Конституционное право как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное право как наука.



Конституционное право как наука.

Предмет науки конституционного права — это исследование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функционирования и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.

Метод науки конституционного права. Наука конституционного права широко использует, как и другие юридические науки, метод формально-логического (или формально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного нормативного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в ней сравнительный (компаративный) метод. Поскольку в целом нет всемирного конституционного нрава (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм международного права), а есть лишь национальные конституционно-правовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием, то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего, ее общей части) является выявление общего и особенного в развитии этих систем. И достигается это в первую очередь путем сравнительного сопоставления конституционно-правового строя различных стран.

Сравнительный метод дополняется сравнительно-историческим методом, значение которого состоит, прежде всего, в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникновения и развития.

Системный метод рассматривает структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод позволяет выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы помогают изучать общественное мнение, проводить эксперименты и т.д.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука КП опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; Конституция и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

 

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

императивного;

диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

Конституционные институты прямой демократии.

Смотри вопрос 20.

 

Референдум (понятие, виды).

Референдум есть непосредственное выражение власти народа, обеспечивающее принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни. В формально-юридическом значении референдум представляет собой голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа в форме «да» или «нет», «за» или «против». Соответственно, назначение референдума в механизме народовластия заключается в принятии государственных решений на основе большинства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают. В системе иных конституционных институтов референдум выступает в качестве важнейшей гарантии, обеспечивающей непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Социально-политическая сущность референдума заключается в том, что он представляет собой один из значимых институтов прямой демократии, уходящий корнями в историю, во времена непосредственного народоправства. На народных собраниях, вече, гора и т.п. путем публичного выражения своего мнения формировали общую волю как правовую основу принимаемого решения единогласно при отсутствии возражающих.

В современном толковании референдум представляет собой этап рационализации традиционных механизмов выявления общей воли и общего согласия. Как электоральный институт, предполагающий формальное голосование, а также индивидуальный выбор предлагаемых решений или позиций (индивидуальное волеизъявление), институт референдума имеет сходство со всеобщими выборами.

По своей юридической силе референдумы могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными). По территории действия различают:

1) общероссийский референдум (референдум Российской Федерации), представляющий всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения;

2) региональный референдум - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения, референдум, проводимый на территории субъекта РФ;

3) местный референдум - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. референдум, проводимый на территории муниципального образования.

Действующее законодательство ограничивает круг вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум запрещается выносить следующие вопросы: изменение статуса субъекта РФ; досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а также о досрочном проведении выборов этих органов; принятие и изменение федерального бюджета; амнистия и помилование; принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности граждан.

Законом запрещено проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после отмены этого положения.

Порядок проведения референдума определяется законодательством. В частности, инициатива проведения общероссийского референдума может принадлежать не менее чем 2 млн граждан РФ при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 10% из них. Кроме того, с инициативой о проведении референдума может выступить Конституционное Собрание по поводу принятия новой Конституции (ст. 135 Конституции). Решение, принятое на референдуме, обретает юридическую силу с момента опубликования его итогов и не требует подтверждения со стороны какого-либо органа или должностного лица. Вопросы, рассмотренные на референдуме, могут быть вынесены на повторный референдум спустя год.

 

 

Прекращение гражданства РФ.

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям. Главными являются: выход из гражданства, отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация). Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в ее составе. Выход из гражданства РФ - главное основание его прекращения. Право на изменение гражданства закреплено в ст. б К. Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина РФ и в порядке регистрации. В первом случае решение о выходе из гражданства принимается Президентом РФ, во втором - прекращение регистрируется соответствующими органами внутренних дел.

В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из российского гражданства может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом.

В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства только по ходатайству лица.

Действующий закон определил две группы оснований, которые препятствуют выходу. При наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано. Другие вообще исключают возможность выхода (сг.23). Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина России имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин проживает или намеревается проживать в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи.

Кроме того, препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.

Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода из гражданства, который не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин, ходатайствующий о выходе, привлекается в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется обвинительный приговор, вступивший в законную силу и подлежащий исполнению.

Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство РФ (сг.24). Причиной для этого является приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение пяти лет после того, как оно было принято.

Основанием прекращения гражданства РФ является также оптация гражданства в случаях, когда гражданин России при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

 

 

Оптация.

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

 

«О гражданстве Российской Федерации»

Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации

 

 

Конституционное право граждан на защиту своих прав. Гарантии соблюдения основных прав человека в условиях чрезвычайного положения. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. “О чрезвычайном положении”.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод. Полномочия законодательных органов по этому вопросу входят как в ведение России, так и в совместное ведение России и ее субъектов. Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Таким образом, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

- конституционно-судебный механизм (конституционный суд)

- судебная защита (суды общей юрисдикции)

- административные действия органов исполнительной власти

- законная самозащита человеком своих прав

- международно-правовой механизм.

Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом. Этот же вопрос может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по запросам судов.

Ч.2 ст. 45 Конституции РФ признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалования действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений.

Российская Федерация гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46) зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного производства. Тенденцией развития действующего законодательства является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества и наибольшая эффективность судебного порядка обжалования очевидны, поскольку демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г.

В ст. 1 Закона установлено, что право гражданина обратиться в суд с жалобой возникает, если он считает что неправомерными действиями нарушены его права и свободы. Там же перечислен круг лиц действия, которых можно обжаловать в суд: государственные органы, органы местного самоуправления, учреждений, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностные лица.

 

Согласно ст. 2 Закона действия перечисленных субъектов должны: нарушать права и свободы гражданина (естественно туда же входят и права человека); создавать препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был бы получен на нее письменный ответ.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и т.д. и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ.

Этим же законом урегулирован административный способ зашиты прав. Так, в ст.4 указывается, что гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Эти органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворению жалобы отказано или он не получил совета в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Конституция предоставляет право каждому обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

Жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях России. Она подается в Международный комитет поправам человека. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые мели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Образование СССР и прекращение его существования.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1) создание основ социалистического федерализма (1918– 1936);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937–1985);

3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

1). Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. В. И. Ленин прямо называл советскую федерацию переходной формой к полному единству трудящихся разных наций. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Но это, разумеется, с самого начала была не федерация в общепризнанном смысле этого слова.

Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

На собственно российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало, да и население в национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Ясного представления о различиях между республикой и областью (а были еще трудовые коммуны и округа) не было, так как разграничения компетенции между центральным правительством и автономией не проводилось. Поэтому они часто меняли статус, а в ходе гражданской войны некоторые автономии вообще прекратили свое существование. Но большинство административно-территориальных частей России оставались в статусе областей и губерний, в которых были созданы административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.

Процесс создания автономий, изменения их границ и полномочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства, в котором РСФСР стала одной из равноправных республик; статус ее автономий и административно-территориальных единиц в принципе не изменился, подчиняясь проявившейся общей тенденции движения к фактическому унитаризму. Проводившаяся коммунистической партией политика индустриализации ломала национальные границы автономий, ибо была направлена на создание единой экономики страны. Постепенно утвердилось понимание того, что собственно национальные интересы укладываются в рамки культурной автономии каждого народа.

Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно увязано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой фиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковым была коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в фактически унитарное. Самым заметным результатом такого устройства как СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на произвольно определенных территориях. Национальная государственность в таком обществе неизбежно порождала дискриминацию других национальностей, поскольку в руководящие органы назначались или «избирались» преимущественно лица титульной национальности.

После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как шедевр национальной политики партии и лично И. В. Сталина.

2) Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Автономные республики стали рассматриваться как несуверенные государства, их конституции, например, подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР. Весьма неопределенным оставалось положение автономных областей.

Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий, которая осуществлялась под руководством коммунистической партии в масштабе всей страны. Без какого-либо правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. В 1941 г. эта варварская акция была осуществлена в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. – калмыков и карачаевцев, в 1944 г. – чеченцев, ингушей и балкарцев. С мест. проживания были принудительно выселены крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы, греки, курды и др. В послесталинский период (в конце 50-х гг.) автономии некоторых из этих народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы.

Опыт государственного устройства советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идеи преодоления «национального гнета» и утверждения «национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от создания подлинной демократии и правового государства. Интернационализм и «дружба народов», которыми так гордились коммунистические лидеры, держались на страхе и насилии, федерализм являл собой только прикрытие для жестко централизованного государства. В то же время идея национальной государственности пустила глубокие корни, многие народы видели в ней некую гарантию национального самосохранения.

3) Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Народные массы поддерживали меры по преодолению наследия тоталитаризма, ликвидации формализма федеративного устройства. Они требовали подлинной свободы и самостоятельности в решении вопросов собственного развития. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР.

В 1990–1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Самое же важное состояло в том, что Договором было проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Федерации. Эти акции не решили всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не привели к ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу закреплено не было.

 

НЕТ ОТВЕТА.

Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Компетенция – это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности.

Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Федерация представляет собой добровольный союз, а это, в свою очередь, предполагает свободное самоограничение: часть своих суверенных прав государство передает субъектам, а они, в свою очередь, делегируют часть своих прав федерации.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года компетенция в государстве разделяется на:

· Собственно федеративную (ст. 71);

· Совместную: Федерации и ее субъектов (ст. 72);

· Субъектов Федерации (ст. 73).

К собственно федеративной компетенции относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране (энергетическая, космическая системы, денежное обращение и др.), федеральная собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Субъекты Федерации не имеют права вторгаться в компетенцию России, хотя в 90-х гг. это нередко происходило.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданства также относятся к исключительному ведению Российской Федерации, что гарантирует единство российского гражданства.

Сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов урегулированы ст. 72 Конституции РФ. К ней относится: обеспечение соответствия законов и иных актов субъектов Российской Конституции, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также координация вопросов здравоохранения, защита семьи и материнства, детства, социальной защиты. Традиционно относятся к совместному ведению Федерации и ее членов защита среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, природопользование, охрана окружающей среды, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий, установление общих принципов местного самоуправления.

Вопросы ведения самих субъектов РФ определяются по принципу: «все, что не запрещено, то разрешено», т.е. все, что не относится к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов, является компетенцией этих субъектов.

Сфера совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий.

Предметы совместного ведения, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

Используя предоставленные Конституцией РФ право, к 2000 году 46 субъектов РФ заключили договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта в сфере совместного ведения.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

http://base.garant.ru/12116087/

 

РЕСПУБЛИКА шт.

КРАЙ шт.

ОБЛАСТЬ шт.

Конституционное право как наука.

Предмет науки конституционного права — это исследование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функционирования и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.

Метод науки конституционного права. Наука конституционного права широко использует, как и другие юридические науки, метод формально-логического (или формально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного нормативного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в ней сравнительный (компаративный) метод. Поскольку в целом нет всемирного конституционного нрава (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм международного права), а есть лишь национальные конституционно-правовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием, то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего, ее общей части) является выявление общего и особенного в развитии этих систем. И достигается это в первую очередь путем сравнительного сопоставления конституционно-правового строя различных стран.

Сравнительный метод дополняется сравнительно-историческим методом, значение которого состоит, прежде всего, в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникновения и развития.

Системный метод рассматривает структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей; статистический метод позволяет выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов; конкретно-социологические методы помогают изучать общественное мнение, проводить эксперименты и т.д.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука КП опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; Конституция и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.063 с.)