Второй этап зеленой революции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй этап зеленой революции



В программе ООН «Повестка дня на XXI век» обеспечение населения Земли необходимым продовольствием рассматривается в комплексе с другими глобальными проблемами человечества. Стратегия устойчивого развития увязывается с задачами второго этапа зеленой революции, общее руководство которым возложено на Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО).

Высшим органом ФАО является конференция стран-членов этой организации, созываемая раз в два года. Между конференциями руководство осуществляет Совет ФАО, состоящий из представителей различных государств. Штаб-квартира и секретариат ФАО находится в Риме. Именно здесь мировой центр по сбору и распространению продовольственной информации. Существенное место в деятельности ФАО занимает Мировая продовольственная программа (МПП) – фонд продовольственных и денежных средств, которые предоставляются определенным государствам и предназначаются странам, нуждающимся в данной помощи.

Общепланетарные задачи продовольственного обеспечения решают и другие организации: Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международная организация по сахару, Международный совет по зерну (МСЗ), Комитет по продовольственной помощи, Международный кооперативный альянс (МКА).

Степень обеспеченности стран и регионов продуктами питания измеряется, прежде всего, по наличию хлебных ресурсов. Мировое производство зерна сейчас составляет 1,7 млрд. тонн, половину этого количества дает Азия (в том числе Китай – 400 млн. тонн, Индия – 200). На Америку приходится 29% зерна (в том числе на США – 300 млн. тонн). Европа производит 16% (в том числе Франция – 50 млн. тонн, Германия – 40, Польша – 30, Великобритания – 25). Африка дает лишь 4% зерна, Австралия – 1%.

Соединенные Штаты Америки 50% валового сбора пшеницы экспортируют, что составляет одну треть мирового годового экспорта этой культуры. США – надежный поставщик широкого ассортимента сортов пшеницы. На продовольственных биржах в Чикаго, Канзасе, Миннеаполисе покупатель и продавец могут договориться о цене, объеме, сроке поставок и других условиях сделки. Мировые цены на зерно в среднем 120-140 долларов за тонну, без фрахта (цены за доставку).

Торговля зерном в странах Западной Европы, объединенных с 1958 г. в Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), осуществляется по разработанной системе единых цен на сельскохозяйственные товары (базисные и контрольные).

Мировые цены на зерно имеют тенденцию к повышению, что во многом связано с глобальной энергетической проблемой, ибо в себестоимости сельскохозяйственной продукции определяющими являются затраты на топливно-энергетические ресурсы.

Россия была историческим экспортером зерна (с середины XIX в. вплоть до второй мировой войны), являясь серьезным конкурентом США на европейских рынках. С 1900 по 1914 г. страна получила от продажи зерна 7 млрд. золотых рублей. В мировом экспорте пшенице и ячменя доля России составляла 26,1%. И в советское время страна оставалась среди главных производителей зерна. В 80-е гг. это составляло 205 млн. тонн. Ныне Россия производит в год 50-55 млн. тонн зерна и находится среди его основных импортеров.

Стратегическое направление второго этапа зеленой революции было разработано Всемирной конференцией по продовольствию (1996 г.). В принятых документах подтверждалось право каждого человека Земли иметь доступ к безопасной и калорийной пище. Давались обязательства приложить все усилия, чтобы искоренить голод во всех странах. Подчеркивалось, что продовольствие не должно служить инструментом политического и экономического давления.

В утвержденном конференцией «Плане действий» второй этап зеленой революции рассматривается как система технологических, экологических, социально-экономических, политических и культурных факторов. Динамичное взаимодействие всех этих компонентов и определяет эффект и потенциальные возможности намеченных преобразований.

Прежде всего, необходим технологический прорыв в производстве продуктов питания, который предполагается осуществить по ряду направлений.

На первый план выступает соединение традиционных технологий с современной биотехнологией. Рост объемов сельскохозяйственного производства в следующие 20-30 лет должен происходить за счет дальнейшей интенсификации сельского хозяйства на землях, которые сейчас используются для производства продуктов растениеводства и животноводства. Прогресс в базовых науках, особенно в молекулярной биологии и биохимии, открывает новые возможности для увеличения урожайности растений и продуктивности животных, являясь дополнением к традиционным технологиям.

Биотехнология начинает вносить все более значительный вклад в устойчивое сельскохозяйственное развитие, помогая в разработке сортов растений и пород животных, стойких к воздействию вредителей и болезней. С ее помощью осуществляется освобождение желательного посадочного материала от патогенных микроорганизмов и обеспечивается его быстрое размножение, а также разрабатываются сорта растений, хорошо реагирующих на минеральные удобрения. С помощью генной инженерии используется создание микробов для уничтожения отходов и разрушения токсических веществ. Практическое применение биотехнологии должно сопровождаться исследованием в генной инженерии, чтобы выявление полезных генов не повлекло за собой вредных последствий. И здесь на первый план выдвигаются проблемы биобезопасности.

В XXI веке биотехнология должна обеспечить получение сортов зерновых культур с улучшенным качеством урожая и выведение новых высокобелковых сортов кормовых культур. Стоит задача создания засухо- и влагоустойчивых, соле- и металлоустойчивых, жаро- и холодоустойчивых сортов сельскохозяйственных растений.

Новое развитие получит технология стабилизации пищи с помощью радиационной обработки (продление сроков хранения и микробиологическая стерилизация продуктов). Подсчитано, что объем пищевых продуктов, ежегодно безвозвратно портящихся на пути к потребителю (производство – хранение – переработка – реализация), составляет около одного миллиарда тонн. В спасении этой части продовольствия велика роль радиационной обработки. В настоящее время международными организациями разрешены низкие (до 1 кГр) и средние (1-10 кГр) дозы поглощения при радиационной обработке пищевых продуктов. Эта технология обеспечивает ингибирование прорастания картофеля, лука, чеснока; дезинфекцию от насекомых и паразитов зерновых, бобовых, свежих и сушеных фруктов, сушеных мяса и рыбы; более продолжительную сохраняемость продуктов в сети реализации.

Синтез традиционных технологий с современной биотехнологией значительно расширит потенциал обеспечения населения Земли пищевыми продуктами. Уже сейчас освоено производство многих элементов пищи без сельского хозяйства, путем химического синтеза на индустриальной заводской основе. Многие виды ароматизаторов, некоторые пищевые красители, разрыхлители, стабилизаторы, подсластители производятся путем органического синтеза и применяются во всевозрастающих количествах.

А впереди – огромные резервы в создании трансгенных растений и животных, и какие бы жаркие споры «за» и «против» этих технологий не шли, будущее за ними. Однако лишь при условии, что человечество научится надежно контролировать опасные моменты этих технологий. Земля в состоянии кормить в несколько раз больше людей, чем сейчас. К тому же объединенный разум человечества даст возможность не только больше производить, но и справедливо распределять пищевые продукты.

Следующее направление второго этапа зеленой революции – это использование высоких технологий. Среди них – система географической информации, которая опирается на удаленную сенсорную и компьютеризованную образность и дает основу для точного планируемого использования земли, а также мониторинг пахотных земель и других природных ресурсов. Важная роль в формировании глобальных сетей для применения технологий, основанных на получении информации, принадлежит электронике новых поколений.

Практическая рекомендация по использованию перспективных технологий будет основываться на компьютеризированном анализе данных и их графическом представлении с использованием модифицированного стабилизационного анализа, которые заменят годы экспериментов в полевых условиях. Во многих областях производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия могут быть применены имитационные модели.

Экологически здоровая технологическая производственная система, уменьшение экологического разрушения – одна из проблем нового этапа зеленой революции. Для этого потребуется уделить больше внимания сохранению базы сельскохозяйственных земель, воды, флоры, фауны и атмосферы. Более эффективное управление ресурсами стало считаться основным элементом устойчивого сельскохозяйственного развития. Поэтому на базе достижений науки и техники возрастающее внимание уделяется агроэкологическому зондированию в комбинации с фермерскими системами.

Еще одно направление второго этапа зеленой революции – это сочетание технологического развития и экономической справедливости. Изменения в производстве продовольствия должны быть не только экологически оправданными, но и лояльными по отношению к фермерам, безземельным крестьянам, малообеспеченным потребителям. Более того, эти нововведения призваны мобилизовывать их, помочь трансформировать их образ мышления, поведения и организации. Будучи доступными для небольших хозяйств соответствующие технологии ориентируют на получение дохода в приемлемых границах риска, сокращение потерь, недопущение негативных для экологии эффектов.

Наконец, важна политическая и институциональная поддержка развития технологий. Известно, что в основе неустойчивого развития сельского хозяйства, лесоводства, рыболовства и других отраслей лежат невозможность доступа к производственным ресурсам, непонимание многими политиками значимости экономических издержек, отсутствие экологически оправданных альтернативных мер. Эти проблемы не могут быть решены без усилий на институциональном уровне и без соответствующих изменений в научных исследованиях, системе образования и планирования.

Следовательно, политика, институты и технология – три важнейшие и взаимозависимые составляющие в научно-обоснованной системе производства продуктов питания. Реализация идей устойчивого развития сельского хозяйства, решения задач продовольственного обеспечения потребует институциональной реформы и международного сотрудничества, финансовой и технической поддержки для разработки и осуществления национальных планов действий. Наиболее полно потенциальные возможности, заложенные в зеленой революции, могут проявиться лишь в процессе преобразования аграрного сектора в условиях государственных экономических структур, общенациональных мероприятий, подчиненных интересам непосредственного производителя.

3. Продовольственная безопасность России:

Альтернативные подходы

Продовольственная безопасность страны является составным элементом экономической безопасности, которую, в свою очередь, следует рассматривать как важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами развитие народного хозяйства. Экономическая безопасность включена в систему национальной безопасности вместе с такими слагаемыми, как обеспечение обороноспособности, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложенную внутреннюю структуру и включает три ключевых момента: 1) экономическую независимость; 2) стабильность и устойчивость национальной экономики; 3) способность к саморазвитию и прогрессу.

Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности означает, что в стране существует устойчивая база для обеспечения всех нужд ее населения в продовольствии. Вместе с тем постановка вопроса о самообеспечении страны продовольствием не означает проведение курса на автаркию (самодостаточность) и изоляцию от мирового рынка. Гибкая и эффективная защита отечественных производителей продовольствия предполагает разумное регулирование соотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания, возможности производства которых в данной стране ограничены, покрывать экспортом также продуктов питания, производство которых в этой стране более эффективно.

Во время реформ в Российской Федерации стали фактом поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от рационального патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания. Все это серьезно подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием.

Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство продовольствия неэффективным, ведут к увеличению доли ручного труда. Объем и удельный вес торговой части продовольственных ресурсов неуклонно снижаются, усиливается натурализация производства. Все это создает угрозу потери продовольственной безопасности страны и требует принятия крупных, радикальных мер по коренному улучшению положения в аграрно-промышленном комплексе России.

По отношению к вопросу о продовольственной безопасности России определились три альтернативные направления, которые условно можно назвать либеральным, неостолыпинским и неонэповским.

Первое, либеральное, берет начало от программ «шоковой терапии» Е.Т. Гайдара и «500 дней» Г.А. Явлинского. Он исходит из того, что природные условия сельскохозяйственного производства в границах современной России примерно в три раза хуже, чем в странах, способных наполнить наш продовольственный рынок. И это действительно так. А потому при равном уровне обеспеченности техническими ресурсами и равном качестве труда российское земледелие в условиях свободной рыночной экономики не может быть конкурентоспособным. Отсюда логический вывод: российское село – «черная дыра» нашей экономики и неразумно тратить средства на спасение того, что обречено на банкротство ввиду естественно худших условий хозяйственной деятельности. Экономические расчеты это легко подтверждают.

Так, известно, что на импорт продовольствия в последнее время ежегодно расходовалось около 12 млрд. долларов. При этом покрывалась одна треть рыночного спроса населения страны. Следовательно, достаточно изыскать на импорт еще дополнительно 24 млрд. долларов и продовольственная проблема России будет решена.

А получить эти 24 млрд. сравнительно несложно, если увеличить экспорт нефти на 150 млн. тонн (в 1990 г. было добыто 506 млн. тонн). Число занятых в нефтяной промышленности в таком случае возрастает всего на 100 тыс. человек, но одновременно высвободятся из АПК 10 млн. работников, отпадут затраты на горючее, удобрения, на подготовку специалистов сельского хозяйства. Поэтому делается вывод о том, что интеграция с мировым экономическим сообществом разумна и неизбежна.

Проблема здесь, однако, в том, что данный курс означает свертывание отечественного агросектора и полную зависимость от зарубежных поставок, которые могут сопровождаться определенными условиями. А могут и вообще прекратиться. И тут уже возникает вопрос о продовольственной безопасности страны.

Встают и другие вопросы. К чему приведет Россию затухание сельской жизни на огромной территории Нечерноземья и азиатской части России, если только останутся оазисы сельскохозяйственного производства на плодородных землях Черноземья и Северного Кавказа? А каковы могут быть социальные последствия от свертывания многих отраслей перерабатывающей и пищевой промышленности? К примеру, в Москве развитие этих отраслей и подготовка для них квалифицированных кадров значительно обеспечивают решение проблемы занятости населения. Да и расплачиваться России за импортируемую продукцию приходится в основном за счет невозобновляемых природных ресурсов (нефти и газа), которые близки к исчерпанию.

Второе направление аграрной политики, неостолыпинской, выражает интересы отечественного предпринимательства, опираясь на опыт видного российского реформатора начала XX в. П.А. Столыпина. Оно исходит из убеждения, что, несмотря на худшие природные условия сельскохозяйственного производства в России, вложения капитала здесь в АПК могут быть достаточно привлекательными для иностранных инвесторов. Но это при условии, что государство не будет устраняться от регулирования экономики, будет содействовать получению сельскими предпринимателями не меньшей прибыли, чем в других отраслях и за рубежом.

При определенных условиях это реально. Например, в себестоимости зарубежного продовольствия значительное место занимают рентные платежи, размер которых тем больше, чем выше в той или иной стране стоимость земель сельскохозяйственного пользования, оплата труда, налоги и другие социальные издержки.

Поэтому, если ориентироваться в основном на частных инвесторов, то создание благоприятного для АПК России инвестиционного климата должно обеспечиваться следующим путем. Во-первых, за счет сохранения низкой оплаты труда сельскохозяйственных рабочих (по подсчетам специалистов в начале XXI века она в 34 раза ниже, чем в США). Во-вторых, за счет помощи инвесторам в приобретении максимально дешевой земли (опыт саратовских аукционеров показал, что сейчас крестьяне соглашаются продавать землю по ценам в 80-120 раз ниже стоимости земель аналогичного качества в США). В-третьих, за счет защиты отечественного рынка продукции АПК от недобросовестной конкуренции импортеров, от прогрессирующего диспаритета цен, коррупции, рэкета.

Определенные различия в аграрной политике сторонников либерального и неостолыпинского курсов касаются не только отношения к государственному регулированию рыночных отношений. В части земельного оборота вторых устаивает аренда, тем более что она (так же, как лизинг техники) позволяет начинать предпринимательскую деятельность с многократно меньшими затратами первоначального капитала, снижает риск потерь от колебаний конъюнктуры валютного, земельного, товарного рынков.

Различны подходы сторонников либерального и неостолыпинского курсов аграрной политики и к судьбам сельского населения. Если первые смотрят на это как на экономически малозначимую проблему, то для вторых это проблема резерва самой дешевой рабочей силы, в том числе и для несельскохозяйственных отраслей, где, конкурируя с выходцами из городских семей, можно минимизировать расходы предпринимателей на оплату труда.

В реальной действительности, однако, те или иные соображения по агропромышленному развитию не выдерживаются в чистом виде. Так, одобренный правительством вариант «Основных направлений агропродовольственной политики РФ» аккумулировал в себе как либеральные, так и неостолыпинские идеи.

Третье направление возможного курса аграрной политики, неонэповское, предлагает определять рентабельность не по размеру полученной на всех предприятиях прибыли, а с более общих позиций народнохозяйственной эффективности.

Когда сторонники либеральных и неостолыпинских программ ориентируются на варианты, обещающие большую массу предпринимательских прибылей, они справедливо отмечают, что рост прибыли позволяет увеличить налоговую базу бюджета. А с увеличением доходов бюджета расширяются возможности создания новых рабочих мест, выплат пособий по безработице, можно больше расходовать средств для помощи малообеспеченным.

Разделяющие неонэповские подходы исходят из обратного. Они предполагают такие решения, которые должны изначально сокращать малообеспеченность, сохранять рабочие места. Недобор предпринимательской прибыли их не пугает, если, в конечном счете, эти потери окажутся меньше эффекта от сокращения безработицы. Подобные аграрные программы нацелены на преодоление диспаритета цен в пользу сельского хозяйства и ориентируют на недопущение отчуждения производителей от собственности. Ставится акцент на условия и результаты производства, а значит, на сокращение сельской безработицы, сохранение бесплатности землепользования.

Неонэповская концепция в целом исходит из целесообразности высоких темпов роста доходов трудящихся семей. Это должно стимулировать рост платежеспособного спроса на отечественное продовольствие, сбыт продукции, произведенной в относительно менее благоприятных природных условиях России.

Подобная точка зрения находит понимание у авторитетных специалистов. В разработанных учеными ведущих институтов Российской Академии Наук документе «Концепция стратегического развития России до 2010 г.» говорится: «Только модель экономического роста, ориентированная на рост благосостояния большинства населения, сможет реально вывести страну из социально-экономического кризиса».

Поддерживающие идеи своеобразного нового НЭПа общественные круги исходят и из учета традиционных для России общинно-артельных принципов хозяйствования, и западной социал-демократической модели участия государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределения доходов, и китайского динамичного развития многоукладной экономики при гибком сочетании директивного планирования с рыночными регуляторами и под государственным руководством. Но как состыковать эти принципы? Не окажутся ли они несовместимыми?

Предполагается, что в эту стабилизационную стратегию вполне могут вписаться оправдавшие себя в российских условиях рыночные механизмы, сложившиеся в ходе реформирования экономики, в том числе пищевой промышленности. Сейчас уже накоплен большой опыт перехода перерабатывающих предприятий АПК к рынку. Выявлены условия их успешного функционирования. Определены пути и средства инвестиционного, налогового и организационного обеспечения государственного регулирования на российском продовольственном рынке.

Можно также выделить и крайние радикальные взгляды в решении продовольственной ситуации. Так, праворадикальная точка зрения (она нередко высказывается за рубежом) состоит в том, что большая часть территории России предназначена для извлечения сырьевых ресурсов и захоронения радиоактивных отходов. Для этого России достаточно 30-50 млн. жителей, которых прокормят развитые страны. В этом случае продовольственная проблема снимается.

Сторонники леворадикальных взглядов, ряда оппозиционных движений считают, что нынешняя экономическая реформа завела страну в тупик, поставила ее на край пропасти и чтобы не рухнуть в нее, надо вернуться на исходные позиции директивно-плановой экономики, решительно отказаться от импорта продовольствия. За счет мобилизации внутренних ресурсов, перехода на нормирование ограниченных запасов продовольствия быстрыми темпами восстановить продовольственный потенциал страны до уровня 80-х гг. До создания стратегических продовольственных резервов нормирование продуктов питания не отменять. Здесь ставится акцент на самообеспечение, автаркию. Видимо, такой подход в нынешних условиях вряд ли найдет широкую поддержку в обществе

Реально проблема сегодня заключается в другом – в обеспечении населения прожиточным минимумом. Прожиточный минимум – это совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей, социальных и духовных запросов, которые общество признает необходимыми для сохранения социально приемлемого образа жизни. Как видим, прожиточный минимум – это не физиологический минимум, т.е. уровень дохода, необходимый для физического выживания. Прожиточный минимум (или черта бедности) отражает минимальный уровень стандарта жизни. Этот стандарт будет различным у разных стран и народов, различным и у одной и той же страны, но на разных исторических этапах ее развития.

В Российской Федерации прожиточный минимум рассчитывается с ноября 1998 г. по новой методике. Этот расчет ведется на основе реальной потребительской корзины. В нее входит не только минимум продовольственных товаров, но и набор промышленных товаров, необходимых услуг (впервые включены даже некоторые товары длительного пользования). В новом варианте потребительской корзины присутствуют 33 вида продовольственных товаров и 79 позиций, составляющих минимальный непродовольственный набор товаров для взрослых, и 69 позиций – для детей.

Для наполнения этой потребительской корзины Правительством РФ разработан целый комплекс различных мероприятий, которые, однако, будут эффективными лишь при одном условии – активном проведении инновационной политики. Инновационная политика в пищевой промышленности – это комплекс мер как со стороны государственных экономических и финансовых органов, так и со стороны микроэкономических структур (объединений, фирм и предприятий), направленных на стимулирование процессов создания, распространения и использования нового практического средства, необходимого для решения продовольственной проблемы.

Различают базисные нововведения и нововведения – усовершенствования, широкого или узкого использования. В этой связи важны преобразования как в самых современных областях биотехнологии, так и в традиционном мукомольном деле, как на больших хлебозаводах, так и в мини-пекарнях.

Сущность инноваций составляет деятельность по поиску и достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению рутинных компонентов традиционной деятельности в пищевой промышленности, компонентов, которые складывались веками. Инновационная деятельность особенно важна в условиях непрерывного возникновения новых потребностей, ориентаций и вкусов людей, а в соответствии с этим – постоянных изменений в пищевых отраслях.

Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения российской пищевой промышленности.

Выбор курса аграрной политики – это выбор будущего России, ее места в мировом сообществе. Это очень серьезное и ответственное дело, которое касается каждого.

Принятие ряда федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации и их реализация позволили стабилизировать положение в ряде отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Правительство Российской Федерации одобрило Основные направления агропродовольственной политики на 2001-2010 годы. В них развитие агропромышленного комплекса признается одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства, а формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и направляющего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, основной стратегической задачей в экономической области.

Решение стоящих перед пищевой промышленностью проблем позволит внести весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Концепция устойчивого развития как стратегия ООН на XXI век. А) Какими причинами обусловлена разработка ООН концепции устойчивого развития? Б) О чем говорилось в докладах Римского клуба «Пределы роста» и «Первая глобальная революция»? В) В чем состоит программа «Повестка дня на XXI век»? Г) Как осуществляется концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию? 2. Второй этап зеленой революции. А) Какие международные организации занимаются в современных условиях проблемами продовольственного обеспечения? Б) Какие страны являются крупнейшими производителями зерна? В) Какие задачи поставила Всемирная конференция по продовольствию 1996 г.? Г) Охарактеризуйте основные направления второго этапа зеленой революции. 3. Продовольственная безопасность России: альтернативные подходы. А) Что такое продовольственная безопасность? Б) Отметьте сущность либерального, неостолыпинского и неонэповского подходов в аграрной политике. В) Дайте определения прожиточного минимума, потребительской корзины, инновационной политики в пищевой промышленности. Г) Что такое инновационная политика в пищевой промышленности?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Назовите международные организации, занимающиеся мировой продовольственной проблемой: а) ЮНЭП; б) ЮНЭСКО; в) ФАО; г) ЕЭС; д) Римский клуб. 2. Когда была сформулирована концепция устойчивого развития ООН: а) в 1972 году; б) в 1987 году; в) в 1992 году; г) в 1997 году. 3. Какие принципы и задачи были положены в основу программы устойчивого развития: а) ограничение роста мирового производства; б) более справедливое распределение мирового природно-ресурсного потенциала; в) дальнейшее непрерывное наращивание технического и научного потенциала; г)ориентация личных установок не на потребительство, а на созидание в духовной и материальной сфере; д) управляемость социоприродных систем. 4. Когда начался второй этап зеленой революции: а) в 80-е годы; б) в 90-е годы; в) в начале ХХI в. 5. Обеспечение продовольственной безопасности страны предполагает: а) создание резервного фонда продовольствия, гарантирующего страну от всяких случайностей; б) отказ от импортирования продуктов питания; в) создание устойчивой базы для обеспечения всех нужд населения продовольствием. 6. Какое общественно-политическое направление предлагает ориентироваться в решении продовольственной проблемы на импорт продуктов питания, ссылаясь на сложные естественные условия в России для хозяйственной деятельности: а) неонэповское; б) неостолыпинское; в) либеральное; г) леворадикальное. 7. Пути решения аграрной проблемы сторонники леворадикальных взглядов видят в: а) возрождении директивно-плановой экономики; б) привлечение иностранных инвестиций; в) ориентация на самообеспечение; г) передача земли в частную собственность; д) возрождение колхозов и совхозов. 8. К какой позиции в аграрном и продовольственном вопросе (либеральной, неонэповской или леворадикальной) ближе следующие партии и общественно-политические движения: а) СПС; б) Яблоко; в) Единая Россия; г) КПРФ; д) ЛДПР.  

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Автаркия (греч. – самоудовлетворение) – экономическое обособление государства от других стран с целью создания замкнутой, самообеспечивающейся экономики.

Аграрный (лат.) – земельный, относящийся к земледелию, землевладению.

Агропромышленный комплекс (АПК) – комплексное подразделение экономики страны (региона), представляющее собой целостную производственно-экономическую систему, которая охватывает ряд отраслей народного хозяйства, связанных с производством, хранением, переработкой и транспортировкой сельскохозяйственной продукции, а также с производством средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей.

Агротехника – система приемов и способов возделывания сельскохозяйственных культур, технология растениеводства, включающая севообороты, почвообработку, внесение удобрений, подготовку семян, уход за растениями на разной стадии их созревания, борьбу с сорняками, болезнями и вредителями, уборку и обработку урожая.

Акр (англ.) – единица площади, равная 4046,86 квадратных метров.

Акционерное общество – форма организации производства на основе централизации капитала и монополизации экономики. Акционерное общество – это юридическое лицо. Оно имеет свой устав, в котором определены цели общества, размер капитала, порядок управления делами. В России существуют открытые и закрытые АО. Акции открытых акционерных обществ свободно продаются и покупаются, акции закрытых – распределяются среди их учредителей или иного, заранее определенного, круга лиц.

Акциз (франц. – обрезать) – вид косвенного налога на товары массового потребления и на услуги. Доход от акциза поступает в казну или идет на содержание органов местного самоуправления. Акцизом в России облагались, как правило, предметы не первой необходимости, но широко потреблявшиеся населением: крепкие алкогольные напитки, табак, сахар. Акциз включается в цену товаров и является важным источником государственного бюджета.

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Аренда (лат. – отдавать взаймы) – наем на какой-то срок имущества (земли, помещений, домов, предприятий, орудий труда) за определенную плату с правом пользования им. В России с XVI в. была широко распространена земельная аренда, которая осуществлялась как индивидуально, так и коллективно, с уплатой деньгами либо частью урожая (издольщина, испольщина). В России аренда была распространена среди русского крестьянства после отмены крепостного права вследствие малоземелья.

Артель – объединение рабочих, крестьян или ремесленников для совместной работы, в которой они сами определяют условия участия в доходах и обязанности.

Ассигнации (лат. – назначение) – бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769 г. при Екатерине II.

Аудит (англ. – проверка, ревизия) – финансовая, бухгалтерская проверка счетов, отчетности, как правило, независимыми специалистами или организациями (аудиторскими фирмами).

Барщина (древнерус. – боярщина) – бесплатный принудительный труд крепостного крестьянина, работавшего со своим инвентарем в хозяйстве феодала за право пользования полученным от него участком земли. Барщина появилась еще в Древней Руси и зафиксирована в «Русской правде». Власти пытались законодательно ограничить размеры барщины. Павел I своим указом в 1797 г. ограничил барщину 3 днями в неделю. Однако этот указ повсеместно нарушался. Разновидностью барщины была месячина, при которой крестьяне ежемесячно получали от помещика продовольствие и должны были ежедневно ходить на барщину.

Банк (итал. – скамья, лавка менялы) – основное учреждение сферы кредитно-финансовых отношений, аккумулирующее денежные средства и предоставляющее кредиты под определенный процент за их пользование, осуществляющее денежные расчеты, учет векселей, эмиссию денег и ценных бумаг (банкноты, чеки), операции с золотом и иностранной валютой. В соответствии с функциями банки подразделяются на центральные (эмиссионные), коммерческие (депозитные), инвестиционные (мобилизирующие долгосрочный ссудный капитал и предоставляющие его заемщикам; занимающиеся выпуском и размещением акций промышленных и других компаний), инновационные (специализирующиеся на финансировании и кредитовании инновационных проектов, то есть различных научно-технических новшеств, разработок), ипотечные (специализирующиеся на выдаче ссуд под залог недвижимости), коммерческие (универсальные кредитные учреждения), сберегательные (аккумулирующие денежные сбережения граждан), экспортные. Центральный банк – эмиссионный, кредитный, расчетный и кассовый центр страны.

Банкноты (англ.) – кредитные банковские билеты, вид бумажных денег или ценных бумаг, используемых как средство обращения в кредитной системе, заменяющих в обращении металлические деньги и частные коммерческие векселя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.053 с.)