Тема 6.1. Раскрытие информации и прозрачность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6.1. Раскрытие информации и прозрачность



Существуют два основных подхода к регулированию рынка: 1) законодательное регулирование, базирующееся на нормах и правилах; и 2) регулирование посредством раскрытия информации. Оба подхода призваны обеспечить защиту акционеров и прозрачное и стабильное функционирование финансовых рынков. Законодательное регулирование связано с установлением того, что должны и чего не должны делать акционерные общества. Такое регулирование предполагает принятие комплексного свода норм, которые предусматривают широкий круг возможных событий и обстоятельств. При регулировании посредством раскрытия информации в основном полагаются на рыночные механизмы, направленные на поощрение или наказание тех или иных моделей корпоративного поведения. Таким образом, частично ответственность за защиту инвесторов возлагается на участников рынка в соответствии с принципом «caveat emptor», то есть «да будет осмотрителен покупатель». Регулирование посредством раскрытия информации частично основывается на представлении о том, что рынки сами могут более эффективно предотвращать ненадлежащее корпоративное поведение, чем органы регулирования, и что раскрытие информациипредставляет собой эффективную и недорогую замену законодательного регулирования. На практике оба этих подхода почти всегда применяются вместе, при этом в некоторых странах раскрытие информации играет более заметную роль, нежели в других.

К вопросу об эффективности регулирования, в основе которого лежит раскрытие информации, следует подходить с осторожностью, особенно применительно к России. В отсутствие реальных сдерживающих механизмов, которые бы позволяли контролировать менеджеров или владельцев крупных пакетов акций акционерных обществ, такое регулирование может на деле оказаться малоэффективным. Для первых лет существования российских финансовых рынков вполне типичной была ситуация, когда инсайдеры, акционеры, обладающие контрольным пакетом акций, и связанные с ними лица выводили активы из той или иной компании, не обращая внимание на широкое освещение своих действий в российской и международной прессе.

Для того чтобы регулирование посредством раскрытия информации было эффективным, необходимо наличие и взаимодействие целого ряда элементов и стимулов. В их число входят надлежащая нормативно-правовая база, эффективные механизмы правоприменения, такие как органы регулирования, которые анализируют финансовую информацию на предмет выявления искажений, и суды, обеспечивающие осуществление прав. Привлекаемые акционерными обществами независимые аудиторы также играют важную роль, поскольку они предоставляют рынку определенные гарантии.

Столь же важную роль играют и средства массовой информации, которые, занимая активную позицию и будучи достаточно информированными, анализируют стратегию компаний и поступающие от них сообщения. Наконец, решающую роль в этой связи играют нормально функционирующие советы директоров обществ. Общепризнано, что даже лучшая в мире система раскрытия информации не может помешать тем, кто намерен обмануть компанию и ее акционеров. Без совета директоров, который нетерпим к любым сомнительным ситуациям, раскрытие информациине может принести той пользы, которая могла бы быть получена.

Хотя в ситуации формирующегося финансового рынка регулирование посредством раскрытия информации может быть несовершенным, потребность в таком раскрытии от этого не становится меньше и, по всей вероятности, будет усиливаться по мере развития российских финансовых рынков. Среди широкого круга сведений, подлежащих раскрытию, наиболее важные касаются результатов финансово-хозяйственной деятельности, сделок с заинтересованностью и структуры собственности.

В соответствии с российским законодательством, под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам, независимо от целей получения данной информации, по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Своевременное и надлежащее раскрытие информациичрезвычайно важно для акционеров, потенциальных инвесторов, органов регулирования и иных заинтересованных лиц. Доступ к существенной и полной информации помогает акционерам защищать их права и улучшает возможность принятия участниками рынка разумных экономических решений. Раскрытие также в целом идет на пользу акционерному обществу, поскольку оно свидетельствует о подотчетности менеджеров акционерам, прозрачности для участников рынка ценных бумаг и способствует поддержанию доверия к обществу. Надлежащее раскрытие информации также обычно приводит к снижению затрат общества на привлечение капитала. Наконец, раскрываемая информация может быть также полезна для других заинтересованных лиц. Кредиторы, поставщики, клиенты и работники общества могут использовать такую информацию для оценки собственного положения, реагирования на какие-либо изменения и организации своих отношений с обществом.

1. Принципы раскрытия информации. Раскрытие информации является надлежащим, если: оно осуществляется регулярно и своевременно; доступ к соответствующей информации является беспрепятственным; раскрываемая информация является полной и точной; оно носит последовательный характер, а раскрываемая информация имеет отношение к делу и подкреплена документами.

2. Конфиденциальная информация. Законодательство о ценных бумагах требует от открытых акционерных обществ раскрытия широкого круга финансовой и нефинансовой информации. Иногда раскрытие информации, предусматриваемое нормативными актами, может негативно повлиять на коммерческую деятельность и финансовое положение акционерного общества из-за усиления позиции конкурентов, обусловленного таким раскрытием. Несмотря на то что многие российские акционерные общества нередко считают самую заурядную информацию важной с коммерческой точки зрения, на деле раскрытие информации может поставить акционерное общество в невыгодное конкурентное положение только в ограниченном ряде случаев. Примерами информации, раскрытие которой действительно может повредить акционерному обществу, могут быть сведения о ценах, технических спецификациях и особо крупных платежах. Для решения возможных проблем, связанных с раскрытием информации, законодатели и органы регулирования разрабатывают системы, позволяющие обществам требовать соблюдения конфиденциальности информации при работе с ней.

В России информация составляет служебную или коммерческую тайну в случаях, когда: информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Однако если толкование данного определения оставить на усмотрение самих акционерных обществ, то результатом этого могут стать бесконечные исключения сведений из перечня подлежащей раскрытию информации. Поэтому в законах и иных правовых актах устанавливается, какая информация может считаться конфиденциальной, а какая – нет. Например, закон признает информацию о частной жизни конфиденциальной и запрещает ее сбор, хранение, использование и распространение, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Доступ к конфиденциальной информации ограничен, ее раскрытие запрещено, а лица, действующие в нарушение соответствующих норм, могут быть привлечены к ответственности. Данное положение может быть дополнительно подкреплено путем заключения с такими лицами соглашений о конфиденциальности.

3. Инсайдерская информация и инсайдерские сделки. Сделки инсайдеров могут представлять собой как законные, так и запрещенные законом действия. Сделки инсайдеров законным образом осуществляются каждый день, когда лица, являющиеся инсайдерами по отношению к акционерным обществам (их должностные лица, директора или работники), покупают или продают акциисвоих акционерных обществ в соответствии с политикой соответствующего акционерного общества, законами и нормативными актами.

Но существуют также сделки инсайдеров, относящиеся к категории незаконных. Это сделки, при которых лица, имеющие доступ к служебной и конфиденциальной информации, используют свои знания в целях извлечения прибыли или избежания убытков на фондовом рынке. Издержки инсайдерских сделок несут инвесторы, которые не имеют доступа к инсайдерской информации.

Еще более значительные издержки обусловлены тем, что доверие к рынкам ценных бумаг оказывается подорванным. Однако сама возможность без особых трудностей привлекать капитал на наиболее успешных фондовых рынках отчасти обусловлена тем, что инвесторы верят в соблюдение принципов справедливости на таких рынках. В некоторых странах распространено представление, согласно которому находящиеся в привилегированном положении инвесторы должны иметь возможность получить определенную выгоду за счет доступа к конфиденциальной информации, но, возможно, именно из-за такого представления доля акций в публичном владении в этих странах относительно невелика. Государство просто не может себе позволить не обращать внимания на сделки инсайдеров, если хочет содействовать развитию рынка ценных бумаг и привлечь иностранных инвесторов. То же самое справедливо и по отношению к советам директоров, которые стремятся защитить своих акционеров и привлечь инвесторов.

В России инсайдерской информацией считается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих такой информацией в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. К лицам, располагающим инсайдерской информацией, относятся:

ü члены органов управления эмитента или профессиональные участники рынка ценных бумаг, связанные с этим эмитентом договором;

ü аудиторы эмитента или профессиональные участники рынка ценных бумаг, связанные с этим эмитентом договором;

ü служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации;

ü журналисты, аналитики, консультанты, работающие на рынке ценных бумаг.

4. Раскрытие информации в различных акционерных обществах. Требования в отношении раскрытия информации, предъявляемые к открытым акционерным обществам, различаются в зависимости от того, котируются ли их акциина бирже, сколько в них насчитывается акционеров и требует ли от них законодательство о ценных бумагах подготовки и регистрации проспекта ценных бумаг. К акционерным обществам, которые не обязаны готовить и регистрировать проспект, обычно предъявляются только минимальные требования в этой области. К обществам, акции которых котируются на бирже, предъявляются наиболее жесткие требования. Достаточно серьезные требования к раскрытию информации предъявляются также и к акционерным обществам, которые должны подготовить и зарегистрировать проспект ценных бумаг. Жесткое регулирование раскрытия информации такими акционерными обществами необходимо потому, что последствия возможного мошенничества в обществе, в котором насчитываются тысячи акционеров, будут значительно тяжелее. С учетом той роли, которую рынки капитала играют в современной экономике, правительства вполне обоснованно заботятся о надлежащем состоянии финансовой системы. Увеличение объема требований по раскрытию информации, возлагаемых на акционерные общества, которые обязаны регистрировать проспект ценных бумаг, и тем более на общества, акции которых котируются на бирже, – это та цена, которую необходимо заплатить, чтобы получить доступ к огромным денежным ресурсам рынков капитала.

5. Раскрытие информации и прозрачность. Раскрытие информации нередко путают с прозрачностью. К сожалению, на практике эти два понятия нередко ошибочно отождествляются, хотя на деле они отнюдь не идентичны и схожи лишь на первый взгляд. Акционерные общества могут раскрывать огромное количество информации, которая не будет представлять особой ценности для пользователей. Важные сведения при этом могут остаться нераскрытыми. Раскрываться может не относящаяся к делу информация, или, что еще хуже, раскрытием информации можно манипулировать таким образом, чтобы скрыть реальную картину дел предприятия.

6. Персональная ответственность за нераскрытие информации. Как правило, акционерное общество обязано возместить ущерб, причиненный акционерам, которым не была предоставлена предусмотренная законом информация. Общества также несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате предоставления ложной, неполной или искаженной информации. Члены органов управления общества несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием). Общество или акционер (акционеры), владеющий (владеющие) в совокупности не менее чем 1 % размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться с иском в суд.

Кроме того, персональную ответственность несут лица, не раскрывшие информацию на рынке ценных бумаг, не представившие достоверную информацию и (или) не соблюдающие процедуры раскрытия информации. Следует также обратить внимание на то, что злостное уклонение от предоставления информации либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, преследуется в уголовном порядке.

Исполнительные органыобщества (обычно – его генеральный директор) отвечают за надлежащее раскрытие информации, предусмотренной законом.

Некоторые документы, например проспект ценных бумаг или ежеквартальный отчет, должны подписываться несколькими лицами, например генеральным директором и главным бухгалтером, финансовым консультантом на рынке ценных бумаг и аудитором общества. Все лица, подписавшие такие документы, несут солидарную ответственность за достоверность и полноту раскрытой информации. Они также несут субсидиарную с обществом ответственность за ущерб, причиненный акционерам в связи с неправильной, неполной и (или) ложной информацией, которая была включена в такие документы.

Раскрываемая информация

Согласно принципам корпоративного управления ОЭСР, «своевременному раскрытию подлежит полная и точная информация по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая ее финансовое положение, результаты деятельности, структуру собственности и управление».

Ключевое понятие, которое лежит в основе рекомендаций ОЭСР, – это понятие существенности информации. Существенной считается такая информация, непредоставление или искажение которой может оказать влияние на экономические решения, принимаемые ее пользователями. Существенность также определяется как характеристика информации или события, которая обусловливает достаточную значимость таковых, позволяющую им влиять на цену акций акционерного общества.

Применение понятия существенности позволяет обществам избегать раскрытия чрезмерно подробной информации, которая, в конечном счете, не принесет пользы акционерам. Например, ущерб в размере 150 тысяч рублей, связанный с порчей бумаги на одном из складов крупной публичной компании, безусловно, не имеет значения для инвестора. Тем не менее такой ущерб может оказаться существенным, если речь идет о маленькой типографии, находящейся в собственности одной семьи. Существенность, таким образом, представляет собой относительное понятие и зависит от конкретных обстоятельств. Порог существенности на практике иногда определить непросто. Акционерные общества и аудиторы могут для упрощения дела применять определенные количественные пороговые значения (такие, например, как 5 % доходов). Тем не менее такие пороговые значения могут представлять собой всего лишь начальную точку в деле надлежащего применения понятия существенности.

1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности общества.

а) Предоставление финансовой информации. Информация о финансовых показателях деятельности общества, результатах его деятельности и положении, а также о его операциях чрезвычайно важна для акционеров, потенциальных инвесторов, кредиторов и иных заинтересованных лиц.

б) Подготовка финансовой информации. Российское законодательство, регулирующее финансовую отчетность акционерных обществ, признает описанные ниже основополагающие допущения и принципы:

ü Учет на основе метода начисления, в соответствии с которым доходы и расходы отражаются на момент совершения операции, а не на момент поступления или выплаты денежных средств. Это требует отражения продаж и расходов, относящихся к определенному периоду, в том периоде, когда они были совершены, независимо от сроков получения или выплаты соответствующих сумм.

ü Допущение непрерывности деятельности предприятия, т. е. финансовая отчетность готовится на основе допущения того, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

ü Допущение последовательности применения учетной политики, в соответствии с которой представление и классификация статей финансовой отчетности должны сохраняться неизменными от одного периода к следующему, за исключением случаев, когда такие изменения вызваны либо изменившимися обстоятельствами, либо требованиями нового стандарта учета и отчетности.

ü Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников общества и активов и обязательств других организаций.

в) Раскрытие финансовой информации. Финансовая информация обычно представляется в различной форме и в различное время на протяжении финансового года. Результаты финансово-хозяйственной деятельности будут отражаться в проспекте ценных бумаг, а также в годовых и ежеквартальных отчетах. В частности, в Законе о рынке ценных бумаг устанавливается требование, согласно которому в таких документах должна раскрываться следующая информация за пять последних завершенных финансовых лет и за последний завершенный отчетный период: об основной хозяйственной деятельности общества; о результатах финансово-хозяйственной деятельности общества, а также о факторах, оказавших влияние на изменение размера его выручки; о показателях финансово-экономической деятельности общества; о рыночной капитализации общества, его ликвидности и его обязательствах; о структуре капитала общества, включая его оборотные средства; о составе, структуре и стоимости основных средств; об общем объеме его экспорта; о составе имущества общества.

г) Финансовая информация, предоставляемая группой компаний. Для того чтобы функционирование группы компаний было прозрачным, совершенно необходимо раскрывать информацию об отношениях внутри группы, а также о соответствующих сделках и их финансовых условиях, и консолидированную (сводную) отчетность группы.

2. Цели деятельности общества. Участникам рынка, акционерам и иным заинтересованным лицам важно знать о целях деятельности общества. Такая информация может раскрываться на основании установленных законом требований или в добровольном порядке.

Законодательство требует, чтобы цели и планы общества (такие, как выпуск ценных бумаг, планы приобретения, выбытия и продажи активов или научно-конструкторских разработок) раскрывались в проспекте ценных бумаг. Кроме того, в ежеквартальных отчетах должно быть дано краткое описание планов общества в отношении будущей деятельности и источников будущих доходов, в том числе планов, касающихся организации нового производства, расширения или сокращения производства, разработки новых видов продукции, модернизации и реконструкции основных средств, возможного изменения основной деятельности. В годовом отчете, помимо этого, должны описываться положение общества в отрасли, приоритетные направления деятельности общества и перспективы его развития.

Добровольно раскрываемая информация может касаться таких вопросов, как политика акционерного общества в области корпоративного управления, деловой этики, охраны окружающей среды и других обязательств перед общественностью. Такая информация может помочь в оценке будущих результатов деятельности общества, его отношений с различными заинтересованными лицами и жителями тех населенных пунктов, в которых такое общество расположено, а также в получении представления о мерах, принимаемых обществом по достижению его целей. Как и в других случаях, качество предоставляемой общественности информации будет более высоким, если общество будет придерживаться общепризнанных стандартов. К сожалению, существует лишь небольшое число общепринятых стандартов раскрытия качественной (а не количественной) информации такого рода.

3. Держатели крупных пакетов акций и прав на голосование.

а) Держатели крупных пакетов акций. Акционерам важно знать о структуре собственности в акционерном обществе, чтобы понимать свои права, осуществлять свои полномочия по управлению обществом и влиять на его политику. В зависимости от количества принадлежащих им акций акционерыв разной степени могут влиять на процесс принятия решений в обществе. Законодательство наделяет более широкими правами акционеров, обладающих более крупным пакетом акций.

Разумеется, важно знать, кто может принимать решения от имени общества и влиять на принятие обществом решений. По этой причине столь важна информация о размере уставного капитала, его увеличении или уменьшении, правах, предоставляемых по акциям различных категорий (типов), и числе акционеров.

Акционеры, владеющие крупными пакетами акций общества, имеют возможность осуществлять контроль за процессом принятия решений в обществе. Такие возможности кратко описаны в табл. 6.1.

Таблица 6.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.031 с.)