Глава 1. Монументальная живопись Новоторжской земли конца XVIII века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Монументальная живопись Новоторжской земли конца XVIII века.



Введение.

В настоящее время все больше внимания уделяется изучению архитектурного наследия российской провинции, которое долгое время не имело должного внимания со стороны исследователей и находилось в тени столичного зодчества. В последние годы активно выявляются и популяризируются памятники истории и культуры в Тверской, Ярославской, Ивановской, Костромской областях. В этой цепи общероссийского архитектурного наследия немаловажным звеном является монументальная живопись храмовых построек Новоторжского уезда Тверской губернии (ныне Торжокского района Тверской области), представляющая широкий спектр разнохарактерных памятников, демонстрирующих обширную палитру различных стилистических направлений. Наиболее выразительной его частью является монументальная живопись конца XVIII – начала XIX века.

Зодчество XVIII – начала XIX веков – важная веха развития архитектурного творчества в условиях переломного характера эпохи. Стремительные изменения во внутригосударственном укладе страны, затронувшие все сферы жизнедеятельности, способствовали процессу развития архитектурно-строительной деятельности, применению новых конструктивных решений, формированию новых композиционных и стилистических приемов. Новые социально-экономические условия различных регионов страны значительно влияли на характер строительной деятельности и формировали индивидуальные особенности провинциальной архитектуры. То же самое можно сказать и о неотъемлемой части культовой постройки – монументальной живописи.

Тема исследования – новоторжская монументальная живопись рубежа XVIII – XIX веков. Торжок – один из древнейших городов Тверской области. Город и его окрестности богаты памятниками церковного зодчества, составляющими красоту и гордость этой древней земли. Значение Торжка как культурного центра было в свое время немалым. Большая территория не только нынешнего Торжокского, но и сопредельных с ним районов хранит памятники, отчетливо говорящих о существовании здесь с начала XVIII века собственной архитектурной и, вероятно, также и иконописной художественной традиции.[1]

Говоря о типе храма, характерного именно для Торжка, а также о характерных чертах «новоторжской школы» каменного зодчества, надо иметь в виду, что специально эта тема еще не исследовалась, многие выдающиеся и интересные памятники еще ждут своей реставрации, другие находятся в полуразрушенном состоянии. Тем не менее, можно выделить временной отрезок, когда каменное зодчество в Торжке и его окрестностях достигло максимального своеобразия. Это 1730 – 1800-е годы.

Помимо вышеперечисленного, конец XVIII – начало XIX веков кажется наиболее интересным для исследования в связи с тем, что в последние десятилетия XVIII века в Торжке и окрестностях работал выдающийся архитектор Н.А. Львов, творческий и идейный почерк которого мог наложить отпечаток на памятники монументальной живописи.

В поле зрения исследования попадает целый ряд памятников, в которых фрагментарно или полностью сохранилась роспись интерьера. Это часовня Даниила Столпника в Райке (1792 г.), Воскресенская церковь в Буконтове (1790 – 1795 гг.), храм Казанской иконы Божьей Матери в Арпачеве (1789 – 1791 гг.), Покровская церковь в Ладьине (1683 г.), храм-усыпальница в Никольском-Черенчицах ( 1810 г.), церковь Спаса Нерукотворного Борисоглебского монастыря в Торжке (1804 – 1811 гг.), Пятницкая церковь (1779 г.) в Торжке, Владимирская церковь в Горницах (1795 г.), Вознесенская церковь в Торжке (1683 г.). В ходе исследования были проанализированы все вышеперечисленные памятники, однако, ввиду большого количества материала и плохой сохранности большинства из них, в данную работу решено было включить четыре наиболее хорошо сохранившихся памятника: часовню Даниила Столпника, Казанскую церковь в Арпачеве, церковь Спаса Нерукотворного и Вознесенскую церковь из Торжка. Все эти постройки, за исключением последней, являются детищами архитектурной школы Н.А. Львова и демонстрируют основные стилистические направления рассматриваемого периода в монументальной живописи.

Каждый из храмов хранит в себе уникальные в своем своеобразии росписи конца XVIII – начала XIX века. Все они до сих пор не изучены должным образом, при этом большая часть из них находится в аварийном состоянии и при нынешнем положении дел, тяготеет к тому, чтобы бесследно исчезнуть в ближайшие десятилетия. Таким образом, остро стоит задача описать, проанализировать, найти основы иконографии сюжетов, выявить художественные особенности и включить в научный оборот исчезающую на сегодняшний момент новоторжскую монументальную живопись конца XVIII – начала XIX века. Кроме того, опираясь на архивные данные, необходимо выявить мастеров росписей или, в случае отсутствия архивных материалов, сделать предположения о принадлежности росписи той или иной школе.

Теоретической базой исследования послужили глобальные труды, характеризующие историко-культурное наследие России XVIII в., Б.Р. Виппера[2], Н.Ф. Гуляницкого[3], В.И. Пилявского[4], Т.В. Ильиной[5], H.A. Евсиной,[6] М.М. Алленова, О.С. Евангуловой и Л.И. Лившиц,[7] О.А. Белобровой,[8] Д.С. Лихачева[9], Н.Н. Коваленской[10], а также краеведческие работы и статьи, посвященные архитектурному и живописному своеобразию региона: А.Д. Балдиной[11], Л.А. Быковой[12], А.Н. Греча[13], М.А. Ильина[14], И.П. Крылова[15], И. Палкиной[16], В.В. Савельева[17], И. Сергеева[18], Г.К. Смирнова[19], А. Суслова[20], Г.Ф. Шапошникова[21]; работы энциклопедического характера Т.С. Ереминой[22], В.В. Филатова[23], Е.М. Кукиной[24], А. Майкапара[25], Д. Холла[26].

Интерес к изучению храмов новоторжской земли во многом связан с именем архитектора Н.А. Львова (1751–1803 гг.), жившего и работающего на ее территории в последние десятилетия XVIII века. Долгое время творчество Львова привлекало внимание большого круга исследователей. Коллективное систематическое изучение огромного и разнообразного наследия этой личности началось международной научно-практической конференцией «Гений вкуса»[27], материалы этих двух конференций и последующие разыскания составили пять выпусков одноименного сборника «Гений вкуса», где широко представлено архитектурное, литературное и живописное наследие Львова.

Предметом специального систематического анализа архитектура Львова стала только со второй половины XX века. Работы А.М. Харламовой и Н.И. Никулиной[28] давно получили общее признание своей глубиной и основательностью. В работах А.А. Галашевича[29] наследие Львова вписано в процессы русского искусства XVIII – XIX века. Своеобразным завершением этого этапа изучения Львова стала публикация описи архитектурных работ Львова, подготовленная А.В. Татариновым[30]. Львов был открыт, что и составило ценность данного этапа. Но это открытие Львова и сопутствующая ему эйфория породили и слабые стороны, которые проявились в том, что многие неизвестные работы по схожей атрибуции были приписаны данному архитектору. Стремление увеличить список архитектурных работ Львова прослеживается и в более поздних работах: монографии М.В. Будылиной, О.И. Брамцевой, А.М. Харламовой[31], А.Б. Никитиной[32], Е.И. Кириченко, И.А. Бочкаревой[33], О. Волкова[34], А. Глумова[35], Е. Грачевой[36], Е.Г. Милюгиной[37].

Большое количество исследователей творчества Николая Александровича в основном занимались его архитектурным и поэтическим наследием, оставляя в стороне росписи его храмов, практически отсутствуют в их трудах упоминания о художниках, работавших вместе со Львовым. Изучение этих монографий в первую очередь было проведено с целью нахождения какой-либо информации об авторстве росписей.

Отдельного внимания заслуживает литература, посвященная духовной составляющей росписей. Это: П. Флоренский «Иконостас»[38], А. Стриженов «Православная икона. Канон и стиль»[39] и другие. Наиболее интересным оказалось историко-культурное исследование О.Ю. Тарасова[40], посвященное иконному делу в императорской России. В книге нет исчерпывающего описания иконографии, стилей и школ русской иконописи, равно как и какого-либо рисунка эволюции религиозной живописи. Автор попытался увидеть «жизнь» и бытие иконы в истории русского сознания, проследить антологию иконы и монументальной религиозной живописи.

В октябре 2010 года в свет вышла книга кандидата философских наук, доцента кафедры теологии ТвГУ Павла Иванова, который ранее уже выпустил несколько книг о древних памятниках тверской земли. Книга «Храмы Новоторжской земли»[41], дающая церковно-краеведческий обзор всех храмов Торжокского района, явилась исключительно полезным источником для написания работы. В ней представлен рассказ о каждом храме, сопровождаемый минимумом справочного текста. Ввиду широты охвата автор ограничивается информацией о постройки храма и его ремонтах, создании церковной росписи, краткой справкой о дореволюционном духовенстве на основании статистических сборников 1901 и 1905 гг., сведениями о церковно-приходских школах. Помимо перечисленного, справочный текст сопровождают архивные данные и иллюстрации.

В ходе работы были использованы материалы Государственного архива Тверской области. Особо информативными оказались Обывательские книги г. Торжка, в текстах которых было найдено упоминание о художниках – иконописцах. Представляют огромный интерес приходо-расходные книги Борисоглебского монастыря начала XIX в., где сохранились подрядные записи о работах в монастырской церкви Спаса Нерукотворного, в том числе авторов иконостаса и настенных росписей.

Электронный ресурс «Православные храмы Тверской земли»[42] – незаменимый достоверный кладезь, в котором собраны сведения о всех храмах Тверского региона и благодаря которому удалось с легкостью выявить места нахождения монументальной живописи и составить сводную таблицу.

Очевидно, что тема «Монументальная живопись Новоторжского края» недостаточно освещена в литературе, ввиду локальности проблемы. Безусловно, новоторжская школа испытывала влияние общероссийских тенденций, которые достаточно четко сформулированы в литературе. Однако на данный момент не существует отдельного труда, систематизирующего памятники монументального искусства Торжка и окрестностей. Таким образом, перспективой дальнейшей работы является создание каталога сохранившихся памятников монументального искусства с подробной фотофиксацией сохранившихся фрагментов живописи. В рамках данного исследования предполагается выявить, включить в научный оборот, определить авторство и рассмотреть художественные особенности росписей. Актуальность темы усиливается в связи с тем, что большинство памятников находятся в аварийном состоянии и вполне возможно, что в ближайшее время перестанут существовать совсем.

 

 

Заключение.

Монументальная живопись – искусство, обращенное к самым широким народным кругам, рассчитанное в равной мере на взаимодействие и тончайшие контакты, как с человеческой индивидуальностью, так и народной массой. В силу своей общественной значимости и в силу особых возможностей монументальная живопись отражает движение общественной мысли, формирование этических идеалов, изменения в социальной и государственной жизни. Рубеж XVIII– XIX веков – это время интенсивного развития русского художественного творчества, неразрывно связанного с новой светской культурой.

Конец XVIII века укоренил в монументальной живописи ряд художественных особенностей: утверждение новой, освободившейся от религиозной средневековой идеологии культуры, победа реалистических и светских начал в искусстве. Русское искусство включается в широкое русло общеевропейского развития и, уверенно овладев новым содержанием и новыми средствами художественного выражения, завоевывает равноправное и вполне самостоятельное место в ряду современных ему западноевропейских художественных школ.

Необходимость освоения в короткий срок богатств многовековой западноевропейской культуры и быстрого овладения основами современного профессионального художественного мастерства, обязывало русских художников на первых порах внимательно изучать опыт Запада, перенимать технические приемы у иностранных мастеров.

Большое влияние на характер фресок и икон рассматриваемого периода оказали гравировальные библии из Западной Европы. Они существенно обновили иконографию и стилистику русской монументальной живописи. Использование мастерами подобных источников читается в двух памятниках исследуемого ряда – в часовне Даниила Столпника и в церкви Спаса Нерукотворного в Торжке. Эти памятники были расписаны разными мастерами с разницей в пятнадцать лет. И если в часовне мастер росписей зачастую доподлинно повторяет иконографию западноевропейских образцов, то в церкви Спаса Нерукотворного художник следует по своему собственному пути, обусловленному его личными потребностями, желаниями, вкусами.

Актуальное с конца XVIII века копирование западных гравюр, где черпались не только мотивы, но перенимались сами иконографические типы и объемная трактовка фигур, свободное обращение с религиозными сюжетами, является яркой особенностью новоторжской живописи рассматриваемого периода, равно как и живописи любого другого региона России, где были также популярны западноевропейские источники.

Общим для многих памятников исследуемого ряда, в том числе, не вошедших в работу (Владимирская церковь в Горницах, Покровская церковь в Ладьине) является соединение академической манеры с народным искусством. В трактовках ликов Саваофа из Арпачева, апостола из Горниц, святых из Ладьина читается искажение пропорций фигур и наделение их чертами собирательного образа русского богатыря. Портретность в передаче лика явно отзывает к русским национальным чертам, более того к чертам выходца из народа коренастого, сильного крестьянина. Столь свободная манера исполнения еще раз подтверждает факт, что с середины XVIII века, с приходом идей классицизма и Просвещения, в России начинается новый этап в искусстве, свободный от правил и канонов. Стоит отметить, что все вышеперечисленные памятники выполнены маслом, отсюда и своеобразие колорита. Это тяжелая, плотная живопись, в которой преобладают насыщенные синие, красные, желтые тона. В памятниках этого ряда очень сильны исконно русские традиции, применение локальных цветов, использование контурного рисунка, тяжелых лессировок. Особо ярко древнерусская традиция и народное искусство сочетается в росписи Вознесенской церкви в Торжке. Часть икон из этой церкви датирована серединой XVIII века, соответственно росписи рубежа веков просто повторяют заданную ранее стилистику. Тем не менее, с точностью можно сказать, что наряду с новыми тенденциями, воспроизводящими художественные идеи западноевропейской живописи, в Новоторжской округе и в Торжке на рубеже XVIII – XIX веков были сильны древнерусские традиции и влияние народного искусства, среди которых не до конца разработанное пространство, фронтальность и застылость в изображении, плоский силуэт, использование гладких и твердых цветовых поверхностей, характер драпировок. В то же время уже прослеживаются черты нового искусства – индивидуальность в передаче образов святых, попытка прорыва в пространство, наделение цвета мягкостью. Более ясно черты нового искусства читаются в церкви Спаса Нерукотворного и часовне Даниила Столпника.

Конец XIX – начало XIX века в России ознаменовано зарождением и развитием романтизма. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита. И в данном отношении новоторжские мастера идут в ногу со временем. Ярким примером являются росписи церкви Спаса Нерукотворного в Торжке, выполненные в первом десятилетии XIX века. Автор изображений использует живописную манеру Боровиковского, работавшего в том же Борисоглебском монастыре пятнадцатью годами ранее. Это живопись, выполненная в легких, полупрозрачных тонах, отличается поэтической образностью, гармонией, лиричностью. Лирическая настроенность изображений выражена в их колорите, легком и воздушном, построенном на приглушенном звучании белых, сиреневых, розовых и нежнозеленых тонов, пронизанных голубоватыми рефлексами. Колорит живописи близок росписям в Райке, где мастер также использует технику фрески.

Таким образом, художественные особенности новоторжской живописи рубежа XVIII– XIX веков образуются на стыке нескольких традиций: древнерусской иконы, народного искусства и западноевропейских влияний. Можно с уверенностью сказать, что на рубеже XVIII– XIX веков на территории Новоторжского уезда существовала своя живописная традиция, ориентированная на общие тенденции русского искусства этого времени.

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ГАТО. Ф. 185. Оп. 2. Д. 396.

Приход и расход штатных и неокладных сумм 1801, 1808, 1809 г. (Борисоглебского монастыря).

Лист 6. Апрель

Выдано Бельского уезда вотчины Антона Михайловича Господина Рачинского человеку Ивану Трофимову, подрядившемуся в сей монастырь сделать в новую церковь в храм Нерукотворного образа новый иконостас из своего собственного материала ценою за 1500 рублей, в задаток 600 рублей.

Лист 6. Апрель

Выдано живописцу коллежского асессора Якова Марковича Господина Хвостова дворовому человеку Михаилу Лаврентьеву, подрядившемуся в Сем монастыре написать в новопостроенную церковь во имя Нерукотворного Спасова образа в новом иконостасе образа живописным художеством также и на стенное писание образа ценою 1900 рублей, в задаток 200 рублей.

Лист 11 (оборот)

Куплено у новоторжского купца Алексея Тетюхина для лепной работы во вновь построенной церкви разных штук лебастру 60 пудов по 70 коп пуд, клею 3 пуда по 10 ф. пуд и того за все заплачено 72 р.

 

 

Литература:

Источники:

1. Библия. Синодальный перевод 1876. – М., 2002.

2. Перечень культовых построек Торжка и района 1777-1810 гг. Приложение 1.

3. ГАТО. Ф. 312. Оп. 4. Д. 14542, 1796 г. Приложение 2.

Городская обывательская книга о купцах, мещанах и их семьях города Торжка за 1796 год.

4. ГАТО. Ф. 185. Оп. 2. Д. 396. Приложение 3.

Приход и расход штатных и неокладных сумм 1801, 1808, 1809 г. (Борисоглебского монастыря).

Научная литература:

1. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X – начала XX века. М., 1989.

2. Антюхов А.В. Львов Николай Александрович // Русская литература XVIII в.: Словарь-справочник. М., 1997.

3. Архангельская А.И. В.Л. Боровиковский. М., 1946.

4. Балдина А.Д. От Валдая до Старицы. М., 1968.

5. Белоброва О.А. Очерки русской художественной культуры XVI – XX веков. М., 2005.

6. Боровиковский В.Л. Религиозная живопись / сост. Е. Столбова, А. Максимова. СПб, 2009.

7. Бочкарева И.А. Н.А. Львов. Тверь, 2008.

8. Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Архитектор Н.А. Львов. М., 1961.

9. Быкова Л.А. Усадебные архивы // Тверская усадьба. Ч.1. Тверь, 1996.

10. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Спб., 1999.

11. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М., 2008.

12. Волков О. Николай Львов // Литературная Россия. М., 1981.

13. Галашевич А.А. Культовая архитектура Тверского края XVIII века: (К проблеме местных традиций зодчества): Автореф. дис. канд. искусствознания / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1983.

14. Гамлицкий А.В. Библия Пискатора и проблема гравированных образцов в европейском искусстве XVI – XVIII столетий // [Электронный ресурс]: Ист.: http://www.prof.museum.ru/mat/docl194.htm, 2002.

15. Гений вкуса. Сборник статей. №2 – Тверь, 2001.

16. Гений вкуса. Сборник статей. №3 – Тверь, 2003.

17. Гений вкуса. Сборник статей. №4 – Тверь, 2005.

18. Глумов А. Н.А. Львов. М., 1980.

19. Грачева Е. Храм в Никольском-Черенчицах: История знаменитой постройки Н.А. Львова по материалам Тверского архива // Тверские ведомости № 62. Тверь, 2001.

20. Гращенков В.Н. Рафаэль. М., 1971.

21. Греч А.Н. Торжок, Никольское, Арпачёво Раёк // Памятники Отечества №32. М.,1994.

22. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М., 1978.

23. Добрынина П.Ф. Краеведческий альманах № 4.

24. Евангулова О.С. Живопись // Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 4. М., 1990.

25. Евсина Н. А. Архитектурная теория в России XVIII века. М., 1975. – 262 с.

26. Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей: история, предания. М., 1997.

27. Записки тверских краеведов. Тверь, 2005.

28. Иванов В.К. Архитектор Н.А. Львов (1751 – 1803) // Архитектура СССР № 1. М., 1954.

29. Иванов П.С. Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. Тверь, 2010.

30. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. М., 1999.

31. Ильина Т.В. Русский XVIII век. М., 2004.

32. Иконников В.С. Опыт русской историографии. Киев, 1908.

33. Коваленская Н.Н. Из истории классического искусства. М., 1988.

34. Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь / Е.М. Кукина. М., 2005.

35. Крылов И.П. Достопримечательности в уезде. Вып.1. Старица, 1915.

36. Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе: Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002.

37. Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000.

38. Львов Н.А. Путевые заметки Н.А. Львова по Италии в 1781 году / В отрывках и излож. В.Верещагина // Старые годы, 1909. № 5.

39. Магистраль Москва-Ленинград: Торжок, Знаменское-Раек, Митино. // На Верхней Волге: Памятные места Калининской области/ сост. М.А. Ильин. М., 1967.

40. Майкапар А. Е. Новый завет в искусстве. Очерки иконографии западного искусства. М., 1998.

41. Маркелов Г.В. Книга иконных образцов. В 2-х т. М., 2006. Т.1 Иконография христианская.

42. Милюгина Е. Г. Обгоняющий время. М., 2009.

43. Милюгина Е.Г., Строганов М.В. Гений вкуса. Тверь, 2008.

44. Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М., 2000.

45. Никитина А.Б. Архитектурное наследие Н.А. Львова. М., 1992.

46. Никулина Н.И. Николай Львов. Л., 1971.

47. Никулина Н.И. Н.А. Львов как рисовальщик и гравер // Русская культура и искусство. Вып.1. Л., 1959.

48. Палкина И. На Тверской земле: истоки провинциальной архитектуры // Архитектура и строительство России №2. М., 1991.

49. Пилявский В.И., А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. История русской архитектуры. М., 2004.

50. По маршруту Калинин – Торжок – Осташков: Торжок, Знаменское-Раек, Митино // На Верхней Волге/ сост. Мазурин Н.И. М., 1978.

51. Православная икона. Канон и стиль / сост. А. Стриженов. М., 1998.

52. Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В 23 т. Т. 18. Египет Древний – Ефес. М., 2008.

53. Православные храмы Тверской земли // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hram-tver.narod.ru.

54. Савельев В.В. Новоторжский иконостас В.Л. Боровиковского // Тверская старина. №1. Тверь, 1992.

55. Савельев В.В. Архитектура дворянской усадьбы Тверского края конца XVIII– начала XIX вв. // Тверская усадьба. Ч.1. Тверь, 1996.

56. Сакович А. Г. Народная гравированная книга Василия Кореня. 1692–1695. М., 1983.

57. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область / под ред. Смирнова Г.К. В 6 ч. Ч.1. М., 2003.

58. Сергеев И. Арпачево значит «Возвращайся» // Тверские ведомости №15. – Тверь, 2004.

59. Смирнов Г.К. Львов и усадьбы Новоторжского уезда. // Художественная культура русской усадьбы / Ред.-сост. И.В. Рязанцев. М., 1995.

60. Сурова А.А. Фрески тверской усадебной часовни конца XVIII века / А.А. Сурова // Вопросы отечественного и зарубежного искусствознания. № 3. Тверь, 2010.

61. Суслов А. Город Торжок и Новоторжский район. Калинин, 1958.

62. Суслов А. Торжок и его окрестности. М., 1983.

63. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

64. Тверская усадьба: указатель архивных документов, книг и статей / отв. сост. О.Н. Овен; гл. ред. Е .И. Берёзкина. Тверь, 1996. Ч. 2.

65. Тверские усадьбы / ред. О. Петрочинина. Кн. 1. Тверь, 2005.

66. Троскина Н.Д. К истории строительства усадьбы Знаменское-Раек. // Гений вкуса. Вып.1. Тверь, 2001.

67. Филатов В.В. Словарь изографа. М., 1997.

68. Флоренский П. Иконостас. М., 2005.

69. Фролова Г.И. Небеса Заонежья. Иконы из собрания музея-заповедника «Кижи». Петрозаводск, 2008.

70. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 2004.

71. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. М, 2007.

72. Шапошников Г.Ф. Письма из Арпачево. М., 2006.

73. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/14445.

74. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sobor

Список иллюстраций:

 

1. Львов Н.А. Часовня Даниила Столпника в Васильевой горе. 1794 г.

2. А) Рафаэль. Аллегория Философии. Станца дела Сеньятура. 1511 г.

Б) Аллегория Философии. Часовня Даниила Столпника. 1794 г.

В) Рафаэль. Аллегория Теология. Станца дела Сеньятура. 1511 г.

Г) Аллегория Теологии. Часовня Даниила Столпника. 1794 г.

3. Часовня Даниила Столпника. 1794 г. Росписи западной стены:

А) Аллегория Надежды;

Б) Аллегория Веры;

В) Аллегория Милосердия.

4. Часовня Даниила Столпника. Роспись восточной части. 1794 г.

5. А) Часовня Даниила Столпника. Вознесение Христа. 1794 г.

Б) Библия Пискатора. Вознесение Христа. XVII в.

6. А) Часовня Даниила Столпника. Вознесение Ильи.

Б) Библия Мериана. Вознесение Ильи. XVII в.

7. А) «Библейские образы», Вознесение Еноха. 1728 г.

Б) Часовня Даниила Столпника. Вознесение Еноха. 1794 г.

8. Часовня Даниила Столпника. Фрагменты ленточного фриза с символическими изображениями. 1794 г.

9. Львов Н.А. Церковь Казанской Божьей Матери в Арпачеве. 1783 – 1791 гг.

10. Храм Казанской Божьей Матери в Арпачеве. Роспись в конхе апсиды. Саваоф. 1791 г.

11. Львов Н.А. Церковь Спаса Нерукотворного Образа Борисоглебского монастыря в Торжке. 1811 г.

12. Михаил Лаврентьев. Церковь Спаса Нерукотворного образа Борисоглебского монастыря в Торжке. Роспись в конхе апсиды. Саваоф. 1811 г.

13. Михаил Лаврентьев. Церковь Спаса Нерукотворного образа Борисоглебского монастыря в Торжке. Роспись в западной части. Поклонение Ковчегу Завета. 1811 г.

14. Михаил Лаврентьев. Церковь Спаса Нерукотворного образа Борисоглебского монастыря в Торжке. Роспись в центральной части:

А) Лепта вдовицы;

Б) Чудо со статиром. 1811 г.

15. Михаил Лаврентьев. Церковь Спаса Нерукотворного образа Борисоглебского монастыря в Торжке. Пейзажные композиции в центральной части. 1811 г.

16. Михаил Лаврентьев. Церковь Спаса Нерукотворного образа Борисоглебского монастыря в Торжке. Роспись в центральной части:

А) Исцеление слепого;

Б) Исцеление расслабленного при Овчей купели. 1811 г.

17. Михаил Лаврентьев. Церковь Спаса Нерукотворного образа Борисоглебского монастыря в Торжке. Роспись в центральной части. 1811г.

18. Михаил Лаврентьев. Церковь Спаса Нерукотворного образа Борисоглебского монастыря в Торжке. Роспись в нижней церкви: фигуры святых и настоятелей монастыря. 1811 г.

19. Михаил Лаврентьев. Церковь Спаса Нерукотворного образа Борисоглебского монастыря в Торжке. Роспись в нижней церкви: сонм ангелов (фрагмент). 1811 г.

20. Михаил Лаврентьев. Церковь Спаса Нерукотворного образа Борисоглебского монастыря в Торжке. Роспись в нижней церкви. Хлеба на литии. 1811 г.

21. Вознесенская церковь в Торжке. XVII в.

22. Вознесенская церковь в Торжке. Роспись восьмерика. Вторая половина XVIII века.

23. Вознесенская церковь в Торжке. Роспись восьмерика. Вторая половина XVIII века.

 

 

Иллюстрации


[1] Иванов П.С. Храмы Новоторжской земли. Тверь, 2010.

[2] Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М., 2008.

[3] Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М., 1978.

[4] Пилявский В.И., А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. История русской архитектуры. М., 2004.

[5] Ильина Т.В. Русский XVIII век. М., 2004.

[6] Евсина Н. А. Архитектурная теория в России XVIII века. М., 1975.

[7] Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X – начала XX века. М., 1989.

[8] Белоброва О.А. Очерки русской художественной культуры XVI – XX веков. М., 2005.

[9] Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000.

[10] Коваленская Н.Н. Из истории классического искусства. М., 1988.

[11] Балдина А.Д. От Валдая до Старицы. М., 1968.

[12] Быкова Л.А. Усадебные архивы // Тверская усадьба. Ч.1. Тверь, 1996.

[13] Греч А.Н. Торжок, Никольское, Арпачёво Раёк // Памятники Отечества №32. М.,1994.

[14]Магистраль Москва-Ленинград: Торжок, Знаменское-Раек, Митино. // На Верхней Волге: Памятные места Калининской области/ сост. М.А. Ильин. М., 1967.

[15] Крылов И.П. Достопримечательности в уезде. Вып.1. Старица, 1915.

[16] Палкина И. На Тверской земле: Истоки провинциальной архитектуры // Архитектура и строительство России №2. М., 1991.

[17] Савельев В.В. Новоторжский иконостас В.Л. Боровиковского // Тверская старина №1. Тверь, 1992.

[18] Сергеев И. Арпачево значит «Возвращайся» // Тверские ведомости №15. Тверь, 2004.

[19]Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область / под ред. Смирнова Г.К. В 6 ч. Ч.1. М., 2003.

[20] Суслов А. Город Торжок и Новоторжский район. Калинин, 1958.

[21] Шапошников Г.Ф. Письма из Арпачево. М., 2006.

[22] Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей: история, предания. М., 1997.

[23] Филатов В.В. Словарь изографа. М., 1997.

[24] Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. М., 2005.

[25] Майкапар А. Новый завет в искусстве. Очерки иконографии западного искусства. М., 1998.

[26] Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 2004.

[27] Гений вкуса. Сборник статей. №2. Тверь, 2001.

[28] Никулина Н.И. Николай Львов / Н.И. Никулина. Л., 1971

[29] Галашевич А.А. Культовая архитектура Тверского края XVIII века: К проблеме местных традиций зодчества // Автореф. дис. канд. Искусствознания / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 1983.

[30] Гений вкуса. Сборник статей №3. Тверь, 2003.

[31] Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Архитектор Н.А. Львов. М., 1961.

[32] Никитина А.Б. Архитектурное наследие Н.А. Львова. М., 1992.

[33] Бочкарева И.А. Н.А. Львов. Тверь, 2008.

[34] Волков О. Николай Львов // Литературная Россия. М., 1981.

[35] Глумов А. Н.А.Львов. М., 1980.

[36] Грачева Е. Храм в Никольском-Черенчицах: История знаменитой постройки Н.А. Львова по материалам Тверского архива // Тверские ведомости №62. Тверь, 2001.

[37] Милюгина Е. Г. Обгоняющий время. М., 2009.

[38] Флоренский П. Иконостас / П.А. Флоренский; Сост., предисл. и библиогр. справка А.Г. Наследникова. – М., 2005. – 375 с.

[39] Православная икона. Канон и стиль / сост. А. Стриженов. М., 1998.

[40] Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

[41] Иванов П. Указ.соч.

[42]Православные храмы Тверской земли // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hram-tver.narod.ru.

 

[43] Тверские усадьбы / ред. О. Петрочинина. Кн. 1. Тверь, 2005.

 

[44] Иванов П. Указ. соч. С. 66.

[45] Троскина Н.Д. К истории строительства усадьбы Знаменское-Раек // Гений вкуса. Вып.1. Тверь, 2001.

 

[46] Сурова А.А. Фрески тверской усадебной часовни конца XVIII века/ А.А, Сурова // Вопросы отечественного и зарубежного искусствознания. № 3. Тверь 2010. С. 152-153.

[47] Иванов П. Указ соч. С. 66.

[48] Гращенков В.Н. Рафаэль. М., 1971. С.43.

[49] Холл Д. Указ. соч. С. 586.

[50] Сурова А.А. Указ.соч. С. 153.

[51] Иванов П. Указ.соч. С. 67.

[52] Сурова А.А. Указ.соч. С. 155.

[53] Еремина Т.С. Указ. соч. С.465.

[54] Кукина Е.М. Указ. соч. С.95.

[55] Гамлицкий А.В. Библия Пискатора и проблема гравированных образцов в европейском искусстве XVI – XVIII столетий // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.prof.museum.ru/mat/docl194.htm, 2002.

[56] Кукина Е.М. Указ. соч. С.110.

[57] Сурова А.А. Указ.соч. С. 156.

[58] Сурова А.А. Указ.соч. С. 157.

[59] Сакович А. Г. Народная гравированная книга Василия Кореня. 1692–1695. М., 1983. С. 14–15.

[60] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/14445.

[61] Сурова А.А. Указ. соч. С.154.

[62] Майкапар А. Указ.соч. С.118.

[63] Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Моск. И всея Руси Алексия II. В 23 т. Т. 18. Египет Древний – Ефес. М., 2008. С. 468.

[64] Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Спб., 1999. С.129.

[65] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. М, 2007. С.46.

[66] Гамлицкий А.В. Указ. соч. С. 2.

[67] Гамлицкий А.В. Указ. соч. С.4.

[68] Там же. С.5.

[69] Будылина М. В., Брайцева, О. И., Харламова А. М. Указ. соч. С. 12–14.

[70] Иванов П. Указ.соч. С.17.

[71] Львов Н.А. Путевые заметки Н.А. Львова по Италии в 1781 году / В отрывках и излож. В.Верещагина // Старые годы, 1909. № 5. С. 276-282.

[72] Боровиковский В.Л. Религиозная живопись / сост. Е. Столбова, А. Максимова. – СПб, 2009. 104 с.

[73] Иванов П. Указ.соч. С.18.

[74] Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе: Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы / В.В. Лепахин. М., 2002. С. 46.

[75] Гамлицкий А.В. Указ.соч. С. 7.

[76] Кукина Е.М. Указ.соч. С.110.

[77] Боровиковский В.Л. Религиозная живопись. С. 7.

 

[78] Добрынина П.Ф. Краеведческий альманах № 4. С. 7.

[79] ГАТО. Ф.185. Оп.2. Д.396.

[80] Балдина А.Д. От Валдая до Старицы.М., 1968. С.52.

[81] Маркелов Г.В. Книга иконных образцов. В 2-х т. М., 2006. Т.1 Иконография христианская. С.234.

[82] Фролова Г.И. Небеса Заонежья. Иконы из собрания музея-заповедника «Кижи». Петрозаводск, 2008. С. 45 – 60.

[83] Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.С.295.

Введение.

В настоящее время все больше внимания уделяется изучению архитектурного наследия российской провинции, которое долгое время не имело должного внимания со стороны исследователей и находилось в тени столичного зодчества. В последние годы активно выявляются и популяризируются памятники истории и культуры в Тверской, Ярославской, Ивановской, Костромской областях. В этой цепи общероссийского архитектурного наследия немаловажным звеном является монументальная живопись храмовых построек Новоторжского уезда Тверской губернии (ныне Торжокского района Тверской области), представляющая широкий спектр разнохарактерных памятников, демонстрирующих обширную палитру различных стилистических направлений. Наиболее выразительной его частью является монументальная живопись конца XVIII – начала XIX века.

Зодчество XVIII – начала XIX веков – важная веха развития архитектурного творчества в условиях переломного характера эпохи. Стремительные изменения во внутригосударственном укладе страны, затронувшие все сферы жизнедеятельности, способствовали процессу развития архитектурно-строительной деятельности, применению новых конструктивных решений, формированию новых композиционных и стилистических приемов. Новые социально-экономические условия различных регионов страны значительно влияли на характер строительной деятельности и формировали индивидуальные особенности провинциальной архитектуры. То же самое можно сказать и о неотъемлемой части культовой постройки – монументальной живописи.

Тема исследования – новоторжская монументальная живопись рубежа XVIII – XIX веков. Торжок – один из древнейших городов Тверской области. Город и его окрестности богаты памятниками церковного зодчества, составляющими красоту и гордость этой древней земли. Значение Торжка как культурного центра было в свое время немалым. Большая территория не только нынешнего Торжокского, но и сопредельных с ним районов хранит памятники, отчетливо говорящих о существовании здесь с начала XVIII века собственной архитектурной и, вероятно, также и иконописной художественной традиции.[1]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.247 с.)