Рентабельность как показатель оценки эффективности хозяйственной деятельности. Система показателей оценки рентабельности активов и собственного капитала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рентабельность как показатель оценки эффективности хозяйственной деятельности. Система показателей оценки рентабельности активов и собственного капитала.



Показатели рентабельности характеризуют финансовый результат и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников рынка. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. Они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно определить в следующие группы:

- показатели рентабельности капитала (актива)

- показатели рентабельности продаж

П от продаж / N > Пбух / N > Пн/ N > Пч / N

Используя данные ф№2 проведем факторный анализ использования прибыли (60,61)

 

Показатели Предыдущий Отчетный +/- Темп роста
N     +1000 128,57
П от продаж     +60 116,44
Рентабельность,% 10,429 9,444 -0,985 90,56

 

Подстановки Показатели R +/-
П N
Базисные     10,429 -
      12,143 +1,714
      9,444 -2,699

Баланс факторов: 1,714-2,699=0,985

0,985=0,985

Расчеты показывают, что отношение рентабельности продаж по прибыли от продаж произошло в результате роста выручки от продажи, темп роста выручки от продажи опережает темп роста прибыли от продажи, по такой же методике можно провести факторный анализ рентабельности продаж чистой прибыли (см. формулу 60).

Анализ рентабельности капитала.

Рентабельность капитала формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств:

- все активы предприятия

- инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства)

- акционерный капитал (собственный капитал)

см. формулы 56-59.

Пч / Кактивы > Пч / Кинв > Пч / К собств

Несовпадение уровня рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала), потенциальных инвесторов и кредиторов отдача на инвестируемый капитал. Собственников и учредителей доходность собственного капитала. Каждый из перечисленных показателей моделируется по факторным зависимостям:

Пч / Акт = Пч/N * N / Акт

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Экономическая связь заключается в том, что формула указывает пути повышения рентабельности:

- при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Используя ф№2 проведем факторный анализ изменения рентабельности активов.

Рассмотрим следующую формулу:

R = Пч/Ск = Пч/Т * N/Кап *Кап/СК

Используя данные Ф№1 и Ф№2 отчетности и применяя способ цепных подстановок проведем факторный анализ изменения рентабельности собственного капитала.

Факторный анализ показателей рентабельности6

На уровень рентабельности оказывает влияние вся совокупность производствено-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления, структура капитала и его источников, степень использования производственных ресурсов, объем, качество и структура продукции, затраты производства, прибыль по видам деятельности и направление ее использования.

Методология факторного анализа рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателей по качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельность активов) можно использовать трех или пяти факторную модель. Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыль от продаж, чем выше отдача внеобортных активов и скорость оборота, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалам)

Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровне рентабельности определяется по методу цепных подстановок или интегральному методу оценки факторных влияний.

 

 

5.34 Моделирование показателей рентабельности активов и капитала (чистых активов), как база проведения многофакторного анализа. Анализ рентабельности согласно МСФО.

Рассмотрим факторный анализ по трех факторной модели используя данные таблицы 1.

R = П/Акт = П/ (F + E) =(П /N) / (F/N + E/N) = YП / (YF+YE)

YП – прибыльность продаж

YF - фондоемкость

YE – оборачиваемость оборотных активов

Пяти факторная модель рентабельности активов:

R = П/Акт = П/ (F + E) =(П /N) / (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N + E/N) = 1 – (U/N + M/N + A/N) / (F/N + E/N) = 1- (YU + YM + UA) / (YF+YE)

YU - трудоемкость

YM - материалоемкость

UA – амортизациемкость

Факторная модель рентабельности раскрывает важнейшие причинно следственные связи между показателями финансового состояния предприятия и финансовым результатом, поэтому они являются незаменимыми для оценки сложившейся ситуации. Они являются так же управляемыми моделями прогнозирования финансовой устойчивости предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.005 с.)