Модуль 1. «Информационное обслуживание управленческой деятельности, инструментальные средства управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. «Информационное обслуживание управленческой деятельности, инструментальные средства управления



 

Концепция развития современных инструментальных средств управления

 

Иерархия задач менеджмента

Одной из характерных особенностей нашего времени является возросшая роль функции управления, как производственными процессами, так и другими сферами человеческой деятельности. Жизнедеятельность любой организации[1] (предприятия) напрямую зависит от качества и эффективности управления всеми процессами (производственными, финансовыми, кадровыми и др.), протекающими в ней, т.е. от менеджмента.

Менеджмент – это совокупность принципов, методов, форм управления, а также совокупность систем скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации

Целью, в общем понимании, называется желаемое состояние некоторого объекта (например, предприятия) или результаты его деятельности, достигнутые за определенный промежуток времени.

Любая организация в период своей жизнедеятельности взаимодействует с внешней средой. Результатом этого взаимодействия могут быть процессы разрушения организации (деградации) или, наоборот, ее развития (усложнения, накопления информации). Для того чтобы процессы, протекающие во время функционирования организации, принимали обратимый характер, необходимо управление.

Управление – это всегда целенаправленное воздействие на объект управления, изменяющее его состояние и ведущее к достижению поставленной цели.

В деятельности любой организации можно выделить пять видов функциональных процессов, которые являются объектами управления со стороны менеджмента: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами и эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Основными функциями управления (менеджмента), которые в настоящее время общепринято считать применимыми ко всем организациям, являются:

· планирование, призванное в идеальной форме реализовать цель управления;

· организация – создание некой структуры и определение роли и задачи каждого из элементов этой структуры;

· мотивация – создание внутреннего побуждения членов организации к необходимым действиям;

· контроль, включающий учет, направленный на получение информации о ходе работы организации,

· анализ и регулирование, реализующие сопоставление фактических показателей с плановыми и определение их отклонений за допустимые пределы, установление причин отклонений, выявление резервов, нахождение путей исправление сложившейся ситуации и принятие решений по выходу из нее.

Все функции управления требуют принятия решений, для всех необходимы коммуникация, обмен информацией. Принятие решений и обмен информацией, в принципе, являются основным содержанием управления вообще.

В структуре любой организации можно выделить управляемые процессы - объекты управления (ОУ), и управленческий аппарат – субъекты управления [6], рисунок 1.

 

Рисунок 1 - Структура системы управления

 

Задачами субъекта управления являются:

· формирование целей;

· сохранение основного качества организации в условиях окружающей среды или разработка планов, обеспечивающих ее устойчивое функционирование и достижение поставленных целей;

· принятие управленческих решений;

· контролирование их выполнения.

Задачей объекта управления является выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом.

Объект и субъект управления подвержены воздействию внешней среды.

Внешняя среда – это множество существующих вне системы управления элементов любой природы, оказывающих на нее влияние через внешние воздействия, которые могут носить по отношению к ней как благоприятный, так и неблагоприятный характер.

Управленческий аппарат воздействует на объект управления, передавая управленческие сигналы по каналу прямой связи. Поток отчетной информации, отражающий внутреннюю ситуацию на объекте и степень влияние на нее внешней среды, передается субъекту управления по каналам обратной связи. Обратная связь позволяет осуществлять одну из важных функций управления – контролирующую.

Совокупность информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему управления объектом.

Информационная системачеловеко-машинная система, предназначенная для хранения, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователя, которая может быть использована в целях управления.

Важным принципом построения системы управления предприятием является рассмотрение предприятия как системы с многоуровневой (иерархической) структурой (рисунок 2).

Число уровней, число подсистем каждого уровня управления может быть различным. Уровни управления менеджмента определяются сложностью решаемых задач: чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления необходим для ее решения. Причем в организации более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения значительно больше, и решаются они на более низком уровне. Если рассматривать поток информации от уровня к уровню, то количество информации, выраженное в числе символов, уменьшается с повышением уровня, но при этом увеличивается ее смысловое (семантическое) содержание.

Иерархия уровней управления сверху вниз:

1. стратегический (решения ответственные, долгосрочные). На высшем уровне обеспечивается стратегическое управление, определяются цели и задачи организации, ее внешняя политика, разрабатываются долгосрочные планы и стратегия их выполнения, анализируется рынок, отыскиваются альтернативные стратегии развития в случае неблагоприятных ситуаций;

 

Ин-

Стра- Специальные фор-

тегиче- информационные мация

ский уро- запросы стратеги-

вень управ- ческого

ления управления

 

Тактический Информационные Информация

уровень требования для тактиче-

управления ского упавления

 

Информационные

Оперативный запросы по Информация опера-

уровень управления текущим тивного упарвления

операциям

 

 

Рисунок 2 - Управленческая и информационная пирамиды

 

2. тактический. На среднем уровне составляются тактические планы, контролируется их выполнение, разрабатываются управляющие директивы, обеспечивающие достижение поставленных целей.;

3. операционный. Нижний уровень – уровень оперативного управления, на котором происходит реализация планов, составляются отчеты о ходе их выполнения, осуществляются оперативный учет и контроль.

В таблице 1 приведены характеристика задач управления различных уровней и реализуемые на этих уровнях функции управления.

 

Таблица 1 -Типы задач уровней управления

Уровень управления Характер задач управления Реализуемые функции управления Тип решаемых задач (с позиции автоматизации их решения)
стратегический стратегическое управление - долгосрочное планирование, - анализ и регулирование неструктурированные
тактический тактические - краткосрочное планирование, - учет и контроль, - анализ и регулирование (в небольшой степени) частично структурированные
операционный оперативное управления учет и контроль,   структурированные

Неструктурированной называется задача, в которой невозможно выделить отдельные элементы, математически описать связи между ними и для решения которых нет известных методов и алгоритмов.

Частично структурированная задача – задача, в которой известна часть ее элементов и связей между ними.

Структурированная задача – задача, в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними и содержание которой можно выразить в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.01 с.)