Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вознесенская церковь в Торжке.
Происхождение Вознесенской церкви г. Торжка (Илл.21) остается до сих пор загадочным. По клировой ведомости, она возведена в 1653 году «тщанием прихода», однако многие исследователи относят ее к 1717 году, считая, что она построена на месте более древней церкви XVII века. Известно, что в 1883 году церковь была «обновлена» – ее обшили теслом и расширили окна. Деревянный храм построен по весьма распространенному в деревянном зодчестве типу клетских церквей, в основе которых лежит обычный четверик-клеть. Три постепенно уменьшающихся восьмерика превращают храм в высокую ярусную башню. Последний ярус заканчивается традиционной луковичной главкой. Здесь расположена необычная живопись, в которой преобладают яркие локальные цвета, с неумело нарисованными фигурами святых[80]. Храм был закрыт для богослужения в 1929 году. Композицию росписей можно разделить на три горизонтальных реестра – Новозаветная Троица в куполе, изображение Христа, Иоанна Крестителя, Марии Магдалины, – во втором ярусе. В нижнем, третьем ярусе расположены фигуры святителей в разноцветных фигурных украшениях - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и фигура Богоматери Знамение. На восточной стене третьего яруса расположена икона Знамение Божией Матери. Иконы Богородицы под именем «Знамение» стали известны на Руси в XI –XII веках. Называются они так после чудесного знамения от Новгородской иконы, что произошло в 1170 году. Икона Божией Матери «Знамение» изображает Богородицу, которая сидит с молитвенно поднятыми руками. На груди ее, на фоне круглой сферы или щита - благословляющий Спас Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образцов. Икона Божией Матери «Знамение» из Вознесенской церкви представляет собой поясное изображение Богоматери с распростертыми к небу руками и с Младенцем, правой рукой благославляющим мир, а в левой держащим свиток. Изображение на иконе «Знамение» происходит от древнего константинопольского типа Марии Влахернитиссы, восходящего к римским изображениям Богоматери IV века. В Византии такое изображение называлось Оранта, или Великая Панагия. Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия[81]. В данном случае приходится говорить о каноничности изображения, хотя фигуры трактованы несколько в гротескной и грубоватой манере.
Восьмигранная икона – церковное «небо» завершала восьмерик храма и венчала его внутреннее пространство (ныне находится в ВИЭМ). Восьмиугольная форма иконы продиктована архитектурной композицией храма – три убывающих по величине восьмерика на четверике. На иконе Господь Саваоф и Иисус Христос изображены восседающими на облаках. Над их головами на фоне наложенных друг на друга ромбов парит голубь – Дух Святой, окруженный исходящими от него лучами. Бог Сын в правой руке держит Евангелие, в левой – крест и державу. В изножии мастер росписей помещает 5 красных серафимов. Изображение Троицы отличается легкостью подачи, некоей воздушностью, которая создается отсутствием престола – Саваоф и Христос восседают на парящих Небесных силах (херувимах, серафимах, престолах), белыми одеждами Бога Отца, оттененными складками и светловатым фоном Рая. Показательном в данном контексте будет сравнение с иконой-неба из деревянной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца д. Вегорукса в Кижах XVIII века. Начиная со второй половины XVII века в заонежских храмах стали размещать иконописные композиции на потолках храмов и разрабатывать своеобразную потолочную форму, подобную куполу каменной церкви. Это была конструкция, основанная на жестких распорах – радиальных брусьях (тяблах), в которые укладывались иконы. В основу композиции были положены литургические тексты и размещение икон в реестрах всегда соответствовало небесному чину. Таким образом, в медальоне (восьмиграннике, четырехграннике) помещались фигуры Христа, Троицы, Саваофа, ниже, на гранях располагались евангелисты, праотца, архангелы, ангелы, небесные силы. В новоторжской композиции фигура Богоматери помещается мастером в одном реестре со святителями Василием Великим, Григорием Богословым, Иоанном Златоустом и Николаем Чудотворцем, что свидетельствует о свободной трактовке мастером иконографии.
Живопись центрального медальона включала изображение Спаса Вседержителя, Новозаветной Троицы и Саваофа. На угловых изображениях в Заонежье, в отличие от новоторжкой композиции, бытовала практика изображения евангелистов, их символов, трубящих ангелов[82]. Так и в иконе из церкви Николая Чудотворца Троицу окружают ангелы и евангелисты. Иконография центральной композиции в обоих случаях идентична. Но если заонежская икона тяготеет к традициям древнерусской иконы, то новоторжская принадлежит к так называемым «крестьянским письмам», веющая лубком и народной картинкой. Примечательно, что в XIX веке, когда процветала академическая религиозная живопись, новоторжские иконописцы украсили церковь Вознесения росписью и иконами, стараясь воспроизвести в них только древние формы. Возможно, это оппозиционный ответ на внесение светских элементов в религиозную живопись, желание сохранить традицию, или же осознание автором росписей, что в архитектуру деревянной церкви вряд ли можно было бы вписать что-то подобное росписям в Райке или Борисоглебском монастыре. Особая любовь к мотиву дерева гармонично сочетается и в архитектуре и во внутреннем убранстве. В колористическом отношении изображения Вознесенской церкви тяготеют к традиции лубка, яркой народной картинки. Рисованный лубок также как и религиозная академическая живопись переживал свой расцвет именно в XVIII– XIX веках. Мастер росписи активно использует локальные цвета – зеленый, красный, желтый, синий, иногда золотой. В основе строя росписей лежит контраст светлого фона и ярких тонов изображения. Такое свободное владение иконописным и народно-художественным делом свидетельствует о высокой художественной традиции новоторжского народного искусства. Помимо изображений святых встречаются характерные лубочные узоры – стилизованные растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветви с раскрытыми розетками цветов, пышные тюльпанообразные венчики. В росписях чувствуется неприятие натуралистического правдоподобия, стремление выразить внутреннее сущностное начало, наивность, идилличность способа образного мышления. Еще одна особенность росписей – это фольклорная традиция. Святые образы переданы поэтично, душевно. Мотивы больших цветов, бутонов с заключенной в них силой роста и цветения отражают народное поэтическое мироощущение. Наслаждение красотой мира, радостное мировосприятие, оптимизм, фольклорное обобщение чувствуется во всем образном и цветовом строе росписей. Синтез древнерусских художественных традиций и народного примитива делают росписи Вознесенской церкви близкими и понятными для восприятия. В отличие от большинства росписей этого периода, носящих торжественно-помпезный характер, данные изображения доходчивы, просты, тем самым более открыты и доступны для посетителей церкви, а их обособленное место в ряду новоторжских фресок этого периода делают их незаурядными произведениями искусства своего времени.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.005 с.) |