Обзор, практика И применение гипноанализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор, практика И применение гипноанализа



Головные боли; ещё о стоматологических проблемах; приступы гнева; жертва амнезии; истории болезней; транскрипты; абреакции в сравнении с воспоминаниями

При изучении гипноанализа существует определенная тенденция избегания его всеми докторами, чья специализация не связана с психиатрией. Предостережение, о котором всегда нужно помнить: оставляйте работу психиатра психиатру. Ваши знания гипноанализа будут ценными для вас независимо от того, в каком направлении медицины вы работаете. Стоматолог, благодаря знанию гипноанализа, сможет выполнять свою работу лучше, терапевт будет лучшим терапевтом и психиатр будет лучшим психиатром. При упоминании гипноанализа некоторым людям приходит на ум психоанализ, и они рассматривают одно, как естественное следствие другого. На самом деле, они так сильно отличаются, что одно никак не может заменить другое. У них абсолютно разные эффекты. Психоанализ во многих случаях дает полное объяснение сложному паттерну поведения. Гипноанализ во многих случаях раскрывает причину своеобразной реакции пациента в определенных обстоятельствах. Это разница между широким плато и точкой.

Психоанализ работает с материалом бессознательного, который, с помощью специальных требующих много времени техник, вынесен на уровень осознанности пациента, так что он может справиться с этим. Гипноанализ работает с осведомленно- тью ниже уровня осознанности, которую психотерапевт должен помочь пациенту увидеть осознанно. «Материал бессознательного» не должен рассматриваться как синоним «осведомленности ниже уровня осознанности». Полный психоанализ занимает время, в некоторых случаях годы, гипноанализ занимает часы. Полный психоанализ с использованием только гипноанализа стал бы невероятно трудной процедурой. Сомнительно, будет ли гипноанализ в таких целях оправдывать себя. Чтобы проиллюстрировать разницу между психоанализом и гипноанализом, рассмотрим такой пример. Маленький мальчик в школе встает, чтобы рассказать стихотворение. Он практиковался тысячу раз и

точно знает каждое слово. Внезапно у него в голове становится пусто, он не может вспомнить строчки. Он смущенно садится. Посредством психоанализа вы смогли бы понять, почему мальчик забывает, гипноанализ, вероятно, не дал бы такого полного ответа. Вы бы только обнаружили, почему он забыл в данный конкретный момент. Паттерн забывания был бы раскрыт во время первой терапевтической сессии. Причина конкретного происшествия быстро будет раскрыта на второй сессии.

Давайте рассмотрим практическое применение. Мужчина приходит в кабинет к стоматологу и говорит: «Я хочу, чтобы вы удалили мне все зубы». Стоматолог осматривает зубы и видит, что они в отличном состоянии. Насколько может видеть стоматолог, у мужчины нет патологии, которая требовала бы удаления всех зубов. Очевидно, что случай не стоматологический. Психиатр как раз тот специалист, который справится с этим. И он, возможно, не будет использовать гипноанализ, а если будет, то лишь как один из аспектов психотерапии. Но представьте другого человека, который приходит в кабинет стоматолога для лечения, и обнаруживается, что у него ярко выраженный рвотный рефлекс. Рвотный рефлекс у большинства стоматологов считается нормальным поведением человека. Это не сложный паттерн поведения, но причудливый. Обычно стоматолог не направляет такого пациента к психиатру. Этот пациент всего лишь демонстрирует своеобразную реакцию на определенные обстоятельства. Такой случай можно скорректировать посредством гипноанализа за 10 минут. С этим можно справиться и посредством психоанализа, но за относительно более длительный период времени. Гипноанализ делает пациента расположенным к стоматологическим процедурам очень быстро, в то время как, если полагаться на психоанализ, стоматолог не сможет начать работать с пациентом незамедлительно, и состояние ротовой полости пациента может значительно ухудшиться за месяцы или годы ожидания окончания психоанализа. Чтобы показать, что эта иллюстрация более чем гипотетическая, вот история болезни. Один из докторов привел на занятия мужчину с практически патологическим рвотным рефлексом. С ним испробовали обычный гипноз и гипнотические внушения, но у него все еще сохранялся выраженный рвотный рефлекс. Пациента погрузили в состояние гипнотического транса, и был начат гипноанализ. В течение пяти минут, он рассказал, как в 1936 году стал жертвой отравления угарным газом, что могло стоить ему жизни. Врач, который оказывал ему помощь, вставил длинную резиновую трубку в рот пациента и провел промывание желудка. Сказать, что это было неприятно, было бы преуменьшением. С того времени каждый раз, когда кто-либо из докторов приближался к нему с чужеродным предметом, для того, чтобы поместить его в рот, пациент на уровне ниже сознательной осведомленности вновь проживал эпизод отравления угарным газом, и у него активизировался рвотный рефлекс и, как результат, возникала рвота. Когда это было выведено на уровень сознательного внимания, он мгновенно смог начать справляться с ситуацией. Впоследствии, этому пациенту было проведено обширное стоматологическое вмешательство, и у него ни разу не возникло рвотного рефлекса. В этом случае не был показан психоанализ. В нем не было необходимости. Это не было сложным поведенческим паттерном, требовавшим нескольких лет терапии. Это была индивидуальная реакция в определенных обстоятельствах, и поэтому был показан гипноанализ.

Гипноанализ часто используется для решения простых медицинских проблем. Мужчина звонит доктору и рассказывает ему историю о том, что у него мигрень, которая появилась, когда пациент был еще маленьким мальчиком. Он рассказывает, как ходил от одного доктора к другому. Никто не смог дать ему облегчения. Он находится под наблюдением в больнице, и проделал все возможные медицинские обследования. Нет никакой патологии, но головные боли сохраняются. Новый доктор пробует гипноанализ. В течение двадцати минут он узнает, что головные боли начались, когда пациент учился в школе, в четвертом классе. Доктор вызывает абреакцию инцидентов, которые случились прямо перед первой головной болью, и узнает, что учительница устроила детям в тот день неожиданный тест, к которому мальчик был не готов. Он с треском провалил тест. Учительница сказала ему, что собирается зайти к нему домой и поговорить с его мамой. Мальчик был в панике. Весь путь домой он бежал, пытаясь опередить учительницу. Возможно, если бы он был болен, когда приехала учительница, у него было бы оправдание за провал теста. И таким образом, он желал быть больным, он так этого хотел и так сильно притворялся, что действительно заболел. Трюк сработал. Он попробовал это в следующий раз, и трюк сработал во второй раз. Был создан привычный паттерн поведения. Теперь, каждый раз, когда возникала эмоциональная проблема, вместе с ней возникала головная боль. Это, между прочим, был реальный случай. После того, как доктор довел до уровня сознания пациента истинное положение дел, и к пациенту пришло понимание ситуации, он немедленно выздоровел от мигрени. Причина была объяснена и устранена. Возник ли другой симптом на месте старого? Нет, пациент не хотел быть больным. Он хотел быть здоровым и лицом к лицу встречаться со своими эмоциональными проблемами. После того, как был проведен этот гипноанализ, прошли годы, но мигрень к пациенту не вернулась, и сегодня у него прекрасное физическое и эмоциональное состояние.

Однако, давайте на мгновение предположим, что в результате гипноанализа был достигнут лишь частичный успех, и позднее мигрень возобновилась, или у пациента появились другие симптомы, в основе которых может быть глубокий эмоциональный конфликт. В таком случае доктор, понимая, что пациенту требуется больше, чем можно достигнуть посредством гипноанализа, направит этого пациента к психиатру для терапии, вероятно даже для психоанализа.

Здесь мы упомянули весьма часто встречающуюся в медицине невротическую проблему. Являются ли эти примеры единичными? Существует мало людей, обладающих такой хорошей репутацией, как доктор Карл Меннингер, чья клиника в Топеке хорошо известна. Доктор Меннингер сказал следующее: «Половина или больше тех пациентов, которые приходят к докторам для излечения от болезней, страдают неврозами». Вы не сможете помочь всем пациентам с неврозами, но если вы сможете помочь хотя бы некоторым из них, изучение гипноанализа стоит вашего времени и усилий. Давайте рассмотрим в деталях техники, рекомендованные при использовании с пациентами гипноанализа.

Во-первых, будьте уверены, что вся органическая патология исключена. Это жизненно важно. Во-вторых, будьте особенно внимательны, чтобы не вызвать враждебности или сопротивления грубой ошибкой во время погружения в трансовое состояние. Не делайте резких утверждений о том, что вы намерены делать. Не говорите: «Садитесь, мистер Джонс, мы собираемся попробовать на вас гипноанализ». Вместо этого, используйте подход, которому вы уже научились, используя в качестве основы вашей процедуры термин «расслабление». Скажите пациенту, что, может быть, если он сядет или ляжет и немного расслабится, то сможет описать свое состояние гораздо легче. Покажите ему преимущества расслабления. Мы говорили о методе определения точки отсчета. Его следует вновь здесь рассмотреть, это определение момента начала невроза. Каждое невротическое состояние должно где-то начинаться. С помощью техники определения точки отсчета вы пытаетесь точно определить конкретный момент и обстоятельства, которые явились активирующим фактором для невроза. Вы можете вспомнить наблюдения Фрейда, что «Амнезии... в соответствии с нашими последними исследованиями, лежат в основе формирования всех невротических симптомов». Амнезии — неспособность вспомнить определенные элементы прошлого опыта, обуславливают необходимость процедуры определения точки отсчета. Без причины не будет эффекта. Методом определения точки отсчета вы пытаетесь найти исходную причину. Вот типы проблем, когда можно использовать метод определения точки отсчета:

1. Когда боль сохраняется, даже после применения обезболивания.

2. При мигрени или любых других специфических невротических симптомах, вызывающих психосоматические боли и недомогания.

3. При устранении фобий.

4. При запинании, заикании, рассеянности внимания и т.д.

5. При тиках, включая невралгию тройничного нерва.

6. Почти во всех случаях, когда есть одна специфическая проблема или симптом.

Обратите внимание: Метод определения точки отсчета обычно не показан в тех случаях, где присутствует набор симптомов.

Теперь о самом методе. Первый шаг — индуцировать состояние транса, так как вы бы обычно это делали. Иногда целесообразно начинать с гипноза наяву, индуцируя состояние транса, когда есть хороший раппорт. Для этого вам необходим опыт, который подскажет что делать в данном конкретном случае. Следующий шаг — показать пациенту, что в состоянии расслабления его осведомленность сильно возрастает, что он может вспомнить жизненные моменты, о которых он якобы забыл. Эти моменты не были забыты, они просто хранились в его памяти, и если он достаточно расслаблен, ранние события его жизни можно вновь прожить с той же самой яркостью и в той же последовательности, в которой они изначально происходили. Вероятно, одним из самых успешных способов доказать пациенту, что он может вновь пережить эти события — перенести его обратно в детство. Позвольте ему в детстве снова пойти в школу, или на день рождения, или отпраздновать Рождество. Когда он начинает переживать событие так же очевидно, как если бы это происходило сейчас, раппорт усилится, и вы можете начинать гипноанализ. Когда вы уверены, что ваш пациент может вновь прожить или вспомнить любое конкретное событие в прошлом, которое вы хотите, чтобы он вспомнил, в этот момент скажите ему, что он может вспомнить моменты, связанные с его состоянием в настоящем, которые приведут его к пониманию того, как началась его болезнь. Скажите ему, что у каждой болезни есть начало, и все что вы хотите сделать, это найти это начало, для того, чтобы узнать, что стало причиной заболевания. Вновь отправьте его в школу, возможно в первый класс. Попросите его оглядеться в классной комнате. Спросите, были ли у него когда-либо симптомы, сходные с теми, которые есть у него сейчас, пока он учился в первом классе. Были ли у него вообще когда-нибудь боли или недомогания, которые есть у него сейчас? Если он отвечает «да», тогда скажите, что вы хотели сравнить состояние, которое у него было тогда, с тем состоянием которое есть сейчас. Скажите ему, что все, что может возникнуть в расслабленном состоянии, можно убрать. Все, что вы хотите, это сравнить симптомы, которые были в детстве с симптомами, которые есть сейчас. Иногда пациент будет против проживания предыдущих болезненных моментов. Дайте ему понять, что это необходимо для точного диагноза, и что вы мгновенно уберете боль. Часто такое заверение дает результаты и обеспечивает необходимое сотрудничество. В тех случаях, когда никакие уверения не помогают, ненадолго оставьте эту часть работы и вернитесь к этому позднее, так, чтобы пациент не понял, на что направлены ваши внушения.

Важно провести сравнение симптомов в детстве и во взрослом состоянии. У головной боли множество причин, и они не всегда эмоциональные. Если вы ищете эмоциональную причину головной боли, необходимо провести сравнение, чтобы удостоверится в том, что изначальная причина — эмоциональный фактор, который привел к формированию паттерна привычного поведения, действующего в течение многих лет. Например, в детстве головная боль могла быть вызвана напряжением глаз и, соответственно, устранена очками. Очевидно, что это не то, что вы искали и вам необходимо будет продолжить поиски. Есть множество различий между патологическим состоянием, которое вызывает головные боли, и эмоциональным состоянием, приводящим к головным болям. Предположим, что у пациента сильная головная боль, и у него мучительная боль перед началом гипноанализа. Вы не смогли устранить боль внушением. Теперь ваша цель сравнить боль в настоящий момент с болями, которые были в детстве. Как вы можете сделать это, если он отвлекается на боль, пока вы разговариваете с ним? Скажите ему, что на мгновение, вы хотите, чтобы он представил, что все боли и недомогания вытекают из его тела, «как будто вы взлетаете на волшебном ковре». Скажите, чтобы он представил, как бы хорошо себя чувствовал, если бы это на самом деле произошло. Объясните, что это может произойти, если он будет думать по мере того, как вы направляете его. Скажите ему, что собираетесь посчитать до 10, и с каждым счетом, головная боль будет становиться все меньше и меньше. Считаете до 10 и без остановки. Действуйте так, как будто это должно произойти совершенно естественно. Дайте ему понять своим уверенным поведением, что это всегда происходит и никогда не бывает неудач. Теперь, прежде чем у пациента будет шанс сказать: «У меня все еще болит голова», — введите в ваше внушение: «Обратите внимание, насколько лучше вы себя чувствуете. Головная боль полностью прошла». В большинстве случаев, пациент примет это внушение, потому что оно весьма желанно, и вы достигли первого частичного успеха.

Когда головная боль прошла, или самочувствие пациента улучшилось, скажите, что теперь вы хотели бы, чтобы он представил, что он снова в школе, в один из тех дней, когда он был болен. «Вы в школе?» Когда он скажет «да», продолжайте так: «Какое сейчас время дня, раннее утро или день?» «Утро»... «И я предполагаю, что вы чувствуете себя весьма хорошо?» Пациент может ответить: «Это утро в школе, как раз перед тем, как я заболел. Я уже начинаю чувствовать, что заболеваю».

Для того чтобы проиллюстрировать технику в работе, вот гипотетический случай, основанный на реальном опыте и выбранный за его ясность и четкое исчезновение симптомов, после того, как причина была понята. Большинство случаев не так просты, и их не так просто разрешить. По причине простоты этого случая, привожу его в качестве обучения терапевтической технике. Это реконструкция разговора между доктором и пациентом.

Доктор: Что происходило в школе, из-за чего вы заболели?

Пациент: Я не знаю.

Доктор: Что делает ваш учитель?

Пациент: [Отвечает ]

Доктор: Что вы делаете?

Пациент: [Говорит, что делает в школе.]

Доктор: Вы говорите, что в школе вы чувствуете, что заболеваете. Что вы ели на завтрак этим утром?

Пациент: То, что обычно.

Доктор: Я собираюсь отвести вас обратно к тому моменту, когда вы просыпаетесь утром и провести вас прямо через этот день, чтобы посмотреть, что привело к вашей болезни. Вы крепко спите в кровати, и это утро того дня, когда вы в школе чувствовали себя больным. Вы сами просыпаетесь или кто-то вас будит?

Пациент: [Отвечает.]

Доктор: Сейчас вы одеваетесь, чтобы идти в школу. Вам кто- то помогает?

Пациент: Да. Мама.

Доктор: И как вы себя чувствуете, когда она вам помогает?

Пациент: [Отвечает ]

Доктор: Хорошо, теперь вы одеты. Что вы делаете дальше?

Пациент: [Отвечает ]

Доктор: Хорошо, вы садитесь завтракать. В какой вы комнате?

Пациент: [Отвечает ]

Доктор: Вы завтракаете на кухне. Кто-то завтракает с вами?

Пациент: [Отвечает ]

Доктор: Что у вас на завтрак в это утро?

Пациент: [Отвечает ]

(Обратите внимание: По ответам пациента, обычно можно судить, действительно ли у него абреакция, или он просто вспоминает. Если видно, что он вспоминает, доктору необходимо дальше стимулировать память пациента.)

Доктор: Я не хочу, чтобы вы вспоминали. Я хочу, чтобы вы были там. Сидели за столом, завтракая, в то самое утро. Когда я щелкну пальцами [Доктор может использовать этот, или любой другой похожий способ в качестве триггера.]... Когда я щелкну пальцами, вы будете завтракать в тот самый день, и вы будете вновь все проживать, так же как это было в то утро... [щелкает пальцами] Сейчас, вы маленький мальчик, и вы сидите там. Что у вас на завтрак?

(Обратите внимание: С этого момента пациент сможет прожить вновь весь завтрак и события остатка дня. Такое повторное проживание называется абреакцией и отличается от простого вспоминания. Когда пациент завтракает, доктор продолжает задавать вопросы.)

Доктор: Говорила ли мама или кто-то другой в это утро что- то такое, что разволновало вас?

Пациент: [Отвечает ]

(Обратите внимание: Конечно, предполагается, что доктор будет руководствоваться теми ответами, которые он получает.

В этом случае ответы пациента говорили о том, что никто из членов семьи ничего расстраивающего и волнующего не говорил.)

Доктор: Теперь, ты позавтракал и собираешься уходить в школу. Какую одежду ты надеваешь?

Пациент: Снаружи холодно. Мне нужно одеть пальто.

Доктор: Хорошо, ты надел пальто. Ты выходишь за дверь. Все в порядке?

Пациент: Да. Мама целует меня и говорит, чтобы я был внимателен. Я достаточно взрослый, чтобы мог самостоятельно идти в школу.

Доктор: Ты счастлив?

Пациент: Да, и я хорошо себя чувствую. За исключением того, что я напуган.

Доктор: Напуган? Чего ты боишься?

Пациент: Того большого пса, который живет на соседней улице. Он не любит меня. А мне нужно пройти мимо дома, где он живет. Но мама сказала мне, чтобы я не волновался, потому что он всегда находится на площадке, огражденной сеткой, и он сидит на цепи.

Доктор: Тогда, вероятно, это безопасно. Сейчас ты пересекаешь улицу.

Пациент: О, я ужасно боюсь. Пес не на цепи в это утро. Он на тротуаре, и я должен пройти мимо него. Я не хочу. Я собираюсь идти вниз по этой стороне улицы. О-о-о! Он видит меня. Он начинает лаять. Он бежит ко мне. Мне лучше бежать. Он собирается поймать меня! Он собирается укусить меня! (Обратите внимание: В этот момент пациент практически в панике. Доктору пришлось его успокаивать, поскольку пациент начал кричать: «Мама! Мама! Помогите мне, помогите мне, о, пожалуйста, мистер, помогите мне, этот пес бежит за мной!» Наконец пациент немного успокаивается, но продолжает всхлипывать.) Вы доведете меня до школы, мистер? Пожалуйста! И не говорите моей маме. О, спасибо, спасибо! [Абре- акция заканчивается и теперь замещается воспоминанием.]

Доктор:...Пес укусил тебя?

Пациент: Нет, совсем нет. Но я думал, что он собирается. Меня спас мужчина. Он был невероятно хорошим человеком. Он довел меня до школы, и ничего не случилось. Он ничего не рассказал моей маме.

Доктор: [Возвращает пациента обратно в абреакцию.] Сейчас ты в школе. Ты все еще напуган?

Пациент: Нет. Теперь я в порядке. Просто немного нервничаю.

Доктор: Почему ты нервничаешь?

Пациент: Мне нужно идти домой на ланч, и я могу вновь встретить собаку, и потом снова нужно идти обратно в школу. И я должен идти обратно днем. Это еще три похода сегодня, и мне становится ужасно плохо. У меня ужасно болит голова. Моя голова очень болит. У меня головная боль. Вот это, да! Это первый раз в моей жизни, когда так болит голова.

(Обратите внимание: В этом случае доктор смог узнать, что мигрень, которая в тот день началась в школе, была предвестником всех последующих головных болей. Он смог сравнить первую головную боль с возникавшими позже и выяснить, что эпизод с собакой был началом привычного паттерна. При легком испуге любого типа пациент на подсознательном уровне вновь проживал пугающий инцидент, и возникала мигрень. Интересно отметить, как доктор справился с ситуацией, пока пациент все еще находился в трансе.)

Доктор: Итак, Джо, вы можете видеть насколько у вас хороший разум, когда вы можете вспомнить что-то подобное тому, что вспомнили и на самом деле прожить это воспоминание снова. Сейчас вы понимаете, что вызвало ту первую головную боль?

Пациент: Вы имеете в виду, что мигрень была вызвана тем, что меня преследовала собака?

Доктор: Да, но все не так просто. Помните, когда вы были в школе и беспокоились о том, что нужно идти домой на ланч и возвращаться с ланча, и затем вновь возвращаться домой днем?

Пациент: Да. Надо же, я боялся этого.

Доктор: Вы были маленьким мальчиком, который пытался избежать плохой ситуации, которому необходимо было три раза пройти мимо собаки в течение одного дня. И не было никакой возможности этого избежать, поэтому природа включила защитный механизм. Если вы больны, то не нужно было бы проходить вновь мимо собаки. Это не было бы необходимо. Природа сделала это для вас. Природа показала вам, что, будучи больным, вы сможете избежать собаки. И так появилась первая головная боль.

Пациент: Да, я догадываюсь, что это так. Но что по поводу всех остальных моих головных болей? Мне не нужно все время проходить мимо дома, где была собака, но, тем не менее, у меня все еще есть головные боли. Как быть с ними?

Доктор: Природа устанавливает особенные защиты. Когда вы обнаружили, что можно избежать неприятностей, заболев, сформировался паттерн поведения. С той поры, когда случалось что-то неприятное, появлялась головная боль. Давайте посмотрим, верно ли это. Когда я щелкну пальцами, вы вспомните второй эпизод с головной болью, где вы были, как это случилось и все об этом. Сейчас слушайте, как мои пальцы щелкнут... [щелкает пальцами] Теперь, где вы находитесь на этот раз?

Пациент: Играю в бейсбол с детьми. Гарри собирается отбивать подачу, а очередь моя.

Доктор: Тогда почему вы не отбиваете?

Пациент: Он говорит, что очередь его, и он не прав. Это моя очередь.

Доктор: Почему вы не скажете ему об этом?

Пациент: Если я скажу, то мы снова подеремся, а он больше меня. Но это моя очередь. Это неправильно с его стороны забирать мою очередь. Мне становится плохо. У меня появляется головная боль.

Доктор: Я щелкну пальцами, и головная боль пройдет... [щелкает пальцами] Ну что, Джо, вы видите, что паттерн работает? Вы испуганы и в этот раз, вы не знаете что делать, и природа дает вам головную боль, и вы избегаете всей неприятной ситуации. Это выглядит именно так, не так ли?

Пациент: Но что я могу поделать с этим?

Доктор: Теперь вы уже мужчина, и вам не надо бояться чего- либо сейчас, так?

Пациент: Да, я думаю так.

Доктор: Все, что вам необходимо сделать, это решить, что когда вы сталкиваетесь с эмоциональным кризисом, вы будете встречаться с ним лицом к лицу. Просто мужественно принимайте неприятности, и, возможно, вы обнаружите, что с этого момента вам не придется избегать неприятностей уходом в головную боль. Думаете, вы сможете сделать это?

Пациент: Я могу попробовать.

Доктор: Этого будет недостаточно. Вам придется поработать. Сейчас я проведу вам тест, чтобы посмотреть, сможете ли вы преодолевать эмоциональные кризисы сходу. Вот что я собираюсь сделать. Я собираюсь создать эмоциональную ситуацию и посмотреть, сможете ли вы справиться с ней. У вас есть желание?

Пациент: Если вы думаете, что это будет полезно.

Доктор: Давайте посмотрим. Потому что, если вы сможете смело встретить этот страх, то сможете смело встречать любые. Вы маленький мальчик и учитесь в первом классе школы. Сколько вам лет, Джо?

Пациент: Шесть.

Доктор: Вы знаете мальчика по имени Гарри?

Пациент: Да, и он мне не нравится. Он больше меня.

Доктор: Хорошо. Он разговаривает с тобой. У него на плече щепка, и он провоцирует тебя стряхнуть ее. Он говорит, что побьет тебя, если ты стряхнешь. Ты можешь сделать одно из двух — испытать головную боль или подраться. Что ты предпочтешь сделать?

Пациент: Я бы предпочел подраться. Я собираюсь стряхнуть эту щепку с его плеча.

Доктор: Вот она, стряхни ее.

Пациент: [Делает движение, как будто стряхивает щепку с плеча.]

Доктор: Видишь, ничего не происходит! У тебя не возникает головная боль, и он не бьет тебя. Такова большая часть проблем. Сугубо воображаемые. Если ты смело встречаешь их, они заканчиваются благополучно. Ничего не происходит. Если вы запомните этот урок, вы, вероятно, сможете встретиться с любой проблемой. Понимаете, что я имею в виду?

Пациент: Что, если я не смогу остановиться?

Доктор: Минутку, Джо. Я не прошу вас искать беды на свою голову. Если вы подставите руку под пилу, и ее отрежет, то ответственность за это лежит на вас. Идея в том, что большинство проблем незначительны. Вы можете сталкиваться с ними без волнений. Сегодня, когда вы пришли ко мне в офис, у вас была ужасная головная боль, не так ли?

Пациент: Да, ужасная.

Доктор: Давайте, посмотрим, что вызвало ее. Что-то не так дома или на работе, что тревожит вас?

Пациент: Можно назвать это так. Завтра приезжает пара покупателей из Сент-Луиса, и один из них ожидает, что я покажу ему город. У меня болен маленький ребенок, и я не хочу этого делать.

Доктор: И пока вы об этом думали, у вас появилась головная боль.

Пациент: Да. Я не вижу никакого выхода.

Доктор: Но он есть. Вам не приходило в голову, что вы можете сказать покупателю, что у вас болен ребенок, и извиниться за то, что в этот раз не сможете показать ему город?

Пациент: Это важный покупатель. Мы можем потерять его.

Доктор: Хорошо, какой, по-вашему, вы сможете иметь с ним бизнес, если вы в любом случае слишком больны, чтобы встретиться с ним? Разве не лучше встретиться с ним и сказать ему правду и быть здоровым человеком, чем быть больным и несчастным, каким вы были, когда вошли в этот офис?

Пациент: Да. Я думаю, вы правы. Если бы все продолжалось так же, мне бы в любом случае не пришлось идти завтра в офис.

Доктор: Как вы себя сейчас чувствуете?

Пациент: Чудесно. Я начинаю понимать, почему у меня возникают эти головные боли, и с этого момента, я думаю, что могу сделать так, чтобы их не было.

Доктор: Это то, что я хотел услышать от вас. До тех пор, пока вы смело встречаете свои проблемы, вы будете здоровым человеком, без головных болей. Сейчас, когда я щелкну пальцами, вы откроете глаза и будете чувствовать себя лучше, чем вы чувствовали себя раньше недели, месяцы, годы. Когда вы ощущаете себя так чудесно, как чувствуете сейчас, это означает, что вы готовы выйти из этого похожего на сон состояния. Слушайте щелчок... [щелкает пальцами] Как вы себя чувствуете?

Пациент: Чудесно. Как будто я спал и только что проснулся, но я не спал, потому что я слышал каждое слово.

Доктор: Если вы в курсе всего происходящего и в ясном сознании, вы, должно быть, можете рассказать мне о своих головных болях и их причине. Вы можете?

(Обратите внимание: С этого момента доктор разобрал с пациентом весь материал, который был выявлен во время гипноанализа. Доводя это до осознанного внимания пациента, он вдвойне утвердил пациента против возвращения мигрени. Несмотря на то, что этот гипноанализ был проведен много лет назад, у пациента никогда не было этой проблемы.)

Как было сказано в начале, не все случаи такие же просты, как этот, и не все пациенты с такой готовностью поддаются подобному терапевтическому подходу. Давайте проанализируем, что произошло. Используя метод точного определения точки отсчета в гипноанализе, доктор позволил пациенту самому прийти к исходной причине своего заболевания. Возвратившись в детство и увидев, что сформировало привычный паттерн, пациент находился в позиции выбора между двумя альтернативами: он может решать свои эмоциональные проблемы и быть здоровым, или он может ускользать от проблем в болезнь. Обычный невротик при столкновении с этими двумя выборами выберет более мудрый вариант — возвращение к нормальному состоянию здоровья. Можно сделать логическое заключение, что в невротическом состоянии с одним единственным симптомом данный симптом является результатом поведенческого паттерна, возникшего на фоне эмоциональной проблемы, которую невротик не мог решить. Таким образом, на уровне сознания он забыл эту эмоциональную ситуацию, которая изначально запустила систему. Повторяю наблюдение Фрейда: «Амнезии... в соответствии с нашими последними исследованиями, лежат в основе формирования всех невротических симптомов».

Один за другим, доктора сталкиваются со случаями, где они не могут найти признаков органической патологии и, тем не менее, заболевание не излечивается. Однако есть исключения, и всегда остается вопрос, что есть патология, а что нет. В предыдущей главе я описывал пациента с астмой, которого привели на занятие, и во время сильной абреакции выяснилось, что причиной его болезни было убеждение, что, учась в начальных классах школы, он стукнул своего друга и тем самым стал причиной его смерти. Этот случай был преподнесен мне как астматический, и, очевидно, имел место синдром плача. Тем не менее, отслеживая случай и подтверждая все факты, я получил письмо, в котором говорилось, что этот мужчина также страдал и от многих других заболеваний, включая язву желудка. Во время гипноанализа я не знал о существовании этой болезни. Однако из нижеследующего письма, вы узнаете, что все симптомы (были они частично обусловлены органической патологией, или нет) ослабли в результате гипноанализа и отличной работы доктора, который работал над отслеживанием этого случая. Вот что доктор написал в своем письме:

«Случай Генри Л., 35-40 лет, с многолетней хронической пептической язвой желудка. Несмотря на то, что на приеме это была его основная жалоба, он также периодически жаловался на те или иные психоневротические недомогания. Он был у многих докторов и был пациентом больницы Иллинойса, которая связана с университетской медицинской школой Иллинойса. Под гипнозом вы провели ему регрессию до возраста детского сада и далее, через классы школы, расспрашивая о чем-то необычном. В шестом классе, когда вы спросили его о том, что изменилось, он напряженным голосом сказал: “Здесь нет Джо. Где Джо?” По мере продвижения в этом направлении, выяснилось, что летом они подрались, и он разбил Джо нос. Вскоре после этого Джо заболел и умер, причина до конца не ясна, но, вероятно, менин- гококковая инфекция. С вашей обычной техникой донесения информации до сознательного уровня и с внушениями под гипнозом и наяву у него появились значительные улучшения, особенно в отношении язвенной болезни. В других невротических симптомах также заметно улучшение, хотя несколько умеренно выраженных симптомов остается».

Во всех других случаях, которые я упоминал, насколько я знаю, не было органической патологии, тем не менее, пациенты нуждались в помощи. Я считаю, когда человек говорит, что он болен, то он действительно болен. Не имеет значения, обусловлена его болезнь органическими причинами, или вызвана стрессами и напряжением, под воздействием которых мы живем. Насколько я смог понять, в мире есть только две вещи, которые приводят к болезням. Одна — это органическая патология, которая обычно выявляется во время обследования. Но когда в результате обследования ничего не выявляется, несмотря на боли, недомогания, подавленность, тревоги и т.д., и страдающему пациенту нужна помощь, гипноанализ — это инструмент, который позволяет доктору найти причину болезненного состояния. Необходимость найти причину заключается в том, что если вы не знаете причину, вы можете лечить только симптомы. Доктор чувствует себя более уверенно, когда он знает причину болезни. В таком случае он часто может скорректировать состояние.

Это не означает, что я считаю гипнотические техники панацеей. Я не думаю, что гипноз — это последнее слово в медицине, но я считаю, что это важный инструмент. Иногда вся его важность скрыта в момент обучения, и становится очевидной только на практике при индивидуальном консультировании. Есть проблема преподавания гипноанализа для группы. Очень часто пациенты не желают обсуждать свои проблемы на публике. Например, жена одного доктора совершенно не подозревала о причине своих головных болей, иначе, я уверен, она бы не вызвалась добровольно на демонстрацию гипноанализа во время занятия. И если бы ее супруг знал причину ее головных болей, он не позволил бы ей выйти на демонстрацию перед всей аудиторией. Поскольку он не знал, он сказал: «В любом случае, поработайте, пожалуйста, с ней. У нее ужасная мигрень. Если вы сможете помочь ей, это будет чудесно». Во время гипноанализа я очень легко нашел определенный материал касательно рассматриваемого вопроса, но идеомоторный ответ показывал, что было что-то еще. Затем, когда я увидел, что не смогу получить всю историю, я применил гипносон и разговаривал с ее бессознательным разумом. Даже в этом случае она что-то недоговаривала при аудитории. В конце концов, я спросил, может ли она шепнуть мне на ухо немного больше информации, и она согласилась. Она сказала, что была в большой беде. Ее слова точно звучали так: «Я так несчастлива дома, я обдумывала самоубийство, и я точно не хочу говорить об этом сейчас». Этот случай, очевидно, должен быть под наблюдением ее личного терапевта. Я поговорил об этом с ее мужем, перед тем как они ушли. Он явно не знал об этой ситуации, и был глубоко шокирован. Он сказал, что по этому поводу немедленно что-то предпримет.

Для того, чтобы еще проиллюстрировать технику и применение гипноанализа (и особенно абреакции) я хотел бы рассказать вам об одной интересной психиатрической проблеме, жертва которой была у меня на занятии. Доктор объяснил, что пациент страдает от сильных приступов гнева, и, кроме того, страдает амнезией. Его самолет был сбит над Францией перед вторжением в Е[ормандию во время Второй мировой войны, и он не мог ничего вспомнить из того, что случилось после того, как он выпрыгнул из самолета с парашютом. Он знал, что некоторые члены экипажа были убиты или взяты в плен, а другие вернулись обратно через Ла-Манш с помощью французского подполья. Но он не имел ни малейшего представления о том, что с ним случилось в период с того момента, как он был сбит, до того момента, когда он обнаружил себя в Англии. Психиатр чувствовал, что, вероятно, есть какая-то связь между амнезией и приступами гнева. Раскроет ли гипноз суть ситуации? Интересно отметить, насколько хорошо он все помнил до того, как он выпрыгнул из самолета, поэтому давайте начнем с отрывка интервью перед гипноанализом.

Элман: Расскажите нам о том, что случилось, насколько вы это помните?

Пациент: Вы имеете в виду, что произошло в тот самый день?

Элман: Да. Вы тогда служили в военно-воздушных силах?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.082 с.)