ТОП 10:

Медиа-карта края: количественные характеристики информационного пространства



На сегодняшний день, по данным Средне-Сибирского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, на территории Красноярского края зарегистрировано 862 средства массовой информации, среди них 638 печатных и 224 электронных СМИ. Реально оценить количество, действующих из них очень сложно. По различным оценкам экспертов эта цифра составляет около 400 СМИ. (Таблица 1).

Эта тенденция «резервирования» СМИ прежде всего на случай политических баталий не может не беспокоить: СМИ-однодневки являются реальной угрозой общественной стабильности и источником нарушения законодательства в информационной сфере. Они не переживают за свою репутацию, поскольку не имеют таковой, и являются, в сущности, не средством массовой информации населения, а средством манипуляции массовым сознанием в сиюминутных политических или коммерческих целях.

Форма распространения Всего зарегистрировано СМИ Реально действующие СМИ
  2000 год 2005 год 2005 год
Печатные около 270
Электронные около 130
Всего около 400

Таблица 1. Зарегистрированные и действующие СМИ на территории края

Период 2000–2003 гг. был завершающим в процессе формирования современного медиа-пространства Красноярского края. Только за эти годы количество зарегистрированных в крае СМИ увеличилось почти в два раза. Подавляющее большинство краевых СМИ имеют частную форму собственности. Исключение составляют федеральные государственные медиа-активы (4 региональных гостелерадиокомпании – Красноярская ГТРК, ГТРК «Норильск», ГТРК «Таймыр» и эвенкийская ГТРК «Хеглен»), краевые государственные медиа-активы (44 районные и городские газеты) и муниципальные СМИ, действующие в городах и районах края. Значительное влияние на формирование медиа-пространства Красноярского края, на его специфику и тенденции оказали географические особенности региона. Красноярский край – один из крупнейших субъектов Российской Федерации. По размерам он занимает второе место среди регионов РФ (после Якутии). Плотность населения в крае составляет 1,26 чел. на 1 кв. км. Но если в столице края – г. Красноярске – проживает около 1 миллиона человек, то в Туруханском районе на квадратный километр приходится 0,06 чел., в Енисейском районе – 0,23, Кежемском – 0,26, Северо-Енисейском – 0,46, Богучанском – 0,72.

Схожим образом распределены на медиа-карте края и средства массовой информации. Очень большая концентрация в Красноярске (6 телекомпаний, 16 газет общественно-политической направленности, 14 радиостанций, 4 информагентства). При этом практически не присутствуют региональные СМИ в отдаленных сельских территориях.

В информационном пространстве края отчетливо прослеживается тенденция, связанная с методичным вхождением красноярских медиа-групп и отдельных СМИ в крупные города края, создание ими региональных сетей. Так, телекомпания «ТВК-6 канал» создала вещательную сеть, включающую в себя 14 территорий края, с потенциальной аудиторией 1 млн. 600 тысяч зрителей. Красноярская «Сегодняшняя газета» имеет дочерние издания в четырех городах края: «СГ-Канск», «СГ-Ачинск», «СГ-Железногорск», «СГ-Зеленогорск». Радиостанция Русская волна (Группа «Ритэкс») сформировала сеть ретрансляции своих программ в десяти населенных пунктах. «Красноярский комсомолец» и «Аргументы и факты» открыли дочерние издания в Норильске. Сетевой газетной структурой, работающей на территории края, является абаканская газета «Курьер»: «Минусинский Курьер», «Ужурский курьер», «Назаровский Курьер», «Шушенский курьер», «Курагинский курьер», «Боготольский курьер».

Коммерческие СМИ заходят на региональный рынок крупных городов, но их не интересуют мелкие и отдаленные населенные пункты с низкой плотностью населения, так как расходы на распространение информации в таких территориях не покроют доходы от рекламы.

Еще одной устойчивой тенденцией медиа-рынка региона в последние годы является разработка действующими телекампаниями новых вещательных частот непосредственно в Красноярске. Таким образом, создается особый вид медиа-групп. Бизнес-привлекательность этих проектов в краевом центре достаточно велика, что должно в полной мере учитываться при проектировании эффективной работы государственного телеканала. Распространение средств массовой информации на территории Красноярского края представлено в Приложении 1.

Большое количество средств массовой информации говорит о высокой насыщенности информационного поля Красноярского края, но внимательный анализ распределения медиа-ресурсов на территории региона позволяет сделать вывод о дискретности и крайней неоднородности медиа-пространства Красноярского края.

 

 

Теория жанров в журналистике. Определение понятий «жанр» и «текст».
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала. Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические

Жанровые признаки всегда формировались только в процессе журналистского творчества.

С одной стороны, каждый конкретный случай межжанровой диффузии служит поводом для неоправданной, на наш взгляд, фиксации еще одного вида жанра (Тертычный). С другой стороны, обилие такого рода терминологических нововведений дает основание для нигилистического обобщения о "размывании" жанра. Кройчик спешит удержать их границы от разрушения и предлагает сгруппировать жанры в пять видов текстов, но в то же время описывает вполне традиционные, давно устоявшиеся жанровые признаки.

Выбирая жанр в качестве важнейшего ингредиента авторского замысла, журналист руководствуется тремя основными факторами: предмет отражения, цель отражения, метод отражения. В качестве предметов отражения выступают: новость, проблема, личность.
Методами отражения служат: изложение, описание, изображение.
Что такое жанр? Большинство журналистов-практиков ответ на этот вопрос считает бесполезным. Но чтобы в обществе стало принято публично спрашивать и отвечать, должны были измениться не только социальные отношения, но и этикет в самой области информации. "Постоянно установленные обычаи - этикеты порядка осмотра мира (как мне кажется) называются жанрами". Это предположение высказано теоретиком литературы и кино Шкловским.
Жанрообразующие факторы в журналистике: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика.
Предмет отображения: в аналитической журналистике – это и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.
Событие - точно фиксированный в пространстве и во времени шаг в общественном процессе. Процесс - последовательность взаимосвязанных действий, событий. Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива.

Целевые установки могут быть: не предусматривающими определенного идеологического или иного воздействия на аудиторию (имеется в виду нацеленность на удовлетворение коммерческих интересов издания); предусматривающими определенное воздействие. Оно может быть результатом: а) объективного информирования; б) манипулятивного воздействия (или дезинформации). Рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью, например, в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, лаконично выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка.

Творческие целевые установки, наиболее часто реализуемые журналистами в разных ситуациях и в максимальной мере влияющие на характер текстов: Описание предмета, выявление причинно-следственных связей, оценка предмета отображения, прогноз развития предмета отображения, формулирование программы действий.

 

Методы исследования предмета. Две основные группы методов: рационально-познавательные и художественные методы. Рационально-познавательные методы включают в себя два уровня познания – эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих основной поток аналитических публикаций. Применение художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно художественных, а художественно-публицистических произведений.
Эмпирические методы: метод наблюдения, метод проработки документов, методы интервью, беседы, опроса, анкетирования, опрос, метод эксперимента.
Теоретические методы: две основные подгруппы: формально-логические, или методы выводного знания, и содержательно-логические (диалектические).
Формально-логические методы. Индуктивное умозаключение и дедуктивное умозаключение, традуктивное умозаключение. Такой метод применяется в двух основных формах: сравнения и аналогии.
Содержательно-логические методы исследования. В отличие от формально-логических методов, предполагающих неизменность явлений, по отношению к которым выносятся те или иные суждения: методы анализа и синтеза, гипотетический метод, метод историзма, логический.
Художественный метод. Суть метода заключается в безграничном применении авторской фантазии, вымысла, которые дают необходимую для творца свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом».
Лекция Веденкиной. Кройчик. Современные тенденции: Текст потеснил жанр. Причины: 1. Вместе с советской системой организации СМИ рухнула система жанров. Одновременно началась переоценка: усиление одних и почти уход других. 2. Появление новых жанров (исповедь, журналисткое расследование). 3. Унификация жанров из-за глобального информационного пространства. 4. Проблема свободы слова, доступа к информации, гласности.
Жанр – это относительно устойчивая структурная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.
*это оптимальное решение творческой задачи, стоящая перед публицистом.
*особая роль творческой интуиции.
*жестко детерминированная категория, связанная с особенностью личности журналиста, с объективными свойствами факта, конкретные задачи регламентированные автором.
Тертычный: Жанр – это устойчивые типы публикаций, объединенные сходным содержательно формальным признаком.
Жанровые признаки: предмет, цель, метод.

 

В современной российской журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст»:
1) вместе со старой системой организации СМИ (жесткая вертикаль сверху донизу – от союзных до стенных газет) рухнула и прежняя классификация жанров (диффузия жанров способствует их взаимообогащению). Процесс «пересмотра» жанровых границ привел к тому, что некоторые жанры перестали жестко атрибутироваться только как информационные или аналитические. Одновременно произошла переоценка жанровых ценностей: одни жанры практически ушли с газетной полосы, другие, напротив, усилили свое присутствие. Приметой газетной полосы стали пиарменовские и рекламные тексты. Наконец, некоторые теоретики и практики СМИ стали выделять новые жанры: журналистское расследование, исповедь, версию, беседу, пресс-релиз.
2) глобальное расширение коммуникационного пространства в связи с развитием новых информационных технологий создало естественные предпосылки для унификации жанров.
3) изменения, начавшиеся в России в 1990-е гг., коренным образом изменили характер СМИ. Конституционно закрепленные свобода слова, гласность и отмена цензуры привели к тому, что в постсоветском обществе принципиально изменились отношения внутри коммуникационной системы «действительность – автор – произведение – аудитория».
Главная особенность художественного текста (и публицистического тоже) состоит в том, что он развернут во времени и пространстве, так как в нем имеются ретроспективные отношения – ретроспективная память и перспективные отношения – предсказуемость. Иными словами, он прочно взаимодействует с внетекстовыми факторами – контекстом и подтекстом. Под контекстом понимаются система социальных отношений, породившая данный текст, историческое время, в котором существует СМИ, связь текста с этносом, на который он рассчитан, с личностью автора – его биографией, индивидуальной творческой манерой, особенностями его психологии, мировоззрения и мировосприятия. Подтекст – это та социально-нравственная и психологическая подоплека, которая расширяет смысловое поле высказывания, делая завершенную речевую структуру открытой для интерпретации и дальнейшего толкования.
Текст выполняет свою задачу только в том случае, если опирается на доминирующие в нем жанровые признаки, позволяя автору достичь поставленных целей:
а) дать оперативную информацию о происходящем;
б) осуществить необходимый анализ описываемого процесса – выявить причинно-следственные связи, породившие данную ситуацию;
в) создать понятийно-образную картину происходящего.
Взаимодействие этих целей в пределах текста дает в конечном счете возможность почувствовать его жанровые пределы.

 

 

Итак, 10 требований редакторов к «своим» журналистам:
1. Я хочу, чтобы вы выкладывались на 100 процентов при работе над каждым заданием, независимо от того, ваша это идея или моя.
2. Я хочу, чтобы вы мне доверяли.
3. Я хочу, чтобы вы выполняли согласованные требования по срокам и размеру статьи.
4. Я хочу, чтобы вы адекватно оценивали хорошее редактирование, так же как и я оцениваю хорошие репортажи и журналистскую работу.
5. Я хочу, чтобы вы помнили, что фотографии играют большую роль.
6. Я хочу, чтобы вы вложили в статью свою душу, чтобы вы обнаружили не только фактическую, но и эмоциональную истину: что имеет значение для читателей, для героев вашей статьи, для нашего общества.
7. Я хочу, чтобы вы относились к своей работе серьезно, но не слишком лично.
8. Я хочу, чтобы вы были агрессивны, изобретательны, находчивы, бесстрашны, драматичны, даже если вы все это уже попробовали вчера, и ничего не получилось.
9. Если я предлагаю редакторскую правку, и она вам не нравится, я хочу, чтобы вы четко и настойчиво изложили свою позицию, но я также надеюсь, что вы сможете предложить альтернативу вместо того чтобы просто копаться в деталях и топтаться на месте.
10. Вы должны понимать, что я уважаю и ценю ваши потребности и нужды, но у меня также есть другие обязанности и требования.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.175 (0.006 с.)