Профессиональная этика журналиста (часть 3) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная этика журналиста (часть 3)



 

[<-- Назад]

 

Отношения журналиста с аудиторией, источником информации и персонажем связаны с его деятельностью в социальной среде и относятся к профессиональной этике; остальные связаны с его поведением в журналистской среде и относятся к служебной этике. Г. Лазутина справедливо на наш взгляд объединяет сферы "журналист – коллеги" и "журналист – редакционный коллектив" в одну, и добавляет такую важную сферу как "журналист – власть".

Рассмотрим, какие этические нормы журналист должен соблюдать на каждом из этих уровней.

"Журналист – аудитория".

1. Всемерно защищать свободу слова как одно из неотъемлемых прав человека и всеобщее благо.

2. Уважать право людей знать правду, своевременно предоставлять им объективную и верную информацию, четко отделять факты от мнений, противодействовать дезинформации и сокрытию информации.

3. Помогать людям свободно выражать свое мнение через СМИ.

4. Уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории, не допускать в своих материалах смакования подробностей преступлений, потворства низменным инстинктам, оскорблений религиозных, национальных или нравственных чувств человека.

5. Укреплять доверие людей к СМИ: не допускать намеренного манипулирования сознанием аудитории, предоставлять возможность ответа на критику, публично принимать критику в свой адрес.

"Журналист – источник информации".

1. Использовать законные методы получения информации. Применять методы «скрытой камеры» или нелегального получения документов только в исключительных случаях, когда возникает серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей.

2. Уважать право физических и юридических лиц на отказ в предоставлении информации, не оказывать давления, за исключением ситуаций, когда обязанность предоставлять информацию обусловлена Законом.

3. Указывать источник информации за исключением тех случаев, когда есть серьезные основания сохранять его в тайне.

4. Сохранять профессиональную тайну относительно источника информации

5. Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу не разглашать определенные сведения.

"Журналист – герои".

1. Заботиться о непредвзятости публикаций, избирая в качестве персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть истолкованы как корыстные.

2. Уважать своего героя как личность, проявляя в ходе общения с ним корректность и выдержку.

3. Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни (исключения – герой является публичной персоной, и его частная жизнь вызывает общественный интерес)

4. Не искажать в материале жизнь героя

5. Воздерживаться в материале от заявлений и намеков, унижающих героя, а именно: по поводу расы, национальности, болезней и физических недостатков, от иронического обыгрывания имени, фамилии, деталей внешности, от упоминания о нем как преступнике, если это не установлено судом.

"Журналист – автор".

1. Ориентироваться на добровольность сотрудничества, избегать «заавторства».

2. Стремиться сохранить авторское своеобразие текста, не допускать «вкусовой правки».

3. Согласовывать с автором все изменения в его материале.

4. Тщательно аргументировать отказ в публикации.

5. Не заимствовать у авторов идей, фактов, не навязывать своего соавторства.

"Журналист – коллеги".

1. Уважать общность интересов и целей журналистского сообщества, предпочитая их целям политических партий или общественных организаций

2. Заботиться о престиже профессии, не допускать уголовно наказуемых действий, не принимать подарков, услуг, привилегий, не использовать служебное положение в личных целях, не писать заказных статей.

3. Приходить на помощь коллегам, особенно в случае нарушения кем-либо их профессиональных прав.

4. Уважать авторские права коллег.

5. Уважать право коллег на мотивированный отказ от выполнения задания.

"Журналист – власть".

1. Проявлять уважение к власти

2. Оказывать информационную поддержку властным институтам, обеспечивать прямую и обратную связь с народом.

3. Отстаивать право журналистов на независимость от власти, рассматривая его как важнейшее условие ответственного контроля за деятельностью властных структур.

4. Отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур.

5. Разоблачать злоупотребления и проступки должностных лиц, работающих во властных структурах.

6. Опровергать фактами не соответствующие действительности заявления политиков и чиновников.

7. Заботиться о критике и доказательности критики властных структур.

В заключение хотелось бы процитировать высказывание А. Симонова в бытность его председателем Фонда защиты гласности: "Если кодекс вашей компании будет заключаться всего в двух словах: "Не врать", я скажу, что это очень трудный, но замечательный кодекс…, что вы осмысленно, жестко и четко подошли к выполнению своей журналистской задачи, поставили себе невероятно высокую этическую планку… а если вы сможете это требование к себе хотя бы отчасти выполнять, так я буду просто вами восхищаться."

 

12.Чем различаются массовая, специальная и личная информация

Понятие «массовая информация» - одно из основных в теории журналистики, более того - оно базисное. Информация – посредник между журналистом и аудиторией. Именно информация является тем основным инструментом работы, с помощью которого решаются многообразные задачи. «Перед теорией современной журналистики лежит огромный пласт проблем – стратегических, связанных в первую очередь с методологией, с новыми подходами к функционированию прессы, с локальными исследованиями текущей практики» [5;39].

Если раньше вся теория журналистики была основана на принципах марксизма – ленинизма (утверждение советского образа жизни, управление массовым сознанием и мышлением с помощью внушения, основанного на штампах), то в теории современной журналистики наибольшее предпочтение отдается индивидуальным, новым способам воздействия на аудиторию, штампы не признаются.

Теория средств массовой информации в России базируется на осмыслении новой практики, на комплексных исследованиях жизни прессы и общества. Информация, которую предоставляет журналист обществу, должна быть востребованной. Важно определить, что понимать под термином «информация».

Вообще же в наше время данный термин следует понимать в широком смысле слова, то есть информация – это вся совокупность сведений, которую несет журналистика аудитории. То, что в журналистике обычно называют «информацией», - это всего лишь часть понятия в широком смысле, а именно – это событийная информация, то есть сведения о новых фактах. Однако СМИ никак не могут ограничивать свою работу только сообщением отдельных новостей. Необходимо не только давать аудитории факты, но и комментировать происходящее. Нельзя забывать, что событие отвечает на вопросы кто? что? где? когда? почему? что из этого следует? Ответы на эти вопросы и должны содержаться в сообщении.

Для журналистики важно, чтобы любое, пусть даже небольшое по объему, сообщение было высоко информативно, чтобы каждый из аудитории находил в тексте что-то для себя. Однако журналист должен понимать, что не вся информация может быть воспринятой, а тем более осознанной потребителем. Поэтому важно налаживать связь «текст – аудитория», при которой потенциальная информация максимально полно станет принятой, а затем – реальной, которая сможет воздействовать на потребителя. Это возможно при соблюдении трех правил:

1. отображение действительности;

2. создание текста произведения;

3. освоение текста аудиторией.

Интересы и потребности аудитории могут расходиться. Потребителя может интересовать одно (интимная жизнь «звезд», бытовые проблемы и происшествия), а нужды жизни заставляют обращаться ее к проблемам экономического, правового плана, к закономерностям развития общества. Из этого следует, что журналист должен уметь так соединять одно с другим в своем материале, чтобы удовлетворить одновременно и потребности, и интересы аудитории. Он должен направлять внимание аудитории на более важные стороны жизни общества, чем мелкие бытовые разборки или нечто подобное.

Рассмотренные выше требования относятся к прагматике – первому аспекту к адекватности информации. Вторым аспектом является семантическая адекватность. Она предполагает соответствие текста той реальности, которую отражает журналист. Каким же с семантической точки зрения должен быть поток информации?

Это должна быть дескриптивная («описание») информация, представляющая аудитории все богатство окружающего – принадлежащих миру явлений, законов, событий, процессов и человеческих отношений, судеб, характеров. Опора на факты – это один из важнейших законов журналистики.

Вследствие подачи одних и тех же фактов каждым журналистом со своей точки зрения, со своей оценкой появляется прескриптивная («предписание») информация. Это информация, которая дает представление о «желаемом будущем», разделяемом журналистом [4; 38].

Сопоставление и наложение прескриптивной и дескриптивной информаций позволяют журналисту дать свою оценку происходящему событию, выявившейся закономерности или наметившейся тенденции. Вследствие этого возникает валюативная информация («стоимость, ценность»). Оценка журналиста может быть высказана прямо, может содержаться в характере передачи материала, а может и практически отсутствовать. Однако уйти от оценочности журналист не может.

Возникает нормативная информация, которая отвечает на вопрос «что делать?» в связи с определенно оцененными фактами жизни.

Таким образом, текст журналиста с точки зрения семантико-информационного наполнения несет аудитории дескриптивную, прескриптивную, валюативную и нормированную информации. Их взаимоотношения и связь смотреть в схеме №1.

В теории творчества этот каркас как бы обрастает «мясом», живой плотью содержания и формы. Но все же важно видеть его основу.

Третьим аспектом рассмотрения информации является синтаксическая адекватность, при которой текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации.

Набор элементов текста может быть полным – S (d, p, v, n), редуцированным – S (d) (обозначения смотри в примечании к схеме №1).

Интенсивность представления элементов в тексте так же самая разнообразная: от сбалансированной S (d, p, v, n) до акцентированной S (d, d, d, p) и т. д.

Также и порядок, логика развертывания повествования могут иметь множество вариантов: S(d, p, v, n); S (p, d, v); S (d, v) и т. д.

Основанием для формирования той или иной структуры текста служит решение семантических и синтаксических вопросов в связи с найденным обоснованием прагматической адекватности текста.

Раскрытие сущности деятельности журналистов как массово-коммуникативной, введение таких понятий, как «информационная насыщенность», «информативность», «информированность», описание условий и факторов, определяющих высокую эффективность воздействия журналиста на читателя, дают в руки работников журналистики знания, позволяющие работать целенаправленно, активно и результативно. Но, однако, использование этого знания злонамеренно или неверно приводит к дезинформации. Этого в журналистике допустить никак нельзя, так как цель ее деятельности – информировать, а не дезинформировать.

Это все относительно понятия «информация» вцелом, теперь рассмотрим понятие «массовая информация». Это основное звено в теории журналистики, так как вокруг него объединяются остальные составляющие структуры. Она помогает собрать вокруг себя цепочки, состоящие из категорий теории журналистики и раскрыть взаимосвязь между ними (схема №2).

Принято считать, что прилагательное «массовый» несет некоторый негативный отпечаток. На самом же деле, словосочетание «массовая информация» определяет ту информацию, которая направлена на массовую аудиторию, а не на одного конкретного индивида. Понятие «массовая информация» предполагает доступность информации, присутствующей в материале журналиста, быть понятной каждому отдельно взятому человеку из той или иной группы, для которой пишет журналист. Как бы не приходилось говорить о том, что нужно распространять материалы на всю потребительскую аудиторию, не стоит забывать и того, что существуют органы массово-информационных средств, которые работают на определенный круг потребителей (медицинские, детские, технические, мужские, женские и т.д. СМИ). Однако информация и в таких СМИ не перестает быть массовой, поскольку она затрагивает интересы одной группы, на которую ориентирован коммуникационный орган.

Г. В. Лазутина в своей книге «Основы творческой деятельности журналиста» пишет, что существует два слоя массовой информации: первый – спонтанно порождают сами массы, второй – непосредственно производимый специалистами и распространяемый по каналам, специально созданными для этого.

К массовой информации она также относит и информационные накопления общества: библиотеки, фонотеки, фильмотеки - все то, что когда-нибудь может быть использовано для обогащения настоящего, готовящегося в данный момент материала.

Лазутина говорит и о том, что массовая информация существует в трех формах:

1. информация «пассивная». Это та информация, которая ждет своего времени, определенной социальной ситуации, в которой она будет актуальна;

2. форма непроизвольной активности, то есть свободное обращение информации по неструктурированным каналам, в которые она попадает от самих создателей. У такой формы информации есть способность варьироваться в зависимости от конкретной ситуации;

3. форма произвольной активности, то есть предложение информации потребителю специальными инстанциями. Такая информация попадает в общество по специальным каналам, открытым любому желающему.

Массовая информация также способна удовлетворить некоторые потребности человека, например:

1. прием и распространение сведений об общественно значимых изменениях (сюда относятся тексты, оповещающие об изменениях действительности и на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы));

2. поддержание такого состояния общества, при котором в случае необходимости реализуется их готовность к определенным действиям (материалы, дающие возможность знакомиться с нормами, знаниями и ценностями различных социальных групп);

3. поддержание и повышение степени согласованности общественных интересов (рекреативные, развлекательные материалы);

4. формирование сознания (на него влияют тексты, стимулирующие духовные искания людей);

5. самоопределение общественного мнения – реагирования общества на изменение определенных условий существования общества (тексты, знакомящие с разными точками зрения на один и тот же вопрос);

6. выработка и распространение решений, принимаемых различными институтами для побуждения общества к практическим действиям (управленческие тексты, представляющие те или иные решения институтов власти);

7. помощь членам общества в затруднительных для них ситуациях, частных или деловых [2;41-44].

Таким образом, видно, что функция массовой информации состоит не только в том, чтобы информировать общество, но и в том, чтобы сформировать общественное мнение, выработать некоторые жизненные принципы, оказать воздействие на принятие решений и т.д.

В другом месте своей работы Е.П.Прохоров говорит о “массовой информации” как базисном понятии, центральной категории теории журналистики, делая вывод, что “через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности”.

14.

Как известно в основе любого журналистского произведения лежат факты - своеобразные кирпичики, из которых состоит вся его структура. Поэтому таким важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того, чтобы успешного оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности. Поскольку при этом возникает противоречие - отождествление факта и события, то отражение оригинала не является самым оригиналом.

Объектом этого исследования является само понятие «факт» - как единица объективной действительности.

Предмет исследования - факт в контексте журналистского произведения, его значение и функции.

Методы исследования - анализ теоретической базы, учебников, научных работ, статей; анализ практической базы, собственно журналистских произведений; обобщение и систематизация полученных данных;

Цель работы - сформулировать природу факта, определить его виды и на конкретных примерах рассмотреть использование факта в журналистских произведениях.

Для того, чтобы достичь поставленной цели, я сформулировал следующие задачи:

· Определить природу и назначение факта;

· Рассмотреть такое понятие как "образ" в журналистском произведении;

· Определить критерии достоверности факта;

· Определить, какое место занимает факт в том или ином жанре журналистики.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• Исследован вопрос объективности факта, как явления, который отображает содержание события;

• Проанализирована природа факта как явления объективной действительности;

• Выявлены характерные особенности воплощения факта в разных по жанровой тематике журналистских произведениях.

Цель научной работы - определение места факта в журналистике и выявление границы, где объективная информация, которая содержится в факте, становится субъективной, то есть интерпретированной журналистом.

Факт - микроскопическая частица реальной действительности. С его помощью журналист может указать на связь реальной конкретной ситуации с масштабной общественной проблемой, продемонстрировать степень своей заинтересованности ситуацией, определить варианты развития событий и т.п.

Однако сложность рассмотрения этого понятия заключается в том, что сам по себе факт – многоплановый. А тот факт, который вписан в систему суждений, в процесс довода, в тот или иной обобщающий журналистский материал, теряет свою естественную многогранность, освещается какой-то одной стороной, то есть становится уже не реальным фактом, а отображенным сквозь сознание и понимание автора произведения.

Исходя из целей и задач, курсовая робота имеет следующую структуру: введение, основная часть, которая составляется с двух разделов, в первом разделе рассматриваются теоретические аспекты темы, второй непосредственно основанный на конкретных примерах, вывод, список использованной литературы и приложения.


1. Факт в журналистском произведении

 

1.1 Определение факта, его природа и виды в журналистике

 

Факт (от лат. Factum - свершившееся) - действительное событие, явление, случай.

Объектом журналистского отображения может быть как сама действительность, так и социальные явления, и процессы, и человек. Словом, в поле зрения журналистов находится целый мир во всех его проявлениях.

Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно-значащих событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, разных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации оказывается авторская позиция. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, много авторов сходятся на том, что содержание факта - это объективное отображение события, которое находится вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отображение, субъективная.

Ведь факт, как явление действительности, можно классифицировать в следующем порядке:

1. Факт как элемент действительности.

2. Факт как элемент сознания.

3. Факт как элемент текста.

В первом случае он - источник информации, объект познания. Во втором - он оказывается и средством познания: мы пользуемся им приблизительно так же, как моделями любого из объектов реальности, рассматривая их с разных сторон, наблюдая за их поведением в разных условиях, и тем самым получаем дополнительную информацию, которая приближает по смыслу факт сознания с фактом действительности. В третьем случае доминирующей функцией оказывается функция сохранения информации в материальной форме. При этом факт сохраняет и первые два ряда функций: они реализуются при контакте текста с аудиторией.

Для журналистов объективное освещение событий означает суровое соблюдение фактов. А как же быть с авторскими комментариями, соображениями, мыслями? Если в хронологической информации нужно обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, которые подтверждают тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственное трактование и оценку.

Можно ли в журналистском материале достичь объективного освещения события, учитывая сложную природу факта? Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а, скорее, такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мыслей. Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме непредубежденного описания. В последнее время, однако, теория объективности постоянно допускает аналитическое освещение событий, которое далеко выходит за рамки непредубежденного описания. Стремясь к объективному освещению событий, журналист должен помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактованием, интерпретацией.

Что же в таком случае понимают под «фактом»? Факт в журналистике можно определить как достоверное отображение фрагмента реальности, которая владеет социальной репрезентативностью. Именно с помощью фактов журналисты создают модель разной действительности. Для полного и адекватного отображения разных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются разнообразные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним явное доверие у людей.

Но в какой мере можно верить тем или иным фактическим данным, если в них уже есть оценка, которая отображает не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены, во-вторых, какие цели преследовали респонденты, которые сообщили о тех или иных фактах, в-третьих, четко отличать факты науки от будничных фактов.

Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда является итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений, и тем более необходимо применение статистических методов их обработки. В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные выводы, статистические выкладки, результаты экспериментов и др.

Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, предоставляя авторским соображением особую убедительность.

Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно очертить то или другое явление, раскрыть суть проблемы, показать динамику развития события, в конце концов, сделать на них основе выводы.

Очень часто научные факты становятся предметом публикации. Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разный характер: от простой констатации к развернутым положениям. Точность и достоверность - основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобному роду сведений.

Рядом с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые будничные факты, которые, представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятие непосредственного, конкретно-чувствительного, что запоминается в единства эмоциональной реакции и логического осознания того, что произошло. Если признать будничное сознание "колыбелью" общественного сознания, то можно говорить о будничном факте как о первоначальном содержательном элементе, который владеет достоверностью непосредственного наблюдения, которое отбивает в сознании человека "дискретный кусок действительности". Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.д. Ценность будничных фактов заключается в том, что за ними можно увидеть реалии социального жизни людей.

В основе будничного факта лежат не только какие-то моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность будничных фактов - жизнеподобое. В отличие от фактов науки они носят синкретический характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или другого явления. Обращение журналистов к подобному роду фактов может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с них помощью можно воссоздать обычный и познаваемый читателями фон того или другого фрагмента действительности, во-вторых, оказать мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.

Назначение фактов в журналистском произведении многофункциональное: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доводов.


1.2 Оценка факта в журналистском произведении

 

Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты за отображенными в них явлениями, за образами фиксирования, типами описания, уровнем обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.

Факт в журналистике - достоверное отображение фрагмента действительности, которая владеет реальной репрезентативностью. С его помощью создается модель действительности. Используются разного рода факты.

Ученые увидели серьезную необходимость различать онтологическое и гносеологическое содержание этого понятия. В онтологическом смысле факт - "единица реальности, доступная наблюдению, но существующая независимо от сознания человека"; в гносеологическом - "фрагмент сознания, которое отображает единицу реальности".

Другое дело, когда нужно стремиться к максимальному соответствию нашего представления о реальности – с ней самой. Препятствий здесь много. Чуть ли не главная из них состоит в том, что факт реальности не подвергается рассмотрению сам по себе. Выхваченный с системы существенных связей, он легко может превратиться в нашем сознании в картинку, которая искажает действительность. Это объясняется тем, что в силу своей творческой природы, сознание, не отобразивши реальных отношений факта, способно включить факт в систему других связей - несущественных, второстепенных, а то и вообще призрачных. Именно поэтому факты могут ничего не означать, когда они подаются бессистемно, без связи с другими фактами. Они могут означать очень много, иметь решающее значение, когда рассматриваются в связи с другими фактами, с определенными логическими законами, имеющейся системой знаний.

Факт становится доступным только в форме суждения, поэтому реальность существует независимо от человека, а факт - нет. На самом деле человек выделяет какой-либо фрагмент, а в нем - определенный аспект (событие); потом он "переводит" свое знание о действительности (событие) на "естественный" язык, строит знание в виде суждения о предмете, потом проверяет, правдиво ли данное суждение, или ошибочно. И только тогда, когда окажется, что суждение правдивое - то, что описано в этом суждении, становится фактом.

Суждение может быть разным по смыслу, но содержать один и тот же факт. Это интерпретация событий, наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался правдивым.

Итак, факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, то есть сделать его достоверным, означает осуществить его верификацию. Другой вопрос, который не всегда является возможным, это то, что иногда приходится пробиваться через оценку и комментарий автора.

Достоверный факт - это суждения о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации.

Недостоверный факт - это суждения о событии, подтвердить которое оказалось невозможным.

Если суждение в результате верификации оказалось ошибочным, то о факт, как таковом, не может быть и речи.

Одним из источников возникновения суждений является событие. В событии есть только одно свойство или признак - то, что она состоялась (или не состоялась). Состоялись выборы губернатора - событие, суждений о котором может быть бесконечное множество. Часть из них возможно проверить; в процессе верификации некоторые из них не подтверждаются и становятся ошибочными, другие - подтверждаются и тогда превращаются в факты.

Но есть и оценочные суждения - мысли, которые вообще не могут быть верифицированы. Они оценивают или само событие, или факт, то есть истинное суждение о событии. События оцениваются эмоционально, факты - как правило, рационально. Оценки событий и фактов могут быть независимые друг от друга.

Часто суждений бывает несколько, они образовывают своего рода кончики пальцец признаков события. Последние должны характеризовать и участников события, и характер действия, и обстоятельства, при которых происходило событие, в частности его времени и пространственные границы.

Совокупность истинных суждений о событии, которые образовывают завершенный сюжет этого события, может быть названная реальным фактом в отличие от отдельно взятого истинного суждения об этом событии - вербального факта.

Для правильной квалификации суждений о той или другом событии важно учитывать целостную структуру этого события (реального факта, ситуации). Такую структуру изучает особая научная дисциплина - теория языковых актов, или языковая прагматика. В ней, в частности, выделяют такие важные понятия, как мотивирование и ориентированность.

Мотивирование языкового акта - один из видов пресупозиции, а именно то, что заставляет обратиться к событию.

Ориентированность языкового акта предполагает важное отличие его адресата и аудитории. Адресат - всегда конкретное лицо, группа, аудитория.

 

1.3 Факт и образ в журналистском произведении

 

Факт - это всегда результат выбора из большого количества событий такого события, которое, по мнению автора, имеет существенное значение.

Образ - это воспроизведения осознанного автором явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков - с помощью языка и т.п.

Среди видов образов в журналистском тексте часто встречаются иллюстративные. Они используются для того, чтобы высказать более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические. В жизни часто происходят события, интересные и важные своими повторяемыми свойствами, которые имеют морально-политическое значение. Журналисты хотят информировать общество о таких повторяемых событиях. Они ищут такие события и такие лица, в индивидуальности которых показываются существенные свойства жизни, важные для общества, которые хотят показать особенно выразительно, ярко, значительно. Иначе говоря, избирают для своего изображения типологические явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, которые имеют общественное значение. Назначение этих текстов заключается в том, чтобы воссоздать реальных людей во всех их проявлениях. Публицистически-иллюстративные образа лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения и эмоциональная выразительность. Они воссоздают типичные явления такими, которыми они были в действительности.

Но бывают и другого рода образы, авторы которых не ставят перед собой такой задачи и изображают явления жизни не ради типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересная в том или ином отношении. Это фактографические образы.

В последнее время в связи с осложнением общественной жизни, развитием массовой коммуникации в обществе все усиливается интерес к образной информации о наиболее важных событиях в политической, культурной, производственной сфере. Газеты и журналы предлагают читателям подобные сообщения о таких событиях. Авторы создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-то обобщений. В результате возникают образы, которые передают информацию о том, что где-то произошло. Фактографические образы воссоздают явления жизни, которые отмечаются своей индивидуальностью. Иллюстративные образы воссоздают явления, ради их типичности, реально существующей в жизни. И те и другие не меняют индивидуальности явлений, показывая их такими, которыми они были в действительности. В создании тех или иных образов творческое воображение их авторов не имеет значения и не оказывается очень заметно.

В отличие от иллюстративных и фактографических изображений художественные образы всегда являются произведением творческой мысли и воображения автора.

Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типичные явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это по-другому. Автор вводит в этих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более четко, ярко, закончено воплощали в себе существенные особенности.

Типизация - это такое воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства его явлений получают усиленное, преувеличенное выражение в их новых, выдуманных индивидуальных чертах. Поэтому типизация жизни может осуществляться с помощью изображения ее явлений только в образах, а не в абстрактных понятиях.

Другое отличительное свойство художественных образов - это их выразительно ощутимая эмоциональность. Журналисты высказывают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого - деталями, а также внешними средствами изображения - речью, соединениями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т.п. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.

Третья отличительная особенность образов в журналистских текстах заключается в том, что они всегда есть основному и самодовлеющему средством выражения содержания этих произведений.

В журналистском тексте средства выражения играют большую роль. Автор своим произведением не только информирует о том, что создано силой его воображения, не только "заражает" своими настроениями, но и эстетично влияет на читателей, ориентируясь на их воображение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.072 с.)