Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Перечень культовых построек Торжка и района 1777-1810 гг.
По материалам сайта «Православные храмы Тверской земли» http://hram-tver.narod.ru/
| Название постройки
| Дата строительства
| Дата росписи
| Описание росписей
| Дополнительные сведения
| Троицко-Успенская церковь, с. Анненское
|
| 1848, 1882
| Росписи не сохранились
| Храм из красного кирпича, богато и изысканно отделанный белым камнем, с великолепной колокольней, украшенной тонким белокаменным орнаментом, строили, несомненно старицкие мастера - только они умели вести такие работы.
| Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Арпачево
| 1789 - 1791
| 1789 - 1791
| Росписи в алтарной апсиде – «Господь Саваоф с ангелами»
| За свою историю храм ремонтировался радикально только один раз – в 1910-х годах, были заново написаны и подновлены росписи рубежа XVIII-XIX века. В рамках экспедиции Общества изучения русской усадьбы в середине 1920-х годов в Арпачеве бывал А.Н. Греч, который писал: «…сохранились здесь иконы работы Боровиковского, в частности архангелы на створках северной и южной двери».
| Воскресенская церковь, д. Буконтово
| 1790-1795
|
| Плохо читаются изображения пророков и Иисуса Христа на тромпах восьмерика и оконных откосах.
| Краевед И.П. Крылов приводит и имя художника, делавшего живопись в 1795 году в холодном храме, - это старицкий мастер Хотулев. Ближе всего роспись по стилю к остаткам росписей начала XIX века в Заречье и росписям усадеб в Черенчицах и в Райке.
| Часовня Даниила Столпника, с. Васильева Гора
|
| ок. 1792
| Росписи восточной части – Вознесение Еноха, Вознесение Иисуса Христа, Вознесение Илии Пророка; западная стена – Аллегории Любви, Веры, Надежды, Философии, Теософии, Поэзии, Правосудия, Согласия (?),Щедрости (?). В ленточном фризе – символы страстей, семисвечник, всевидящее око.
| Автор росписей копирует сюжетные композиции из западноевропейских источников – Библии Пискатора, Мериана, иллюстрированной книги «Библейские образы». Фигуры Аллегорий заимствованы из Станца делла Сеньятура в Ватикане, имеют ряд сходств с аллегориями художников Феррары.
| Ильинская церковь, с. Глухово
|
| Не сохранилось
| Не сохранилось
| В 1777 году на средства Якова Петровича Ртищева на территории усадьбы в Глухово была построена деревянная церковь во имя Илии Пророка с приделом Святителя Николая.
| Покровская церковь, с. Ладьино
|
| 1779-1780
| Росписи восьмерика - Омовение ног, Жены-мироносицы, Вознесение Христа.
| Каждую сцену сопровождают пояснительные надписи более позднего времени. В настоящее время росписи находятся в аварийном состоянии, и не читаются даже на уровне сюжетов.
| Успенская церковь, с. Нестерово.
|
| Не сохранилось
| Не сохранилось.
| По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Успенская, построена в 1793 году, каменная, престола три: в холодной Успения Пресвятой Богородицы, в теплой: Архистратига Михаила и Святителя Николая.
| Церковь Вознесения Христова, с. Никольское-Черенчицы.
| 1789-1806
|
| Небольшие остатки росписи в куполе и люнетах
| Интерьер верхнего зала подчеркнуто наряден и жизнерадостен. В его оформлении Н.А.Львов использовал искусственный мрамор, хрусталь, наборный паркет. Стены храма украшала живопись на евангельские сюжеты. Есть легенда о росписи храма В.Л. Боровиковским, но, вероятно, здесь были только его иконы.
| Церковь Петра и Павла, с.Загорье
|
|
| Уцелели небольшие фрагменты масляной живописи невысокого качества, аналогичные росписям этого же времени в других церковных районах
| О церкви стало известно не так давно. На нее нет паспорта, у храма нет точной датировки. Одни считают, что его построили в 1780-е годы, другие приводят дату - 1820.
| Петропавловская церковь, с. Петропавловское
|
| 1930-50
| Не сохранилось
| Церковь Петропавловская, построена в 1806 году, каменная, престол один Святых Апостолов Петра и Павла.
| Воскресенская церковь, с. Таложня
|
|
| Не сохранилось
|
| Храм Воскресения Христова на Прутненском погосте
|
|
| Евангелист Матфей с ангелом
| Сохранился иконостас теплого придела того же времени, что и росписи
| Смоленская церковь, с. Пятница-Плот
|
|
| Росписи, выполненные маслом, сохранились в алтаре и частично в холодной церкви.
| Уцелели остатки иконостаса того же времени, что и росписи.
| Казанская церковь, с. Рашкино
|
| 1839,
| Остатки первоначальной росписи, совершенно с другими сюжетами, видны в алтаре, где располагался, очевидно, страстной цикл.
| После октябрьского переворота 1917 года церковь была закрыта и с 1930-х годов использовалась как зернохранилище и складское помещение. В начале 1990-х годов храм был возвращен Русской православной церкви.
| Спасопреображенская церковь, с. Спас
|
|
| В интерьере холодной церковь сохранились масляные росписи, выполненные осташковской (?) артелью живописцев, как сообщает о том надпись на стене храма.
| Наилучшими по качеству являются росписи купола и восьмерика, где помещены изображения «Отечество» и фигуры апостолов на фоне великолепно написанных декораций в технике гризайли.
| Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре, г. Торжок
| 1785-1796
|
| Стены в соборе, как внутри, так и снаружи были оштукатурены и окрашены, гладкие места снаружи желтою охрою, внутри с прибавлением сурику, карнизы - известью. Купол храма шарообразный, наподобие купола храма Христа Спасителя в Иерусалиме. В люнетах под куполом изображены были живописью четыре Евангелиста, в нишах на столбах были изображения: на правой стороне пророка Исаии, на левой пророка Илии. В нишах с южной стороны - Воскресение Христово, в противоположной ей к западу - лобзание Иуды, в нишах на северной стороне - Преображение Г осподне, а в противоположной ей - моление Спасителя о чаше, все альфреско, без позолоты.
| Из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, «Притча о мудрых и неразумных девах», находится в Тверской картинной галерее.
Этот иконостас заменил прежний, созданный в 1789 г. по проекту Н.А. Львова, но все образа, написанные художником Боровиковским в 1795 г., остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса.
| Воскресенский собор Воскресенского монастыря, г. Торжок
|
|
|
| В Воскресенском соборном храме замечательна местная в иконостасе икона Воскресения Христова, ныне обложенная серебряною позлащенною ризою. По древности замечательна икона Благовещения Пресвятой Богородицы - местная в иконостасе Благовещенского храма; о сей иконе упоминается у Нарбекова (1625 год).
| Церковь Воскресения Христова, г. Торжок
|
|
| Сохранилось изображения на откосах: Иисус Христос, Богоматерь и святые.
| В храме было много икон «древнего письма», а «главною святынею была чудотворная Коневская икона пресв. Богородицы... Спаситель в левой руке держал двух голубей на пурпурном шнурке, от чего икона более известна под названием Голубинской».
| Церковь Георгия Победоносца, г. Торжок
|
| Дата неизвестна
| Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы
| В иконостасе Георгиевской церкви замечательна древняя храмовая икона св. вмч. Георгия, о которой упоминается у Нарбекова: "храм страстотерпца Христова Егория, а в нем Божия милосердия местный образ страстотерпца Христова Егория, на красках, а прикладу у него венец, да ожерелья жемчужныя, да два креста серебряные, один позолочен". Один из этих крестов и доселе сохраняется. На иконе св. вмч. Георгия вверху надпись: "чудо великомученика Егория, како избави дщерь цареву"; внизу другая надпись: "1796 г. сооружена сия риза при священнике Михаиле Григорьеве зданием доброхотных дателей, весу в ней 1246 золотников, цена по 33 к.; итого 411 р. 34 к.". На иконе риза серебряная позлащенная. Из древних икон замечательны: икона св. муч. Параскевы-Пятницы, вероятно, бывшая храмовою в Пятницком приделе, и небольшого размера икона св. Николая.
| Церковь Знамения Честного Креста Господня, г. Торжок
|
| Дата неизвестна
| Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы
| В Крестознаменской церкви иконы большей частью. написаны художником Пешехоновым. Из древних икон замечательны: икона Успения Божией Матери в верхнем храме, написанная в 1784 году; в Екатерининском храме икона Знамения Пресвятой Богородицы (написана в 1761 году) и трех вселенских святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго (1778). Напрестольное Евангелие печатано в 1697 году при патриархе Адриане; по листам Евангелия есть надпись.
| Церковь Иоанна Богослова, г. Торжок
| 1771-1782
|
| В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви.
|
| Церковь Николая Чудотворца, г. Торжок
| 1778-1784
| Дата неизвестна
| Не сохранился ни храм, ни росписи
|
| Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы (Тихвинская), г. Торжок
|
|
| В этом храме к древним иконам относятся: 1) икона Господа Вседержителя - над горним местом в правом (Пятницком) приделе, 2) икона Воскресения Иисуса Христа и Сошествия Его в ад, 3) другая икона Сошествия Иисуса Христа во ад,4) икона святого архистратига Божия Михаила.
| Каменная церковь, двухсветный четверик с небольшой трапезной и ярусной колокольней. Закрыта в конце 1930-х, заброшена.
| Церковь Троицы Живоначальной, г. Торжок
|
|
| Из икон в этой церкви заслуживают внимания: иконы Пресвятой Троицы и святого Николая, бывшия, вероятно, местными в прежнем иконостасе; две иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
| В церковной библиотеке находится Библия, напечатанная в 1766 году, с иллюстрированными изображениями при начале каждой каждой священной книги; в ней помещены указания исправлений, сделанных против перваго издания Библии в 1663 году, помещен Синопсис святого Афанасия великаго, а в конце Библии - алфавитный каталог неудобовразумительных слов.
| Владимирская церковь, с.Горницы
| 1789-1795
|
| Сохранилось изображения в конхе апсиды: «Троица» и «Христос и блудница».
| Автор росписей не установлен.
|
Название постройки
| Дата строительства
| Дата росписи
| Описание росписей
| Дополнительные сведения
| Троицко-Успенская церковь, с. Анненское
|
| 1848, 1882
| Росписи не сохранились
| Храм из красного кирпича, богато и изысканно отделанный белым камнем, с великолепной колокольней, украшенной тонким белокаменным орнаментом, строили, несомненно старицкие мастера - только они умели вести такие работы.
| Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Арпачево
| 1789 - 1791
| 1789 - 1791
| Росписи в алтарной апсиде – «Господь Саваоф с ангелами»
| За свою историю храм ремонтировался радикально только один раз – в 1910-х годах, были заново написаны и подновлены росписи рубежа XVIII-XIX века. В рамках экспедиции Общества изучения русской усадьбы в середине 1920-х годов в Арпачеве бывал А.Н. Греч, который писал: «…сохранились здесь иконы работы Боровиковского, в частности архангелы на створках северной и южной двери».
| Воскресенская церковь, д. Буконтово
| 1790-1795
|
| Плохо читаются изображения пророков и Иисуса Христа на тромпах восьмерика и оконных откосах.
| Краевед И.П. Крылов приводит и имя художника, делавшего живопись в 1795 году в холодном храме, - это старицкий мастер Хотулев. Ближе всего роспись по стилю к остаткам росписей начала XIX века в Заречье и росписям усадеб в Черенчицах и в Райке.
| Часовня Даниила Столпника, с. Васильева Гора
|
| ок. 1792
| Росписи восточной части – Вознесение Еноха, Вознесение Иисуса Христа, Вознесение Илии Пророка; западная стена – Аллегории Любви, Веры, Надежды, Философии, Теософии, Поэзии, Правосудия, Согласия (?),Щедрости (?). В ленточном фризе – символы страстей, семисвечник, всевидящее око.
| Автор росписей копирует сюжетные композиции из западноевропейских источников – Библии Пискатора, Мериана, иллюстрированной книги «Библейские образы». Фигуры Аллегорий заимствованы из Станца делла Сеньятура в Ватикане, имеют ряд сходств с аллегориями художников Феррары.
| Ильинская церковь, с. Глухово
|
| -
| -
| В 1777 году на средства Якова Петровича Ртищева на территории усадьбы в Глухово была построена деревянная церковь во имя Илии Пророка с приделом Святителя Николая.
| Покровская церковь, с. Ладьино
|
| 1779-1780
| Росписи восьмерика - Омовение ног, Жены-мироносицы, Вознесение Христа.
| Каждую сцену сопровождают пояснительные надписи более позднего времени. В настоящее время росписи находятся в аварийном состоянии, и не читаются даже на уровне сюжетов.
| Успенская церковь, с. Нестерово.
|
| ?
| Не сохранилась ни церковь, ни росписи.
| По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год: Церковь Успенская, построена в 1793 году, каменная, престола три: в холодной Успения Пресвятой Богородицы, в теплой: Архистратига Михаила и Святителя Николая.
| Церковь Вознесения Христова, с. Никольское-Черенчицы.
| 1789-1806
|
| Небольшие остатки росписи в куполе и люнетах
| Интерьер верхнего зала подчеркнуто наряден и жизнерадостен. В его оформлении Н.А.Львов использовал искусственный мрамор, хрусталь, наборный паркет. Стены храма украшала живопись на евангельские сюжеты. Есть легенда о росписи храма В.Л. Боровиковским, но, вероятно, здесь были только его иконы.
| Церковь Петра и Павла, с.Загорье
|
|
| Уцелели небольшие фрагменты масляной живописи невысокого качества, аналогичные росписям этого же времени в других церковных районах
| О церкви стало известно не так давно. На нее нет паспорта, у храма нет точной датировки. Одни считают, что его построили в 1780-е годы, другие приводят дату - 1820.
| Петропавловская церковь, с. Петропавловское
|
| 1930-50
|
| Церковь Петропавловская, построена в 1806 году, каменная, престол один Святых Апостолов Петра и Павла.
| Воскресенская церковь, с. Таложня
|
|
| Не сохранились.
|
| Храм Воскресения Христова на Прутненском погосте
|
|
| Евангелист Матфей с ангелом
| Сохранился иконостас теплого придела того же времени, что и росписи
| Смоленская церковь, с. Пятница-Плот
|
|
| Росписи, выполненные маслом, сохранились в алтаре и частично в холодной церкви.
| Уцелели остатки иконостаса того же времени, что и росписи.
| Казанская церковь, с. Рашкино
|
| 1839,
| Остатки первоначальной росписи, совершенно с другими сюжетами, видны в алтаре, где располагался, очевидно, страстной цикл.
| После октябрьского переворота 1917 года церковь была закрыта и с 1930-х годов использовалась как зернохранилище и складское помещение. В начале 1990-х годов храм был возвращен Русской православной церкви.
| Спасопреображенская церковь, с. Спас
|
|
| В интерьере холодной церковь сохранились масляные росписи, выполненные осташковской (?) артелью живописцев, как сообщает о том надпись на стене храма.
| Наилучшими по качеству являются росписи купола и восьмерика, где помещены изображения «Отечество» и фигуры апостолов на фоне великолепно написанных декораций в технике гризайли.
| Собор Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре, г. Торжок
| 1785-1796
|
| Стены в соборе, как внутри, так и снаружи были оштукатурены и окрашены, гладкие места снаружи желтою охрою, внутри с прибавлением сурику, карнизы - известью. Купол храма шарообразный, наподобие купола храма Христа Спасителя в Иерусалиме. В люнетах под куполом изображены были живописью четыре Евангелиста, в нишах на столбах были изображения: на правой стороне пророка Исаии, на левой пророка Илии. В нишах с южной стороны - Воскресение Христово, в противоположной ей к западу - Лобзание Иуды, в нишах на северной стороне - Преображение Господне, а в противоположной ей - моление Спасителя о чаше, все альфреско, без позолоты.
| Из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы, в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, «Притча о мудрых и неразумных девах», находится в Тверской областной картинной галерее.
Этот иконостас заменил прежний, созданный в 1789 г. по проекту Н.А. Львова, но все образа, написанные художником Боровиковским в 1795 г., остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса.
| Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Борисоглебском монастыре, г. Торжок
| 1804-1811
|
| Сохранились изображения в верхней и нижней церквях. Изображения находятся в аварийном состоянии, читаются сюжеты: «Господь Саваоф», «Перенесение Ковчега Завета», «Лепта вдовицы», «Исцеление слепого», «Исцеление расслабленного», изображения евангелистов и святых.
| Установлен автор иконостаса Иван Трофимов. Автор икон и настенных росписей Михаил Лаврентьев, крепостной коллежского асессора Я.М. Хвостова
| Воскресенский собор Воскресенского монастыря, г. Торжок
|
|
|
| В Воскресенском соборном храме замечательна местная в иконостасе икона Воскресения Христова, ныне обложенная серебряною позлащенною ризою. По древности замечательна икона Благовещения Пресвятой Богородицы - местная в иконостасе Благовещенского храма; о сей иконе упоминается у Нарбекова (1625 год).
| Церковь Воскресения Христова, г. Торжок
|
|
| Сохранились изображения на откосах: Иисус Христос, Богоматерь и святые.
| В храме было много икон «древнего письма», а «главною святынею была чудотворная Коневская икона пресв. Богородицы... Спаситель в левой руке держал двух голубей на пурпурном шнурке, от чего икона более известна под названием Голубинской».
| Церковь Георгия Победоносца, г. Торжок
|
|
| Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы
| В иконостасе Георгиевской церкви замечательна древняя храмовая икона св. вмч. Георгия, о которой упоминается у Нарбекова: "храм страстотерпца Христова Егория, а в нем Божия милосердия местный образ страстотерпца Христова Егория, на красках, а прикладу у него венец, да ожерелья жемчужныя, да два креста серебряные, один позолочен". Один из этих крестов и доселе сохраняется. На иконе св. вмч. Георгия вверху надпись: "чудо великомученика Егория, како избави дщерь цареву"; внизу другая надпись: "1796 г. сооружена сия риза при священнике Михаиле Григорьеве зданием доброхотных дателей, весу в ней 1246 золотников, цена по 33 к.; итого 411 р. 34 к.". На иконе риза серебряная позлащенная. Из древних икон замечательны: икона св. муч. Параскевы-Пятницы, вероятно, бывшая храмовою в Пятницком приделе, и небольшого размера икона св. Николая.
| Церковь Знамения Честного Креста Господня, г. Торжок
|
|
| Росписи не сохранились, в помещение расположены магазины и офисы
| В Крестознаменской церкви иконы большей частью. написаны художником Пешехоновым. Из древних икон замечательны: икона Успения Божией Матери в верхнем храме, написанная в 1784 году; в Екатерининском храме икона Знамения Пресвятой Богородицы (написана в 1761 году) и трех вселенских святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго (1778). Напрестольное Евангелие печатано в 1697 году при патриархе Адриане; по листам Евангелия есть надпись.
| Церковь Иоанна Богослова, г. Торжок
| 1771-1782
|
| В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви.
|
| Церковь Николая Чудотворца, г. Торжок
| 1778-1784
|
| Не сохранился ни храм, ни росписи
|
| Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы (Тихвинская), г. Торжок
|
|
| В этом храме к древним иконам относятся: 1) икона Господа Вседержителя - над горним местом в правом (Пятницком) приделе, 2) икона Воскресения Иисуса Христа и Сошествия Его в ад, 3) другая икона Сошествия Иисуса Христа во ад,4) икона святого архистратига Божия Михаила.
| Каменная церковь, двухсветный четверик с небольшой трапезной и ярусной колокольней. Закрыта в конце 1930-х, заброшена.
| Церковь Троицы Живоначальной, г. Торжок
|
|
| Из икон в этой церкви заслуживают внимания: иконы Пресвятой Троицы и святого Николая, бывшия, вероятно, местными в прежнем иконостасе; две иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
| В церковной библиотеке находится Библия, напечатанная в 1766 году, с иллюстрированными изображениями при начале каждой каждой священной книги; в ней помещены указания исправлений, сделанных против перваго издания Библии в 1663 году, помещен Синопсис святого Афанасия Великаго, а в конце Библии - алфавитный каталог неудобовразумительных слов.
| Владимирская церковь, с. Горницы
| 1789-1795
|
| Сохранилось изображение в конхе апсиды «Троица» и «Христос и блудница».
| Автор росписей не установлен.
|
Приложение 2
|