Понятие и формы государственного устройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и формы государственного устройства.



Устройство территории государства принято называть государственным устройством - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

По форме государственного устройства все государства делятся на две группы - унитарные и федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством.

Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения), из которых складывается его административно-территориальное устройство. Административно-территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо местного самоуправления.

Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной власти, один высший орган исполнительной власти, одна система высших судебных органов, единственное гражданство.

Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства. Следует сказать, что объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию, т.е. международно-правовое объединение, в отличие от федерации, которая представляет собой союзное государство, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-правовую самостоятельность.

Особенности РФ как федерации – Россия не является федерацией, созданной как объединение нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны ее субъектами.

 

 

58. Федеративное устройство России. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации”.

Содержание многих конституционных норм и институтов определяется принципом федерализма, закрепленным в К. РФ (ст. 5). Согласно этому принципу субъектами российского государства являются не административно-территориальные единицы, а национально-государственные и государственно-территориальные образования. "РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ". Федеративное устройство России обеспечивает децентрализацию государственной власти, учет национальных и региональных особенностей ее субъектов, дает возможность передать в регионы значительный объем управленческих вопросов. Федеративное устройство определяет систему государственных органов страны, структуру законодательства, распределение полномочий между органами власти и управления. Детально федеративное устройство России регулируется в гл. 3 К. РФ.

Современная Россия - самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации, отличающихся особенно большим разнообразием. В составе населения страны русские составляют более четырех пятых, а остальную часть — десятки коренных наций и народностей, а также многочисленные национальные (этнические) группы, состоящие из представителей зарубежных этносов. По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений.

Вторая общая и не менее важная особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала. Прежде, до Федеративного договора 1991 К. РФ 1993 г., субъектами РФ считались только национальные государства (автономные республики) и национально-государственные образования (автономные области и автономные округа). Ныне субъектами РФ являются и такие политико-территориальные единицы, которые представляют собой области (края, города федерального значения) с преимущественно русским населением. Это особенно важно в связи с чем, что русский народ не имеет внутри РФ своей особой, отдельной республики.

Третья общая особенность современного российского федерализма состоит в том, что это сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны.

Четвертая важная общая особенность современного российского федерализма связана с тем, что исторически РСФСР возникла и длительное время развивалась как не договорная, а конституционная федерация на базе автономии, что само по себе серьезно сужало (даже формально) самостоятельность субъектов федерации по сравнению, например, с субъектами союзного государства — СССР, усиливало проявление суперцентралистских тенденций и сближало такой федерализм с унитаризмом. Без учета этого фактора трудно понять, многое из того, что происходит сегодня в России с процессом становления подлинного федерализма; Лишь после Федеративного договора РФ стала превращаться из конституционной в конституционно-договорную федерацию, что нашло, в частности, свое дальнейшее проявление в заключении за последние пять лет около полусотни договоров о конкретном разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами ее субъектов.

Пятая общая особенность. Современный российский федерализм, необходимость его сохранения и дальнейшего развития опирается, прежде всего, на учет трех объективных моментов: огромных размеров территории страны; многонациональность структуры и состава ее населения; большого разнообразия условий и возможностей развития различных регионов. В этих объективных параметрах федерализм выступает у нас не просто как одна из возможных форм политико-территориальной организации государства, а как оптимальная и даже как единственно возможная в данных конкретных условиях демократическая форма такой организации. Подлинный федерализм в таких условиях является действенным способом практической реализации демократии в данном вопросе.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации”.

Определяются основные требования к принятию в РФ и образованию в ее составе нового субъекта: добровольная основа; соблюдение государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства, прав и свобод человека и гражданина; учет сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов РФ, их социально-экономических возможностей.

В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть на основании международного договора.

Образование нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Рассмотрены вопросы об инициативе образования нового субъекта. Закреплен порядок внесения в Государственную Думу РФ и содержание соответствующего проекта федерального конституционного закона.

Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.008 с.)