Меркантилизм и классическая политэкономия о государственном регулировании экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меркантилизм и классическая политэкономия о государственном регулировании экономики



Меркантилизм и классическая политэкономия о государственном регулировании экономики

Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности. Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность. Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности: - ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; - ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; - создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию.

Кейнсианство в ГРЭ

Джон Кейнс, совершивший переворот в новоклассическом направлении экономической теории, был наречен «спасителем капитализма». В противовес новоклассическому принципу невмешательства государства в экономику Дж. Кейнс признал ведущую роль государства в регулировании национального хозяйства. При этом речь идет о государстве не как о политическом институте (органе власти), а о государстве как экономическом институте — хозяйствующем субъекте. Центральная задача государства, по Дж. Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем «эффективного спроса», ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) платежеспособную потребность населения в предметах потребления и б) спроса предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства). В результате эффективный спрос выражается как в увеличении занятости и повышении благосостояния населения, так и в росте прибылей фирм. В кейнсианском учении впервые на государство стали возлагаться экономические функции. Они были связаны с обеспечением инвестиций в национальное хозяйство и государственных расходов на эти и другие социально-экономические цели. Кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, производимых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют истратить на товары и услуги. Государство стало владельцем многих новейших отраслей промышленности, предприятий производственной инфраструктуры (добыча угля, производство электроэнергии, транспорт и т. п.) и учреждений социальной сферы. Правительства организовали разработку рекомендательных планов и программ социально-экономического развития и, создав большой и устойчивый государственный рынок, привлекли крупный бизнес к выполнению своих заказов, приносивших высокие прибыли.

Методы ГРЭ

Государство осуществляет регулирование социально-экономических отношений, используя систему методов и инструментов, которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Общепринято деление методов государственного регулирования на: правовые, административные, экономические. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей. Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно. Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

Эффективность ГРЭ

На масштабы эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках. Эффективность ГРЭ: 1). Эффективность государства как крупного собственника и субъекта рынка. 2).Эффективность деятельности государства как выразители национальных интересов. Цели: 1). Показатели анализов финансового хозяйства деятельности предприятия. 2). Главная цель государства в экономике обеспечение высокого уровня жизни граждан. Соотношение выбранных средств осуществления рыночных преобразований с одной стороны и поставленных целей преобразования с другой. MV=PY (Уравнение Фишера). Развитие производственных сил которое оценивается через рост благосостояния. Повышение эффективности производства через рост производительности труда и ресурса сбережения. Сравнение может происходить: 1). Фактические к прогнозируемым показателям. 2).Фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны. 3). Международные сопоставления. Соотношение фактических и пороговых показателей экономической безопасности РФ.


Модели ГРЭ

Модели ГРЭ в условиях рынка имеют высшую и низшую степень огосударствления производства. К высшей степени относится скандинавская модель, а к низшей латино –американская модель. Скандинавская модель на примере Швеции. Доля государственных расходов 2/3 от ВВП, налоговая система одна из самых сложных в мире, налоговая служба высоко эффективна. Большая часть государственных расходов идет на социальную поддержку широких слоев населения, система социально защиты высоко развита, многие монополии пользуются государственной поддержкой, ни одно из предприятий производящие рыночные блага не находятся в государственной собственности. Доля трансфертных платежей и общественных благ в % ВВП одна из самых высоких в мире. Латино – американскую модель рассмотрим на примере Бразилии. Государство играет существенную роль в инвестиционном процессе, государство создает и управляет многими современными производствами, новые рабочие места создаются в основном на государственных предприятиях, и государственные предприятия защищаются от конкуренции тарифными и не тарифными ограничениями. Государство слабо во влечено в традиционные общественные блага (доля трансфертных платежей). Крайнее неравенство в разделении доходов, налоговая служба не эффективна. Гонконг. Принцип не вмешательства государства в работу рынка. Фискальная политика не является активной, система налогообложения предельно проста, система соц. Защиты направлена на поддержку самых малоимущих слоев, пособие по безработицы практически отсутствуют, промышленная политика фактически не проводится, один из главных провалов рынка, рынок жилья.

Содержание общественного блага

Общественные блага – это блага удовлетворяющие потребности общества в целом или значительной его части. Свойство: 1). Не конкурентность. Неконкуренстность означает что общественное благо не делимо, не избирательно и потребляется совместно. Потребление общественного блага одним субъектом не уменьшает объем потребления другого. Общественное благо доступно для использования всеми членами общества в неизменном количестве и качестве. 2). Не исключаемость. Неисключаемость означает что потребление блага одним человеком не исключает из процессов потребления других. Аспекты неисключаемочти: 1). Техническая невозможность. 2). Экономическая нецелесообразность. Общественное благо совершенно неделимо. Необходимы большие средства для осуществления контроля за допуском людей к общественному благу. ЧОБ – чистое общественное благо, ЧЧБ – чистое частное благо, ЧОБ – абсолютная неисключаемость и абсолютная неконкурентность. ЧЧБ – абсолютная исключаемость и конкурентность.

Содержание государственной экономической политики в переходный период.

Особенности исторического развития страны. Схожие проблемы, ставшие перед социалистическими странами к началу реформ: 1). Низкая эффективность производства 2). Диспропорции и перекосы в структуре экономики в сторону производства средств производства. 3). Дефицит товаров. 4). Скрытая инфляция. 5). Значительная внешняя задолженность. Различие экономических реформ в бывших социалистических странах проявлялась: 1). Степень радикальности. 2). Сроки. 3). Последовательность проведения. 4). Способы решения текущих задач. Общее решение трех взаимосвязанных задач: 1). Системные применения в экономике. 2). Сокращение и принципиальное изменение функции государства в экономике. 3). Макроэкономическая стабилизация. Первый аспект – институциональные преобразования создание рыночных институтов. Второй аспект – структурная перестройка. Создание необходимых для нормального функционирования рыночной экономии государственных институтов (налоговые, судебные, правоохранительные). Создание адекватного законодательства, формирование рыночной инфраструктуры. Специфика политического, социального и экономического положения. 1). Процесс адаптации структуры национальной экономики изменяющимся потребностям отечественной и мировой экономики. 2). Сокращение государственной регламентации экономической жизни. Устранение административных барьеров в экономической жизни. 3). Демонтаж механизмов связанный с распределением ресурсов, жестким регулированием цен. Макроэкономические инфляции которые в первоначальный период реформ приходит на смену подавленной инфляции. Проведение ограниченной фискальной и монетарной политики. Регулирование обменного курса национальной валюты и при необходимости з/п. 2 и 3 задача могут проводиться одновременно в достаточно короткие сроки. 1 задача должна решаться в долгосрочном периоде.

16. Сущность революционной государственной экономической политики в переходный период.

Планирование в системе ГРЭ

Сущность процессов планирования: 1). Люди сознательно определяют цели своих действий и совозмеряют свои действия с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. 2). Неспособность свободного рынка обеспечить устойчивость национальной экономики на макро уровне. 3). Систематический рост в общем объеме потребления доли, потребления общественного блага. 4). Рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания. 5). Появление более сложных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, в результате расширения интеграционных процессов. 6). Обострение глобальных проблем современности обуславливает усиливающиеся интересы общества вопросом долгосрочного развития. 7). Возникновений чрезвычайных ситуаций которые стимулируют деятельность в области планирования. Планирование – специфическая форма ГРЭ которая состоит из подготовки различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обоснования их оптимальности, обеспечение возможности выполнения и проверки их выполнения. Формы планирования: 1). Отраслевой. 2). Региональный. 3). Социальный. 4). Научно-технический. 5). Экологический. 6). Финансовый. Урони планирования: 1). Межгосударственный. 2). Общегосударственный. 3). Региональный. 4). Местный. Горизонт планирования: 1). Долгосрочное. 2). Среднесрочное. 3). Текущее. Круг региональных проблем: 1). Стратегическое. 2). Тактическое. Значения: 1). Получить представление о состоянии экономики и уровне решения социальной экономики проблем на конкретный момент времени. 2). Позволяет проецировать на будущее современные тенденции в социально экономическом развитии. 3). Наметить цели к достижению которых должны стремиться субъекты управления соответствующих уровней. 4). Позволяет урезать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов, необходимых для их достижения. 5). Планирование позволяет развивать федеральные, региональные, местные программы. 6). Дает возможность деловым кругам страны получить представление о внешней и внутренней конъюктуре и реализуя свой интерес, подключиться по выполнению федеральных, региональных и местных программ.

Государственный бюджет

Бюджет соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, которые характеризуют соответствие их поступления и расходования в течении определенного периода (один год). Государственный Бюджет – способ формирования распределения и использования централизованных финансовых ресурсов государства в целях финансирования государственного сектора экономики, социально сферы и обслуживания государственного долга. Бюджетная система – совокупность бюджетов использованных в стране. Федеральный бюджет (ресурсы необходимые для осуществления затрат, которые носят общий государственный характер, через федеральный бюджет осуществляется перераспределение ресурсов между различными субъектами федерации и муниципальными образованиями). Бюджеты субъекта федерации (сосредоточены бюджетные финансовые ресурсы регионов входящих в состав федерации). Бюджетно муниципальные образования (бюджетные ресурсы сосредоточенные в районах, округах и поселках). В состав бюджетной системы входят государственные вне бюджетные фонды. Выполняет функции специального государственного функционирования важнейших направлений социальной поддержки населения. Принцип единства – единство правовой базы и единый порядок построения доходов и расходов частей бюджетов всех уровней. Принцип самостоятельности – в бюджете отражены доходы и расходы с учетом всех источников. Принцип сбалансированности – достижение соответствия доходов и расходов бюджета. Принцип открытости – бюджет, процедура его принятия должна быть открыта для общества и СМИ. Функции государственного бюджета: фискальная, распорядительная, контрольная. Фискальная – гос. Расходы финансируются за счет налоговых и других поступлений а так же за счет собственных доходов (доходы от использования). Распорядительная – использование средств на удовлетворение общественных потребностей, финансовую поддержку отраслей и регионов, проведение экономической политики. Контрольная позволяет выявлять на сколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение гос-ва, и так складываются используются пропорции в распределении средств.

Налоговая система ГРЭ

Налоговая система – совокупность собираемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а так же форм и методов их построения. Объекты: доходы, стоимость определенных товаров, определенные виды деятельности, пользование природными ресурсами, пользование имуществом юридических и физических лиц, добавленная стоимость. Налоги на доходы и имущество изымаются с конкретного физического лица. Налог на прибыль - налоги на товары и услуги (косвенный), налог на добавленную стоимость. Принципы налогообложения: 1). Принцип возможностей – уровень налоговой ставки устанавливается с учетом возможности налого-плательщика. 2). Однократность – с объекта налогообложения налог собирается один раз. 3). Обязательности – любое физическое или юридическое лицо обязано производить налоговые отчисления в пользу государства на территории которого оно находится в течении определенного периода времени. 4). Принцип простоты - система и процедура выплаты налогов должна быть простой и понятной для налогоплательщиков и сборщиков налогов. 5). Принцип адаптивности – налоговая система должна соответствовать сложившейся социальной экономической ситуации.

 

Государственный долг

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

Усиливается неравенство в доходах;

Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния

Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.


Виды фискальной политики.

В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста.

В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.

 

Роль ЦБ в экономике.

Итак, Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

В условиях командной экономики:1) Платежные средсва не были разделены между отдельными банками(подразделениями ЦБ) и каждый банк получал право на использование совокупной массы выделенных лимитов.2)отсутствовали косвенные инструменты денежно-кредитного регулирования.3)ЦБ полностью зависил от гос-ва, и не имел возмоности проводить денежно-кредитную политику.4)гос-ные предприятия функционируют в условиях мягких бюджетных ошраничений(дешовые кредиты, прямое субсидирование)

Функции: 1) в рыночной экономике ЦБ обеспечивает стабильное развитие, играя роль кредитора.»)по средством контроля за денежной массой ЦБ проводит такую политику, которая имеет целью обеспечить стабильность цен, экномический рост и полную занятость.

В условиях переходной экономики: 1)укрепление доверия к национальной валюте.

Валютный совет как институт переходной экономикипри котором денежная база покрывается исключительно запасами иностранной валюты. Любое изменение в уровне иностранных резервов связанные с платежным балансом, автоматически регистрирует изменения успешной базы. (Эстония, Литва, Балгария)

Достоинства В.С.: дефицит гос бюджета не может быть путем денежной эммисии.2) ограничивается влияние ЦБ на валютную политику. 3) снижается вероятность возникновения инфляционных процессов, в результате злоупотребления и не компетентности.

Недостатки В.С.: 1) возможно значительное изменение денежной массы.2) рост спроса на иностранную валюту может привести к сокращению денежного оборотав банковской системе.3) ЦБ лишается возможности стерилизации валютных резервов.4)ЦБ лишается возможности использовать косвеные инструменты.5)В.С. эффектинвно функционирует лишь в открытой экономике с благоприятными перспективами для иностранного капитала.

Меркантилизм и классическая политэкономия о государственном регулировании экономики

Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности. Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность. Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности: - ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; - ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; - создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.027 с.)