Почему Я начал обучать гипнозу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему Я начал обучать гипнозу



Необходимость профессиональных знаний о гипнозе в медицине

При написании этой книги моя цель сделать больше, чем развлечь. Я хочу учить, делая известными определенные открытия. Я уверен, что доктора среди вас, после чтения моих наблюдений, проверят их ценность в клинической практике и докажут, таким образом, правдивость моих теорий. Если я преуспел, получив ваше признание этой книги как информативной, как стоящей изучения, я исполнил мои намерения. Я часто замечал, что преподавание есть передача осознаний, которые дают студенту возможность поглощать, накапливать и использовать знания — лучше всего осуществляется рассказыванием опыта преподавателя. Таким образом, может быть хорошо завершить ваше ознакомление с моими открытиями перечислением нескольких событий из моего раннего опыта.

Я никогда не рассказывал всю историю о том, как получилось, что я вернулся к практике гипноза после того, как я ее оставил в юности как тогда говорилось, по социальным причинам. Хотя я бросил практиковать гипноз в возрасте четырнадцати лет, я продолжал изучать эту тему. У меня была привычка ночью лежать и анализировать, что я сделал с использованием гипноза. Мне было интересно, почему я мог делать так, чтобы происходили определенные вещи, которые вероятно никто до меня не задумывался делать. Я продолжал интересоваться тем, что сделало эти вещи возможными. Примерно в это время я стал эстрадным чечеточником. Я экстраверт по натуре, и мне нравится чувство, когда ты стоишь перед аудиторией, делая что-то, чтобы удивить людей. Если бы я не мог делать это с гипнозом, я непременно собирался делать это еще как-то, и так я стал исполнителем. Будучи любителем музыки, я начал писать песни, которые никогда не стали популярными. Когда одна из этих песен наконец-то была принята У.К. Хенди, я приехал в Нью-Йорк, думая, что стану знаменитым поэтом-песенником под его опекой. Я начал работать на него как исполнитель рекламных куплетов, делая популярными не только его песни, но и мои. В конце концов, я получил работу на радио как писатель, исполнитель и продюсер для CBS и вскоре весьма

существенно преуспел. Мне не надо было зависеть от гипноза для заработка, и я никому не говорил о своих знаниях в этом вопросе. В 1937 году мне пришла идея для шоу на радио под названием Хобби Лобби Дейва Элмана. Успех шоу был мгновенным. В 1941 году я поменял спонсоров. Компания Колгейт-Палмолив-Пит купила шоу и мы готовились к первому выступлению. Директор шоу сказал мне: «Мы должны сделать это первое шоу сенсационным. Какое самое сенсационное хобби мы можем выпустить в эфир?» Я сказал ему, что я только что получил письмо от работника типографии из Филадельфии, который утверждает, что его хобби гипнотизм и он предлагает выйти в эфир и загипнотизировать людей, которые сидели в другой комнате. «Если он может сделать это, — прокомментировал директор, — он даст нам сенсационную подпитку для нового шоу». Мужчина приехал из Филадельфии, и я подверг его нескольким сложным тестам. Этот человек очень хорошо знал гипноз, но он не подозревал, что его будет тестировать человек, который также хорошо понимал, что такое гипноз. Он прошел тесты прекрасно, и я был под сильным впечатлением от него. Единственное, что меня беспокоило, это то, что он сказал, что у него займет от трех до шести минут, чтобы выполнить трюк, и я подумал, что если это займет более трех минут, то это будет ужасно скучный кусок в шоу. Я организовал ему пробы, которые показали, что он мог выполнить задание за 3 минуты. Это значительно повысило мое уважение к нему. Мы выпустили его в эфир и всенародное признание было фантастическим. Выступление получило премию Variety за самое драматичное радиошоу в 1941 году. Моя жена, которая работала в то время моим секретарем, конечно же наблюдала за моей работой с гипнотизером. Она сказала мне: «Ты показал тому гипнотизеру, что делать, не так ли? Я думаю, ты знаешь намного больше об этом, чем говоришь». Внезапно мои знания стали помощью, а не помехой. С того момента я периодически проводил демонстрации, в целях благотворительности или за небольшую плату.

Однажды я выпускал шоу для известной общественной организации в Пассиаке, Нью-Джерси. Демонстрация была блестящей. В тот вечер там было много врачей, и некоторые из них попросили о возможности поговорить со мной. Суть разговора заключалась в том, что эти люди изучали гипноз и пытались использовать его во врачебной и стоматологической практике, но у них ничего не получалось. Они сообщили мне, что некоторые из людей, с которыми я проводил демонстрацию, были их пациентами, с которыми они делали попытки и не смогли погрузить в состояние гипноза. Они спросили: «Что вы знаете о гипнозе, чего мы не знаем?» Я ответил: «Вероятно мы изучали предмет с разных точек зрения. Если бы вы изучали это, как я, вы стали бы такими же успешными как я». Один из докторов спросил, не мог бы я их учить. Никогда ничему не обучая, я сопротивлялся, у меня не было ни малейшего представления, что им следует знать. Некоторые доктора были очень настойчивыми, и вскоре я обнаружил, что где бы я ни проводил публичные выступления в Нью-Джерси, один или больше из этих докторов присутствовали на встрече. Они стали разыскивать меня и спрашивать: «Когда вы собираетесь начать обучать нас гипнозу?»

Я был в числе спонсоров и у меня было много свободного времени. Я обдумывал, смог бы я написать курс по предмету, который позволит докторам использовать гипноз профессионально, так, как использовал его я. Один из докторов, челюстнолицевой хирург, который уже ушел из жизни, однажды сказал мне: «Мистер Элман, группа стоматологов в Ньюарке, Нью Джерси, изучает гипноз. Было бы вам интересно поехать и просто посмотреть, чему учат этих людей?» Я присоединился к нему на эту встречу и был поражен тому, какая дезинформация преподается этим искренним людям. Преподаватель был прекрасным джентльменом и искренним учителем. Он просто не знал предмета, но пытался учить. Время от времени дезинформация распространяется как истина в разных лекциях по гипнозу. Я решил, что если обучение терапевтов и стоматологов происходит таким образом, что-то должно быть сделано по этому вопросу. Я поехал домой и подготовил курс по гипнозу для специалистов врачей и стоматологов, который я с тех пор преподавал. Ради прогресса медицины, давайте использовать это обучение на практике.

Когда я говорю, что каждый бывал на пороге гипнотического состояния тысячи раз, и каждый гипнотизировал себя снова и снова, не зная об этом, обычная реакция — это испуг. Я могу понять неверие, которое будет у многих людей относительно вышесказанного, но давайте проанализируем несколько простых проявлений гипноза.

Возьмем суеверного человека. Этот человек твердо верит, что пятница тринадцатое — это несчастливый день. Он настолько твердо уверен, что пятница тринадцатое несчастливый день, что он откладывает деловые встречи и приятные свидания, чтобы предотвратить их катастрофическое окончание. Здравый смысл

говорит нам, что пятница тринадцатое — это такой же день как любой другой. Нет причин верить, что эта дата отличается от других. Человек, который верит, что пятница тринадцатое — несчастливый день, загипнотизировал себя, так как он обошел критическую способность своего ума — то есть свою рассудительность — и встроил, возможно по незнанию, процесс избирательного мышления. Человек, который носит кроличью лапку и верит, что это знак удачи, относится к этой же категории. Он также обошел свое чувство здравого смысла и встроил избирательное мышление. Отличающиеся простые проявления гипноза, основанные на допущении, что гипноз — это просто состояние ума, каждый раз включают обход критической способности и встраивание избирательного мышления. Примеры почти неисчислимы. В некоторых штатах была предпринята попытка запретить использовать гипноз всем, кроме медицинских работников. Такие законы будут попыткой контролировать мышление людей. Даже если привести их в исполнение, нельзя обеспечить их выполнение, потому что вы не можете ограничивать силой закона то, что происходит в умах людей. Например, человек, который попал в аварию и испытывает боль, дает себе внушение, что боли не будет. Это, по большей части, гипноз. Может ли какой-то закон предотвратить это? Никто не гипнотизировал жертву аварии, но он загипнотизировал сам себя. Кто может его остановить? Существует также глупое мнение, что гипноз должны применять только психиатры. Кто собирается запретить терапевту или стоматологу делать пациенту внушения для их благополучия? Он может сделать это великолепным образом, без очевидного использования гипноза, но тем не менее, он использует гипноз, и кто сможет остановить его? Когда вы пытаетесь запретить гипноз, вы пытаетесь запретить такой эффективный препарат как стерильный гипосульфит натрия. Доктора превозносят использование стерильного гипосульфита натрия в радужных терминах. Это относится даже к докторам, которые понятия не имеют о гипнозе и настаивают на том, что они не используют гипноз. Тем не менее стерильный гипосульфит натрия не обладает лечебными свойствами, само упоминание о том, что он будет использовать помогает пациентам, иными словами гипноз. Как вообще вы можете запретить плацебо? Однако, если вы хотите запретить гипноз, вам обязательно следует включить в запрет плацебо. Вы один из тех людей, которые думают, что они никогда не были загипнотизированы? Возможно, вы не «позволите» себя загипнотизировать. Если так, вы работаете в полностью

Почему я начал обучать гипнозу 31

фальшивых иллюзиях. Нет такого живого человека в своем уме и старше двух лет, кто бы не был загипнотизирован, и если вы в старшей возрастной группе, вы были в состоянии гипноза много раз. Если вы сомневаетесь в этом, вы не знаете, что такое гипноз. Вы когда-нибудь закрывали глаза и начинали мечтать? Возможно, вы визуализировали некое приятное событие, в котором вы участвовали некоторое время назад. Например, вы могли закрыть глаза и представить приятное место для отдыха. Вы хорошо знали, что на самом деле не были в месте для отдыха в своих воспоминаниях, но сцена была вполне жизненной в глазах вашего ума. Если вы это делали, то вы не только погрузили себя в начальное гипнотическое состояние, обходя критическую способность, но если вы фактически сказали себе: «Это словно я был там сейчас», — и поместили себя туда мысленно, вы были загипнотизированы. Вы не только обошли критическую способность, но и встроили избирательное мышление. Каждый человек в мире, возможно, проделывал это раз за разом. Иногда мечты такие удивительные, что вы будите себя. Вы не осознаете этого, но это тоже был гипноз. Вы знали, что мечта не была реальностью, тем не менее оно казалось вам очень реальной. Если бы пока вы спали или мечтали, кто-то сказал вам: «Сейчас ты ничего не почувствуешь», вы бы приняли внушение и заметили, что совсем ничего не чувствуете. Если вы хотите проверить это внушение, вы с изумлением обнаружите, что эксперимент вполне успешен. Многие доктора, эксперты в применении гипноза пользовались этой простой техникой и добивались успеха с ней. Однако, удостоверьтесь, что когда тесты выполнены, пациент быстро засыпает, и что слова доктора не пробуждают его из дремоты. Когда человек отказывается от гипноза, это просто означает, что он отказался обойти свою критическую способность и таким образом делает встраивание избирательного мышления невозможным. Это не означает, что он не может быть или не будет загипнотизирован, он просто отказался следовать инструкциям. Если он последует верно данным инструкциям, гипноз для него настолько же возможен, как и для остальных. Иногда можно заметить, что наведение гипноза, связанного со сном быстрее и легче, чем индукция, когда субъект бодрствует. Это потому, что субъект «пред-расслаблен», когда вы начинаете. Техники и возможности гипноза, связанного со сном, будут детализированы в главе с таким названием. Но важно, чтобы вы держали в уме факты, подчеркнутые выше, так как они будут иметь отношение к вашей дальнейшей учебе.

 

КАК ИЗУЧАТЬ ГИПНОЗ

Пошаговые инструкции

Я начал преподавание с лекции на тему «Как изучать гипноз». Вот что я говорил каждому доктору: Если вы решили усвоить этот предмет, вы посвящаете свое время и усилия изучению, как использовать инструмент, который может быть бесценным в вашей практике. Вы можете научиться правильно его использовать, если будете следовать инструкциям. Первое и самое главное, выполняйте домашнее задание. Выполнение его не займет драгоценное время вашего приема в кабинете и госпитале. Наоборот, это даст вам дополнительное время для улучшения своей практики и увеличения свободного времени, потому что вы сможете делать больше с каждым пациентом за более короткое время. Поэтому, как только начинаете практиковаться, ограничивайте период наведения до одной минуты для каждого пациента. Когда вы тратите больше одной минуты, чтобы рассказать о расслаблении и достичь гипнотического состояния, вы теряете время. Я твердо убежден, что если гипноз займет достойное место в медицине и стоматологии, он должен быть доступен доктору почти мгновенно. Если он не может использовать гипноз более или менее мгновенно, он не имеет практической ценности в большинстве врачебных кабинетов. Редко кто из докторов может позволить себе потратить от трех минут до двенадцати часов на сомнительное предположение, что он может оказаться успешным в достижении гипноза, если будет продолжать достаточно долго. Итак, с самого начала, используйте одну минуту для каждого пациента, и только одну минуту. Не используйте больше этого времени, и вам даже не понадобится целая минута, чтобы достичь состояния.

С другой стороны, не ждите превосходных результатов с самого начала. Если у вас отличные результаты в немногих первых попытках, вы, тем не менее с определенной вероятностью встретитесь с неудачами позже. Самый лучший студент встречается как с успехами, так и с неудачами, пока учится. Я твердо убежден, что в этом предмете вы учитесь больше на своих ошибках, чем на успехах. Если ваши первые десять попыток будут удачными, а затем вы столкнетесь с неудачей, то это может быть ударом для вашего эго. После такого опыта доктор обычно находит затруднительным продолжать улучшение своих техник. Но если у вас не получится первые два или три раза, а потом успех, а затем вы, возможно, снова потерпите неудачу, а затем получится дважды, и снова промах, а затем успех три или четыре, или пять раз — затем вы доберетесь до того момента, когда вы вообще не терпите неудач. Вы стали хорошим студентом. Человек, который потерпел неудачу несколько раз в числе первых десяти попыток, будет хорошо прогрессировать, потому что он собирается выяснить, что он сделал неправильно. Если инструкции соблюдены, то он станет в скором времени экспертом. Неудачи при введении в гипнотическое состояние во время первых нескольких попыток часто обусловлены недостатком уверенности. Лекарство: пробуйте снова. Пока ваша учеба продолжается и вас учат новым методам, пробуйте каждый новый метод, которому вас учат. Не приобретайте плохую привычку использовать только один метод. Есть множество методов, из которых можно выбирать. По мере продвижения выбирайте те техники, которые кажутся наиболее естественными для вас, и те, которые дают гипнотическое состояние наиболее быстро и глубоко. Бывает, что доктор на второй или даже на третьей сессии скажет: «Нет, мистер Элман, я еще не начал практиковать, я жду, когда узнаю больше о предмете». Это самое пустое извинение для лени или боязливости в мире. И ваш преподаватель знает это. Вы можете больше узнать о предмете, только начиная с самого начала. Вы не можете начать с середины и идти в обоих направлениях. Это невозможно. Каждый раз, когда вы прилагаете усилия индуцировать состояние у кого- либо, вы прибавляете в своем знании. Пока робкие студенты ждут новых знаний, их коллеги стремительно движутся вперед, узнавая больше и больше о предмете путем внедрения в практику того, что они выучили на каждом занятии, вместе с тем, что они узнали на каждой предыдущей практической сессии в их собственных кабинетах и в больнице. Каждый пациент, с которым вы работаете, представляет новый опыт, шанс увидеть индивидуальную реакцию, шанс исправить ошибки, которые вы заметили при предыдущих индукциях. И человек, который учится посредством комбинирования инструкций и опыта — другими словами, практикуясь — достигает гораздо большего успеха, чем человек, который пытается учиться только на теории. Несколько лет назад, один из моих студентов-терапевтов был, мягко говоря, нерешительным практиком. Несмотря на мои предостережения об этой ошибке, он продолжал откладывать любые попытки применить полученные знания в действии. В результате, во время девятого занятия он сказал: «Мистер Элман, я должен сделать важное объявление. На этой неделе я загипнотизировал двух людей». К тому моменту каждый человек в аудитории, вероятно, загипнотизировал пару сотен людей. А этому человеку еще предстояло совершать ошибки, которые все остальные уже не будут делать. Есть несколько вещей, которые вам не следует делать, как минимум в начале. После того, как пройдут три или четыре недели, вы можете забыть эти запреты. Не пытайтесь гипнотизировать вашу жену или членов вашей семьи, или друзей, с которыми вы общаетесь в компании. Эти люди знают, что вы обучаетесь гипнозу и инстинктивно будут сопротивляться тому, чтобы быть вашими подопытными кроликами. Не гипнотизируйте людей, которые «вызывают» вас на то, чтобы вы их загипнотизировали; гипноз — это состояние согласия и, очевидно, что человек, который «вызывает» вас, — не согласен. Не пытайтесь доказать ценность гипноза скептикам; на этом раннем этапе вы спорите в позиции слабого. Позднее, когда вы достаточно будете знать о гипнозе, вы сможете спорить с позиции сильного.

Очень важно, чтобы вы не превращали гипноз в шутку или салонную игру. Гипноз — это научная область знаний. Когда он правильно проведен, и если вы уважительно относитесь к гипнозу, вы не будете использовать его для салонных трюков. Он имеет огромное значение в медицине. Вы должны иметь намерение использовать гипноз таким способом, словно вы и ваши пациенты получите от него максимальную пользу. Я думаю, это тоже очень важно: не идите впереди себя самого. В этой книге я собираюсь рассказать об использовании правильных техник, так же как я делаю на настоящих занятиях. Не перескакивайте уроки и не пробуйте более продвинутые техники. Не предпринимайте никаких процедур, пока вы внимательно не усвоили их, и желательно не только из текста, но и с умелым преподавателем. Практикуйте все, чему вас учат на каждом занятии. Не идите дальше, и вы узнаете больше из каждого занятия. Каждая ступень предмета дана в надлежащем порядке для вашего лучшего восприятия. Если вы попытаетесь идти впереди себя, вы непременно столкнетесь с вещами, которые вас озадачат и введут в заблуждение. По мере того, как эти вещи буду пройдены и объяснены, замешательство пройдет. Вы поймете предмет более полно, и вы будете готовы к тем проявлениям, которые требуют более глубокого знания человеческих реакций на силу внушения. Однажды я попросил отчеты у моих студентов на второй сессии и каждый принес мне отчет, кроме одного человека. «Я не написал домашнюю работу, — сказал он, — но я могу сделать прекрасный отчет. На этой неделе я успешно ис-

Как изучать гипноз 35

пользовал гипноз исключительно для сопровождения женщины в родах, и это прекрасно сработало. Великолепно. У меня был стопроцентный успех с этим». Я предполагал, что он ожидает оваций, но вместо этого он услышал вот эти слова: «Доктор, мне ужасно жаль, что вы это сделали. С вашими неполными в настоящий момент знаниями, если вы имели совершенный успех, то это была просто случайность. Вы не знаете, почему вы справились, и когда вы вновь попробуете, у вас не получится, потому что у вас нет достаточных знаний, чтобы сейчас сопровождать женщину в родах. Потом вы попробуете в третий раз и у вас не получится, и к тому моменту, когда вы попробуете четыре раза и у вас не получится, вы решите, что на гипноз нельзя полагаться, и вы вовсе не сможете стать хорошим студентом. С другой стороны, если вы будете следовать курсу, когда я скажу вам, что вы достаточно подкованы для родовспоможения, тогда вы сможете помочь, хотя бы в какой-то степени каждой женщине, которая поступит в родильный зал».

Гипноз можно применять с каждым пациентом, который приходит в ваш кабинет, если нет никакой другой необходимости, кроме как расслабить пациента. Нет никого, кто бы не мог получить пользу от релаксации, и до тех пор, пока вы не научились идти дальше к сути, ваш пациент должен быть обучен непосредственной пользе от расслабления и освобождения от тревоги.

Когда вы начинаете практиковать, стремитесь получить состояние расслабления у по меньшей мере десяти ваших пациентов, используя релаксационную технику и технику рукопожатия. По мере выполнения замечайте признаки гипноза. Гипноз дает пять признаков. Эти признаки едва уловимые и минутные. Если вы не знаете, что искать, все признаки, или хотя бы один, могут быть не замечены вами. Однако, когда вы знаете гипноз, вы можете заметить все пять признаков, лишь взглянув. Вот пять признаков гипноза, каждый из которых вы должны внимательно замечать: (1) потепление тела, (2) подрагивание век, (3) повышение слезоотделения, (4) белки глаз становятся красными или розоватыми, (5) закатывание глазных яблок. Мы будем далее углубляться в детали, рассматривая эти признаки в последующих главах. В настоящий момент для вас важно только запомнить их так, чтобы они были быстро распознаны при появлении.

Неудачный опыт может удерживать вас от позиции эксперта и может не позволять вам становиться хорошим студентом. Начинайте практиковать методические рекомендации, которые я недавно советовал, не бегите впереди паровоза.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ГИПНОЗЕ

Заблуждения ранних исследователей гипноза, таких как Месмер и Шарко, и степень их влияния в современной практике

Учитывая бесчисленные тома, которые были написаны об истории гипноза, будет бессмысленно давать краткое ее изложение в этой книге. Однако здесь будет несколько ключевых исторических моментов, которые оказали влияние на преподавание и изучение гипноза.

Пару сотен лет назад венский врач по имени Ф.А. Месмер наблюдал за представлением уличного фокусника с магнитной рудой или магнитами. Фокусник заявлял, что он может заставить зрителя выполнять его приказания, прикасаясь к нему одним из этих магнитов. И он провел демонстрацию, которая доказала, что он действительно может это сделать. Секрет заключался в силе внушения, конечно же. Месмер однако, поверил, что магниты действительно обладали собственной энергией, и из этого убеждения он развил свою теорию магнетизма. Он утверждал, что хорошее здоровье зависит от направления магнитного потока, который можно легко перенаправить. Однажды три тысячи пациентов за день умоляли о встрече с ним, и чтобы принять их всех, ему пришлось изменить технику. Его первая техника заключалась в следующем. Он ставил в центре большой комнаты трубку, из которой торчало несколько так называемых «магнетических палочек». Люди садились вокруг трубки, держась за магнетические палочки и верили, что магнитный поток в их телах будет изменен, и так происходило лечение. Это была сила внушения в работе. Было невозможно принять три тысячи пациентов в день вокруг этих трубок, и тогда он вышел во двор, дотронулся до дерева этой так называемой магнетической палочкой и объявил, что дерево намагничено. Теперь, все что было нужно сделать людям, дотронуться до намагниченного дерева и они чудодейственно будут излечены от их болезней. Это вновь работала сила внушения. Когда Бенжамин Франклин был во Франции, он наблюдал демонстрацию и вынес свой вердикт: «Если эти люди полностью излечатся, кажется, что они вылечились посредством своего собственного воображения».

(Очевидно, Франклин понимал кое-что в истерических симптомах и психологии толпы.) Позднее месмеризм ждал спад популярности. Но у пациентов отмечалось очевидное гипнотическое (или месмерическое) состояние, и многие доктора изучали месмеризм в тайне. Одним из таких докторов был английский врач по имени Джеймс Брейд. Случайно пациент Брейда вошел в первую стадию месмеризма, пока пристально смотрел на неподвижный свет, в ожидании начала осмотра глаз. Из-за презрения, с которым относились к месмеризму тогда (это был 1840 год), Брейд ввел новый термин — гипнотизм — происходивший от греческого слова сон. И он опубликовал статью о вызывании гипнотизма посредством фиксации взгляда. Эта статья была опубликована на 165 различных языках и диалектах.

Следующее важное событие связано с Ж. М. Шарко, молодым психиатром, чьи теории повлияли на Фрейда. После наблюдения за гипнозом, проведенным очень посредственным гипнотизером на трех психотических пациентах, Шарко — блестяще, как он обычно это делал, — пришел к заключению, что гипноз возможен только с пациентами в психозе и пре-психозе. Доказывая эту теорию, он проводил демонстрации для докторов, используя пациентов в психозе. Эта демонстрации стали настолько популярными, что толпы обывателей стали посещать их. По крайней мере один сценический исполнитель поверил, что тоже самое может быть сделано с людьми в своем уме и доказал это, адаптировав технику для применения со здоровыми людьми.

Метод фиксации Брейда и его производные — монотонность, ритм, имитация и левитация — все еще использовались. Результатом был огромный успех у сценических исполнителей и частые неудачи для докторов. У выступающих была возможность практиковаться на тысячах людей, с преимуществом сценического освещения, помогающего им применять фиксацию взгляда. У доктора был один пациент за прием, техники, отнимающие время, и сомнение, что все это может оказаться чепухой.

Эти исторические события привели к двум досадным условиям при обучении гипнозу сегодня. Первое, даже современные учебники настаивали, что единственной надежной техникой является фиксация. Второе, они настаивали, что фиксация требует где-то от трех минут до двух часов для индукции, и что те выступающие, которые получали результат быстрее, мошенничают. Как вы увидите, ни одно из этих утверждений не является правдой.

ТЕХНИКА РУКОПОЖАТИЯ

Сущность гипноза и исследование индукции методом рукопожатия, закрытия глаз; критическая способность; избирательное мышление; признаки гипноза; самовнушение и как его использовать

Давайте начнем с техники рукопожатия. Когда я был сравнительно начинающим в гипнозе, моей техникой было подойти к субъекту и сказать: «Я собираюсь пожать вашу руку три раза. Когда я это сделаю в первый раз, ваши глаза устанут... позвольте им. Когда я это сделаю во второй раз, они захотят закрыться... позвольте им. В третий раз, они закроются и вы не сможете их открыть... желайте, чтобы это случилось, и наблюдайте, как это происходит... Теперь, один... два... сейчас закройте глаза... теперь три... и они крепко закрыты и вы обнаружите, что они просто не работают, не важно, как сильно вы стараетесь. Чем сильнее вы стараетесь, тем меньше они будут работать. Проверьте их, и вы обнаружите, что они не будут работать совсем... Правильно. Сейчас это идеально закрытые глаза».

Я думал, что это гипноз. Позднее, я понял, что это был всего лишь маленький шажок к гипнозу, и это важный вывод, как вы увидите. Как только я научился, как быстро привести человека к утомлению глаз, моя техника продвинулась до примерно девяти случаев успеха из десяти, вместо пяти из десяти. Я пожимал руку человеку, в то время как располагал мою вторую руку перед его лбом, с мизинцем моей левой руки возле его лица. Затем я говорил: «Смотрите на мою руку, пока я опускаю ее ниже вашего подбородка», и затем я опускал мою руку вниз вдоль лица до тех пор, пока рука не оказывалась ниже подбородка. «Сейчас, закройте глаза и расслабьте мышцы вокруг глаз, расслабьте их до той степени, когда они перестанут работать. Когда вы будете уверены, что они не работают, проверьте их». И таким простым приемом я добивался идеального закрытия глаз. Тем из вас, кто посещал другие курсы по гипнозу, рассказывали, что как только глаза закрылись, вы получили гипнотическое состояние и можете продолжать с этого места. Но дело в том, что просто потому, что вы получили закрытие глаз, совершенно не обяза

тельно, что вы добились гипноза. Они не понимают, что необходимо больше, чем закрытие глаз, для того, чтобы установить гипнотическое состояние. Многие учебники, из-за того, что в основе их некорректные исходные предположения о таких установках, идут здесь по ложному пути. Если вы прочитали сотню книг по гипнозу, пытаясь найти определение предмета, вы были бы полностью запутаны, потому что вы обнаружите, что каждый автор, включая врачей, имеет определение, которое противоречит всем остальным. Эта ситуация, которая очень похожа на ту, когда трех слепых попросили описать слона. Как слепой человек, каждый автор описывает только то, что он потрогал, и описывает это со своей точки зрения. Никто не видел слона, гипноз таким, какой он есть на самом деле, однако, каждый из них уверен, что он прав. Большинство из них согласно, что гипноз — это состояние с высокой внушаемостью, но потом они начинают противоречить друг другу, расходясь в разных направлениях. Большинство начинает со слов, «Гипноз — это состояние в котором...» и поскольку гипноз — это не «состояние», все последующие их определения обречены быть ошибочными.

Одна из первых вещей, которую я обнаружил, гипноз — это режим работы сознания. Теперь, в чем разница между состоянием и режимом работы сознания? Во-первых, когда вы читаете эти слова, вы не в состоянии гипноза. Если я хочу ввести вас в так называемое гипнотическое состояние, мне придется изменить то состояние, в котором вы находитесь сейчас. Немногие люди хотят, чтобы их состояние изменили. Возможно, это вопрос семантики, но важный, так как режим работы сознания, не в пример состоянию, часто и легко меняется. Режим гипнотической работы сознания может быть достигнут мгновенно, режим работы сознания — это просто настроение, и я придерживаюсь мнения, что гипноз — это просто настроение. Ваше состояние, возможно, не менялось сегодня, но сколько настроений было у вас, после того как вы проснулись утром?

Я бы хотел дать вам аксиоматическое определение, которое пройдет тщательное клиническое исследование: «Гипноз — это режим работы сознания, в котором критическая способность человека не принимается во внимание и функционирует избирательное мышление». Критическая способность вашего ума есть та часть, которая дает рассудительность. Она отличает понятия горячего и холодного, сладкого и кислого, большого и маленького, темного и светлого. Если мы можем не принимать это во внимание, обойти критическую способность таким образом, что вы больше не сможете отличить горячее от холодного, сладкое от кислого, мы сможем использовать избирательное мышление для формирования удовлетворяющих нас суждений. Практически все учебники утверждают, что вы прежде всего должны добиться закрытия глаз, если вы хотите ввести в гипнотическое состояние, и что закрытие глаз может быть достигнуто следующими методами: фиксацией, монотонностью, ритмичностью, имитацией или левитацией. Я покажу вам простой способ обойти вашу критическую способность, и получить закрытие глаз, не используя эти методы. Закройте ваши глаза и притворитесь, что не можете их открыть. Продолжайте притворяться, и пока вы притворяетесь, постарайтесь открыть глаза. Вы обнаружите, что это невозможно, если хорошо концентрируетесь на притворстве. Теперь вы хорошо знаете, что можете открыть глаза в любое время, когда передумаете и прекратите притворяться. Все время, пока вы притворялись, что вы не можете открыть глаза, ваша способность к рассудительности была полностью приостановлена относительно этого конкретного действия. Вы получили такое же закрывание глаз, какое было бы, если бы вы использовали технику фиксации, монотонности, ритмичности, имитации или левитации. Это может быть выполнено мгновенно. Но означает ли это, что вы загипнотизированы? На самом деле, нет. Это просто начальный шажок, и гипноз не достигнут, пока надежно не установлено избирательное мышление. Избирательное мышление — это то, во что вы полностью верите. Например, если вас подводят к тому, что вы не будете чувствовать боли, и вы полностью этому верите, вы не будете чувствовать боли. Позвольте появиться легкому сомнению, и избирательное мышление исчезнет; критическая способность вновь обретает силу. Вы будете чувствовать боль на обычном уровне. Избирательное мышление исчезает не только, когда появляются сомнения, но и когда есть страх. Когда женщина рожает под гипнотическим внушением в качестве анестезирующего агента, она не чувствует боли. Тем не менее, стоит только врачу, медицинской сестре или акушеру сделать неудачное замечание, например: «Боли должны быть очень сильными сейчас», и после этого она будет чувствовать боль сильнее, и ценность гипнотической анестезии будет потеряна. Введение страха вызывает защитную реакцию, которая возвращает обратно в фокус внимания способность к критике.

Теперь давайте вернемся к притворному закрыванию глаз. Если бы я сказал: «Закройте глаза и притворитесь, что вы не можете их открыть», — и вы последовали инструкциям, ваша критическая способность не принималась бы во внимание, но я должен двигаться дальше, чтобы достичь гипноза. Я также должен надежно установить избирательное мышление. Поэтому, я скажу вам: «До тех пор, пока вы продолжаете притворяться, что вы не можете открыть глаза, вы ничего не почувствуете. Ничто вас не будет беспокоить, неважно, что делают доктора». Если я скажу это достаточно убедительно, и вы поверите этому полностью, я установил избирательное мышление, так что ваша критическая способность неактивна, и как результат появляется полная анестезия. Понимание этих простых процессов позволяет мне достаточно часто стоять перед большой аудиторией докторов и утверждать следующее: «Я хочу, чтобы кто-то из докторов подошел к этому стулу, и я хочу, чтобы этот доктор был самым убежденным скептиком в этой комнате. Я не буду его гипнотизировать. Я позволю ему самому себя загипнотизировать, и я докажу ему таким образом ценность гипноза». Это как правило выявляет скептика — кого-то, кто верит, что гипноз не имеет ценности и места в медицине или стоматологии. Он садится на стул, и затем я спрашиваю его: «Какая ваша любимая игра или вид спорта?» Он отвечает. Потом я говорю ему: «Сейчас все, что я хочу, чтобы вы сделали, это закрыли глаза и представили себя активно и увлеченно занимающимся этим видом спорта».

Для примера скажем, что этот вид спорта — плавание. Когда он говорит: «Да», я говорю ему, что пока он представляет себя плавающим, ничто из происходящего не будет его беспокоить. В этот момент я приглашаю другого доктора из аудитории, желательно стоматолога, взять острый стерильный стоматологический зонд и провести болезненный тест на докторе, который думает, что гипноз не обладает ценностью в медицине или стоматологии. Мужчина на стуле понимает к своему изумлению, что у него полная анестезия. Большинство из тех, кто проходит этот тест, встанут в удивлении и скажут: «На мне не было проведено реального теста. Я ничего не чувствовал». Но каждый доктор в аудитории знает, что тест должен быть болезненным. Оба участвовавших доктора члены сообщества, и эта демонстрация никак не может быть «подстроенной».

Почему это работает? Потому что когда человек представляет себя плавающим, он просто обходит свою критическую способность, и когда я добавляю слова: «До тех пор пока вы продолжаете плавать, вы ничего не почувствуете», я устанавливаю избирательное мышление. Два шага были выполнены так ловко, что он не сообразил, что он был во власти избирательного мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.031 с.)