Прошедшего времени глагола (претеритум) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прошедшего времени глагола (претеритум)



В немецком языке, в отличие от русского, для выра­жения действия, события, явления и т.п. в прошлом служат три формы прошедшего времени глагола:

1. простое прошедшее время (das Präteritum или das Imperfekt)

2. сложное прошедшее время (das Perfekt)

3. так называемое предпрошедшее время (das Plus­quamperfekt)

Претеритум употребляется в повествовании, в связном рассказе, события которого не связаны непосредствен­ным образом с настоящим.

По способу образования претеритума все глаголы де­лятся на несколько групп.

1. Слабые глаголы (die schwachen Verben); они об­разуют претеритум от корня глагола путём прибавления суффикса -te. Если корень глагола оканчивается на -d, -t, -n с предшествующим согласным, то между корнем и суффиксом стоит соединительный гласный -е. После суффикса следуют личные окончания глагола, но обратите внимание на то, что в 1-м и 3-м лице единственном числе личные окончания отсутствуют:

stellen - ставить

ich stell- te wir stell- te -n

du stell- te -st ihr stell- te -t

er

sie stell- te sie/Sie stell- te -n

es

arbeiten - работать

ich arbeit- e - te wir arbeit- e - te -n

du arbeit- e - te -st ihr arbeit- e - te -t

er

sie arbeit- e - te sie/Sie arbeit- e - te -n

es

Отделяемые приставки в претеритуме отделяются и стоят в конце предложения:

Ich legte meine letzte Prüfung ab. Я сдал свой последний экзамен.

В придаточном предложении отделяемая приставка присоединяется к глаголу-сказуемому, стоящему в конце предложения:

 

Er sagte, dass er seine letzte Он сказал, что сдавал свой
Prüfung ablegte. последний экзамен.

2. Сильные глаголы (die starken Verben); они образуют претеритум путём изменения корневого гласного. В 1-м и 3-м лице единственном числе у них также отсутствуют личные окончания. Если корень глагола оканчивается на -s или -ß, то во 2-м лице единственном числе между корнем и личным окончанием стоит соединительный гласный -е. Соединительный гласный стоит также перед личным окончанием 2-го лица множественного числа (иногда и единственного числа), если корень гла­гола оканчивается на -d или -t:

lesen — читать

ich l a s wir l a s-en

du l a s- e -st ihr l a s-t

er

sie l a s sie/Sie l a s-en

es

sitzen — сидеть

ich s a ß wir s a ß-en

du s a ß- e -st ihr s a ß-t

er

sie s a ß sie/Sie s a ß-en

es

einladen — приглашать

ich l u d ein wir l u d-en ein

du l u dst ein (или l u dest ein) ihr l u d-e-t ein

er

sie l u d ein sie/Sie l u d-en ein

es

Форма претеритума (без личных окончаний) является второй основной формой глагола (все три основные фор­мы - инфинитив, претеритум и причастие II - даются в словаре к каждому глаголу).

 

3. Неправильные глаголы (die unregelmässigen Verben)

haben иметь — hatte — gehabt

sein быть — war — gewesen

werden становиться — wurde — geworden

gehen идти —ging — gegangen

stehen стоять — stand — gestanden

tun делать — tat — getan

bringen приносить — brachte — gebracht

wissen знать — wusste — gewusst

4. Модальные глаголы (die Modalverben) имеют особые основные формы:

müssen — musste — gemusst

dürfen — durfte — gedurft

können konnte gekonnt

mögen — mochte — gemocht

sollen — sollte — gesollt

wollen — wollte — gewollt

 

Глагол dürfen

Глагол dürfen мочь имеет в презенсе следующие формы:

ich darf wir dürfen

du darfst ihr dürft

er

sie darf sie/Sie dürfen

es

Основные формы этого глагола: dürfen — durfte — gedurft

Dürfen переводится на русский язык, как и können - мочь, однако, в отличие от können, dürfen означает не объективную возможность, а разрешение или право на совершение какого-либо действия:

Ich darf dieses Buch nehmen. Я могу взять эту книгу.

(Потому что имею разре­шение

или имею право.)

Darf ich mit Ihnen sprechen? Могу я поговорить с Вами?

(Разрешите поговорить с Вами?)

В сочетании с отрицанием dürfen обозначает, сле­довательно, запрещение:

Hier darf man nicht rauchen. Здесь нельзя курить.

(Здесь запрещено курить.)

Глагол können

Können имеет в презенсе следующие формы:

ich kann wir können

du kannst ihr könnt

er

sie kann sie/Sie können

es

 

Основные формы können: können - konnte - gekonnt

Können имеет следующие значения:

1. возможность

Ich kann nicht kommen. Я не могу прийти.

2. умение

Er kann gut schwimmen. Он может/умеет хорошо плавать.

3. предположение

Sie können mit Ihrer Behauptung Возможно, Ваше утверждение

recht haben. верно.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие три формы прошедшего времени в немецком языке Вы знаете?

2. Когда употребляется претеритум?

3. Как образуют претеритум слабые глаголы?

4. Как образуют претеритум сильные глаголы?

5. Чем отличается глагол dürfen от глагола können?

Т Е С Т

Тема: Спряжение глагола в претеритум.

Выберите нужную форму.

1. Wir _____ ins Kino. ging—gingen—gehen

2. Die Mutter _____ Tee. brachte—bringt—brachten

3. Wir _____ auf dem Lande. seid—waren—war

4. Wo _____ du gestern Abend? war—warst—seid

5. Die Freunde _____in den Garten. liefern—laufen—lief

6. Alle _____ zu Hause. sind—waren—wart

7. Er _____wenig Zeit. hatte—hat—hattet

8. Das Mädchen _____ der Mutter ihr Heft. gabst—gebe—gab

9. Ich _____ die Vase auf das Fensterbrett. stelle—stellten—stellte

10. Auf dem Sofa _____ zwei Katzen. lagen—lagt—lag

11. In der Klasse _____ zehn Schüler. sass—sitzen—sassen

12. Ihr _____ fleissig. lerntet—lernt—lernte

13. Dort _____ es viele Menschen. gab—gaben—gabt

14. Wir _____ den ganzen Tag. arbeiten—arbeiteten—arbeitete

15. Wann _____ er nach Hause? kommt—kam—kamt

16. Du _____ das einfach. vergasst—vergass—vergießt

17. _____ er mit euch? fuhr—fuhret—fuhren

18. Ich _____ meine Ferien sehr gut. verbrachten-verbrachte-verbrachtet

19. Peter _____ zu Hause. blieb—bleibt—bliebt

20. Ich _____ ihm einen Brief. schreibt—schrieb—schriebt

21. Er _____ das nicht tun. wolle—wolltet—wollte

__________Text__________

Unsere Stadt

Ich lebe in Dresden. Ich bin in einen anderen Stadt geboren, aber mein Leben lang lebe ich in Dresden, deshalb halte ich Dresden für meine Heimatstadt. In dieser Stadt kenne ich alle Straßen und Plätze, alle Gassen und Parks. Ich kann Ihnen viel darüber erzählen.

Mit Recht nennt man Dresden Elbflorenz. Das ist eine der schönsten Städte Europas. Die Stadt hat eine reiche Geschichte. Man spricht von Dresden, und sofort denkt man an herrliche Barockbauten aus dem siebzehnten und achtzehnten Jahrhundert, an die berühmte Gemäldegalerie. Man erinnert sich auch an die Zerstörung der Stadt kurz vor Ende des zweiten Weltkrieges.

Nach dem Krieg bauten die Dresdener ihre Stadt auf. Heute ist Dresden wieder zu einem kulturellen Zentrum geworden. Tausende Touristen kommen nach Dresden, sie wollen die neue und die alte Stadt kennenlernen. In der Stadt gibt es sehr viele Sehenswürdigkeiten. Besonders sehenswert ist natürlich der Dresdener Zwinger. Er ist ein einmaliger Bau vom Baumeister M. Pöppelmann erbaut. Schöne Pavillons schmücken das Gebäude. Das Kronentor ist das Wahrzeichen unserer Stadt. Sie können es auf den Ansichtskarten der Stadt Dresden sehen.

Am Zwinger befindet sich die weltberühmte Dresdener Gemäldegalerie. Das ist eine reiche Kunstsammlug. In den Räumen der Galerie können die Besucher die größten Schätze der Malkunst bewundern. Hier befinden sich die Meisterwerke von bekannten italienischen, niederländi­schen, deutschen und anderen europäischen Malern. Die Bilder von Rubens, Raffael, Tizian, Rembrandt, Dürer sind in der Galerie ausgestellt. Zu den Hauptschätzen der Dres­dener Galerie gehört die „Sixtinische Madonna" von Raffael.

Die Galerie ist nicht das Einzige, was man in meiner Heimatstadt besichtigen kann. In Dresden gibt es viele Denkmäler, schöne alte und neue Gebäude, herrliche Parks und Grünanlagen.

Wie alle Dresdener bin ich stolz auf meine Heimatstadt, und ich lade Sie in unsere Stadt ein. Fahren Sie nach Dresden und besichtigen alle Schönheiten dieser märchen­haften Stadt an der Elbe!

 

Wortschatz

geboren in D. sein (war, gewesen) быть рождённым где-либо

sein Leben lang в течении всей жизни

A. für А. halten (hielt, считать кого-либо/что-либо

gehalten) кем-либо/чем-либо

die Heimatstadt, -,...städte родной город

die Gasse, -, -n переулок

mit Recht по праву

die Geschichte, -, -n история

herrlich великолепный

der Barockbau, -(e)s,...bauten здание в стиле барокко

das Jahrhundert, -(e)s, -e* век, столетие

die Gemäldegalerie, -, -en картинная галерея

sich erinnern (te, t) an А. вспоминать о ком-либо, чём-либо

die Zerstörung, -, -en разрушение

der Weltkrieg, -(e)s, -e мировая война

aufbauen (te, t) построить заново, восстановить

werden (wurde, geworden) (s) zu D. стать кем-либо, чем-либо

A. kennenlernen (lernte kennen, познакомиться с кем-либо,

kennengelernt) чем-либо

die Sehenswürdigkeit, -, -en достопримечательность

sehenswert достопримечательный

einmalig единственный в своём роде

der Baumeister, -s, - архитектор

erbaut von D. sein (war, gewesen) (s) быть построенным кем-либо

der Pavillon, -s, -s павильон, беседка

schmücken (te, t) украшать

das Gebäude, -s, - здание

das Tor, -(e)s, -e ворота

das Wahrzeichen, -s, - символ

die Ansichtskarte, -,-n открытка с видом

die Kunstsammlung, -, -en коллекция предметов искусства

der Raum, -(e)s, Räume зал

der Schatz, -es, Schätze богатство, ценность

die Malkunst, - искусство живописи

bewundern (te, t) А. любоваться кем-либо, чем-либо

sich befinden (befand sich, sich befunden) находиться

das Meisterwerk, -(e)s, -e шедевр

der Maler,-s, - художник

das Bild, -(e)s, -er картина

ausgestellt sein (war, gewesen) (s) быть выставленным

zu D. gehören (te, t) принадлежать к кому-либо,

чему-либо

besichtigen (te, t) осматривать

das Denkmal, -s, Denkmäler памятник

die Grünanlage, -, -n сквер

stolz auf A. sein (war, gewesen) (s) гордиться кем-либо, чем- либо

märchenhaft сказочный

* das Jahrhundert: обратите внимание на то, что ударение в этом слове падает не на первое слово, как в большинстве слож­ных слов, а на второе (как и в словах das Jahrzehnt десятиле­тие, das Jahrtausend тысячелетие).

 

ТЕСТ ПО ТЕКСТУ

Выберите правильный ответ на следующие вопросы:

1. Was ist Dresden?

a) Dresden ist meine Heimatstadt.

b) Dresden ist eine der schönsten Städte Europas.

c) Dresden ist die Hauptstadt von Deutschland.

2. Wie nennt man Dresden?

a) Dresden nennt man Elbflorenz.

b) Dresden nennt man die Hauptstadt von Deutschland.

c) Dresden nennt man das Wahrzeichen von Deutschland.

3. Was ist besonders sehenswert in Dresden?

a) Besonders sehenswert sind Theater in Dresden.

b) Besonders sehenswert sind herrliche Parks.

c) Besonders sehenswert ist der Dresdener Zwinger.

4. Welche Bilder sind in der Galerie ausgestellt?

a) Die Bilder von Rubens, Raffael, Tizian, Rembrandt, Dürer sind in der Galerie ausgestellt.

b) Die Bilder von Surikow sind in der Galerie ausgestellt.

c) Die Bilder von vielen italienischen Malern sind in der Galerie ausgestellt.

5. War die Stadt Dresden während des Krieges sehr zerstört?

a) Während des Krieges war die Stadt nur wenig zerstört.

b) Während des Krieges war die Stadt stark zerstört.

c) Während des Krieges war die Stadt nicht zerstört.

 

Прослушайте магнитную запись и передайте содержание прослушанного текста.

 

MODUL 9

____________Grammatik___________

Причастия

От инфинитива глагола образуется причастие I настоящего времени (das Partizip I) путём прибавления суффикса -d:

laufen бежать laufen -d бегущий

В предложении причастие I употребляется в функции определения, согласующегося в роде, числе и падеже с определяемым существительным, или в функции обстоятельства образа действия:

Ein weinendes Kind sass am Tisch. Плачущий ребёнок сидел за столом.

Ich sehe den lesenden Jungen. Я вижу читающего мальчи­ка.

Das Kind lief lachend zur Mutter. Ребёнок, смеясь, бежал к матери.

Причастие прошедшего времени (das Partizip II), яв­ляющееся третьей основной формой глагола, образуется от разных глаголов по-разному:

1. Слабые глаголы образуют причастие II путём при­бавления к корню глагола префикса ge- и суффикса -t:

stellen ставить ge -stell- t поставленный

У модальных глаголов причастиe II образуется так же, но без корневого умлаута:

müssen ge -muss- t

können ge -konn- t

Глаголы с презенс-умлаутом образуют причастие II теми же средствами, но не от инфинитива, а от второй основной формы глагола, т.е. от формы претеритума:

brennen — brannte — gebrannt

denken — dachte — gedacht

2. Сильные глаголы образуют причастие II с помощью префикса ge- и суффикса -еn, при этом, как правило, меняется корневой гласный, поэтому третью основную форму сильных и неправильных глаголов следует за­помнить:

schreiben писать ge -schr ie -b en написанный

stehen стоять ge -st a nd- en стоявший

Префикс ge- безударный.

3. В глаголах с отделяемыми приставками префикс ge- занимает позицию между приставкой и корнем:

vorstellen представлять vor -ge -stell- t представленный
anbinden привязать an -ge -bund- en привязанный

4. Префикс ge- не получают глаголы:

a) с неотделяемыми приставками:

zerbrechen ломать zerbrochen сломанный

b) оканчивающиеся на -ieren, -eien:

stud ieren учиться studier- t учившийся

prophez eien пророчить prophezei -t предсказанное

Причастие II в предложении используется:

1. в функции определения, согласующегося в роде числе и падеже с определяемым существительным

Der gesprengte Felsen war groß. Взорванная скала была большой.

2. в функции обстоятельства образа действия

Sie dachte angestrengt nach. Она напряжённо задумалась.

3. в функции именной части сложных временных и залоговых форм

Er hat gesagt... /Er hatte gesagt... Он сказал...

Er wird gesagt haben... Он, кажется, сказал...

Es wird gesagt... Говорится...

Причастия, употреблённые в синтаксической функции определения, могут образовывать степени сравне­ния тем же способом, что и прилагательные:

Die Reise war anstrengender, als ich Путешествие было утомительнее,
dachte. (anstrengen- anstrengend) чем я думал.

Du hast immer die verrücktesten У тебя всегда самые сумасшедшие

Ideen. (verrücken - verrückt) идеи.

В функции определения и обстоятельства образа дей­ствия причастия могут иметь при себе зависимые слова, образуя причастные обороты и распространённое определение:

der die Studentin prüfende Professor профессор, экзаменующий студентку

die von dem Professor geprüfte студентка, проэкзаменованная

Studentin профессором

Laut lachend machte er sich an die Arbeit. Громко смеясь, он взялся за дело.

 

Образование и употребление перфекта

Перфект (das Perfekt) — это сложная временная форма глагола, употребляемая для выражения действия в прош­лом. Эта форма образуется из личной формы вспомо­гательных глаголов haben/sein и причастия II основного глагола:

Ich habe das Buch gelesen. Я прочитал книгу.

Er ist nach Hause gegangen. Он ушёл домой.

Вспомогательный глагол занимает второе место в предложении, неизменяемая часть сказуемого в пер­фекте, т.е. причастие II, занимает в предложении послед­нее место, образуя так называемую «глагольную рамку».

Обратите внимание на то, что вспомогательные гла­голы haben и sein утрачивают в данном случае своё самостоятельное значение. Составные части сказуемого в перфекте отдельно не переводятся.

С глаголом haben перфект образуют:

1. все переходные глаголы

Ich habe die Aufgabe gelöst. Я решил задачу.

2. все возвратные глаголы

Sie hat sich schon gewaschen. Она уже умылась.

3. все безличные глаголы

Es hat geregnet. Прошёл дождь.

4. все модальные глаголы

Eben das hat er gewollt. Именно это он хотел.

5. глаголы, обозначающие состояние покоя или длительное действие

Das Buch hat auf dem Tisch gelegen. Книга лежала на столе.

Lange Zeit haben wir in dieser Долгое время мы жили в

Stadt gewohnt. этом городе.

6. глаголы, фиксирующие начало или окончание действия

Die Stunde hat schon angefangen. Урок уже начался.

7. многие глаголы с дополнением в дательном или родительном падеже или с предложным дополнением

Ich habe ihm gedankt. Я его поблагодарил.

Er hat auf meine Frage nicht geantwortet. Он не ответил на мой вопрос.

8. глагол haben иметь

С глаголом sein перфект образуют:

1. непереходные глаголы, обозначающие движение*

Das Heft ist vom Tisch gefallen. Тетрадь упала со стола.

* Некоторые глаголы движения могут образовывать перфект как с haben, так и с sein. Если подчёркивают направленность движения, употребляют sein, если хотят подчеркнуть длитель­ность движения, употребляют haben:

Er ist zur Insel geschwommen. Он переплыл к острову.

Er hat viel im Fluss geschwommen. Он много плавал в реке.

2. непереходные глаголы, обозначающие изменение состояния

Das Kind ist eingeschlafen. Ребёнок заснул.

3. глаголы

sein* быть

bleiben оставаться

geschehen случаться, происходить


passieren случаться, происходить

begegnen встречать

sterben умирать

werden становиться

А также некоторые другие глаголы.

* Глагол sein в самостоятельном значении редко употреб­ляется в перфекте, для обозначения прошедшего времени чаще употребляется претеритум.

Если в предложении несколько однородных сказу­емых, образующих перфект с одинаковым вспомогатель­ным глаголом, то вспомогательный глагол употребляется лишь один раз:

Ich habe mich gekämmt und gewaschen. Я умылся и причесался.

Не следует путать перфект с глаголом sein и пассив состояния:

Er ist aufgestanden. Перфект от глагола aufstehen.

Das Fenster ist geöffnet. Пассив состояния: sein + Partizip II.

Ich habe das Fenster geöffnet. Перфект от глагола öffnen.

Перфект чаще всего употребляется в разговорной ре­чи:

1. в диалоге

- Hast du die Zeitung gelesen? - Ты прочитал газету?

- Ja, ich hab' sie schon gelesen und - Да, я её уже прочитал и

meinem Bruder gegeben. отдал брату,

2. в кратких сообщениях

Gestern ist er um 7 Uhr angekommen. Он прибыл вчера в 7 часов,

3. для выражения законченного действия или до­стигнутого состояния

Sie sind gestern abgefahren. Они вчера уехали.

Иногда перфект употребляется по отношению к бу­дущему времени, чтобы подчеркнуть, что действие будет завершено или состояние будет достигнуто:

Morgen haben wir es geschafft. Завтра мы это сделаем.

На отнесённость к будущему времени в данном случае указывают лексические средства (morgen завтра).

4. для выражения предшествования по отношению к настоящему времени

Ich habe meine Hausaufgabe Я сделал своё домашнее задание
gemacht, und jetzt sehe ich fern. и теперь смотрю телевизор.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как образуется причастие настоящего времени?

2. Как образуется причастие прошедшего времени?

3. Назовите функции употребления партицип I?

4. Назовите функции употребления партицип II?

5. Как образуется перфект?

T E C T

Тема: Перфект



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.156 с.)