Свойства коэффициента эластичности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства коэффициента эластичности



Коэффициент эластичность обладает следующими свойствами:

1. Коэффициент эластичности — это безмерная величина,

2. Если E >0, то имеется прямая зависимость, когда рост фактора вызывает рост зависимой переменной. Например, эластичность спроса на товары по потребительскому доходу;

3. Если E <0, то имеется обратная зависимость, когда рост фактора вызывает убывание зависимой переменной. Например, эластичность спроса по ценам;

4. В зависимости от абсолютного значения коэффициенты эластичности имеют следующие названия:

|E| > 10 - а бсолютно эластичный, Темп изменения зависимой переменной значительно больше темпа изменения другого фактора

|E| > 1, - эластичный. Темп изменения зависимой переменной незначительно больше темпа изменения другого фактора

|E| = 1, - единично эластичный, Темп изменения зависимой переменной равен темпу изменения другого фактора.

0 < |E| < 1, - неэластичный, Темп изменения зависимой переменной меньше темпа изменения другого фактора.

E = 0, - абсолютная неэластичный. Темп изменения зависимой переменной равен нулю при любом темпе изменения другого фактора.

Факторы, влияющие на величину коэффициента ценовой эластичности спроса

Определим основные факторы, влияющие на величину коэффициента ценовой эластичности спроса.

1. Степень необходимости данного товара для данного потребителя.

Чем выше степень необходимости товара, тем менее эластичен спрос на такие товары.

Предметы первой необходимости имеют | е| < 1

Предметы роскоши имеют | е| > 10

2. С тепень заменяемости данного блага другими, аналогичными для данного потребителя.

Чем больше у данного товара заменителей (субститутов), тем выше эластичность спроса на него.

3. У дельный вес расходов на данный товар в общем бюджете данного потребителя.

Чем больше доля товара в общих расходах, тем выше его эластичность.

4. П ериод времени, за который определяется реакция потребителя.

Часто реакция потребителя на изменение фактора имеет временной лаг (задержку).

Поэтому обычно величина коэффициента эластичности с ростом временного интервала повышается.

Перекрестная ценовая эластичность

Перекрестная ценовая эластичность еп, определяется как отношение темпа изменения зависимой переменной одного товара (А) на темп изменения фактора другого товар (Б)

 

Показатель перекрестной ценовой эластичности, или эластичности спроса на товар А по цене товара Б, используется в экономических исследованиях для определения того, имеется ли связь в потреблении между рассматриваемыми товарами

Литература.

1. Сидорович А.В.

 

 

Задания, взятые из интернет тренажера.

Задание 12.1.

Объем продаж товара А снизился с 15 до 10 ед. при росте цены на товар В с 5 до 6 руб.; это говорит о том, что …

 

товары А и В являются взаимозаменяющими
товары А и В являются взаимодополняющими*
товары А и В никак не связаны
спрос на товар В эластичный

 

Решение

Наличие взаимосвязи между рассматриваемыми товарами характеризует коэффициент перекрестной эластичности спроса, исчисляемый как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:.

 

При ЕАВ>0 можно говорить о взаимозаменяемости товаров.

Если ЕАВ<0, то речь идет о взаимодополняющих товарах.

Для индифферентных друг к другу товаров коэффициент ЕАВ=0.

В данном случае:.

 

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – C. 109–110.

Задание 12.2.

Известно, что при изменении цены товара с 8 до 10 руб. величина спроса на него сократилась с 275 тыс. до 260 тыс. шт. Это позволяет характеризовать спрос на товар как …

 

Эластичный

единичной эластичности

неэластичный*

абсолютно неэластичный

 

Решение

Степень чувствительности величины спроса на данный товар от изменения его цены характеризуется при помощи коэффициента ценовой эластичности спроса:

(1) при эластичном спросе изменение цены на 1% вызовет противоположное изменение величины спроса больше чем на 1%;

(2) при неэластичном спросе изменение цены на 1% вызовет противоположное изменение величины спроса меньше чем на 1%;

(3) при единичной эластичности процентные изменения цены и величины спроса будут равными.

Кроме того, при нулевом значении коэффициента спрос характеризуется как абсолютно неэластичный, при стремящемся к бесконечности – как абсолютно эластичный.

В данном случае спрос является неэластичным по цене (коэффициент ценовой эластичности меньше единицы):

1) расчет точечного коэффициента:

;

2) расчет дугового коэффициента:

.

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 106–108.

Задание 12.3.

Средние доходы потребителей выросли с 6000 до 15000 руб., при этом объем спроса на товар Х вырос с 50 тыс. до 100 тыс. шт. Это позволяет характеризовать товар Х как …

 

предмет первой необходимости*

товар-заменитель

товар низшей категории

предмет роскоши

 

Решение

Категорию товара характеризует зависимость изменения величины спроса на товар от изменения доходов потребителей, отражаемая коэффициентом эластичности спроса по доходу:

 

 

Если товар является товаром низшей категории, значение коэффициента отрицательно; товаром первой необходимости – коэффициент принимает значения от нуля до единицы; предметом роскоши – коэффициент больше единицы.

В данном задании товар Х является предметом первой необходимости:

.

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 108–109.

 

Задание 12.4.

Средние доходы потребителей выросли с 10000 до 15000 руб., при этом объем спроса на товар Х вырос с 2 тыс. до 5 тыс. шт. Это позволяет характеризовать товар Х как …

- предмет первой необходимости
- товар-заменитель
- предмет роскоши*
- товар низшей категории

Решение

Категорию товара характеризует зависимость изменения величины спроса на товар от изменения доходов потребителей, отражаемая коэффициентом эластичности спроса по доходу:

 

Если товар является товаром низшей категории, значение коэффициента отрицательно; товаром первой необходимости – коэффициент принимает значения от нуля до единицы; предметом роскоши – коэффициент больше единицы. В данном задании товар Х является предметом роскоши:

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 108–109.

 

 

.


Тема 13. Поведение потребителя
13.2. Зависимость поведения потребителя от факторов
Полезность блага – это способность блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Общая полезность (TU) – это полезность всех единиц потребляемого блага. Предельная полезность (MU) – полезность каждой дополнительной единицы блага. Закон убывающей предельной полезности: при увеличении потребления данного блага его предельная полезность убывает.
Валентинов В.А. 2014
При изменении цены на товары поведение потребителя определяется законом спроса.
Цена
Доход потребителя
Полезность блага
13.1. Предпосылки теории поведения потребителя
1. Множественность видов потребления (каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ. 2. Не насыщенность (потребитель не пресыщен ни одним из благ, предельная полезность всех благ всегда положительна). 3. Транзитивность (если А, В и С –комбинации каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С). 4. Убывающая предельная полезность.
При снижении цены в поведении потребителя наблюдаются эффект дохода и эффект замещения.
При увеличении дохода, кривая спроса перемещается вверх и вправо. При снижении дохода, кривая спроса смещается вниз и влево.

 


 


Поведение потребителя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.024 с.)