ТОП 10:

Система менеджмента качества БТИ АлтГТУ



Система менеджмента качества БТИ АлтГТУ

Образовательный стандарт высшего образования БТИ АлтГТУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.В.16 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

(код и наименование дисциплины)

для направления (специальности) 38.03.06 Торговое дело

(код и наименование направления)

Направленность (профиль)_______Коммерция

(наименование направленности)

Форма(ы) обучениязаочная

(очная, очно-заочная, заочная)

 

Бийский технологический институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»


Предисловие

1) Разработан на кафедре экономики коммерческих операций Бийского технологического института (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова».

2) Стандарт дисциплины разработан на основании ФГОС ВО направления подготовки (специальности) 38.03.06 Торговое дело (приказ Министерства образования и науки от 12.11.2015 г. № 1334) .

3) Стандарт дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» по своему назначению, структуре и содержанию соответствует требованиям Приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 г. № 1367 в части рабочей программы учебной дисциплины.

 


Содержание

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Термины и определения. 2

4 Обозначения и сокращения. 2

5Рабочая программа дисциплины.. 3

5.1 Цели и задачи дисциплины. 3

5.2 Место дисциплины в структуре направления (специальности) 3

5.3 Перечень результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с перечнем планируемых результатов освоения образовательной программы». 4

5.4 Объем и виды занятий по дисциплине. 5

5.5 Содержание дисциплины.. 6

5.5.1 Лекции – 6 ч. 6

5.5.2 Практические (семинарские) занятия – 8 ч. 6

5.5.3 Самостоятельная работа (166 ч.) 7

5.5.4 Учебно-методическая карта дисциплины.. 9

5.6 Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 9

5.7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит». 11

5.7.1 Основная литература. 11

5.7.2 Дополнительная литература. 11

5.7.3Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 11

5.8 Условия освоения и реализации дисциплины.. 12

5.8.1 Методические рекомендации обучающимся по изучению дисциплины.. 12

5.8.2 Организация самостоятельной работы обучающихсяпо дисциплине. 14

5.8.3 Методические рекомендации преподавателю дисциплины.. 15

5.8.4 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине. 166

5.8.5 Особенности преподавания дисциплины.. 16

5.8.6 Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 17

6 Лист согласования рабочей программы дисциплины.. 19

7 Лист изменений к стандарту дисциплины.. 20

Приложение А Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине …………………………………………………………....................…………..…21

Приложение Б Оценочные средства (контролирующие материалы) по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит». 32

Б1 Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости. 32

Б 2 Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации. 34

Приложение В Памятка обучающемуся по дисциплине (силлабус) 45

Приложение Г Аннотация дисциплины.. 51

 

 

 


Стандарт организации

 



 

Система менеджмента качества БТИ АлтГТУ

Образовательный стандарт высшего образования БТИ АлтГТУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

(наименование дисциплины)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Первый заместитель директора по УР

 

 

_____________________ _Харитонов В.А.

(подпись) ( Ф.И.О.)

Дата ______________ (число, месяц, год)

Область применения

 

1.1Стандарт дисциплины устанавливает общие требования к содержанию, структуре,объему дисциплины ____Финансы, денежное обращение и кредит___________

и условиям ее реализации в БТИ АлтГТУ.

1.2 Действие стандарта распространяется:

– на обучающихся по направлению /специальности

___________38.03.06 Торговое дело_________________________________

(код и наименование направления/специальности)

 

– на преподавателей и сотрудников структурных подразделений, задействованных в образовательном процессе по дисциплине.

 

Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

– Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки и специальностям;

– СТО АлтГТУ 12 701-2009 Система качества. Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Практические и семинарские занятия;

– СТО АлтГТУ 12 310 -2015 Система качества. Образовательный стандарт высшего образования АлтГТУ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ). Общие требования к структуре, содержанию и оформлению.

– СТО АлтГТУ 12 560-2011 Система качества. Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов;

– СТО АлтГТУ 12 005-2015 Система качества. Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Самостоятельная работа студентов;

– СТО АлтГТУ 12 320-2013 Система качества. Образовательный стандарт высшего образования АлтГТУ. Основная образовательная программа высшего образования;

– СТО АлтГТУ 12 570-2013 Система качества. Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Общие требования к текстовым, графическим и программным документам;

– СТО АлтГТУ 12 100-2015 Система качества. Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Фонд оценочных средств образовательной программы;

–СМК ОПД 01-19-2015 Система менеджмента качества. Положение о модульно-рейтинговой системе квалиметрии учебной деятельности студентов.

 

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины и определения:

дидактическая единица–тематическая часть учебной дисциплины, содержащая логически объединённые понятия, количество которых (объём знаний) определяется автором дидактической единицы.

– компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, формируемых в процессе обучения для успешной деятельности в определенной области;

– модуль – часть образовательной программы (или учебной дисциплины), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания;

– образовательный стандарт учебной дисциплины – документ, определяющий необходимый обязательный уровень предъявляемых требований к содержанию, методам, формам и средствам обучения и контроля по учебным дисциплинам, разрабатываемых вузом самостоятельно с учетом соответствующих требований государственных законов и подзаконных актов по подготовке бакалавров, магистров и специалистов;

– рабочая программа дисциплины – учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению, соответствующая требованиям ООП ВО, ФГОС ВО и учитывающая специфику подготовки студентов по избранному направлению или специальности;

– учебно-методический комплекс дисциплины – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания студентов в рамках данной дисциплины;

– федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования– совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования.

 

Обозначения и сокращения

 

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования,

ООП ВО – основная образовательная программа высшего образования,

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции.

5 Рабочая программа дисциплины

5.1 Цели и задачи дисциплины.

 

Целями учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» являются: формирование у студентов современного представления о роли денег, финансов и кредита в рыночной экономике; выработка у студентов целостного представления о функционировании финансово-кредитной системы страны, закономерностях развития финансово-кредитных отношений, значении финансов предприятий и домашних хозяйств в создании условий, обеспечивающих индивидуальное и общественное воспроизводство; приобретение студентами умений и навыков анализировать влияние финансовой и денежно-кредитной политики государства на деятельность предприятий; овладение приемами финансовых вычислений; формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Торговое дело».

При изучении курса «Финансы, денежное обращение и кредит» решаются следующие задачи:

− освоение базовых понятий в области денежных, финансовых и кредитных отношений;

− создание комплексного представления о закономерностях функционирования системы расчетов в экономике и финансово-кредитной системы;

− получение студентами навыков анализа современных финансовых и денежно-кредитных проблем,

− обеспечение понимания студентами специфики деятельности отдельных кредитных учреждений и субъектов финансовой системы;

− формирование целостного представления о финансово-кредитном механизме деятельности предприятия;

− формирование навыков финансовых вычислений;

− выработка навыков работы с нормативной литературой и применения теоретических знаний к решению конкретных задач;

− привитие студентам навыков самообразования.

 

5.2 Место дисциплины в структуре направления (специальности)

 

Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» входит в вариативную часть блока «Дисциплины», и преподается на втором курсе.

В системе подготовки студентов по специальности «Торговое дело» важное место занимают вопросы организации финансов, денежного обращения и кредита. Предметом изучения в данной дисциплине являются содержание денежных и финансово-кредитных категорий, система денежных, финансовых и кредитных отношений между основными субъектами экономической деятельности.

Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» занимает промежуточное положение между такой фундаментальной экономической дисциплиной, как экономическая теория и прикладными экономическими дисциплинами: бизнес-планирование, биржевое дело, налоги и налогообложение. С одной стороны, она расширяет и углубляет теоретические знания студентов в области организации денежного обращения, финансов и кредита, а с другой стороны, подготавливает их к практической деятельности. Бакалавр торгового дела должен обладать широким экономическим кругозором и хорошо представлять себе, что эффективная деятельность любого предприятия, в том числе, торгового, во многом зависит от состояния денежной, финансовой и кредитной систем страны, являющихся важнейшими элементами рыночной инфраструктуры. Эффективное взаимодействие предприятий с институтами финансовой и кредитной систем в значительной степени зависит от уровня подготовки и знаний бакалавров торгового дела по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

Дисциплина предшествует изучению таких экономических дисциплин, как « Бизнес-планирование», «Налоги и налогообложение». С ними она имеет последующие меж предметные связи.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям, необходимым для ос-воения дисциплины:

− изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в курсах «Экономическая теория», «Математика».

 

5.3 Перечень результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с перечнем планируемых результатов освоения образовательной программы»

Таблица 5.3.1 – Требования к результатам обучения по дисциплине

 

Код компетенции по ФГОС ВО или ООП Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
Знать уметь владеть
ОК-2 Способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах Основные экономические закономерности, определяющие развитие и состояние денежно-кредитной и финансовой сфер. Оценивать влияние изменений в денежно-кредитной и финансовых сферах на результаты и эффективность деятельности в различных сферах, в том числе и коммерческой. Методикой оценки изменений в денежно-кредитной и финансовой сферах на результаты и эффективность деятельности в различных сферах, в том числе и коммерческой
ОК-9 Владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Основные понятия, принципы организации денежного оборота, структуру кредитной и финансовых систем, роль денег, финансов и кредита в деятельности предприятий Воспринимать и критически осмысливать экономическую информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения Культурой экономического мышления, способностью к анализу и обобщению фактов в денежно-кредитной и финансовых сферах
ОПК-3 Умение пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов Законодательные акты, нормативные и инструктивные документы, определяющие и регулирующие взаимодействие предприятий с денежными, кредитными и финансовыми институтами. Пользоваться законодательными, нормативными и инструктивными документами в своей профессиональной деятельности. Правилами соблюдения действующего законодательства и требований нормативных документов в своей профессиональной деятельности.

5.4 Объем и виды занятий по дисциплине

Паспорт дисциплины

Кафедра Экономики коммерческих операций

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Дисциплина Б1.В.16 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

(шифр с указанием цикла подготовки, наименование дисциплины)

Статус дисциплины вариативная

(базовая, вариативная, вариативная по выбору, факультативная)

Направление(я) (специальность):

38.03.06 Торговое дело

(код и наименование направления или специальности)

Направленность образовательной программы:

Коммерция

(наименование направленности)

 

Форма обучения заочная

(очная, очно-заочная, заочная)

Объем дисциплины 180 ч.

(общий объем дисциплины, час.)

Общая трудоёмкость дисциплины: _____5_____ зачётных единиц

 

Объем контактной работы обучающегося с преподавателем (ч) _18,15

 

Распределение по видам занятий

Семестр Учебные занятия (час.) Наличие курсовых проектов (КП),курсовых работ (КР), расчетных заданий (РЗ), контрольных работ (К) Форма промежуточ- ной аттестации (зачёт, экзамен)    
Всего Аудиторные занятия самостоятельная работа  
всего аудиторных занятий лек ции лабораторные работы практические занятия (семинары)  
в семе-стре в сессию  
  К Экзамен  
                       

 

 


5.5 Содержание дисциплины

 

Лекции имеют обзорный характер и формируют у студента общее представление о содержательной части курса и взаимосвязи между основными темами. Все лекции проводятся во время сессии. Основная теоретическая часть курса студентами изучается самостоятельно.

Лекции – 6 ч.

 

Модуль (Код компетенции) № темы Темы лекционных занятий и ссылки на рекомендуемую литературу Кол-во часов  
Модуль 1 (ОК-9), (ОПК-3)     Денежный оборот. Методы регулирования денежного оборота. Происхождение, сущность, виды и функции денег в рыночной экономике.. Денежная масса и ее измерение.. Денежная система: элементы, виды и эволюция. Денежный оборот и его структура. Методы регулирования денежного оборота. [1]- [3], [5]  
Модуль 2 (ОК-2), (ОК-9) (ОПК-3)     Сущность и функции кредита. Сущность, функции и принципы кредита. Формы кредитных отношений и виды кредита. Экономическая природа ссудного процента. Виды процента. [1]- [3], [5]
Модуль 3 (ОК-2), (ОК-9) (ОПК-3)   Финансы и финансовая система. Сущность и роль финансов. Функции финансов. Финансовая система и ее структура. Управление государственными финансами. [2]
Всего

 

 

Самостоятельная работа (166 ч.)

 

Самостоятельная работа студентов предусматривает:

· проработку теоретического материала (работа с конспектом лекций, учебником, учебными пособиями, другими источниками) – 6час.;

· подготовку к практическим занятиям, включая подготовку к контрольным опросам, терминологическим диктантам и др. – 8час.;

· подготовку к тестированию – 8 час.;

· выполнение контрольной работы, предусмотренной учебным планом -15 час.;

· самостоятельное изучение разделов дисциплины – 120час.;

· подготовку к экзамену, сдачу экзамена – 9 час. (в сессию).

 

Темы курса «Финансы, денежное обращение и кредит» для самостоятельного изучения

Модуль (Код компетенции) № темы Содержание темы для самостоятельного изучения и ссылки на литературу Кол-во часов   Форма контроля
Модуль1 (ОК-9), (ОПК-3)   Денежный оборот. Методы регулирования денежного оборота. Происхождение, сущность, виды и функции денег в рыночной экономике.. Денежная масса и ее измерение.. Денежная система: элементы, виды и эволюция. Денежный оборот и его структура. Методы регулирования денежного оборота.[1-3], [4],[5] Контро льная работа Тестирование Экзамен
  Денежные реформы. Виды денежных реформ [2]. Контро льная работа Тестирование Экзамен
Денежно-кредитная политика: сущность, виды и методы осуществления .[1-3], [4],[5] Контро льная работа Тестирование Экзамен
Модуль2 (ОК-2), (ОК-9) (ОПК-3)   Сущность и функции кредита. Сущность, функции и принципы кредита. Формы кредитных отношений и виды кредита. Экономическая природа ссудного процента. Виды процента. .[1]- [3],[5] Контро льная работа Тестирование Экзамен
Кредитная и банковская система страны. Понятие кредитной системы страны и ее структура. Центральный банк страны –первый уровень банковской системы страны. Задачи и функции Центрального банка. Коммерческие банки и их функции. Кредитные организации небанковского характера. Денежно-кредитная политика: сущность, виды и методы осуществления. .[1]- [3],[5] Контро льная работа Экзамен
Модуль 3 (ОК-2), (ОК-9) (ОПК-3)   Финансы и финансовая система. Сущность и роль финансов. Функции финансов. Финансовая система и ее структура. Управление государственными финансами. [2], .[4],[5] Контро льная работа Экзамен
Бюджет и бюджетная система. Социально-экономическая сущность бюджета. Роль бюджета в перераспределении ВНП.Бюджетная система РФ. Проблемы межбюджетных отношений в РФ. Доходы бюджетов и их классификация. Расходы бюджетов и их классификация. Дефицит и профицит государственного бюджета. Государственный долг. Управление государственным долгом. .[2]. [5] Контро льная работа Экзамен
Внебюджетные фонды .[2] Контро льная работа Экзамен
Модуль 4. (ОК-2), (ОК-9) (ОПК-3)     Страхование в системе финансовых отношений.Экономическое содержание страхования. Функции страхования. Формы организации страхования. Виды страхования.[2], .[4],[5] Контро льная работа Экзамен
Финансовый рынок и рынок ценных бумаг. Финансовый рынок и его структура.Основные виды финансовых инструментов. Сущность, структура и функции рынка ценных бумаг. [2], .[4],[5] Контро льная работа Экзамен
Финансы хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе страны. Сущность и функции финансов предприятия. Принципы организации финансов предприятий. Финансы домашних хозяйств. [2],.[4],[5] Контро льная работа Экзамен
Финансы домашних хозяйств . [2], .[4],[5] Контро льная работа Экзамен
Всего

 

5.5.4 Учебно-методическая карта дисциплины

для направления (ий) или специальности (ей)38.03.06 Торговое дело

(код и наименование направления или специальности)

на третий семестр

ПРИЛОЖЕНИЕ А1

Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» для студентов заочного обучения по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело», профиль «Коммерция»

 

Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» входит в вариативную часть блока «Дисциплины», основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.06. «Торговое дело» и изучается в соответствии с учебным планом в 3-ем семестре.

В системе подготовки студентов по специальности «Торговое дело» важное место занимают вопросы организации финансов, денежного обращения и кредита. Предметом изучения в данной дисциплине являются содержание денежных и финансово-кредитных категорий, система денежных, финансовых и кредитных отношений между основными субъектами экономической деятельности.

Контрольная работа является одним из важнейших видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов и выполняется в пределах часов, предусмотренных учебным планом по направлению подготовки 38.03.06. «Торговое дело». Выполняя контрольную работу, студент совершенствует знания и умения, полученные в процессе изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»

Цель контрольной работы состоит в формировании у студентов как общекультурных, так и общепрофессиональных компетенций, предполагающих владение культурой экономического мышления, умение собирать и обрабатывать экономическую информацию, рассчитывать на ее основе соответствующие экономические показатели, позволяющие принимать обоснованные экономические решения в области денежно-кредитных и финансовых отношений.

На деятельность всех без исключения предприятий, организаций и учреждений оказывают существенное влияние внешние факторы макроэкономической среды, важнейшими из которых в денежной, кредитной и финансовых сферах являются: уровень инфляции, ставка банковского процента, состояние фондового рынка. Структура контрольной работы включает:

−теоретическую часть, которая включает рассмотрение одной из тем курса, посвященных актуальным проблемам в денежной, кредитной и финансовой сферах.

− практическую часть, которая состоит из трех задач, позволяющих студентам приобрести практические навыки расчета темпов инфляции, индексов цен, номинальных, реальных и эффективных ставок процента, выбора вариантов распоряжения денежными средствами, находящимися на счетах в коммерческих банках в условиях инфляции, расчета доходности инструментов финансового рынка.

В процессе выполнения контрольной работы студент изучает соответствующий учебный материал, официальные статистические данные, нормативные и законодательные документы, публикации в периодической печати. При необходимости обращается за помощью к преподавателю, ведущему курс «Финансы, денежное обращение и кредит» во время еженедельно проводимых консультаций.

Преподаватель осуществляет текущий контроль над выполнением контрольной работы, в процессе которого проверяет степень выполненной работы, правильность выполняемых расчетов, разъясняет смысл и алгоритм расчетов, если у студентов возникают затруднения при их выполнении.

Контрольная работа сдается студентом на проверку преподавателю на 18-ой учебной неделе.

После проверки контрольной работы, она возвращается студенту с оценкой «зачтено» или «не зачтено». Если контрольная работа была не зачтена врезультате существенных замечаний, то студент их должен устранить до сдачи экзамена.

Вес контрольной работы составляет 0,3.

Теоретическая часть работы включаетплан,в соответствии с которым будет рассматриваться тема, введение, в котором обосновывается актуальность темы,

заключение, в котором приводятся основные выводы, вытекающие из работы, список использованной литературы.

 

 

Правила выбора варианта контрольной работы

 

Вариант контрольной работы студент выбирает, исходя из буквы, с которой начинается фамилия студента, в соответствии со следующей таблицей:

 

Таблица 1 – Правило выбора варианта контрольной работы

 

Буквы алфавита № варианта контрольной работы
А-В
Г-Е
Ё-З
И-Л
М-О
П-С
Т-Ф
Х-Ч
Щ-Э
Ю-Я

 

 

Варианты тем контрольной работы

 

1. Сущность и роль финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны.

2. Формирование национальной платежной системы – основа стабильности безналичных расчетов в российской экономике

3. Центральный банк РФ и его роль в регулировании деятельности коммерческих банков.

4. Банковская система РФ и проблемы ее укрепления.

5. Межбюджетные отношения в российской экономике и основные направления их совершенствования.

6. Сущность и роль финансового планирования предприятий в современных условиях

7. Страхование и его значение в снижении рисков хозяйствующих субъектов

8. Особенности финансов хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.

9. Рынок ценных бумаг в РФ.

10. Структура денежной массы в РФ и методы регулирования ее величины.

 

Варианты практической части контрольных работ

 

Задача № 1 контрольной работы позволяет проверить у студентов практические навыки по вычислению темпов инфляции и индексов цен за соответствующий период времени; расчету: номинальной ставки процента, компенсирующей темп инфляции; эффективной и реальной ставок процента.

Используя данные таблицы, рассчитайте:

1) годовой индекс инфляции и годовой уровень (темп) инфляции;

2) годовую эффективную ставку доходности по вкладу при условии, что используется метод сложных процентов;

3) уровень процентной ставки, компенсирующий действие инфляции;

4) реальную процентную ставку по вкладу за год.

 

Таблица 1 – Исходные данные для решения задачи 1

 

Показатели Варианты  
 
А  
Индекс инфляции, месячный 1,02 1,01 1,03 1,15 1,05            
Темп инфляции, месячный, %            
Номинальная ставка по вкладу, % годовых
Число начислений процентов в течение года

 

 

Методические указания по решению задачи № 1 контрольной работы

 

Уровень или темп инфляции показывает, на сколько процентов уровень цен изменился в данном периоде времени по сравнению с сопоставимым или базовым периодами времени, в которых уровень цен принимается за 100%. Индекс инфляции (цен) показывает, во сколько раз изменились цены в данном периоде времени по отношению к базовому или сопоставимому. Так, если по статистическим данным уровень инфляции в 2012 г. составил 8 %, это означает, что за 2012 год цены выросли на 8 %. Уровень цен в 2011-м году принимается за 100 процентов. При росте цен на 8 % в 2012-м году индекс инфляции составил 108 %, или уровень цен вырос в 1,08 раза. Для расчета индекса инфляции за n периодов необходимо, используя индексный метод, индексы инфляции за каждый период перемножить, а для определения среднего индекса инфляции извлечь корень соответствующей степени. Например, за первый год уровень инфляции составил 5 %, за второй − 8 % , за третий – 12 %, а четвертый год сопровождался 7%-ой дефляцией, то есть снижением уровня цен. При этих условиях индекс инфляции (цен) составит: 1,05 х 1,08х 1,12 х 0,93 =1,18. Таким образом, за четыре года цены выросли в 1,18 раза, или рост цен за четыре года составил 118 %. Темп инфляции за четыре года равен 18 % (118 %−100%). Для расчета среднегодового индекса инфляции из рассчитанного индекса инфляции за четыре года, равного 1,18 извлекается корень четвертой степени, то есть рассчитывается средняя геометрическая: ,Следовательно, ежегодно цены в течении 4-х лет возрастали в 1, 042 раза, увеличиваясь на 4,2 % в год.

Номинальная ставка процента представляет собой количественное выражение процентной ставки с учётом действующих цен. Это ставка, по которой выдаётся заём, или под которую коммерческий банк принимает вклады своих клиентов. Номинальная ставка всегда больше нуля (кроме бесплатного займа).

Реальная ставка равна номинальной ставке минус уровень инфляции. Реальная ставка банковского процента может равняться нулю и даже иметь отрицательное значение.

Реальная процентная ставка – это увеличение реального богатства, выраженное в приросте покупательной способности инвестора или кредитора, или обменный курс, по которому сегодняшние товары и услуги, реальные блага, обмениваются на будущие товары и услуги. То, что рыночная норма процента испытывает непосредственное влияние инфляционных процессов, первым предположил И.Фишер, который определял номинальную ставку процента из ожидаемого темпа инфляции.

Взаимосвязь между ставками может быть представлена следующим выражением:

I = r + π, ………………………. (1)

где i – номинальная, или рыночная, ставка процента;

r − реальная ставка процента;

π – темп инфляции.

Только в особых случаях, когда на денежном рынке нет повышения цен (πe =0), реальная и номинальная процентные ставки совпадают. Уравнение показывает, что номинальная процентная ставка может изменяться вследствие изменений реальной процентной ставки процента или вследствие изменения инфляции. Так как заемщик и кредитор не знают, какие темпы примет инфляция, то они исходят из ожидаемых темпов инфляции.

Данное положение получило название эффекта Фишера. Его суть в том, что номинальная процентная ставка определяется не фактическим темпом инфляции, так как он не известен, а ожидаемым темпом инфляции. Динамика же номинальной процентной ставки повторяет движение ожидаемого темпа инфляции. Необходимо подчеркнуть, что при формировании рыночной ставки процента имеет значение именно ожидаемый темп инфляции в будущем с учетом срока погашения долгового обязательства, а не фактическая ставка инфляции в прошлом.

Если непредвиденная инфляция имеет место, то заемщики выигрывают за счет кредиторов, так как возвращают кредит обесценившимися деньгами. В случае дефляции кредитор выиграет за счет заемщика.

Иногда может сложиться ситуация, когда реальные процентные ставки по кредитам имеют отрицательное значение. Это может произойти в случае превышения темпов инфляции над темпами роста номинальной ставки. Отрицательные процентные ставки могут установиться в период галопирующей инфляции или при гиперинфляции, а также в период экономического спада, когда спрос на кредиты падает и номинальные процентные ставки понижаются. Положительные реальные процентные ставки означают рост доходов кредиторов. Это происходит, если инфляция снижает реальную стоимость займа (полученного кредита). При темпе инфляции, превышающем 10 %, зависимость реальной и номинальной ставки процентов выражается формулой:

 

, (2)

где r – реальная ставка процента;

i - номинальная ставка процента;

π – уровень инфляции.

 

Пример решения задачи №1:

 

Данные для расчета:

1) среднемесячный индекс инфляции – 1,017;

2) номинальная ставка по вкладу, % годовых – 17;

3) число начислений процентов в течение года − 3.

 

1) Если уровень инфляции и периоды времени совпадают, то индекс инфляции рассчитывается по формуле:

 

In = (1+π)n, …… ………………………………(3)

 

где In – индекс инфляции;

π – уровень инфляции;

n – количество периодов, за которое исчисляется индекс инфляции

 

In = (1,0170)12 = 1,224 или 122,4 %.

 

2) Годовая эффективность или доходность вклада представляет такое значение годовой ставки сложных процентов, эквивалентной данной процентной ставке и не зависящей от срока применения этой ставки. Значение эффективной ставки процента рассчитывается по формуле:

i= [(1− j/m)n] – 1………………………………………………(4)

 

где i – эффективная ставка процента;

j – номинальная ставка процента, в долях;

m – количество начислений в периоде;

n – количество периодов начислений.

 

i = [(1+0,17/3)3] − 1 х 100 = 0,1798 или 17,98 %

 

3) уровень процентной ставки, компенсирующей действие инфляции, будет равен сумме номинальной ставке процента и уровня инфляции. При годовом уровне инфляции больше единицы зависимость между номинальной и реальной ставками процента выражается зависимостью, предложенной И. Фишером, и рассчитывается по формуле (2):

iπ = 0,17 + 0,224 +0,17 х 0,224 =0,432 или 43,2 %

 

4) реальная ставка процента представляет собой номинальную ставку процента, скорректированную на уровень инфляции. Из формулы (2) следует, что реальная ставка будет равна:

 

 

Задача № 2 индивидуального расчетного задания позволяет студентам усвоить алгоритм расчета, связанный с вы







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.037 с.)