Законы изменения спроса, предложения, равновесной цены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы изменения спроса, предложения, равновесной цены



 

Рассмотрим законы изменения спроса, предложения, равновесной цены.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос.

Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях.

В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период.

Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Спрос

Спрос — является характеристикой потребности людей.

Однако далеко не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью.

Спрос данного потребителя качественно характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации.

Величина или объем спроса определяется тем максимальным количеством (кг., штук, м, литр.) данного блага, которое может приобрести данный покупатель или покупатели за данный период времени при данных условиях.

В этом определении важны оба уточнения.

Во-первых, объем спроса — это поток, протекающий во времени.

Поэтому всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится данная величина спроса.

Во-вторых, условия, при которых формируется данный объем спроса, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится наш принимающий решение о покупке потребитель.

 

Попробуем выделить в этой среде главные факторы (детерминанта спроса), воздействующие на выбор покупателя:

— цена данного товара (Р);

цены товаров, заменяющих данный товар в потреблении, или товаров-субститутов(Ps)

— цены товаров, д ополняющих данное благо в потреблении, или комплементарных благ (Pe)

— доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (У);

— вкусы и предпочтения потребителя (Z);

объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);

ожидания потребителей (Е).

Функцией спроса называется зависимость величины спроса (QD) от соответствующих указанным факторам величин:

QD=f (Р, Ps, Pe,У, Z, N, E)

Функция спроса, взятая в таком обобщенном виде, позволяет описать зависимость между указанными переменными даже в том случае, когда точное количественное соотношение между ними неизвестно.

Например, зная, что при повышении цены на хлеб с 2500 до 3000 объем спроса на него уменьшается, мы можем не знать, на сколько именно он уменьшится, но мы можем выразить зависимость между ними в общей функциональной форме: при Р↑ QD.↓.

Такой метод обозначения влияния факторов называется путевым анализом (В.В.А.).

Если предположить, что все факторы кроме цены не изменяются, то получится зависимость объема спроса от цены данного товара:

QD=f (Р)

Эту зависимость уже достаточно легко оценить, проводя соответствующие измерения и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в виде таблиц, либо графиков, а также с использованием эконометрического моделирования.

Как правило, любой анализ необходимо проводить с представлением информации в виде таблиц и графиков с помощью вычислительных средств Ехсе1 или статистических пакетов прикладных программ (В.В.А.)

Таблица спроса может иметь следующий вид:

Таблица 11.1. – Таблица спроса

Цена товара, Р, руб.              
Покупаемое количество (спрос), QD, штук.              
Доход=Р*QD (руб.)              

 

В таблице 11.1 произведены также расчеты дохода, равные произведению цены на спрос, которые показывают, что при цене 5000 руб. и спросе 50 штук, доход имеет максимальное значение, равное 25000 руб.

 

 

Рис. 11.1. - Зависимость спроса от цены

На рис. 11.1 изображена тенденция зависимости спроса от цены, которая называется законом спроса

Закон спроса утверждает: что с ростом цены количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается.

 

Приводим линейную математическую функцию зависимости спроса (QD) от цены (P)

QD = а01P - линейная функция

Если имеются данные для QD и P, то коэффициенты а0 и а1 вычисляются методом наименьших квадратов с использованием функций Ехсе1 или пакетов прикладных программ.

Коэффициент а0 означает количество приобретенных товаров при цене, равного нулю.

Коэффициент а1 означает на сколько изменится спрос, если цена увеличится на одну денежную единицу.

Знак коэффициента а1 указывает на направленность зависимости QD от P.

Если коэффициент а1 имеет отрицательный знак, то с ростом цены (P) значения спроса (QD) уменьшаются, что соответствует закону спроса.

Если коэффициент а1 имеет положительный знак, то с ростом цены (P) значения спроса (QD) увеличивается, что противоречит закону спроса.

С помощью графических средств Ехсе1 можно рассчитать численные значения коэффициентов линейной модели зависимости спроса от цены

QD = а0 + а1 Р

QD = 100 – 0,01Р

Поэтому выражающая ее на графике линия спроса (рис. 11. 1) имеет отрицательный наклон.

 

Чаще всего спрос подчиняется гиперболической функции зависимости количества купленного товара от цены

QD = а01/P – гиперболическая функция (В.В.А.)

 

Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль кривой спроса.

Когда изменяется, по крайней мере, одно из ≪прочих равных≫ условий цены на другие товары, доход, вкусы, предпочтения и т.д. — происходит сдвиг самой кривой спроса.

Важно различать движение вдоль кривой спроса при изменении цены и сдвиг самой кривой при изменении не ценовых факторов.

Предложение

Анализ предложения также начнем с его качественной стороны.

Как и в случае со спросом, одного желания или даже возможности произвести данный товар и доставить его на рынок нам будет недостаточно.

Предложениевозникнет только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара.

Величина (объем) предложения QS определяется максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях.

Объем предложения QS — это поток, также протекающий во времени.

Поэтому всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится данная величина предложения.

Далее, условия, при которых определяется данный объем предложения, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится принимающий решение о продаже производитель.

Условия, влияющие на выбор продавца по объему предложения можно сгруппировать в следующие основные факторы (детерминанты предложения)

— цена данного товара (Р);

— цены товаров-субститутов(Ps)

— цены комплементарных благ (Pe)

— издержки производства (С), охватывающие как технологии производства, определяющие необходимые количества используемых ресурсов, так и цены этих ресурсов;

— налоги и субсидии (Т);

— объективные, внешние (прежде всего природные) условия производства (N);

— ожидания производителей (Е).

Построенная с учетом этих воздействий функция предложения будет характеризовать зависимость объема предложения от данных факторов:_

QS=f (Р, Ps, Pe, C, Т, N, E)

Влияние факторов на зависимую переменную можно представить в виде диаграммы Исикавы см. рис. 11.2..

 

Х3 – Персонал
Х1 – Сырье и материалы
Х2 – Машины и оборудование
Зависимая переменная, У
Х4 – Технологии
Х5 – Среда

 

 


Рис. 11.2. - Диаграмма Исикавы

Все факторы, которые могут влиять на зависимую переменную можно отнести к пяти группам факторов:

- сырье и материалы, которые поступают на обработку,

- машины и оборудование, с помощью которых производится обработка сырья и материалов,

- персонал, который производит обработку материалов,

- технологии, по которым происходит обработка материалов,

- среда, в которой происходит производство (среда разделяется на физическую, абстрактную, информационную) (В.В.А.)

Как и в случае с функцией спроса, используя предположение о том, что все факторы, за исключением первого {детерминанты предложения), остаются неизменными, мы можем получить упрощенную формулу функции предложения:

QS=f (Р)

 

Опять-таки аналогично функции спроса полученную зависимость объема предложения от цены данного товара можно представить в табличном и аналитическом виде.

Таблица 11.2. – Таблица предложения

Цена товара, Р, руб.          
Предлагаемое количество (предложение), QS, штук.          

 

 

 

Рис. 11.3.- Зависимость предложения от цены

Обобщая множество эмпирических наблюдений, мы можем сформулировать закон предложения.

Закон предложения утверждает. что при прочих равных условиях, чем выше цена данного товара, тем больше объем его предложения за данный период.

На графике (рис. 11.3) определенная таким образом кривая предложения имеет положительный наклон.

 

Самой простой и вследствие этого нередко используемой формой функции предложения является линейная:

Приводим линейную математическую функцию зависимости предложения (QS) от цены (P)

QS = а01P - линейная функция

Среди нелинейных форм чаще всего находит применение экспоненциальная функция, например:

QS = а0eа1P

Где а0и а1— коэффициенты связи величины предложения от цены, определяемые на основе конкретных наблюдений и статистических вычислений методом наименьших квадратов с помощью функций Ехсе1 и пакетов прикладных программ. (В.В.А.)

На рис. 11.3 тенденция предложения хорошо воспроизводится экспоненциальной функцией

 

QS = 262,24e0,0001P

 

Для анализа связи спроа и предложения от цены наложим график кривой спроса на график кривой предложения.

Каждая такая кривая разделяет все рыночное пространство на две противоположные по своему значению части (рис. 11.4):

все цены, изображаемые на графике точками выше кривой спроса D, недоступны потребителям,

а цены, показываемые точками ниже кривой предложения S, разорительны для производителей.

Рис. 11.4.

 

Все рыночное пространство оказывается поделенным на четыре сектора.

Рассмотрим эти секторы по порядку.

В секторе I сосредоточены цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавца. Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого. Поэтому данный сектор является ≪мертвой зоной≫ данного рынка.

В секторе II налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупка таких количеств товара по таким высоким ценам невозможна.

В секторе III обратная картина: в столь низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зона возможных покупок, но продажи на таких условиях невозможны.

Таким образом, все эти три зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынке совершаться не будут.

Только сектор IV представляет собой зону совпадения интересов, как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи, а значит, исовершение сделок весьма реально.

Практически любая точка данного сектора символизирует условия возможной сделки.

Например, лежащая на кривой спроса точка А показывает, что на данном рынке возможна купля-продажа количества данного товара QA по цене РА.

Аналогично точка Б, расположенная на кривой предложения, означает возможность купли-продажи объема QБ по цене РБ

Подобное состояние рынка возможно только в одном случае — когда его конъюнктура характеризуется на нашем графике точкой Е, лежащей на пересечении кривых спроса и предложения.

Тогда при данном количестве товара Q* максимальная цена, по которой себе могут позволить приобрести его покупатели (цена спроса Р*, совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (ценой предложения РS), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены Р*, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q*.

Важно отметить, что при этом ни у той, ни у другой стороны не будет желания изменить данную ситуацию:

- падение цены ниже равновесной станет невыгодно не только продавцам, но и покупателям, так как сократит количество предлагаемого товара,

- а рост цены выше равновесного уровня не устроит не только покупателей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объем товара.

Получается, что при указанных отклонениях цены от равновесного значения в самой данной рыночной системе возникнут силы, возвращающие ее в первоначальное состояние.

Точно так же поведет себя данный рынок при отклонениях количества обращающегося на нем товара от равновесного Q*:

- его превышение обернется снижением цены и станет невыгодно для самих продавцов,

- а недобор приведет к росту цены, невыгодному для самих покупателей.

 

Закон равновесной цены утверждает, что при равновесной цене Р* объем спроса QD равен объему предложения QS

 

Все это означает, что создавшееся рыночное равновесие с параметрами Q* P* будет устойчивым (разумеется, пока поведение покупателей и продавцов не изменится и отображающие его кривые спроса и предложения не займут новые положения на графике).

Равновесие можно рассматривать как ситуацию реализации запланированных решений, как покупателей, так и продавцов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.063 с.)