Продовольственной сферы (1965-1981 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продовольственной сферы (1965-1981 гг.)



После Хрущева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР являлся А.Н. Косыгин, с именем которого связано проведение хозяйственной реформы 1965 г., направленной на улучшение управления промышленностью, совершенствование планирования и усиление экономического стимулирования производства. Был осуществлен переход от существовавшего с 1957 г. территориально-производственного к отраслевому управлению промышленностью, то есть от управления через местные совнархозы к управлению через отраслевые министерства, которые могли по своему профилю проводить единую техническую политику.

В основу хозяйственной деятельности министерств и предприятий были положены новые принципы планирования и экономического стимулирования производства. Совершенствование планирования состояло в том, что было значительно ограничено число показателей, доводимых до предприятий сверху. Это должно было развязать инициативу коллективов предприятий, которым разрешалась корректировка плановых заданий по отдельным показателям, кроме директивно устанавливаемых. Вместо показателя объема валовой продукции предприятиям устанавливался объем реализации, что должно было нацелить их на выпуск изделий высокого качества, пользующихся спросом.

Для создания у коллективов предприятий заинтересованности в принятии более высоких плановых обязательств, в лучшем использовании производственных фондов, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в совершенствовании техники производства на предприятиях создавались фонды: развития науки и техники, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Эти фонды создавались путем отчислений от прибыли предприятий. Их размеры зависели от получения плановой прибыли. Кроме того, вводилась плата за производственные фонды, что должно было стимулировать более эффективное использование предприятиями техники и материалов. Эта реформа означала новый этап в экономической политике государства: перенесение центра тяжести с административных методов руководства народным хозяйством на экономические.

Для овладения трудящимися экономическим мышлением, понимания категорий хозрасчета, себестоимости, рентабельности производства на каждом рабочем месте и в масштабах бригад, цехов, предприятий в стране была введена дифференцированная система экономического всеобуча (начальное, среднее, высшее звенья).

Хозяйственная реформа затронула и сельское хозяйство. Менялась система закупок сельскохозяйственной продукции: вводились твердые (неизменные) и сравнительно низкие планы заготовок на несколько лет вперед до 1970 г. включительно. Повысились закупочные цены на пшеницу, рожь и другие культуры, предусматривалась дифференциация цен по различным зонам и районам страны. При сверхплановой продаже зерна государству устанавливалась 50%-ная надбавка к основной закупочной цене. Принимались меры по укреплению хозяйственного расчета в сельскохозяйственных предприятиях.

Резко усилилось финансирование аграрного сектора. В 1966-1980гг. туда было направлено 383 млрд. рублей, что составляло 78% всех капиталовложений в сельское хозяйство за все годы Советской власти. За счет этих средств началось осуществление грандиозных программ по комплексной механизации, электрификации сельского хозяйства, мелиорации и химизации почв. В результате прирост объемов производства в годы восьмой пятилетки по сравнению с предыдущей пятилеткой составил в промышленности примерно 50%, а в сельском хозяйстве – 21%, что благотворно сказалось на развитии всех отраслей пищевой промышленности.

Хозяйственная реформа обеспечила усиление динамики экономического роста в восьмой пятилетке (1966-1970 гг.). Среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли с 6,5 до 7,7%, а темпы роста производительности труда увеличились с 6 до 6,8%. Это дало основание руководству страны нацелить девятую пятилетку (1971-1975 гг.) на значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа, предусмотреть некоторое опережение в темпах роста промышленности группы «Б» по сравнению с группой «А», чтобы увеличить доходы трудящихся, товарную массу (при стабильном уровне розничных цен).

Перевод пищевой промышленности на новые условия планирования и экономического стимулирования осуществлялся в течение восьмой пятилетки постепенно. В 1966 г. на новые условия хозяйствования были переведены 78 предприятий различных отраслей пищевой, мясной и молочной промышленности. Эта группа предприятий успешно выполнила принятые обязательства. В 1967 г. на новые условия планирования и экономического стимулирования был осуществлен перевод целых отраслей пищевой промышленности: сахарной, ликероводочной, винодельческой, кондитерской, пивоваренной, макаронной, маргариновой, а также группа предприятий мясной и молочной промышленности.

Этот процесс перехода на новые условия хозяйствования виден на примере фабрики «Красный Октябрь». В плановые данные цехов были введены хозрасчетные показатели: основные производственные фонды; фондоотдача (выпуск товарной продукции на 1000 рублей основных фондов); прибыль (разность стоимости продукции в оптовых ценах и полной себестоимостью). Был разработан и пущен в производственные цеха «экономический паспорт». Это хозрасчетный документ на 1966 г. с основными показателями по сравнению с 1965 г. в разрезе кварталов. Подсобно-производственным цехам устанавливались показатели: план по объему производства, численность работников, фонд зарплаты. По цехам и участкам энерго-механического отдела в хозрасчетные показатели входили численность работников, фонд зарплаты, объем работ, намечаемых на месяц. Отдел сбыта в связи с плановыми показателями отчитывался по реализации продукции, экспорту, заказам Крайнего Севера, выработке фондов, а также по показателям численности и фонду зарплаты. Отпуск сырья и материалов производственным цехам стал производиться по лимитным картам. Во взаимоотношениях между цехами устанавливался принцип материальной ответственности. Отпуск полуфабрикатов в смежные цехи велся по расчетным ценам.

Обязательным условием успешной организации внутрифабричного хозрасчета стала система ежемесячного подведения производственных итогов и оценка работы хозрасчетных звеньев, своевременный точный учет, контроль за выполнением установленных технико-экономических показателей. Это делалось широко, гласно на расширенных заседаниях фабричного комитета профсоюза (фабкома), чему способствовал разработанный главным экономистом предприятия К.Г. Рютовым метод оперативно-производственного планирования – «стандартная неделя». На 28 участках, выпускавших 98% продукции, составлялись планы-графики на месяц, неделю, с разбивкой на сутки, на смену. Учет шел по производству за неделю 200 наименований кондитерской продукции или по всему ассортименту, заказанному торговлей. Посредством плана-графика «стандартная неделя» задания государственного плана доводились до каждого исполнителя производственного участка. Каждый рабочий четко знал свои плановые задания. За мастером оставалось не обеспечение работой участка, а контроль за ходом технологического процесса, за качеством продукции. В результате установилась ритмичность в выпуске изделий.

Опыт работы по графику позволил лучше загрузить оборудование, полнее использовать рабочее время, уменьшить возвратные отходы, сократить простои, особенно по организационным причинам. Были созданы благоприятные условия для равномерной реализации готовой продукции, что особенно стало важно при централизации доставки изделий фабрикой в магазины Москвы. Так, организовав работу всех участков по графику «стандартной недели», коллектив фабрики приступил к оценке производственных показателей по основному принципу хозяйственной реформы – объему реализованной продукции.

Упор стал делаться на повышение рентабельности, безубыточности каждого изделия, что обеспечивало денежные накопления предприятия. Благодаря внедрению новой техники, совершенствованию технологии, повышению уровня экономической работы росли объемы выпускаемой продукции, увеличивались ежегодно и накопления. Фабрика стала высокорентабельной. Это обеспечивалось внедрением научной организации труда, сокращением рабочего времени на вспомогательных работах, освоением членами бригад смежных профессий, проведением смотров по выявлению и использованию резервов, реализацией предложений по улучшению качества продукции, сдачей ее с первого предъявления.

Как и во всех трудовых коллективах страны на фабрике «Красный Октябрь» была создана система экономической учебы. Рабочие, ИТР по цехам и отделам были объединены в экономические школы, где по централизованно разработанной программе, в определенное время изучали курс основ экономических знаний, увязывали его с передовым производственным опытом.

В восьмой пятилетке в шоколадном цехе фабрики «Красный Октябрь» были установлены две комплексно-механизированные поточные линии. Плитка шоколада отливалась, выколачивалась, охлаждалась, заворачивалась. Вручную работница за смену заворачивала 1000 плиток, машина-автомат – 200 тысяч за 7 часов.

Подобным образом обстояло дело и на многих других предприятиях. Осуществленный в восьмой пятилетке перевод пищевой промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования расширил хозяйственную самостоятельность предприятий, повысил ответственность и материальную заинтересованность производственных коллективов в результатах работы, способствовал всемерному использованию резервов.

Отлаживались прямые экономические связи между предприятиями пищевой промышленности и колхозами, совхозами. Например, предприятия хлебопродуктов через закупочные цены и надбавки стали стимулировать посевы сильных сортов пшеницы, используемых для выработки высококачественной макаронной муки. Они приняли на себя часть расходов по заготовкам, оплачивая колхозам и совхозам доставку зерна на элеваторы и мельнично-крупяные предприятия. Значительный объем работ по первичной обработке (очистке и сушке) зерна переместился из совхозов и колхозов на предприятия хлебопродуктов, чем оказывалась существенная помощь хозяйствам.

Дело в том, что в осенний период в колхозах и совхозах было много сельскохозяйственных работ: уборка урожая, заготовка кормов, подготовка земель под урожай следующего года. В это время хозяйства испытывали недостаток в рабочей силе, а проведение работ по сушке и очистке зерна в колхозах и совхозах является трудоемким процессом, связанным с большими затратами. На предприятиях же хлебопродуктов эти работы являлись более механизированными, затраты труда здесь оказывались в 1,5–2 раза ниже, а общие расходы составляли 60–70% по сравнению с расходами в колхозах и совхозах.

Большая помощь стала оказываться колхозам и совхозам семенами, которые отпускались в порядке обмена на рядовое зерно, продавались на льготных условиях (колхозам - по закупочным, совхозам – по оптовым ценам), а также выдавались в виде ссуды. В значительных размерах предприятия хлебопродуктов отпускали хозяйствам зерновые отходы, отруби и комбикорма для нужд животноводства.

Таким образом, предприятия хлебопродуктов, являясь основным потребителем товарного зерна, стали оказывать активное воздействие на развитие своей сырьевой базы зернового производства.

Новая система управления, планирования и экономического стимулирования требовала лучшего учета потребительского спроса, устранения связанных с ним диспропорций в выпуске товарной пищевой продукции.

Например, производство сахара в стране намного опередило производство кондитерских изделий и фруктовых консервов. В 60-80-е гг. благодаря селекционной работе и семеноводству, внедрению в производство новых видов свеклосеющей и свеклоуборочной техники, урожайность свеклы достигла 230-235 центнеров с гектара, а сахаристость составляла свыше 16%. Уже в 1965 г. производство обеспечивало потребление сахара по физиологическим нормам. Однако хотя возможность потребления сахара в натуральном виде ограничена, лишь 25-28% его было использовано для выработки кондитерских изделий, безалкогольных напитков, мороженного, фруктовых консервов. В США на выпуск этих изделий в то время расходовалось до 60% сахара от общего рациона питания.

В кондитерской промышленности сложилось несоответствие между мощностями по производству отдельных групп изделий. Производственные мощности по выпуску карамели в середине 60-х гг. составляли более половины общей мощности производства сахаристых изделий, тогда как спрос на карамель составлял лишь 35-40% от этой группы. В то же время мощности по выработке шоколада и шоколадных изделий составляли менее 2%.

Поэтому восьмым и последующими пятилетними планами предусматривалось наращивание производственных мощностей отраслей, производящих пищевые продукты, спрос на которые по количеству или ассортименту не удовлетворялся.

Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) была провозглашена пятилеткой качества. Экономическая учеба трудящихся способствовала выдвижению новых подходов к соревнованию, распространению коллективных его форм по «лицевым счетам экономии». В соревновании смежников упор делался на конечный продукт. Соревнование становилось комплексным, основанным на содружестве предприятий, НИИ, вузов по двух–трехсторонним договорам. По почину передовых предприятий складывалась комплексная система управления качеством. В организации работ распространился бригадный подряд, возрождающий, по сути, лучшие традиции русской общинной артели – трудиться сообща, на основе согласия и взаимодействия. В 70-х гг. была взята ориентация на разработку комплексных планов социального и экономического развития предприятий и организаций, регионов, страны в целом.

Государственные капиталовложения за девятую и десятую пятилетки в пищевую, мясомолочную и рыбную промышленность составили более 30 млрд. рублей. Развитие технической базы пищевых производств в десятой пятилетке осуществлялось за счет оснащения новейшим оборудованием, внедрения механизированных и автоматизированных поточных линий, применения новейших физических методов, химических и биологических препаратов, использования искусственного холода. В результате за 70-е годы значительно возросли производственные мощности всех пищевых отраслей, в том числе в переработке мяса – на 28,8%, в производстве сахара-песка из свеклы – на 27,5%, в выработке маргариновой продукции – на 50,9%, в производстве виноградного вина – на 37,3%.

В целом преобразования в пищевой промышленности в этот период имели принципиально важное значение как для создания устойчивой пищевой базы страны, так и для развития всей экономики. После трудных военных лет они способствовали возвращению к нормальной, относительно обеспеченной жизни многих миллионов людей, порождали у них уверенность в своих силах и оптимистические надежды на будущее. Опыт нашей страны в быстром восстановлении и дальнейшем развитии пищевой промышленности получил международное признание и был использован в целом ряде государств. Кстати говоря, немало из этого опыта можно применить и сегодня в сложных российских условиях.

Однако с течением времени позитивные процессы хозяйственной реформы стали выхолащиваться административной практикой организации небывалых экономических результатов. Как и в хрущевские времена, стали выдвигаться лозунги, которые, по сути, дискредитировали созидательную энергию масс. Директивные призывы (сдать государству «шесть миллионов тонн узбекского хлопка», «один миллион кубанского риса», «казахский миллиард пудов зерна») создавали дисбаланс в развитии производства. Убытки, связанные с невероятным напряжением людских ресурсов, с нарушением экологии, отразились на сельском хозяйстве, в целом на сырьевой базе пищевой промышленности. На Кубани были загублены огромные площади плодородных земель ради рисовых посевов. Осушение под пашни в Белоруссии, районах Нечерноземья сотен тысяч гектаров болот привело к обмелению рек, а урожайность на новых землях оказалась весьма невысокой.

Огромные ассигнования в сельское хозяйство использовались порой для строительства грандиозных и малоэффективных животноводческих комплексов, для непродуманной мелиорации, химизации почв, выкачивались обратно в казну за счет искусственно повышаемых цен на технику – тракторы, комбайны.

Со второй половины 70 гг. резко усилилась гонка вооружений, США начали подготовку «звездный войн». Нашей стране надо было добиться военно-стратегического паритета с НАТО (равенство сил, возможность ответного удара). Средств на технический прогресс, переход к наукоемким производствам стало хватать только для военно-промышленного комплекса. Хозяйственная реформа подрывалась ужесточением директивного управления экономикой, перекачивавшего капиталовложения из сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности в оборонные отрасли.

В то же время экономический потенциал страны был огромен. За счет обширной системы образования, которая считалась лучшей в мире, промышленность и сельское хозяйство обеспечивались высококвалифицированными специалистами. Широкая сеть научно-исследовательских институтов занималась разработкой новых технологий. На разрабатываемых и реализуемых основах планирования комплексного социально-экономического развития предприятий и регионов сложились и стали развиваться военно-промышленный, топливно-энергетический комплексы страны. Мировой опыт транснациональных корпораций, производство которых нацелено на конечный продукт, позволял концентрировать финансовые, трудовые ресурсы целенаправленно. В нашей стране по звеньям складывался агропромышленный комплекс. Необходимо было государственное закрепление его статуса, разработка программы развития.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Восстановление и преобразование пищевых производств (1945-1953 гг.). А) Как было организовано восстановление народного хозяйства, в том числе пищевой промышленности, по окончании Великой Отечественной войны? Б) Как осуществлялся переход от карточного распределения продуктов питания к их свободной торговле после войны? В) Какие наметились качественные изменения в индустриальном развитии пищевой промышленности в первые послевоенные годы? 2. Объективизм и волюнтаризм в решение продовольственной проблемы. А) В чем сущность мероприятий 1953 года по совершенствованию сельскохозяйственного производства? Б) Как шло укрепление материально-технической базы перерабатывающих отраслей предприятий пищевой промышленности в пятидесятые годы? В) В чем проявился волюнтаризм в решении продовольственной проблемы и к каким он привел последствиям к середине 60-х гг.? 3. Хозяйственная реформа и динамика продовольственной сферы (1965-1981 гг.). А) Каковы цели и задачи хозяйственной реформы 1965 г.? Б) Как осуществлялась хозяйственная реформа в сельском хозяйстве, отраслях пищевой промышленности во второй половине шестидесятых годов (в восьмой пятилетке)? В) Какие достижения и просчеты в развитии сельского хозяйства, пищевой промышленности были в семидесятые годы (в девятой, десятой пятилетках)?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Когда в СССР была упразднена карточная система распределения продуктов и проведена денежная реформа а) в 1945 году; б) в 1947 году; в) в 1951 году. 2. Укажите источники быстрого восстановления народного хозяйства после войны 1941-1945 гг.: а) использование труда заключенных; б) усиление налогового пресса на колхозы и совхозы; в) трудовой героизм и самопожертвование советских людей; г) репарации с Германии и других стран фашистского блока; д) ужесточение дисциплины на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. 3. Курс на повышение материального благосостояния народа через ускорение развития сельского хозяйства и производства продуктов питания был провозглашен: а) Сталиным И.В.; б) Маленковым Г.М.; в) Хрущевым Н.С.; г) Брежневым Л.И. 4. Какие меры по расширению и совершенствованию сельскохозяйственного производства предпринимались в СССР во второй половине 50-х годов: а) насыщение колхозов и совхозов новой техникой; б) снижение налогов и повышение закупочных цен на сельхозпродукцию; в) наступление на личные подсобные хозяйства; г) создание индивидуальных фермерских хозяйств; д) преобразование колхозов в совхозы. 5. По производству каких видов продукции СССР занимал ведущие позиции в мире в 60-е годы: а) хлеб и хлебобулочные изделия; б) сахар; в) молочные продукты; г) мясо; д) яйца. 6. С именем какого советского руководителя связаны разработка и проведение хозяйственной реформы 1965 года: а) Хрущев Н.С.; б) Косыгин А.Н.; в) Брежнев Л.И. 7. Какие новые принципы внедрялись в советскую экономику хозяйственной реформой 1965 года: а) пересмотр отношений собственности; б) расширение хозяйственной самостоятельности; в) сокращение директивного планирования; г) широкое использование зарубежных технологий; д) повышение материальной заинтересованности тружеников; е) усиление роли внеэкономического принуждения. 8. Каковы главные причины свертывания хозяйственной реформы 1965 г.: а) неэффективность самой реформы; б) прогрессирующая бюрократизация управления; в) внешнеполитические события (события в ЧССР, гонка вооружений); г) отсутствие политической воли у руководства страны.  

VIII. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.014 с.)