ___________

(дата (цифрой), месяц (прописью), год)

Дата введения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А1

Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» для студентов заочного обучения по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело», профиль «Коммерция»

 

Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» входит в вариативную часть блока «Дисциплины», основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.06. «Торговое дело» и изучается в соответствии с учебным планом в 3-ем семестре.

В системе подготовки студентов по специальности «Торговое дело» важное место занимают вопросы организации финансов, денежного обращения и кредита. Предметом изучения в данной дисциплине являются содержание денежных и финансово-кредитных категорий, система денежных, финансовых и кредитных отношений между основными субъектами экономической деятельности.

Контрольная работа является одним из важнейших видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов и выполняется в пределах часов, предусмотренных учебным планом по направлению подготовки 38.03.06. «Торговое дело». Выполняя контрольную работу, студент совершенствует знания и умения, полученные в процессе изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»

Цель контрольной работы состоит в формировании у студентов как общекультурных, так и общепрофессиональных компетенций, предполагающих владение культурой экономического мышления, умение собирать и обрабатывать экономическую информацию, рассчитывать на ее основе соответствующие экономические показатели, позволяющие принимать обоснованные экономические решения в области денежно-кредитных и финансовых отношений.

На деятельность всех без исключения предприятий, организаций и учреждений оказывают существенное влияние внешние факторы макроэкономической среды, важнейшими из которых в денежной, кредитной и финансовых сферах являются: уровень инфляции, ставка банковского процента, состояние фондового рынка. Структура контрольной работы включает:

−теоретическую часть, которая включает рассмотрение одной из тем курса, посвященных актуальным проблемам в денежной, кредитной и финансовой сферах.

− практическую часть, которая состоит из трех задач, позволяющих студентам приобрести практические навыки расчета темпов инфляции, индексов цен, номинальных, реальных и эффективных ставок процента, выбора вариантов распоряжения денежными средствами, находящимися на счетах в коммерческих банках в условиях инфляции, расчета доходности инструментов финансового рынка.

В процессе выполнения контрольной работы студент изучает соответствующий учебный материал, официальные статистические данные, нормативные и законодательные документы, публикации в периодической печати. При необходимости обращается за помощью к преподавателю, ведущему курс «Финансы, денежное обращение и кредит» во время еженедельно проводимых консультаций.

Преподаватель осуществляет текущий контроль над выполнением контрольной работы, в процессе которого проверяет степень выполненной работы, правильность выполняемых расчетов, разъясняет смысл и алгоритм расчетов, если у студентов возникают затруднения при их выполнении.

Контрольная работа сдается студентом на проверку преподавателю на 18-ой учебной неделе.

После проверки контрольной работы, она возвращается студенту с оценкой «зачтено» или «не зачтено». Если контрольная работа была не зачтена врезультате существенных замечаний, то студент их должен устранить до сдачи экзамена.

Вес контрольной работы составляет 0,3.

Теоретическая часть работы включаетплан,в соответствии с которым будет рассматриваться тема, введение, в котором обосновывается актуальность темы,

заключение, в котором приводятся основные выводы, вытекающие из работы, список использованной литературы.

 

 

Правила выбора варианта контрольной работы

 

Вариант контрольной работы студент выбирает, исходя из буквы, с которой начинается фамилия студента, в соответствии со следующей таблицей:

 

Таблица 1 – Правило выбора варианта контрольной работы

 

Буквы алфавита № варианта контрольной работы
А-В  
Г-Е  
Ё-З  
И-Л  
М-О  
П-С  
Т-Ф  
Х-Ч  
Щ-Э  
Ю-Я  

 

 

Варианты тем контрольной работы

 

1. Сущность и роль финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны.

2. Формирование национальной платежной системы – основа стабильности безналичных расчетов в российской экономике

3. Центральный банк РФ и его роль в регулировании деятельности коммерческих банков.

4. Банковская система РФ и проблемы ее укрепления.

5. Межбюджетные отношения в российской экономике и основные направления их совершенствования.

6. Сущность и роль финансового планирования предприятий в современных условиях

7. Страхование и его значение в снижении рисков хозяйствующих субъектов

8. Особенности финансов хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.

9. Рынок ценных бумаг в РФ.

10. Структура денежной массы в РФ и методы регулирования ее величины.

 

Варианты практической части контрольных работ

 

Задача № 1 контрольной работы позволяет проверить у студентов практические навыки по вычислению темпов инфляции и индексов цен за соответствующий период времени; расчету: номинальной ставки процента, компенсирующей темп инфляции; эффективной и реальной ставок процента.

Используя данные таблицы, рассчитайте:

1) годовой индекс инфляции и годовой уровень (темп) инфляции;

2) годовую эффективную ставку доходности по вкладу при условии, что используется метод сложных процентов;

3) уровень процентной ставки, компенсирующий действие инфляции;

4) реальную процентную ставку по вкладу за год.

 

Таблица 1 – Исходные данные для решения задачи 1

 

Показатели Варианты  
                     
А                      
Индекс инфляции, месячный 1,02 1,01 1,03 1,15 1,05            
Темп инфляции, месячный, %                      
Номинальная ставка по вкладу, % годовых                    
Число начислений процентов в течение года                    

 

 

Методические указания по решению задачи № 1 контрольной работы

 

Уровень или темп инфляции показывает, на сколько процентов уровень цен изменился в данном периоде времени по сравнению с сопоставимым или базовым периодами времени, в которых уровень цен принимается за 100%. Индекс инфляции (цен) показывает, во сколько раз изменились цены в данном периоде времени по отношению к базовому или сопоставимому. Так, если по статистическим данным уровень инфляции в 2012 г. составил 8 %, это означает, что за 2012 год цены выросли на 8 %. Уровень цен в 2011-м году принимается за 100 процентов. При росте цен на 8 % в 2012-м году индекс инфляции составил 108 %, или уровень цен вырос в 1,08 раза. Для расчета индекса инфляции за n периодов необходимо, используя индексный метод, индексы инфляции за каждый период перемножить, а для определения среднего индекса инфляции извлечь корень соответствующей степени. Например, за первый год уровень инфляции составил 5 %, за второй − 8 %, за третий – 12 %, а четвертый год сопровождался 7%-ой дефляцией, то есть снижением уровня цен. При этих условиях индекс инфляции (цен) составит: 1,05 х 1,08х 1,12 х 0,93 =1,18. Таким образом, за четыре года цены выросли в 1,18 раза, или рост цен за четыре года составил 118 %. Темп инфляции за четыре года равен 18 % (118 %−100%). Для расчета среднегодового индекса инфляции из рассчитанного индекса инфляции за четыре года, равного 1,18 извлекается корень четвертой степени, то есть рассчитывается средняя геометрическая: ,Следовательно, ежегодно цены в течении 4-х лет возрастали в 1, 042 раза, увеличиваясь на 4,2 % в год.

Номинальная ставка процента представляет собой количественное выражение процентной ставки с учётом действующих цен. Это ставка, по которой выдаётся заём, или под которую коммерческий банк принимает вклады своих клиентов. Номинальная ставка всегда больше нуля (кроме бесплатного займа).

Реальная ставка равна номинальной ставке минус уровень инфляции. Реальная ставка банковского процента может равняться нулю и даже иметь отрицательное значение.

Реальная процентная ставка – это увеличение реального богатства, выраженное в приросте покупательной способности инвестора или кредитора, или обменный курс, по которому сегодняшние товары и услуги, реальные блага, обмениваются на будущие товары и услуги. То, что рыночная норма процента испытывает непосредственное влияние инфляционных процессов, первым предположил И.Фишер, который определял номинальную ставку процента из ожидаемого темпа инфляции.

Взаимосвязь между ставками может быть представлена следующим выражением:

I = r + π, ………………………. (1)

где i – номинальная, или рыночная, ставка процента;

r − реальная ставка процента;

π – темп инфляции.

Только в особых случаях, когда на денежном рынке нет повышения цен (πe =0), реальная и номинальная процентные ставки совпадают. Уравнение показывает, что номинальная процентная ставка может изменяться вследствие изменений реальной процентной ставки процента или вследствие изменения инфляции. Так как заемщик и кредитор не знают, какие темпы примет инфляция, то они исходят из ожидаемых темпов инфляции.

Данное положение получило название эффекта Фишера. Его суть в том, что номинальная процентная ставка определяется не фактическим темпом инфляции, так как он не известен, а ожидаемым темпом инфляции. Динамика же номинальной процентной ставки повторяет движение ожидаемого темпа инфляции. Необходимо подчеркнуть, что при формировании рыночной ставки процента имеет значение именно ожидаемый темп инфляции в будущем с учетом срока погашения долгового обязательства, а не фактическая ставка инфляции в прошлом.

Если непредвиденная инфляция имеет место, то заемщики выигрывают за счет кредиторов, так как возвращают кредит обесценившимися деньгами. В случае дефляции кредитор выиграет за счет заемщика.

Иногда может сложиться ситуация, когда реальные процентные ставки по кредитам имеют отрицательное значение. Это может произойти в случае превышения темпов инфляции над темпами роста номинальной ставки. Отрицательные процентные ставки могут установиться в период галопирующей инфляции или при гиперинфляции, а также в период экономического спада, когда спрос на кредиты падает и номинальные процентные ставки понижаются. Положительные реальные процентные ставки означают рост доходов кредиторов. Это происходит, если инфляция снижает реальную стоимость займа (полученного кредита). При темпе инфляции, превышающем 10 %, зависимость реальной и номинальной ставки процентов выражается формулой:

 

, (2)

где r – реальная ставка процента;

i - номинальная ставка процента;

π – уровень инфляции.

 

Пример решения задачи №1:

 

Данные для расчета:

1) среднемесячный индекс инфляции – 1,017;

2) номинальная ставка по вкладу, % годовых – 17;

3) число начислений процентов в течение года − 3.

 

1) Если уровень инфляции и периоды времени совпадают, то индекс инфляции рассчитывается по формуле:

 

In = (1+π)n, …… ………………………………(3)

 

где In – индекс инфляции;

π – уровень инфляции;

n – количество периодов, за которое исчисляется индекс инфляции

 

In = (1,0170)12 = 1,224 или 122,4 %.

 

2) Годовая эффективность или доходность вклада представляет такое значение годовой ставки сложных процентов, эквивалентной данной процентной ставке и не зависящей от срока применения этой ставки. Значение эффективной ставки процента рассчитывается по формуле:

i= [(1− j/m)n] – 1………………………………………………(4)

 

где i – эффективная ставка процента;

j – номинальная ставка процента, в долях;

m – количество начислений в периоде;

n – количество периодов начислений.

 

i = [(1+0,17/3)3] − 1 х 100 = 0,1798 или 17,98 %

 

3) уровень процентной ставки, компенсирующей действие инфляции, будет равен сумме номинальной ставке процента и уровня инфляции. При годовом уровне инфляции больше единицы зависимость между номинальной и реальной ставками процента выражается зависимостью, предложенной И. Фишером, и рассчитывается по формуле (2):

iπ = 0,17 + 0,224 +0,17 х 0,224 =0,432 или 43,2 %

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.169 с.)