Структурная сущность религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурная сущность религии



Под структурной религии понимается ее деление на составляющие элементы. Одни исследователи выделяют в структуре религии три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. (Религиозные организации, конечно, не могли существовать в период первобытнообщинного строя, а появились тогда, когда религия стала относительно самостоятельной областью духовной жизни). Другие, дифференцируя религиозное сознание, определяют его компоненты: религиозные представления (миропонимание), религиозные настроения (мироощущение) и религиозный культ (действия).

В религиозном сознании как одной из форм общественного сознания следует выделить религиозную психологию и религиозную идеологию

Религиозная идеология – это более или менее стройная система взглядов, идей, представлений, основанная на вере в сверхъестественное и составляющая догматическое вероучение, разработкой и пропагандой которого занимаются богословы и служители культа. Религиозная психология – совокупность чувств, эмоций, желаний, потребностей, настроений, переживаний, тесно связанных с системой религиозных идей и присущих верующим людям.

Религиозная идеология и психология обладают как общими, так специфическими чертами. Их объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями определенной эпохи, выступают как элементы надстройки и являются иллюзорным, фантастическим отражением действительности с характерными для нее особенностями. Они формируются под воздействием стихийных, довлеющих над человеком сил и выступают в религиозном сознании как два взаимосвязанных уровня интеллектуального и эмоционального восприятия мира с меняющимся между ними соотношением в зависимости от степени развитости сознания. Стержнем как религиозной идеологии, так и психологии является вера в сверхъестественное.

Различаются же они в хронологическом отношении: религиозная психология – более раннее образование. Она возникает в первобытную эпоху как непосредственное выражение бессилия людей в борьбе с природными и общественными стихиями. Религиозная идеология формируется на базе религиозной психологии в условиях классового общества в связи с разделением физического и умственного труда. В первобытнообщинном строе идеология не могла сформироваться по двум причинам: низкое интеллектуальное развитие человека и отсутствие в этой идеологии заинтересованности членов родоплеменной общности.

Различаются они также по сфере распространения и степени систематизации. Более широкое распространение имеет, несомненно, религиозная психология не только в период возникновения религии, но и в последующие формации. Что же касается степени систематизации, то следует заметить, что религиозное сознание на уровне общественной психологии носит фрагментарный характер, на уровне идеологии – относительно систематизированный.

Религиозная идеология, как и всякая другая, выступает в форме определенной теории, главной задачей которой является приведение в систему и обобщение всех элементов религиозного комплекса, приспособление их к массовому сознанию.

Религиозный комплекс – это единство и взаимосвязь идей, чувств и действий. Религиозные идеи – это совокупность представлений о мире, человеке и их взаимоотношениях, основанных на вере в сверхъестественное. Термин «представление» в данном случае употребляется и в плане чувственно-наглядных образов, и в плане понятий и суждений о них.

Религиозные идеи лежат в основе религиозного миропонимания, особенности которого были нами рассмотрены при анализе специфической сущности религии.

Религиозные чувства – это обычные человеческие чувства от страха до благоговения, только направленные на сверхъестественные объекты. Это особое эмоциональное отношение верующих к фантастическому, но признаваемому объективным миру, а также религиозно интерпретируемым и наделенным сверхъестественными свойствами отдельным проявлениям реального мира.

Человек избирательно отражает окружающий мир, – и эмоции, о чем свидетельствует формирование религиозного сознания, выступают не только как тон, положительно или отрицательно окрашивающий представления в зависимости от субъективных восприятий. Они также могут либо стимулировать процесс познания, либо затруднять его, менять направление познавательного акта и даже нарушать процесс адекватного отражения окружающей действительности.

Доктор медицинских наук П.В. Симонов выдвинул так называемую «информационную теорию» эмоций, с помощью которой возможно проникнуть в специфику религиозного понимания мира. Заметим, однако, что он не касается при этом религиозного комплекса, а рассматривает роль эмоционального фактора в процессе познания и прослеживает его значимость в зависимости от объема получаемой информации, объясняя повышенную эмоциональность в детском возрасте «хронической недоинформированностью». Эмоции, по его мнению, возникают при недостатке сведений и представляют собой «компенсаторный механизм, восполняющий дефицит информации, необходимый для достижения цели», активизируют процесс поиска нужной информации и повышают при этом надежность живой системы (19, 36).

Хронической недоинформированностью страдал и первобытный человек, ощущающий свою несамодостаточность, а согласно концепции П.В. Симонова, при невозможности получения необходимой информации снижается надежность живой системы, что в религии проявляется в поисках путей компенсации бессилия посредством обращения к более могущественным силам.

Религиозным чувствам и эмоциям в понимании «тайны религии» отводили существенную роль Т. Рибо и В. Джеймс, Ф. Шлейермахер и Л. Фейербах. Чувство зависимости, присущее человеку, подверженному религиозному воздействию, Ф. Шлейермахер назвал сущностью религии, а Л. Фейербах подчеркивал, что «орган религии есть чувство, есть сила воображения, есть потребность или стремление быть счастливым» (18, 745).

Богословы считают религиозные чувства врожденными, потенциально присущими любому человеку и проявляющимися в определенных жизненных ситуациях. Они даже пытаются усматривать их специфику в физиологических основах возникновения. Иронично к этому относится Л. Фейербах, заметив: если предположить существование особого «органа бога», то закономерно утверждать и наличие «органа дьявола». Он обосновал тезис, что религия деформирует эмоциональную сферу человека, и потому обычные человеческие чувства любви, восхищения, радости (или астенические эмоции подавленности, страха, горя) приобретают иллюзорную направленность (на вымышленный сверхъестественный объект), а отсюда их особый смысл и значение. Религиозные чувства являются вторичными по отношению к обычным эмоциональным переживанием человека. Обычные чувства любви (или страха) рождают религиозные иллюзии, а затем уже эти религиозные иллюзии вызывают религиозные чувства. По своей физиологической основе и психическим свойствам религиозные чувства не содержат ничего специфического. И по своим психологическим основаниям они не представляют никакого уникального явления. У верующего человека происходит удвоение эмоциональной ориентации. Одни эмоции направлены на действительные предметы, другие – на вымышленные, плод собственной фантазии, но вторые в шкале ценностей начинают играть доминирующую роль, т.е. происходит перераспределение ценностных ориентаций. В итоге религиозные иллюзии способствуют созданию устойчивого стереотипа, который является одним из главных механизмов воспроизводства религиозности. Таким образом, религиозные чувства составляют основу религиозного мироощущения – особой психологической ориентации личности, которая основана на вере в помощь сверхъестественных сил. Религиозные представления, проходя сквозь сферу чувств, превращаются в убеждения, лежащие в основе религиозного мировоззрения и религиозного культа.

Неотъемлемой частью любой религии, ее реализацей в сфере повседневной практической деятельности является культ (от лат. cultus – уход, почитание). Религиозный культ представляет собой совокупность иллюзорно-практических действий, с помощью которых осуществляются попытки воздействовать на сверхъестественные или реально существующие объекты. Религиозный культ, или религиозная деятельность, имеет своим назначением закрепить в сознании верующих религиозные взгляды и чувства, создавая иллюзию реальности сверхъестественного мира.

Поскольку религиозная деятельность является особым видом социальной деятельности, в ней, как и в любой другой социальной деятельности, следует различать две стороны – практическую и духовную. Религиозную деятельность К. Маркс называл одной из форм духовно-практического освоения мира. (20, 728). В первобытных религиях религиозная деятельность была вплетена в трудовую (в форме магических ритуалов) и практически не вычленялась, затем в связи с изменениями в системе материального производства, связанными с разделением труда, она выделяется как относительно самостоятельная.

В ходе общественного развития, в соответствии с динамикой религиозного сознания и расширением границ влияния религии, религиозная деятельность стала подразделяться на внекультовую и культовую. Внекультовая – это, прежде всего, богословская теоретическая деятельность, которая включает разработку концепций мироздания и различных сфер общественной жизнедеятельности в соответствии с изменяющимися социальными условиями, а также интерпретацию актуальных проблем с учетом новейших достижений науки. Практическая же деятельность предполагает управленческую, издательскую и достаточно значимую для усиления влияния религиозной идеологии – миссионерскую. Содержание культа определяется и ограничивается миропониманием соответствующей эпохи, поэтому неслучайно происходит смена предметов культа, начиная от космических сущностей (солнце, луна, звезды), мистифицированных явлений природы и ее конкретных проявлений (леса, горы, реки, деревья) до персонифицированных. В культовой практике синтезируются и религиозные, и нерелигиозные потребности: религиозные чувства и эмоции переплетаются с эстетическими и коммуникативными (и очень часто религиозная сущность отступает на второй план перед проблемами социального конформизма). К собственно культу относятся все виды действий, имеющие отношение к религиозно-магическим представлениям. В первобытных религиях к ним относились ритуальные церемонии (пляски, имитация убиения, заклинание и вызывание духов), которые субъектами культа воспринимались как необходимая составляющая непосредственной практической деятельности, ее преамбулой. Магические обряды первоначально были связаны с верой человека в свои собственные сверхъестественные силы, которые лежали в основе воздействия на окружающий мир в желаемом направлении. Человек воспринимал себя как часть этого мира, связанную с ним системой естественных и мистифицированных отношений. Неслучайно и космические сущности, из которых складывался мир, представлялись изначально антропоморфно или зооморфно (но в таком случае животным придавались человеческие черты). Магические церемонии в те времена являлись в большей степени компонентом образа жизни, культуры, а не культа.

При анимизме, шаманизме и более поздних формах религии появляется новое действо – заклинание духов, а впоследствии богов и их умилостивление. Этот вид культа характерен и для современных религий, но ему присуще усложнение и строгая регламентация составляющих компонентов. Его разновидностями являются: жертвоприношения, таинства, обряды, всевозможные мистерии, праздники, а также проповедь, молитва, богослужение. Складываются определенные предписания (каноны), как это следует делать.

Культ выполняет ряд функций. Он удовлетворяет естественные потребности человека (в общении, сопереживании, сочувствии, утешении, понимании). Используя механизмы внушения, подражания, служители культа добиваются сильного эмоционального воздействия на психику верующих, создавая иллюзию тех эмоций, которые необходимы верующему человеку в данный момент. Культ также способствует укреплению вероисповедного единства, восприятию принадлежности к определенной религиозной конфессии как знак избранности. Более того, для отдельных членов религиозных общин культ становится средством самоутверждения и самореализации. Как показывает историческая практика, религиозные обряды и ритуалы в некоторых конфессиях (в частности, в иудаизме, индуизме, исламе) срастаются с бытовыми и национальными традициями.

Во время отправления культа удовлетворяются нравственные и эстетические потребности верующих. Их поступки, ритуалы, согласуясь с заповедями нравственности и гуманизма, идущими от бога, отнюдь не противоречат принципам общечеловеческого гуманизма, поскольку действительно ориентированы на позитивные моральные ценности. Удовлетворение эстетических потребностей происходит благодаря воздействию необычной приподнято-торжественной обстановки, икон, обладающих несомненными художественными достоинствами, духовной музыки и пению, оказывающих потрясающее эмоциональное воздействие. Наконец, культ может стимулировать переход от негативных (астенических) эмоций к успокоению, гармонии, ощущению радости бытия. Результатом культовой деятельности становится удовлетворение религиозных потребностей, желаний и эмоций.

Таким образом, в структуре религиозного сознания наличествуют три составляющих: религиозное миропонимание (идеи), религиозное мироощущение (чувства) и религиозный культ (действия). Следует, однако, заметить, что в различных религиях соотношение этих элементов меняется. Это имеет прямое отношение и к христианству в его трех разновидностях (православие, католицизм и протестантизм). Если структуру религиозного сознания изобразить в виде треугольника, то в православии основанием треугольника выступит культ (действие, мистерия, театрализованное представление, символическое общение с богом), так как именно обрядовая сторона здесь является доминантной; в католицизме таковой становится мироощущение, в силу доминирования эмоционального фактора благодаря органной музыке и всему комплексу эстетических средств воздействия на сознание человека, а в протестантизме – ведущая роль принадлежит идейному компоненту, т.е. центр тяжести переносится на осмысление «слова божьего». Поэтому в протестантизме огромное значение приобретает чтение и комментирование Библии, стремление более глубоко разобраться в догматике, что необходимо для осуществления миссионерской деятельности и индивидуальных форм общения с богом. Индивидуальная культовая деятельность требует от человека большей активности, чем участие в коллективной культовой практике, что диктует потребность постижения религиозных истин.

Необходимо заметить, что те или иные элементы религии могут менять свою роль в зависимости от различных социальных условиях. Несомненно, в годы войны доминирующую роль играли религиозные чувства, поскольку общество находилось в стрессовом психологическом состоянии, а общественное сознание было растерянным; поэтому и в церквях, и в религиозных нецерковных общинах шел процесс массированного воздействия на эмоциональную сферу, на смену астенических эмоций стеническими. В условиях современной России, для которых характерен всплеск религиозности (а к церкви приобщаются не только глубоко верующие, но и люди, потерявшие ориентиры в реальной жизни), культ становится одним из факторов психологической стабилизации, благодаря причастности всех присутствующих в храме к культовой стороне богослужения. Это психологическое воздействие достигается, с одной стороны, тем, что человек удовлетворяет нравственно-эстетические потребности, а, с другой - временным уходом от неразрешимых для него жизненных проблем, попаданием в обстановку, резко отличающуюся от той, которая приводит его в стрессовое состояние и рождает негативные эмоции и мироощущение.

Ни одна религия не обходится без религиозных организаций.

Религиозные организации – это объединения людей, созданные для совместной религиозной деятельности, а также структурные объединения, упорядочивающие и контролирующие эту деятельность. Иначе, они подразделяются на внекультовые и культовые. К внекультовым относятся церковные советы, организационные, ревизионные и другие комиссии, а к культовым - «клир», «епископат» и др.

В ходе становления религии как социального феномена религиозные организации принимали различные формы. В первобытном обществе религиозными церемониями руководили старейшины рода и племени. Затем появляются шаманы, монополизирующие обряд, и знахари. Но как таковая религиозная организация еще не существовала. Она появляется только в условиях классового общества с образованием особого сословия – жрецов.

Последователи определенного вероисповедания образуют религиозную общность, которая в совокупности с организационными элементами представляет религиозное объединение. К числу последних относятся церкви, секты, деноминации. Наибольшей фундаментальностью отличается церковь (греч. Kyiake – божий дом) – особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа, принадлежность к которой определяется традицией. Главными признаками церкви являются: наличие определенной догматической системы и культовой практики, иерархический характер и централизация управления. В основе иерархии лежит принцип деления, установившийся еще в эпоху античного хриистианства: клир (в современной церкви – духовенство) и миряне (рядовые верующие).

Церковью называют также здание для отправления религиозного культа, т.е. храм. Термин «церковь» применяют для обозначения своей религиозной общности представители некоторых протестантских направлений, например, церковь евангельских христиан – баптистов. Храмом они называют человеческую душу, содружеством же, единением этих храмов – церковь. Церковь занимается как собственно-религиозной деятельностью (удовлетворение религиозных потребностей верующих и проведение служб), так и нерелигиозной. В настоящее время в связи с изменением законодательства о религиозных культах нерелигиозная деятельность церкви стала довольно разнообразной и достаточно популярной: миротворческая, благотворительная, милосердная, просветительская и т.д. Но это уже область функциональной характеристики церкви, что будет проанализировано в соответствующем разделе.

Секта (от лат. secta – учение, направление, школа) – религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви.

Свой отход от распространенной в государстве церкви (или государственной религии) сектанты мотивируют либо недовольством своим социальным положением, либо несогласием с определенными догматическими принципами. Таковыми, например, являются монофизиты, так называемые единоприродники, появившиеся в Византии в V в. н.э., подвергшие критике догмат о богочеловечности Христа и утверждавшие учение о его единой природе: либо божественной, либо человеческой. Монофизитство сохраняется и в настоящее время. В XVI веке появление анабаптизма также детерминировано протестом, но это уже было недовольство и в социальном плане, и в догматическом. Они требовали вторичного крещения в сознательном возрасте и выступали против богатства, призывая к введению общности имущества.

Особенностью сект является претензия на исключительность. Полагая, что им присущи особые мистические и догматические знания, которые они получают путем особого откровения, считают, что пользуются и особым отношением к ним бога (в частности, баптисты, адвентисты, пятидесятники). Отсюда идея избранности, которая является одной из существенных сторон их догматики. В иерархическом плане нет никаких градаций, совет общины занимается только организационной и регуляционной деятельностью. Глава общины – «пресвитер» − никакими особыми полномочиями не наделяется. Привлекательна для членов общины идея равенства, поэтому они называют друг друга братьями и сестрами во Христе.

Деноминация (от лат. denomination – переименование) – своеобразная оппозиция церкви и сектам, ратует за возможность духовного возрождения любого члена общины. Большое внимание обращается на деятельность в миру, она рассматривается как обязанность перед богом. Члены такой общности признают особую роль не только основателя, но и главы общины, который является непререкаемым авторитетом и якобы наделен высшими полномочиями и особым даром толкования Священного Писания. Подобные общины, вышедшие из протестантизма, в религиоведении именуются маргинальными. Они отходят от традиционной христианской догматики, своеобразно толкуют Библию или дополняют ее (в частности, отрицание троицы у иеговистов и признание единого бога Иеговы), а порой заменяют ее писаниями собственных пророков.

Такой является Церковь Иисуса Христа святых последних дней, имеющих собственное Священное Писание «Книгу Мормона» и ведущих активную миссионерскую деятельность в странах Америки, Западной Европы, Южной Африки, Австралии, Новой Зеландии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.014 с.)